Научная статья на тему 'Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства'

Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5651
679
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SMALL SCALE BUSINESS / STATE REGULATION / PROGRAMME-TARGETED APPROACH / INNOVATIVE MODEL OF EVALUATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Наталья Витальевна

Вопрос эффективности политики государства, проводимой в области поддержки субъектов малого предпринимательства, приобретает всё большую актуальность. Повышение роли господдержки малого предпринимательства обусловливает необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. В статье предложен новый подход с целью качественной оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства и разработаны обобщающие показатели реализуемых мер поддержки в целях количественной оценки эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern approach to evaluating the efficiency of state support for small scale business

The problem of the efficiency of the state policy in supporting small scale business entities becomes increasingly important. The increase of the role of state support for small scale business determines the necessity of evaluating the effect of funds spent. This article presents a new approach to qualitatively evaluating the efficiency of state support for small scale business, and proposes general indicators of implemented support measures for quantitative evaluation of their efficiency.

Текст научной работы на тему «Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

УДК 338.22

Н.В. Быкова

Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства

Вопрос эффективности политики государства, проводимой в области поддержки субъектов малого предпринимательства, приобретает всё большую актуальность. Повышение роли господдержки малого предпринимательства обусловливает необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. В статье предложен новый подход с целью качественной оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства и разработаны обобщающие показатели реализуемых мер поддержки в целях количественной оценки эффективности.

The problem of the efficiency of the state policy in supporting small scale business entities becomes increasingly important. The increase of the role of state support for small scale business determines the necessity of evaluating the effect of funds spent. This article presents a new approach to qualitatively evaluating the efficiency of state support for small scale business, and proposes general indicators of implemented support measures for quantitative evaluation of their efficiency.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, программно-целевой подход, инновационная модель оценки, эффективность.

Key words: small scale business, state regulation, programme-targeted approach, innovative model of evaluation, efficiency.

Малое предпринимательство признано одной из важнейших сфер современной российской экономики. Необходимость его развития - стратегическая задача, поставленная государством для формирования рыночных отношений и социально-экономической стабильности общества. Малый бизнес - наиболее незащищенный сектор экономики от внешних воздействий, источник экономических и социальных рисков. В своей деятельности малые предприятия сталкиваются с множеством административных, нормативно-правовых проблем и иных организационных ограничений, негативно влияющих на процесс предпринимательской деятельности, таких как недостаточный доступ к финансовым ресурсам, наиболее остро проявляющийся на ранних стадиях развития бизнеса, неразвитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и др.

© Быкова Н.В., 2014

На фоне наблюдаемого экономического кризиса в России особо выделяется отсутствие системной политики в области государственного регулирования малым предпринимательством. Под государственным регулированием понимают создание государственны-государственными структурами правовых и экономических условий, а также стимулов для развития конкурентной среды малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства в широком смысле характеризуется системой организационно-правового, финансово-экономического и социального обеспечения, целью которой является эффективное функционирование и развитие малого предпринимательства. «Развитие малого предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий, а также смягчения экономических и социальных проблем» [6]. Создание эффективной системы поддержки малого бизнеса с четко определенными функциями и полномочиями является необходимым условием для становления, развития и функционирования этого сектора экономической деятельности в современных рыночных условиях, что требует применения научного подхода, в том числе научно обоснованного инструментария управления, субъектами государственного регулирования.

В соответствии с Конституцией РФ в структуре российской системы государственного регулирования малого предпринимательства в силу федеративного устройства нашего государства выделяются три уровня регулирования. Федеральный уровень управления занимается разработкой федеральных законодательных актов, которые устанавливают правовые основы развития малого предпринимательств, региональный и местный уровень апробирует эти предложенные меры. На федеральном уровне реализуется достаточно программ развития, однако они в основном направлены на крупные стратегически проекты, что выходит за рамки малого предпринимательства. Именно поэтому большая часть полномочий по развитию и реализации поддержки малого бизнеса передана региональным органам власти. Однако бюджеты региональных органов формируются с дефицитом денежных средств, вследствие этого выделяется недостаточно средств для поддержки наиболее уязвимого сектора экономики - малого предпринимательства. Ввиду этого актуальным становится эффективное управление государственного регулирования поддержки малого бизнеса на региональном уровне.

