Научная статья на тему 'Современные защитно-охранные технологии и средства почтовой связи'

Современные защитно-охранные технологии и средства почтовой связи Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1057
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧТОВОЕ ОТПРАВЛЕНИЕ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / СОХРАННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Барсук И. В., Петраков А. В.

Приведены причины, по которым почтовая связь становится объектом посягательств со стороны криминальных элементов, и основные угрозы. Перечислены функции Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Почта России", в компетенцию которой входит противодействие этим угрозам. Представлен спектр исследований по защитно охранной тематике, проводимых на кафедре Защиты информации и техники почтовой связи (ЗИТПС) Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ), который включает: изучение международного и отечественного опыта по различным аспектам обеспечения защиты информации и сохранности почтовых отправлений и переводов, безопасности при обработке и перевозке почты, документов, составляющих нормативно правовую базу по этим вопросам; разработку инновационных конструктивных и технологических решений технических средств и способов их использования в целях сохранения информации на бумажных носителях при длительном хранении документов, повышения уровня сохранности при обработке, транспортировке и хранении почтовых отправлений в контейнерах, контроля качества обработки простой письменной корреспонденции с автоматическим выделением писем, в которых могут содержаться вложения, запрещенные к пересылке; построение математических моделей функционирования сетей почтовой связи и расчет с помощью этих моделей показателей, характеризующих способность сетей противостоять вредным воздействиям (живучесть, выбор резервных маршрутов). Оцениваются перспективы внедрения предлагаемых защитно охранных технологий и средств почтовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные защитно-охранные технологии и средства почтовой связи»

Современные защитно-охранные технологии И средства почтовой связи

Ключевые слова:

Почтовое отправление, защита информации, сохранность, безо-пасность, инновационные

технологии.

Привещены причины, по которым почтовая связь становится объектом посягательств со стороны криминальных элементов, и основные угрозы. Перечислены функции Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Почта России", в компетенцию которой входит противодействие этим угрозам. Представлен спектр исследований по защитно-охранной тематике, проводимых на кафедре Защиты информации и техники почтовой связи (ЗИТПС) Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ), который включает: изучение международного и отечественного опыта по различным аспектам обеспечения защиты информации и сохранности почтовых отправлений и переводов, безопасности при обработке и перевозке почты, документов, составляющих нормативно-правовую базу по этим вопросам; разработку инновационных конструктивных и технологических решений технических средств и способов их использования в целях сохранения информации на бумажных носителях при длительном хранении документов, повышения уровня сохранности при обработке, транспортировке и хранении почтовых отправлений в контейнерах, контроля качества обработки простой письменной корреспонденции с автоматическим выделением писем, в которых могут содержаться вложения, запрещенные к пересылке; построение математических моделей функционирования сетей почтовой связи и расчет с помощью этих моделей показателей, характеризующих способность сетей противостоять вредным воздействиям (живучесть, выбор резервных маршрутов). Оцениваются перспективы внедрения предлагаемых защитно-охранных технологий и средств почтовой связи.

Барсук И.В.,

зам. директора по научной части — руководитель

научно-исследовательского отдела ФГУП НИ-ИПС,

дрцент кафедры ЗИТПС МТУСИ

Петраков А.В.,

главный научный сотрудник РОСНОУ

Во всем мире почта является крупнейшим национальным логистическим оператором и считается одной из самых богатых компаний. В настоящее время отрасль динамично развивается, на сети внедряются новые услуги и технологии. Представляя собой крупный сектор бизнеса и имея потенциальную возможность использования почтового канала для скрытной и безнаказанной перевозки в почтовых отправлениях взрывчатых и радиоактивных веществ, наркотиков, добыггых преступным путем денег, порнографической продукции и других опасных и запрещенных к пересылке предметов, почтовая связь на рубеже ХХ-ХХ1 в. становится объектом постоянно растущего посягательства со стороны криминальных элементов. Наиболее распространенным видом преступлений, совершаемых на почте, являются хищения почтовых отправлений, вложений в почтовые отправления, пересылаемых денежных средств, подделка знаков почтовой оплаты и мошенничество со счетчиками франкировальных машин. Участились разбойные нападения на автотранспорт, почтальонов, ограбления отделений почтовой связи. Совершаются преступления, направленные против электронной торговли, например, хищения идентификационной информации, атаки на сайты аукционных домов и другие виды мошенничества в сети Интернет, объектами поражения могут служить программное обеспечение, аппаратно-программные средства, элементы радиоэлектроники в телекоммуникационных системах почтовой связи.

