Научная статья на тему 'Институциональные основы проведения реформы системы почтовых услуг в России'

Институциональные основы проведения реформы системы почтовых услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ / РЕФОРМА СИСТЕМЫ ПОЧТОВЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревазов Д. Б.

Современный этап развития общества, называемый веком информатизации, предъявляет серьезные требования к развитию связи, от которой зависит современная и качественная передача разнообразной информации, необходимой в деловой и личной жизни людей. Рынок почтовых услуг играет чрезвычайно важную роль в обеспечении функционирования и развития экономики страны. В почтовых предприятиях реализуется национальная информационная политика, осуществляется государственный почтовый контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы проведения реформы системы почтовых услуг в России»

Однако, несмотря на объективные трудности, некоторые российские банки, прежде всего, региональные в последнее время активизировали свою деятельность, понимая перспективность кредитования малого бизнеса для укрепления своих конкурентных позиций.

В настоящее время кредитование малого бизнеса — одно из наиболее перспективных направлений развития кредитных отношений, поскольку малый бизнес это самый быстрорастущий сегмент экономики: как прогнозируют специалисты, опираясь на данные Минэкономразвития РФ, к 2010 г. малый бизнес будет производить 20% ВВП России. [2]

Кредитование малого бизнеса весьма перспективное поле деятельности для банков, прежде всего малых и средних. Они все активнее осваивают эту нишу. По имеющимся данным, в регионах именно малые и средние банки кредитуют малый бизнес, удовлетворяя до 85% заявок на кредиты.

Отрадно, что в последнее время сразу ряд крупных банковских структур заявили о своем желании работать с субъектами малого бизнеса. Наиболее заметным стало решение Внешторгбанка выделить на цели кредитования малого предпринимательства 1 млрд. долларов США. В июле 2004 года данная программа стартовала в 12 городах, в 2005 году — еще в 10). Помимо Внешторгбанка наибольший объем кредитов малому предпринимательству приходится также на крупные банки федерального уровня, такие как, Газпромбанк и Сбербанк.

Важность развития данного направления подтверждается зарубежным опытом. В мире функционируют свыше 60 тыс. кредитных организаций, специализирующихся на микрофинансовых продуктах. В их числе такие крупные, как KfW Group, ProCredit Bank (оба — Германия), Банк развития малого бизнеса (Франция), Банк развития малого и среднего бизнеса (Канада) и др. Значительную помощь в развитии микрофинансирования оказывает Всемирный банк через Международную финансовую компанию, Европейский банк реконструкции и развития, ряд других международных донорских организаций.

В настоящее время актуальным вопросом является изменение отраслевой структуры кредитования малого бизнеса и диверсификация крупных и мелких финансовых учреждений по срокам предоставления займов. В первую очередь это требует активной государственной политикой, направленной на стимулирование развития современных высокотехнологичных отраслей, таких как связь, производство электронного оборудования, а также повышения уровня переработки российского сырья в таких отраслях, как деревообрабатывающая промышленность и ряд других.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Анализ развития микрофинансирования в России. Аналитические материалы // Ресурсный центр

малого предпринимательства. М., 2004.

2. Инвестировать в малый бизнес выгодно // Деловой Петербург. 15.12.2006. № 49.

3. Кредитование малого бизнеса в России приобретает массовый характер // Версия в Питере. 24.11.2006. № 46.

4. Мурычев А. Банки и малый бизнес // Партнер. 2005 // http://www.rcsme.ru

5. Самиев П. Кредитование малого бизнеса — новый хит? // Новости малого бизнеса. 28.04.2006 // www.businesspress.ru

6. ФИНКА Интернэшнл ООО / Ресурсный центр малого предпринимательства. Кредитование малого бизнеса в России и Германии // М.: 2005.

