Научная статья на тему 'Современный опыт обеспечения террористической безопасности Олимпийских Игр'

Современный опыт обеспечения террористической безопасности Олимпийских Игр Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ / УГРОЗЫ / ТЕРРОРИЗМ / КРИТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / OLYMPIC GAMES / ECONOMIC SECURITY / RISKS / THREATS / TERRORISM / CRITICAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аккаева Халимат Алиевна

К числу первоочередных задач страны, принимающей такие крупные спортивные мероприятия, как Олимпийские игры, относится обеспечение безопасности их подготовки и проведения. Реализуемые в рамках Игр масштабные социально-экономические программы и проекты требуют разработки комплекса антитеррористических мер. В настоящей статье рассматривается современная специфика террористической безопасности Игр. Особое внимание автора уделено вопросам обеспечения безопасности критической инфраструктуры. По итогам исследования предложены общие направления и цели государственного регулирования в данной сфере. Подчеркнута необходимость использования стратегического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аккаева Халимат Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern experience in ensuring of the Olympic Games terrorist security

Among the priorities of the country hosting such major sporting events as the Olympic Games is to ensure the safety of their preparation and conduct. Large-scale socio-economic programs and projects require the development of a complex of anti-terrorist measures. In this article, we consider the modern specifics of the terrorist security of the Olympics. The author pays special attention to issues of security of critical infrastructure. Based on the results of the study, general directions and objectives of state regulation in this field were proposed. The need to use a strategic approach is underlined.

Текст научной работы на тему «Современный опыт обеспечения террористической безопасности Олимпийских Игр»

В 2017 году начался процесс восстановления в сфере туризма. Турецкие власти провели необходимые мероприятия по усилению безопасности в стране. Отношения с Россией значительно улучшились к концу 2016 года, поэтому в 2017 году Турция рассчитывает вернуться к показателям 2015 года по российским туристам (табл. 4, см. выше). у Согласно статистике, опубликованной Ми-^ нистерством культуры и туризма, туризм начал ^С набирать свою силу, когда российские туристы ^ снова предпочли Турцию, как благоприятную Щ страну для отдыха. За первые полгода 2017 года ^ Турцию посетило 12,25 млн туристов, в то вре-^ мя как за аналогичный период предыдущего щ года туристов было 10,74 млн человек. Однако •у число в 14,89 млн туристов за первые 6 меся-^Г цев 2015 г. не достигнуто. Когда был сопостав-Т лен этот промежуток времени 2016 и 2017 го-О дов, общее числотуристовувеличилось на 1,51 X млн. человек. Россия вышла на первое место,

0 обогнав Германию на 445 тыс. человек.

^ Начиная с 2015 года, идёт снижение числа ^ * немецких туристов. Немцы все чаще отказыва-$ ются от поездок в Турцию по чисто политичес-

1 ким мотивам. Многих отталкивают широкомасштабные нарушения прав человека в этой стране и диктаторские замашки президента Эрдогана. Совсем недавно турецкий президент и его министры оскорбительно сравнивали сегодняшнюю ФРГ с нацистской Германией. Данный факт не прибавляет желания немцам посетить Турцию. Также некоторые партии Германии уже задумываются о туристическом бойкоте Турции. Поэтому в 2017 году Турция рискует потерять их основную долю из-за политических проблем между странами. [8]

Из всего вышеизложенного следует вывод, что для усиления статуса Турции как благоприятной туристической страны необходимо обеспечить внутреннюю безопасность государства.

В свою очередь во внешнеполитической деятельности главе государства и министрам нужно действовать в интересах своей страны, но стараться тем самым не навредить важнейшему сектору для страны -туризму. К сожалению, в последние годы правительство Турции, решая мировые задачи, не особо принимало во внимание важность индустрии туризма. В результате этого за последние 3 года была потеряна часть туристического рынка, из которого российских туристов получилось вернуть практически в том же объёме, что и раньше. Что же касается европейских туристов, то вернуть их будет не просто.

Примечания:

1. Погорелов A.M. Законодательно-экономические предпосылки развития туризма в Турции // Бизнес, менеджмент и право. - 2009. - №3 (20). -С.108-118.

2. Министерство туризма и культуры Турции. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: h ttp://y¡ gm. kultu rtu rizm.gov.tr/TR, 9851 /tu rizm-¡statistikleri.html (дата обращения: 10.08.2017).

3. Кравченко Л.И. Экономическое итоги 2014 года // Центр научной политической мысли и идеологии [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/ analyt¡cs/ekonom¡chesk¡e-¡tog¡-2014-goda (дата обращения: 15.08.2017).

