УДК 159.923:378:001.891
СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ СПОСОБНОСТИ
К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
© 2013 И. В. Костерина
канд. пед. наук, доцент каф. общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин e-mail: [email protected]
Курский институт кооперации (филиал)
АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»
В статье рассматривается педагогическая поддержка как особая составляющая воспитательного процесса будущих специалистов. Восстановлен исторический процесс формирования идеи педагогической поддержки в образовании с позиций отечественных педагогов. Автор описывает значимость педагогической поддержки развития способности к личностно-профессиональной самоактуализации, указывая при этом на многосложную природу последнего.
Ключевые слова: гуманистическая педагогика, педагогическая поддержка,
саморазвитие, самоактуализация.
В современном образовании педагогическая поддержка рассматривается как особое направление педагогической деятельности, последовательно развивающее принципы личностно ориентированного образования, которое «не только провозглашает ребенка субъектом образования, но и стремится практически обеспечить субъект-субъектные, равноправные, доверительные отношения» [Михайлова 2006: 3] участников образовательного процесса.
В условиях сложившегося в современном образовании компетентностного подхода, основное достоинство которого состоит не в том, что усваивается «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а в том, что «прослеживаются условия происхождения данного знания» [Хуторской 2003: 38], становится все более актуальным понимание роли и значения активности субъекта образования, его креативности, самостоятельности, а также высвечивается роль педагога в этом процессе «открытия» знаний. Компетентность, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а «является, скорее, следствием саморазвития индивида, его личностного роста, самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта» [Болотов 2003: 12]. При таком подходе к образованию роль педагога нам видится в создании условий, способствующих раскрытию личностного потенциала, то есть в педагогической поддержке.
В педагогике некоторые вопросы, касающиеся педагогической поддержки саморазвития растущего человека, затрагивались П.Ф. Каптеревым, К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым, П.Ф. Лесгафтом, В.П. Вахтеровым, А.Н. Острогорским и др.
Так, уверенность в том, что «помимо самодеятельности человек и развиваться не может: такова его природа», выражал П.Ф. Каптерев [Каптерев 1994: 163]. Он утверждал, что человек «прежде всего и больше всего то, что получается от его самодеятельности» [Там же: 128].Это утверждение и считаем мы особенно важным для понимания педагогической природы самоактуализации. Вместе с тем школу, воспитательную среду он рассматривал как почву для саморазвития, самоусовершенствования, считал, что «саморазвитие есть та необходимая почва, на
которой школа только и может существовать» [Там же: 355]. Более того, он настаивал на необходимости школы обращать внимание не на внешнюю сторону пребывания ученика в образовательном учреждении, а на «внутреннюю самодеятельность учащихся» [Там же: 90].
На важность для педагогического процесса познания человека во всех его отношения указывал К. Д. Ушинский, чьи антропологические воззрения отражали идею целостности человека в своей телесности-духовности. Педагог считал, что многочисленные причины всех несчастий человек носит внутри себя самого. Анализируя его педагогического кредо, проф. Л.А. Степашко отмечала: «Основную задачу воспитания К. Д. Ушинский видел в оказании помощи человеку реализовать свои природные силы и способности, регулировать свой организм, сознание и поведение, осуществлять свое назначение, следовать нравственным принципам в любых жизненных обстоятельствах» [Степашко 1998: 29].
Особое внимание педагоги прошлого уделяли роли преподавателя в процессе воспитания. «Служителем процесса саморазвития» называл педагога П.Ф. Каптерев [Каптерев 1994: 164]. К.Д. Ушинский в подходе к этому вопросу отмечал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [Ушинский 1968: 265]. Рассматривая человека как единое, непрерывно изменяющееся психобиологическое существо, в котором природное деяние и духовная организация, формирующаяся в ходе жизни, непрерывно связаны и взаимно влияют друг на друга, Н.И. Пирогов писал, что педагог обязан способствовать реализации врожденных природных стремлений (потребностей) к деятельности и совершенству. Задача преподавателя - раскрыть эти данные природой стремления, потенции, открыть их студенту, объяснить их природу, научить ими пользоваться и создать в образовательном процессе условия для самопознания и самосовершенствования [Пирогов 1985].
Мысль о потребности в деятельности по самосовершенствованию поддерживал и П.Ф. Лесгафт, который видел задачу образования в том, «чтобы выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в человеке стремление к совершенствованию путем постепенного приближения к идеалу» [Лесгафт 1988: 314]. Мы находим, что эта характеристика образования есть не что иное, как прообраз современного понимания педагогической поддержки развития способности к личностной самоактуализации.
Что представляет собой феномен педагогической поддержки в современном образовании? Анализ концепций, разработанных в русле гуманистической педагогики О.С. Газманом, Н.Б.Крыловой, Е.В. Бондаревской, А.П. Тряпицыной и др., позволил нам сформулировать следующее представление о педагогической поддержке.
Термин «педагогическая поддержка» ввел в понятийный аппарат педагогической науки в конце 80-х гг. О.С. Газман [Газман 1995], который связывал педагогическую поддержку с процессами индивидуализации в образовании и ядром ее называл решение проблемы ребенка.
По мнению педагогического сообщества, «предметом педагогической
поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей путем преодоления проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности» [Михайлова 2006: 29]. Говоря о задаче, которая стоит перед педагогической поддержкой, О.С. Газман пишет: «Помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно
педагогической поддержки. Без этой сферы образование остается объектным, а ученик по-прежнему выступает как средство реализации учителем обезличенных программ обучения и воспитания» [Там же: 51].
