Научная статья на тему 'Современный афганистан: возвращение исламских клерикалов'

Современный афганистан: возвращение исламских клерикалов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный афганистан: возвращение исламских клерикалов»

Виктор Коргун,

доктор исторических наук (ИВ РАН) СОВРЕМЕННЫЙ АФГАНИСТАН: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСЛАМСКИХ КЛЕРИКАЛОВ

В Афганистане ислам всегда составлял важнейшую часть общественной и духовной жизни народа, а духовное сословие было не менее важным элементом политической системы страны. В то же время всегда существовали разного рода ограничители его роли и места в бытовой сфере (кодекс чести Пуштунвали) и политике (конституция и иные законодательные акты). Поэтому введенные в свое время талибами жесткие, средневекового типа нормы и правила ислама, сопровождавшиеся беспрецедентными ограничениями, особенно в бытовой жизни афганцев, не выдержали испытание временем и уж явно не соответствовали задачам и духу нового государственного строительства после ликвидации их режима.

В принятой в 2004 г. конституции Афганистана исламу было отведено важное, но ограниченное место в системе ценностей и основ нового общества. С одной стороны, ислам вошел в название страны - Исламская Республика Афганистан, и это была наиболее крупная уступка ортодоксальным клерикалам и консервативным слоям афганского населения. Более того, статус и позиции ислама были четко обозначены в Основном законе: ислам был объявлен государственной религией (ст. 2), а согласно ст. 3, ни один закон не может быть принят, если он не соответствует положениям и основам ислама. Остальные ссылки на ислам в конституции относятся к прерогативам священнослужителей в области судопроизводства и просвещения, впрочем, тоже ограниченным. В целом же конституция 2004 г. по духу и букве - это основополагающий документ светского государства. Такой фактический статус государства подтверждается исключительно важным положением о том, что национальный суверенитет принадлежит народу, а не Богу, как значится в конституциях некоторых мусульманских стран.

Формально ислам и его служители отделены от политики. Так, религиозные структуры и представители духовенства не являются частью системы государственного управления. В частности, функции Министерства по делам ислама и хаджа являются скорее техническими - обеспечить паломничество афганских мусульман к святым местам в Мекку. А Совет улемов (мусульманских богословов) Афганистана представляет собой общественную

структуру, и его решения - следить за соответствием принимаемых законов и постановлений правительства положениям ислама -носят не более чем рекомендательный характер. Что касается места ислама в системе общественных организаций, то Закон о политических партиях, принятый в 2003 г., запрещает создание политических организаций на религиозной основе.

Тем не менее ортодоксальное мусульманское духовенство имеет немало возможностей влиять на общественные настроения и все годы после свержения режима талибов заявляло о своих претензиях выступать в роли духовных руководителей общества. Авангардом агрессивного клерикализма в Афганистане до последнего времени оставался Верховный суд, а также немногочисленная когорта старого поколения мусульманских богословов. У них есть мощная социальная база поддержки - миллионы все еще находящихся в плену проталибской идеологии правоверных мусульман. Процессы либерализации общества, инициированные США и другими западным партнерами правительства Кабула, коснулись лишь незначительной части населения столицы и некоторых других крупных городов. Основная же масса населения, в первую очередь сельского, продолжает жить старыми представлениями, базирующимися на исламе. Кроме того, жители значительной части провинций, где сильно влияние талибов, - Фарах, Гильменд, Кандагар, Урузган, Заболь, Газни, Хост, Кунар и др. вынуждены жить по законам, вновь введенным в последнее время на этих территориях экстремистами.

