УДК 37.08
Медведева Ольга Анатольевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги e-mail: [email protected] Сусляков Тимофей Дмитриевич,
учащийся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация: в статье рассмотрены история появления профессии и общая характеристика личности учителя, а также проанализированы представления школьников и родителей учащихся средней общеобразовательной школы №21 г.Калуги об идеальном учителе, на основе чего сформирован современный образ идеального учителя. Ключевые слова: школа, учитель, любимый учитель, идеальный учитель.
Medvedeva Olga Anatolievna,
teacher of history and social studies secondary school № 21 in Kaluga
e-mail: [email protected]
Suslyakov Timothy Dmitrievich,
student of secondary school № 21 in Kaluga
e-mail: [email protected]
THE MODERN IMAGE OF THE IDEAL TEACHER
Abstract: the article discusses the history of the emergence of the profession and the General characteristics of the individual teachers, and analyze the representation of students and parents of students of secondary school №21 g. Kalugi about the ideal teacher, based on what formed the modern image of the ideal teacher.
Keywords: school, teacher, favorite teacher, the ideal teacher
Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе является учитель, на которого возложены задачи обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира
писали и говорили многие выдающиеся педагоги, ведь от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.
В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки учителей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития исследовательских качеств учителей, подготовке их к поиску, изучению и внедрению инновационных педагогических технологий.
Согласно словарю педагогического образования, учитель - это лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле — должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе, в задачи которого входит обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, формирование общей культуры личности, осознанного выбора и освоения профессиональных программ социально-трудовой адаптации [1].
Таким образом, учителем можно называть любого человека, оказывающего влияние на умственное, физическое, эстетическое развитие любого из нас. Историки считают, что первые учителя появились на самом начальном этапе развития человеческого общества, когда первые люди начали жить общинами и более опытные, как правило, старшие из них, обучали других навыкам охоты, сбора ягод, кореньев и т.д. Такие люди за свои знания и умения пользовались большим авторитетом и уважением.
По мере развития общества, географического расселения людей и разделения труда произошло разделение учителей на мастеров, наставников (обучающих практическим навыкам и умениям) и непосредственно учителей, занимающихся преимущественно умственным развитием человека в специально созданном заведении.
В настоящее время учитель чаще всего воспринимается как лицо, занимающееся преподаванием какого-либо предмета в школе. При этом существует множество специализаций профессии учитель: учитель начальных классов, учитель химии, учитель истории, учитель физкультуры, учитель физики, учитель математики, учитель английского языка и прочие.
Нужно отметить, что с начала ХХ века в педагогической науке стала подниматься и разрабатываться проблема личности педагога в процессе обучения, хотя во все времена к учителям предъявлялись требования, необходимые для успешной работы, которые менялись в зависимости от общественного строя и целей воспитания. Так, например, если в средние века основной целью воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения, то и учитель должен был быть религиозным, жестким человеком, добивавшимся результатов в основном через наказание, в т.ч. и физическое.
Сейчас же целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир [2, с.507], что требует совсем иной методики воспитания и предъявляет совершенно другие требования к личности учителя.
В педагогической науке сегодня существует много теорий воспитания и обучения, в которых раскрываются функции, навыки и умения учителя, необходимые им для эффективной работы, которые условно можно подразделить на профессиональные качества и личностные [2]. При этом нужно отметить, что спецификой профессии учитель является разумное сочетание всех необходимых навыков и качеств, поскольку, в отличие от многих других профессий, нельзя быть хорошим учителем, будучи плохим человеком или слабым специалистом. Это
понимали и выдающиеся педагоги прошлого, выдвигая свои требования к лицам этой профессии. По мнению великих мыслителей и педагогов, настоящий учитель обязательно должен любить детей и свою профессию, четко понимая важность своего участия в формировании личности ребенка.
В силу особой роли учителя в становлении и развитии личности каждого человека, мы решили узнать, какими качествами должен обладать современный идеальный учитель с точки зрения непосредственных участников образовательного процесса: учеников и их родителей.
Для решения поставленных в работе задач в течение октября-ноября 2017 года было опрошено 443 учащихся 5-11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Калуги, что составляет 82% от общего количества учеников средних и старших классов. В дальнейшем для удобства результаты были сгруппированы по возрастным категориям 11 -13 лет, 14-15 лет и 16-17 лет. Учащимся было предложено ответить на несколько вопросов, которые позволили бы оценить их представление об идеальном учителе и сформировать тот перечень качеств, которыми должен обладать идеальный учитель в глазах современных школьников.
В результате проведенного анкетирования выяснилось, что у подавляющего большинства учащихся нашей школы есть любимые учителя (у 96% опрошенных учеников 5-7 классов; у 84% опрошенных учеников 8-11 классов), при этом в основном это объясняется тем, что на занятиях у этого учителя интересно. Этот факт свидетельствует о том, что в нашей школе работают грамотные, профессиональные учителя, которые умеют преподнести свой предмет интересно и заинтересовать в его изучении своих учеников.
