и естествознания «Физика». - М.: Издательство «Первое сентября», 2011. -№ 10.
6. Панченко М.Н. Решение графических задач на уроке физики. // Методический журнал «Практические советы учителю». - Ростов-н/Д: Издательство Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2012. - № 10.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ
© Су Цзюнь*
Московский педагогический государственный университет, г. Москва
В статье анализируются современные подходы к музыкально-педагогическому образованию в России и Китае. Методом сравнительного анализа выявляются общие тенденции и характерные особенности образовательных моделей указанных стран, обусловленные общемировыми тенденциями развития образования и социально-политическими целями развития государств.
Анализ современной учебно-методической литературы позволяет констатировать, что подготовка современного учителя музыки в России предполагает овладение студентами рядом профессиональных компетенций:
1. Готовностью к организации различных форм музыкального образования:
- выявлять цель, задачи и принципы музыкального образования;
- выбирать адекватные поставленным задачам методы музыкального образования для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения музыкального искусства;
- реализовывать в музыкально-педагогической деятельности основные компоненты содержания музыкального образования;
- применять современные педагогические технологии в организации различных видов музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе в условиях кружковой работы / творческих объединений;
* Магистрант.
- осуществлять педагогический контроль над музыкальным развитием школьников.
2. Готовностью к методическому обеспечению процесса музыкального образования:
- использовать в работе по музыкальному образованию школьников учебники, рабочие тетради по музыке, аудио- и видеозаписи, компьютерные технологии;
- составлять учебно-тематические планы, рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста, а также конспекты уроков, занятий в кружках / творческих объединениях, сценарии внеклассных мероприятий;
- разрабатывать тезисы выступлений по вопросам музыкального образования детей на конференциях, педагогических советах и методических объединениях;
3. Готовностью к проявлению в музыкально-исполнительской, конструктивной, коммуникативно-организаторской деятельности приоритетных качеств личности педагога-музыканта:
- музыкальности: обладание музыкальными способностями, музыкальным вкусом, исполнительскими навыками и умениями (инструментальными, певческими и хормейстерскими);
- аттракции: способность к уважительному отношению к личности ребенка, признанию ребенка как самоценности;
- эмпатии: способность к душевности в отношениях с детьми;
- артистизма: умение обладать своим телом, речевой выразительностью, режиссерским видением урока;
- креативности: творческий характер отношения к процессу музыкального воспитания;
- толерантности: терпимость и доброжелательность к различиям мнений;
- стремления к самообразованию: способность систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области музыкального образования на основе изучения литературы по вопросам музыкознания и эстетического развития школьников, самоанализа музыкально-педагогической деятельности и саморазвития исполнительских умений и навыков [2].
Сравнивая вышеназванные специальные компетенции учителя музыки, формируемые у студентов в педагогических вузах России, с нормативными документами Министерства просвещения КНР, и в частности, «Программой руководства по учебным дисциплинам для подготовки бакалавров на факультетах музыки в высших образовательных заведениях Китая» [4], несложно заметить единство преобразований в модели подготовки современного учителя музыки в РФ и КНР.
Общим приоритетом современного музыкально-педагогического образования в России и в Китае сегодня является усиление воспитательной функции. Так, в Китае - музыкальное образование стремится к самоактуализации традиционной музыкальной культуры страны в противовес «европоцентризму». Педагоги-музыканты Китая в этой связи утверждают, что многие годы Китай развивался на западной музыке - песенном материале Японии, Европы и Америки, традициях музыкальной культуры Советского Союза. В противовес «европоцентризму» Фан Ван видит решением проблемы возрождения культурного наследия участие в музыкальном образовании носителей китайской культуры, освоение студентами «этномузыкологии», философских основ китайской музыки, эстетических воззрений китайских мыслителей, музыкального материала этнических меньшинств Китая. В этой связи в учебных планах подготовки учителя музыки в Китае предусмотрены региональные курсы «Уйгурская опера», «Пекинский барабан», «Сучжоуская песня с пи-пой», «Сучжоуская люцинь», «Янчжоуская опера» и др.
В России об усилении воспитательной функции образования свидетельствуют правительственные документы, определяющие сегодня особую значимость искусства в развитии подрастающего поколения - «Концепция художественного образования в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации», «Федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 годы)».
Установки данных правительственных документов - основа многих современных программ музыкального образования. Так, например, автор программы «Возрождение и развитие российской певческой хоровой культуры» (от 3 до 16 лет) - известный в России педагог-музыкант, основатель Детской хоровой студии «Пионерия» Г. А. Струве полагает:
- музыка, музыкальное образование - это один из основных путей возрождения национальной духовности;
- активное вокальное музицирование с ранних лет - кратчайший путь становления и развития сферы личности, поскольку оно несёт художественно-эстетическое начало и является фундаментальным механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность [3].