В последние годы по мере расширения масштабов вооруженной борьбы талибов против правительства X. Карзая и войск международной коалиции, а также роста влияния исламских экстремистов в стране мусульманские клерикалы все более настойчиво оказывают давление на власти в стремлении использовать ислам в качестве политического инструмента. Так, в начале января 2008 г. Совет улемов потребовал от президента возродить некоторые методы из судебной практики времен правления талибов, в частности возобновить публичные казни, которые, по мнению членов Совета, могут остановить вал преступности в стране. Они выступили также против демонстрации в Афганистане художественных фильмов иностранного производства, «противоречащих нормам ислама». Кроме того, на встрече с президентом X. Карзаем 4 января 2008 г. клерикалы потребовали прекратить «практику попустительства христианским миссионерским группам», которые, по их мнению, занимаются обращением мусульман в христианст-

во. «Совет встревожен деятельностью некоторых миссионерских и атеистических групп и считает такую деятельность противоречащей исламскому шариатскому закону, конституции и политической стабильности в стране», - говорится, в частности, в заявлении Совета улемов. На этой же встрече они потребовали закрыть некоторые частные телевизионные каналы на том основании, что там пропагандируют «аморальность и антиисламскую культуру».

Одновременно в стране продолжается «охота на ведьм» -широкомасштабное преследование прогрессивных журналистов. При этом клерикалы, спекулируя на религиозных настроениях верующих и искусно подогревая их, эффективно используют свои возможности по мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований. Еще не успела утихнуть шумная кампания по осуждению помощника Генерального прокурора журналиста Залмая Гауса за публикацию собственной версии перевода священной книги мусульман - Корана на язык дари, и в рамках этой кампании в стране по подстрекательству мулл прокатились демонстрации с требованием предать смертной казни автора перевода. К кампании осуждения привлекли даже научную общественность: в декабре 2007 г. в Кабуле была проведена конференция под явно провокационным названием - «Научное расследование причин заговоров по переделке Корана».

Собственно, Залмай не являлся автором перевода Корана: священная книга была переведена на язык дари еще 30 лет назад и издана в США без параллельного текста на арабском. В свое время, после победы моджахедов в 1992 г., он работал культурным атташе афганского посольства в Таджикистане, потом стал эмигрантом, переселившись в Голландию. После свержения талибов новые власти пригласили его вернуться на родину, где он возглавил Ассоциацию афганских журналистов и был назначен пресс-секретарем Генерального прокурора. Последний - Абдул Джаббар Сабет не скрывал своих проталибских взглядов. Он и сыграл решающую роль в аресте. З. Гаусу предъявили обвинение в распространении перевода Корана, содержащего немало «ошибок» и «неправильных толкований», и приговорили к 20 годам лишения свободы.

В начале 2008 г. открылся судебный процесс по делу Сайда Парвиза Камбахша, студента университета г. Мазари-Шарифа, репортера газеты «Джахане нау» («Новый мир»). Он был арестован еще 27 октября 2007 г. Его обвиняют в том, что он скопировал из Интернета и опубликовал статью одного иранского журналиста,

содержащую критику исламских фундаменталистов, чье толкование Корана оправдывает притеснение женщин. Афганскому студенту при этом было отказано в защите своих правовых интересов. Шамс ур-Рахман, председатель шариатского суда, рассматривавшего дело Камбахша, заявил, что основанием для обвинения стало «богохульство» репортера, выразившееся в «оскорблении ислама, Корана и пророка Мухаммада». В итоге 22 января 2008 г. Камбахш в закрытом суде был приговорен к смертной казни - наказанию за «богохульство», предусмотренному шариатом. Более того, около ста религиозных и племенных авторитетов восточной части зоны племен обратились к президенту с требованием не использовать право помилования осужденного.

После оглашения приговора суда консервативно настроенные студенты местного университета опубликовали «черный список» предполагаемых «еретиков». Один из друзей осужденного -студент Яхья Наджафизада, попавший в этот список, был вынужден бежать из страны, опасаясь расправы. Толпа мусульманских фанатиков дважды наведывалась к нему домой и высказывала угрозы в его адрес. Ему угрожали и по телефону, осуждая за то, что он «шпионит в пользу неверных»: Яхья работал репортером в натовской газете «Voice of Freedom». Спасаясь от преследований мусульманских фанатиков, он бежал в соседний Пакистан, а оттуда в Швецию. Даже его натовское начальство не могло обеспечить ему защиту.