РЕВАЗОВ Д.Б.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ПОЧТОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Современный этап развития общества, называемый веком информатизации, предъявляет серьезные требования к развитию связи, от которой зависит современная и качественная передача разнообразной информации, необходимой в деловой и личной жизни людей. Рынок почтовых услуг играет чрезвычайно важную роль в обеспечении функционирования и развития экономики стра-

ны. В почтовых предприятиях реализуется национальная информационная политика, осуществляется государственный почтовый контроль. В мире существуют различные формы и методы управления почтовой связью, но в большинстве стран (особенно это относится к странам с развитой рыночной экономикой) значение государства весьма велико. Более того, в большинстве стран объекты инфраструктуры почтовой связи являются государственной собственностью [6].

Система услуг почтовой связи России, являясь отражением общего состояния экономики, существенно влияет на динамику развития и формирует основы ее успешного функционирования. Почтовая связь важна в развитии внешнеэкономических связей, тем более в преддверии вступления России в ВТО. В России впервые остро встал вопрос о системе управления почтовыми предприятиями в связи с переходом к рынку. В начале 1990-х гг. почтовая связь в стране была раздроблена на самостоятельные юридические лица. Эта разрозненная структура была очень неэффективна, имела много недостатков, начиная от внутренней конкуренции и заканчивая неравномерностью развития.

В 1993 г. было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль с руководством в лице Федерального управления почтовой связи при Минсвязи Российской Федерации. В 1995 г. Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 г. преобразовано в Департамент почтовой связи Минсвязи РФ. Руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивали региональные управления, которые действовали через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи. Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами — предприятиями электросвязи. В 1996 г. Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли около ста коммерческих почтовых компаний [3].

К 2003 г. в России произошли значительные изменения в законодательстве, велась активная работа по проведению в стране административной реформы, продолжали осуществляться экономические реформы, которые привели к стабилизации экономики, ее устойчивому росту. В этих условиях к предприятиям, работающим на рынке почтовых услуг, как к стратегическим объектам, играющим важную роль в устойчивом росте экономики России, стали предъявляться более жесткие требования: обеспечение выполнения требований национального законодательства и международных договоров; внедрение новых передовых технологий и обеспечение переработки все возрастающих объемов инфокоммуникационных потоков; обеспечение мер почтовой безопасности. В системе государственного управления почтовыми предприятиями появились следующие проблемы [4].

1. Минсвязи из-за отсутствия в его структуре специальных подразделений не могло реализовать в полной мере комплексный подход при создании и развитии производственных мощностей регионально разрозненных почтовых предприятий в рамках субъектов РФ и рационально использовать государственные финансы. По существу, отсутствовала государственная политика в области развития почтовой связи как на уровне регионов, так и в целом в Российской Федерации [6].

2. Объекты инфраструктуры современных почтовых предприятий являются дорогостоящими сооружениями. Их создание, модернизация и реконструкция требуют привлечения значительных средств, которых не было у разрозненных почтовых учреждений. Необходимо было создать организацию, которая как по своему правовому статусу, так и финансовому состоянию могла привлекать инвестиции в развитие почтовой отрасли [5].

3. В последнее время в мире большое внимание уделяется созданию систем обеспечения безопасности почтовых отправлений и личной безопасности почтовых работников ввиду расползания угрозы почтового терроризма по всему миру. Россия как страна с большой территорией присоединилась к ряду международных почтовых конвенций, приняла ряд законодательных актов в этом отношении [8].

4. В соответствии с логикой и концепцией рыночных реформ, часть федерального имущества должна сдаваться в аренду коммерческим организациям для осуществления предпринимательской деятельности. Каждое учреждение почтовой связи определяло эти процессы самостоятельно. В то время как состояние зданий, технических сооружений и ряда других объектов, сдаваемых в аренду, требовали проведения единой государственной политики при решении вопросов поддержания их в нормальном состоянии и их воспроизводства.

5. Необходимо было привести имущественный комплекс предприятий почтовых услуг, находящийся в федеральной собственности, и систему управления им, в соответствие с нормативными требованиями. Для этого была необходима государственная организация, обладающая соответствующими правами и финансовыми возможностями для защиты государственных интересов.

