Научная статья на тему 'Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека'

Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЯ / ПОЗНАНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / WILL / KNOWLEDGE / COMMUNICATION / SPIRITUAL AND MORAL PERFECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купцов И. И.

до последнего времени абсолютное большинство ученых, изучавших проблему воли, считали, что она занимает такое же положение в иерархии значимости, что и эмоциональные и мыслительные стороны духовной жизни человека. В 1992 г. автор статьи пришел к выводу, что воля не может занимать такого места, и выдвинул новый подход, а именно: воля есть производная от разума (интеллекта) и эмоций (чувств), а в возрастном аспекте о ней можно говорить, начиная с подросткового возраста. Такой подход поможет молодым (да и не только) ученым более доказательно подтверждать новый подход к воле, ее значимости в психическом и духовном становлении личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

until recently, the vast majority of scientists who have studied the problem of will, thought that it occupies the same position in the hierarchy of importance that the emotional and mental side of the spiritual life of man. In 1992, the writer of the article concluded that the will can not occupy such a place, and put forward a new approach, namely: will is a derivative of the mind (intellect) and emotions (feelings), but in the age aspect of it can be said from a teenager. This approach will help young (and not only) scientists more conclusively validate the new approach to free will, its significance in the psychic and cultural personality.

Текст научной работы на тему «Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека»

ний и преступлений в целях разрешения кризиса; соглашательскую позицию, конформизм и подчинение себя другим в целях разрешения кризиса; пассивный уход от кризиса (отъезд, изменение места жительства и работы и т. п.); социальную отчужденность (избегание других лиц, изменение круга общения, образа жизни, одиночество и т. д.); привлечение третьих лиц для противоправного разрешения кризиса и др.

Различные способы разрешения трудной или кризисной жизненной ситуации необязательно ведут к совершению правонарушений или преступлений, но часто представляют собой другие виды девиантного поведения: безнравственные поступки, обман других должностных лиц, сокрытие важной информации, пренебрежение интересами родственников, членов семьи и близких друзей, супружескую измену, утаивание от членов семьи доходов и др. Такие действия часто выступают в качестве причин, условий и предпосылок совершаемых впоследствии противоправных деяний.

При проведении индивидуальной профилактической работы работниками ПОО важно выяснить тенденции индивидуальных стратегий разрешения жизненных трудностей на основе

применения существующих диагностических средств и повысить уровень личностно-средовых адаптационных ресурсов. Исследования(И.Б. Лебедев) показали, что к личностно-средовым адаптивным ресурсам сотрудников следует отнести: 1) уровень когнитивного развития индивида; «Я-концепцию»; ло-кус контроля; эмпатию; аффилиацию; стрессоустойчивость лица (личностные ресурсы); 2) способность оказывать и воспринимать социальную поддержку; наличие социальноподдерживаю-щей сети и поддержание ее эффективности (средовые ресурсы).

Литература

1. Беспалая С.Г. Психологический прогноз склонности к делинквентному поведению у сотрудников органов внутренних дел: дис. ...канд. психол. наук. М., 2007.

2. Криминальная мотивация/под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986.

3. Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: Методология познания и психологическая концепция. Минск, 1998.

4. Стряпина Н.В. Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: дис. .канд. психол. наук. Рязань, 2009.

5. Стряпина Н.В. Личностные особенности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, склонных к девиантному поведению, и возможности их профилактики и коррек-ции//Вестник психотерапии. 2007. № 21(26). С. 49-66.

Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека

И.И. Купцов

Журнал «Прикладная юридическая психология» с первого номера (2007 г.) стал для сотрудников ФСИН России своим, нужным, необходимым, уважаемым.

Причина: он—теоретик, он—практик, он—советчик, он—законодатель. И последнее: журнал выдержит любую конкуренцию, так как он помогает всем, кто занимается формированием Человека.

Аннотация: до последнего времени абсолютное большинство ученых, изучавших проблему воли, считали, что она занимает такое же положение в иерархии значимости, что и эмоциональные и мыслительные стороны духовной жизни человека. В 1992 г. автор статьи пришел к выводу, что воля не может занимать такого места, и выдвинул новый подход, а именно: воля есть производная от разума (интеллекта) и эмоций (чувств), а в возрастном аспекте о ней можно говорить, начиная с подросткового возраста. Такой подход поможет молодым (да и не только) ученым более доказательно подтверждать новый подход к воле, ее значимости в психическом и духовном становлении личности. Ключевые слова: воля, познание, общение, духовно-нравственное совершенствование.

