Научная статья на тему 'Наследие отечественных педагогов конца XIX В. В становлении образа идеального учителя'

Наследие отечественных педагогов конца XIX В. В становлении образа идеального учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1608
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ИДЕАЛ / ОБРАЗ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / TEACHER / IDEAL / IMAGE / PERSONALITY QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевелёв В.Ю.

В статье раскрываются особенности развития отечественной педагогической мысли второй половины XIX века. Рассматриваются различные точки зрения ученых и педагогов на становление учителя в системе образования в России. Выделяется центральная идея образа идеального учителя сочетание личностных и профессиональных качеств учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the features of the development of the national pedagogical thought of the second half of the XIX century. Various points of view of scientists and teachers on the formation of teachers in the education system in Russia are considered. The central idea of the image of the ideal teacher a combination of personal and professional qualities of the teacher is singled out.

Текст научной работы на тему «Наследие отечественных педагогов конца XIX В. В становлении образа идеального учителя»

УДК 37. 011. 31 - 051 (47) "18"

В. Ю. Шевелёв

Наследие отечественных педагогов конца XIX в. в становлении образа идеального учителя

В статье раскрываются особенности развития отечественной педагогической мысли второй половины XIX века. Рассматриваются различные точки зрения ученых и педагогов на становление учителя в системе образования в России. Выделяется центральная идея образа идеального учителя - сочетание личностных и профессиональных качеств учителя.

The article reveals the features of the development of the national pedagogical thought of the second half of the XIX century. Various points of view of scientists and teachers on the formation of teachers in the education system in Russia are considered. The central idea of the image of the ideal teacher - a combination of personal and professional qualities of the teacher is singled out.

Ключевые слова: учитель, идеал, образ, качества личности.

Key words: teacher, ideal, image, personality qualities.

Вторую половину XIX в. можно рассматривать как переломный период не только в истории политической, экономической и социальной жизни России, но и в истории отечественной педагогики и народного образования. Общественно-политическое движение выдвинуло на повестку дня такие важнейшие вопросы, как критика крепостнической системы воспитания и сословной школы, отсутствие общего светского образования и образования женщин, восприятие ребенка как личности и его гражданское воспитание, борьба со схоластикой в обучении и телесными наказаниями. Одной из важнейших особенностей развития отечественной педагогической мысли второй половины XIX в. стала широкая дискуссия об образе идеального учителя, его социальной роли и функциях, его предназначении, профессиональных и личных качествах, оказывающих огромное влияние на весь педагогический процесс.

Данный период является временем острого противостояния общества и государства в вопросах школьного дела, временем, когда идеалы учителя для образованного общества России и государства расходились коренным образом.

После покушения на Александра II министр народного просвещения Д.А. Толстой предписал попечителям учебных округов усилить надзор за учащимися и учащими, обеспечив «усиление надзора за просветительною деятельностью общества, во всемерном её ограничении» [9, с. 44]. Отдельными распоряжениями и циркулярами Д.А. Толстой устранил элементы автономии в университетах, ужесточил требования к преподаванию,

© Шевелёв В. Ю., 2017

поведению учащихся гимназий и студентов университетов. Появился институт инспекторов народных училищ, которые должны были руководить учебной частью и осуществлять надзор за учителями. Появление инспекторов народных училищ можно расценивать не иначе как признак явного недоверия к деятельности земства в области народного образования и попытку ограничить учебные заведения в целом и учителей в частности в возможности появления инициатив на местах [7, с. 318].

События, произошедшие в Российской империи во второй половине XIX в., позволяют определить совокупность приоритетных для государства качеств идеального учителя. Идеальный учитель для государства - это педагог, обладающий не только широким кругозором и глубокими знаниями предмета, но и являющийся апологетом государственной идеологии. Учитель должен быть законопослушным, полностью разделять самодержавно-православную идеологию, являясь воспитателем подданных государства, он не имеет права на собственную позицию, интерпретацию изучаемых фактов, процессов, явлений.

