Научная статья на тему 'Современный репертуар фотоизданий'

Современный репертуар фотоизданий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1309
216
Поделиться
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мжельская Е. Л.

Развитие издательской системы в России за последние годы демонстрирует устойчивый интерес общества к визуальной информации. Репертуар фотоизданий активно обновляется. Заметным явлением стали проекты таких издательств, как Лики России, Музей Московского дома фотографии, ЛОГАТА, АРТ-РОДНИК, АРТ ТЕМА, Издатель Л.Гусев Пунктум, РГАЛИ, Государственный центр фотографии в Санкт-Петербурге, Издательство С.-Петербургского университета.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мжельская Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Modern repertoire of photoeditions

The development of publishing system in Russia last year showed steady interest of society to visual information. The repertoire of photoeditions is actively updated. The appreciable phenomenon became projects of such publishing houses, as Faces of Russia, Museum of the Moscow house of a photo, LOGATA, ARTSPRING, ART-THEME, Publisher L. Gusev, PUNKTUM, RGALI, the State Center of the Photo in St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg university.

Текст научной работы на тему «Современный репертуар фотоизданий»

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И РЕДАКТИРОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

*

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И РЕДАКТИРОВАНИЕ

УДК 655.254.22 е. Л. МЖЕЛЬСКАЯ

Московский государственный университет печати

СОВРЕМЕННЫЙ РЕПЕРТУАР ФОТОИЗДАНИЙ

Развитие издательской системы в России за последние годы демонстрирует устойчивый интерес общества к визуальной информации. Репертуар фотоизданий активно обновляется. Заметным явлением стали проекты таких издательств, как «Лики России», «Музей Московского дома фотографии», ЛОГАТА, АРТ-РОДНИК, АРТ ТЕМА, «Издатель Л.Гусев» «Пунктум», РГАЛИ, Государственный центр фотографии в Санкт-Петербурге, Издательство С.-Петербургского университета.

Развитие издательской системы в Российской Федерации за последние годы демонстрирует устойчивый интерес общества к визуальной информации. Причем не только в журнальных, но и в книжных изданиях. Если в 90-е годы ХХ века выпуск фотоизданий сократился по всем тематическим направлениям в силу нерентабельности, то за последние пять лет ситуация стала выправляться, и книжное сообщество приобрело ряд интересных проектов. Важной особенностью современного периода книгоиздания является то, что фотоиздание как явление книжного искусства становится в отдельных издательствах основным предметом издательской продукции.

Самым ярким явлением в формировании репертуара фотоизданий можно назвать издательство «Лики России» в Санкт-Петербурге, начавшее свою издательскую деятельность с 1993 года. На сегодняшний день это единственное в стране профессиональное издательство, специализирующееся на выпуске фотоизданий. Коллектив предпринимает очень важную и сложную задачу по собиранию и сохранению фото-

документальных свидетельств российской истории. Основной вид издательской продукции «Лики России» — это фотоальбомы и фотокниги по различным тематическим направлениям истории нашей страны. Большую работу редакция издательства проводит в связи с изданием книг научного и научно-популярного типа. Издания всегда отличаются высоким уровнем подготовки элементов научно-справочного аппарата. Уникальность издательской, научно-исследовательской деятельности «Ликов России» заключается в том, что многие архивные фотоматериалы публикуются впервые. Фотография, в особенности архивная, — это всегда документ истории, документ эпохи. Фотоальбомы данного издательства представляют результаты научного исследования российской истории на основе фотоматериала с подтверждением текстовыми архивными документами. Фотография в этих альбомах — это документ исторического исследования, свидетельство эпохи и отражение культурного наследия России. Подготовка каждого издания занимает несколько лет.

История России, история Санкт-Петербурга — приоритетные темы в издательском репертуаре «Лики России». Первая гордость — выпуск историко-художественного фотоальбома «Санкт-Петербург — столица Российской империи». Далее следуют «Санкт-Петербург. Миром создан — красотой храним», «Ленинград в годы Великой Отечественной войны: Очерки. Документы. Фотографии, «Петроград — Ленинград 1920 — 1930-е годы в фотографиях и документах», «Петропавловский собор. Усыпальница Императорского дома Романовых», «Николай II. Страницы жизни», «Николай Романов. Страницы жизни».