Согласно конституции страны осужденный репортер мог бы обжаловать приговор в Верховном суде, однако, как правило, высшая судебная инстанция не вмешивается в дело, если приговор вынесен шариатским судом. Афганский сенат оставил обвинительный приговор в силе, несмотря на протесты ООН, правозащитных организаций и западных дипломатов. Более того, других местных журналистов предупредили о том, что они будут арестованы, если будут выступать в поддержку Камбахша. Пересмотреть решение суда мог только президент страны X. Карзай. С такого рода просьбой к нему обратились госсекретарь США Кондолиза Райс и секретарь по иностранным делам Великобритании Милли-бэнд, а генеральный секретарь НАТО Я. Схеффер заявил, что надеется на понимание «афганских друзей» в этом вопросе. В ответ президент X. Карзай обещал, что «справедливость восторжествует».

Тем временем за пределами Афганистана зародилась волна протестов против приговора. Английская газета «The Independent»

организовала кампанию в поддержку афганского журналиста, призывая читателей обращаться в Министерство иностранных дел Великобритании и требовать проведения жестких переговоров с правительством Афганистана. К концу апреля 2008 г. более ста тысяч человек подписали петицию в защиту афганского журналиста, требуя от Форин офис добиваться его освобождения. Под давлением мировой общественности власти были вынуждены перевести Камбахша в Кабул для нового процесса в открытом суде, о чем был вынужден заявить Генеральный прокурор. Судебный процесс затянулся, и лишь в октябре 2008 г. журналист был приговорен к 20 годам лишения свободы.

Для мирового сообщества случай с Камбахшем стал символом столкновения положений афганской конституции о свободе слова с исламскими законами, допускающими наказание в виде смертной казни за вероотступничество. Приведение приговора в исполнение еще больше могло бы укрепить дух консервативных клерикальных кругов, опасающихся, что традиционная афганская мораль может быть ослаблена импортируемыми западными ценностями. По существу, дело Камбахша загоняло президента X. Карзая в угол: глава государства оказался перед выбором: с одной стороны, продемонстрировать Западу, что он несет народу демократию и гражданские права, а с другой - показать афганцам, что поддерживает религиозных лидеров.

В марте 2008 г. у афганских клерикалов появилась очередная возможность напомнить о себе общественному мнению - не без их участия в стране поднялась новая волна выступлений «в защиту ислама». Поводом послужила перепечатка карикатур на пророка Мухаммада в ряде датских и голландских газет, а также намерение одного из депутатов парламента Нидерландов выпустить фильм, расцененный клерикалами как антиисламский. Скандал по поводу карикатур между тем принял международный характер. ООН была вынуждена призвать к мирному диалогу с возмущенными верующими для урегулирования конфликта.

В Афганистане происходили выступления против публикации карикатур. Так, 5 марта в г. Пуле-Алам, центре провинции Ло-гар, собрались около 300 человек с осуждением осквернения Пророка и требованием удалить датские и голландские войска из Афганистана. Они сожгли флаги Дании и Голландии и призвали президента X. Карзая также осудить антиисламские публикации в западных газетах и порвать дипломатические отношения с этими странами. Демонстранты разорвали в клочья портрет Папы Рим-

ского Бенедикта XVI. К протестующим присоединились жители окрестных деревень и местные старейшины. Вслед за этим с протестом выступили 17 представителей местных властей в провинции Нангархар, возглавив многочисленную демонстрацию. А днем ранее аналогичная акция протеста состоялась в г. Мазари-Шарифе.

Министерство по делам религии Афганистана назвало опубликованные карикатуры «атакой на ислам». 4 марта их перепечатку в западных газетах специальным постановлением осудил афганский парламент. А вслед за ним с ее осуждением выступил и афганский министр иностранных дел Рангин Дадфар Спанта. Повторную публикацию датскими газетами карикатуры на пророка Мухаммада, заявил он, «нельзя оправдать ссылками на свободу слова». В последующие дни акции протеста состоялись в провинциях Саманган и Герат. Наконец, 20 марта прошла крупная демонстрация протеста в Кабуле, в которой приняли участие около пяти тыс. человек. Среди них было 200 депутатов парламента, которые скандировали лозунг «Смерть врагам ислама!» Демонстранты сожгли датский и голландский флаги. А в начале апреля на улицы вышли около 70 женщин, протестуя против публикации карикатур. Почти все были одеты в чадру. Они потребовали также вывести из страны голландские и датские войска и закрыть посольства Голландии и Дании в Кабуле.

