Научная статья на тему 'Профессиональное самосознание личности учителя как условие развития профессиональной направленности'

Профессиональное самосознание личности учителя как условие развития профессиональной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДОМИНИРУЮЩИЕ МОТИВЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PEDAGOGICAL ORIENTATION / DOMINATING MOTIVES / PEDAGOGICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурзалова Т. В.

В статье рассмотрено педагогическое самосознание как психологическое условие развития профессиональной направленности личности учителя. Педагогическое самосознание личности абитуриента студента учителя решающее условие роста и развития их профессиональной компетентности и эмоционально-нравственного комфорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional consciousness of teacher's personality as a condition of development of professional orientation

The article deals with the pedagogical consciousness as a psychological condition of development of professional orientation of teacher's personality. Pedagogical consciousness of personality of entrant student teacher is a decisive condition of growth and development of their professional competence and emotional-moral comfort.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самосознание личности учителя как условие развития профессиональной направленности»

Значит, корреляция между уровнем мотивации и оценками знаний студентов ЭГ на пятом курсе является положительной. Также положительной является корреляция между указанными признаками и в контрольной группе.

Исходя из непосредственного измерения профессиональной направленности по признакам общительности, организованности, направленности на предмет, интеллигентности, мотивации одобрения и корреляционного анализа уровня мотивации и уровня успеваемости мы приходим к выводу о том, что педагогическая направленность студентов ЭГ является более выраженной, чем в КГ.

Литература

1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

2. Психологические тесты: в 2 т./ под ред. А. А. Карелина: - М.: ВЛАДОС, 2000.- Т.1.- 312 с.

3. Чернов Д.Ю. Влияние педагогической направленности учителя на разрешение нестандартных ситуаций в системе

«ученик-ученик»: автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 2001.

Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математичетсих наук, доцент, Бурятский государственный университет. Burzalova Tatyana Vasilievna, candidate of phisical and mathematical sciences, Buryat State University.

670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757,e-mail: Burzalova@mail. ru

УДК 378.016 Т.В. Бурзалова

Профессиональное самосознание личности учителя как условие развития профессиональной направленности

В статье рассмотрено педагогическое самосознание как психологическое условие развития профессиональной направленности личности учителя. Педагогическое самосознание личности абитуриента -студента - учителя - решающее условие роста и развития их профессиональной компетентности и эмоционально-нравственного комфорта.

Ключевые слова: педагогическая направленность, доминирующие мотивы, педагогическое

самосознание.

T. V. Burzalova

Professional consciousness of teacher’s personality as a condition of development

of professional orientation

The article deals with the pedagogical consciousness as a psychological condition of development of professional orientation of teacher’s personality. Pedagogical consciousness of personality of entrant - student - teacher - is a decisive condition of growth and development of their professional competence and emotional-moral comfort.

Key words: pedagogical orientation, dominating motives, pedagogical consciousness.

Педагогическую направленность (ПН) можно определить как внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных значений и педагогических ценностей. Такие ценности, как любовь к детям, уважение их самоценности, признание их уникальности, право ребенка на полноценное развитие, на счастье, обретение смысла жизни, право на образование и другие, имеют для педагога личностную значимость, составляют систему его ценностей, его ценностных ориентаций, определяющих мотивы и смысл его педагогической деятельности. Л.М. Митина определяет в узком смысле ПН «как профессионально значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие, а в широком смысле как «систему ценностных ориентаций, задающую иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении [3, с.67].

Оптимальная («желательная») иерархическая структура педагогической направленности (доминирующих мотивов личности) учителя может быть представлена в соответствии с концепцией профессионального развития учителя (Митина Л.М., 1995, 1998) следующим образом:

направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного материала). По мнению Л.М. Митиной, психологическим условием развития педагогической направленности является повышение уровня профессионального самосознания, то есть осознание учителем системы ценностей и мотивов, которые необходимо реализовать в своей деятельности, поведении, общении.

Поведение учителя с низким уровнем самосознания не имеет определенной мотивационной направленности, носит ситуативный характер, мотивы поведения случайны, неустойчивы, бессистемны. Учитель больше приспосабливается, подстраивается под общепринятые нормы деятельности, пассивен, безынициативен, не самостоятелен. Поведение учителя с высоким уровнем самосознания, напротив, определяется системой устойчивых, доминирующих мотивов, он руководствуется истинными духовными ценностями, ориентирован на профессиональное самосовершенствование и творческую деятельность, на развитие личности учащихся. Учитель с высоким профессиональным самосознанием выступает как субъект своей мотивации.