В репертуар издательства «Лики России» входят редкие по своему содержанию книги, посвященные научно-педагогической деятельности вузов Санкт-Петербурга. Например, фотокниги «Педагогический университет им. А.И. Герцена. От Императорского Воспитательного дома до Российского государственного педагогического университета», «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет».

Картину документальной истории Санкт-Петербурга органично дополняют фотоиздания о разных районах России: «Ленинградская область. История и современность», «Заонежье на старых фотографиях», «Дороги Тверской области. Страницы истории», фотоальбом «Первые ворота Российского государства. Очерк градостроительной и архитектурной истории Архангельска и Холмогор» «Земля Тосненская. История и современность».

Издательством разрабатывается непривычная с точки зрения подачи в фотоматериале тема благотворительности. Один из удачных примеров — фотоальбом «Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге. Рубеж XIX — XX веков».

Результатом научного исследования стали фотоиздания 2002 — 2004 гг.: «Москва в фотографиях. Конец XIX — нач. XX века», «Москва православная и ее окрестности в старых фотографиях», «Военная столица Российской империи в фотографиях конца XIX — начала XX века», «Медицина. Культура. Милосердие. В фотографиях и документах конца XIX — начала XX века», «Сестры милосердия России», «Российская империя в фотографиях. Конец XIX — начало XX века»), «Российский императорский флот. В фотографиях конца XIX- начала XX веков». «Окно в Европу», «Мусульманский мир Российской империи», «Любимые резиденции Ьмператрицы Марии Федоровны в России и Дании».

Россия православная — так можно охарактеризовать еще одно издательское направление «Ликов России»: «Православный мир России в фотографиях конца XIX — начала XX века» (в 2002 году на всероссийском конкурсе книга была признана «Лучшей книгой года») и «Православные святыни Балкан».

Интересным представляется и опыт издания фотоальбомов справочного характера: христианская историко-церковная энциклопедия «Святыни Санкт-Петербурга», Ккаткий церковно-исторический справочник «Земля Невская дравославная». Фотоальбом «Русские храмы и обители в Европе» также можно отнести к справочным изданиям. Фотоальбом «Дорогами Смоленской области» представляет собой справочное издание-путеводитель.

В 2003 году издана редкая для издательской практики научно-производственной фотокниги «Город начинается с порта», подготовленная по материалам из истории развития морского торгового порта Санкт-Петербурга, оказавшего существенное влияние на рост промышленного и торгового потенциала Севе-

ро-западного региона России и в целом Российской Федерации.

Самостоятельные темы представляют фотоиздания 2000 — 2006 годов выпуска: «Спорт наших дедов. Страницы истории российского спорта в фотографиях конца XIX — начала ХХ века», «У истоков российского парламентаризма», «Немцы в России», «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX — начало ХХ века. Уникальны по замыслу фотоальбомы, темой которых стала дорога. Например, «Главная дорога России. Москва — Санкт-Петербург»., «Волго-Балт». Необычный издательский проект предприняли «Лики России», выпустив фотокнигу «Государственная инспекция безопасности дорожного движения Санкт-Петербурга и Ленинградской области», где показана профессиональная и спортивная подготовка кадров, работа добровольных помощников автомобильных инспекторов.

Большой вклад в развитие и сохранение наследия фотоискусства вносит Московский дом фотографии. Много лет занимаясь выставочной практикой, Дом фотографии проводит серьезную научную работу по исследованию творческих возможностей фотоизображения, изучает историю фотоискусства и мастерство отдельных фотографов. Фестивали, проводимые по инициативе МДФ, не только имели успех у публики и прессы, они восстановили художественную и социальную значимость феномена фотографии в российском общественном сознании, а издательская деятельность МДФ способствуют повышению авторитета отечественного фотоискусства в России и зарубежом. По материалам выставок и научных исследований издательский отдел «Музей Московского дома фотографии» публикует каталоги и альбомы. Основной массив их фотоизданий составляют каталоги, организованные по рубрикам: фестивали, персональные и тематические издания, серия «черный квадрат». Отдельные издания, хотя и подразделяются как каталоги, т.е. справочные издания, но по существу и по внутренней организации являются научно-познавательными альбомами. Например, фотобиеннале, проходящие в Москве каждые два года, имеют свое издательское оформление в каталогах за 1996 — 2006 годы.

