Научная статья на тему 'Современные задачи физического воспитания физически здоровых студентов'

Современные задачи физического воспитания физически здоровых студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ГИПОДИНАМИЯ / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING / PEDAGOGICAL TASKS / HYPODYNAMYA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязева Е. Д., Кузнецов О. Ю., Петрова Г. С.

На основе анализа результатов скрининговых антропометрических исследований индивидуального физического развития и функциональной тренированности студентов, проведенных в Тульском государственном университете в 2006-2012 гг., формулируются принципиально новые педагогические задачи физического воспитания студенческой молодежи в современных условиях, исходя из реального состояния их физических возможностей. Также исследуется аспект влияния гиподинамии на физическую развитость и тренированность современного студенчества и формулируются задачи по предотвращению и преодолению средствами физического воспитания негативных последствий ее влияния на состояние здоровья молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязева Е. Д., Кузнецов О. Ю., Петрова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TASKS OF PHYSICAL TRAINING OF PHYSICALLY HEALTHY STUDENTS

On the basis of the analysis of results of screening anthropometrical researches of individual physical development and a functional training of the students who have been carried out at the Tula state university in 2006-2012, essentially new pedagogical problems of physical training of student's youth in modern conditions, proceeding from a real condition of their physical opportunities are formulated. Also the aspect of influence of a hypodynamya on physical development and a training of modern students is investigated and tasks of prevention and overcoming by means of physical training of negative consequences of its influence on a state of health of young people are formulated.

Текст научной работы на тему «Современные задачи физического воспитания физически здоровых студентов»

УДК 378.037.1

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ

Е.Д. Грязева, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова

На основе анализа результатов скрининговых антропометрических исследований индивидуального физического развития и функциональной тренированности студентов, проведенных в Тульском государственном университете в 2006-2012 гг., формулируются принципиально новые педагогические задачи физического воспитания студенческой молодежи в современных условиях, исходя из реального состояния их физических возможностей. Также исследуется аспект влияния гиподинамии на физическую развитость и тренированность современного студенчества и формулируются задачи по предотвращению и преодолению средствами физического воспитания негативных последствий ее влияния на состояние здоровья молодых людей.

Ключевые слова: физическое развитие, функциональная тренированность, физическое воспитание, педагогические задачи, гиподинамия

Начиная с 2006 года в Тульском государственном университете силами сотрудников кафедры физического воспитания и спорта проводится регулярное скрининговое антропометрическое обследование студентов в целях определения уровня и степени пропорциональности и гармоничности индивидуального физического развития обучающихся. Исследование включает в себя измерение охватных размеров частей тела в 12 проекционных плоскостях, последующую фиксацию результатов в индивидуальном антропометрическом паспорте, выдаваемом каждому студенту вместе с зачетной книжкой на весь период обучения, сопоставление полученных данных между собой и с показателями физиологической нормы. В результате удается объективно и достоверно установить для каждого студента уровень индивидуальной физического развитости отдельных частей тела и соответствующих им групп мышц, а на основании этого - степень риска развития у них ряда конкретных соматических заболеваний. Методика проведения антропометрического обследования и оценки полученных результатов была представлена нами в целом ряде публикаций [1, 2, 3, 4].

Результаты антропометрического обследования первокурсников, поступающих на обучение в ТулГУ на протяжении последних шести лет, позволяют дифференцировать их на несколько групп, представители которых качественно отличаются по характеру и уровню своего индивидуального физического развития, о чем мы также писали ранее [1, 4]. Все студенты, как поступающие в университет, так и продолжающие обучаться в нем на протяжении нескольких лет, по уровню своей физической развитости и функциональной подготовленности могут быть разделены на четыре основные группы:

• физически здоровые и функционально развитые студенты;

• студенты, физически здоровые, но диспропорционально развитые, а поэтому функционально ослабленные;

• студенты с отставанием в физическом развитии и слабой функциональной тренированностью, но по медицинским показаниям годные без ограничений к занятиям по физической культуре (физически неразвитые студенты);

• студенты с хроническими соматическими патологиями, функционально и по медицинским показаниям ограниченно годные к занятиям по физической культуре, образующие специальную медицинскую группу обучающихся.

К первой группе относятся юноши и девушки, физическая развитость которых соответствует анатомо-физиологической норме физического развития в соответствии с возрастом. Их количество традиционно составляет от 8 до 10 % от общего числа студентов.

Вторую группу образуют обучающиеся с внешне выраженной диспропорцией физического развития верхних и нижних конечностей (как правило, с детренированностью верхних и гипертрофированностью нижних), а также с недостаточно развитой областью шейно-плечевого пояса, причиной которой является недостаточность объемов мускульной нагрузки на руки в процессе слабоинтенсивной трудовой и учебной деятельности при общем высоком уровне двигательной (моторной) активности индивидов. В общей студенческой массе их число достигает трети и колеблется в диапазоне от 24 до 27 %.

