УДК 338.1, 338.47
Л.Е. Замураееа, Л.А. Гилязова * СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ РОССИИ
В статье освещены основные характеристики современного рынка услуг почтовой связи, оценен существующий и прогнозируемый спрос, изучены факторы, определяющие его величину. Представлены портреты типичных потребителей услуг почтовой связи в различных сегментах. Предложены действия по уменьшению влияния негативных факторов на сбыт почтовых услуг.
Ключевые слова: рынок услуг почтовой связи, конкурентоспособность, спрос на услуги почтовой связи, альтернативные операторы почтовой связи.
Исследование рынка услуг почтовой связи является важной составной частью функционирования и дальнейшего развития отрасли почтовой связи. Для сохранения и развития почтовой сети России, улучшения качества услуг и работы почтовой связи, обеспечения рентабельности отрасли необходимо проводить комплексное исследование рынка услуг почтовой связи. Оно включает следующие этапы: анализ общих характеристик рынка; изучение портрета «типичных» потребителей, их поведения на рынке и отношения к конкретным видам услуг; оценка существующего и прогнозируемого спроса, изучение факторов, определяющих его величину, а также факторов, негативно влияющих на увеличение спроса; анализ условий конкуренции. Исследуем рынок почтовых услуг в соответствии с данными этапами.
Рынок услуг почтовой связи — это совокупность экономических отношений по поводу производства и потребления услуг почтовой связи, а также механизм взаимодействия между производителями этих услуг и их потребителями, основанный на отношении спроса и предложения [1]. Под спросом на услуги почтовой связи понимается готовность пользователей оплатить определенное число услуг почтовой связи конкретного вида с учетом действующих тарифов. Предложение услуг связи — это число услуг почтовой связи определенного вида и качества, которое предприятие может предоставить пользователям исходя из своих производственных возможностей. Соотношение между спросом и предложением зависит от множества взаимозависимых факторов, которые определяют текущее состояние рынка услуг почтовой связи и формируют закономерности его развития [2].
Структура рынка услуг почтовой связи включает в себя рынок перевозок и комплексных логистических услуг (прием, перевозка, доставка
посылок, курьерская и экспресс-почта), телекоммуникационный рынок (прием, перевозка, доставка письменной корреспонденции, прием подписки и доставка периодических печатных изданий, гибридная почта), рынок финансовых услуг (доставка пенсий и пособий, почтовые переводы денежных средств).
Пересылка и доставка письменной корреспонденции относятся к универсальным услугам и являются естественной монополией, поскольку характеризуются высокими постоянными издержками на обеспечение прохода почтальона по маршрутам и постоянным снижением предельных издержек в расчете на письмо. Конкуренция на этом рынке не может быть стабильной, так как слишком высок стимул снижения затрат за счет слияния или поглощения конкурента, что в конечном итоге все равно приведет к монополизации рынка. Это говорит о необходимости государственного регулирования, что соответствует практике большинства стран, где государство регулирует рынок письменной корреспонденции путем лицензирования или юридической монополии национального оператора. Все остальные услуги почтовой связи не обладают экономическими характеристиками естественных монополий и открыты для конкуренции.
В настоящее время рынок услуг почтовой связи в России представляет государственное предприятие «Почта России», а также операторы альтернативной доставки почтовых отправлений, которых условно можно разделить на 4 сегмента: международные транснациональные компании экспресс-доставки; российские компании экспресс-доставки, оказывающие услуги по всей территории страны; курьерские компании, обслуживающие город, регион, несколько регионов; компании автоматических посылочных терминалов (АПТ).
* © Замураева Л.Е., Гилязова Л.А., 2014
Замураева Лариса Евгеньевна (lzamuraeva@rambler.ru), кафедра менеджмента, маркетинга и логистики; Гилязова Лилия Альфитовна (lzamuraeva@rambler.ru), кафедра математических методов, информационных технологий и систем управления в экономике Финансово-экономического института (ФЭИ) Тюменского государственного университета, 625003, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Семакова 10.