Московские международные фестивали под названием «Мода и стиль в фотографии» также имеют издательский вариант в каталогах с тем же названием. Таким образом, были изданы каталоги в 2001, в 2003, 2005, 2007 годах. Книги «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии» предложены издательством в серийном оформлении, что придает им стильность подобную высокому стилю самих выставок.

Персональные каталоги по результатам выставок с 2000 года были посвящены людям, преобразившим фотоискусство, поднявшим его на новую ступень развития и понимания языка фотоизображения, — Александру Гринбергу, Максу Пенсону, Александру Викторову, Энтони Сво, Николаю Полисскому, Борису Игнатовичу, Александру Родченко, Франтишеку Дртиколу, Сергею Шиманскому, Владимиру Куприянову и др.

В репертуар издательства «Музей Московского дома фотографии» входит серия «Черный квадрат», образованная в 2000 году. Книги данной серии также посвящены отдельным мастерам фотоискусства и являются не просто результатом выставочной работы, но результатом серьезного научного исследования и осмысления путей развития творческой фотографии и связанного с ними времени. В рамках серии опубликованы альбомы «Мухин Игорь. Москва — Париж»

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И РЕДАКТИРОВАНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И РЕДАКТИРОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

«Бородулин Лев. Москва», «Игнатович Борис. Москва», «Журавлев Анатолий. Ретроспектива».

Массив фотоизданий развивается и пополняется благодаря тематическому репертуару «Музея Московского дома фотографии». В рамках московской темы с 1997 года изданы каталог «Москва глазами фотографов 1900— 1940», альбомы «Москва в фотографиях», «Москва. Реконструкция в фотографиях 1850 — 2000», авторский альбом Льва Бородулина «Москва», «Кремль неизвестный — известный», каталог «Москва в объективе ЯОЫУ». С героическим прошлым читатель-зритель знакомится по каталогам «Крымская война 1853— 1856. Героическая оборона Севастополя. Первые фоторепортажи», «Посвящение. Вторая мировая война». К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне приурочен фотоальбом «1418 дней». Обобщением советского образа можно назвать альбом «СССР 1917—1991. История в фотографиях». Спортивная тематика представлена каталогом выставки «Спорт в фотографии. Фотофестиваль» и фотоальбомом «Лев Бородулин. Спорт». Таинство балета демонстрирует альбом «Георгий Петрусов. Большой балет». Тему международного сотрудничества представляет каталог выставки «Фотомост: Санкт-Петербург-Израиль».

К современному искусству фотографов-москви-чей обращены издания, вышедшие в 2004-2006 годах: каталог «Новое начало. Современное искусство из Москвы» и альбомы «Советская фотография 1920 — 1930-х гг.», «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней». Стилистические особенности маньеризма и пикториализма исследуются в альбоме «Роберт Мэпплторп и классическая традиция. Фотографии и гравюры маньеризма» (2004 год) и каталоге выставки «Тихое сопротивление: русский пикториализм 1900 — 1930-х гг.» (2005 год). О том, что увидели наши фотографы за границей, рассказывает альбом «Русский взгляд на Европу» (2005 год). Изобразительные возможности фотомонтажа раскрываются в каталоге «Визуальное оружие. Советский фотомонтаж 1917 — 1953» (2006 год).

Издательство ЛОГАТА специализируется на выпуске научно-популярных фотоизданий о природе и достопримечательностях России. Его репертуар составили фотоальбомы по Камчатке, Кавказу, Среднерусской равнине. Глубоким фотоисследованием природных достопримечательностей стали несколько изданий Е. Лобкова: «Заповедники и национальные парки России», «Заповедники Сибири», «Камчатка. Объекты всемирного природного наследия». Публицистическим звучанием отмечены книги фотожурналиста А.Нечаева «Чудеса Земли Камчатки», «Долина Гейзеров», «Камчатка. Горячая земля у студеного моря» и «Камчатка. Полуостров медведей». Камчатскому медведю посвятил свой фотоальбом с одноименным названием В. Николаенко. Замечательным исследованием края также стал фотоальбом «Камчатка. Елизовский район». «В горах Кавказа», — так назвал свой альбом К. Михайлов, а фотожурналист Н. Белко показывает интереснейшие места Мещеры в фотоальбоме «Мещера заповедная». Экологическая проблематика послужила созданию объемного справочного фотоиздания «Заповедники и национальные парки России».