Третью группу обучающихся составляют физически относительно здоровые и от природы пропорционально сложенные молодые люди, но обладающие общим пониженным уровнем физического развития или функциональной тренированности вследствие влияния на них внешних социально-бытовых факторов, провоцирующих развитие гиподинамии (малоподвижный образ жизни, автоматизация быта, высокий материальный достаток семьи). Число таких молодых людей с отставанием в индивидуальном физическом развитии сегодня уже превышает половину всех студентов университета и составляет на разных курсах от 50 до 55 % от общего числа студентов.

В состав четвертой группы отнесены студенты, обладающие явно выраженными и клинически подтвержденными соматическими патологиями телосложения или физического развития, которые по медицинским показаниям не могут участвовать в процессе физического воспитания наравне со своими физически здоровыми сверстниками. Такие студенты на каждом курсе традиционно составляет приблизительно шестую часть обучающихся, а их число варьируется от 15 до 17 % в общей массе сверстников [2. С. 192-193].

Соотношение между указанными группами обучающихся, характеризующихся различием качественных признаков индивидуального физического развития и функциональной тренированности, представлено на диаграмме (рисунок).

□ функционально тренированные

■ диспропорционально развитые

□ отстающие в физическом развитии

□ с наличием соматических заболевании

Дифференциация студентов на группы по степени их физического развития и функциональной тренированности

Физическое воспитание студентов, относящихся к последней группе, осуществляется средствами адаптивно-оздоровительной физической культуры, использование которых в педагогическом процессе имеет специфические особенности своего практического применения. Тема данной публикации не предполагает рассмотрения вопроса педагогических задач физического воспитания

гических задач физического воспитания только тех студентов, которые по медицинским показаниям могут быть без ограничений допущены к занятиям по физической культуре.

Дифференциация студентов по уровню их физической развитости и функциональной тренированность в силу своего объективного существования предполагает необходимость постановки и решения целого комплекса педагогических задач в процессе их физического воспитания, которые бы не только принимали во внимание, но и учитывали существующие различия в уровне индивидуальной готовности обучающихся к организованным физическим нагрузкам и их субъективной способности воспринимать и преодолевать их с пользой для себя. Исходя из педагогических принципов гуманизма образования и индивидуальной ориентированности процесса обучения, мы должны указать, что задачи физического воспитания физически здоровых студентов должны быть подразделены на общие и специальные. Первые должны распространяться на всех студентов, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям по физической культуре, без учета особенностей их индивидуального развития и сте-ничности, т.е. иметь универсальный характер. Вторые, наоборот, должны диверсифицировать содержание процесса физического воспитания студентов, в зависимости от того, к какой из трех перечисленных групп они по уровню своего физического развития в конкретный момент времени относятся, с тем чтобы через адресное применение средств физического воспитания максимально способствовать освоению каждый обучающимся избранной им программы высшего профессионального образования.

К общим (или универсальным) задачам физического воспитания студентов в вузе относятся:

1) преодоление через организованное применение средств физического воспитания дефицита моторной (двигательной) активности студентов при сохранении «традиционной» (или урочно-акдиторной) структуры образовательного процесса;

2) формирование у обучающихся устойчивых навыков двигательной активности и самоконтроля своего физического состояния, практическое применение которых студентами в повседневной жизни может способствовать интенсификации их интеллектуальной деятельности и повышению работоспособности в соответствии с анатомо-физиологическими законами жизнедеятельности человека;

3) общее повышение уровня знаний об анатомии человека и физиологии его жизнедеятельности, а также об анатомо-физиологических способах стимулирования работоспособности и интенсивности интеллектуальной деятельности за счет физической активности и без использования стимулирующих веществ естественного (биологического) или искусственного (химического) происхождения;

4) формирование у студентов привычки регулярной физической активности как средства поддержания высокой интенсивности жизнедеятельности и основы здорового образа жизни.

Каждая из перечисленных общих задач физического воспитания физически здоровых студентов настоятельно продиктована насущными потребностями сегодняшнего дня. Чтобы адекватно осознать это, необходимо прокомментировать каждую из них в отдельности.

Задача преодоления дефицита двигательной активности исходит как из малоподвижного по своей сути характера учебной деятельности студентов, так и из общего снижения объема операционных физических нагрузок на организм человека, обеспечивающих его жизнедеятельность, вследствие скачкообразного развития научно-технического прогресса и связанного с ним снижения двигательной активности в производственной и бытовой сферах. Причем тенденция эта свойственна не только студенческой молодежи России, но и всему человечеству. Объективной реальностью сегодняшнего дня стало развитие гиподинамии, принимающей в масштабах планеты пандемический характер.