Возмущение по поводу карикатур проявилось и в других мусульманских странах - Египте, Судане, Кувейте, Ливане, Иране, Бангладеш, Пакистане, Индонезии и ряде других. А суданский президент Омар ар-Рашид призвал мусульманский мир бойкотировать Данию и Голландию. Свое слово сказал даже Усама бен Ладен, пригрозивший покарать Европу за карикатуры. Перепечатка карикатур в западной прессе и предстоящий показ «антиисламского» фильма «Фитна» («Испытание») вызвали болезненную реакцию и у талибов. В своем заявлении от 5 марта 2008 г. они назвали инцидент оскорблением Пророка и призвали своих сторонников расправиться с автором фильма Гиртом Уильдерсом, а также развернуть террористическую кампанию в Голландии с целью недопущения демонстрации фильма. Инцидент с карикатурами и фильмом дал новый импульс исламистской пропаганде, спекулирующей на религиозных чувствах афганцев. Талибы заявили, что западные войска воюют против ислама в Афганистане, поэтому мусульмане должны вести джихад против них. Экстремисты заявили об активизации нападений на голландский и датский

воинские контингента, численность которых составляет 1650 и 630 человек соответственно.

Серьезную обеспокоенность в связи с этими событиями проявило командование НАТО, которое опасалось возможных неприятностей по поводу показа датского видеофильма, содержащего критику Корана, и обратилось за поддержкой к афганскому правительству. Как полагал командующий силами НАТО в Европе генерал Джон Крэддок, мятежники могли вызвать у населения гнев против войск НАТО, в первую очередь против голландского воинского контингента, дислоцированного в провинции Урузган. «Они могут использовать это в целях мобилизации недовольных в свою пользу. Поэтому мы обратились к афганскому руководству с призывом не винить в этом солдат. Я полагаю, афганские руководители правильно понимают ситуацию», - подчеркнул генерал, выступая на брифинге в штаб-квартире войск НАТО в Кабуле. В этих условиях, не желая рисковать жизнью своих дипломатов, в апреле 2008 г. Дания и Голландия эвакуировали сотрудников своих посольств в Алжире и Афганистане, напомнив при этом, что сами посольства продолжают функционировать.

На волне ширящихся масштабов акций террористов-самоубийц, растущего наркотрафика и увеличивающейся поддержки талибов со стороны населения клерикалы во главе с Советом улемов нашли еще одну возможность «показать зубы» - в январе 2008 г. при поддержке министра информации и культуры Абдул Карима Хоррама, деятеля консервативных взглядов, они развернули кампанию против демонстрации на телевидении в Афганистане индийских «мыльных опер», которые, по мнению консервативных мулл, «распространяют аморальность и антиисламскую культуру». Министр выступил с обличением «чуждой культуры», после того как группа богословов встретилась в январе с X. Карзаем, потребовав запретить подобного рода телевизионные программы. Запрет коснулся пяти индийских «мыльных опер», демонстрировавшихся на ТВ.

Решение министерства мгновенно вызвало одобрение клерикалов. Их позицию по этому вопросу озвучил член Совета улемов, имам крупнейшей кабульской мечети «Пул-е хешти» Саид Иная-тулла Балег: «Улемы довольны решением министерства, хотя они осознают, что этот шаг недостаточен. Совет улемов использует все права, чтобы любой ценой преградить путь к нарушению морали. Мы предотвратим любые проявления порока и не побоимся это сделать, даже если это приведет к тому, что на нас навесят ярлык

талибов или "Аль-Каиды" или чего-нибудь еще. Мы защитим каждого, кто защищает ислам. Афганистан - мусульманская страна и должна жить по законам ислама».

В последние три года в Афганистане появились частные телестанции (всего 17, из них 11 в Кабуле), предлагающие зрителям смесь из горячих новостей, многие из которых носят критический характер, и легких развлекательных программ, что вызывает ярость клерикалов, которые заметно активизировались, требуя запретить показ в эфире выступлений афганских рэпперов и популярных звезд и наказывать тех людей, которые смотрят эти программы в то время, когда они должны идти молиться в мечеть. Недовольство клерикалов временами выливается в криминальные действия: 27 марта «защитники ислама» подожгли одну из радиостанций в Пагмане, пригороде Кабула, - Радио «Зафар» («Победа»). Директор станции сказал, что их подожгли за то, что станция «аморальная» и «антиисламская».