Summary: until recently, the vast majority of scientists who have studied the problem of will, thought that it occupies the same position in the hierarchy of importance that the emotional and mental side of the spiritual life of man. In 1992, the writer of the article concluded that the will can not occupy such a place, and put forward a new approach, namely: will is a derivative of the mind (intellect) and emotions (feelings), but in the age aspect of it can be said from a teenager. This approach will help young (and not only) scientists more conclusively validate the new approach to free will, its significance in the psychic and cultural personality. Keywords: will, knowledge, communication, spiritual and moral perfection.

Потребность личности познать и понять себя, смысл жизни, свое предназначение теснейшим образом связана с духовностью. Духовность помогает личности осознать свое «Я», побуждает ее постоянно и творчески работать над собой. И если серьезно разобраться в этом тезисе, то можно абсолютно точно утверждать, что человек всегда был и остается единством телесного, душевного и духовного, относится ли это утверждение к учению великих православных мыслителей, или учению идеалистов, или учению материалистов.

Из этих и только этих предпосылок надо исходить, когда мы изучаем личность, ее психические (душевные) процессы, ее психические (душевные) состояния, ее психические (душевные) свойства, или качества. Поэтому проблема воли, ее значимость, место в психическом и духовном мире человека не являются исключением.

Все эти факторы, касающиеся воли, серьезно исследовались и на рязанской земле. Это связано с именем заслуженного деятеля науки РСФСР доктора философских наук, профессора Владимира Ивановича Селиванова. Он не только принял точку зрения К.Д. Ушинского (и Аристотеля, и Бинэ), но и стал рассматривать волю и как процесс, и как состояние, и как свойство человека. Такую точку зрения разделяют большинство психологов нашей страны и до сих пор (некоторые несовпадения с мнением В.И. Селиванова можно отметить у В.А. Иванникова, В.К. Калина, Е.П. Щербакова, Т.И. Шульги).

В 1992 г. автор внес существенные дополнения, а точнее, изменения, в традиционный подход к месту и значимости воли в психическом и духовном мире человека.

Они состоят в следующем:

• воля не может рассматриваться в едином пространстве с интеллектом и эмоциями, так как она есть приобретенное новообразование в отличие от первых, с которыми дитя появляется на свет;

• о воле как важнейшей составляющей духовно-нравственного становления от человека к Человеку можно всерьез говорить только тогда, когда ребенок становится подростком, может ставить цель сам, находить пути решения (или достижения) цели сам и достигать реально поставленной цели сам. Дошкольнику и младшему школьнику свойственна произвольность (то есть осознанность), но не воля в классическом ее понимании; говорить и писать об интеллектуальных и сугубо волевых действиях, качествах не следует по той простой причине, что они не существуют раздельно; говорить и писать надо об интеллектуально-волевых качествах, ибо структурно и интеллектуальные, и волевые действия идентичны.

Наконец, в социально-психологическом аспекте волю надо рассматривать и как важный когнитивный процесс, и как необходимый компонент общения и духовно-нравственного совершенствования человека.

Воля и познание. Воля является органической частью сознания, причем чем выше сознание, тем свободнее воля. Истина состоит в том, как справедливо утверждали К.К. Платонов, Г.Х. Шин-гаров, А.В. Шмаков, что содержание

воли определяется не только субъектом, но и тем миром, который отражается в познании. Вся разница между волей и познанием как формами отражения действительности заключается во взаимодействии между объектом и субъектом в них.

По существу, любое теоретическое знание содержится в практической деятельности. Их нельзя представить себе раздельно, ибо невозможно обладать волей без интеллекта.

Воля и общение. Как известно, формами проявления «Я» выступают разум, воля и чувства. Эти формы проецируемы, соотносительны не только с внешним миром, но и с самим «Я», как таковым. В этом случае мы можем говорить о том, что каждый человек имеет три «Я»: «Я-образ», «Я-реальное», «Я-имидж».

«Я-образ» — это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе, то есть самооценка.

«Я-реальное»—это то, что мы есть на самом деле, здесь не знание, а оценка.

«Я-имидж»—это то, как человек «подает» себя, какое впечатление он производит на окружающих.