Однако следует заметить, что далеко не все учащиеся при этом могут назвать своего любимого учителя идеальным, и чем старше ученик, тем меньше тех, кто так считает: если в 5-7 классах считают, что их любимый
учитель идеальный 85% учащихся, то в 8-9 классах их уже 66%, а в 10-11 классах всего 40% (таблица 1). Это говорит нам о том, что чем младше ученик, тем больше он привязан к своему любимому учителю эмоционально и больше его идеализирует, а ребята постарше уже могут подойти к оценке даже любимого учителя более объективно.
Таблица 1
Общие результаты анкетирования школьников 11-17 лет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Калуги в октябре-ноябре 2017 года (%)
Варианты ответов 11-13 лет 14-15 лет 16-17 лет
Есть ли у тебя любимый учитель в школе?
Да 96% 84% 84%
Почему он является для тебя любимым?
Он добрый и не ставит плохих отметок 7% 9% 6%
Он хорошо объясняет предмет, на его уроках интересно 86% 80% 76%
Он строгий, но справедливый 29% 16% 22%
Можно ли назвать твоего любимого учителя идеальным учителем?
Да 85% 66% 40%
При выявлении качеств идеального учителя мы взяли за основу модифицированную методику ценностных ориентаций Рокича, расширив и разделив качества на профессиональные и личностные.
По результатам опроса можно выделить следующие характеристики идеального учителя с точки зрения школьников 5-11 классов (таблица 2): учитель должен уметь грамотно и интересно объяснять свой предмет, знать его на высоком уровне, уметь находить подход к каждому ученику, быть объективным и разносторонним с точки зрения подачи материала; кроме того, идеальный учитель должен любить детей, быть ответственным и пунктуальным, обладать чувством юмора, быть мудрым и интересным ученикам как личность.
Таблица 2
Профессиональные и личностные качества идеального учителя глазами
учащихся 5-11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная _ школа №21» г.Калуги__
Профессиональные Доля Личностные качества Доля
качества выбравших выбравших
Уметь грамотно и 98% Быть добрым и 79%
интересно говорить, объяснять материал понимающим
Обладать глубокими 90% Быть ответственным 78%
профессиональными
знаниями
Находить общий язык с 83% Обладать адекватным 75%
каждым учащимся чувством юмора
Быть объективным при 77% Быть интересным 68%
выставлении оценки ученикам как личность
Иметь четкую дикцию 69% Быть терпимым 62%
Использовать разные 61% Быть жизненно мудрым 61%
методики преподавания, человеком
активные формы обучения
Быть хорошим 55% Быть пунктуальным 54%
организатором
Такое профессиональное качество как сотрудничество с родителями не нашло отклика среди учащихся, особенно в старших классах (в среднем 39% опрошенных выбрали этот пункт, в том числе 61% из опрошенных в 5-7 классах, 44% из опрошенных в 8-9 классах и 13% из опрошенных в 1011 классах). Также оказалось, что внешний вид учителя не имеет особого значения (данное качество отметили в среднем только 22% опрошенных), как и отсутствие вредных привычек (в среднем 27% опрошенных).
Также следует отметить, что большей части опрошенных (57% в 5-7 классах, 78% в 8-9 классах и 84% в 10-11 классах) не важен пол идеального учителя, главное, чтобы он отвечал установленным требованиям. При этом, чем младше ученик, тем больше образ идеального учителя у него ассоциируется с женщиной (рис. 1).
Что касается возраста идеального учителя, то учащиеся 5-7 классов больше склоняются к молодому преподавателю, а ученики 8-11 классов
предпочитают среднюю возрастную категорию, считая, что после 30 лет учитель уже приобретает профессиональный уровень и опыт работы, необходимый для формирования идеального образа педагога (рис. 2).
Результаты анкетирования родителей показали, что им также не важен пол идеального учителя (так ответили 87% родителей), главное, чтобы он умел грамотно и интересно преподать учебный материал (100% опрошенных), сотрудничал с родителями (97%), обладал глубокими профессиональными знаниями (95%), был объективным при выставлении оценок (85% опрошенных) и умел находить подход к каждому учащемуся (83%).
Рисунок 1. Результаты опроса учащихся 5-11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Калуги по выявлению пола
идеального учителя, %
Что касается личных качеств, то, с точки зрения родителей, идеальный учитель в первую очередь должен быть ответственным, аккуратным (80% и 60% опрошенных родителей соответственно), интересным как личность (77%), а также добрым и понимающим (60%). В наибольшей степени такими качествами обладают учителя в возрасте 3050 лет (67% в среднем от опрошенных родителей.)
учащиеся 16-17 лет
учащиеся 14-15 лет
учащиеся 11-13 лет
66%
53%
/ / /
50-70 лет 30-50 лет 20-30 лет
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рисунок 2. Результаты опроса учащихся 5-11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Калуги по выявлению возраста
идеального учителя, %
Таким образом, в результате проведенного исследования был разработан современный образ идеального учителя, который в представлении учащихся и родителей нашей школы не соответствует образу любимого учителя, хотя у подавляющего большинства учащихся есть в школе любимые учителя, и в целом школьники достаточно высоко оценивают профессиональный уровень своих педагогов.
Список литературы
1. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/professionalnoe-obrazovanie-slovar-klyuchevye-ponj atij a-terminy-aktualnaj a-leksika.html
2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник/Л.Д.Столяренко, С.И.Самыкин, В.Е.Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 636 с.