Научная статья на тему 'Исследование готовности субъектов образовательного процесса общеобразовательной школы к переходу на прагматичную систему образования'

Исследование готовности субъектов образовательного процесса общеобразовательной школы к переходу на прагматичную систему образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ШКОЛА / SCHOOL / ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / TRADITIONAL SYSTEM OF EDUCATION / ПРАГМАТИЧНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / A PRAGMATIC EDUCATION SYSTEM / УЧИТЕЛЬ / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Ольга Анатольевна, Сусляков Тимофей Дмитриевич

В статье рассмотрены сущность и виды действующих в настоящее время систем образования, а также проанализированы представления школьников, учителей и родителей учащихся Средней общеобразовательной школы № 21 г. Калуги о прагматичной системе образования и сделаны выводы о готовности к переходу на такую систему обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE READINESS OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE EDUCATIONAL SCHOOL TO THE TRANSITION TO THE PRAGMATIC SYSTEM OF EDUCATION

The article considers the essence and types of existing education systems, as well as to analyze how students, teachers and parents of pupils of secondary school №21 in Kaluga on pragmatic education system and the findings on readiness for the transition to such a system of education.

Текст научной работы на тему «Исследование готовности субъектов образовательного процесса общеобразовательной школы к переходу на прагматичную систему образования»

УДК 37.018

Медведева Ольга Анатольевна,

учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги e-mail: olunya2402@mail.ru Сусляков Тимофей Дмитриевич,

учащийся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги e-mail:

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ПЕРЕХОДУ НА ПРАГМАТИЧНУЮ СИСТЕМУ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрены сущность и виды действующих в настоящее время систем образования, а также проанализированы представления школьников, учителей и родителей учащихся Средней общеобразовательной школы № 21 г. Калуги о прагматичной системе образования и сделаны выводы о готовности к переходу на такую систему обучения.

Ключевые слова: образование, школа, традиционная система образования, прагматичная система образования, учитель.

Medvedeva Olga Anatolievna,

teacher of history and social studies secondary school № 21 in Kaluga

e-mail: olunya2402@mail.ru

Suslyakov Timothy Dmitrievich,

student of secondary school № 21 in Kaluga

e-mail:

STUDY OF THE READINESS OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE EDUCATIONAL SCHOOL TO THE TRANSITION TO THE PRAGMATIC SYSTEM OF EDUCATION

Abstract: the article considers the essence and types of existing education systems, as well as to analyze how students, teachers and parents of pupils of secondary school №21 in Kaluga on pragmatic education system and the findings on readiness for the transition to such a system of education. Keywords: education, school, traditional system of education, a pragmatic education system, the teacher.

Система образования представляет собой совокупность образовательных учреждений разного уровня и образовательных программ, направленных на передачу накопленного опыта и обучение навыкам и знаниям, необходимых для успешной жизни в обществе. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом. Именно модернизируя систему образования, Япония смогла добиться качественного прорыва в экономической сфере [3, с.234].

В нашей стране уже около 20 лет реформируют систему образования, внедряя зарубежные методики, меняя образовательные стандарты, системы оценки знаний и пр. Последние годы идут жаркие споры между сторонниками традиционной (принятой во многих странах, в т.ч. и в России) и прагматичной систем образования, широко распространенной в Америке. Последние утверждают, что ученики с 12 лет уже вполне могут самостоятельно выбирать предметы, которые им пригодятся в жизни, и, соответственно, изучать только их.

Анализ литературных и публицистических источников по вопросу истории развития образовательных систем позволил выяснить, что в мировой практике обучения выделяют несколько систем образования, существующих параллельно друг другу: традиционная, прагматичная и элитарная.

Родоначальником традиционной системы образования, которая принята в нашей стране, является знаменитый чешский педагог, публицист, общественный деятель Я.А.Коменский, благодаря которому образование стало доступно для всех. Коменский ввел классно-урочное обучение: учебный год должен делиться на отрезки, между которыми следует установить каникулы (отдых), набирать в школу нужно один раз в год - осенью, выпускать из школы учеников следует весной. Дети должны заниматься в классах, которые формируются в соответствии с их

возрастом. Учитель на уроке должен все объяснять, показывать на примере, задавать и проверять домашнее задание, следить за дисциплиной и поощрять за старания. Учитель не только источник знаний, но и пример во всем. Эта система нацелена на максимальную передачу накопленных знаний, умений и навыков от учителя ученикам.

Прагматичная система образования нацелена на развитие только тех способностей, которые пригодятся человеку в будущем. Для этого ученик сам выбирает перечень предметов и уровень их изучения. В целом уровень образования определяется потребностями и способностями, а также материальными возможностями семьи [2, с.213].

