Научная статья на тему 'Производственные и логистические проблемы реформирования ФГУП "Почта России"'

Производственные и логистические проблемы реформирования ФГУП "Почта России" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3969
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелешко Д. А., Резникова Н. П.

Реформирование производственных процессов фгуп "Почта России" является необходимым условием успешного выполнения предприятием своих функ ций и предполагает изменение структуры управления почтовой сетью, сокраще ние непроизводственных издержек, модернизацию и автоматизацию всех ком понентов системы в целях коренного улучшения основных показателей качест ва работы сети. В статье рассмотрены проблемы, без разрешения которых невозможна разработка оптимальной модели производственного (в том чис ле и транспортного) процесса обмена почтой, с учетом особенностей совре менной почтовой связи и требований нового принципа построения сети -зо нально узлового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственные и логистические проблемы реформирования ФГУП "Почта России"»

у

Производственные и логистические проблемы реформирования ФГУП "Почта России”

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ФГУП "ПОЧТА РОССИИ" ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СВОИХ ФУНКЦИЙ И ПРЕДПОЛАГАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЧТОВОЙ СЕТЬЮ, СОКРАЩЕНИЕ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК, МОДЕРНИЗАЦИЮ И АВТОМАТИЗАЦИЮ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ КОРЕННОГО УЛУЧШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА РАБОТЫ СЕТИ. В СТАТЬЕ РАССМОТРЕНЫ ПРОБЛЕМЫ, БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНА РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО (В ТОМ ЧИСЛЕ И ТРАНСПОРТНОГО) ПРОЦЕССА ОБМЕНА ПОЧТОЙ, С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ И ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ СЕТИ - ЗОНАЛЬНО-УЗЛОВОГО.

Мелешко Д.А.,

аспирант МТУСИ Резникова Н.П.,

профессор, д.э.н., заведующая кафедрой МТУСИ [email protected]

На динамично развивающемся современном рынке услуг почтовая связь остается важным и востребованным средством передачи информации. Известно, что почтовая связь выполняет в России важнейшую социальную функцию: на сегодняшний день в РФ все еще существуют отдаленные населенные пункты, где почта остается единственным видом связи с миром. Вместе с тем, ФГУП "Почта России" имеет значительный экономический потенциал и определенные конкурентные преимущества для того, чтобы зарабатывать прибыль: у нее самый большой в России охват страны филиалами (более 40000 отделений связи в тех регионах, где другие предприятия и финансовые компании не считают целесообразным открывать свои подразделения); налаженная столетиями производственная система и "ноу-хау"; наличие своего парка автотранспорта во всех регионах страны и почтовых вагонов по всем основным магистралям; тесное международное сотрудничество более чем со 190 странами мира — членами Все-

мирного почтового союза. Все это является предпосылками для успешного функционирования предприятия не только как логистического оператора, но также как коммерческой и финансовой организации.

Во многих странах мира национальные почтовые службы зарекомендовали себя как успешные, высокорентабельные предприятия, по уровню доходности сравнимые с энергетическими мировыми компаниями. Главными приоритетами развития таких мировых компаний являются: качество и надежность в работе с клиентами, высокая автоматизация и компьютеризация производственных процессов, развитие новых современных видов услуг, максимально комплексное удовлетворение потребностей клиентов на базе основных традиционных видов услуг, глобализация и интеграция процессов и выход на рынок других стран.

Между тем, федеральная почтовая служба России, несмотря на богатый потенциал, в связи со своей фундаментальностью и неповоротливостью не успевает за требованиями рынка по внедрению в производственные процессы новейших технологий и оказанию современных качественных услуг. Дело осложняется тем, что на рынке почтовой связи возникла достаточно жесткая конкуренция: активно развиваются как международные компании, так и ряд российских и совместных компаний, которые охватывают рынок самых прибыльных сегментов этой отрасли в области экспресс-доставки грузов и логистических услуг [4]. Такие компании осваивают, главным образом, рынки важнейших транспортных

узлов: Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга и других крупных городов. Доля федеральной почтовой службы России в этой области очень мала и составляет около 10-15%, а росту доверия клиентов к компании и укреплению ее позиций (несмотря на определенные конкурентные преимущества ФГУП "Почта России") мешают низкие показатели качества выполнения сроков доставки почтовых отправлений, их сохранности и надежности [9]. Например, такой показатель качества оказания услуг, как своевременность доставки письменной корреспонденции, в Швейцарии выполняется на 97,4%, а в России — на 87,1%, при этом, по Москве этот показатель составляет 44,3%, а по Московской области — лишь 33%.

