УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Сигов В.И.
СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. Статья представляет рецензию на вышедшую в конце 2017 года в издательстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета коллективной монографии «Корпоративное управление: вопросы теории, проблемы практики». Сделан акцент на вопросах оценки качества корпоративного управления, сетевого взаимодействия членов советов директоров, цифровизации корпоративных процедур, социальной ответственности современной корпорации.
Ключевые слова. Корпорация, корпоративное управление, корпоративные права, совет директоров, слияние и поглощение, социальная ответственность.
Sigov V.I.
THE CURRENT CONTEXT OF CORPORATE GOVERNANCE
Abstract. The article presents a review of the collective monograph «Corporate Governance: Issues of Theory, Problems of Practice» published at the end of 2017 in the publishing house of the St. Petersburg State Economic University. The emphasis was put on the issues of assessing the quality of corporate governance, networking of board members, digitalization of corporate procedures, social responsibility of a modern corporation.
Keywords. Corporation, corporate governance, corporate rights, board of directors, mergers and acquisitions, social responsibility.
В издательстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) вышла в свет коллективная монография «Корпоративное управление: вопросы теории, проблемы практики» [3]. Идея создания такой работы возникла в ходе дискуссий в рамках ежегодной Международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы», проходящей на базе СПбГЭУ. В монографии совершенствование корпоративного управления рассматривается как условие повышения конкурентоспособности, доступа к внешнему финансированию, снижения стоимости капитала, улучшения операционных показателей, оценки компании и доходности акций, улучшения репутации и уменьшения риска кризисов и корпоративных конфликтов. Описывается процесс формирования эффективного поведения компаний в отношении владельцев, потенциальных инвесторов и других заинтересованных лиц.
Монографию открывает глава «Особенности реализации корпоративных прав в России», написанная доцентом кафедры коммерческого права СПбГЭУ доктором юридических наук О.А. Макаровой. Речь идет о реализации права на управление, на получение дивидендов, на информацию о деятельности корпорации и на ознакомление с бухгалтерской и иной документацией, требования выкупа принадлежащих участнику акций (долей) или исключения участника (члена) корпорации, на выход из числа участников, а также на судебную защиту (иск).
ГРНТИ 06.56.21
Виктор Ивглафович Сигов - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики труда Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург., Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-19-80. Статья поступила в редакцию 15.01.2018.
Корпоративные права акционеров (членов) - это субъективные права особого характера, обусловленные участием в корпорации и обладанием определенным пакетом ее акций (долей, паев). Комментируется порядок реализации корпоративных прав, определяемый законами о корпорациях, принятыми в соответствии с ними учредительными документами компаний, а в отдельных случаях - корпоративным договором. В монографии подробно описываются условия, при которых реализуются корпоративные права: решения органов корпорации - общего собрания или совета директоров (наблюдательного совета); наличие у акционера (члена) определенного пакета акций (долей, паев). Высказывается мнение о возможных способах исключения из практики бизнеса корпоративных конфликтов и споров, способствующих устранению институциональных ловушек в области корпоративных отношений [6, с. 767]. Раскрываются проблемы в поведении участников рынка по отношению к акционерам и инвесторам, которые проявляются через конфликт интересов, корпоративные конфликты и споры, демонстрируются связанные с ними эффекты.
Качество корпоративного управления как системы взаимоотношений между исполнительными органами корпорации, советом директоров (наблюдательным советом), акционерами (членами) и другими заинтересованными сторонами, по мнению редакторов и авторов монографии, - ключевой вопрос для мобилизации компаниями инвестиционных рычагов развития. В главе, посвященной качеству корпоративного управления, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Высшей школы экономики доктор экономических наук О.В. Кожевина анализирует инициативы международных организаций и практику реализации глобальной программы создания универсальных стандартов и норм корпоративного управления, направленной на улучшение национальных систем корпоративного управления.
Особое внимание уделяется изменению финансового ландшафта, российского корпоративного законодательства и практики корпоративного управления российских компаний с момента принятия Кодекса корпоративного управления (2014), анализируются причины формального соблюдения многими российскими компаниями требований законодательства и стандартов корпоративного управления. Является аксиомой, что для достижения устойчивого успеха высшее руководство должно принять подход на основе менеджмента качества [2]. Одним из принципов, на которых основывается система менеджмента качества, является требование, согласно которому решения будут результативными в случае тщательного контроля и анализа данных и информации (принцип «принятие решений, основанных на фактах») [4, с. 3-4]. Авторы монографии раскрывают значимость контрольной функции на всех стадиях управленческого цикла, уделяя большое внимание стратегическому контролю, инвестиционному анализу, функционально-стоимостному анализу [3, с. 52].