По результатам мониторинга 2011 г. были выявлены проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. Рейтинг проблем отражен в табл. 1.

Таблица 1

Проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства [5]

Проблема Балл

Нехватка финансовых ресурсов 27,01

Поиск клиентов и рынков сбыта 21,14

Высокая стоимость аренды помещений 10,79

Невыгодные условия кредитования 9,24

Поиск сотрудников 6,07

Административные барьеры 4,60

Высокая стоимость оборудования 2,94

Высокая налоговая нагрузка 2,85

Высокая стоимость и низкое качество рекламы 2,10

Быстроменяющееся и противоречивое законодательство 1,74

Нестабильность экономической ситуации 1,70

Монополизм поставщиков 1,18

Нехватка информации о внутренних рынках сбыта 0,83

Нехватка информации о поставщиках, технологиях и новых продуктах 0,81

Проблемы управления 0,63

Незначительность господдержки 0,28

Инфляция 0,20

Другое 5,90

Всего 100

Анализ сдерживающих факторов развития малого бизнеса показал, что для преодоления проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, реализуются специальные программы поддержки. Однако ключевая особенность программ поддержки малого предпринимательства, которая вызывает сложность их оценки, обусловлена переплетением социальной и экономической составляющих. В связи с этим возникает сложность для проведения анализа с использованием классических инструментов. Основными проблемами оценки программ развития малого бизнеса являются:

• проблема определения места программ среди других программ социально- экономического развития территории, страны, региона, которая обусловлена многокомпонентным и многоотраслевым характером программ развития поддержки малого бизнеса (опыт показывает, что решение проблем малых предприятий в отрыве от других экономических и социальных задач приводит лишь к распылению ресурсов и не дает ощутимого эффекта);

• проблема определения оптимальной не только по количеству, но и по качеству информации, которая необходима для планирования, организации и контроля программы. Эта проблема стоит наиболее остро, так как многокомпонентность программ затрудняет выявление её составляющих для проведения оценки с целью принятия решения о распределении ограниченных ресурсов на финансирование;

• проблема определения и выбора показателей и критериев эффективности программ поддержки малого предпринимательства, поскольку оценка не самоцель, а средство эффективного планирования последующих программ.

• проблема выбора методики оценки программ поддержки малого бизнеса, поскольку, в силу отмеченной выше ключевой особенности этих программ для оценки различных её элементов, могут использоваться различные подходы.

Как показало исследование зарубежного опыта, «...лишь последовательная политика государства способна быть эффективной и привести к планируемому результату - созданию благоприятных условий развития малого предпринимательства» [3]. Кроме протекционистского подхода, включающего разработку и реализацию целевых программ поддержки малого предпринимательства (существуют и в России), страны с эффективно развивающейся рыночной экономикой идут по пути целенаправленного и последовательного развития макросреды бизнеса вообще, т. е. создаются благоприятные условия для функционирования предприятий, начиная с высшего уровня, а именно законодательной базы. По нашему же мнению, федеральные программы и большинство региональных программ развития малого предпринимательства в России до сих пор имеют лишь декларативную и политическую роль, а частичная реализация мероприятий этих программ практически не изменила неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий.

Слабым звеном программ поддержки субъектов малого предпринимательства является расчет эффективности программы. «Следует различать результаты и эффективность, так как результаты оцениваются на основе анализа достижения целей, а эффективность измеряется в относительных величинах в виде соотношения результатов и затрат, направленных на соответствующие цели» [4].

Как правило, критерии эффективности сформулированы следующим образом: увеличение количества малых предприятий; численности занятых в малом бизнесе; расширение налогооблагаемой базы; насыщение рынка товарами; активизация деятельности ма-

лых предприятий. Однако эти критерии следует отнести к результативности, нежели к эффективности, поскольку они оценивают развитие малого предпринимательства, не давая ответ об оценке программ поддержки малого бизнеса. Практика показывает, что в настоящее время не существует идеальной или лучшей методики оценки эффективности систем государственной поддержки малого предпринимательства [1].