4. Юрьев И. Турецкий турбизнес идет ко дну // Электронная газета Утро.Ру [Электронный ресурс]. URL: https://utro.ru/articles/2016/01/29/1269114. shtml (дата обращения: 15.08.2017).

5. Глобальные тенденции 2015 года и прогноз на 2016// Исследовательский центр "Катехон" [Электронный ресурс]. URL: http://katehon.com/ru/bind/ globalnye-tendencii-2015-goda-i-prognoz-na-2016 (дата обращения: 18.08.2017).

6. Duran А.Е. Avrupali turist, Türkiye'den uzaklasiyor // Deutsche Welle [Электронный ресурс]. URL: http:/ /p.dw.com/p/1Jcct(flaTa обращения: 18.08.2017).

7. COSAN В. Avrupali turist kayip. // Hürriyet [Электронный ресурс]. URL: http://www.hurriyet.com.tr/ avrupali-turist-kayip-40505038 (дата обращения: 12.08.2017).

8. Гурков А. Туристы меняют Турцию на Испанию и особенно Грецию // Deutsche Welle [Электронный ресурс]. URL: http://p.dw.com/p/2YtXr

MODERN EXPERIENCE IN ENSURING OF THE OLYMPIC GAMES TERRORIST SECURITY

Akkaeva Khalimat Alievna, PhD legal science, Department of Specifically and Technical Training, North-Caucasian Advanced Training institute (branch), Krasnodar University Affairs of Russia, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic

Among the priorities of the country hosting such major sporting events as the Olympic Games is to ensure the safety of their preparation and conduct. Large-scale socio-economic programs and projects require the development of a complex of anti-terrorist measures, in this article, we consider the modern specifics of the terrorist security of the Olympics. The author pays special attention to issues of security of critical infrastructure. Based on the results of the study, general directions and objectives of state regulation in this field were proposed. The need to use a strategic approach is underlined.

Keywords: Olympic Games; economic security; risks; threats; terrorism; critical infrastructure.

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПА СНОСТИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

УДК 339.9 ВАК РФ 08.00.05

К числу первоочередных задач страны, принимающей такие крупные спортив- © Аккаева Х.А., 2017 ные мероприятия, как Олимпийские игры, относится обеспечение безопасности их подготовки и проведения. Реализуемые в рамках Игр масштабные социально-экономические программы и проекты требуют разработки комплекса антитеррористических мер. В настоящей статье рассматривается современная специфика террористической безопасности Игр. Особое внимание автора уделено вопросам обеспечения безопасности критической инфраструктуры. По итогам исследования предложены общие направления и цели государственного регулирования в данной сфере. Подчеркнута необходимость использования стратегического подхода.

Ключевые слова: Олимпийские игры; экономическая безопасность; риски; угрозы; терроризм; критическая инфраструктура.

Олимпиада является крупным международным проектом, который требует масштабных частных и государственных инвестиций на проектирование и строительство необходимой инфраструктуры, а также обеспечение ее безопасности. Опыт проведения крупных культурных и спортивных мероприятий последних лет свидетельствует, что Олимпийские игры (Олимпиада, Игры) могут стать триггером развития экономического потенциала национальной и региональной экономики [3, с. 98]. Достижение экономического эффекта Игр, по мнению Международного олимпийского комитета (МОК), возможно только при обеспечении принимающей стороной следующих условий: реализуемые инвестиционные проекты учитывают различные аспекты устойчивого развития, экономическое, социальное и экологическое наследие территорий; в число первоочередных задач проектов входит решение территориальных (региональных, местных, общинных) проблем и инновационное развитие; инвестиционный процесс выстроен с учетом требований, установленных МОК, в т. ч. сохранения гармоничного развития существующих агломераций, их культурной целостности; менеджерами проектов выявлены и устранены все виды возможных рисков. Последнее условие обусловлено тем, что сложность и долгосрочность проектов подготовки к Играм даже при качественном их проектировании, могут стать причиной, как потенциальных, так и реальных угроз экономической безопасности принимающей территории. В этой связи в число приоритетных задач организаторов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, входит обеспечение безопасности Игр, предотвращение вызовов и угроз реализуемых проектов. К числу последних в т. ч. относится терроризм.

Вопросы террористической безопасности крупных спортивных мероприятий стали предметом острой научной дискуссии после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года [5; 6; 7; 8, с. 143]. В 2012 году организаторами Олимпийских игр в Лондоне терроризм был определен как "величайшая угроза для безопасности Олимпийских и Паралимпийских игр" [8, с. 144]. В списке угроз, таким образом, терроризм был поставлен выше иных уголовных преступлений, бытового экстремизма, массовых беспорядков и стихийных бедствий.