Развитие профессиональной направленности будет состоять в развитии профессионального самосознания, в преодолении ситуативного типа поведения, в перестройке мотивационной сферы на гуманистическую направленность.

На развитие профессионального самосознания оказывают влияние в основном оценка его профессиональных качеств со стороны других - коллег, учеников, администрации, а также собственные ценностные ориентации и самоожидания. В роли механизма развития самосознания следует рассматривать рефлексию, одно из значимых профессиональных качеств. Особое значение рефлексия имеет при общении. Дополнительным (комплементарным) к рефлексии механизмом самосознания является обратная связь. Рефлексия и обратная связь позволяют индивиду управлять своим поведением, корректировать свою деятельность и общение.

Одной из характеристик профессионального самосознания является его аффективный компонент или самоотношение (Я-отношение). Мы изучали самоотношение студентов 4-го курса с помощью теста-опросника В.В. Столина, С.Р. Пантелеева [Рогов Е.И., 1996].

Опросник включает в себя:

шкалу “8” - измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого; шкалу “I” - самоуважение; шкалу “II” -аутосимпатию;

шкалу “III” -ожидание положительного отношения от других; шкалу “IV” - самоинтерес.

Опросник содержит еще шесть шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я»-испытуемого: шкала 1 -самоуверенность: шкала 2 - отношение других; шкала 3 -самопринятие;

шкала 4- саморуководство, самопоследовательность; шкала 5 - самообвинение; шкала 6 - самопонимание.

Респондент должен ответить «да» или «нет» в зависимости от того, верно ли данное утверждение по отношению к нему. Всего было предложено 57 утверждений. Мы приведем некоторые результаты опроса, характеризующие в целом экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ). Индивидуальные результаты стали предметом индивидуальной беседы и учитывались педагогами и самими студентами при построении индивидуальной траектории профессионального развития.

Самопринятие. Оценка самопринятия производилась по ответам на следующие утверждения:

1. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

2. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

3. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

4. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

5. В целом меня устраивает то, какой я есть.

6. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

7. Некоторые свои качества я ощущаю, как посторонние, чужие мне.

В ЭГ опрос показал, что студенты полностью принимают себя, в КГ 6 человек не принимают себя таким, как есть.

Полная картина опроса самоотношения приведена в таблице 1

Таблица 1

____________________________Самоотношение студентов 4-го курса_______________________

Шкала ЭГ КГ

да нет да нет

Самоуважение 20 3 18 5

Аутосимпатия 19 4 16 7

Ожидание положительного отношения других 14 9 15 8

Самоинтерес 23 - 23 -

Самоуверенность 18 5 17 6

Самопринятие 23 - 17 6

С амопоследовательность 20 3 16 7

Самообвинение 17 6 16 7

Самопонимание 21 2 19 4

Интегральное чувство 23 - 15 8

По всем шкалам показатели самоотношения лучше в ЭГ, чем в КГ (кроме ожидания положительного отношения других). Интегральное чувство в ЭГ у всех положительное: все студенты ЭГ были за собственное «Я», что говорит о внутренней гармонии их личности.

Самосознание имеет уровневое строение. В.В. Столин сформулировал концепцию уровневого строения самосознания на основе учета активности человека [4], исходя из которой мы можем реализовать тренинг развития профессионального самосознания учителя.

На уровне организма активность субъекта имеет двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. Как отражение состояния организма формируется самочувствие субъекта, которое и есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в безопасности.

На уровне социального индивида активность определяется потребностью в признании его общностью. В результате формируется самоотношение, отражающее степень удовлетворенности субъекта в принадлежности к некоторой общности и степень признания этой общностью.

На уровне личности активность определяется высшей потребностью - потребностью в самореализации, самоактуализации. Здесь находят реализацию собственные возможности, способности, мотивы. Самоотношение формируется как отражение собственных достижений в труде, спорте, любви и т.д., как самооценка своего «Я», собственных качеств и черт.

В структуре самосознания Р. Бернс [1] в качестве интегральной характеристики рассматривает Я-концепцию:

1) образ Я - представление о самом себе;

2) самооценка - аффективная оценка образа Я;

3) потенциальная поведенческая реакция (конкретные действия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой).

