Научная статья на тему 'Советская военно-судебная система в послевоенный период (1945-1980 гг. )'

Советская военно-судебная система в послевоенный период (1945-1980 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1429
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / ПРИГОВОР ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА / ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ / MILITARY-JUDICIAL REFORM / A MILITARY COURT SENTENCE / THE MILITARY PUBLIC PROSECUTOR / LEGAL PROCEEDINGS / JURISDICTION OF AFFAIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьев О. В.

Рассмотрены основные изменения, произошедшие в военно-судебных органах в ходе военно-судебной реформы послевоенного периода, определены основные параметры рассмотрения дел в судах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Григорьев О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET MILITARY JUDICIARY SYSTEM IN THE POSTWAR PERIOD (1945-1980 YEARS)

In article the basic changes which have occurred in military-judicial bodies during military-judicial reform of the post-war period are considered, key parametres of disposal of legal proceeding in courts are defined.

Текст научной работы на тему «Советская военно-судебная система в послевоенный период (1945-1980 гг. )»

СОВЕТСКАЯ ВОЕННО-СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945—1980 ГГ.)

О.В. ГРИГОРЬЕВ,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Новосибирского института ВВ МВД России, кандидат юридических наук 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

[email protected]

Аннотация. Рассмотрены основные изменения, произошедшие в военно-судебных органах в ходе военно-судебной реформы послевоенного периода, определены основные параметры рассмотрения дел в судах.

Ключевые слова: военно-судебная реформа, приговор военного трибунала, военный прокурор, судопроизводство, подсудность дел.

SOVIET MILITARY JUDICIARY SYSTEM IN THE POSTWAR PERIOD (1945-1980 YEARS)

O.V. GRIGOREV,

lecturer of the department of theory and History of State and Law of Novosibirsk Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, candidate of law sciences

The summary. In article the basic changes which have occurred in military-judicial bodies during military-judicial reform of the post-war period are considered, key parametres of disposal of legal proceeding in courts are defined.

Key words: military-judicial reform; a military court sentence; the military public prosecutor; legal proceedings; jurisdiction of affairs.

После окончания Великой Отечественной войны Указами Президиума Верховного Совета СССР от

21 сентября 1945 г. и от 4 июля 1946 г. были признаны утратившими силу Указы Президиума Верховного Совета СССР об объявлении в ряде местностей СССР военного положения. Тем самым было прекращено действие Положения о военных трибуналах от

22 июня 1941 г. и в полном объеме восстанавливалось действие Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г. и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1940 г. «Об изменении подсудности военных трибуналов».

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 28 сентября 1945 г. указал, что военные трибуналы при рассмотрении уголовных дел, «за исключением военных трибуналов, состоящих при оккупационных армиях, и военных трибуналов, действующих в местностях, объявленных на военном положении» должны применять процессуальные законы мирного времени и не применять отсрочки исполнения приговоров с направлением осужденных в действующую армию и повышенные санкции военного времени. Однако вскоре компетенция военных трибуналов вновь оказалась расширена. Произошло это в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1947 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну». Все дела о преступле-

ниях, предусмотренных этим Указом, стали подсудны военным трибуналам независимо от того, кем бы ни были совершены преступления.

В послевоенное время Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни» была исключена высшая мера наказания, установленная за преступления действовавшими в СССР законами. Фрагментарное восстановление смертной казни произошло в СССР после издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 г. «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам и подрывникам-диверсантам».

Изменения в законодательстве о военных трибуналах и порядок их деятельности были внесены в период ликвидации культа личности И.В. Сталина, постепенного восстановления законности и исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок. Указом от 1 сентября 1953 г. Президиум Верховного Совета СССР упразднил Особое совещание при МВД СССР. Дела, которые прежде рассматривал этот орган во внесудебном порядке, были переданы в подсудность военных трибуналов. Это означало полное восстановление принципа осуществления правосудия только судом и правовых гарантий подлинного правосудия, упраздненных в 1934 г. по делам, подлежавшим ведению Особого совещания и других внесудебных органов1. Только суды стали правомочны применять уголовную репрессию.