В начале апреля правительство обязало все телестанции с 15 апреля прекратить показ индийских «мыльных опер». Наконец, последовала и реакция президента X. Карзая, который под давлением клерикалов был вынужден заявить: «Как и во всем мире, мы хотим, чтобы наше телевидение соответствовало нашей культуре. Телевизионные программы, которые противоречат жизненным нормам афганцев и которые отвергаются ими, должны быть запрещены). А в октябре 2008 г. правоверный министр культуры усмотрел нарушение исламских норм в финальной части программы «Афганская звезда»: он пришел в ужас, когда одна из финалисток конкурса - Ситара пела и танцевала с непокрытой головой. Это шоу было оценено Советом улемов как «аморальное и неисламское», и в марте 2008 г. парламент запретил исполнение танцев на телевидении. Опасаясь, что лучшие хиты самого популярного телеканала «Толу» могут быть запрещены, дирекция канала решила увеличить объем вещания с исламским содержанием. Кроме передач, помогающих людям стать грамотными, чтобы читать Коран, у них появилась идея провести конкурс на лучшее чтение отрывков из «священной книги» под броским названием «Звезда Корана» с целью дать образование зрителям с помощью хорошей декламации. Идея получила поддержку министра культуры, который назвал серию передач образцовой. Эта программа была специально создана, чтобы ублажить улемов.

Между тем попытка фактически ввести цензуру на телевидении была осуждена бывшим министром иностранных дел д-ром

Абдуллой, назвавшим ее стремлением возродить процесс талиба-низации Афганистана. С осуждением позиции Министерства информации и культуры выступил также президент Союза журналистов Афганистана, бывший замминистра информации и культуры Абдул Хамид Мооарез, считая решение на этот счет незаконным, поскольку оно не было одобрено парламентом. В этих условиях руководство телекомпании «Толу» заявило, что будет продолжать демонстрировать индийское «мыло», несмотря на запрет. Надо заметить, что индийские «мыльные оперы» чрезвычайно популярны в стране, даже в далекой провинции Гильменд, где люди тратят последние остатки дорогого горючего в генераторах ради того, чтобы посмотреть очередное индийское «мыло». Поэтому столь высок рейтинг коммерческого канала «Толу», который ежедневно показывает индийские фильмы, которые идут в прайм-тайм и собирают зрительскую аудиторию в 10-11 млн. человек.

Гонения против современных телевизионных программ, которые устраивают консервативные богословы, вызывают озабоченность правозащитных кругов. Так, Джин Макензи, директор кабульского филиала Института войны и мира, британской неправительственной организации, считает, что давление, оказываемое Советом улемов, серьезно подрывает и без того невысокий авторитет правительства X. Карзая. Борьба за введение цензуры на телевидении и радио чревата откатом к временам правления талибов, когда были запрещены развлечения и жители Кабула рисковали попасть в тюрьму, если они тайно смотрели контрабандные видеодиски у себя дома. И это недавно подтвердили сами талибы: в провинции Логар к югу от Кабула они запретили местным жителям смотреть телевизор под предлогом того, что телепрограммы носят «антиисламский» характер. Этот запрет был очередным из аналогичных запретов, введенных талибами на контролируемой ими территории. По сообщению высокопоставленного чиновника из Министерства культуры Наджиба Манелая, группа вооруженных людей в масках ворвалась в местную мечеть и угрожала наказанием тем, кто будет смотреть телевизор.

Запрет на показ «мыльных опер» последовал после весьма небольшого числа жалоб со стороны телезрителей. Подлинным мотивом решения властей, считает владелец телеканала «Толу» Саад Мохсени, служат материалы расследований, которые ведут репортеры, имеющие мужество рассказывать о полицейских-педофилах, министрах, связанных с наркотрафиком, губернаторах провинций, замешанных в похищении людей и вымогательстве,

лицах, близких к президенту страны, наживших сомнительным путем крупные состояния.

