Научная статья на тему 'Разработка понятия «Цель обучения» в педагогическом знании конца XIX начала XX в'

Разработка понятия «Цель обучения» в педагогическом знании конца XIX начала XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЦЕЛЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИДЕЯ / EDUCATION / TRAINING / GOAL / PERSONALITY / IDEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Ирина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к разработке отечественными педагогами понятия цели обучения. Автор обосновывает взаимосвязь понятий «образование», «обучение» и «цели обучения». Раскрывая понятие цели обучения, автор принимает во внимание модели педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with issues concerning concepts of education purpose developed by Russian teachers. The author substantiates the interrelation of such notions as education, teaching and teaching goals. Defining the notion of teaching goals, the author takes into account the models of pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Разработка понятия «Цель обучения» в педагогическом знании конца XIX начала XX в»

Ирина НИКОЛАЕВА

РАЗРАБОТКА ПОНЯТИЯ «ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.

В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к разработке отечественными педагогами понятия цепи обучения. Автор обосновывает взаимосвязь понятий «образование »,«обучение » и «цели обучения». Раскрывая понятие цепи обучения, автор принимает во внимание модели педагогического процесса.

The article deals with issues concerning concepts of education purpose developed by Russian teachers. The author substantiates the interrelation of such notions as education, teaching and teaching goals. Defining the notion of teaching goals, the author takes into account the models of pedagogical process.

Ключевые слова:

образование, обучение, цель, личность, идея; education, training, goal, personality, idea.

НИКОЛАЕВА

Ирина

Владимировна —

преподаватель

Хабаровского

пограничного

института

ФСБ России

[email protected]

В современных условиях, характеризующихся быстрыми темпами вхождения страны в мировое образовательное пространство, отечественная педагогика пытается прогнозировать развитие образования в XXI в., оценив то, что из наследия целостного педагогического процесса может явиться основанием для реформирования образовательной системы страны.

Образование, направленное на изменение человека, рассматривается современными педагогами (Б.М. Бим-Бад, В.В. Краевский, А.В. Петровский и др.) как единство воспитания и развития, осуществляемое в процессе передачи знаний (обучения). Поэтому нам представляется важным реконструировать цель обучения в качестве фундаментальной основы образования. В решении этой проблемы мы исходим из того, что обучение как целенаправленно организованный процесс развития человека невозможен без определения целей, без взаимодействия участников образовательного процесса. Цель обучения представляет собой целостную систему ориентиров, которые определяют основные направления педагогической деятельности, включающей в себя задачи умственного развития личности, формирование ее взглядов и убеждений, задачи становления индивидуальности.

В статье мы рассматриваем, как разрабатывалось понятие «цель обучения» в отечественной педагогике конца XIX — начала XX в., т.е. в то время, когда в противостоянии педагогических концепций и образовательных систем рождалась «новая педагогика» (В.П. Вахтеров). Представляя собой, по словам М.В. Богуславского, «палитру педагогических инноваций», она ставила вопросы о сущности и целях образования и обучения.

Задачу реконструирования понятия «цель обучения» в контексте педагогического знания мы будем решать, исходя из нескольких методологических принципов. Прежде всего, мы опираемся на положение о том, что на рубеже веков отечественная педагогическая мысль вступила на качественно новый этап развития. Педагогическая мысль «наращивала» новые педагогические идеи (Н.В. Семенова). Это, прежде всего, гуманизация образования, позволяющая человеку максимально реализовывать свои возможности; дифференциация и интеграция педагогического знания; антропологизация педагогического знания — ее можно определить как способ концептуального осмысления педагогических целей, путей, результатов осуществления человеком

своих возможностей в обществе. Цель обучения в учебно-воспитательном процессе была направлена на раскрытие и активизацию воли, интересов, потребностей самого ребенка.

Усложнение представлений о человеке привело к тому, что в педагогической мысли четко обозначились две тенденции. С одной стороны, педагогическое знание все чаще соприкасалось с другими областями знания, имеющими своим объектом человека, а с другой — появились самостоятельные отрасли педагогики. В конце XIX — начале XX в. ведущей тенденцией развития отечественной педагогической науки стала дифференциация педагогического знания. Дидактика как теория обучения выделилась в самостоятельную отрасль и раскрывала общие закономерности и законы процесса обучения. Содержание важнейших педагогических понятий, таких как «образование», «цель обучения», «учебный процесс», «методы обучения», как показал С.Ф. Егоров, раскрывалось отечественными педагогами «в связи с выяснением главных целей, задач, идеалов» учителя и школы в целом1.

Например, в военном образовании России в обучении преследовалась не одна, а две основные цели: общеобразовательная и воспитательная. Общеобразовательная цель сводилась к тому, чтобы вооружить кадетов необходимыми практическими знаниями. Воспитательная цель сводилась к формированию у кадетов гуманистических нравственных ценностей. Всего в России дореволюционного периода имелось 30 кадетских корпусов.

Хабаровский кадетский корпус стал одним из последних подобного рода военных учебных заведений в России. Созданный в 1900 г., он просуществовал 22 года, до окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке. За время своего существования он превратился в элитное учебное заведение, в котором учащиеся получали отличное воспитание и всестороннее образование — гуманитарное, художественное, музыкальное.

Развитие педагогической мысли шло в направлении ее большей интеграции с антропологическим знанием и оформлением в педагогическую теорию. Тенденция

1 Егоров С.Ф. Основные проблемы дидактики в России конца XIX — начала XX века : дис. ... д.пед.н. - М., 1981, с. 119.

