Научная статья на тему 'Педагогическая направленность личности как главный компонент профессиональной компетентности будущих учителей началных классов'

Педагогическая направленность личности как главный компонент профессиональной компетентности будущих учителей началных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / PEDAGOGICAL ORIENTATION OF THE PERSON / LEARNING / EDUCATION / TRAININGEDUCATIONAL MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Екатерина Александровна

Статья посвящена проблеме формирования педагогической направленности личности как главного компонента профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов. Представлены результаты исследования мотивов педагогической деятельности. Установлено, что преобладание в мотивационной структуре личности мотивов покровительства, понимания и альтруизма определяет преимущественную направленность педагога на процесс воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ORIENTATION OF THE PERSON, AS THE MAIN COMPONENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS OF INITIAl CLASSES

The article is devoted to the problem of pedagogical orientation of the person as the main factor of professional competence of future primary school teachers. The results of research of motives teaching activities. It is established that prevalence in motivational structure of the person of motives of protection, understanding and altruism defines a primary orientation of the teacher on education process.

Текст научной работы на тему «Педагогическая направленность личности как главный компонент профессиональной компетентности будущих учителей началных классов»

УДК 378.048.45

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ГЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛНЫХ КЛАССОВ

Андреева Екатерина Александровна, соискатель

общеинститутской кафедры психологии образования

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия letter-for-kate1 @mail. ru

Статья посвящена проблеме формирования педагогической направленности личности как главного компонента профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов. Представлены результаты исследования мотивов педагогической деятельности. Установлено, что преобладание в мотивационной структуре личности мотивов покровительства, понимания и альтруизма определяет преимущественную направленность педагога на процесс воспитания.

Ключевые слова: педагогическая направленность личности; обучение; воспитание; учебно-воспитательные мотивы.

PEDAGOGICAL ORIENTATION OF THE PERSON, AS THE MAIN COMPONENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE

TEACHERS OF INITIAl CLASSES

Ekaterina Andreeva,

aspirant of institute department of psychology education

Мoscow City Pedagogical University, Moscow, Russia

The article is devoted to the problem of pedagogical orientation of the person as the main factor of professional competence of future primary school teachers. The results of research of motives teaching activities. It is established that prevalence in motivational structure of the person of motives of protection, understanding and altruism defines a primary orientation of the teacher on education process.

Keywords: pedagogical orientation of the person; learning; education; training-educational motives.

В связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования второго поколения возникла необходимость пересмотра роли и места педагога в образовательном процессе, а также критериев и показателей профессионализма учителя начальной школы. Указанные изменения обуславливают необходимость уточнения квалификационных требований и характеристик учителей, центральное место в которых занимают профессиональные педагогические компетенции.

Изучением данного вопроса занимались А. К. Маркова, Н. В. Матяш, Л. М. Митина, Т. М. Сорокина, О. М. Шиян и др.

Согласно Л. М. Митиной, педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, саморазвитии личности [6].

Т. М. Сорокина под профессиональной компетентностью учителя понимает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, рассматривая ее как одну из ступеней профессионализма, как основу педагогической деятельности учителя. При этом указанный автор подчеркивает, что профессиональная компетенция учителя представляет собой динамическую, процессуальную сторону его

профессиональной подготовки, характеристику профессионального роста, профессиональных изменений [10].

Н. В. Кузьмина выделяет такие виды педагогической компетентности, как специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины, методическая, применяемая в области способов формирования знаний, умений учащихся, специально-психологическая - в области процессов общения, а также дифференциально-психологическая, раскрывающаяся через мотивы и способности [5].

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что главным компонентом профессиональной компетенции учителя является педагогическая направленность [5], [7], [8].

Вопросу изучения профессионально - педагогической направленности личности посвящены работы А. Г. Асмолова, Л. М. Ахмедзяновой, Н. Ф. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Е. М. Никиреева, В. А. Сластенина, Г. А. Томиловой, И. В. Фастовеци др.

Несмотря на многообразие точек зрения относительно сущности и механизмов формирования педагогической направленности личности, исследователи сходятся во мнении, что она является профессионально важным качеством учителя и характеризуется как необходимое активное положительное отношение к педагогической деятельности, склонность и стремление заниматься ею [5]. Центральным компонентом профессиональнопедагогической направленности личности учителя выступает иерархическая система мотивов личности [7]. Однако обращает на себя внимание тот факт, что работы, связанные изучением особенностей профессионально-педагогической направленности личности учителей начальных классов, остаются весьма малочисленными. Между тем, современные исследования в области начального образования свидетельствуют о глубокой специфике деятельности учителя начальных классов.