«Я-образ» и «Я-имидж» — знание о самом себе, «подача» себя—это целенаправленные действия, где огромную, если не главную, роль играет воля.

Воля и духовно-нравственное совершенствование. Л.С. Выготский предполагал, что есть психология глубин и есть психология вершин личности. Он справедливо считал, что развитие «вершинной психологии» — одно из наиболее перспективных направлений будущей психологической науки.

Современная психология теперь ориентируется на изучение человека

в единстве телесного, душевного и духовного, и такие понятия, как дух, духовность, вошли в учебную литературу наравне с научно обоснованными терминами.

Наше кредо о воле—в структуре личности. Нельзя представить разум как высшую форму интеллекта вне воли. Последняя — способ существования разума. В воле осуществляется постоянное, неустанное стремление разума к познанию, реализуется и присущая ему направленность в будущее, целеустремленность, ясное понимание средств, ведущих к достижению цели. И в этом смысле интеллект—разум — воплощение человеческой сущности, стержень духовного мира личности.

Итак, мы определяем волю как такое состояние интеллекта, которое обеспечивает ему самодвижение, саморазвитие. Создавая условия и пути продвижения интеллекта, изменяется и сама воля, приобретая качественно новые свойства. Мы с полным основанием можем говорить о трех формах функционирования воли относительно интеллекта: воля здравого смысла как исходный базовый уровень, формирующийся стихийно, под давлением побуждающей к действию потребности, жизненных впечатлений.

Рассудочная воля — функционирующая уже на известных и закрепившихся правилах, нормах, предписаниях, способ и образ действия по готовым инструкциям, формально-логическим схемам. Воспитанный в таких условиях человек не способен проявить инициативу, самостоятельность.

Разумная воля — воля свободного разума, способного создавать новые формы и типы духовной и практической

деятельности. Извлекая все ценное из здравого смысла и рассудка, она обеспечивает самоконтроль над мыслями, действиями, способность принимать решения со знанием дела и чувством полной ответственности за результат. В этом смысле воля — разумный образ действий,интеллект в действии.

Таким образом, мы доказали, что воля является важнейшей составляющей духовности.

В современной психологии оформились несколько подходов к исследованию духовности, взаимосвязи духовно-нравственного и волевого развития. Кратко остановимся на некоторых из них.

Первое направление (религиозное) рассматривает духовное только как божественное откровение: Бог есть дух, а жизнь духовная—это жизнь с Богом и в Боге (С.Л. Братусь, С.Л. Франк).

В рамках второго направления поиск корней духовности осуществляется не столько в самом человеке, особенностях его личности и склонности к рефлексии, сколько в продуктах жизнедеятельности: объективации высших проявлений человеческого духа, творчества, в памятниках старины, произведениях науки и искусства. Духовность субъекта рассматривается как результат его приобщения к общечеловеческим ценностям и духовной культуре, а дух—как категория культурологическая, мировоззренческая (М. Вебер, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко). Важнейшим источником духовности субъекта в этом направлении выступают этические, эстетические, юридические и нравственные нормы, в которых закреплены высшие образцы человеческой культуры. Духовное богатство возрастает, когда закрепленные в общественных

нормах духовные ценности становятся неотъемлемой частью духовного мира человека, субъективной реальностью.

В центре внимания третьего направления находится изучение ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний (В.А. Пономаренко).

Духовное состояние—это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно как бы не замечает внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, то есть познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Анализ таких состояний связан с поиском корней духовности в нерефлексируемых глубинах бессознательного «Я»-человека.

Мои аспиранты Ю.А. Костюк и С.Н. Ка-расева в своих исследованиях доказали, что воля является необходимой частью духовно-нравственного развития. Наряду со сложившимися представлениями в психологии о воле как о проявлении настойчивости, целеустремленности, мужестве и т. д., она, то есть воля, проявляется и в чувстве долга, и в привнесении в него дополнительного смысла, и в следовании идеалу.

Жизнь настоятельно учит, что исследование тогда приносит пользу, когда оно находит применение в практике. И надо быть очень скромным, уважающим себя человеком, чтобы не «открывать», что существует без тебя и твоего «открытия», а говорить, что удалось обнаружить.

В заключительной части изложим то новое, что нам удалось обнаружить своими исследованиями о взаимосвязи интеллекта и воли в учебной деятель-

ности школьников, а также охарактеризовать недостатки собственного поведения учащихся и дать рекомендации, чтобы было поменьше детей с неадекватным и отклоняющимся поведением.