Серьезным вкладом в развитие и популяризацию фотоискусства являются фотокниги издательства АРТ-РОДНИК. Издательский репертуар формируется во многом из фотоизданий, среди которых особое место занимают фотоальбомы, представляющие результат продолжительного исследования фотогра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фами различных стран окружающей жизни, а также фотокниги научного и справочного характера для чи-тателей-зрителей, профессионально интересующихся фотографией. В 1999 году издательство «Арт-Родник» совместно с Государственным историческим музеем осуществило гуманитарный проект по подготовке и выпуску каталога выставки дагеротипов под названием «У истоков фотоискусства». К выставке выдающегося фотографа А.С.Шайхета, посвященной 100-летию со дня рождения и проходившей в залах музея личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, издательством Арт-Родник в 2000 году был выпущен каталог «Аркадий Шайхет. Фотографии 1924 — 1951».

Есть в репертуаре издательства и научно-популярные фотоиздания. Например, серия «Лучшие фотографы мира», куда вошли альбомы «Живая природа» и «Пейзаж» Терри Хоупа, «Портрет» Фергюса Грира, «Земля, увиденная с неба» Я. Артюс-Бертрана, «Горы нашей планеты», «Море» Ф. Плиссона, «Пейзажи России», «Животные» Стива Блума, «Подводный мир. Краски и узоры глубин» Д. Винкеля.

В конце 2000 года в Санкт-Петербурге образовалось новое издательство, специализирующееся на выпуске фотоизданий, АРТ ТЕМА. Фотографический замысел определяет содержание всех книг этого издательства, каждая книга — это фотографический проект, где фотография либо выступает на первый план, как в «Невольной линии ландшафта», либо подчиняется теме, которая, в свою очередь, не может быть раскрыта иными средствами, чем фотография. Замечательным является конструктивное решение их изданий, где стабильными остаются формат — 22x22см, количество полос — 36, цветность изображения — черно-белое: «Невольная линия ландшафта. Петербург Александра Китаева», «Александр Китаев. БШШдЬ. Фотограммы», «Афон. Скит «Новая Фиваида», «Благословение. Святая Гора Афон. Фотографии», «Отражения», «Петергоф», «Балерины Мариинского театра «Город теней» «Фотомастер» Светланы Пожарской.

Теоретическая разработка исторического пути фотоискусства проведена В. Левашовым в фотокниге «Фотовек. Краткая история фотографии за 100 лет», выпущенная издательским домом КАРИАТИДА в 2002 году. В каждом десятилетии автор находит элемент новаторства, связанный с технологическим развитием цивилизации вообще и фотографии в частности, но наиболее интересны ему культурологические аспекты истории этого медиума.

Заметным явлением фотоискусства стали альбомы, выпущенные «Издателем Л.Гусевым». Особого внимания заслуживает персональный альбом фотодокументалиста Игоря Мухина «Рожденные в СССР», изданного в 2005 году. И фотографии говорят друг с другом, приглашая зрителя присоединиться к этой неслышной беседе, тема которой вечна — наша жизнь. Теоретическому осмыслению фотография подвергается в трудах Александра Лапина, опубликованных в изданиях «Фотография как ...» и «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» (2004 год).

Как известно, фотография обладает большими исследовательскими возможностями. Это доказывает издательство «Пунктум» выпуском серии «Материалы к истории фотографии». Например, большое количество уникальных фотографий, отражающих основные этапы развития русского и зарубежного фотоискусства, находятся в частных коллекциях и практически недоступны. Фотоальбом «Шедевры фотографии из частных собраний. Русская фотография 1849—1918» (2004 год), включающий 132 снимка, восполняет этот

пробел, знакомя с недостающими звеньями в истории русской и мировой фотографии. В альбоме «Обнаженные для Сталина. Советская фотография 19201940 годов» работы ведущих советских фотографов различных направлений объединены общей темой — изображением женского тела. Читателю-зрителю будет интересно проследить изменение подхода к съемке тела в советской фотографии сталинской эпохи — от созданных в 1980-х фотографий в жанре «ню», до официальных фотографий советских парадов и живых пирамид 1930-х. Монография «Фотограф Алексей Мазурин. Русская фотография 1890-1910-е г.г», изданная в 2005 году, посвящена выдающемуся мастеру светописи рубежа XIX — ХХ веков фотогра-фу-любителю Алексею Мазурину. В его фотографиях запечатлены поэзия дворянского и крестьянского быта, романтические пейзажи.

