БАРСУК1 Игорь Вадимович, кандидат технических наук, доцент " ^ПЕТРАКОВ2 Алексей Васильевич, доктор технических наук
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОХРАННОЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПОЧТОВОЙ ЛОГИСТИКЕ
Перечислены, основные угрозы, в звеньях логистической цепи прохождения почтовых отправлений от. отправителя, до адресата. Проанализирован комплекс осуществляемых уже и перспективных информационных охранно-защитных мероприятий по контролю сохранности при приеме, обработке, транспортировании и доставке почтовых отправлений. Область применения, рассмотренных технологий: почтовая, связь общего пользования, экспресс-доставка, спецсвязь, фельдъегерско-почтовая связь.
Ключевые слова: почтовые отправления, логистика, угрозы, сохранность, информационные технологии.
There are listed, the main threats to the logistics chain links of the mail passage from, the sender to the recipient. The complex of performed, already and perspective information security and protective measures to control safety at the reception, processing, transportation and. delivery of postal items is analyzed. Range of the considered, technologies application: the public postal service, express delivery, special communication, courier postal service.
Keywords: postal, logistics, risk, safety, information-technologies.
Логистика изучает и организует процессы эффективного управления движением материальных и информационных потоков в целях удовлетворения требований потребителя продукции и услуг. Под материальными потоками в почтовой связи понимается перемещение (прием, пересылка и доставка) почтовых отправлений (письменной корреспонденции, посылок, прямых почтовых контейнеров) от отправителя до адресата. Информационные потоки, как правило, сопровождающие материальные, являются средствами управления и регистрации материальных потоков и передаются по информационным каналам связи [1]. Одной из важнейших задач почтовой логистики является обеспечение
сохранности почтовых отправлений при их обработке в объектах почтовой связи и перевозке транспортными средствами.
Основные угрозы почтовым технологиям, противодействие которым осуществляется, в том числе, посредством информационных охранно-защитных мероприятий, заключаются в следующем: хищения почтовых отправлений; нарушение сроков прохождения и доставки почтовых отправлений; мошенничество при операциях, выполняемых на франкировальных машинах; разбойные нападения на автотранспорт; киберпреступность и другие электронные правонарушения; нарушение функционирования сети в чрезвычайных ситуациях.
1 — зам. директора по научной части ФГУП НИИПС;
2 — профессор МТУСИ.
Для контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений на базе использования штрихкодовой идентификации разработана и с января 2000 г. на территории России функционирует Общероссийская система учета и контроля прохождения регистрируемых почтовых отправлений (ОАСУ-РПО), центром которой является Главный вычислительный центр (ГВЦ), расположенный в Главном центре магистральных перевозок почты (ГЦМПП) ФГУП «Почта России». Функционирование системы осуществляется по следующей схеме [2].
Л Регистрация РПО на входе в почтовую сеть. При оформлении приема почтовых отправлений необходимо обеспечить ведение единой нумерации
01_2012_SPT.mdd 39
посылок, бандеролей с объявленной ценностью, писем с объявленной ценностью и ее синхронизацию со штрих-кодовыми идентификаторами (ШКИ). Объект почтовой связи места приема передает полную — как адресную, так и финансовую информацию о РПО в ГВЦ. Информация об индексе места приема, номере, дате и виде РПО или ШКИ, присвоенном РПО в месте приема, обеспечивает уникальность учета почтового оправления.
Регистрация РПО в базе данных ГВЦ. ГВЦ помещает информацию о РПО в базу данных и представляет ее объектам почтовой связи по маршруту следования РПО до объекта почтовой связи адресата. Начиная с этого момента, информационный поток должен опережать материальный.
Регистрация прохождения РПО по почтовой сети. Информацию о прохождении и приписке РПО транзитные и сортировочные объекты почтовой связи сообщают в ГВЦ.
^4 Регистрация выхода РПО из почтовой сети. Объект почтовой связи адресата сообщает в ГВЦ идентификационную информацию о полученном РПО, выдаче его адресату или возврате в место подачи нерозданных РПО.
Контроль прохождения РПО. Взаимный контроль объектов почтовой связи друг за другом проводится путем сверки реальных характеристик почтового отправления по маршруту его следования с информацией, отправленной в ГВЦ объектом, принявшим почтовое отправление. Информация о выявленных расхождениях оперативно направляется в ГВЦ.