Изучение разных сторон педагогической поддержки позволяет говорить о ее многоаспектности, рассмотреть ее как особую сферу педагогической деятельности, направленную на самостановление ребенка как индивидуальности; процесс совместного с ребенком определения его интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить ему человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности; как способ организации взаимодействия педагога и ученика; как принцип действий в педагогическом процессе, основанный на предъявлении требований к ребенку в соответствии с его реальными и потенциальными возможностями.
Так, педагогическую поддержку в русле оказания помощи ребенку в решении его проблем рассматривала Т. В. Фролова, одна из учениц О. С. Газмана. Она понимает педагогическую поддержку как «деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением» [Фролова 2003]. Здесь важным для нас является то, что ребенок должен сам осознавать свою проблему и искать пути ее решения.
В первую очередь речь идет о способности занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме и на этой основе самостоятельно творить целостную деятельность по ее разрешению. Другими словами, необходимо, чтобы ребенок научился не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлять над тем, как и почему возникла проблема; решал, что он хочет получить, достичь и что он может реально сделать для осуществления желаемого; что ему мешает и как справиться с помехой; как отразится то, что он задумал, на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию; как поступить, чтобы по возможности не усугубить ситуацию.
Педагогическая поддержка как принцип действий в педагогическом процессе, основанный на предъявлении требований к ребенку в соответствии с его реальными и потенциальными возможностями, предполагает, что главным правилом взаимодействия учителя и ученика является создание условий для преодоления ребенком очередного препятствия, для развития интеллектуального, нравственного, эмоционального, волевого потенциала. В результате такого взаимодействия ребенок должен почувствовать себя человеком, способным на поступок.
Глубинный смысл помогающей педагогики мы видим, вслед за профессором Л.Н. Куликовой, не столько в поддерживающем взаимодействии, смягчении условий развития ребенка, сколько в активизации его способности к «самостоянию», во взращивании опыта целеустремленного самосовершенствования [Куликова 1997].
Педагогическая поддержка развития способности к личностнопрофессиональной самоактуализации должна учитывать многосложную природу процесса самоактуализации, который состоит из таких структурных компонентов, как креативность (в смысле самотворчества), как повышение собственной продуктивности или самоэффективности через проблематизацию, прогнозирование и интерпретацию отношений; рефлексивность, включающую в себя рефлексию, направленную на себя, на других, на деятельность; самоорганизацию, как духовно-нравственное самоукрепление, через внимание к внутренним процессам, волевую регуляцию.
Взаимосвязь и взаимообусловленность этих компонентов личностной самоактуализации ведет юношу к самоисследованию своей «самости» при помощи
своих внутренних потенциальных механизмов личностного роста - динамично развивающейся иерархии жизнесмыслов, индивидуальной системы нравственных ценностей, личных и личностных целей, личностной мировоззренческой рефлексии, адекватной самооценки, индивидуального вида и способа деятельности. Все это обусловливает сознательную саморегуляцию студента и определяет стратегическую программу самоактуализации, тем самым создавая философско-психологическую систему идей об истоках, сущности, механизмах процесса личностной самоактуализации.
Перед вузом, как высшей ступенью профессионального образования и средой инкультурации и социализации, обладающим спектром социальных возможностей для юношества, общество поставило задачу - педагогически целесообразно помочь юноше стать зрелой личностью, способной к осознанному развитию, к самоактуализации.
Поддержка личностно-профессиональной самоактуализации - действие, состоящее из нескольких шагов: совместного обнаружения проблемы в учебнопрофессиональной деятельности; выявления возможностей и имеющихся личностных ресурсов студента решать проблему; проектирования деятельности по преодолению трудностей (опора на реальное) или развитию возможностей, которые могут быть развиты (опора на потенциальное), в связи с чем задача преподавателя - изучение каждого воспитанника, познание его особенностей и путей их развития, выявление факторов и условий, определяющих формирование его психической сферы, и стимулирование его самопознания; выстраивание на этой основе своей «Я-концепции» в систематически организованном гуманистическом учебно-воспитательном процессе; развитие человека в человеке, свободного к сознательному саморазвитию, безусловное уважение к личности, учет постепенности в развитии и выстраивание на основе этих принципов системы взаимоотношений.
Педагогическая поддержка развития способности к личностнопрофессиональной самоактуализации, как показал теоретический анализ, обусловливает мощное развитие эмоциональной и волевой сферы в свободной творческой и самотворческой деятельности и заключается в специально созданных преподавателем жизненных ситуациях в образовательном процессе, которые помогут юноше выработать правильные нравственные оценки, нравственные убеждения и способность бороться за них; приобрести собственный субъективный опыт, отрефлексировав который возможно пробудить познавательные способности, развить стремление к бескорыстному добыванию научной истины, желание проявить себя в самостоятельных поступках.
Библиографический список:
Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995. Вып. 2. Содержание гуманистического образования. С. 39-40.
Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. / сост. П.А. Лебедев. М., 1982.
Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.
Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.
Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В. А. Сластенина. М.: Academia, 2006.
Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
Степашко Л. А. Философия и история образования: в 2 ч. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998.
Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.
Фролова Т.В. Педагогическая поддержка: не мираж, а реальная помощь // Директор школы. 2003. № 2. С. 70-73.
Хуторской А. В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. 2003. № 8. С. 107-114.