6. Государство в ряде почтовых предприятий стремилось оказывать не только государственные, но и предпринимательские услуги (перевозки грузов и др.), чтобы заработать дополнительно финансовые средства и использовать их в целях развития и создания новых объектов инфраструктуры предприятий почтовых услуг. Это не противоречит законодательству и часто встречается в зарубежных странах [5].

7. Необходимость обеспечения целей и задач национальной политики, изложенной в Концепции развития почтовой связи Российской Федерации. Составной частью этой Концепции является национальная почтовая политика, которая призвана решать следующие задачи: обеспечение экономической и национальной безопасности страны; удовлетворение потребностей национального хозяйства в передаче информации и почтовых отправлений фирм, организаций и домохозяйств; обеспечение выхода страны на мировые инфокоммуникационные рынки; определение важнейших элементов политики в области развития почтового хозяйства.

Целью государственной политики в области почтовой связи является устойчивое обеспечение потребностей жителей России в получении и передаче мелких грузов и денежных переводов экономически эффективным образом при соблюдении установленных законом или обычаем обязательств государства, компаний и граждан, а также создание высокодоходной, отвечающей высшим международным стандартам в организационном и техническом отношениях, конкурентоспособной на мировом инфокоммуникационном рынке системы почтового хозяйства, полностью обеспечивающей потребности страны в переработке и своевременной доставке почтовых отправлений и информации, а также обслуживании клиентов.

На основе сформулированной цели определены главные задачи: обеспечение развития предприятий почтовых услуг в соответствии с требованиями развивающейся российской экономики и внешней торговли на основе применения новейших технологий; укрепление взаимодействия предприятий почтовых услуг со смежными видами транспорта и грузовладельцами в рамках инфоком-муникационных систем и международных инфокоммуникационных коридоров, проходящих по территории России; повышение уровня безопасности почтовой связи, обеспечения надежности технических почтовых сооружений; повышение конкурентоспособности предприятий почтовых услуг [2].

В 2004 г. в рамках реформы почтовой отрасли был создан единый национальный почтовый оператор — ФГУП «Почта России», объединивший более 80 учреждений почтовой связи России. Целью объединения было повышение эффективности работы филиалов за счет централизации управления бизнес-процессами, внедрения современных IT-технологий, сокращения управленческих расходов, оптимизации сети объектов почтовой связи. ФГУП «Почта России» было создано в целях удовлетворения общественных потребностей по обеспечению эффективного функционирования почтовой отрасли и извлечения прибыли, в частности, создания, содержания, эксплуатации и развития закрепленного за предприятием федерального имущества, в том числе имущественного комплекса, обеспечивающего безопасность почтовой связи, выполнения работ (оказания услуг) в почтовых предприятиях, реализации федеральных программ реконструкции действующих и нового строительства технических сооружений средств почтовой связи и объектов почтовой инфраструктуры.

ФГУП «Почта России» осуществляет следующие основные виды деятельности: организует эффективное использование федерального имущества в почтовых предприятиях; осуществляет безопасную эксплуатацию закрепленных за ним зданий, сооружений, систем обеспечения безопасности почтовой связи и других объектов почтовой инфраструктуры; разрабатывает и согласовывает в установленном порядке генеральные схемы, стратегические планы, технико-экономические обоснования развития, реконструкции, модернизации и технического перевооружения транспортно-тех-нологических сортировочно-перегрузочных комплексов почтовой связи и других объектов и сооружений почтовой инфраструктуры; осуществляет функции заказчика-застройщика при реконструкции, модернизации и техническом перевооружении транспортно-технических перегрузочных ком-