Для противодействия растущим угрозам по инициативе Министерства связи в 1993 г. в России была создана Служба почтовой безопасности, имеющая в своем составе лабораторию технических исследований, оснащенную специальным оборудованием для об-

наружения утрат и хищений почтовых отправлений и выявления в них опасных предметов. В созданном в 2002 г. ФГУП "Почта России" (далее по тексту — Предприятие) вопросы обеспечения почтовой безопасности находятся в компетенции Дирекции почтовой безопасности, в функции которой входят [19]:

— осуществление организационной, аналитической и методической работы в сфере деятельности структурных подразделений (специалистов) почтовой безопасности (далее по тексту — СППБ) филиалов Предприятия;

— планирование и реализация мер по защите корпоративных интересов Предприятия, персонала и охране объектов почтовой связи;

— контроль сохранности и безопасности всех видов международных и внутренних почтовых отправлений в местах их обработки и на участках доставки;

— внедрение методов безопасности объектов почтовой связи, работников Предприятия, сохранности денежных средств и материальных ценностей;

— организация работы по защите почтовых доходов путем реализации мер, направленных на предотвращение прямого и косвенного финансового и материального ущерба, в том числе - и в форме упущенной выгоды;

— обеспечение защиты информационных носителей, служебных и конфиденциальных сведений о деятельности Предприятия;

— организация и координирование работы в структурных подразделениях Предприятия по предотвращению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

— организация взаимодействия с правоохранительными органами по предотвращению и пресечению хищений и других злоупотреблений в структурных подразделениях Предприятия;

— укрепление законности и дисциплины в деятельности Дирекции и СППБ филиалов Предприятия.

В инициативном порядке исследования по защитно-охранной тематике в почтовой связи проводятся на кафедре Защиты информации и техники почтовой связи (ЗИТПС) МТУСИ. Анализируется

международный и отечественный опыт по различным аспектам обеспечения защиты информации и сохранности почтовых отправлений и переводов; по безопасности при обработке и перевозке почты; обобщается законодательный и литературный материал, включающий документы Всемирного почтового союза, федеральные законы, правила, инструкции, составляющие нормативно-правовую базу по этим вопросам.

Для применения в комплексе мероприятий по почтовой безопасности авторами рекомендуются некоторые известные системы и устройства по охране и защите объектов, управлению доступом, инспекционному досмотровому контролю почтовых отправлений и транспорта, мониторингу транспортных средств, охране и защите личности [1-3]. Предложен ряд конструктивных решений технических средств и способов их использования в целях сохранения информации на бумажных носителях при длительном хранении документов [4], повышения уровня сохранности при транспортировке и хранении почтовых отправлений в контейнерах [5-9], а также косвенно способствующих уменьшению вероятности порчи находящихся в контейнере почтовых отправлений и травмирования персонала за счет повышения устойчивости контейнера при движении [10, 11] и применения специального устройства для штабелирования колесных контейнеров [12], снижению уровня утрат посылок и хищений вложений из них при использовании роботизированного комплекса загрузки посылок в контейнеры [13] за счет сокращения времени загрузки и численности работников, участвующих в процессе загрузки.

В [14] описывается рекомендуемый способ автоматизированного контроля качества пересылки простой письменной корреспонденции между объектами почтовой связи с использованием считываемых реквизитов штемпеля, позволяющий не только в реальном масштабе времени контролировать сроки прохождения корреспонденции, но и автоматически выделять письма, в которых могут содержаться вложения, запрещенные к пересылке, посланные из мест с заранее известными адресами, откуда может исходить потенциальная угроза. Здесь же рассмотрены перспективы использования в почтовой связи технологии радиочастотной идентификации (РЧИД). Показано, что благодаря высокой степени безопасности (при изготовлении радиометке присваивается уникальное неизменяемое число - идентификатор, что гарантирует высокую степень защиты меток от подделки; метки позволяют использовать различные системы шифрования для засекречивания данных; как и любые цифровые устройства, обладают возможностью закрыть паролем операции записи и считывания данных, а также одновременно хранить открытые и закрытые данные; имеют возможность скрытного размещения внутри почтового отправления), повышенной надежности и долговечности, ряду других преимуществ технология РЧИД, несмотря на сравнительно высокую стоимость, постепенно вытесняет технологии идентификации, основанные на штрихкодировании и магнитных картах в современных системах регистрации и учета объектов.