На сегодняшний день объективная оценка реального объема российского рынка экспресс-доставки представляется сложно достижимой задачей. Иностранные компании, как правило, не публикуют показатели своей деятельности, а приводят лишь данные о занимаемых ими долях рынка и ежегодном приросте. По оценкам экспертов, доля международных компаний экспресс-доставки на российском рынке почтовой связи из-за высоких тарифов незначительна и составляет около 20 % доставки внутрироссийских отправлений, однако в сегменте международных перевозок компании «большой четверки» (компании DHL, FedEx, TNT и UPS) сохраняют лидерство (60—75 % международной доставки). В оказании услуг негосударственными почтовыми операторами можно выделить широкий спектр отличительных особенностей от услуг «Почты России». Это касается перечня оказываемых услуг; габаритных размеров и массы пересылаемых отправлений; сроков пересылки и доставки отправлений; способов страхования, обеспечения сохранности и контроля за прохождением и доставкой почтовых отправлений; вариантов построения тарифов и расчетов с пользователем (адресатом) за оказание услуг [3].
По данным Роскомнадзора на февраль 2014 г., на рынке услуг почтовой связи России работали 440 компаний, имеющих 561 действующих лицензий. Количество выданных лицензий за 2013 г. увеличилось более чем на треть — 104. Компании, зарегистрированные в регионе, оказывают услуги почтовой связи, как правило, в этом же и соседних регионах. Только в одном регионе оказывают услуги 166 компаний (однотерриториальные), в двух — 62, что в целом составляет 80 % от всего их количества [4].
Не являются исключением Москва и С.-Петербург. Только Москву и Московскую область обслуживают 66 % компаний, а С.-Петербург с Ленинградской областью — 75 % компаний, зарегистрированных в этих городах. В 24 регионах зарегистрировано по одному альтернативному оператору, по 2—3 оператора имеют 17 регионов. Это практически половина всех регионов страны. Динамика исходящего обмена основных услуг на сетях альтернативной почтовой связи за 2006— 2012 гг. (в % к 2004 г.) изменилась следующим образом: простая и заказная письменная корреспонденция — увеличение в 7,2 раза; письменная корреспонденция с объявленной ценностью — увеличение в 1,4 раза; посылки — увеличение в 3,5 раза; экспресс-доставка — сокращение в 1,5 раза.
Социально-демографические исследования, проведенные в отделениях и офисах почтовых служб, позволяют описать типичного потребителя услуг почтовой связи следующим образом: женщина, в возрасте 25—54 лет, служащая или квалифицированный рабочий со средним специальным образованием, со средним и ниже среднего уровнем дохода. При более детальном анализе групп
посетителей необходимо учитывать, что деятельность почтовых операторов осуществляется на различный; рышках: отправление писем и посышок, экспресс-доставка, доставка пенсий, переводы и платежи, розничная торговля, доставка прессы. Характеристики конечных потребителей будут различны в зависимости от конкретного сегмента рынка почтовой связи. Крупнейшими группами клиентов на рынках отправления корреспонденции, посышок и экспресс-доставки являются коммерческие организации, государственные организации и физические лица. Среди потребителей сервиса денежныж переводов выщеляются следующие крупные группы:
— физические лица, отправляющие денежные переводы физическим лицам (родственникам и друзьям) с целью регулярной помощи или в качестве поздравления с праздниками;
— физические лица, отправляющие денежные переводы юридическим лицам с целью оплаты купленный; товаров или услуг;
— физические лица, погашающие кредиты;
— юридические лица, отправляющие переводы физическим лицам в целях вытлатыг дивидендов, алиментов, заработной платы внештатным сотрудникам.
Потребители услуги «Прием платежей» — главным образом женщины, состоящие в браке. Средний возраст — 42 года. Большинство из них работает, являясь преимущественно работниками умственного труда. Среди клиентов, у которыж востребована услуга «Подписка», выщеляются два сегмента:
— физические лица: преимущественно женщины, представители старших возрастных групп (старше 45 лет), с невысоким уровнем дохода, с низким уровнем проникновения в Интернет;
— юридические лица — как государственные, так и коммерческие компании, значительно различающиеся формой выбора оператора по подписке [5].
Несомненно, географический и социальный статусы потребителей сильно различны, и этим обусловлена разница в доходности разных сегментов рынка в определенных условиях. Например, услуги доставки писем и посышок, услуга экспресс-доставки и сервис платежей составляют основной источник доходов почтовыж отделений в городе, в то время как услуга «Реализация товаров в ОПС» востребована, прежде всего, в сельской местности и небольших городах. Таким образом, портрет потребителя услуг почтовой связи изменчив и зависим от самой услуги и ее географической локализации.
Основными базовыши показателями, применяемыми в настоящее время для оценки качества услуг, оказыгваемыж операторами почтовой связи потребителям, являются:
— утраты и хищения почтовыж отправлений, в том числе по вине данного предприятия;
— недостачи и хищения переводных средств в денежных единицах, в том числе по вине данного предприятия;
— «точность доставки» — процент почтовых отправлений, доставляемых в контрольные сроки.