Исследование человека ученого представлено Санкт-Петербургским издательством «Светлячок» в альбоме С.Г. Новикова «Портрет интеллекта», изданного в 2000 году. Для этого альбома екатеринбургский фотохудожник Сергей Новиков отобрал более 450 портретов 124 ученых, которых он фотографировал последние 15 лет (с 1984 по 1999 г.). Эпиграфом к изданию Сергей Новиков взял слова Лихтенберга: «Самая занимательная для нас поверхность на Земле — человеческое лицо».

Традиции создания фотокниг по художественной классике продолжили в «Издательстве Ивана Лим-баха». В 1999 году появилось удивительно красивая фотокнига А.С.Пушкин «Медный всадник», построенная на взаимодополнении фототекста (фотохудожник А.С. Чежин) и классического литературного произведения. В одном издании представлены поэма 1833 года и фотографии 1987— 1997 годов. Сегодня среди изданий, синтезирующих разные виды и стили искусств, высокую литературу и живопись, поэзию и фотографию, трудно в России подыскать другую книгу, столь органично соединившую два начала. Издание, которое обрело собственный стиль. Формат, напоминающий журналы классической пушкинской поры, вытянутый, как кадр Лейки, оказался соразмерен подаче современной фотографии.

В 1999 году в Санкт-Петербургском издательстве «Икар» фотомастер Сергей Жиркевич издал фотоальбом «От Замогилья до Благодати». Это удивительный фотоальбом (130 фотографий), который можно условно назвать «о времени и о себе».

Фотоальбом «Возвращение»( 2004 год) московское издательство Август Борг выпустило по следам триумфального успеха кинофильма Андрея Звягинцева «Возвращение» на фестивале в Венеции, где Владимир Мишуков был фотографом. Его черно-белые фотографии, сделанные — по сюжету — героями в течение двухчасового гоа^шоше завершают картину и становятся мощным эмоциональным эпилогом глубоко личного путешествия. В альбом включены, главным образом, фотографии, сделанные во время работы над фильмом — от хроникальных кадров на съемочной площадке до психологических портретов героев «Возвращения», сделанных в стилистике дневникового документа.

Научный фотоальбом «Русский авангард. Из собрания Российского государственного архива литературы и искусства» опубликован издательством РГАЛИ в 2004 году. Фотоальбом подготовлен в рамках программы «Изобразительные источники РГАЛИ», проводимой при содействии Фонда Форда. Выход в свет этого издания дает новые возможности для изучения творчества мастеров русского и совет-

ского авангарда — Владимира Татлина, Александра Родченко, Александры Экстер, Александра Веснина, братьев Штеренберг, Эля Лисицкого, Густава Клуциса и других. «Русский авангард из собрания РГАЛИ» впервые публикует интереснейшие произведения фотографии, созданные в контексте русского авангарда. Уникальный альбом «XIX век в фотографиях из коллекции Михаила Виллие» (2006 год), подготовленный РГАЛИ, представляет коллекцию фотографий «старой доброй Европы». Фотографии XIX века — это истинная картина жизни, когда фотохудожник выстраивает каждый кадр, учитывая время, за которое свет, движение объекта и человека «поместятся» в выдержку фотоаппарата.

Фотокаталог выставки «Император Павел I. Нынешний образ минувшего» Государственного Русского музея издан в 2004 году (авторы текста В.Вальран, Е. Кальницкая). Каталог подготовлен на основе материалов выставки, прошедшей в Михайловском замке.

Яркая публицистическая направленность характерна для фотоальбома Михаила Дашевского «Затонувшее время. Россия, ХХ век. 1962-1992», изданного музеем им. Щусева в 2004 году. Действительность как она есть — таков основной смысл альбома. 187 черно-белых жанровых снимков повествуют о печали и поэзии сломанных и старых вещей, запущенных кладбищ, неприкаянных стариков и несчастливых детей.