Эти и другие факты говорят о необходимости дальнейшего реформирования почтовой службы. Необходимость этого была осознана уже довольно давно, и реформы начались, но были остановлены глобальными изменениями в стране в конце 80-х годов прошлого столетия. Последовавшие затем реформы, начатые в 1990-е годы, привели к разукрупнению предприятий, потере контроля над работой почтовой системы, сложностям взаиморасчетов, снижению ответственности отдельных предприятий за качество услуг. Однако образование в 2003 г. единой федеральной почтовой компании с сильной вертикалью власти позволяет в настоящее время более оперативно решать возникающие трудности, координировать работу регионов согласно общей политике, равномерно развивать услуги в филиалах, гарантировать предо-

у

ставление социальных услуг населению.

В целях совершенствования логистических процессов — обработки, сортировки, транспортировки, доставки, материального обеспечения производства — в 2006 г. во ФГУП "Почта России" была закончена работа по выделению специализированных подразделений из структуры филиалов и образованию 50 магистральных сортировочных центров (и 8 участков) под руководством Главного центра магистральных перевозок почты [5]. Созданная система позволила создать единый центр управления движением почтовых потоков по всем, ранее разрозненным, магистральным путям России. Дальнейшее реформирование производственной системы, нацеленное на техническое переоснащение производства, предполагает строительство автоматизированных сортировочных центров первоначально в Москве и Санкт-Петербурге, а затем в Екатеринбурге, Самаре, Ростовена-Дону, Нижнем Новгороде и Минеральных водах. В других узлах, где строительство автоматизированных сортировочных центров приведет к росту затрат, в связи с тем, что затраты на автоматизацию процессов превысят сокращение совокупных расходов, планируется механизировать ручной труд путем оснащения узлов дополнительным оборудованием, позволяющим облегчить и упростить производственный процесс.

Основополагающим элементом реформирования производственной системы является изменение принципа обработки почты. Исторически сложившийся радиально-узловой принцип построения сети почтовой связи в настоящее время подвергается модернизации в связи с экономической целесообразностью укрупнения узлов сортировки. При радиально-узловой системе главные производственные процессы сортировки (укрупненно) проводятся в основных узлах, в других узлах идет более детальная подсортировка. Предлагаемый зонально-узловой принцип предусматривает концентрацию потоков в крупных сортировочных центрах, что позволяет исключить промежуточные этапы сортировок (в почтамтах) и других объектах почтовой системы. Предполагается, что зонально-узловая система позволит сократить время на сортировку и обработку почты, уменьшить трудозатраты операторов, осуществляющих обработку почты вручную, устранить неэффективные пробеги автотранспорта внутри объектов почтовой связи.

Для эффективного функционирования автоматизированных процессов и в целях ускорения процессов погрузо-разгрузочных ра-

бот при транспортировке почты, а также в целях повышения надежности и сохранности, ФГУП "Почта России" внедряет в оборот многооборотную почтовую тару (МПТ) — это полимерные ящики и контейнеры различных видов для перевозки в автотранспортных средствах и почтовых вагонах. Новые требования к погрузо-разгрузочным работам влекут за собой необходимость дооборудования объектов почтовой связи и оснащения соответствующей техникой. Перевозка почты в МПТ в связи с существенным изменением плотности загрузки почты влечет за собой рост транспортных расходов почти в 2 раза. Это требует пересмотра всей системы перевозки почты и комплектации автопарка транспортными средствами соответствующей грузоподъемности.