Система элитарного образования призвана сформировать характер, воспитать волю, дать практические полезные знания представителю аристократического класса. При этом главное не знания, а умение мыслить [1, с. 86]. В XVIII веке элитарное образование перешло из разряда домашнего в школу с традиционной системой обучения, сохранив свою исключительность для детей из состоятельных семей. В настоящее время элитарные частные школы существуют в Англии, Германии, Америке, Франции и в России, обучение в них доступно лишь очень богатым и влиятельным семьям, а окончание таких школ является гарантией получения престижного образования, которое необходимо для получения служебных постов в науке, экономике и политике [4].

Для выяснения представления школьников средних и старших классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Калуги о внедрении прагматичной системы образования в течение октября-ноября 2016 года было опрошено 444 учащихся 5-11 классов, что составляет 89% от общего количества учеников средних и старших классов. В дальнейшем для удобства результаты были сгруппированы по возрастным категориям 11-13 лет, 14-15 лет и 16-17 лет. Школьникам было предложено ответить на несколько вопросов, которые позволили бы оценить их отношение к

самостоятельному выбору предметов в школе и сформировать тот перечень предметов, которые хотели бы изучать школьники, если бы у них была такая возможность.

В результате проведенного анкетирования выяснилось, что современные школьники 11-17 лет не считают идею самостоятельного выбора предметов для изучения в средней школе хорошей и применимой в нашей школе. Более того, 87% школьников 11-13 лет, 60% школьников 1415 лет и 25% старшеклассников считают, что среднее образование должно быть общим для всех. Остальные полагают, что самостоятельный выбор предметов возможен только в старших классах, когда в большинстве своем подростки уже определяются с будущей профессией и хотели бы целенаправленно изучать те предметы, которые им будут нужны для сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗы. Однако, далеко не все при этом считают себя достаточно взрослыми и опытными для принятия подобного решения и оставляют право выбора за школой или родителями (таблица 1 ).

Таблица 1

Общие результаты анкетирования школьников 11-17 лет МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №21» г.Калуги в октябре-ноябре 2016 года (%)

Варианты ответов 11-13 лет 14-15 лет 16-17 лет

Считаешь ли ты, что ученик сам может формировать себе список предметов, которые он будет изучать в школе?

Да - - -

Да, но только в старших классах 13% 40% 75%

Нет, среднее образование должно быть общим для всех 87% 60% 25%

Хотел бы ты сам выби рать предметы, которые будешь изучать в школе?

Да, я уже достаточно взрослый для этого 44% 48% 75%

Нет, я еще не готов к такому выбору 56% 52% 25%

Довольно интересным получился перечень предметов, которые школьники выбрали бы для изучения (таблица 2). При этом в пятерку выбранных предметов во всех классах вошли математика, русский язык, обществознание, история и физкультура. Можно отметить, что ученики 11-

13 лет выбирали большее количество предметов, считая полезными и интересными литературу, географию, биологию, технологию, которые уже не столь популярны в 8-11 классах.

Таблица 2

Перечень предметов, которые выбрали бы школьники 11-17 лет МБОУ _«Средняя общеобразовательная школа №21» г.Калуги_

Предметы Доля школьников, выбравших данный предмет от

общего количества опрошенных в возрасте

11-13 лет 14-15 лет 16-17 лет

Математика (алгебра/геометрия) 100% 45% 65%

Русский язык 94% 40% 75%

Обществознание 83% 30% 60%

История 78% 20% 55%

Физическая культура 78% 20% 45%

Литература 61% 30% 40%

География 61% 20% 25%

Биология 56% 10% 25%

Технология 56% 20% 10%

Иностранный язык 39% 30% 40%

Основы религиозных культур 33% 4% 25%

Изобразительное искусство 28% 10% 10%

Музыка 22% 10% 10%

Основы безопасности 17% 20% 25%

жизнедеятельности (ОБЖ)

Физика 4% 10% 30%

Химия 4% 10% 15%

Информатика 6% 10% 10%

Экономика 6% 4% 15%

Анализ же причин, по которым принималось решение, показал, что, в первую очередь, школьники ориентировались на полезность, нужность данного предмета для жизни. Это свидетельствует о том, что ребята серьезно отнеслись к опросу и довольно ответственно относятся к самому процессу обучения в школе как одной из ступенек формирования грамотной и успешной личности. Это подтверждается тем, что многие отмечали по какому-либо предмету, что он им в принципе не очень нравится, но современному человеку нельзя без этих знаний.

Многие свой выбор объясняли тем, что на занятиях интересно. Этот факт говорит нам о том, что в нашей школе работают грамотные,

профессиональные учителя, которые умеют преподнести свой предмет интересно и заинтересовать в его изучении своих учеников. Особенно часто по данной причине выбирались математика, история, обществознание, география, технология и физкультура. Причем чем младше класс, тем больше проявлялась зависимость между хорошим учителем и успеваемостью и выбором предмета (преобладание субъективного выбора).