Иными чертами обладал совокупный образ идеального педагога, формировавшийся отечественным общественно-педагогическим движением. Среди целой плеяды деятелей общественно-педагогического движения, ученых в области образования и выдающихся мыслителей второй половины XIX в., наиболее значительный вклад в разработку концептуальных оснований идеала учителя внесли К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров.

Наличие идеала является важной аксиологической проблемой педагогики, так как он выполняет функцию ориентира как при решении конкретных педагогических проблем, так и при определении форм и содержания организации педагогической деятельности. Идеал служит критерием оценки результатов образования и воспитания человека. Система образования всегда предъявляла определенные требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников. По сути, она описывала идеальный образ выпускника, а затем учителя оценивали ученика, оценивали степень приближения ученика к этому образу. Чем ближе ученик к заданному образу, тем выше его отметки.

Цель образования - это идеальный образ результата, выражающий социальные потребности и определяющий педагогические методы и средства. Идеал выступает в виде образца, очерчивающего систему профессионально-личностных координат.

Изучив труды отечественных педагогов конца XIX - начала XX в., и проанализировав их с помощью контент анализа, мы пришли к следующим выводам. В своих трудах ученые-педагоги выделили в общей сложности семнадцать основных, наиболее повторяющихся качеств, которые, по их мнению, должны быть присущи образу идеального учителя для их временной эпохи. Так, учитель должен:

1) служить примером для подрастающего поколения;

2) любить детей и всецело заниматься их развитием;

3) обладать педагогическим мастерством, в том числе знаниями методики обучения предмету;

4) заниматься самосовершенствованием и саморазвитием;

5) обладать широким кругозором;

6) быть сформированной личностью;

7) иметь другие качества (эмпатию, жертвенность, устойчивое мировоззрение, строгость, справедливость).

Наиболее весомый вклад в описание учителя внес основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский. Он в своих трудах первым выделил и обосновал необходимость тринадцати из семнадцати выделенных нами качеств и свойств образа идеального учителя. Многие отечественные педагоги вслед за К.Д. Ушинским отметили, что одним из важнейших качеств образа идеального учителя в конце XIX - начале XX в. была обязанность быть примером подражания для подрастающего поколения. Ученый-педагог считал справедливым требовать от учителя народной школы, особенно от того, кто живет в деревне, чтобы его образ жизни не только не подавал поводов для соблазнов и не разрушал уважение к нему родителей и детей, но и служил примером для окружающих. Его жизненные ценности не должны расходиться с теми ценностями, которые он озвучивает в школе. К.Д. Ушинский полагал, что только в этой ситуации учитель сможет иметь серьезное нравственно-воспитательное влияние на детей и взрослых.

Учитель для К.Д. Ушинского был центральной фигурой в процессе воспитания учащихся, поэтому он должен уметь соединять процесс обучения с личными примерами. Личный пример учителя является самым лучшим средством в системе воспитания детей. Как писал ученый: «личный пример учителя - это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить нельзя» [6, с. 264].

В.И. Водовозов, подчеркивая, что главное для учителя - это его знания, одновременно с этим указывал, что в педагогической деятельности особо важное значение приобретает личный пример учителя, его моральный облик. По твердому убеждению ученого-педагога, учитель, придерживаясь высокоморальных правил в своих действиях и поступках, приобретает огромную, ничем не заменимую силу воспитательного действия [4, с. 41].

На рубеже XIX-XX вв. с К.Д. Ушинским и В.И. Водовозовым соглашается и Н.Ф. Бунаков, который в своих трудах неоднократно подчеркивал, что идеальный учитель не только хорошо обучает, но ещё и хорошо на своём собственном примере воспитывает у подрастающих детей правильные убеждения, хорошие чувства, стремления, наклонности, привычки. Ученый также отмечал, что личный пример учителя имеет огромное влияние на детей, когда от учителя к детям передается его гуманность, справедливость, стремление к деятельности. На данном этапе взаимодействия учителя с учениками для педагога очень важно не быть примером отрицательных свойств (неаккуратность, апатичность, грубость, жестокость), так как учащиеся воспримут и эти качества за эталон поведения: «Одушевление учителя, живое отношение к делу переходит к детям, возбуждая в них

восприимчивость и стремление к деятельности и побеждению трудностей; его справедливость направляет их к справедливости, его уважение к работе и энергия в труде находят отзыв в душе учеников» [2, с. 164].