В последующем подсудность дел военным трибуналам изменилась в направлении естественного сокращения и стала определяться общими для всех судов задачами осуществления правосудия, а также задачами по борьбе с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР. Так, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1953 г. из подсудности военных трибуналов были исключены дела о преступлениях работников милиции против установленного для них порядка службы, дел о преступлениях по службе работников военизированной охраны (кроме военизированной охраны первой категории), а также о разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, гражданскими лицами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1956 г. из подсудности военных трибуналов были изъяты все дела о государственных преступлениях, совершенных гражданскими лицами, и переданы, кроме дел о шпионаже, в подсудность судов общей юрисдикции2. В связи с сокращением в послевоенный период советских Вооруженных Сил в 1953 г. были расформированы военные трибуналы корпусов, дивизий, бригад, военные трибуналы войск МВД и военные трибуналы транспорта3.

После 1953 г. военно-судебными органами проделана огромная работа по реабилитации необоснованно репрессированных граждан. Значительное количество дел пересмотрено военными трибуналами округов и Военной коллегией. Дела этой категории рассматриваются военными судами до сего времени.

Серьезные изменения в организацию и полномочия советских военно-судебных органов были внесены во второй половине 1950-х гг. в связи с изданием двух важных законодательных актов, а именно Положения о Верховном Суде СССР, принятого 12 февраля 1957 г. 6-й сессией Верховного Совета СССР четвертого созыва, и Положения о военных трибуналах, принятого 25 декабря 1958 г. 2-й сессией Верховного Совета СССР пятого созыва.

В Положении о Верховном Суде СССР вопросы о регулировании организации и полномочий Военной коллегии непосредственно были затронуты в ст. 10, 12 и 16. Согласно ст. 10 к рассмотрению дел в Военной коллегии при необходимости могли допускаться в качестве запасных судей члены военных трибуналов округов и флотов. По ст. 13 к ведению Военной коллегии были отнесены: 1) рассмотрение в качестве суда первой инстанции уголовных дел «исключительной важности»; 2) рассмотрение кассационных жалоб и протестов на приговоры военных трибуналов округов и флотов; 3) рассмотрение в порядке надзора протестов Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, их заместителей, а также протесты Председателя Военной коллегии и Главного военного прокурора на приговоры и определения военных трибуналов округов и флотов.

Кроме того, по ст. 16 Положения о Верховном Суде СССР на Военную коллегию были возложены функции судебного управления военными трибуналами (подобную функцию Военная коллегия выполняла до 1936 г.). Внесение этого положения было связано с тем, что в 1956—1957 гг. в нашей стране развернулась масштабная административная реформа, направленная на децентрализацию государственного управления, в рамках которой, в частности, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1956 г. был упразднен Минюст СССР, в структуре которого находилось Управление военных трибуналов.

Положение о военных трибуналах принималось на сессии Верховного Совета СССР в декабре 1958 г. в связке с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, Основами уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и «Об уголовной ответственности за воинские преступления».

В связи с внесением 25 декабря 1958 г. на утверждение Верховного Совета проекта Положения о военных трибуналах на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей с докладом выступил председатель Комиссии законодательных предположений Совета Национальностей Д.Р. Расулов. В своем выступлении он указал на тесную связь принимаемого Положения с Основами законодательства о судоустройстве СССР, отметил, что «коренные, определяющие положения этого законопроекта в сущности те же, что и в Основах законодательства о судоустройстве, поскольку военные трибуналы являются входящими в единую систему судебных органов СССР., и при рассмотрении дел руководствуются едиными для всех судов законами и принципами осуществления правосудия».

Принятие Положения о военных трибуналах 1958 г. имело большое значение. Заменив собой устаревшее Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре 1926 г., Положение 1958 г. послужило нормативной основой для организации и функционирования отечественной военно-судебной системы на протяжении более 40 лет — до принятия Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» 1999 г.