Большое внимание в исследованиях кафедры ЗИТПС уделяется построению математических моделей функционирования сетей почтовой связи и определению с помощью этих моделей показателей, характеризующих безопасность сетей. В частности, в [14] описывается электронная модель, позволяющая не только определять оптимальные маршруты перевозки почты между пунктами магистральной сети, решать некоторые другие оптимизационные задачи почтовой логистики, но и выбрать резервные маршруты при невоз-

можности использования части узлов и маршрутов, что является актуальным для поддержания живучести сети в случае возникновения чрезвычайной ситуации; там же описывается универсальный эвристический алгоритм оптимизации построения кольцевых маршрутов и схем перевозки, который может использоваться в фельдъегерско-почтовой связи для организации связи в войсках и в наступлении.

В [15] излагается многополюсный подход к оценке живучести динамических сетей сообщений при возмущениях, приводящих к распаду сети на несвязанные части, каждая из которых, тем не менее, продолжает действовать, если размер ее равен двум узлам или более. Рассматривается реакция развивающихся сетей сообщений на вредные воздействия. Оценивается способность сетей противостоять вредным воздействиям с помощью показателей живучести. Разработаны приемы дискретного отражения характеристик потоков сообщений и живучести сетей, установлена их взаимосвязь, дано представление их показателей арифметическими рядами. Приводятся детерминированные и вероятностные модели распада и живучести развивающихся сетей. Показаны пути повышения живучести сетей.

С точки зрения перспектив внедрения предлагаемых инноваций, на наш взгляд, наибольшие шансы на внедрение в ближайшей перспективе имеют технологии, требующие вложения, главным образом, интеллектуального труда и наименьших затрат на разработку Это модели, базирующиеся на оптимизации магистральных и внутрирегиональных маршрутов движения транспортных средств и решении комплекса связанных с этим задач. Такие модели легко адаптируются к условиям каждой страны. Электронная модель перевозки почтовых отправлений по магистральной сети при необходимости может быть доработана для составления планов направления и решения сопутствующих задач при пересылке исходящей международной почты.

В более отдаленной перспективе могут получить развитие информационные технологии, связанные с автоматизированным контролем качества перевозки простой письменной корреспонденции; с использованием РЧИД в почтовой связи; с организацией системы радиотелефонной связи для контроля за автомобильными перевозками на магистральных и внутрирегиональных маршрутах. Наиболее интересной из них представляется Спутниковая навигационная система, которая решает задачи повышения уровня безопасности почтового транспорта и грузов, в т.ч. контроль за действиями водителя, экспедиторов (контроль за расходом топлива, контроль за несанкционированной перевозкой грузов и пассажиров, контроль соблюдения маршрута и графика движения), розыск транспортного средства (ТС), оперативное реагирование при нештатных ситуациях (поломка ТС на маршруте, попытка угона и пр.). Эти технологии либо уже имеют положительный опыт использования в ряде стран, либо требуют сравнительно небольших сроков разработки и большую вероятность внедрения после завершения НИР.

Стоимость проведения работ складывается, в основном, из вложений в интеллектуальный труд и затрат на разработку и приобретение необходимых элементов для создаваемых систем управления. Примером такой технологии может служить система распределенного мониторинга контейнеров для перевозки и временного хранения особо ценных почтовых грузов [5-9]. Основным элементом этой системы является устройство для регистрации и контроля состояния параметров контейнера по пути его следования, блок-схема которого изображена на рис. 1 [9].

Рис. 1. Блок-схема устройства для регистрации и контроля состояния параметров контейнера на маршруте

Устройство содержит блоки со следующими функциями:

— преобразование параметров окружающей среды и состояния элементов конструкции контейнера в электрические сигналы (Д);

— программное задание параметров (ЗП);

— сравнение заданных и текущих параметров состояния контейнера и принятие решения (РУ);

— управление (У);

— определение положения с помощью систем GPS/ГЛОНАСС (ОП);

— передача информации по системам подвижной связи GSM,CDMA и/ или сетям беспроводного доступа в Интернет Wi-Fi / WiMAX (Р).

Исполнительными устройствами являются считывающее устройство типа iButton, электромагнитная защелка ЭЗ и кнопка открывания двери контейнера, входящие в состав электронного замка на запорном устройстве контейнера.