Е Обработка информации. ГВЦ хранит информацию о фактах и хронологии прохождения РПО. Имея информацию с мест приема, прохождения, сортировки и выдачи РПО, ГВЦ может использовать ее для решения задач управления, контроля и последующего анализа, в том числе планирования и управления потоками почтовых отправлений, оптимизации маршрутов движения. ГВЦ по электронным каналам связи предоставляет информацию пользователям о прохождении по почтовой сети и выдаче РПО. Достаточно набрать номер РПО в Интернете и узнать, когда оно было отправлено и вручено. Внедрение ОАСУ — РПО является наиболее эффективным спосо-
бом контроля за сохранностью РПО и сроками их доставки.
Наиболее совершенной технологией, используемой для контроля прохождения и доставки нерегистрируемых почтовых отправлений, является разработанная фирмой Siemens Е1ек1гоСот (Берлин) «Система контроля качества» (QTS), позволяющая точно обнаруживать «узкие» места в цепочке прохождения почтового отправления от отправителя до адресата [3]. Основным элементом Системы является электронное «Письмо контроля качества» ^ТЬ), представляющее собой миниатюрный компьютер на 128 Кб памяти. Масса (30 г) и габариты (213x105x5 мм) этого тестового письма позволяют размещать его в стандартных конвертах, а также пакетах, бандеролях, посылках. QTL функционирует при температурах от —30 до +65 °С. Источником питания служат две батарейки 3В, обеспечивающие запас энергии на три месяца. QTL оборудовано пьезоэлектрическим датчиком ускорения, который измеряет механические колебания в процессе транспортировки и обработки почтового отправления. Измеренные данные квантуются на элементарные единицы вибрации согласно запатентованному математическому алгоритму. Каждый цикл измерений составляет 30 с. За это время QTL фиксирует и сохраняет огромное количество данных, необходимых для распознавания определенных характеристик движения, и сжимает их до четырех главных компонент. Чтобы защитить миникомпьютер от механических повреждений во время обработки тестового письма на письмообрабатывающих машинах с производительностью около 40 тысяч писем в час, электроника помещена в гибкий пластик, позволяющий письму сгибаться до угла в 90°. Допустимое число запусков QTL составляет не менее 1000 при незначительном количестве отказов. В целях защиты производственного персонала и пользователей от пересылки в письмах взрывных устройств автоматические письмообрабатывающие машины оборудуются устройствами для выделения и сбора писем с металлическими вложениями. Поэтому в QTL из медной фольги закодирована определенная «подпись», распознаваемая датчиком обнаружения металла и по-
зволяющая тестовому письму пройти через машину.
Технология обработки тестовых писем проста. Специально обученный персонал отвечает за отправку, получение и оценку QTL. Перед запуском запланированного теста в QTL посредством адаптера чтения/записи, подсоединенного к ЭВМ с помощью последовательного интерфейса, вводится конкретная информация и точное время начала измерений. При получении тестового письма исследователь качества отключает QTL и производит оценку содержащейся в нем информации. С полученного QTL информация о прохождении тестового письма по заданному участку сети почтовой связи посредством адаптера чтения/записи вводится в ЭВМ. На платформе Windows фирмой разработано программное обеспечение обработки данных (QTS), включающее «систему оценки качества» (QES) и «систему автоматической идентификации и статистики качества» ^К). Система распознает различные фазы продвижения тестового письма: сбор, транспортировку в грузовике, почтовом вагоне или самолете (турбовинтовом или реактивном), машинную обработку, ожидание в почтовом ящике, объекте почтовой связи, доставку (на транспортном средстве или пешком) и имеет удобный для пользователя интерфейс, включая графические диалоговые окна, многофункциональный режим, передачу данных и другие достоинства.
Для оценки качества пересылки и доставки почтовых отправлений в ЭВМ вводится также техническая информация о желаемом прохождении маршрута. Система позволяет автоматически или в диалоговом режиме с ЭВМ осуществлять сравнение фактических данных с желаемыми. Обработка данных большого количества тестовых писем, запускаемых по одному маршруту для оценки его статистических характеристик, также осуществляется автоматически. Как правило, участки с выявленными нарушениями регламентированного порядка организации производственного процесса (задержка обработки и отправки, засыл, несанкционированное вскрытие почтовых емкостей) или отклонения от установленного маршрута следования транспортных средств являются наи-
13.04.2012 13:55:35
более вероятными местами возможных утрат почтовых отправлений. Этот способ контроля качества используется национальными почтовыми операторами многих стран, в том числе, начиная с 2006 г., и ФГУП «Почта России».