По мнению ряда ученых данная специфика заключается в достижении учителем двоякой цели: с одной стороны - это совершенствование детского интеллекта, а с другой - развитие личности [1] [2] [10]. В первую очередь это связано с тем, что младший школьный возраст создает самые благоприятные возможности для решения многих задач нравственного развития. Именно в этом возрасте закладывается нравственный фундамент личности, формируются моральные нормы поведения и взаимоотношений детей с опорой на чувства, соответственно он является сензитивным именно для воспитания личности ученика.

Однако анализ педагогических и психологических исследований

показывает, что современные учителя ориентированы в первую очередь на предметную сторону своего труда, на «знаниевую» (учебно-дисциплинарную) модель [2] [4] [10]. В результате этого у современных школьников в большей мере происходит развитие когнитивной сферы личности, а процесс воспитания нравственных, духовных качеств отходит на второй план. В обеспечении духовно-нравственного воспитания учеников многое зависит от самого учителя, его личностных качеств.

Всего в исследовании приняли участие 266 студентов 3-4 курсов ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева», среди которых 152 студента психолого-педагогического (ППФ), обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» и для сравнения 114 студентов физико-математического факультета (ФМФ), обучающихся по специальности «Математика и

информатика».

Целью данного исследования было выявление специфики мотивов педагогической деятельности у будущих учителей начальных классов. Для этого мы использовали тест на определение иерархической структуры

мотивационной сферы учителя (Е. Ю. Артемьева, К. В. Вербова,

Г. В. Парамей).

В ходе исследования обнаружены существенные различия мотивов педагогической деятельности у студентов указанных специальностей, которые обоснованы с помощью статистического сравнения показателей по Т-критерию Стьюдента. Полученные результаты исследования можно представить в виде таблицы.

Таблица

Показатели мотивов педагогической деятельности студентов разных

педагогических специальностей

№ Мотивы педагогической деятельности Студенты ППФ Студенты ФМФ Уровень значимости различий

1. Мотив признания -2,68 0,4 р<0,05

2. Мотив покровительства 11,52 -0,86 р<0,001

3. Мотив власти 3,18 -3,02 р<0,001

4. Мотив понимания 8,76 3,99 р<0,001

5. Мотив аффилиации 4,78 -2,44 Р<0,05

6. Мотив альтруизма 18.49 4 р<0,001

7. Мотив зависимости -4,35 -5,62 р>0,5

8. Мотив уважения 10,42 16,8 р<0,001

9. Мотив избегания неудач -4,27 -3,19 Р>0,5

10. Мотив порядка -4,6 16,36 р<0,001

11. Мотив привлечения внимания -5,11 -3,82 Р>0,5

12. Мотив достижения 4,29 17,85 р<0,001

13. Мотив нарциссизма -3,6 -6,21 Р>0,5

14. Мотив быть опекаемым -4,5 -6,84 Р>0,5

Из таблицы следует, что для будущих учителей начальных классов в большей степени по сравнению с будущими учителями математики и информатики (;=8,683, р<0,001) характерно проявление мотива альтруизма. Следовательно, студенты ППФ более ориентированы на благополучие других людей, им свойственно стремление опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться о тех, кто в этом нуждается. При таком поведении забота о других людях и оказание им помощи осуществляются по собственному

убеждению и желанию оказывающего помощь человека. Данный факт свидетельствует о наличии в структуре мотивов будущих учителей начальных классов гуманистической направленности личности, о любви к детям, что будет способствовать воспитанию учащихся.

Кроме того у будущих учителей начальных классов проявляются высокие значения мотива покровительства (=11,52, р<0,001). По этой причине им свойственны желания наставлять, напутствовать, рекомендовать, советовать, делать что-либо совместно с детьми. Такая потребность может быть полностью реализованная в педагогической деятельности, особенно в классном руководстве или в работе с детьми младшего школьного возраста.

Самым высоким уровнем проявления мотива понимания также отличаются будущие учителя начальных классов (=3,369, р<0,001). На основе этого можно полагать, что студенты ППФ по сравнению со студентами ФМФ более чувствительны к ученику, средствам и условиям педагогического труда, к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.