Поскольку любой процесс обучения невозможен без учителя, нам стало интересно, согласны ли сами учителя нашей школы на новый формат работы, для чего была разработана еще одна анкета, и учителям было предложено ответить на несколько вопросов, характеризующих их отношение к прагматичной системе обучения.

Всего было опрошено 43 учителя, что составляет 95% от общего их количества (46 чел.). Результаты анкетирования показали, что большинство учителей (64%) считают возможным использовать такой вариант обучения в старших классах и 54% готовы работать по такой системе с учениками 10-11 классов. При этом 90% опрошенных отметили, что наша школа пока не готова работать в таком формате, а треть учителей считают, что среднее образование должно быть общим и традиционную систему никакие нововведения не заменят (таблица 3).

Таблица 3

Общие результаты анкетирования учителей МБОУ «Средняя общеобразовательная _школа №21» г.Калуги в октябре-ноябре 2016 г. (%)_

Варианты ответов Доля ответивших на вопрос

Как Вы относитесь к идее самостоятельного выбора учениками предметов, которые они могли бы изучать в школе?

Замечательная система образования, проверена многолетним зарубежным опытом -

Актуальная система, отвечает реалиям современной жизни 7%

Такой вариант обучения может быть использован в старших классах 64%

Возможно, за рубежом это работает неплохо, но нашу традиционную систему образования не заменит 14%

Отрицательно, нам эта система не подходит, т.к. среднее образование должно быть общим для 18%

всех

Как Вы считаете, готова ли наша школа к таким новшествам?

Да 10%

Нет 29%

Возможно, когда-нибудь будет готова 61%

Готовы ли Вы лично работать с учениками по такой системе?

Да, с 5-9 классами -

Да, с 10-11 классами 54%

Нет 46%

Кто, на Ваш взгляд, должен определять перечень предметов для изучения?

Ученики -

Ученики и родители 13%

Учителя и школа 87%

После опроса учеников и учителей нашей школы возник вопрос: а как бы отнеслись к идее самостоятельного выбора предметов наши родители? Нами была разработана еще одна анкета, которую мы попросили заполнить родителей учеников 5-11 классов (всего было опрошено 120 родителей). Результаты анкетирования показали, что в среднем половина опрошенных родителей не считают разумным переход на прагматичную систему образования. Больше всего доверяют нашей традиционной школе родители учеников 8-9 классов: порядка 70% опрошенных считают, что общее образование должно быть общим для всех, а школьную программу должны определять школа и учителя. Порядка 30% всех родителей допускают использование выбора предметов в старших классах, при этом определять перечень предметов должны ученики и их родители.

Таблица 4

Общие результаты анкетирования родителей учеников 5-11 классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Калуги _в ноябре-декабре 2016 г. (%)_

Варианты ответов Доля ответивших на вопрос

5-7 кл. 8-9 кл. 10-11 кл.

Как Вы относитесь к идее самостоятельного выбора учениками предметов, которые они могли бы изучать в школе?

Замечательная система образования, проверена многолетним зарубежным опытом 5% 7%

Актуальная система, отвечает реалиям 10% 13% 20%

современной жизни

Такой вариант обучения может быть 30% 20% 33%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использован в старших классах

Возможно, за рубежом это работает 20% 40% 27%

неплохо, но нашу традиционную систему образования не заменит

Отрицательно, нам эта система не 30% 27% 13%

подходит, т.к. среднее образование должно быть общим для всех

Хотели бы Вы, чтобы Ваши сын или дочь учились не по традиционной системе образования,

а изучали предметы по выбору (те, которые им нравятся или могут пригодиться в будущем)?

Нет, общее образование должно быть 55% 73% 40%

общим для всех

Да - - -

Да, но только в старших классах 45% 27% 60%

Кто, по Вашему мнению, должен определять перечень предметов для самостоятельного изучения?

Сам ученик 10% 13% 40%

Ученик и его родители 55% 13% 53%

Учителя и школа 35% 74% 7%

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что на сегодняшний момент ни ученики, ни учителя, ни родители нашей школы не готовы к переходу на прагматичную систему образования, допуская частичное использование ее элементов в старших классах.

Список литературы

1. Артемьева Т.В., Бажанов В.А., Микешин М.И. Рецепция британской социально-философской мысли в России XVIII-XIX вв./Учебное пособие. СПб.: СПб центр истории идей, 2006. - 138 с.

2. Вульфсон Б.Л. Cравнительная педагогика: история и современные проблемы. — М: Изд-во УРАО, 2003. — 232 с.

3. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 400 с.

4. Сусляков Т. Д., Медведева О. А. Сравнительная характеристика традиционной и прагматичной систем образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 39. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46611.htm (Дата обращения 20.10.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.