Согласно официальным докладам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), еще 10 лет назад, в 2002 г., гиподинамии была официально признана пятым по значимости социальным фактором смертности населения нашей планеты (вслед за наркоманией, хроническим недоеданием, алкоголизмом и табакокурением), от которого ежегодно умирает свыше 2 млн человек, а в 19 млн летальных случаев она выступает сопутствующим фактором. В целом в мире среди лиц старше 15 лет гиподинамия встречается у 17 % взрослого населения планеты, причем в развитых странах число людей, подверженных воздействию этого фактора риска для здоровья, возрастает в два-три раза и достигает 31-51 %. В это число включены те люди, которые не испытывают на свой организм физические нагрузки повышенной интенсивности более 2,5 ча-

сов в неделю. При этом указывается, что важнейшей причиной развития массовой гиподинамии у населения Земли является несформированность навыков активного образа жизни, отсутствие субъективной мотивации и потребности в занятиях физической культурой [5. С. 111-112].

На данные статистики ВОЗ можно было бы не обращать особого внимания, если бы с ними в самой высокой степени не коррелировали результаты антропометрических исследований гармоничности индивидуального физического развития студентов ТулГУ. Как явственно видно из приведенных выше данных, чуть более половины студентов университета отстают в своем физическом развитии и характеризуются слабой функциональной тренированностью, что полностью совпадает с данными ВОЗ о масштабах распространенности гиподинамии среди населения развитых стран мира (как мы видим, Россия по этому показателю относится к их числу). Таким образом, мы с полной уверенностью может говорить, что половина современных студентов объективно подвержена влиянию гиподинамии, что находит свое прямое отражение в их телосложении и может быть установлено и зафиксировано инструментальными методами.

Думается, нет смысла объяснять далее, почему преодоление дефицита двигательной активности студентов через организованное применение средств физического воспитания должно рассматриваться как актуальнейшая педагогическая задача современности при организации процесса физического воспитания физически здоровых студентов не только в ТулГУ, но и во всех остальных вузах страны.

Многочисленными клиническими исследованиями установлена и доказана прямая взаимосвязь умственного и физического развития человека, его интеллектуальной и динамической активности. В частности, новейшими исследованиями научного коллектива Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (Москва) с использованием инструментальных методов контроля доказано, что мыслительная деятельность человека оказывает на функционирование его сердечно-сосудистой системы воздействие, аналогичное тому, какое оказывает на нее выполнение физической работы. В основе этого воздействия лежит естественная необходимость удовлетворения физиологической потребности головного мозга в дополнительном питании в случае осуществления им интенсивной умственной деятельности, что автоматически влечет за собой повышение объема церебрального кровообращения [6, 8]. Дополнительный приток крови в область мозга и неизбежно сопутствующее ему повышенное поступление питательных веществ могут быть превентивно обеспечены выполнением специального комплекса физических упражнений, интенсифицирующих церебральную гемодинамику, о чем мы также уже ранее писали

[7].

Таким образом, организованная физическая активность студентов посредством выполнения во время занятий по физической культуре специально разработанных комплексов физических упражнений будет способствовать интенсификации индивидуальной и коллективной интеллектуальной деятельности обучающихся, а следовательно, способствовать повышению качества образовательного процесса и индивидуальной успеваемости студентов. Поэтому сегодня

столь актуальной является педагогическая задача формирования у обучающихся устойчивых навыков двигательной активности и самоконтроля своего физического состояния, реализация которой в процессе их физического воспитания будет способствовать появлению у каждого студента реальной возможности, не зависящей от социально-бытовых факторов, создания для себя средствами физического воспитания оптимальных условий для успешного освоения избранных ими программ высшего профессионального образования.

Правильно организованная и вошедшая у студентов в привычку индивидуальная физическая активность помимо создания оптимальных физиологических условий для интенсивной интеллектуальной деятельности может помочь им отказаться от использования для достижения этой цели психоактивных веществ (лекарственных препаратов, табака, алкоголя). Чтобы это благое пожелание стало реальностью, студенты наряду с практическими навыками по стимуляции через выполнение физических упражнений тех или иных биохимических процессов в организме должны получать еще и конкретные теоретические знания по физиологии жизнедеятельности человека, чтобы через сочетание теории и практики на собственном примере познать и закрепить соответствующую модель динамической активности и неразрывно с ней связанного социального поведения. Иными словами, мы можем говорить о профилактическом влиянии организованной физической активности студентов на характер и содержание их социальной коммуникации, которая не может быть реализована в полном объеме при отсутствии у них теоретической информации или источников ее получения.

Все это позволяет говорить о необходимости увеличения объема теоретических знаний по физиологии жизнедеятельности человека, приобретаемых во время занятий по физической культуре, что ещё раз подчеркивает важность и актуальность педагогической задачи повышения уровня теоретических знаний студентов в этой области.