п V V V

В российской практике оценки систем государственной поддержки выделяется традиционный подход, которому присущи некоторая дискретность в описании отдельных компонентов системы поддержки малого предпринимательства и ограниченность в оценке эффективности этой системы. При реализации данного подхода акцент делается на достижение количественно затратных планируемых показателей. Необходимо развитие методологии и переходу к инновационному подходу, для которого характерна интегральность в целом, с учетом интерактивного взаимодействия ее элементов. При реализации данного подхода акцент делается на соответствующих качественно результативных и процессных индикаторах эффективности.

Отметим, что для традиционных методологий использование количественных и статичных критериев затрат и достижений, таких как количество вновь созданных рабочих мест, увеличение количества малых предприятий и налоговых поступлений от деятельности малого бизнеса, обусловлено простотой и удобством их определения и оценки, а также невысокими издержками использования системы государственной статистики. Применение этих показателей укладывается в рамки линейных моделей развития малого предпринимательства. Для инновационных же методологий характерно использование динамических показателей, отражающих качество процесса и динамику развития процесса поддержки субъектов малого предпринимательства, направленных на реализацию мероприятий, которые предусматривают государственные программы.

В настоящий момент, по нашим наблюдениям, полноценной общероссийской или региональной статистики по поддержке малого предпринимательства не существует, однако проанализировать уровень развития и поддержки малых предприятий можно с помощью традиционной модели, основанной на показателях развития малого предпринимательства. Ниже приведена таблица, в которой рассчитаны ключевые социально-экономические показатели региона России - Санкт-Петербурга - в сравнении с показателями европейских государств (табл. 2).

Таблица 2

Социально-экономический эффект от деятельности малых предприятий в Санкт-Петербурге в сравнении с показателями стран ЕС, %*

Наименование показателя Санкт-Петербург Страны ЕС

Доля малых предприятий в общем числе предприятий 25 90

Доля малых предприятий в общем обороте 22 80

Доля налоговых поступлений от малых предприятий в общем числе предприятий 26 80

Доля субъектов малого предпринимательства в формировании ВРП 25 70

Доля занятых на малых предприятиях от общей численности занятых 38 65

Результаты данной таблицы свидетельствуют о значительном отставании развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге от аналогичных показателей в странах Европейского союза. Анализ приведённых выше показателей позволил оценить, что малое предпринимательство в одном из ключевых регионов страны (Санкт-Петербурге), а следовательно, и в России, не обеспечивает устойчивое развитие этого сектора, что обусловливает необходимость создания эффективной системы поддержки малого бизнеса в нашей стране.

Однако, по нашему мнению, для того, чтобы оценить эффективность поддержки существующей системы, необходимо рассматривать не уровень развития малого предпринимательства в регионах, а выделять иные индикаторы оценки, которые позволят оценить, обеспечивает ли поддержка государства рост малого бизнеса.

Политике поддержки малого предпринимательства в России необходимо переключение от традиционных количественно затратных подходов в решении обсуждаемых проблем к качественно-результативной ориентации с применением инновационного подхода, основанного на динамических показателях эффективности реализации этих программ, учитывающего потенциал мультипликативности возвратных финансовых средств, затраченных государством на поддержку. Учитывая современные тенденции роста самостоятельности субъектов Российской Федерации, особое зна-

* Собственная разработка на основе стат. данных Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.

112

чение приобретают региональные программы, и в случае их эффективного планирования и реализации будут решаться экономические и социальные проблемы. Как было отмечено выше, особенность программ поддержки вызывает сложности их оценки из-за переплетения социальной и экономической составляющих этих программ. Классические инструменты такой оценки не дают ясного представления об эффективности поддержки.