В соответствии со ст. 8 Положения 1958 г. военные трибуналы организовывались в округах, группах войск (за границей), флотах, армиях, флотилиях, соединениях и гарнизонах. Основным звеном системы военных трибуналов продолжали оставаться военные трибуналы армий, флотилий, соединений и гарнизонов, которые были максимально приближены к войскам. На них возлагались задачи осуществления правосудия в армии, на флоте, в иных воинских формированиях страны.

Положение о военных трибуналах определило компетенцию военных трибуналов по рассмотрению уголовных и гражданских дел в качестве судов первой и второй инстанций. Полномочия военных трибуналов определялась задачами их деятельности, которые были закреплены в ст. 2 Положения: «вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность его вооруженных сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы».

Согласно ст. 9 Положения 1958 г. военным трибуналам были подсудны: 1) дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; 2) дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими органов государственной безопасности; 3) дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений, а также лицами сержантского и рядового состава конвойной охраны МВД СССР, комплектуемого по призыву; 4) все дела о шпионаже. В подсудность военным трибуналам передавались также гражданские иски воинских частей, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлением (ст. 11).

В ст. 10 Положения 1958 г. устанавливалось, что в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действовали общие суды, военным трибуналам были подсудны все гражданские и уголовные дела. Разграничение дел между военными трибуналами разных звеньев происходило, как и ранее, в зависимости от субъектного признака (воинского звания и должностного положения подсудимого). По ст. 14—16 военным трибуналам армий, флотилий, соединений и гарнизонов были подсудны дела о преступлениях лиц, имевших воинские звания до подполковника, капитана второго ранга включительно. Военным трибуналам видов Вооруженных Сил СССР, округов, флотов, групп войск и флотов были подсудны дела о лицах, имевших воинские звания полковник и капитан первого ранга, а также лиц, занимавших должности командира полка, командира корабля первого ранга и им равных по должности. Военным трибуналам округов и им равных также были подсудны дела обо всех преступлениях, за которые в условиях мирного времени законом предусмотрена смертная казнь.

Дела о преступлениях военнослужащих, имевших воинское звание генерал, адмирал, а также военнослужащих, занимавших должности командира соединения и выше и им равных были подсудны Военной коллегии Верховного Суда СССР. Кроме того, согласно ст. 16 Положения 1958 г. Военной коллегии были подсудны уголовные дела «исключительной важности». В ст. 18 предусматривалось, что вышестоящий военный трибунал и Военная коллегия вправе

принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему военному трибуналу.

В Положении 1958 г. четко сформулированы правила о подсудности по связи дел. Согласно ст. 12, если по каким-либо признакам дело одновременно было подсудно военному и общему суду, оно подлежало рассмотрению в военном суде. В частности, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений дело подлежало рассмотрению военным трибуналом, «если дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых подсудно военному трибуналу».

Военные трибуналы окружного звена и им равные действовали также как суды второй инстанции и как суды надзорной инстанции по отношению к военным трибуналам гарнизонов и им равных. Кроме того, они рассматривали дела по заключениям прокуроров по вновь открывшимся обстоятельствам.

Структура и штатная численность аппарата Военной коллегии Верховного Суда СССР утверждались Президиумом Верховного Совета СССР по совместному представлению Председателя Верховного Суда СССР и Министра обороны СССР.

Личный состав военных трибуналов и Военной коллегии входил в штатную численность Вооруженных Сил СССР, а их члены состояли на действительной военной службе. Финансовое и материально-техническое обеспечение военных судов и Военной коллегии осуществлялось Минобороны СССР.

Согласно ст. 4 Положения 1958 г. судьи военных трибуналов избирались Президиумом Верховного Совета СССР сроком на пять лет из числа граждан СССР, состоявших на действительной военной службе и достигших ко дню выборов возраста 25 лет. По ст. 5 Положения народные заседатели военных трибуналов избирались открытым голосованием на собраниях военнослужащих воинских частей сроком на два года. Такой порядок давал возможность армейской общественности обеспечить избрание из своей среды народных заседателей из числа наиболее достойных военнослужащих, в том числе военнослужащих срочной службы, что позволяло принимать участие в правосудии всем категориям военнослужащих.