Сочетание теории и практики, совмещение процессов обучения и воспитания могут создать условия для осознанного формирования у какого-то процента студентов модели бытия и социального поведения, индивидуально ориентированной на достижение жизненного и профессионального успеха с опорой на гармоничное сочетание субъективной интеллектуальной и физической активности, а также на индивидуальное восприятие ценностей и приоритетов здорового образа жизни. Процент современных молодых людей, готовых принять для себя такую модель жизнедеятельности в условиях пандемического распространения гиподинамии, может быть и не очень велик, но тем не менее российская высшая школа и существующая в ее структуре система физического воспитания студенческой молодежи не должна лишать обучающихся шанса выбрать для себя возможность сформировать навыки здорового образа жизни.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что педагогическая задача формирования у студентов привычки регулярной физической активности как средства поддержания высокой интенсивности жизнедеятельности и основы здорового образа жизни должна рассматриваться в числе перво-

очередных при планировании и организации процесса их физического воспитания в вузе.

Специальные задачи физического воспитания отдельных категорий студентов, дифференцируемых по уровнях физического развития и функциональной тренированности, должны учитывать специфику каждой из перечисленных групп студентов, чтобы содержание процесса физического воспитания адекватно соответствовало их индивидуальным особенностям и способствовало их физическому совершенствованию и гармоничному развитию. Вполне очевидно, что для каждой из выделенных групп студентов эти задачи должны различаться и определять групповую специфику содержания процесса физического воспитания, не входя при этом в противоречие с общими или универсальными задачами физического воспитания физически здоровых студентов.

Процесс физического воспитания физически развитых и функционально тренированных студентов должен реализовывать следующие педагогические задачи:

1) обеспечение оптимально необходимого и достаточного уровня динамической активности и физических нагрузок в целях поддержания у студентов оптимального индивидуального уровня физического развития, соответствующего показателям анатомо-физиологической нормы;

2) дальнейшее совершенствование, а при необходимости - формирование и развитие сложнокоординационных двигательных навыков, обеспечивающих возможность повышения интенсивности деятельности центральной нервной системы и интеллектуальной деятельности студентов через использование ими средств физической культуры;

3) создание благоприятных психологических условий (через формирование «ситуаций успеха») для эмоциональной мотивации обучающихся к активной учебной деятельности в вузе.

Необходимость наличия и практической реализации такой педагогической задачи физического воспитания, как создание оптимального уровня динамической активности и физических нагрузок в целях поддержания у студентов уже существующей функциональной тренированности объясняется существованием критерия Всемирной Организации Здравоохранения, согласно которому хроническая гиподинамия у человека наступает тогда, когда он в течение недели не получает организованной физической нагрузки продолжительностью более 2,5 часов [5. С. 111]. Нормативное требование Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-3) по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования (при очной форме обучения) об обязательном наличии в учебных планах вузов четырех академических часов занятий по физической культуре в неделю для всех студентов 1-4 курсов является прямым исполнением рекомендации ВОЗ по минимизации рисков возникновения и развития у населения соматических заболеваний вследствие влияния на их организм малоподвижного образа жизни. По сути, занятия по физической культуре, стоящие в сетке расписания учебных занятий вуза, играют социаль-но-регуляторную роль, обязывая студентов к физической активности и посред-

ством их вовлечения в процесс физического воспитания формируя у них минимально необходимый и достаточный объем динамической активности, препятствующий развитию гиподинамии и постепенному угасанию жизненных функций их организма. Таким образом, физическое воспитание студентов в рамках общего расписания занятий является не только нормативно установленной обязанностью, но и в определенной степени формой социально-гуманитарной ответственности вузов перед студенческой молодежью.

Обычно, как показывает практика, высокий уровень индивидуального физического развития и функциональной тренированности присущ тем студентам, физическая активность которых в школьные годы была организована занятиями каким-то определенным видом спорта во внеучебное время. Занятия спортом, безусловно, физически развивают и тренируют организм молодых людей, но им присущ один недостаток, который является прямым следствием содержания спортивных тренировок: каждому виду спорта присущ определенный комплекс движений и действий, способствующий формированию набора соответствующих двигательных навыков и их динамических стереотипов, что сопровождается естественным угасанием невостребованных спецификой спорта двигательных функций. Важнейшей целью физического воспитания в отличие от физических тренировок является гармоничное развитие тела человека и его функций, поэтому на занятиях по физической культуре с физически развитыми и функционально тренированными студентами дополнительное внимание должно уделяться развитию у них всей широты палитры двигательных навыков. Это будет способствовать не только расширению арсенала их двигательных операционных возможностей, но и повышению уровня их интеллектуальной активности, поскольку при разучивании и последующем закреплении новых для человека сложнокоординационных действий интенсифицируется деятельность и центральной нервной системы.

Именно поэтому педагогическая задача развития и дальнейшего совершенствования сложнокоординационных двигательных навыков, обеспечивающих возможность повышения интенсивности деятельности, центральной нервной системы и интеллектуальной деятельности является столь актуальной сегодня именно в отношении физических развитых и функционально тренированных студентов.