Впрочем, за всей этой кампанией вокруг телевизионных программ стояли и иные обстоятельства. В последние годы многие политические организации в стране обзавелись своими СМИ, и накануне президентских выборов 2009 г. завязалась острая борьба за голоса избирателей, в которой контроль над СМИ играл исключительно важную роль. Ряд обозревателей уверены, что основные аргументы клерикалов в поддержку решения о запрете некоторых телепрограмм, базирующиеся на требованиях телезрителей, неправомерны, так как не желающие смотреть их могут переключить канал и смотреть другие программы. Однако мнение телезрителей по этому поводу неоднозначно: некоторые считают, что подобные передачи действительно подрывают афганские традиции и даже веру. Другие заявляют: в этой стране происходят тысячи грабежей, убийств и других антиисламских акций, однако Совет улемов, парламент и правительство никогда не обращают внимания на такие вещи, так как сами замешаны в подобного рода преступлениях, а пытаются запретить несколько индийских сериалов, которые пропагандируют любовь, дружбу и честность в отношениях между людьми.

Тем временем в апреле 2008 г. религиозные консерваторы продолжили давление на власти. Их сторонники в парламенте, члены Комитета по антисоциальному поведению, подготовили законопроект, содержащий запреты на элементы бытовой жизни афганцев, которые во многом напоминают введенные в свое время талибами. В частности, согласно проекту, женщинам запрещают использовать косметику в публичных местах, предписывают появляться вне дома в хиджабе (женская одежда, закрывающая все тело, кроме лица и кистей рук). Мужчинам запрещают носить сугубо женские, по мнению авторов документа, украшения - браслеты, колье, повязки на голове и т. д. Кроме того, юношам и девушкам запрещается танцевать вместе. Запрещаются собачьи и петушиные бои, разведение голубей. На свадебных церемониях женщины и мужчины должны сидеть в разных помещениях, при этом не разрешается громкая музыка. За нарушение запрета - штраф от 500 до 5000 афгани (от 10 до 100 долларов).

В условиях ухудшающейся обстановки в стране вследствие расширения масштабов боевых действий и роста влияния талибов ортодоксальный ислам все настойчивее вторгается в политику, посягая на прерогативы правительства. Так, в начале августа

2008 г. Союз улемов афганских беженцев обратился к командованию американских войск в Афганистане с требованием признать свое поражение, вывести войска и компенсировать Афганистану материальные и людские потери, понесенные в результате американских бомбардировок. В заявлении богословов, опубликованном в прессе, подчеркивается, что обязанностью всех мусульман является джихад, участвуя в котором они могут освободить афганцев от «ужасов и жестокости американских оккупантов и их союзников».

В дальнейшем роль и влияние ислама и его проповедников будут зависеть как от соотношения противоборствующих сил -талибов и поддерживаемого Западом режима X. Карзая, так и от борьбы внутри высших органов власти между технократами-реформаторами и происламскими консерваторами. В этих условиях говорить о продвижении демократии западного типа в традиционном афганском обществе как минимум преждевременно.

«Исламский фактор в истории и современности»,

М., 2011 г., с. 325-334.

Александр Лукоянов, кандидат исторических наук (ИВ РАН) БАЛАНС ДВУХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОПРЕДЕЛИТ БУДУЩЕЕ ИРАНА

События в арабском мире зимой и весной 2011 г. заставили вновь обратить внимание на происходящее в Исламской Республике Иран (ИРИ). Западные комментаторы не скрывают надежды на то, что ближневосточные перемены распространятся и на ИРИ, а смена там политического режима наконец-то позволит США и их союзникам на приемлемых для них условиях урегулировать многолетний кризис в отношениях с одной из наиболее влиятельных и важных стран региона. Беспорядки, которые произошли в ряде иранских городов на волне энтузиазма по поводу «арабской весны», а также серия скандалов, связанных с острой борьбой внутри иранской элиты, создают впечатление, что страна действительно стоит на пороге неожиданных изменений. Это правда и неправда одновременно.

Иранская политическая элита всегда придерживалась принципов организации общества и государства, позволяющих высказывать взгляды, отличные от позиции властей, в том числе те, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.