Рассмотрение уголовных и гражданских дел в военных трибуналах осуществлялось коллегиально. Дела по первой инстанции рассматривались в составе трех человек — одного судьи (председательствовавший по делу) и двух народных заседателей. Рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, а также в порядке возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам осуществлялось в составе трех судей военных трибуналов.

Из изменений, внесенных в законодательство о военно-судебных органах после 1958 г., необходимо отметить Указы Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1967 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о Верховном Суде СССР», от

12 августа 1971 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР», от 26 ноября 1973 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР». Наконец 25 июня 1980 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах», что обусловливалось вступлением в силу Конституции СССР 1977 г. Поло-

жение о военных трибуналах в редакции от 25 июня 1980 г. сохраняло свое действие до распада СССР.

1 За ноябрь 1934 — сентябрь 1953 г. Особым совещанием было осуждено 442 531 человек, в том числе к высшей мере наказания — 10 101 человек (Известия. 1991. 9 дек.).

2 КобликовА.С. Военные суды России. М., 2000. С. 90.

3 Петухов Н.А. История военных судов России. М., 2003. С. 229, 318—320.

ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ КВАЛИФИКАЦИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

А.П. ДМИТРЕНКО,

заместитель начальника кафедры уголовного права Московского университета МВД России,

кандидат юридических наук, доцент 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

a.dmitrienko @list. ru

Аннотация. Приведено понятие квалификации обстоятельств, исключающих преступность деяния, определены и раскрыты ее этапы и значение.

Ключевые слова: квалификация преступлений, обстоятельства, исключающие преступность деяния, стадии применения уголовного права, стадии применения отдельных норм уголовного права, необходимая оборона.

CONCEPT AND STAGES OF QUALIFICATIONS OF CIRCUMSTANCES, EXCLUDING CRIMINALITY OF ACT

A.P. DMITRENKO,

deputy chief of the department of Criminal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, candidate of law sciences, dotsent

The summary. The article deals with concept of qualifications of circumstances, excluding criminality of act; founds and expounds stages and importance of qualifications of circumstances, excluding criminality of act.

Key words: qualifications of crimes; circumstances, excluding criminality of act; stages of application of criminal law; stages of application separate elements of the norm of criminal law; necessary defense.

В общей теории права под стадией установления нормы, подлежащей применению, понимают юридическую квалификацию (оценку) анализируемого случая1. Однако в теории уголовного права термин «квалификация», как правило, принято отождествлять исключительно с квалификацией преступлений2. Монографических работ, посвященных непосредственно квалификации обстоятельств, исключающих преступность деяния, до настоящего времени не существует.

Представляется, что такому положению в немалой степени способствовал сформировавшийся стереотип, согласно которому предмет уголовного права могут составлять только охранительные уголовно-правовые отношения, порождаемые исключительно преступными деяниями. Вместе с тем очевидной является ущербность этой позиции. Уголовное право, признавая деяния преступными, не может обойтись без норм, закрепляющих деяния, хотя и причиняющие

вред уголовно охраняемым интересам, но в силу их общественной полезности или социальной допустимости являющихся правомерными. Подтверждением этому выводу служит наличие в уголовном законе норм, регламентирующих обстоятельства, исключающие преступность деяния. Посредством их закрепления именно в УК реализуется требование принципа законности, согласно которому преступность деяния определяется только уголовным законом.

Наличием этих обстоятельств законодатель уточняет (конкретизирует) границы между преступным и правомерным причинением вреда уголовно охраняемым интересам. Нормативно закрепляя обстоятельства, исключающие преступность деяний, законодатель отграничивает их от преступлений, указывая не на отсутствие признаков преступления, а напротив, способом указания на признаки, которые в совокупности характеризуют эти деяния как конкретный вид

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.