плексах почты и других объектов и сооружений почтовой инфраструктуры; осуществляет авторский и технический надзор за строительством, участвует в работе государственных комиссий по выбору площадок строительства и сдаче объектов в эксплуатацию; осуществляет ремонт, модернизацию и новое строительство технических сооружений и других почтовых объектов, в том числе перегрузочных комплексов и терминалов; поддерживает в надлежащем техническом состоянии, осуществляет модернизацию и новое строительство систем обеспечения безопасности почтовой связи, расположенных в зданиях и сооружениях, отнесенных к почтовой системе; осуществляет ремонт, реконструкцию и новое строительство зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения; содержит, осуществляет новое строительство и эксплуатирует технические средства, включая дорогостоящие устройства, выполняющие задачи, вытекающие из международных договоров, участником которых является Российская Федерация; сдает в установленном порядке в аренду закрепленное за предприятием имущество, осуществляет контроль за его сохранностью, надлежащим содержанием, целевым и эффективным использованием, а также соблюдением арендатором условий договора аренды; выполняет функции собственника; осуществляет охранную и пожарную деятельность на сооружениях и объектах почтовой связи с целью предупреждения незаконных актов, направленных против безопасности почтовых отправлений; осуществляет маркетинговую деятельность по предоставляемым в почтовых предприятиях работам и услугам; осуществляет информационно-рекламную деятельность в почтовых предприятиях.

ФГУП «Почта России» является вертикально интегрированной крупнейшей компанией, осуществляющей в России деятельность на рынке почтовых услуг. Основные виды услуг (более 90%), оказываемых ФГУП «Почта России», в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Поэтому ФГУП «Почта России» признан субъектом естественных монополий и включен в Реестр субъектов естественных монополий на рынке почтовых услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Применительно к ФГУП «Почта России», как к субъекту естественных монополий, применяются ценовые методы регулирования [5].

Одним из институциональных условий нормального функционирования любой организации является обеспечение ее безопасности. Всемирный почтовый союз признал почтовую безопасность России одной из наиболее эффективных. Почтовая безопасность — часть безопасности государственной и неотъемлемая часть стратегического плана ФГУП «Почта России» в обеспечении надежности и целостности национальной почтовой сети. Наряду с вопросами обеспечения сохранности почтовых отправлений, Почта России уделяет большое внимание проблемам предотвращения использования почтовой сети для незаконной пересылки опасных товаров, оружия, наркотических веществ, угрожающих как жизни и здоровью людей, так и государственной и международной безопасности. Почтовая безопасность — важное звено в системе защиты интересов федеральной почты и ее клиентов, а также в системе международной почтовой безопасности.

Основная идея почтовой реформы — объединить разрозненные почтовые структуры в единое предприятие — ФГУП «Почта России» с последующей его приватизацией. По мнению специалистов, в результате должно существенно улучшиться качество почтовых услуг, а также повыситься их рентабельность. По мнению авторов концепции, таким образом можно добиться существенного снижения затрат на счет экономии на централизации закупочной деятельности (например, бензина, который тратится на почтовый транспорт), а также сделать финансовую деятельность национальной почты более прозрачной, а значит и контролируемой. Первый этап реформы был проведен, завершением его стало созданием ФГУП «Почта России».

На втором этапе реформы, который займет около полутора лет, правительство намерено внести соответствующие изменения в законодательство (в частности, в закон «О почте»), провести инвентаризацию почтовых узлов, а также разработать варианты акционирования нового предприятия почтовой связи. Третьим этапом будет выпуск акции ФГУП «Почта России» и учреждение акционерного общества [5].

В соответствии с проводимой единой политикой ФГУП «Почта России» проводится реформа деятельности организаций федеральной почтовой связи по следующим основным направлениям: оценка деятельности и оптимизация сети почтовой связи, модернизация транспортной сети, повышение качества почтовой логистики, внедрение единого программного обеспечения и информационных программ сопровождения почтовых технологий в организациях почтовой связи, оптимиза-

ция маршрутов перевозки денежных средств, предотвращение утрат и хищений в почтовой связи, обеспечение безопасности почтовых работников на маршрутах доставки.

Централизация деятельности позволила внедрить единые подходы в реализации таких общероссийских проектов, как «КиберДеньги», «КиберПочт@», гибридная почта, продажа сетевых и рекламных услуг. Реформирование почтовой связи проводится при соблюдении основных принципов реструктуризации — сохранения сети почтовой связи, повышения качества оказываемых услуг и уровня обслуживания клиентов.