Особенностью бытия каждого молодого человека, обучающегося в вузе, является его объективная вовлеченность в процесс социализации и социальной коммуникации, проходящих в разных плоскостях и системах измерений. Благоприятному социальному самочувствию каждого молодого человека способствует наличие у него индивидуальных «ситуаций успеха», позволяющих ему получать позитивные эмоциональные трансакции и поощрения. Процесс физического воспитания, предоставляющий широкое поле средств для индивидуального самосовершенствования каждого обучающегося, объективно даёт каждому студенту возможность получить и пережить свою «ситуацию успеха», причем в присутствии учебного коллектива, что повышает ее субъективную ценность и значимость. А это, в свою очередь, открывает широкие горизонты

для педагогического управления с помощью поощрений всей учебной деятельностью студента в вузе.

Вот почему педагогическая задача создания благоприятных психологических условий для эмоциональной мотивации обучающихся к активной учебной деятельности в вузе должна рассматриваться в качестве первоочередной в процессе их физического воспитания.

Физическое воспитание диспропорционально развитых, а поэтому функционально ослабленных студентов, число которых составляет четверть от всех обучающихся, должно реализовывать следующие практически педагогические задачи:

1) преодоление средствами физического воспитания диспропорции индивидуального анатомо-физиологического развития и доведение его до уровня физической нормы;

2) коррекция набора сложнокоординационных навыков через приобретение и развитие некоторых из них, а также последующее совершенствование имеющихся навыков двигательной активности в целях понижения энергетических и пластических затрат на их выполнение;

3) стабилизация за счет акцентированого применения средств физического воспитания обменных процессов в организме студентов как физиологической основы гомеостаза в целях повышения интенсивности и эффективности их познавательной деятельности;

4) расширение диапазона двигательных функций и возможностей как функциональной основы успешной учебной и будущей профессиональной деятельности;

5) минимизация времени и последствий процесса психологической адаптации студентов к вновь приобретенным физическим возможностям через формирование социально адекватного стереотипа их применения в повседневной жизни.

Диспропорционально развитые студенты в соответствии с результатами их антропометрического обследования характеризуются выраженной недостаточной развитостью мускулатуры верхних конечностей, шейно-плечевого отдела, мышечного корсета брюшной и поясничной области. Такие студенты легко и успешной могут совершать определенные виды двигательной активности (бегать, прыгать), но зачастую неспособны при этом выполнить силовые упражнения (подтягивание, отжимание от опоры). С целью гармонизации их физического развития объективно необходимо уделять большое внимание в процессе их физического воспитания выполнению конкретных физических упражнений, специально разработанных для тренировки отдельных групп мышц. Это, в свою очередь, требует изменения содержания занятий по физической культуре таким образом, чтобы применяемые при их проведении средства физического воспитания не только развивали мускулатуру в недостаточно тренированных областях тела, но и поддерживали имеющийся уровень функциональной тренированности развитых частей тела. В совокупности это приведет к стабилизации и гармонизации физического развития этой группы студентов, однако потребует

существенной коррекции содержания процесса физического воспитания студентов в вузе.

Именно поэтому педагогическая задача преодоление средствами физического воспитания диспропорции индивидуального анатомо-физиологического развития обучающихся и доведение их телосложения до уровня физической нормы в настоящее время должна рассматриваться в числе наиболее актуальных и первоочередных, т.к. не требует от вузов ни дополнительных материальных затрат, ни организационного изменения учебного процесса.

Гармонизация физического развития студентов неразрывно связана с расширением спектра их динамических возможностей, что влечет за собой формирование у них новых двигательных навыков. При этом особое внимание должно уделяться не столько тем навыкам, которые обеспечивают выполнение тех или иных физических упражнений, сколько в большей степени тем, которые могут быть использованы в повседневной или в будущей профессиональной деятельности (например, упражнения с теннисным мячом при выполнении пранационно-супинационных движений кистями рук способствуют не только развитию и укреплению мышц запястья, но и тренировке мелкой моторики пальцев и кистей рук, способствующей эффективному выполнению человеком трудовых операций с ручным инструментом). Достижение подобного практического результат требует комбинированного использования средств физического воспитания и существенной корректировки содержания занятий, чтобы выполняемые в их процессе физические упражнения были адаптированы к уровню развития студентов и были ориентированы на более интенсивное развитие не только групп мышц, но и выполняеимых ими двигательных функций, а также на качество выполняемых движений.

При этом особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что у обучающихся должно вырабатываться не умение, а закрепленный практикой двигательный навык, которому в нейрофизиологии соответствует формирование устойчивого условного динамического рефлекса. Иными словами, следует не только показать студенту, как именно делается то или иное действие и дать ему возможность попробовать сделать его самостоятельно, но и сформировать у него субъективную способность выполнить его в любых жизненных условиях и обстоятельствах. Результатом тренировки должно стать привычное выполнение им определенного движения или их группы, что для их совершения студент затрачивает минимум энергетических и пластических ресурсов, т.е. выполняет их с максимальной эффективностью, что в итоге приведет к формированию индивидуальной способности максимально полно использовать физические возможности своего тела.

Объективная необходимость гармонизации физического развития значительно части современных студентов средствами физического воспитания обуславливает сегодня особую значимость педагогической задачи коррекция у них набора сложнокоординационных динамических навыков и доведением субъективной способности выполнения вновь освоенных динамических функций до автоматизма.