Универсальные услуги почтовой связи характеризуются следующими параметрами качества:
— количество обслуживаемых адресов в стране;
— единый тариф на определенные категории услуг;
— скорость доставки корреспонденции;
— точность и частота доставки;
— плотность отделений почтовой связи.
Общим для всех предприятий связи показателем качества является наличие жалоб на их работу, возникших по вине работников данного предприятия. На данный момент качество оказания услуг почтовыми операторами продолжает оставаться на низком уровне. Утраты и хищения почтовых отправлений случаются реже, но все же имеют место быть. При этом можно отметить, что качество услуг «Почты России» ниже качества услуг, предоставляемых негосударственными операторами, что приводит все к большему уходу посетителей к альтернативным операторам услуг. Но самым серьезным недочетом в работе почтовых служб является «точность доставки». Она колеблется в диапазоне от 40 до 70 % в зависимости от оператора и дальности маршрута.
Спрос на услуги почтовой связи в России неоднороден с точки зрения территориального положения. В городах спрос на неуниверсальные услуги, такие как экспресс-доставка, курьерская доставка больше, чем в сельской местности. Именно поэтому там нет конкуренции, единственным оператором во многих сельских населенных пунктах до сих пор остается «Почта России».
Одним из «неуниверсальных» сегментов рынка почтовых услуг является подписка на печатные издания. В начале 90-х гг. наше государство являлось самым читающим в мире, где на душу населения продавалось 250 газет и журналов в год. Рынок периодической печати сокращался с 1990 года в среднем на 20 % в год, и в настоящее время составляет 7,6 млрд единиц в год, или 50 единиц периодики на душу населения. Тенденция по сокращению спроса на подписные издания сохраняется, и в будущем прогнозируется еще большее падение, что связано в первую очередь с развитием информационных технологий, появлением все большего количества интернет-изданий. Второй крупный сегмент услуг почтовой связи составляют компании, занимающиеся прямой почтовой рассылкой — «директ-мейл». В настоящее время данный рынок в нашей стране развит слабо, и уровень затрат на директ-мейл на душу населения составляет чуть выше 10 долл. США в год, что в десять раз ниже уровня стран Европейского союза и в 15 раз ниже уровня США. В первую очередь, это связано со сравнительно слабым раз-
витием рынков рекламных услуг и почтовой торговли. Между тем в перспективе ожидается огромный рост этого рынка, как за счет роста спроса на услуги «товары почтой», так и благодаря перераспределению рекламных бюджетов в пользу рекламы путем прямой почтовой рассылки.
Достижение «Почтой России» высокого уровня качества по письменной корреспонденции повлияет на заметный рост объема этой услуги. Также прогнозируется рост объема в связи с экзогенными факторами. Наиболее важным экономическим фактором будет прогнозируемый рост директ-мейл (40 % в год) и отправлений корпоративных клиентов (10 % в год). Негативный эффект на рост письменной корреспонденции окажет падение числа домохозяйств, а также рост доступа к электронной почте. В результате, при учете влияния всех четырех факторов в совокупности, прогнозируется рост спроса на простую письменную корреспонденцию в размере 15 % в год, что увеличит объем этой услуги с 1,2 млрд единиц в 2011 году до 2,1 млрд в 2015 г.
Факторы, негативно влияющие на объем продаж услуг почтовой связи, представим в таблице. Одним из основных негативных факторов является ценовая политика конкурентов в ряде сегментов рынка услуг почтовой связи, которые для привлечения покупателей предлагают услуги по более низким ценам. Для уменьшения данного фактора целесообразно вводить системы скидок и бонусов для определенных групп покупателей, например корпоративных, способствующих развитию долгосрочных связей с потребителями услуг предприятия почтовой связи.
Программа по развитию добросовестной конкуренции на рынке услуг почтовой связи реализовывалась в соответствии с тезисами «Концепции развития рынка услуг почтовой связи до 2010 года». Программа включала в том числе соблюдение единых тарифов на универсальные услуги связи, развитие договорных отношений по единым стандартам со всеми участниками рынка. Высокий уровень развития транспорта, логистики и информационных коммуникаций позволили сокращать сроки и затраты на оказание услуг, создавая не только условия для успешной конкуренции между многими операторами, но и способствуя также развитию среднего и малого предпринимательства на территории Российской Федерации.