Схожую мысль можно проследить и у В.П. Вахтерова, который пишет, что учитель своим умственным и нравственным превосходством, жестами и тоном своей речи, безукоризненностью всего своего образа приобретает уважение со стороны детей. Некорректный образ жизни может подорвать в детях это уважение к учителю [3, с. 60].

Вторым по величине, а значит и по важности, обязательным качеством идеального учителя стало его стремление заниматься развитием ребенка. Многие отечественные ученые-педагоги заявляют, что именно эта черта является неотъемлемой в образе идеального учителя. Так, например, К.Д. Ушинский отмечает, что основная задача народной школы, а значит и учителя, заключается в том, чтобы «школьным занятием развить способности детей, естественным путем развить в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности» [6, с. 147].

Идеальный учитель всегда, во всем процессе обучения должен стараться держать в состоянии мобилизации и волю, и память, и мышление, и эмоции учащегося. К.Д. Ушинский считал необходимым, чтобы идеальный учитель приучал детей быстро переводить свои мысли от одного образа на другой, с сохранением организованности «души». С этой же целью он находил целесообразным, чтобы идеальный учитель заставлял учащихся приводить усвоенные ими понятия в разнообразные комбинации.

В.Я. Стоюнину принадлежит заслуга установления диалектической взаимосвязи между приобретением знаний и развитием человека. Он утверждал, что знания способствуют развитию человека, и чем больше их объем, тем больше они требуют духовной пищи и дополнительных знаний. Он считал, что полное овладение какой-либо наукой в средней школе невозможно, да и не нужно, иначе образование носило бы специальный характер. А наука рассматривалась не как средство, а как цель [8, с. 29]. Поэтому не следует стараться, чтобы ту или иную науку пройти как можно полнее, путем сообщения большого количества фактов и выводов. Важно, чтобы память ученика не превращалась в хранилище огромного числа фактов, учитель должен знать, какую способность у учащегося может и должна развивать его наука, какие понятия следует прояснить у учащегося и каким временем он для этого располагает.

Следующей не менее важной чертой образа идеального учителя в трудах отечественных педагогов конца XIX - начала XX в. можно считать необходимость знания методики обучения предмету. Основоположником данного тезиса является К.Д. Ушинский, который писал, что на уроке учитель обучает и, обучая, воспитывает обучающихся применением многообразных методов, средств, приемов обучения. Качество этого процесса во многом зависит от того, какие методы использует учитель и с каким мастерством делает процесс обучения на уроке активным и сознательным процессом для каждого учащегося. К.Д. Ушинский потому и считал

методическое мастерство учителя одним из основных условий высококачественного построения всего обучения и рациональной насыщенности учебного времени в целом [6, с. 230].

В.Я. Стоюнин, описывая данный критерий идеального учителя отмечал, что учитель должен изучить преподаваемые им предметы и всю элементарную методику: правильный разумный метод, отстраняя всё излишнее, всё мешающее успеху дела, прямо ведет к цели. Идеальный учитель должен иметь перед собой определенный и заранее выработанный план учебных занятий. Весь элементарный курс должен составлять одно целое, в связи с этим необходимо устранить отрывочности. Обучать многих единовременно. Как можно яснее и отчетливее объяснять всё преподаваемое и не идти вперед, пока не усвоятся начальные познания. Как можно меньше самому учителю говорить и делать и заставлять выполнять и то и другое как можно больше детей [8, с. 114].

Продолжая мысль ученых-педагогов, Н.Ф. Бунаков считал, что от предварительной и при этом самой внимательной и детальной подготовки к проведению каждого очередного урока не может быть освобожден ни один, даже самый опытный учитель. Наличие педагогического опыта лишь облегчает эту подготовку, но не может служить мотивом для освобождения от неё [1, с. 36].