Гармонизация индивидуального физического развития объективно повлечет за собой у диспропорционально развитых студентов изменение обмена веществ в организме, поскольку многие метаболические процессы иннервиру-ются за счет физической активности скелетной мускулатуры. Развитие мускулатуры, особенно мышечного корсета брюшного и поясничного отделов, поспособствует интенсификации процессов кровообращения и пищеварения, что, в свою очередь, может стать причиной структурного и функционального совершенствования организма молодого человека в целом. Однако при этом следует помнить, что физические упражнения, если они выполняются с нарушением некоторых физиологических правил, могут причинить вред здоровью (например, все силовые упражнения, требующие натуживания, должны в обязательном порядке выполняться на выходе). Поэтому при коррекции диспропорционального физического развития студентов средствами физического воспитания при проведении занятий следует обращать особое внимание не только на интенсивность, но в первую очередь на качество выполнения обучающимися индивидуально им рекомендованных физических упражнений.

В силу указанных причин педагогическая задача нормализации и стабилизация гомеостаза у диспропорционально развитых студентов посредством акцентированного на особенности их телосложения содержания занятий по физической культуре является сегодня не менее важной, чем все остальные задачи их физического воспитания.

Гармонизация физического развития и расширение диапазона динамических возможностей обучающихся являются базой для формирования и развития у них двигательных навыков, необходимых для овладения будущей профессией и успешного осуществления соответствующей ей трудовой функции. Динамические навыки, соответствующие специфике специальности или профессии, называются еще «операционными навыками», большинство из которых представляют собой сложнокоординационные движения. Их формирование и закрепление у студента с точки зрения законов нейрофизиологии полностью соответствуют обретению индивидом любого другого динамического навыка, а поэтому, чем богаче и шире будет у обучающегося палитра двигательных способностей, тем быстрее и легче он сможет освоить те специфические движения, совершение которых будет от него востребовано содержание избранном им профессии. Поэтому мы с полной уверенностью можем утверждать, что физическое воспитание студентов в вузе является функционально неотъемлемо частью их профессионального образования.

Это, в свою очередь, определяет высокую прикладную значимость такой педагогической задачи физического воспитания диспропорционально развитых и функционально ослабленных студентов, как расширение диапазона их двигательных функций и возможностей для успешной учебной и будущей профессиональной деятельности.

Расширение диапазона индивидуальных физических возможностей неизбежно влечет за собой изменение субъективного представления студента о своем месте в социуме, социальной востребованности и коммуникационных способностях. Рост физической силы и потенциала ее применения может спро-

воцировать молодого человека при несформированности интеллектуального или нравственного компонентов его личности на социально неадекватное поведение и даже на общественно опасные деяния, которые он может совершить не по злому умыслу, а исключительно ради личной самооценки. В этом смысле организованные занятия по физической культуре в вузе должны играть своего рода социально-регулятивную роль, позволяющую каждому молодому человеку понять для себя степень своего соответствия формализованным критериям анатомо-физиологической нормы и представить себе характер и степень последствий от совершенных им действий. Иными словами, занятия по физической культуре должны помочь студентам осознать свои вновь приобретенные возможности в контексте объективной реальности окружающего их мира.

В силу указанных обстоятельств педагогическая задача минимизации времени и последствий процесса психологической адаптации студентов к вновь приобретенным физическим возможностям через формирование социально адекватного стереотипа их применения в повседневной жизни имеет столь высокую социально-психологическую прикладную значимость в организации процесса физического воспитания диспропорционального развитых и функционально ослабленных студентов.

Как уже было сказано выше, приблизительно половина современных студентов реально несут в своем телосложении последствия воздействия гиподинамии, что наглядно выражается в их функциональной детренированности и слабом физическом развитии, а данный факт доподлинно устанавливается инструментальными методами антропометрического контроля их индивидуального морфофункционального развития. Все эти студенты в годы обучения в общеобразовательной школе манкировали занятиями по физической культуре, не имеют привычки к организованной двигательной активности, а поэтому процесс их физического воспитания в вузе объективно сопряжен с решением целого комплекса специальных педагогических задач:

1) стимуляция средствами физического воспитания процесса физиологического созревания обучающихся;

2) общее физическое развитие и расширение функциональных возможностей через использование специально адаптированных к уровню их физического развития средств физического воспитания и содержания занятий;

3) постепенное и поэтапное формирование и развитие у данной категории студентов сложнокоординационных двигательных навыков и функциональных возможностей;

4) формирование у обучающихся устойчивой привычки к регулярной двигательной активности;

5) создание в процессе проведения занятий по физической культуре комфортных психологических условий для индивидуальной социализации и социальной адаптации физически слаборазвитых студентов в учебных коллективах.