Вечная тема природы, давно узнаваемая, но, однако, совершенно непознанная, трогает души читателей. Познавательный фотоальбом «Все краски моря» в 2005 году издан редакцией журнала «Нептун XXI век». Фотоальбом построен на фотоматериалах, опубликованных в журнале «Нептун XXI век». «Главное достоинство альбома в гармоничном сочетании индивидуальностей, — говорит во вступительном слове главный редактор журнала «Нептун XXI век» Владимир Гудзев. — Каждый фотомастер имеет собственное видение окружающего мира, обладает свойственной только ему техникой фотосъёмки. У каждого свои приоритеты и пристрастия, своя творческая манера.».

Издательство «Приамурские ведомости» предприняло издание научно-популярной серии фотоальбомов «Дикая природа России. Дальний Восток». Объем книг небольшой — 88 страниц. В серию уже вошли альбом «Дальневосточный леопард», «Амурский тигр», «Острова в океане туманов».

Издательство «Русская классика» в 2006 году предприняло издание фотоальбома «Непал. Тибет» Автор Карисалов М. Ю., Машинский К. А. включили в издание свыше пятисот фотографий, сделанных в Гималаях осенью 2001 года. Краткие текстовые сведения о Непале и Тибете и путевые заметками органично дополняют интереснейший фоторассказ.

Фотоальбом «Соловки 1888 г.», созданный на основе работ фотомастера Якова Ивановича Лейцингера (1855— 1914), выпущен в 2005 году издательством «Правда Севера». Фотоповествование знакомит читателя-зрителя с видами монастырей, скитов, памятников истории и искусства. Этот альбом — документальный рассказ о людях Соловецких островов и их быте за 1890—1900 годы.

В издательстве «Компания Спутник + » в 2005 году опубликован фотопутеводитель «От Манежа до Военторга. Хроника пожаров и разрушений старой Москвы» авторов Васькина А.А., Гольдштадта М.Г. От Манежа до Военторга — это не только название новой книги, но и обозначение границ целого московского квартала, ставшего свидетелем незабываемых встреч,

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И РЕДАКТИРОВАНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И РЕДАКТИРОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

*

расставаний и прочих событий в судьбе многих именитых москвичей. Строительство Манежа, хроника пожара, наконец, удивительные археологические находки на пепелище, душещипательная история сноса здания Военторга — все это легло в основу визуального ряда альбома.

Новый взгляд на историю Египта предлагает издательство РИМИС и автор Носовский Г. в фотоиздании «Египетский альбом» (2006 год). В альбоме показаны памятники Древнего Египта с точки зрения «Новой хронологии» с многочисленными следами христианского влияния, с очевидными признаками бетонного строительства и без всякой исторической цензуры. В нем несколько сотен прекрасных фотографий древнеегипетских памятников, выполненных в 2002 году фотохудожником Ю.Масляевым. Широко представлены также старинные виды Египта из знаменитого «Наполеоновского египетского альбома», изданного во Франции в первой половине XIX века.

Издательство «П. Юргенсон» посвящает свои фотоальбомы знаменитым людям и выдающимся событиям. Так, например, содержанием альбома «Moment in Time. Михаил Барышников» ( 2005 год) стали авторские работы самого Михаила Барышникова.

Фотоальбом «Святослав Рерих в Москве» (2004 год) издательства «Агни» достаточной полнотой приводится фотохроника пребывания в Москве известнейшего художника и культурного деятеля России и Индии — Святослава Николаевича Рериха.

Историческое исследование ведет Кантен Бажак в фотокниге «История фотографии. Возникновение изображения» (2003 г.) издательства АСТ. Автор приглашает читателя совершить увлекательное путешествие по первым пятидесяти годам существования фотографии, понять, что она тогда обещала, каковы были преграды и ограничения, мешавшие исполнению этих обещаний, а также проследить за тем, как формировалось представление о том, что фотография может быть искусством. Около 150 иллюстраций (дагеротипы, гелиографические пластинки, калоти-пы, отпечатки на коллодии, амбротипы и цианоти-пы, отпечатки на альбуминовой и солевой бумаге, гравюры, карикатуры), а также архивные документы иллюстрируют историю развития технологии, которая далеко не исчерпала себя и до сего дня.

