Научная статья на тему 'Образ современного учителя в представлении студентов педагогического вуза'

Образ современного учителя в представлении студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1206
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / САМООЦЕНКА / ИДЕАЛ / IMAGE OF TEACHER / TEACHING ABILITIES / SELF-ESTEEM / IDEAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Екатерина Александровна

В статье рассматриваются особенности представлений студентов педагогического вуза об образе идеального современного учителя, определяющие ценности педагогической профессии, раскрывается специфика самооценки их педагогических способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN IMAGE OF TEACHER IN REPRESENTATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article considers the particular representation of students of pedagogical universities of the image of the ideal modern teacher, determining the values of pedagogical profession, the specifics of their teaching abilities is disclosed.

Текст научной работы на тему «Образ современного учителя в представлении студентов педагогического вуза»

УДК 378.016 : 159.928.238 Андреева Екатерина Александровна

соискатель общеинститутской кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета тел.: (917) 678-52-59

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Andreeva Ekaterina Alexandrovna

post-graduate student of the general institution chair of psychology of education, Moscow City Pedagogical University tel.: (917) 678-52-59

MODERN IMAGE OF TEACHER IN REPRESENTATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности представлений студентов педагогического вуза об образе идеального современного учителя, определяющие ценности педагогической профессии, раскрывается специфика самооценки их педагогических способностей.

Ключевые слова:

образ учителя, педагогические способности, самооценка, идеал.

The summary:

The article considers the particular representation of students of pedagogical universities of the image of the ideal modern teacher, determining the values of pedagogical profession, the specifics of their teaching abilities is disclosed.

Keywords:

image of teacher, teaching abilities, self-esteem, ideal.

Неуклонный рост требований к деятельности учителя со стороны общества, повышение его социальной роли, отсутствие у некоторых выпускников педвузов положительного отношения к профессии определяют актуальность не только профессиональной, но и личностной подготовки будущих педагогов. Особую значимость приобретают педагогические способности, составляющие образ идеального педагога, осознание которых определяет принятие ценностей педагогической профессии, и обуславливает процесс формирования профессионально-педагогической направленности личности.

Анализ литературных источников [1], [2], [3] показал, что термин «способности», несмотря на его давнее и широкое употребление в психологии, определяется разными учеными по-разному.

Так, Б.М. Теплов [4] под способностями понимал индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого. По его мнению, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В.Д. Шадриков [5] способности рассматривал как базовые качества психики. При этом автор определяет их как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности, не исчерпывая при этом всего объема профессионально важных качеств.

Относительно психологии педагогического труда особо были выделены педагогические способности. Изучением вопроса сущности и структуры педагогических способностей занимались Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, А.И. Щербаков и др.

Наиболее четкое определение педагогическим способностям дал В.А. Крутецкий [6]. По его мнению, педагогические способности относятся к профессионально значимым качествам личности и являются сложным целостно-структурным образованием, складывающимся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под ее воздействием. Автор выделяет дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, прогностические педагогические способности и способность по распределению внимания.

Целью данного исследования было выявление специфики представлений об образе идеального учителя у студентов разных факультетов, а также изучение особенностей их оценки себя как профессионала.

В исследовании приняли участие 266 студентов 3-4 курсов ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», среди которых 152 студента психологопедагогического (ППФ), обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» и для сравнения 114 студентов физико-математического факультета (ФМФ), обучающихся по специальности «Математика и информатика».

Испытуемых просили оценить по 10-балльной шкале педагогические способности по классификации В.А. Крутецкого по принципу представленности данных способностей у идеального учителя. На 1-ое место предлагалось поставить те способности, которые, по их мнению, имеют самое большое значение для учителя в школе, а на 10-е - способности, которые наименее важны для работы педагога. Одним и тем же баллом можно было оценивать разные способности. Далее предлагалось составить второй ряд из списка педагогических способностей по принципу представленности их у себя и оценить их подобным образом.