Влияние гиподинамии как фактора социального бытия на формирование молодого человека проявляется, главным образом, в замедлении процессов фи-

зиологического созревания, причем указанное отставание может достигать нескольких лет. Значительная доля современных студентов по уровню своего анатомо-физиологического развития соответствует 14-15-летним подросткам двадцатилетней давности, а поэтому с точки зрения физической зрелости юношами и девушками в полной мере считаться еще не могут. В отношении этих студентов на первый план выходит необходимость внешней стимуляции их индивидуального физического развития и завершения формирования основных физиологических функций базовых систем организма, что выражается в окончательном окостенении некоторых костей, формировании суставных тканей отдельных областей опорно-двигательного аппарата и клапанных структур венозных отделов сердечно-сосудистой системы нижних конечностей и иных мор-фофункциональных процессах. Завершение формирования структур базовых систем организма создает морфофункциональную основу для дальнейшего развития физических возможностей индивида, которые у студентов, подверженных воздействию гиподинамии, мало по объему и диапазону.

Совпадение времени завершения формирования организма значительной части студентов с периодом их обучения в вузе придает первоочередное значение задаче стимуляции средствами физического воспитания процесса физиологического созревания обучающихся при организации и проведении с ними занятий по физической культуре.

Слабый уровень физического развития и низкая функциональная тренированность студентов, подверженных гиподинамии, объективность которых предполагает необходимость развития их физических возможностей через создание и реализацию специальных адаптивно-развивающих программ физического воспитания, которые предусматривали бы особый порядок организации и содержания учебно-тренировочного процесса, учитывающего специфику физически слаборазвитых молодых людей при применении к ним средств общей физической культуры. Фактически, мы вынуждены говорить о том, что годные по состоянию здоровья, но физически слаборазвитые и функционально детрениро-ванные молодые люди не могут полноценно участвовать в занятиях по общей физической культуре, которые по своему содержанию или интенсивности рассчитаны на другие категории их сверстников с более высоким уровнем индивидуального физического развития.

Именно поэтому педагогическая задача общего физического развития и расширения функциональных возможностей физически слаборазвитых студентов через использование специально адаптированных к уровню их физического развития средств физического воспитания и содержания занятий должна предусматривать прежде всего создание комфортной образовательной среды для такой категории обучающихся.

Поэтапное и постепенное повышение общего уровня физического развития и функциональной тренированности студентов, испытывающих воздействия последствий гиподинамии, создаст необходимые возможности для развития у них сложнокоординационных двигательных навыков, что, в свою очередь, будет свидетельствовать об их субъективной готовности к расширению функциональных возможностей. Многие операционные навыки, связанные с повы-

шенными динамическими нагрузками, объективно невозможно приобрести, если мускулатура, противодействующая им, недостаточно развита и тренирована (например, если слаборазвитый молодой человек приобретет умение заворачивать шурупы с помощью отвертки, он не сможет активно использовать его в повседневной жизни, т.к. на качественное выполнение этой трудовой операции у него просто-напросто не будет хватать физических сил). Значительная часть новых для студента двигательных навыков может иметь профессионально ориентированный характер, но их успешное освоение будет ограничено недостаточной физической развитостью обучающихся, преодоление которой в данном случае становится важным фактором их профессионального образования.

Именно поэтому педагогическая задача постепенного и поэтапного развития у физически слаборазвитых студентов сложнокоординационных двигательных навыков и функциональных возможностей является одной из важнейших для успешного освоения избранных ими программ высшего профессионального образования.

Повышение уровня физического развития и расширение спектра функциональных возможностей студентов, морфофункциональное развитие которых задерживается в результате воздействия на них гиподинамии, как следствие процесса их физического воспитания формирует у таких обучающихся физиологические предпосылки к приобретению естественной потребности к двигательной активности, которая в физиологической науке именуется кинезиофи-лией. Она генетически присуща человеку, если его мускулатура находится в тонусе, т.е. участвует в двигательной активности определенной интенсивности. Мышцы тренированного человека как бы непроизвольно для него «требуют» определенного объема физической нагрузки, чтобы находиться в тонусе (напряжении), что побуждает человека к удовлетворению «двигательного голода» через совершение привычной ему двигательной активности. Организованные занятия по физической культуре, включенные в сетку расписания учебных занятий в вузе, вполне достаточны для того, чтобы пробудить в практически любом физически слаборазвитом студенте мышечного чувства кинезиофилии, на основе которого при определенном педагогическом воздействии у обучающегося может быть сформирована сначала субъективная потребность, а затем -привычка к двигательной активности.

Пробуждение у физически слаборазвитых студентов кинезиофилии и формирование на ее основе у таких обучающихся устойчивой привычки к регулярной двигательной активности является сегодня наиболее существенной в перечне педагогических задач процесса физического воспитания студентов вузов, подверженных влиянию гиподинамии на морфофункциональном уровне.