В структуре доходов ФГУП «Почта России» значительную долю, около четверти, составляет обработка и доставка письменной корреспонденции. Существенную долю дохода составляет доставка пенсий. Наиболее эффективно осуществление денежных переводов. Кроме того, доходы почты — это оказание всевозможных побочных услуг, вплоть до розничной торговли через сеть почтовых отделений. Многие отделения находятся в таких местах, где, кроме почты, вообще ничего нет. Комплекс услуг необходимо расширять. От привычных до, например, реализации полисов обязательного страхования автогражданской ответственности. Вскоре, возможно, будет введена услуга и по добровольному страхованию, продаже железнодорожных и авиабилетов. Задача — снижение затрат и увеличение доходов [7].

Учитывая наличие разветвленной сети федеральной почтовой связи, внедрение пунктов коллективного доступа к сети Интернет наряду с широкомасштабным созданием узлов доступа для подключения к сети бюджетных организаций позволит организовать технические возможности доступа к сети той части населения РФ, которая в настоящее время в силу географической отда- 2 ленности и экономического положения оторвана от всемирных процессов информационной интег- ¡5 рации.

Одним из ключевых путей повышения конкурентоспособности почтовой связи является техно- 7 логическая реформа. Это было отмечено Группой действий ВПС за почтовое развитие на XXI Конг- Г рессе Всемирного почтового союза в Сеуле. Технологическая реформа, по мнению ГДПР, в ближай- ^ шей перспективе помогла бы почтовой связи усилить свою деятельность и укрепить финансовое д положение, а в долгосрочной перспективе содействовала бы снижению опасности быть вытеснен- □ ной другими средствами связи. При этом речь должна идти не о воспроизведении существующих 2 почтовых технологий с использованием элементов автоматизации, а об их значительной модификации с целью максимальной реализации возможностей современных информационных технологий. с Необходимо последовательное создание в отрасли единого информационного пространства, обеспе- ® чивающего решение одновременно всего комплекса производственно-финансовых задач, то есть о разработка единой информационной системы почтовой связи [8]. ®

Для выполнения вышеозначенных целей ФГУП «Почта России» инициировало на сети феде- I ральной почтовой связи ряд проектов по предоставлению широкого спектра услуг населению РФ, 0 использующих Интернет-технологии и сети передачи данных и требующих централизованного сбо- ° ра и обработки информации. Особенно важно предоставлять данные услуги на всей территории ®

СО

Российской Федерации: от областных и районных узлов связи до широкого спектра узлов доступа в о

Интернет — пунктов коллективного доступа проекта «Кибер Почт@» и т.д. [8]. На сегодня к фи- а

нансовым услугам, оказываемым в отделениях почтовой связи России населению и юридическим ^ лицам, можно отнести следующие: почтовые переводы денежных средств; прием коммунальных и

муниципальных платежей; прием вкладов от населения по договорам с банками; инкассация денеж- 2

ных средств; прочие услуги, связанные с движением (перечислением) денежных средств по поруче- о

со

ниям контрагентов. о

Успешное решение задач развития связи по наиболее полному и качественному удовлетворе- о нию потребностей общества в ее услугах, изыскание наиболее рациональных форм и методов пла- ~ нирования и менеджмента, реализация достижений научно-технического прогресса во многом за- ^ висят от эффективного функционирования предприятий связи, которое, в свою очередь, во многом ф определяется умением грамотно анализировать его деятельность в контексте макрорыночных приоритетов выстраивания общенациональной системы современных почтовых коммуникаций. Услож- ^ нение хозяйственных отношений, глобализация и либерализация рынков связи, усиление влияния ® научно-технического прогресса и конкурентной борьбы на рынке услуг связи, динамизм потребно- ^ стей пользователей услуг в структурном и качественном планах диктуют настоятельную потреб- § ность в совершенствовании менеджмента организаций связи и разработке инструментария количе- о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.