Исследование дало возможность выявить четыре группы учащихся по взаимосвязи интеллекта и воли (произвольности) в учебной деятельности, а также обозначить критерии каждой:

I группа—интеллект и воля по уровню развития как бы уравновешивают друг друга. Учащиеся этой группы характеризуются:

• умением ставить цель;

• умением планировать свою деятельность;

• умением применять самоконтроль;

• адекватностью оценки и самооценки (в большинстве случаев);

II группа—уровень развития интеллекта как бы превалирует над уровнем развития воли. Учащиеся этой группы характеризуются:

• эпизодичностью постановки цели;

• отсутствием настойчивости в достижении цели;

• эпизодическим применением самоконтроля;

• рассогласованностью оценки и самооценки (последняя часто необоснованно завышается);

III группа—высокий уровень развития воли при относительно слабом развитии интеллекта. Учащиеся этой группы характеризуются:

• умением ставить цель;

• настойчивостью в достижении цели;

• относительно частым применением самоконтроля;

• адекватностью оценки и самооценки (факты завышения последней редки);

IV группа — недостаточная активность интеллекта и воли одновременно. Учащиеся этой группы характеризуются:

• отсутствием постановки цели;

• неумением планировать свою деятельность;

• эпизодичностью в применении самоконтроля;

• рассогласованностью оценки и самооценки (при некотором завышении последней).

Наконец, исследование дало нам возможность выделить три группы учащихся по их отношению к недостаткам собственного поведения:

1-я—подростки, которые осознают недостатки своего поведения, стремятся их ликвидировать и умеют практически преодолевать некоторые из них;

2-я—подростки, которые осознают свои недостатки, стремятся их ликвидировать, но не знают пути их преодоления;

3-я — подростки, которые осознают свои недостатки (а может, и нет), не стремятся их ликвидировать, а бравируют ими, отрицательные черты стали нормой из поведения.

Исходя из этого, в практической работе мы должны учитывать, что самовоспитание есть важная часть общей системы воспитания, поэтому требует руководства и контроля со стороны воспитателя и коллектива, а также учета как индивидуальных особенностей учащихся, так и роли коллектива в самовоспитании подростков.

Одновременно учащиеся должны знать доступные их пониманию положения психологии и педагогики самовоспитания, особенно приемы собственных стимуляций волевых усилий. Целесообразно побудить подростков к систе-

матическому ведению дневников собственного поведения, в которых бы они не только констатировали факты своего поведения, но и анализировали их.

С помощью учителя на основании дневников собственного поведения подросток в состоянии разработать программу самовоспитания, в которой отразятся как осознанные недостатки поведения, так и методы их преодоления.

Исследование доказало, что путь становления от человека к Человеку должен идти через духовность, любовь к Родине, родителям, близким, получение знаний и тщательнейшую работу над собой, то есть самовоспитание.

Литература

1. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание). Рязань: Ряз. пед. ин-т, 1992. 575 с.

2. Формирование социально активной личности: материалы конф. Рязань: Ряз. пед. ин-т 1990. 196 с.

3. Проблемы психологии воли: тез. V Всесоюз. науч. конф., 10-12 июня 1991 г. Рязань, 1991. 199 с.

4. Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли: Тезисы VI Рос. науч. конф., 9-11 июня 1994 г. Рязань, 1994. 124 с.

5. Эмоции (чувства), мышление (интеллект), произвольность (воля) в духовном становлении личности: материалы VII Рос. науч. конф., сентябрь 1997 г. Рязань: Горизонт, 1997. 170 с.

6. Человек как единство телесного, душевного и духовного: материалы VIII Рос. науч. конф, сентябрь 1999 г. Рязань, РИНФО, 2000. 119 с.

7. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее: сб. тез. Междунар. конф. М.: Ин-т психологии РАН, 1992.

8. Проблема воли в отечественной психологии: история, современность и перспективы: сб. тез. межрегион. науч.-практ. конф., посв. 55-летию Ряз. психол. шк. и науч. центру по проблемам воли. Рязань, 2004 84 с.

9. Личность в современных условиях: сб. науч. тр. Вып. 9: материалы VI межрегион. заоч. науч.-практ. конф. «Проблемы развития личности». Рязань, 2006. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.