Практически каждый физически слаборазвитый студент испытывает трудности с социальной адаптацией в учебном коллективе, особенно в первый год обучения в вузе, когда знания и интеллектуальные способности обучающихся , уровень материального благосостояния их семей и иные внешние социальные факторы не имеют существенной детерминационной роли, которую они приобретают на старших курсах. Такие студенты в среде сверстников становятся париями или изгоями, поскольку неспособны совершить те действия, кото-

рые могут легко сделать их однокурсники. Поэтому повышение уровня субъективного физического развития и расширение функциональных возможностей нередко становятся для них способами самореализации, формой повышения самооценки и получения признания со стороны окружающих. В связи с этим нередко, как показывает практика, участие в занятиях по физической культуре среди столь же слаборазвитых студентов становится организованной формой социальной коммуникации в обществе равных себе по возможностям индивидов, что понижает степень их социальной изолированности и позитивно влияет на социально-психологическое самочувствие, а это, в свою очередь, способствует их более активному участию в учебной деятельности и студенческой жизни.

Данное обстоятельство наглядно доказывает важность и востребованность такой педагогической задачи физического воспитания физически слаборазвитых и функционально детренированных студентов, как создание для них в процессе проведения занятий по физической культуре комфортных психологических условий для индивидуальной социализации и социальной адаптации.

Резюмируя сказанное выше, отметим, что процесс физического воспитания современных студентов в вузе в содержательном и методическом аспектах испытывает на себе влияние фактора их разноуровневой физической развитости, что фиксируется инструментальными методами антропометрического контроля индивидуального физического развития. Данное обстоятельство делает объективно невозможным процесс физического воспитания разных категорий годных по состоянию здоровья, но качественно отличающихся между собой по степени физического развития и функциональной тренированности студентов, т.к. практически половина из них по своим субъективным морфофункциональ-ным характеристикам не готова к восприятию и выполнению нормативных физических нагрузок. Это обстоятельство предопределяет объективную и насущную необходимость формулирования общих для всех обучающихся и специальных для каждой из групп студентов, дифференцированных по уровню их индивидуального физического развития, качественно новых педагогических задач физического воспитания, соответствующих объективным реалиям сегодняшнего дня, что и было показано в данной статье.

Список литературы

1. Антропометрический контроль гармоничности физического развития студентов и использование его результатов в организации учебных занятий по физической культуре / Е.Д. Грязева [и др.] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3: в 2 ч. Ч. 2. Тула, 2011. С. 79-102.

2. Дифференциация студентов по уровню индивидуальной готовности к занятиям по физической культуре в зависимости от показателей их субъективной физической развитости / Е.Д. Грязева [и др.] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1: в 2 ч. Ч. 2. Тула, 2012. С. 187-209.

3. Социально-биологические факторы, определяющие содержание процесса физического воспитания студентов первого курса / Е.Д. Грязева [и др.] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Тула, 2012. С. 334-338.

4. Физическое развитие студентов и совершенствование физического воспитания в вузе / Е.Д. Грязева [и др.] // Система воспитания в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. Вып. 11. 72 с.

5. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2002 год: Преодоление воздействия факторов риска, пропаганда здорового образа жизни [Официальное издание № WA 540.1]. World Health organization, Geneva, Switzerland, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мартынова О.В. Измерение некоторых показателей функционирования сердечно-сосудистой системы при различных мыслительных операциях / О.В. Мартынова, А.О. Ронк, Г.А. Иваницкий // Физиология человека. Т. 37, № 6. С. 35-41.

7. Петрова Г.С. Влияние физических и дыхательных упражнений на мозговую гемодинамику и сопровождающих ее патологий у студентов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1: в 2 ч. Ч. 2. Тула, 2012. С. 200-209.

8. Свидерская Н.Е. Влияние информационного перенасыщение на качество творческой деятельности и пространственную организацию электроэнцефалограммы // Физиология человека. Т. 37, № 6. С. 28-34.

Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Кузнецов Олег Юрьевич, канд. ист. наук, проректор по научной работе, [email protected], Россия, Москва, Высшая школа социально-управленческого консалтинга (институт).

Петрова Галина Семеновна, канд. мед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

MODERN TASKS OF PHYSICAL TRAINING OF PHYSICALLY HEALTHY STUDENTS

E.D. Gryazeva, O.Yu. Kuznetsov, G.S. Petrova

On the basis of the analysis of results of screening anthropometrical researches of individual physical development and a functional training of the students who have been carried out at the Tula state university in 2006-2012, essentially new pedagogical problems of physical training of student's youth in modern conditions, proceeding from a real condition of their physical opportunities are formulated. Also the aspect of influence of a hypodynamya on physical development and a training of modern students is investigated and tasks of prevention and overcoming by means of physical training of negative consequences of its influence on a state of health of young people are formulated.

Key words: physical development, functional training, physical training, pedagogical tasks, hypodynamya

Gryazeva Elena Dmitrievna, DES, associate professor, chief of chair of physical training and sports, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

Kuznetsov Oleg Yurevich, PhD, vice rector for scientific work, [email protected], Russia, Moscow, the Higher school of social and administrative consulting (institute).

Petrova Galina Semenovna, DM, associate professor of physical training and sports, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.