В.П. Вахтеров, соглашаясь со своими коллегами, также отмечает в своих трудах, что идеальный учитель должен обладать умением обучения, приобретаемым на практических занятиях в образцовой школе, должен быть знаком с наглядными и другими пособиями, употребительными учебниками, книгами для классного и внеклассного чтения; на экскурсиях он должен познакомиться с постановкой учебного дела в школах, особенно заслуживающих его внимания.

Одним из основных качеств образа идеального учителя, на которое обращали внимание ученые, это любовь к детям. Для многих это является ключевой характеристикой. Ученые-педагоги считают, что без любви к детям невозможно быть учителем вообще, а идеальным тем более.

Следующее качество - наличие педагогического мастерства. Ученые-педагоги доказывали, что преподавание является творчеством, результат которого зависит от мастерства учителя. К.Д. Ушинский писал, что во всей учебно-воспитательной работе учителя и всей школы основным и решающим является подготовка и проведение урока, требующего от учителя большого педагогического мастерства и предварительной тренировки. «Умение учителя занять в свой урок всех учеников есть критериум учительского достоинства» [6, с. 228]. Особо подчеркивает К.Д. Ушинский для такого важного дела, каким является воспитание, значение совершенствования мастерства учителя. В этой связи он обращает внимание учителя на необходимость выработки в себе правильного педагогического такта, в противном случае «воспитатель, как бы он не изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком». С ученым-педагогом соглашался и Н.Ф. Бунаков, полагая, что учебно-воспитательное дело - это не наука, а искусство [1, с. 96].

В.П. Вахтеров считает, обучение и воспитание в известном смысле -искусство, а учитель - художник, и, как художнику, ему должен быть предоставлен простор [3, с. 237].

Образ идеального учителя, по мнению отечественных ученых-педагогов, не может обойтись без постоянного самосовершенствования и неустанной работы по саморазвитию. К.Д. Ушинский полагал, что учитель выполнит свою большую, ответственную функцию и с честью оправдает доверие народа, если он не только совершенствует свои знания, но если он систематически повышает свою педагогическую культуру и прежде всего овладевает педагогической теорией. К.Д. Ушинский отмечал, что «педагогические меры и метод воспитания очень разнообразны, и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто встречается в педагогах практиках, незнакомых с педагогической литературой» [6, с. 271]. К.Д. Ушинский предупреждает учителя, что для выработки такого такта недостаточно только знания педагогики или психологии; необходимо также и совершенствоваться в творческой педагогической практике, используя для этого опыт лучших учителей.

Идеальный учитель должен понимать, что, занимаясь педагогической деятельностью, он соглашается с определенной долей жертвенности и безвозмездности своей работы. Он должен чётко понимать, что учитель -это профессия, на которую возлагается не очень благодарная, но очень благородная миссия - просвещение населения.

Знание ребенка тоже является немаловажной чертой образа идеального учителя. К.Д. Ушинский требовал, чтобы все действия учителя были основаны на данных глубокого изучения развития психики ребенка и предпринимались они с чувством глубокой уверенности и оптимизма в этих действиях. Учитель должен осуществлять систематическое и непосредственное руководство воспитанием [6, с. 254]. «Прежде всего от народного учителя требуется, чтобы он имел призвание, охоту и способность к своей деятельности». Он призывал учителя к глубокому и всестороннему изучению ребенка и в категорической форме требовал: «кто хочет учить, тот должен снизойти до потребностей ученика, заглянуть в его душу» [6, с. 271]. Постоянное практическое соприкосновение с ребенком обеспечивает педагогу, как никому другому, возможность накопления всевозможных знаний о детях.

Некоторые ученые-педагоги считают, что идеальный учитель обязан любить свою работу. Следующее качество - любовь к своей профессии. К.Д. Ушинский требует от каждого учителя, чтобы он любил свою профессию, с чувством ответственности относился к этому величайшему всенародному делу и с честью оправдывал великое доверие родителей и народа, вручающих ему будущность своего счастья, своей родины [7, с. 270].

В своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский формулировал руководящую идею всей своей педагогической системы - идея народности. К этой

идее как основе своей педагогической системы К.Д. Ушинский пришел, глубоко продумывая вопрос о путях развития России, по которому в 40-50-х гг., ещё в его студенческие годы и в начале его деятельности, шел горячий спор между западниками и славянофилами. К.Д. Ушинский считал учителя народным деятелем, а потому требовал от него безукоризненно честного и активного участия в тех или иных областях народной жизни.

С Ушинским соглашался и другой известный ученый-педагог, Н.Ф. Бу-наков, который в своих трудах писал, что истинно народному учителю мало быть воспитателем учащихся. Идеальный учитель должен быть светом среди массы населения, вести разнообразную просветительскую работу. Народный учитель, по мнению Н.К. Бунакова, должен обладать сравнительно высокой педагогической культурой, относиться к порученному делу с полной энергией и воодушевлением, вкладывать в него душу разум, и с большим уважением относиться к учащимся и ко всем окружающем жителям [1, с. 40].

Для учителя немаловажно быть не просто человеком, знающим какую-либо науку. Идеальный учитель должен быть личностью, обладать индивидуальными особенностями, иметь сформировавшееся мировоззрение. Бесспорно идеальный учитель должен быть справедливым. «Справедливость и человеческое отношение к окружающим, особенно к детям», со стороны учителя, добросовестность, «которая не допускает пристрастия, фальши и жестокости даже относительно животных, не только людей», аккуратность и уважение порядка, всё это оказывает положительное воспитывающее влияние на учащихся [2, с. 164]. Учитель, говорит Николай Александрович Корф, должен быть настойчив и, нисколько не горячась, не оставлять без замечания самого ничтожного нарушения классного порядка. Этим он достигнет того, что дети до такой степени свыкнутся со школьной дисциплиной, что очень редко будут нарушать её [5, с. 11].

Термин «идеальный учитель» в конце XIX - начале XX в. как таковой ещё не существовал. Но абсолютное большинство просветителей, ученых и педагогов того времени понимали крайнюю необходимость обобщения и анализа тех черт и свойств личности, которые должны присутствовать в каждом учителе без исключения. Столпы классической русской педагогики фактически описали образ идеального учителя, не употребляя данный термин.

Работая в период экономических и политических изменений, результаты которых предугадать было невозможно, единственной точкой опоры для ученых осталась только религия, которую изменения всего российского общества не задели. Возможно именно по этой причине, в образе идеального учителя у большинства педагогов так или иначе встречается духовно-нравственная доминанта. Духовно-нравственные идеалы педагоги во многом подчерпнули из классической немецкой философии. Соединив идеи классиков с идеологией православия и народности, ученые смогли получить своеобразный синтез гуманизма, реализма и славянофильства.

Главной проблемой в описании образа идеального педагога в конце XIX - начале XX в. было определение соотношения личностных и профессиональных качеств учителя. Некоторые педагоги, такие как К. Д. Ушин-ский, считают, что личностные, духовно-нравственные свойства учителя являются основой для профессиональных качеств и умений. Другие, например Н.А. Корф, напротив, первостепенными для учителя считают профессиональные педагогические умения. Но абсолютно все педагоги видят в образе идеального учителя тесное переплетение личностных и профессиональных качеств. Только пропуская свою педагогическую деятельность через свою душу и горячо любя подрастающее поколение, можно приблизиться к недосягаемому образу идеального учителя.

Список литературы

1. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 412 с.

2. Бунаков Н.Ф. Школьное дело. - СПб.: Д.Д. Полубояринов, 1886. - 240 с.

3. Вахтеров В.П. Педагогика. - М., 1987. - 400 с.

4. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 631 с.

5. Козырев А.В. Н.А. Корф. Ставрополь: Ставроп. краев. кн. изд-во, 1948. - 12 с.

6. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. - М: Учпедгиз, 1950. - 368 с.

7. Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. - М.: Учпедгиз, 1938. - 512 с.

8. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1991. -

367 с.

9. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. - М.: «Польза» В. Антик и К°, 1912. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.