Аналогичные установки содержит целевая программа воспитания молодёжи «Поют дети Москвы». Данная программа известного педагога-музыканта России, руководителя Московской детской музыкально-хоровой школы «Радость» Т.А. Ждановой объединяет целый ряд творческих проектов и музыкальных фестивалей «Московские композиторы - детям», «Я на этой земле родился», «Значимые события российской истории».
Подготовка в педагогическом вузе России учителя музыки, способного реализовывать данные программы предполагает освоение в бакалавриате комплекса профессиональных дисциплин, и в частности, «Психологические
особенности развития одарённых детей», «Психология и педагогика художественного творчества», «Воспитание молодёжи в современной России» и многие другие.
Сравнивая современные модели музыкально-педагогического образования России и Китая, несложно также отметить усиление значимости практической подготовки студентов. Педагоги-музыканты Китая отмечают, что искусство музыки изначально направлено на практику, поэтому его изучение не может ограничиваться только освоением теории музыки и исполнительства [1]. В этой связи учебные планы подготовки педагога-музыканта в Китае включают ряд дисциплин: «Элементарная теория музыки и сольфеджио», «Анализ музыкальных произведений и полифония», «Вокал», «Фортепиано», «Обязательный китайский музыкальный инструмент» (в основном эрху, пипа, чжэн, яанцинь, цзуди и др.), «Обязательный зарубежный музыкальный инструмент» (скрипка, виолончель, флейта, кларнет, труба и др.), «История китайской музыки», «История зарубежной музыки», «Китайская народная музыка», «Зарубежная народная музыка», «Хор и хоровое дирижирование», «Педагогика и методика музыкального воспитания в общеобразовательной школе».
Аналогичен подход педагогов-музыкантов в России, что подтверждает наличие в учебных планах бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» не только дисциплин «Основы музыкально-теоретических знаний», «Сольфеджио», «Истории музыки», «Теории музыкального образования», «Истории музыкального образования», но и практикоориентирован-ных дисциплин - «Сольное музыкально-инструментальное исполнительство», «Сольное вокальное искусство», «Дирижирование», «Музыкально-педагогические практикумы» и многих других [4].
Практиориентированное образование в Китае и России предполагает также комплекс различных видов практики. В Китае учебная практика включает: практику общественной работы; педагогическую практику, исполнительскую, научно-исследовательскую. В России учебный план бакалавриата содержит учебную практику, педагогическую, просветительскую и научно-исследовательскую.
Инновационными тенденциями в современных образовательных моделях подготовки педагога-музыканта России и Китая являются дифференциация и возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Так, в Китае учебные планы подготовки педагога-музыканта предполагают наличие специальных дисциплин по выбору студента:
1. Практика композиции и аранжировки песен (массового жанра) и практика сочинения и аранжировки для камерно-инструментального состава.
2. Практика музицирования в инструментальном ансамбле, дирижирование, постановка танца.
3. Введение в искусство и музыкальная эстетика.
В Российских педагогических университетах на музыкальных факультетах (и в частности, на музыкальном факультете МШ У) студенту предлагаются следующие курсы по выбору: «Национальные образы мира в традиционной культуре», «Международное сотрудничество в сфере музыкальной культуры и образования», «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», «Здоровьевспомогательные технологии в современном музыкальном образовании» и др.
Таким образом, в России и в Китае сегодня пересмотрена образовательная парадигма. Не оспаривая значения профессиональных знаний, умений и навыков, педагоги-музыканты России и Китая акцентируют значимость практических способностей, исследовательских возможностей. В этой связи философия образования в России и Китае сегодня выявляет следующие принципы профессиональной подготовки учителя музыки: всесторонность творческого развития, личностно- и практикоориентированный подход, вариативность, непрерывность образования, инновационность мышления.
Список литературы:
1. Вань Яохуа, Вань Анго. Высшее музыкальное образование: Сборник статей. - Цаньша, 2004.
2. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. - М., Издат центр «Академия», 2012.
3. Тараканов Б., Федоров А., Шарипова Е. Георгий Струве. Судьба и музыка (научно-исследовательская работа). - Италия, Casa Malandrino Gruppo Editoriale s.p.a. Milano, 2012.
4. http://www.moe.edu.cn.
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЕДИНСТВА АЛГЕБРАИЧЕСКОГО И ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДОВ
© Таратынова Н.И.*
Саранский кооперативный институт Российского университета кооперации, г. Саранск
В статье показано формирование математических понятий у школьников в условиях интеграции алгебраического и геометрического методов. Выделены этапы формирования, перечислены их особенности, которые проиллюстрированы на конкретном примере.
Формирование математических понятий - одна из главных методических задач учителя математики. От правильного решения этой задачи зависят
* Ассистент кафедры Информационно-вычислительных систем.