От подделок оттисков клише франкировальных машин (ФМ), позволяющих осуществлять вброс в почтовую сеть значительного количества неоплаченной корреспонденции, почтовые службы несут потери, исчисляемые миллионами долларов [4]. Наиболее эффективным методом борьбы с этим видом мошенничества является использование идентификатора, наносимого на почтовое отправление в виде матричного штрихового кода (МШК) в целях защиты оттиска клише ФМ от подделки с помощью его автоматической идентификации. МШК является неотъемлемой частью оттиска клише ФМ и наносится на маркируемые почтовые отправления ФМ одновременно с государственным знаком почтовой оплаты (ГЗПО) и другими атрибутами оттиска клише ФМ. В качестве идентификатора используется двумерный матричный код Ба1аМаМх (ДК). Границы ДК 16 рядов на 16 колонок представляют собой окаймленный свободной зоной квадрат размером 22x22 мм. Кодированию подлежат следующие данные: префикс принадлежности ДК к системе франкирования, номер версии кода, страна (Россия), почтовый индекс объекта почтовой связи места приема, дата маркирования, регистрационный номер ГЗПО ФМ, значение регистра «Сумма» на момент нанесения оттиска ФМ, стоимость пересылки почтового отправления в соответствии с действующим тарифом, масса отправления (определяемая электронными почтовыми весами, встроенными или подключенными к ФМ специализированным кабелем), вид отправления (письмо, бандероль), категория отправления (простое, заказное), признак скидки, уникальный номер (код) пользователя (формируется программным обеспечением Центра дистанционного авансирования ФМ, создаваемого в целях защиты доходов почтового оператора, и передается в ФМ при регистрации ФМ в центре), значение Хэш-кода (формируемое встроенной в ФМ программой).
Программным обеспечением считывающего устройства производится расшифровка Хэш-кода, имеющегося в ДК, вывод на устройство отображения информации раскодированных исходных данных, формирование Хэш-кода по строке исходных данных (без Хэш-кода, имеющегося в ДК) и их сравнение между собой. При несовпадении значений на устройство отображения информации выводится сообщение, позволяющее судить о причине несовпадения.
Внедрению новых технологий контроля за движением почтовых транспортных средств (ПТС) почтовыми администрациями развитых стран уделяется большое внимание [1, 4]:
♦ внедряются географические информационные системы (GIS) — электронные карты местности, которые используются для визуализации информации на картах и для расчета расстояний и времени, потраченного на объезд;
♦ применяется система глобального позиционирования (ГЛОНАСС/ GPS), которая позволяет в любой момент времени точно определить координаты ПТС, которые могут быть использованы для слежения за движением транспорта и для расчета по электронной карте ожидаемого времени прибытия в заданный пункт;
♦ используются сети и аппаратура мобильной связи;
♦ вводятся в действие информационные системы поддержки управленческих решений, позволяющие в очень короткое время (секунды) строить оптимальные маршруты движения ПТС или корректировать их в зависимости от складывающейся на сети ситуации.
Мониторинг движения и состояния ПТС позволяет обеспечить повышение уровня безопасности почтового транспорта и грузов, в том числе: контроль за действиями водителей, экспедиторов (контроль за расходом топлива, контроль за несанкционированной перевозкой грузов и пассажиров, контроль соблюдения маршрута и графика движения); розыск ПТС, оперативное реагирование при нештатных ситуациях (поломка ПТС на маршруте, попытка угона и пр.).
Объектами поражения телекоммуникационных систем почтовой связи
могут служить программное обеспечение, аппаратно-программные средства, элементы радиоэлектроники в системах связи и информатизации. Применение средств функционального поражения возможно в ходе военных действий или террористических актов. Кроме того, такими средствами могут воспользоваться конкурирующие операторы связи или сотрудники самих объектов почтовой связи, по каким-либо причинам стремящиеся нанести ущерб своему предприятию, организации. Преступления, направленные против электронной торговли, например, хищения идентификационной информации, атаки на сайты аукционных домов и другие виды мошенничества в сети Интернет оказывают непосредственное влияние на клиентов и коммерческих партнеров почтовых служб, в результате чего почта теряет не только доходы, но и доверие.
Чтобы эффективно противодействовать этим угрозам Всемирный почтовый союз (ВПС) и почтовые администрации объединяют свои усилия с усилиями многих международных компаний и организаций для борьбы с киберпреступностью, в частности, с национальными подразделениями финансовой разведки правоохранительных органов, сотрудники которых проводят расследования и аресты злоумышленников. Технологическим способом повышения киберзащищенности является обеспечение соответствия каждого физического идентификатора виртуальному и повышение идентификационных стандартов.
