Научная статья на тему 'Современный этап развития военных судов в Российской Федерации'

Современный этап развития военных судов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2294
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ СУДЫ / MILITARY COURTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кибалин Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается военно-судебная система на современном этапе, а также проблемы и пути ее развития в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный этап развития военных судов в Российской Федерации»

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современный этап развития военных судов в Российской Федерации Кибалин Д. С.

Кибалин Дмитрий Сергеевич / Kibalin Dmitrij Sergeevich - магистрант, кафедра уголовного права, юридический факультет, Западно-Сибирский филиал, Российский государственный университет правосудия, г. Томск

Аннотация: в статье рассматривается военно-судебная система на современном этапе, а также проблемы и пути ее развития в данный период.

Abstract: the article considers the military court system at the present stage, as well as the problems and ways of its development in this period.

Ключевые слова: военные суды. Keywords: military courts.

Современный динамичный этап функционирования военных судов в общей системе судов общей юрисдикции Российской Федерации вызывает необходимость обращения к историческим урокам, подлежащим учету в условиях осуществления социально-правовых реформ [5, с.10].

В целях выявления характерных уроков создания и развития военных судов, научной классификации и изучения нормативной базы, регламентирующей их деятельность, Петухов Н. А. выделяет следующие важнейшие хронологические этапы:

- допетровский период отечественной истории;

- реформы Петра I;

- послепетровский период;

- судебная реформа 1864-1867 гг.;

- правление Временного правительства России (февраль-октябрь 1917 г.);

- организация и осуществление правосудия в воинских формированиях страны в советский период (1917-1991 гг.);

- исторический период новейшей России (с 1991- 1993 гг. по настоящее время) [5, с.11].

На современном этапе развития судебной системы в Российской Федерации развитие судов в целом и военных судов в частности является одной из первоочередных задач в данном направлении.

Этому направлению уделено большое внимание в Распоряжении Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».

Данный документ целиком описывает пути развития судов в судебной системе. В первую очередь обозначаются проблемы, необходимые для решения за обозначенный период:

-защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;

-проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;

-создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции (а не регистрироваться в оффшорах) и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;

-борьба с коррупцией;

-существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;

-кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий и др. [3].

Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы [3].

На современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов [3].

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с развитием судебной системы и системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

-значением эффективной работы органов правосудия для построения правового государства;

-тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

-сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию [3].

Итак, перейдем к рассмотрению военных судов на современном этапе.

Здесь особо отличаются военные суды, так как помимо основных на них лежат еще и специфические задачи:

1. Обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, в частности военнослужащего;

2. Обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектов, относящихся к Вооруженным Силам [6].

Военным судам подсудны:

1. Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

2. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.

3. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды [2].

Гарнизонные военные суды являются основным низовым звеном системы военных судов, они действуют в качестве судов первой инстанции. В России их немногим более 130.Этот суд функционирует на территории, где дислоцируются воинские части одного или нескольких гарнизонов.

Флотские (окружные) военные суды представляют собой второе звено системы военных судов. По своей компетенции они соотносятся с судами субъектов РФ. Действуют так же как суды второй и надзорной инстанций. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления, на не вступившие в законную силу решения гарнизонных судов. Окружные военные суды действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, где дислоцируются воинские части и учреждения воинских формирований и органов в пределах военных округов.

Военная коллегия в составе Верховного суда РФ является высшей инстанцией для гарнизонных и флотских (окружных) судов, уполномочена рассматривать по первой инстанции определенные категории дел, подсудных военным судам, а также в кассационном и надзорном порядке их судебные решения [6].

На современном этапе развития военные суды имеют следующие полномочия:

Во-первых, военные суды рассматривают уголовные дела в отношении военнослужащих, среди которых большую часть составляют дела о воинских преступлениях. Рассмотрение таких дел без знания специфики военной службы, военного законодательства, полномочий командования могут вызывать значительные затруднения и неизбежно повлечет судебные ошибки.