Самосознание формируется в процессе деятельности и проходит в своем развитии ряд ступеней и связано с общественным и групповым самосознанием. Понятие самосознания шире понятия самопознания. Помимо познания себя самосознание предполагает также эмоционально-ценностное и деятельностно-регулятивное отношение к себе.

Самосознание является неотъемлемой частью сознания в целом, выражает данность субъективной реальности сознания субъекту. В самосознании неразрывны знания о мире и знания о себе, считается, что самосознание не может быть достигнуто без «посредников»: «... человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» [2]. Это особый универсальный вид духовной активности, в котором сочетаются познавательные, ценностные, деятельностнопроектировочные аспекты. Мы не просто познаем, но и оцениваем, переживаем себя; при этом не прилагаем к себе готовые «значения», готовые «смыслы», а созидаем их. Вместе с тем в процессе

самосознающей деятельности мы не можем избежать внешнего влияния на наше «Я», как бы оно ни было глубоко спрятано от мира. Философы считают, что в духовной сфере существует необходимость внутреннего диалога как попытка установить взаимосвязи своих мировоззренческих ориентаций. Внутренний диалог - это способ создания реального единства мировоззрения в процессе самосознающей деятельности, способ творения себя.

Для нас представляет непосредственный интерес рассмотрение некоторых вех становления диалогического самосознания. Первое условие диалога точек зрения - это признание их как своих. Этот шаг к преодолению в себе некоего изначального образа монолитного «Я» оказывается очень трудным. Следующий шаг на пути к диалогическому самосознанию - от простого узнавания себя в другом к признанию общей основы диалога, несмотря на внешние различия. Если эта основа является абстрактно-всеобщей, то происходит нивелирование точек зрения. Подлинной основой внутреннего диалога должно стать конкретно-общее, предполагающее не наличие общих признаков, а наличие общего закона, связывающего различных индивидов в рамках социального целого, это установление реальных связей между людьми, выявление их единства, а не единообразия. Если абстрактно-общее -это «вневременность», лишение людей их социально-исторического бытия, то конкретно-общее не разрушает социально-структурированные связи между людьми, не ликвидирует временной параметр человеческого бытия.

Человек, осознающий себя носителем конкретно-всеобщего, не относится к себе как к чему-то законченному «ставшему». Он не принимает конкретные обстоятельства, в которых он живет, за неизменный признак собственного мира, но и не уходит от этого мира в свой «духовный монастырь»: он сам творит свой мир, свое время, самого себя. С людьми как носителями общих признаков спорить не о чем - это как двойники, в которых утрачена связь между общим и единичным. Потребность в споре появляется лишь тогда, когда мы осознаем не наше сходство, а нашу взаимосвязь при всех внешних и внутренних различиях.

Сложность внутреннего диалога заключается в том, что это не абстрактный спор в сфере теории. В диалоге самосознания нет «ничьих» идей. Спор идет между идеями, которые признаны как «свои» или «чужие». Судьба нашего внутреннего диалога зависит во многом от того, насколько гибки связи ценностного и теоретического сознания. Вся человеческая культура становится площадкой самосознающей деятельности. Познание себя становится созиданием, творчеством себя. В диалогической модели самосознания познавательные, ценностные и проектировочные аспекты самосознания совпадают. Диалог становится не средством усвоения мировоззрения, а способом его бытия.

Чем сложнее и масштабнее наша жизнь, чем тоньше грань между бытом и бытием, тем острее стоит вопрос о диалогичности нашей духовной культуры в целом, диалогичности духовного мира отдельного человека. Развитие профессиональной направленности учителя - это развитие профессионального самосознания, это внутренний диалог «своих» и «чужих» педагогических идей, это педагогическое самопознание, которое оборачивается педагогическим созиданием, педагогическим «творением» себя.