Развитие конкуренции на рынках услуг почтовой связи определяется несколькими факторами, зависящими в том числе и от особенностей самого государства. Развитие смежных рынков почтовых услуг на определенной территории может обуславливать конкурентный потенциал соответствующего сегмента рынка почтовых услуг.
На данном этапе развития экономки России усиливается конкуренция в наиболее привлекательных сегментах рынка — рекламные агентства
Таблица
Факторы, негативно влияющие на сбыт услуг почтовой связи
Фактор Действия предприятия по уменьшению влияния данного фактора
Рост цен на услуги, используемые предприятием в своей деятельности Заключение долгосрочных контрактов с контрагентами
Усиление конкуренции на рынке и возможный рост финансовых возможностей конкурентов Дальнейшая диверсификация деятельности предприятия, повышение качества оказываемых услуг, усиление экспансии в различные регионы страны, расширение спектра услуг
Возникновение препятствующих законодательных ограничений Изменение организационно-правовой формы компании
Снижение уровня потребления и покупательской способности населения Расширение предложения в низком ценовом сегменте, скидки на определенные категории услуг
сократили долю прямой рекламы, рассылаемой «Почтой России», до 30—40 %. Принятие нового закона «О почтовой связи» способствует обострению соперничества на рынке. Также обостряется соперничество на рынке посылок и экспресс-почты: рынок посылок быстро растет, согласно консервативным прогнозам, к 2020 году рынок как минимум утроится в ценах 2010 года. Сегодня доля «Почты России» по услугам «Посылки» и «ЕМБ» составляет только 30—35% [5]. При этом шире всего «Почта России» представлена на этом рынке в отдаленных регионах, то есть в наименее привлекательных сегментах. В наиболее привлекательном городском сегменте «Почта России» занимает менее 10 % доли рынка. Конкуренция усиливается главным образом за счет экспансии существующих, выхода на рынок новых международных игроков, создания собственных служб доставки предприятий и потенциального объединения городских курьерских компаний. Объемы подписки снижаются за счет общего падения рынка бумажной прессы по причине ее замещения онлайн-ресурсами и конкуренции со стороны розничной торговли прессой.
Другим аспектом усиления конкуренции является развитие информационных технологий — стремительно развивается соперничество не только между разными операторами почтовой связи, но и со стороны Интернета, электронных почтовых ящиков, интернет-изданий и т. д. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в современной экономике имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, открываются новые возможности и перс-
пективы для экономического роста в целом и развития различных отраслей, а с другой — этот технологический сдвиг вызывает существенные структурные сдвиги, изменяющие традиционные условия функционирования конкретных отраслей и организаций. Противоречивое воздействие информационно-технологическая революция оказала на почтовую связь, поставив эту отрасль перед необходимостью существенной адаптации к новым условиям.
Таким образом, для дальнейшего развития современная почтовая связь должна использовать новую клиентоориентированную политику, задача которой — предоставить клиентам на всей территории страны широкий спектр современных и востребованных услуг, одновременно обеспечив их доступность и высокое качество.
Библиографический список
1. Винокуров А.Ю. Влияние почтовой связи на социально-экономическое развитие регионов // Интеграл. 2012. № 2. С. 90-91.
2. Савченкова Е.В. Услуги почтовой связи — проблемы спроса и потребления // Инновационные технологии управления и права. 2012. № 1-2 (2). С. 60—69.
3. Громова О.О. Альтернативные операторы на рынке почтовой связи России // Почтовая связь. Техника и технологи. 2012. № 1. С. 8—10.
4. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: http:// http://rkn.gov.ru.
5. Стратегия развития ФГУП «Почта России» в 2012— 2016 гг. URL: http://www.mininform-nnov.ru/?id=987.
L.E. Zamuraeva, L.A. Gilyazova*
MODERN STATE OF SERVICE MARKET OF POSTAL SERVICES
In the article the main characteristics of modem postal services market are highlighted, existing and projected demand is estimated, factors determining its value are studied. Portraits of typical consumers of postal services in various segments are presented. Actions to reduce impact of negative factors on the distribution of postal operators are suggested.
Key words: service market of postal services, competitiveness, demand for postal services, alternative operators of postal service.
* Zamuraeva Larisa Evgen’evna (lzamuraeva@rambler.ru), the Dept. of Management, Marketing and Logistics; Gilyazova Liliya Al’fitovna (lzamuraeva@rambler.ru), the Dept. of Mathematical Methods, Information Technologies and System of Management in the Economics, Financial and Economic Institute, Tyumen State University, Tyumen, 625003, Russian Federation.