Во-вторых, рассмотрение гражданских дел и дел об административных правонарушениях, в том числе жалобы на действия должностных лиц, ущемляющих законные права и интересы военнослужащих, количество которых ежегодно возрастает и значительно превышает число уголовных дел, разрешаемых военными судами, требует досконального знания военного законодательства, которое в последнее время претерпело существенные изменения и продолжает реформироваться.

В-третьих, военные суды организационно связаны с обслуживаемыми воинскими частями, что обеспечивает военнослужащим, особенно рядовому составу, гарантированный Конституцией РФ доступ к правосудию.

В-четвертых, военные суды, в отличие от районных судов, значительно чаще проводят большую профилактическую работу: организуют выездные судебные процессы, что имеет большое значение для укрепления законности и правопорядка, выносят частные определения в адрес командования о причинах и условиях, способствовавших совершению правонарушений в целях их устранения в дальнейшем, проводят мероприятия по правовому воспитанию всех категорий военнослужащих [2].

Военные суды рассматривают не только уголовные дела (как это было предусмотрено ранее действовавшим Положением о военных трибуналах), но и определенные категории гражданских и административных дел.

В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам закон предусматривает субъектный признак: по уголовным (административным) делам - наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (либо административное правонарушение), а по гражданским делам - это правовое положение сторон процесса (а именно: военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо).

В соответствии со ст.7 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений [6].

Как уже отмечалось, впервые право военнослужащих обращаться с такими заявлениями в военный суд установлено ст.4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Это

70

положение закона соответствует Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод [1].

Практика обращения военнослужащих с жалобами в военный суд за защитой своих прав и свобод получила в настоящее время широкое распространение. Судебная статистика объективно свидетельствует, что в военные суды обращаются все категории военнослужащих - от рядового солдата до генералов.

Граждане, уволенные с военной службы, лица, прошедшие военные сборы, также вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, повлекшие нарушение прав, свобод и охраняемых законом интересов указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов [3].

Подсудность военным судам гражданских дел, указанных в ст.7 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», находит подтверждение в нормах вновь принятого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. Так, в ст.25 ГПК РФ говорится: «В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными или иными специализированными судами». Представляется, что в новом ГПК РФ военно-судебные вопросы представлены более удачно, нежели в УПК РФ [5, с.261].

К подсудности военным судам отнесены уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Дела о преступлениях других лиц военным судам неподсудны [4].

В ходе досудебного производства по подсудным им уголовным делам военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Также существует ряд требований к судьям военных судов, имеющий свои особенности:

1. Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке [2].

С принятием закона «О военных судах» завершилось на законодательном уровне создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России, что соответствует основным целям и задачам проводимой в стране реформы.

В настоящее время военные суды, с учетом УПК РФ 2001 г., ГПК РФ 2002 г. новых нормативных актов о судебной реформе активно выполняют свою социально-значимую роль, осуществляют судебную защиту личности, общества и государства [5, с.266].

Таким образом, полномочия военных судов очень широки, что не облегчает их совершенствования и решения задач, стоящих перед правительством. Данная работа должна проводиться с разных сторон, не нарушая положений многочисленных документов, а дальнейшее, современное функционирование завершенной подсистемы военных судов Российской Федерации как федеральных судов общей юрисдикции продолжается на основе действующего завершенного комплекса федеральных

71

законодательных актов организационного, судоустройственного и процессуального характера, являющихся краеугольными камнями современной отечественной судебно-правовой реформы.

Подводя итог, необходимо отметить, что задачи, поставленные в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы», являются основополагающими для развития и военно-судебной системы России на современном этапе.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 08.03.2015) «О военных судах Российской Федерации».

3. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы».

4. Божьев В. П. Правоохранительные органы: Учебник. М., 2011. 411с.

5. Петухов Н. А. История военных судов России. Монография / Под ред и с предисл. д.ю.н., проф. В.М.Лебедева.- М.: Издательство НОРМА, 2003. 326 с.

6. Петухов Н. А., Загорский Г. И. Правоохранительные органы: Учебник. - М., Дашков и Ко, 2005. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.