Устройство также содержит (на рисунке не показаны) индикаторы "Охрана" красного цвета и "Доступен" зеленого цвета, блок питания, интерфейсные разъемы для ввода программ в устройство, кабельные соединения с исполнительными устройствами и датчиками, установленными на контейнере [5, 6, 8].

В блоке позиционирования ОП на основании сигналов глобальной системы позиционирования определяются координаты и параметры движения контейнера, которые поступают в решающее устройство РУ Заданные значения параметров текущего состояния контейнера формируются в блоке ПЗ по предварительно заложенной программе или по командам диспетчерского центра, поступающим в блок Р

После сравнения заданного и текущего состояния контейнера соответствующее решение принимается в блоке РУ В случае решения о несанкционированном вскрытии контейнера подается звуковой сигнал тревоги и/ или информация об этом передается по сети связи в диспетчерский центр для принятия лицом, принимающим решения (ЛПР), решения о принятии мер по возврату груза.

При наступлении запрограммированного события доступности контейнера для операций с грузом свечение индикаторов меняется с "Охрана" на "Доступен" для информирования производственного персонала и предупреждения ложных сигналов тревоги. Сообщения о координатах и других параметрах контейнера при необходимости передаются в диспетчерский пункт в виде SMS или в режиме передачи данных по каналам GPRS сотовых и/или спутниковых систем связи и/ или по сети беспроводного доступа Wi-Fi / WiMAX.

Идентификация контейнеров в сети радиосвязи производится по БМ-карте.

Внедрение системы снизит вероятность краж почтовых отправлений из контейнеров и самих контейнеров, в результате чего у национального оператора почтовой связи — ФГУП "Почта России" — появится возможность расширения спектра оказываемых услуг за счет пересылки особо ценных грузов и тем самым — увеличения доходности.

Создание такой системы первоначально в РФ, а затем на территории других государств-членов Регионального содружества в области связи (РСС) позволит расширить зону предоставления населению и бизнес-сектору высокотехнологичной современной услуги по отслеживанию прохождения почтовых грузов и может стать одним из совместных мероприятий по обеспечению живучести и стабильности функционирования межгосударственных почтовых связей и перевозки почты, в том числе и в чрезвычайных ситуациях.

Что касается оборудования и технологий, связанных с автоматизацией загрузки посылок в контейнеры и выгрузки их из контейнеров, то они требуют больших вложений в разработку и производство новых средств механизации и автоматизации с необязательно 100-процентной гарантией успеха. А так как в настоящее время в России разработок достаточно сложных технических средств механизации и автоматизации обработки материального потока не проводится, то, скорее всего, это оборудование и технологии придут к нам в отдаленной перспективе из стран дальнего зарубежья.

Тенденции развития защитно-охранных технологий и технических средств, включая результаты исследований сотрудников кафедры ЗИТПС, учитываются авторами при совершенствовании лекционного курса дисциплины "Основы защиты информации в почтовой связи" для специальностей 220301, 230201, 230102, 080502 [16-18].

Литература

1. Пенраков А.В., Дорошенко П.С, Савлуков Н.В. Охрана и защита современного предприятия. — М.: Энергоатомиздат, 1999. — 568 с.

2. Барсук И.В., Гиль Г.К, Савицкий А.Ю. Организация диспетчерской связи почтовых перевозок // Организация, управление и услуги почтовой связи. Сб. информ.-аналитических материалов. — С.-Пб.: МАИ, 1998. — Вып. 2. С. 31-54.

3. Барсук И.В. Современные проблемы экологической безопасности в почтовой связи // Т-Сотт — Телекоммуникации и транспорт, 2010. — №10. — С. 85-87.

4. Барсук И.В., Денисов В.М., Иваницкий А.В. Новое средство оргтехники для работников почтовой связи и бухгалтерии // Информационный бюллетень НИИПС, 1995. — №7. — С. 25-27.

5. Барсук И.В. Способ регистрации состояния параметров контейнера по пути его следования и устройство для его осуществления. Патент РФ № 2325621 // Бюллетень изобретений, 2008. — №15.

6. Барсук И.В., Денисов ВМ, Попова Е.С. Способ генерации и приема сообщений о несанкционированном доступе к содержимому контейнера и устройство для его осуществления. Патент РФ № 2344484 // Бюллетень изобретений, 2009. — №2.

7. Барсук И.В., Савицкий А.Ю. Способ распределенного мониторинга контейнеров и система для его осуществления. Патент РФ № 2329470 // Бюллетень изобретений, 2008. №20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.