УДК 371.3 ББК 74.202.4 К 43
Р. А. Киргуева
В.Е. Гурин о формировании у старшеклассников волевых качеств
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье представлен материал научного анализа отдельных работ профессора В.Е. Гурина в контексте проблем формирования воли у старшеклассников. В.Е. Гурин считал, что формирование у старшеклассников волевых качеств творца возможно на различной основе, в том числе и на материале художественной литературы. Художественная литература содержит в себе многочисленные примеры различных волевых особенностей персонажей. Поэтому она заключает в себе огромные возможности для воспитания и самовоспитания волевых качеств у старшеклассников.
Ключевые слова:
Формирование волевых качеств, психологическая наука, волевые качества личности, морально-воспитанная воля, созидание, художественная литература, формы воспитания.
Владимир Емельянович Гурин - один из известных и маститых северокавказских уче-ных-педагогов, доктор педагогических наук, профессор, академик четырех общественных академий (Академия педагогических и социальных наук, Международная академия наук педагогического образования, Академия гуманитарных наук, Адыгская (Черкесская) Международная академия наук), отдавший около 50 лет делу воспитания и обучения школьной и вузовской молодежи, делу подготовки и переподготовки педагогических кадров на Кубани, а также организации психолого-педагогической науки на Северном Кавказе.
В.Е. Гурин как психолог сформировался еще в студенческие годы. Обучаясь в Краснодарском пединституте на филологическом отделении, он параллельно освоил и вторую специальность на отделении психологии, которая стала вскоре существенной составляющей основой в формировании личности педагога-психолога.
Еще в студенческие годы, в начале своего профессионального пути, В.Е. Гурин со свойственными ему восторженностью и познавательной открытостью всему новому «впитывал» каждое слово корифеев психологической науки, с особой тщательностью формировал свою психолого-педагогическую позицию в оценке
фактов и закономерностей становления и развития феномена личности.
Многие свои публикации ученый посвятил проблеме формирования у старшеклассников волевых качеств. Волю В.Е. Гурин определял как сознательное регулирование человеком своего поведения и его деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Функцией воли, по В.Е. Гурину, является «сознательная саморегуляция активности человека в затрудненных условиях жизнедеятельности» [5, 27].
Волевые качества личности характеризуют: целеустремленность, инициативность, дисциплинированность, самостоятельность, решительность, настойчивость, деловитость, смелость и мужество. Способы стимуляции волевых усилий определяются стимулом, самоактуализацией, волюнтаризмом.
В опытно-экспериментальном исследовании В.Е. Гурин изучал взаимосвязь, взаимодействие нравственных и волевых качеств личности старшеклассника. В итоге сформировалась новая морально-волевая структура личности, а не только структура морально-волевой активности личности. Сформировалось новое психическое образование - действенная мораль, или морально-воспитанная воля, которая помогает развить в личности высокую гражданствен-
ность, активность созидания, умение достигать конечного результата и использовать саморегуляцию. Это особенно важно в условиях рыночных отношений. Воспитание морально-волевых качеств сегодня крайне необходимо не только для развития материальной культуры личности и общества, но и нравственно-волевой, духовно-нравственной. Здесь нужен высоконравственный и стойкий человек, который был бы и граждански сориентирован, и деловит, и состоятелен как нравственно-волевая личность, способная сохранить и развить себя как нравственную ценность для общества и содействовать развитию всех других членов общества. Поэтому здесь пагубны и аморализм, и волюнтаризм как антигуманные характеристики личности, вырождающейся фактически в этом случае в разрушителя ценности человека как существа общественного, гуманного, созидающего [3, 34].
Не менее важны умение и способность действовать, созидать, творить. Только сознание человека, его высокая морально-волевая состоятельность предупредит и безволие, и бездеятельность.
В.Е. Гурин считал, что формирование у старшеклассников волевых качеств творца возможно на различной основе, в том числе и на основе материала художественной литературы. Художественная литература содержит в себе многочисленные примеры различных волевых особенностей персонажей. Поэтому она заключает в себе огромные возможности для воспитания и самовоспитания волевых свойств личности у старшеклассников.
В отечественной психолого-педагогичес-кой литературе имеется ряд исследований по вопросам воспитательного влияния художественных произведений на учащихся. В чем же заключается сила воспитательного воздействия художественных произведений на волю старшеклассников?
У учащихся много трудностей. И больше всего - внутренних, субъективных. Влияние художественной литературы на преодоление трудностей школьниками многогранно. Оно опосредствованное и непосредственное. Непосредственное, ситуативное влияние художественных книг заключается преимущественно в том, что они вызывают у учащихся стремление подражать форме волевого поведения литературного героя без глубокого осмысления его
сути. Влияние опосредствованное, косвенное проявляется в том, что старшеклассники видят суть поведения героя книги и осмысливают его. Опосредствованное влияние более действенно при формировании мотивов воли, а непосредственное - в ситуации преодоления трудностей, действий [1, 65].
Влияние литературы чаще всего бывает ситуативным, когда в момент встречи с трудностью учащиеся обращаются к книге. При встрече с жизненными трудностями учащиеся используют такой прием, как перечитывание книги, отдельных ее страниц с описанием ярких в волевом отношении эпизодов. Также учащиеся пользуются приемом припоминания образов волевых литературных героев, эпизодов из их жизни, и таким образом, оживляя яркие образы в своем сознании, мобилизуют себя на преодоление трудностей. Припоминание, как и перечитывание, впечатляет, внушает веру в свои силы при встрече с трудностями.
В.Е. Гурин писал, что некоторые старшеклассники прибегают к сравнению своих трудностей с трудностями литературного героя. Сравнивая, они видят менее сложным характер своих трудностей и на возможности их преодоления смотрят оптимистичнее. Такое сравнение воодушевляет их на преодоление жизненных трудностей. Это путь более активного использования литературного материала, чем при перечитывании или при припоминании.
Другие старшеклассники при встрече с трудностями прибегают к привлечению литературного материала для активизации своей воли. Комплексное применение литературного материала умножает их силы и способствует достижению цели [2, 136].
Исходя из вышеизложенного ученый В.Е. Гурин пришел к выводу, что для того, чтобы художественная литература наиболее эффективно способствовала воспитанию воли старшеклассников, необходимо психологически оправданное и педагогически целенаправленное ее использование.
Педагогически правильное руководство восприятием, пониманием и осмыслением воли литературных героев должно быть направлено на формирование у учащихся не только эмоционального отношения к героям. Оно должно влиять на формирование у старшеклассников
общественно значимых целей, мотивов их постановки и способов достижения.
Формы и методы воспитания воли старшеклассников на материале художественной литературы должны быть разнообразными, взаимосвязанными, направленными на развитие лучших волевых свойств личности [4, 74].
Примечания:
1. Гурин В.Е. Влияние художественной литературы на воспитание воли старшеклассников / В.Е. Гурин // Материалы 2 межвуз. науч. конф. по проблемам психологии воли. - Рязань, 1967.
2. . .
воспитании и самовоспитании воли старше-
/ . . // и педагогики воли. - Краснодар, 1969.
3. . . - -
/ . . // -
ветская педагогика, 1974. - №3.
4. . . -
телей к руководству нравственно-волевым раз/ . . // -вание подготовки педагогических кадров. Краснодар, - 1985.
5. . .
/ . . , . . //
проблемы школьной и вузовской педагогики. -М.-Краснодар, 1998.
6. . .
/ В И. Селиванов. - Рязань, 1974. - 150 с.