Итак, для разработки рекомендаций по методологии, включающей критерии оценки эффективности поддержки реализуемых программ, сравним два подхода к оценке программ (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение традиционного и инновационного подхода к оценке программ поддержки малого предпринимательства

Традиционный подход Инновационный подход

Концентрируется на:

Спецификации компонентов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (законодательных, организационных, информационных) Оценке способности системы поддержки малого предпринимательства выполнять декларируемые функции, включающие оценку возможностей взаимодействия различных компонентов системы

Фокусируется на:

Описании Оценке

Компонентах системы Взаимодействии компонентов системы и синергетическом эффекте взаимодействия

Создании новых предприятий Решении социально-экономических проблем

Сходстве проблем различных регионов Региональных особенностях

Количественных показателях Качественных показателях

Индикаторах затрат и достижений Процессных индикаторах

Таким образом, характерное для традиционных методологий использование количественных и статичных индикаторов затрат и достижений не даёт представления об эффективности реализуемой поддержки малого предпринимательства. Для совершенствования системы поддержки малого предпринимательства должен быть применён метод, основанный на качественных и динамических по-

казателях оценки. Только с помощью таких статистических данных возможна будет оценена эффективности поддержки. Решение этой проблемы имеет большое практическое значение и пока разработано слабо.

По нашему мнению, при оценке эффективности поддержки субъектов малого предпринимательства, важно, в первую очередь, определение доли, т. е. оценки вклада социально-экономического эффекта от деятельности предприятий малого бизнеса, получивших поддержку, так как общая статистика о развитии малого предпринимательства не позволяет проанализировать и сделать выводы об эффективности поддержки. При решении данного вопроса выделяют эффективность предпринимательства как в широком (т. е. на общегосударственном и региональном уровне), так и в узком смысле (на предприятиях). Из-за этого оценка эффективности поддержки малого предпринимательства на основании одного показателя, который смог бы учитывать эффект на всех уровнях, вряд ли возможна.

Поэтому мы считаем целесообразным использовать методики, которые применимы к предпринимательству в целом, при этом выделив в эффектах долю, которая зависит от поддержки малого предпринимательства. Таким образом, должен проводиться мониторинг предприятий, получивших государственную поддержку, использующий для оценки эффективности поддержки малого предпринимательства следующую систему показателей:

•процент малых предприятий, выразивших удовлетворенность региональной программой поддержки малых предприятий;

• срок функционирования малых предприятий, получивших поддержку;

•доля малых предприятий, получивших поддержку в процессе реализации региональной программы;

•доля малых предприятий, получивших поддержку, в валовом региональном продукте;

•доля занятых на малых предприятиях, получивших поддержку; •доля налоговых поступлений от малых предприятий, которые участвовали в программах поддержки.

Выбор индикаторов может различаться в разных регионах, поскольку это зависит от их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности того или иного региона.

В дальнейшем регулярный расчет приведённых показателей позволит оценивать, обеспечивает ли реализация программы устойчивое развитие малого предпринимательства, способствует ли созданию новых рабочих мест, рациональному использованию ресурсов и пополнению бюджета.

Необходимо подчеркнуть, что именно такая методика анализа позволит переключиться от традиционных количественно затратных

114

подходов к качественно результативным в решении обсуждаемых проблем, поскольку в конечном счете анализ показателей поддержки малого бизнеса позволит оценить её эффективность, выделяя долю малых предприятий, получивших поддержку, которые более всего способствуют социально-экономическому развитию региона.

Список литературы

1. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопр. экономики. - 2011. - № 7. - С. 46.

2. Кузнецов Ю.В., Капустина Н.В. Организационные принципы проектирования структур малого и среднего бизнеса // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 6. - № 3. - С. 56.

3. Кузнецов Ю.В., Кизян Н.Г. Стратегическое управление организационной культурой в предпринимательской деятельности в сфере услуг // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2012. - Т. 1. - № 3. - С. 89.

4. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. - М.: Проспект, 2009. - С. 159.

5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 авг. 2011 г. № 1186 «О программе развития малого и среднего предпринимательства в СПб на 2012-2015 годы». - С. 9.

6. Реальная помощь малому бизнесу // Информ. бюл. С.-Петерб. торгово-промышленной палаты «Бизнес-информ». - 2009. - № 13. - С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.