Издательство «Интербук-бизнес» успешно развивает тему Москвы. Так, например, в 2004 году им представлен авторский фотоальбом «Москва» признанного мэтра фотографии Николая Рахманова. Никто, как Рахманов, не создал еще своего рода фотоэпопеи столицы нашей Родины — многоликой, яркой, неповторимой, стремительно развивающейся и в то же время бережно хранящей «приметы старины глубокой». В 2006 году вышел фотоальбом «Прогулки по старому городу Москва» автора Хромова О. Р. в новой серии альбомов-путешествий «Прогулки по старому городу». Удивительный фотоальбом «Ч/Б» о фотографии и фотографах вышел в 2005 году в серии «Очерки визуальности».

Многие примечательные события минувшего отражены в фотоальбоме Сомова Ю. «В обьективе — жизнь»(2005 год) издательства «Нефть России». В основе содержания лежит дневниковая запись журналиста в сопровождении фотоповествования. Лица истории, лица времени, лица событий и беспристрастный взгляд фотожурналиста. Свой первый персональный фотоальбом «Океан обетованный. Terra aquatica» в 2006 году представил петербургский фотохудожник Вадим Зверев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Беспрецедентный проект с лучшими фотора-

ботами журнала GEO осуществляет издательство «Грунер + Яр». В 2006 году им изданы фотоальбомы, посвященные Франции, Китаю, Италии, Египту, Англии. Аналогичный проект издательства «Животные. Лучшие фотографии GEO».

Творения природы старается сохранить издательство «Бук Хаус» с помощью серии книг, посвященных богатствам Земли. Это камень, вода, дерево. В 2005 году было изданы фотоальбомы, раскрывающие таинственные возможности этих богатств.

Фотографию можно назвать не только документом истории, но и документом Вечности. В этом мы убеждаемся знакомясь с фотоальбомом издательства «БММ» — «Великолепие исчезнувших цивилизаций» (2001 год).

Серьезную научную, исследовательскую работу по изучению и пропаганде фотоискусства проводит Государственный центр фотографии в Санкт-Петербурге. В 2005 году при поддержке центра был издан альбом «Василий Сокорнов. Виды Крыма». Это издание — результат полного монографического исследования, представляющего творчество известного крымского фотохудожника. Под эгидой центра выпускаются фотоиздания, посвященные истории светописи. Так, например, серьезным вкладом в исследование данной темы стал каталог выставки «Французская фотография второй половины XIX века» (2006 г.), для которого было отобрано больше ста работ французских авторов, без которых невозможно представить историю мировой фотографии: Эдуард Дени Бальдю, братья Биссон, Феликс Бонфис, Анри Ле Сэк, Гюстав Ле Грэ, Поль Надар. И еще в 2006 г. Санкт-Петербургский центр фотографии издал набор из 12 открыток из собрания музея Musee de l'Elysee (Швейцария) под названием «Последние дни Романовых. Фотографии Пьера Жильяра». Пронзительным по своему публицистическому накалу можно назвать каталог «Лицо блокады» (2006 г.) Бориса Павловича Кудоярова — выдающегося мастера фоторепортажа. Каталог к выставке «Ара Гюлер. Лучшее» — выдающегося фотографа современной Турции включает работы, созданные в 1950— 1985 гг., и цикл репор-тажных фотографий, созданных в Индии, Палестине, Индонезии, Турции, Египте, Монголии (1970—1988). Также в каталог включена серия портретов известных людей, среди которых Сальвадор Дали (1971), Пабло Пикассо (1971), Марк Шагал (1971), Альфред Хичкок (1974), Федерико Феллини (1957), Ман Рей (1972) и другие.

Издательством «Вече» в 2006 году выпущена фотокнига «Рядом с царской семьей» продолжающая исследования жизни семьи последнего царя России. В ней представлена работа швейцарского исследователя Даниэля Жирардена «Гувернер Романовых. Судьба Пьера Жильяра в России» и личные воспоминания Пьера Жильяра (1879—1962), наставника детей семьи Романовых, разделявшего в последние годы домашнюю жизнь императорской семьи. Фотокнига выпущена в рамках проекта «Последние дни Романовых. Фотографии Пьера Жильяра».