Представляется, определение терроризма как главной угрозы Олимпийским играм является непосредственным отражением того, что некоторые зарубежные исследователи называют секьюритиза-цией - "процессом, благодаря которому угроза, являющаяся до сих

АККАЕВА Халимат Алиевна,

кандидат юридических наук, начальник кафедры Специально-технической подготовки, СевероКавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика аккае [email protected]

ш S ъс и ш т

s о

X

о

СО

* *

98

пор лишь экзистенциальнои , переходит из сферы традиционного государственного регулирования в сферу разработки и принятия чрезвычайных мер, которые позволяют национальным правительствам контролировать и устранять эту угрозу" [12, с. 47]. Олимпийские игры сегодня - это пространство, в котором практически любые меры безопасности и меры контроля признаются большинством экспертов оправданными с целью уменьшения и предотвращения любых потенциальных или реальных угроз безопасности.

Американский экономист М. Аткинсон таким образом определяет взаимосвязь между спортом и терроризмом: "по многим причинам отдельные террористы или террористические организации участвующих в Играх спортсменов, зрителей, посещающих мероприятия, а также спонсоров спортивных соревнований считают "подходящей" мишенью для атак. Особенно в тех случаях, когда спортивные состязания привлекают значительную международную аудиторию в те географические районы, которые уже являются объектом деятельности террористов" [5, с. 54]. Т.

В современных исследованияхбезопасность крупных спортивных мероприятий зачастую рассматривается как "[...] сложная совокупность механизмов социально-экономического контроля, который подвергается глубоким изменениям, особенно в связи с возможными экономическими последствиями терроризма" [7]. Деструктивное воздействие терроризма на экономику территории направлено на достижение конкретных экономических целей. Терроризм может стать причиной двух видов ущерба - прямой (репутационный и материальный [4, с. 485]) и каскадный. Прямой вид ущерба от экономического терроризма в данном случае связан с разрушением или выведением из экономического оборота материальных средств и ценностей, сопровождающихся дестабилизацией таких отраслей экономики как туризм, гостиничный туристической, транспортной и др.) [1, с. 139]. Тэйлор и К. Туу-хи в этой связи отмечают: "вполне понятно, что террористы будут выбирать в качестве цели такие крупные спортивные мероприятия как Олимпийские игры, ведь, целями террористов тут являются не только люди, но и объекты хозяйственной инфраструктуры" [11, с. 200]. Нанесение ущерба инфраструктуре, которая являет-

ся "критической"1 для проведения Олимпиады, может привести к серьезным негативным экономическим последствиям регионального и даже национального масштаба.

Угрозы террористической безопасности Олимпиады, очевидно, не могут быть устранены полностью, но рисктерроризма может быть значительно уменьшен до уровня, который позволит извлечь выгоду из тех возможностей, которые несут реализуемые инвестиционные проекты [2]. Необходима разработка новых направлений обеспечения террористической безопасности критической для Олимпиады инфраструктуры. Предотвращение террористических угроз критической для Олимпиады инфраструктуры предполагает использование стратегического подхода к управлению [6; 9; 10], который должен быть положен в основу всех коллективных и индивидуальных действий в данной области обеспечения безопасности.

Главным недостатком реализуемых сегодня стратегий является отсутствие опыта управления рисками крупных спортивных мероприятий. Основной разрыв в обеспечении безопасности экспертам здесь видится в различии подходов государства и негосударственных компаний к обеспечению террористической безопасности Игр. Если учесть тот факт, что в среднем около 60 % объектов критической для проведения Игр инфраструктуры "контролируется" частным сектором, можно сделать вывод, что только безопасность 40 % объектов инфраструктуры обеспечивается на должном уровне ввиду того, что стратегии обеспечения безопасности, реализуемые частными компаниями, являются недостаточно эффективными.

Основу политики обеспечения безопасности критической инфраструктуры Игр должны составлять такие меры, как: оценка стратегического контекста, включая текущие и возникающие угрозы: кто или что представляет собой наиболее серьезную угрозу государственным интересам и секторам национальной экономики, и инструменты, которыми они располагают; обзор уязвимостей и их развитие на среднесрочную перспективу; основные направления и цели обеспечения безопасности и ключевые задачи и мероприятия для достижения этих целей, стоящие перед государством, бизнесом и обществом; оценка достижения целей обеспечения безопасности. В числе це-

1 Под критически значимой инфраструктурой в данном случае можно понимать: системы, активы, объекты и сети, которые предназначены для решения задач управления реализуемым и проектами, обеспечения безопасности и правопорядка, нарушение (или прекращение) функционирования которых может стать причиной наступления тяжких последствий.