- 15G -

Сравнительный анализ полученных результатов показал наличие существенных различий в представлениях об образе идеального учителя у студентов ППФ и ФМФ. Установлено, что образ учителя начальных классов определяют в первую очередь перцептивные (ф=6,187, р<0,01) и организаторские (ф=2,729, р<0,01) педагогические способности. Следовательно, в представлении данных студентов учитель начальных классов, во-первых, должен чувствовать настроение учеников, понимать их проблемы и трудности, проникать в их внутренний мир, проявлять психологическую наблюдательность. При этом дидактические способности, определяющие умение педагога объяснять учебный материал, делать его понятным и доступным для учеников, находятся лишь на третьем месте.

Следует отметить, что В.А. Крутецкий и Балбасова [7] рассматривают дидактические способности как основной компонент специальных педагогических способностей учителя начальных классов, так как от его способности интересно и понятно излагать материал во многом зависит не только эффективное усвоение основ научных знаний, но и пробуждение интереса к изучению как естественных, так и гуманитарных наук. Как подчеркивают авторы, в основе ее лежит постоянная установка учителя на учет психологии учащихся, уровней их подготовки, предвиденье и предупреждение возможных затруднений учеников при усвоении учебного материала.

Указанный факт может определять у данных испытуемых трудности предвиденья и предупреждения возможных затруднений учеников при усвоении учебного материала.

Представления об идеальном педагоге у будущих математиков определяется наличием в первую очередь академических (ф=3,101, р<0,01), дидактических (ф=8,183, р<0,01) и речевых (ф=7,097, р<0,01) способностей.

Так, по мнению данных испытуемых, учителю необходимо обладать следующими педагогическими способностями. Во-первых, способностями к соответствующей области наук, эрудицией, потребностью в постоянном расширении своих знаний. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей науке. Во-вторых, способностью передавать учащимся учебный материал, делая его доступным и интересным. В-третьих, обладать способностью четко выражать свои мысли. Способность же чувствовать настроение учеников, проникать в их внутренний мир, учитывать индивидуальные особенности личности ребенка не оказывается для респондентов столь важным, так как находится на одном из последних мест по значимости. Исходя из этого, будущие учителя математики и информатики при занятии педагогической деятельностью скорее будут ориентированы на передачу учебного материала, на учет его усвоения учениками, нежели на воспитание личности ученика.

Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на обнаруженные существенные различия в представления об идеальном учителе, у студентов указанных факультетов, в самооценке же как наиболее сформированные они указывают одинаковые педагогические способности: коммуникативные, организаторские и перцептивные. Данный факт свидетельствует о большом различии у будущих учителей математики между представлениями об идеале и самооценкой педагогических способностей, и определяет низкий уровень их самооценки себя как профессионалов.

Как подчеркивает А.К. Маркова [8], учитель с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как средству психологической защиты, что в свою очередь будет затруднять как процесс обучения, так и процесс воспитания.

Таким образом, полученные результаты раскрывают особенности представлений студентов разных специальностей об образе идеального учителя, как показателя принятия ценностей педагогической деятельности, а также выявляют специфику самооценки студентов себя как профессионалов. Обобщая наши данные, можно утверждать, что образ учителя начальных классов и учителя математики и информатики детерминируется разными педагогическими способностями. Образ идеального учителя начальных классов определяют перцептивные, коммуникативные и организаторские педагогические способности, обуславливающие первостепенную роль воспитательной деятельности в учебном процессе. Тогда как представления об идеальном учителе математики определяется академическими, дидактическими и речевыми способностями, что ориентирует будущего педагога преимущественно на предметную сторону своего труда.

Ссылки:

1. Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985.

2. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.

3. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991.

4. Теплов Б.М. Указ. соч.

5. Шадриков В.Д. Указ. соч.

6. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Указ. соч.

7. Там же.

S. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

References (transliterated):

1. Teplov B.M. Izbrannye trudy. M., 19S5.

2. Shadrikov V.D. Psikhologiya deyatel'nosti i sposob-nosti cheloveka. M., 1996.

3. Krutetskiy V.A., Balbasova E.G. Pedagogicheskie sposobnosti, ikh struktura, diagnostika, usloviya formirovaniya i razvitiya. M., 1991.

4. Teplov B.M. Op. cit.

5. Shadrikov V.D. OP. cit.

6. Krutetskiy V.A., Balbasova E.G. Op. cit.

7. Ibid.

S. Markova A.K. Psikhologiya truda uchitelya. M., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.