Установлено, что для будущих учителей начальных классов довольно в большей степени по сравнению с будущими математиками характерно проявление мотива власти (=4,113, р<0,001). Опираясь на Мак-Клелланда,

Н. В. Солнцева [9] поясняет, что реализацию доминирования одновременно мотивов альтруизма и власти, возможно обеспечить именно в педагогической деятельности. Не большая удаленность в структуре иерархии данных мотивов друг от друга приводит к тому, что мотив власти выступает как потребность организовывать, направлять, контролировать, оценивать, а мотив альтруизма привносить мягкость, корректность и профессиональный такт в перечисленные действия. В таком случае мотив власти, проявляющийся в педагогической деятельности, всегда ориентирован на благо других.

В группе студентов ППФ мотив аффилиации имеет статистически более высокие баллы (=7,7, р<0,05). Представление потребности в аффилиации в

высоком среднем значении дает основание прогнозировать успешность работы будущего учителя начальных классов на основании хорошего взаимопонимания с учениками. Полученные результаты согласовываются с данными Е. С. Романовой, Б. М. Абушкина [8], полученными в результате исследования структуры потребностей лучших российских школьных учителей. Данные исследователи установили, что в структуру учебно-воспитательных мотивов должны входить, в первую очередь, мотивы, связанные с потребностями в уважении, альтруизме и аффилиации.

В свою очередь для студентов ФМФ более характерным является мотив порядка (=7,7, р<0,001), что говорит о стремлении будущих учителей математики и информатики к порядку, организованности. Указанный мотив может проявляться в таких качествах его обладателя как собранность, умение ценить время, целеустремленность.

Более того будущим учителям математики и информатики свойственен мотив достижения (=9,56, р<0,001), что свидетельствует об устойчивом стремлении в достижении результата в работе, желании сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Данная потребность реализуется через совершенствование самого себя и методов своей работы.

Кроме того для студентов ФМФ по сравнению со студентами ППФ более выраженным оказался мотив признания (=2,368, р<0,05). Это позволяет предположить, что будущие учителя математики и информатики имеют потребность в положительной оценке коллег, стремятся целенаправленно добиваться ее, прежде всего путем совершенствования себя как профессионала. Данный мотив может рассматриваться и как мотив социального успеха, а потребность в признании является составной частью мотива социального успеха. Ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального успеха, являются - большая активность и уверенность в себе, высокая самооценка с твердой уверенностью в своем обаянии.

Таким образом, полученные результаты раскрывают особенности педагогической направленности личности как главного компонента профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов. Обобщая наши данные, можно утверждать, что профессиональнопедагогическая направленность личности будущих учителей начальных классов и будущих учителей математики и информатики детерминируется разными мотивами педагогической деятельности. Профессиональнопедагогическую направленность личности будущих учителей начальных классов определяют такие мотивы педагогической деятельности, как мотив альтруизма, покровительства и понимания. Сочетание данных мотивов в мотивационно-потребностной сфере личности педагога говорит о его нацеленности на ученика, выражающейся в желании учителя понять особенности, интересы, потребности каждого ребенка, стремлении познать его внутреннее состояние. Соответственно сочетание указанных мотивов способствует преимущественной ориентации педагога на процесс воспитания, благодаря чему осуществляется целостное развитие личности ребенка.

Литература

1. Абзалова Д.Г. Профессионально-нравственный компонент повышения квалификации учителей начальных классов // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 2. - С. 86-90.

2. Власова Е.В. Воспитание словом // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С. 36-40.

3. Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. - М. : Прометей, 1991. - 110 с.

4. Маралов В.Г. Основы самосознания и саморазвития. - М. : Академия, 2004. - 256 с.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М. : Просвещение, 1993. -192 с.

6. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М. : Academia, 2004. - 318 с.

7. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. -М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 192с.

8. Романова Е.С, Абушкин Б.М. Иерархия мотивов учебно-воспитательной деятельности школьных учителей // Сб. науч. трудов. - М. : МГПУ, 2006. - 232 с.

9. Солнцева Н.В. Динамика изменений мотивационной структуры педагога в процессе профессионализации : автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1999. - 21 с.

10. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 110-114.

Рецензент:

Баскакова Изольда Леонидовна, к. психол. наук, профессор, главный научный сотрудник НИИСО ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.