лей политики и задач деятельности по обеспечению безопасности Олимпиады можно выделить: защиту от террористических угроз, в т.ч. защиту критической для Олимпиады инфраструктуры, а также личной безопасности граждан, менеджмент рисков и мониторинг угроз; сдерживание террористических угроз Олимпиады - снижение уровня и противодействие преступности, профилактика терроризма; обучение, исследования и разработки - развитие навыков безопасности, стимулирование роста предприятий и организаций сектора обеспечения безопасности спорта и туризма, развитие научных исследований и разработок в сфере безопасности крупных спортивных мероприятий.

Примечания:

1. Бондаренко Л.В. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности рекреационно-туристких услуг // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 2-3. - С. 137-140.

2. Ермолаева O.A., Валуйсков Н.В. Участие государства в гражданском обороте // Первый шаг в науку. - 2015. - № 1 -2 (1 -2). - С. 45-46.

3. Жуковская И.В Региональные особенности развития экономического потенциала машиностроительного комплекса // Микроэкономика. - 2011. - № 3. - С. 97-102.

4. Ковалева Л.И., Пономарева Н.В. Проблемы учета деловой репутации организации // Экономи-

ка и предпринимательство. - 2014. - № б (47). - С. 484486.

5. Atkinson М.,Young К.Terror games: Media treatment of security issues at the 2002 Winter Olympic Games // OLYMPIKA: The International Journal of Olympic Studies. - 2002. - № 11, pp. 53-78.

6. Baade R.A., Matheson V.A. Going for the Gold: The Economics of the Olympics // The Journal of Economic Perspectives. - 2016. doi: 10.1257/ jep.30.2.201.

7. Giulianotti R., Klauser F. Security Governance and Sport Mega-events: Toward an Interdisciplinary Research Agenda // Journal of Sport and Social Issues.- 2010,- №34(1), pp. 49-61.

8. Ritchie B.W., Shipway R., Cleeve B. Resident Perceptions of Mega-Sporting Events: A Non-Host City Perspective of the 2012 London Olympic Games // Journal of Sport and Tourism. - 2009. - Vol. 14, Iss. 2-3, pp. 143-167.

9. Spaaij R. Security Models in Mega Sport Events between Safety and Human Rights // The International Journal of the History of Sport. - 2016. -Vol. 33, Iss. 4, pp. 451-468.

lO.Szymanski S. About Winning: The Political Economy of Awarding the World Cup and the Olympic Games // SAIS Review. - 2011. - Vol. 31, No.

I,pp. 87-97.

II.Taylor Т., Toohey K. Impacts of terrorism related safety and security measures at a major sport event // Event Management. - 2006. - № 9(4), pp. 199-209. 12.Waever O. Securitization and Desecuritization, in Ronnie D. Lipschutz (ed.). On Security (New York: Columbia University Press, 1995), pp. 46-86.

О cu

-0 Q-LQ CK b-X ш

u cu

CO

—t-kJ^7 Г

E

99

TERMINOLOGY OVERVIEW OF THE ECONOMIC CATEGORY 'FINANCIAL VIABILITY" OF THE ENTERPRISE IN THE CONTEXT OF MODERN RESEARCH

Aksenova Elena Aleksandrovna, PhD in Economics, Associate Professor,

Kaftia Alena Igorevna, Undergraduate student, Don State Technical University, Rostov-on-Don

The given article is devoted to the study of the economic category "financial sufficiency", in the research course we examined the notion and essence of financial sufficiency, analyzed definitions of various scientists-economists, the definitions were systematized according to similar peculiarities, classified. The article contains an authors' definition of financial sufficiency based on the examined theoretical material.

Keywords: financial sufficiency; liquidity; financial solvency; balance; liabilities; investment attractiveness; competitiveness; business activity; independence.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ KA ТЕГОРИИ "ФИНАНСОВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ " ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Данная статья посвящена изучению экономической категории "финансовая состоятельность" предприятия. В ходе исследования были рассмотрены понятие и сущность финансовой состоятельности, проанализированы определения учёных-экономистов, систематизированы и классифицированы согласно схожим особенностям. На основе изученных определений предложена авторская трактовка финансовой состоятельности предприятия. Ключевые слова: финансовая состоятельность; ликвидность; платежеспособность; устойчивость; обязательства; инвестиционная привлекательность; конкурентоспособность; деловая активность; независимость.

УДК 336.01 ВАК РФ 08.00.01

©Аксёнова Е.А., 2017 © Кафтя А.И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.