Проводимые во ФГУП "Почта России" мероприятия по изменению производственных процессов, требующие разработки новой логистической схемы, влекут за собой необходимость пересмотра технологии обработки, доставки, и транспортировки почты, а также изменения и оптимизации маршрутов и выбора оптимальных видов транспортных средств. Наиболее эффективным способом реализации названных процессов совершенствования логистики предприятия является применение интегрированного подхода к управлению, другими словами — интегрированной логистической концепции. На сегодняшний день для ФГУП "Почта России" ни в теоретических работах, ни в практической реализации

нет четкого определения логистической концепции развития почтового предприятия. Основы логистической концепции развития предприятия были описаны классиками интегрированной логистики Д. Бауэрсоксом и Д. Клос-сом [6]. Если коротко, то концепция заключается в следующем: логистика предприятия должна быть направлена не только на координацию работы внутри компании в процессе управления движением логистических потоков, но и на интеграцию в логистический процесс внешних факторов. То есть логистический подход должен быть ориентирован на всех участников и учитывать следующие связи: связь с поставщиками; связь с потребителями; связи в технологических процессах внутри одного подразделения; связи в логистических процессах между подразделениями внутри предприятия; логистические связи между предприятиями в логистической цепочке [6].

На наш взгляд, в процессах и направлениях развития логистики предприятия в большей мере присутствуют критерии информационной концепции логистики, основные стратегические задачи которой состоят в автоматизации производственных процессов и процессов управления и использовании информационно-компьютерной поддержки для решения сложных оптимизационных логистических задач [8].

Для обеспечения эффективного функционирования производственных процессов ФГУП "Почта России" проводит ряд мероприятий по снабжению компьютерами всех объ-

Задачи, решаемые магистральной и внутрирегиональной логистикой почтовой связи

Магистральная логистика Региональная логистика

1. Определение направления развития логистических процессов, видов логистических услуг. 2. Определение оптимального количества магистральных центров (а также иных объектов, в которых происходят процессы обработки и сортировки почты, следующей на магистральных маршрутах) и их размещение. 3. Формирование рациональных логистических цепей обслуживания почтовых потоков (планирование, организация, управление и контроль процессом перемещения почтовых отправлений, а также информации о них) на магистральном уровне. 1. На стадии поступления: 1.1. Организация получения и обработки почтовых отправлений. 1.2. Организация складских операций с поступающими от адресата потоками (упаковка, комплектация, выполнение других операций, непосредственно предшествующих отгрузке на магистраль). 1.3. Организация отгрузки почты на магистраль. 2. На стадии доставки: 2.1 Планирование и распределение почтовых потоков по направлениям. 2.2 Организация доставки и контроль за транспортированием. 2.3 Организация складских операций с доставляемыми почтовыми потоками (перегрузка, подсортировка, другие операции).

у

ектов почтовой связи, в том числе передвижных, внедрению системы штрих-кодирования (для упрощения контроля прохождения почтовых отправлений через объекты почтовой связи), оснащению технологических участков компьютерами и созданию единой информационной базы. Единая информационная логистическая модель разрабатывается в рамках аутсорсинга компанией ЗАО "Рамакс Интер-нейшенл" по техническому заданию, представленному ФГУП "Почта России". Прорабатывается возможность оснащения автотранспортных средств почтовой связи средствами спутникового слежения и навигации.

К сожалению, проведение всех этих мероприятий, действительно необходимых для современного развития предприятия, усложняется из-за отсутствия гибкости и оперативного взаимодействия между подразделениями предприятия, управление логистическими процессами которых осуществляется из разных подразделений аппарата управления.

Логистическая сеть, существующая на предприятии, является многоуровневой системой и осложнена наличием множества дублирующих связей. Основные логистические процессы почтовой связи подразделяются на магистральные и внутрирегиональные. При этом каждая из подсистем имеет свои собственные задачи, представленные в таблице.

Уже из перечня задач ясно, что информационная концепция логистики, несмотря на то, что требует и позволяет обладать необходимой и достаточной информацией о процессах в различных подразделениях, не дает подходов и методов к осуществлению гибкого и оперативного управления и взаимодействия всех участников процессов, что обусловливает необходимость преобразования управления логистикой. При этом непосредственное применение известных методов оптимизации производственных систем почтовой связи [1,2,3] для построения эффективной логистической почтовой сети, способной обеспечивать работу предприятия в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми клиентами к услугам почтовой связи, достаточно проблематично в связи с нынешними особенностями и проблемами почтовой службы, которые были выявлены нами в ходе анализа проводимых во ФГУП "Почта России" реформ по изменению производственных процессов, а именно:

1) построение сети объектов почтовой связи сложилось исторически на основе социального принципа без учета экономической эффективности работы объекта, что влечет за собой высокие издержки предприятия на со-

держание убыточных объектов;

2) плачевное состояние транспортного парка предприятия и практическое отсутствие автотранспортных средств, способных перевозить почту в контейнерах (многооборотной почтовой таре), требует высоких затрат на обновление автопарка;

3) низкое качество российских дорог (частый ремонт мостов, закрытие дорог, плохое качество дорожного покрытия и другие проблемы) не позволяет выполнять запланированные показатели по срокам доставки. Многокилометровые пробки и невозможность осуществлять перевозки в дневное время в Москве усложняют и удорожают своевременную доставку почты в столице;

4) в программе реформирования системы почтовой логистики и внедрения зонально-узлового принципа за основу были взяты неточные сведения об объемах почтовых отправлений, не учтены потоки новых видов услуг предприятия. Это объясняется трудностью учета почтовых отправлений, неточностью при переводе весовых показателей объема почты в количественные, неточным маркетинговым прогнозом изменения количества почтовых отправлений и других видов услуг;

5) невозможность реализации такой логистической схемы облуживания автоматизированного сортировочного центра, какую предлагают иностранные консультанты (Е^д, (Италия), Siemens AG (Германия)), которые в настоящее время осуществляют строительство автоматизированных сортировочных центров в России. Это объясняется рядом особенностей России, в частности, — большой территорией и протяженностью дорог страны, низкой концентрацией (плотностью) населения (к примеру, показатель количества почтовых отравлений, приходящихся на 1 км2, в России меньше в 34 раза, чем в Италии, в 6 раз, чем в Канаде и в 130 раз, чем в Германии).

Перечисленные выше особенности и проблемы приводят:

— к большому количеству направлений сортировки и, соответственно, длинному производственному циклу обработки почты (даже в автоматическом режиме);

— к большим транспортным расходам, связанным с большими расстояниями пробега автотранспорта, обслуживающего зону узла магистрального сортировочного центра (или автоматизированного сортировочного центра);

— к тому, что сроки обработки и доставки почты остаются большими.

При разработке новой логистической

схемы необходимо также учитывать такие ограничения, как: критерии качества (контрольные сроки доставки письменной корреспонденции, утвержденные Правительством Российской Федерации и своевременные сроки доставки периодической печати населению); разные режимы работы объектов почтовой связи, установленные нормативно в зависимости от видов объектов; необходимость разработки единых технологических процессов в различных почтовых объектах; необходимость оказания, кроме традиционных, новых коммерческих услуг и выполнения почтовыми работниками операций по приему-выдаче денежных средств [7].

Перечисленные проблемы, условия и ограничения, требующие учета при разработке более совершенной, чем существующая, модели производственного (в том числе, и транспортного) процесса обмена почтой, опирающейся на новый принцип построения сети, не должны обесценить двуединую целевую функцию ФГУП "Почта России" — рост прибыли предприятия при качественном выполнении социальных задач, возложенных на предприятие государством и обществом.

Литература

1. Барсук ВА. Методы выбора оптимальных решений при организации доставки почтовых отправлений. — М.: Связь, 1976.

2. Барсук В.А., Губин Н.М., Батый А.Р. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении в отрасли связи. — М.: Радио и связь, 1984.

3. Барсук И.В. Технические средства автоматизированной обработки почтовых отправлений/ Под. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, д.т.н., профессора А.В.Петракова. — М., 2005.

4. Вольпина М. Рынок экспресс-перевозок ждет перемен//Логинфо. — 2006. — №4. — С. 3-5.

5. Евдокимов В., Юнкин П. Система магистральной логистики нуждается в глубоких переме-нах//Почта России. — 2005 — №7. — С.10-13.

6. ДБауэрсокс, Д Клосс. Логистика: интегрированная цепь поставок. — М.: ЗАО "Олимп-биз-нес", 2005.

7. Менеджмент в телекоммуникациях/Под ред. Н.П.Резниковой, Е.В.Деминой. — М.: Эко-Трендз, 2005. — 392 с.

8. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2001.

9. Сергиенко М. Услугу в срок // Почта России. — 2007. — № 7. — С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.