Сказанное выше о самосознании вообще мы можем спроецировать на педагогическое самосознание. Несомненно, начинающий педагог смотрит на опытных педагогов, он не просто познает, но и оценивает, переживает себя. Но при этом важно не просто заимствовать чужой опыт, чужие идеи, готовые значения и смыслы, а созидать свои. Необходим внутренний диалог, чтобы установить взаимосвязи своих педагогических ориентаций на различные аспекты педагогической деятельности, чтобы создать единое мировоззрение, единый педагогический взгляд. При этом тем конкретно-общим, на основе которого будет происходить диалог, будет не абсолютная педагогическая теория, а конкретная личностно-развивающая педагогика, для которой единственным законом будет развитие личности учащегося. Личность учащегося - это высшая ценность в педагогической деятельности, поэтому развитие личности учащегося является доминирующей ориентацией личности педагога. В развитии Я-концепции педагога мы должны обеспечить формирование представления обучающегося о самом себе как педагоге, самооценки этого образа и проследить за поведением, которое вызывается этим Я-образом и самооценкой. Проследить - это значит обеспечить психологическое и педагогическое сопровождение обучения. Психологическое сопровождение состоит в создании условий для развития профессионального самосознания, оказании помощи и поддержки в преодолении трудностей. Необходимо признать право студента самому

принимать решения и нести ответственность за их последствия. Период обучения в университете можно разделить на три этапа: адаптация, интенсификация и идентификация.

На этапе адаптации (1-2 семестры) оказывается помощь в развитии учебных умений и регуляции взаимоотношений с однокурсниками и педагогами, проводится диагностика мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок, оказывается помощь в самопознании и самооценке, проводятся беседы, консультации.

На этапе интенсификации (3-7 семестры), когда происходит развитие общих и профессионально-педагогических способностей, интеллекта, эмоционально-волевой регуляции, ответственности за свое становление, самостоятельности, мы обращаем внимание на формирование самооценки, самоконтроля, осуществляем диагностику, работу по формированию положительной мотивации научно-познавательной деятельности, профессионально важных качеств, в первую очередь доминантных качеств (социальная активность, целеустремленность, уравновешенность, желание работать с детьми, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, гуманность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, педагогический оптимизм). Знание уровня развития этих качеств способствует развитию самооценки и формированию адекватного представления о себе как будущем учителе, а также развитию «Я-идеального» как будущего учителя, развитию потребности в самоактуализации. Формируется самоотношение как отражение достижений в учебе, способностей, мотивов, умение предвидеть собственную поведенческую реакцию.

На завершающем этапе профессионального образования - этапе идентификации (8-10 семестры), когда происходит формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей профессиональной деятельности, мы оказываем помощь в развитии актуальных ценностных ориентаций, проводим финишную диагностику самосознания, предварительно проводится комплекс мероприятий по развитию педагогического самосознания: дискуссии, встречи, беседы, тренинги. Большое внимание уделяется педагогической практике, происходит адекватная самооценка, отождествление себя с профессией учителя математики и информатики, готовность к профессиональной самопрезентации на основе «Я-образа» и самооценки. Внутренний диалог разворачивается в рамках конкретно-общего поля - поля личностно-ориентированной педагогической деятельности. На данном этапе мы вводим в содержание новый вид опыта - опыт быть учителем математики и информатики, который приобретается не только в виде педагогической практики, но и на семинарских занятиях.

Формирование элементов профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы) означает развитие профессиональной направленности личности учителя. Направленность личности, ее доминирующие мотивы связаны друг с другом в содержательно-смысловом плане через общие средства реализации. Удовлетворение одних побуждений и уменьшение их значимости приводят к развитию других и стремлению к их удовлетворению. В процессе профессионального развития в зависимости от периода развития и типологического склада личности педагога происходит изменение соотношения значимого и незначимого. Однако существует иерархия целей, для достижения которых всегда нужно развитие тех или иных побуждений, среди которых имеются побуждения, наличие которых необходимо всегда для любого периода развития и любого типа личности, например, это побуждения, ведущие к мотивации достижений, самоконтроля, самооценки, самоотношения (самоуважение, аутосимпатия, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самоинтерес, самопонимание).

Психологическим условием развития профессиональной направленности является повышение уровня профессионального самосознания. Именно осознание системы ценностей и мотивов деятельности будет определять поведение личности. Активная, творческая профессиональная позиция определяется высоким уровнем самосознания, позволяет обеспечить необходимую взаимосвязь между личностными значениями и мотивами деятельности.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.23. - С. 62.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004.-320 с.

4. Столин В.В. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика. - 1987. - С. 245-289.

Бурзалова Татьяна Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент, Бурятский государственный университет. Burzalova Tatyana Vasilievna, candidate of physical and mathematical sciences, Buryat State University.

670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 219757, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.