В чрезвычайных ситуациях при выходе из строя какого-либо объекта или маршрута в сети почтовой связи важно оперативно определить обходной путь, минимально отличающийся от оптимального. Для этой цели могут быть использованы электронные модели перевозки почтовых отправлений на магистральной сети и построения внутрирегиональных маршрутов и схем перевозки, позволяющие не только строить оптимальные маршруты перевозки и доставки почтовых отправлений, решать значительную группу других оптимизационных задач почтовой логистики, но и выбрать резервные маршруты [1].
Почтовые администрации многих стран, в том числе и России, проводят
01_2012_SPT.indd 41
серьезные исследования и внедряют в логистику технологии радиочастотной идентификации (РЧИД). Благодаря высокой степени безопасности (при изготовлении радиометке присваивается уникальное неизменяемое число — идентификатор, что гарантирует высокую степень защиты меток от подделки; метки позволяют использовать различные системы шифрования для засекречивания данных; как и любые цифровые устройства, обладают возможностью закрыть паролем операции записи и считывания данных, а также одновременно хранить открытые и закрытые данные; имеют возможность скрытного размещения внутри почтового отправления), повышенной надежности и долговечности, а также ряду других преимуществ, технология РЧИД несмотря на сравнительно высокую стоимость постепенно вытесняет технологии идентификации, основан-
ные на штрихкодировании и магнитных картах в современных системах регистрации и учета объектов. Проанализированный комплекс осуществляемых уже информационных охранно-защитных мероприятий следует дополнить предлагаемой в [5 — 7] перспективной технологией контроля за сохранностью при транспортировке и хранении почтовых отправлений в контейнерах, размещением в контейнере малогабаритного герметизированного вандалоустойчивого устройства и датчиков для регистрации и контроля основных параметров контейнера по пути его следования и создания системы мониторинга контейнеров с особо ценными грузами наподобие рассмотренной выше для автотранспортных средств. Внедрение контейнеров с увеличенной функциональностью и системы слежения за ними снизит вероятность краж кон-
тейнеров, почтовых отправлений из контейнеров, в результате чего у национального оператора почтовой связи — ФГУП «Почта России» - появится возможность расширения спектра оказываемых услуг и, следовательно, увеличения доходности за счет пересылки части особо ценных грузов отправителями, пользующимися услугами организаций, которые обеспечивают вооруженное сопровождение пересылаемых грузов.
Рассмотренные технологии применимы не только для ФГУП «Почта России», операторов почтовой связи общего пользования государств — членов Регионального содружества в области связи (РСС), но в той или иной степени могут быть использованы операторами экспресс-доставки, ФГУП «Главный центр специальной связи» и в фельдъегерско-почтовой связи Министерства обороны [8, 9] ■
I
Литература
1. Барсук И.В. Теория, практика и технические средства почтовой логистики: Учебное пособие./ Под ред. д.т.н., проф. А.В. Петракова. — М.: РадиоСофт, 2010. — 424 с.
2. Барсук И.В. Развитие технических средств и технологий почтовой связи: Учебное пособие./ Под ред. д.т.н., проф. А. В. Петракова. — М.: МТУСИ, 2001. — 92 с.
3. Siemens R&I/ Letter Perfect Logistics. Research and Innovation, 2000. — № 1.
4. Барсук И.В., Воробьева М.Н., Петраков А.В. Обеспечение безопасности и сохранности в почте: Учебное пособие./ Под ред. д.т.н., проф. А.В. Петракова. — М.: РИО МТУСИ, 2009. — 224 с.
5. Барсук И.В. Способ регистрации состояния параметров контейнера по пути его следования и устройство для его осуществления. Патент РФ № 2325621./ Бюллетень изобретений, 2008. — № 15.
6. Барсук И.В., Денисов В.М., Попова Е.С. Способ генерации и приема сообщений о несанкционированном доступе к содержимому контейнера и устройство для его осуществления. Патент РФ № 2344484./ Бюллетень изобретений, 2009. — № 2.
7. Барсук И.В., Савицкий А.Ю. Способ распределенного мониторинга контейнеров и система для его осуществления. Патент РФ № 2329470./ Бюллетень изобретений, 2008. — № 20.
8. Барсук И.В., Петраков А.В., Федяев Л.С. Комплексирование и комбинирование территориально распределенных охранных систем./ Материалы научной сессии НИЯУМИФИ, 2012. — М.: Росатом — МИФИ, январь 2012. — Том 2. — С. 233.
9. Барсук И.В., Петраков А.В. Комплекс информационных охранно-защитных мероприятий в почтовой логистике./ Материалы научной сессии НИЯУ МИФИ, 2012. — М.: Росатом — МИФИ, январь 2012. — Том 2. — С. 234.
13.04.2012 13:55:35