Тема Москвы, «сохраненной» глазами фотохудожника Владимира Миловидова, решена в фотоальбоме «Ностальгия» издательства Олма-пресс в непривычном свете. Альбом датирован 2006 годом, однако читатель-зритель видит Москву без рекламных плакатов, ларьков «Еда», «паркетных» джипов. Фотольбом посвящен той Москве, которая сейчас почти забыта

Монографии по теории и истории фотоискусства занимают особое место в массиве фотоизданий. Наш современник, крупный фотомастер и теоретик

фотоискусства Валерий Стигнеев в 2005 году опубликовал капитальный труд в московском издательстве «КомКнига» под названием «Век фотографии. 1894— 1994». Другой теоретический труд по истории фотографии, имеющий самостоятельную ценность в издательской практике, это фотокнига Александра Китаева «Субъектив. Фотограф о фотографии», опубликованная в 2006 году издательством С.-Петербургского университета в серии «Теория и история фотографии».

Заслуживает внимания и опыт издательства «Добрая книга». Издательство стремится создать альбомы, которые будут разговаривать с читателем средствами визуального языка фотографии и предлагает читате-лю-зрителю по-новому взглянуть на жизнь и обстоятельства. Новый издательский проект фотоальбомов Бредли Тревора Грива раскрывает философию жизни через зрительные ощущения. Он рассказывает о человеческих взаимоотношениях часто через изображения животных, немного с грустным юмором, но всегда проникновенно, даже пронзительно. Такой настрой создает великолепно продуманный фоторяд и идущий с ним в унисон текст.

Оригинальным можно назвать издательский проект под общим названием «Не могу на тебя наглядеться». Уникальность этих книг в том, что они сообщают читателю визуальные образы, которые можно охарактеризовать как хорошее настроение, добрые чувства. Эти книги, относящиеся к категории «издания для досуга», действительно могут заполнить досуг читателя-зрителя. Каждая книга — это маленькая визуально-вербальная беседа автора с читателем. Но беседа особая — в ней зрительные образы говорят «в полный голос», а текстовой ряд служит подкреплением мыслей и внутренних чувств автора.

Такова на сегодняшний день картина развития индустрии фотоизданий. Изучены были далеко не все издания, предметом и содержанием которых является фотография. Но уже это обобщение позволяет утверждать, что в России искусство фотографии продолжает свое развитие в книжных изданиях с новой интенсивностью. Издателей постперестроечного периода уже не пугают затраты, связанные с выпуском этих дорогостоящих изданий, их уже не пугают сроки (довольно длинные в сравнении с выпуском обычных книжных изданий) подготовки и выпуска

фотоизданий. В целом же можно заключить, что высокое искусство фотографии не только получает новый импульс, новую жизнь в книжных изданиях, но и подвергается серьезному осмыслению историками и теоретиками фотоискусства.

Последние годы заметно тяготение издателей к выпуску каталогов фотовыставок. С одной стороны, это явление подтверждает развитие выставочной традиций представления фотоискусства. С другой — и что наиболее важно для процесса книгоиздания, — форма каталога становится наиболее универсальной с точки зрения осмысления как самого фотоискусства, так и жизни, представленной через него. Концептуальным решением содержания фотокаталога теперь является не просто показ выставочных экспонатов, но осмысление деятельности фотохудожника, осмысление его творческого пути, его жанровых особенностей и т. д. Каталоги тематических фотовыставок также отражают новаторское решение содержания — подвергается осмыслению жизненный пласт выбранной темы. Уходят в прошлое общественно-политические фотоиздания, призванные «формировать общественное мнение». Содержание нынешних фотоизданий далеко от агитационно-пропагандистских задач. Связана эта тенденция, в первую очередь, с практическим отсутствием фотоальбомов, демонстрирующих завоевания политической системы. Отсутствует сама идеологическая подоплека замысла фотоальбомов. Издатели склоняются к раскрытию прошлого нашей Родины без демонстрации ярлыков. Признанная в прошлом схема политического решения темы сегодня предстает как изучение наследия исторических фрагментов общественной жизни и изучение мастерства фотографов. Особенно радует тот факт, что продолжают восстанавливаться традиции (заложенные еще издательством «Планета») фотолетописи России. Ведь содержание каждого фотоиздания предстает как запечатленное пространство ВРЕМЕНИ.

МЖЕЛЬСКАЯ Елена Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела и редактирования.

Дата поступления статьи в редакцию: 22.05.2008 г.

© Мжельская Е.Л.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И РЕДАКТИРОВАНИЕ