к антропологизации затронула все отрасли педагогического знания, в т.ч. историю педагогики. Современные отечественные исследователи истории педагогики рубежа веков (Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров, Г.Б. Корнетов, Л.А. Степашко) пришли к выводу, что педагогическое знание в этот период осуществлялось в русле антропологических идей педагогики К.Д. Ушинского.

Антропологическое знание формулирует «необходимые» (идеалосообразные) и «возможные» (природосообразные) цели обучения2. В соответствии с новым взглядом на человека предполагалось переосмыслить и цели обучения, которые должны учитывать особенности личности ребенка и развитие его природы, а антропологические параметры цели были детерминированы «развитием природных сущностных сил человека». Сущностная природа человека (активность, творчество, нравственность, духовность, социальность) в исторической реконструкции педагогических идей выявляется как природный потенциал становления человека в образовательном процессе.

Далее мы опираемся на положение о том, что способ постановки целей, взаимоотношения учителя и ученика в процессе их достижения, а также полученный результат выражают модели историкопедагогического процесса. Мы ориентируемся на характеристики трех базовых моделей образовательного процесса, разработанных Г.Б. Корнетовым. Это авторитарная, манипулятивная педагогика и педагогика поддержки, которые отличаются способом постановки цели и результатом взаимодействия субъектов3. В моделировании учебного процесса вскрываются значительные потенциальные возможности для формирования у учащихся умения определять цель своей деятельности.

Для реконструкции исторических решений в аспекте осмысления понятия «цели обучения» мы обратимся к дидактико-методическим разработкам Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, которые

2 Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания : учебное пособие. — Владивосток : Изд-во Дальнев. ун-та, 2008, с. 206.

3 Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история : учебное пособие. — 2-е изд., перераб., доп. — М. : АСОУ, 2008, с. 112.

широко пропагандировали самостоятельность ума, самосознание, стремление к самосовершенствованию. Они подвергали резкой критике авторитарную педагогику, превращавшую ученика в пассивный объект педагогического воздействия.

Сторонник идеи воспитывающего обучения Н.Ф. Бунаков указывал, что цель обучения заключается в том, чтобы дать ученикам такое умственное развитие и такой круг общеобразовательных знаний, которые бы обеспечили сознательное отношение к окружающей действительности, готовили к «истинно человеческой жизни».

Важнейшим компонентом педагогической концепции В.П. Вахтерова являлись его взгляды, что цель обучения — обогащение ребенка знаниями, пробуждающими стремление к познанию, а также развитие его индивидуальных способностей. Идея индивидуальности в системе педагогических воззрений В.П. Вахтерова проявлялась в его утверждении о том, что «человек — активно развивающаяся личность, он творец самого себя»1. Педагогику, учитывающую стремление ребенка к развитию и созданию условий для качественных изменений человека, В.П. Вахтеров назвал «новой педагогикой», и определил ее целью изучение ребенка и помощь в развитии его наследственных и приобретенных свойств и сил.

Мысль о самодеятельности и ее роли в развитии личности — одна из основных и в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева. Главную цель обучения он видел в развитии активности и самодеятельности школь-ника2. Утверждение развития, самосовершенствования личности в качестве цели обучения обусловило взгляд на цель как на длительный «педагогический процесс». В рамках «педагогического процесса» эта цель требует «стимулирования внутренних сил детей», что делает их субъектами собственного развития, которое происходит во взаимодействии с внешней средой.

Опираясь на знание физиологии, психологии и философии, П.Ф. Лесгафт пришел к выводу, что целью обучения должно стать «гармоничное всестороннее развитие деятельности человеческого

1 Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. — М. : Типография И.Д. Сытина, 1916, с. 9.

2 Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1988, с. 171.

организма»3. Одно из первостепенных мест в педагогике П.Ф. Лесгафта занимает его представление об «идеально нормальной личности», которую необходимо развивать системой образования: «С точки зрения нормальных проявлений человека умственная и физическая деятельность человека должны быть в полном соответствии между собой.»

В рамках рассматриваемой типологии базовых моделей образовательного процесса авторитарная и манипулятивная педагогика, так же как и педагогика поддержки, основываются на установке, согласно которой учитель лучше знает, что нужно его ученику, и организует его развитие в соответствии с определенными целями обучения. В конце XIX — начале XX в. прогрессивная педагогическая мысль обращала внимание на вопросы, которые касались профессиональных и личностных характеристик учителя. Учитель как основной субъект целепола-гания должен быть «душой школы», «стоять высоко, чтобы достигались те высокие цели, которые должны преследоваться»4. Он должен быть религиозным, честным, настойчивым, справедливым в поступках, обладать педагогическим тактом, даром психологической наблюдательности, умением владеть собой и т.д.

Из теоретических построений отечественных педагогов можно сделать вывод, что все три модели образовательного процесса имели место в разработке понятия «цель обучения». Реализация целей обучения была возможна при условии, что учитель и ученик становились равноправными субъектами образовательного процесса.

Обращение к истории отечественной педагогической мысли рубежа веков убеждает в том, что в центре новых педагогических идей была творческая, активная, самостоятельная личность. Приоритетной целью обучения была ориентация на базовые гуманистические ценности: саморазвитие, творческую активность, самореализацию личности.

3 Лесгафт П.Ф. Главные труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича. — СПб.: ОАО Печатный двор им. А.М. Горького, 2006, с. 106, 108.

4 Комаров А.Ф. Народная школа. Руководство для начальных училищ. — СПб., 1906, с. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.