Оригинальный взгляд на работу советов директоров - с точки зрения сетевого взаимодействия, создания и развития команды в процессе управления бизнесом - изложено Б.Б. Коваленко и Л.Е. Чертоком в главе «Концепция и практика применения компетентностной модели командной работы в корпоративном управлении». Действие «закона сетевых структур» является одним из фундаментальных последствий революции в информационных технологиях [5, с. 105]. Объединение личных сетей директоров в социальные сети, которым присущи новые качества, возникающие на основе более широкой палитры связей и возможностей в процессе интеграции принадлежащих им ресурсов, дает дополнительные шансы на успех в управлении организацией, ориентированной на быстрый рост и высокую капитализацию бизнеса. То есть, мотив создания такой команды связан с ожиданием более высокого и быстрого успеха, в сравнении с тем, что могут достичь профессионалы, действующие индивидуально.
Создание команды членов совета директоров может осуществляться как в форме рационального отбора участников по комплементарным (взаимодополняющим друг друга) навыкам и опыту работы, так и в форме социализации межличностных отношений участников команды и необходимости стабильно развивающихся внутригрупповых процессов. Важнейшая роль принадлежит в этом случае социальной и эмоциональной поддержке поведения участников команды. В команды могут привлекаться новые участники по соображениям взаимного дополнения навыков, но исходя из соблюдения межличностной гармонии. Хотя, аргументы в пользу того, что формирование команды лучше объясняют социальные аспекты, особенно учитывающие различные типы социальных сетей, в которых формируется большинство команд, бесспорны, приоритет компетенций авторы признают не менее важным принципом создания команды. Таким образом, чтобы получить лучшие результаты благодаря профессиональному пониманию того, что требуется для эффективного функционирования бизнеса, новых членов команды надо выбирать исходя из наличия знаний и связей.
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
177
Исследованию роли цифровых трансформаций в исполнительном руководстве корпорацией посвящена глава, подготовленная М.И. Барабановой и О.А. Николаевской. Бигдейта и облачные технологии, ICO, нейротехнологии и Blockchain сегодня стали реальной бизнес-необходимостью, прорывными факторами корпоративного роста, а социализация цифровых экосистем 5.0, в свою очередь, будет способствовать активному развитию и распространению политики нейроменеджмента и нейротехнологий. Это явление, по мнению авторов, будут характеризовать интеллектуально-творческие и машинно-образовательные, нейротехнологические и когнитивные продукты, нанофотоника и коннектономика, биоэкономика и оптогенетика, кибер-физический БиоТех [3, с. 121-122]. Организационный ландшафт изменится за счет дистанционного сетевого управления, умной логистики (смарт-грид), технологий шеринга, регуляторно-дистанциированного блокчейна, распределенных реестров и др. Важно отметить, что инструменты цифровизации обеспечивают сохранение компаниями стратегической устойчивости в условиях сокращающегося рынка [8, с. 61]. Говоря о новых факторах роста, авторы ставят вопрос о необходимости формирования «новой философии эффективности, новых подходов к формированию стратегий и вообще развитию» [3, с. 122]. На суд научного сообщества выносится комплексный показатель оценки эффективности цифровой экономики в единицах выявленной (измеренной) ценности.
В следующей главе Е.В. Яковлева исследует направления совершенствования системной организации управления персоналом в период активных инновационных преобразований, обусловленных трансформационными процессами в экономике. Автором раскрыты теоретические и практические аспекты формирования корпоративного механизма привлечения, мотивации и удержания лиц, обладающих необходимым квалификационно-компетентностным уровнем в сфере современных инноваций. Обосновано актуальное значение и представлены экономические предпосылки совершенствования управления персоналом по данному направлению.
На теоретическом уровне показана взаимосвязь и взаимодополняемость понятий «квалификация» и «компетентность», определено их содержательное пересечение, а также возможность и необходимость их интеграции в понятии «квалификационно-компетентностный уровень», являющимся более адаптированным к современным задачам корпоративной кадровой работы и потребностям работодателей в условиях изменения требований к качеству рабочей силы, формируемых под влиянием парадигмы технологического и социально-экономического развития на инновационной основе [7, с. 137; 9, с. 20]. Наибольшее значение для решения практических проблем эффективного управления имеет представленная структурная модель механизма привлечения, мотивации и удержания лиц, обладающих необходимым квалификационно-компетентностным уровнем в сфере инноваций, разработанная по модульному принципу и включающая целевой, ресурсный, организационный, инструментальный и оценочный модули, содержательное наполнение которых определено и соответствует интересам корпоративного инновационного развития.
Т.Д. Синявец в главе «Тенденции в развитии корпоративной социальной ответственности российских организаций» исследует общие, организационно-технологические и частные принципы и формы социального управления в корпорации, роль крупных компаний, традиционно вкладывающих финансовые ресурсы в развитие социальной сферы регионов, защитную, воспроизводственную и стабилизирующую функции корпоративной социальной политики. Подчеркивая, что в отношении социально значимой деятельности понятие организационных ценностей почти не находит применения, автор обосновывает необходимость осознания руководством социально-этических ценностей, согласования с ними миссии, стратегических целей компании, планирования действий и формирования социального бюджета и, наконец, следования установленным ценностям в повседневной жизни и расширения объектов социального воздействия во внешней среде. В приложении к монографии автор приводит методику исследования организационных ценностей и опросный лист для выявления актуальных проблем организационного развития, применение которых открывает широкие возможности для дальнейших прикладных исследований.
В нетрадиционном аспекте - как способ противодействия кризисным явлениям, рассматриваются в монографии сделки слияний и поглощений. В главе «Сделки слияния и поглощения как механизм адаптации российского бизнеса к кризисным явления» О.Г. Леонова приводит примеры из практики и в определенной мере выстраивает стратегию таких действий.
В следующей главе, посвященной характеристике корпоративного управления в компаниях Азербайджана, Г.С. Гасанов на примерах кредитных организаций, проявляющих в вопросах развития корпоративных отношений гораздо больший энтузиазм, чем участники нефинансового сектора, развивает
ранее сформулированную им идею о существенном влиянии национальной ментальности на выбор модели управления [1, с. 145]. Автор констатирует высокий уровень концентрации собственности, семейственность, когда отдельные члены семьи являются одновременно держателями контрольного пакета (или солидных пакетов) акций и участвуют в управлении компанией, специфические проблемы кредитных организаций в области корпоративного управления, персонализацию подходов к их решению от банка к банку.
В заключительной главе работы представлены результаты анализа материалов Европейской конфедерации ассоциаций директоров (European Confederation of Associations of Directors) и Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation) [10]. При всём разнообразии правовых традиций, структур собственности и др., на укрепление доверия инвесторов и со стороны общественности направлены такие усилия европейского профессионального сообщества как реализация принципов «the triple bottom line» и «ramply or explain» при подготовке советом директоров годового отчета, требования «ramply or explain» в отношении отчетов о корпоративном управлении и «four eyes», предусматривающего, по меньшей мере, двух человек для одобрения определенного решения или действия; упрощение механизма создания дочерних компаний за рубежом и процедуры идентификации акционеров, в частности в трансграничных ситуациях, позволяющее им полнее реализовать свои права; использование цифровых способов безопасной регистрации собственности и передачи акций и развитие рынка услуг акционерам, касающихся процедуры голосования на собраниях акционеров; применение «механизмов усиления контроля» (A control-enhancing mechanism - CEM) и др.
Пусть с опозданием, но российским специалистам следует включиться в дискуссию о целесообразности «превращения неактивных акционеров в микроменеджеров» и о возможности сформировать долгосрочное мышление у институциональных инвесторов [3, с. 202]. Предметом внимания должна стать отечественная практика использования запущенной в 2017 году платформы электронного голосования e-voting. Стремление российских компаний выйти на международный фондовый рынок предполагает ориентацию на стандарты в управлении, включая высокую корпоративную ответственность не только перед работниками, а и в области экологии, прав человека, борьбы с коррупцией и вопросы взяточничества, многообразия в советах директоров.
Издание предназначено для преподавателей высшей школы, аспирантов, для разработчиков корпоративной политики, членов совета директоров, инвесторов и деловых кругов в целом. С текстом монографии «Корпоративное управление: вопросы теории, проблемы практики» можно познакомиться на сайте научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гасанов Г. С. Экономическая природа крупных предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. 2008. № 2. С. 143-145.
2. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.
3. Корпоративное управление: вопросы теории, проблемы практики : коллективная монография / М.И. Барабанова, И.Ф. Ветрова, Г.С. Гасанов и др.; под ред. М.В. Мельник, Ю.И. Растовой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 230 с.
4. Мельник М.В. Развитие контрольных функций в системе управления экономическими субъектами // Труд и социальные отношения. 2017. № 1. С. 3-16.
5. Растов М.А. Институциональные основы инновационной деятельности компаний с государственным участием // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 104-109.
6. Растова Ю.И. Институциональные ловушки корпоративных отношений в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 767-770.
7. Румянцева Е.Е. Человеческий потенциал в России: продуцирование и использование знаний // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 4. С. 137-142.
8. Трачук А.В., Линдер Н.В. Адаптация российских фирм к изменениям внешней среды: роль инструментов электронного бизнеса // Управленческие науки. 2016. № 1. С. 61-73.
9. Яковлева Е.В., Миллер А.Е. Векторная направленность управления интеллектуализацией персонала современных промышленных предприятий // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 3. С. 20-23.
10. A Guide to Corporate Governance Practices in the European Union / European Confederation of Associations of Directors; International Finance Corporation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecoda.org/ uploads/media/A_Guide_to_Corporate_Governance_Practices_of_the_European_Union_-_IFC_ecoDa_02.pdf (дата обращения 08.01.2018).