Научная статья на тему 'Соотношение средств общей и адаптивно - оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания современных студентов'

Соотношение средств общей и адаптивно - оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / АДАПТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязева Е. Д., Петрова Г. С.

Рассматриваются новые содержательные подходы в организации процесса физического воспитания современных студентов через комплексное использование средств общей и адаптивно оздоровительной физической культуры при проведении учебных занятий с теми из них, чья субъективная тренированность и физическая развитость находится на низком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязева Е. Д., Петрова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIO OF MEANS OF THE GENERAL AND ADAPTIVE AND IMPROVING PHYSICAL CULTURE IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING OF MODERN STUDENTS

In article new substantial approaches in the organization of process of physical training of modern students through complex use of means of the general and adaptive and improving physical culture at carrying out studies with those from them are considered, whose subjective physical development and conditions are at a low level.

Текст научной работы на тему «Соотношение средств общей и адаптивно - оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания современных студентов»

ТулГУ. Сер. «Гуманитарные науки». Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Вып. 2. С. 458-466.

5. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2002 год: Преодоление воздействия факторов риска, пропаганда здорового образа жизни [Официальное издание № WA 540.1]. World Health organization, Geneva, Switzerland, 2002. 436 с.

E.D. Gryazeva, O.Yu. Kuznetsov, G.S. Petrova

THE SOCIAL AND BIOLOGICAL FACTORS DEFINING THE CONTENT OF PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF FIRST-YEAR STUDENTS

Article is devoted to consideration of a question of influence of a social and biological factor of individual physical development of first-year students on the organization and the content of pedagogical process of their physical training in the conditions of modern higher education institution. The conceptual accent becomes on need of initial finishing of level individual being trained to a condition of medical and biological norm as phylogenetic base for the subsequent purposeful development of functionality of the student by means of physical culture.

Key words: anthropometrical control, physical development being trained, functional training, hemodynamic, correction of physical development, means of physical training

Получено 15.10.2012

УДК 378.037.1

Грязева Е.Д., канд. тех. наук, доц., зав. кафедрой, 8-4872- 35-54-79, FVIS@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ), Петрова Г.С., канд. мед. наук, доц., 8-4872- 35-54-79, FVIS@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ И АДАПТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются новые содержательные подходы в организации процесса физического воспитания современных студентов через комплексное использование средств общей и адаптивно-оздоровительной физической культуры при проведении учебных занятий с теми из них, чья субъективная тренированность и физическая развитость находится на низком уровне.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, адаптивно-оздоровительная и общая физическая культура, модернизация педагогического процесса, гуманизация профессионального образования.

Мониторинг гармоничности индивидуального физического развития, пропорциональности телосложения и функциональной тренированности студентов средствами антропометрического контроля, являющийся одним из приоритетных направлений научно-педагогической деятельности кафедры физического воспитания и спорта Тульского государственного уни-

верситета на протяжении нескольких последних лет, позволяет по результатам анализа полученных эмпирическим путем достоверных данных создать объективную стратиграфию физической развитости и подготовленности современной учащейся молодежи к выполнению действий, связанных с учебной и будущей профессиональной деятельностью, социальным статусом и в соответствии с субъективным состоянием здоровья. Методика проведения исследований и последующей обработки результатов была описана нами ранее в целой серии публикаций, поэтому данная статья будет посвящена нескольким аспектам практического применения полученных данных в целях коррекции вектора и содержания процесса физического воспитания студентов в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Мы совсем неслучайно употребили здесь слово «вектор» применительно к процессу физического воспитания, ибо вектор в своем продолжении всегда имеет некую исходную точку и таковой точкой в контексте заявленной нами тематики является состояние физического развития каждого студента на момент его поступления в высшее учебное заведение. В связи с этим мы должны заявить, что считаем для себя принципиальным то обстоятельство, что физическое воспитание как область педагогической деятельности должна быть ориентирована на индивидуальные возможности и потребности обучающегося, вследствие чего оно из обезличенного объекта педагогического воздействия, как это было до недавнего времени, должно превратиться в субъект этого процесса, который, взаимодействуя с другими субъектами, станет на путь физического самосовершенствования и гармонизации индивидуального развития в соответствии с собственными интересами и запросами общества.

Имеющиеся в нашем распоряжении объективные эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что уровень физического развития и функциональной тренированности современного студенчества оставляет желать лучшего. Возрастным показателям анатомо-физиологической нормы сегодня соответствует в лучшем случае только каждый десятый студент, остальные же ей не соответствуют как в силу объективных медико-биологических причин - из-за наличия врожденных и ли приобретенных в детстве или подростковом возрасте хронических соматических (неинфекционных) заболеваний, так и вследствие субъективных социальных факторов, важнейшим из которых является гиподинамия или малоподвижный образ жизни. Гиподинамия как индивидуальный способ социального поведения человека имеет объективное материальное выражение для его организма в виде гиповолемии - пониженной функциональности жизнедеятельности внутренних органов и базовых систем, не получающих биологически достаточной периферической иннервации со стороны мускулатуры в процессе выполнения индивидом какой-либо физической деятельности. Гиподинамия и гиповоления в совокупности приводят в конечном итоге к общей функциональной детренированности организма, которая выражает-

ся в отсутствии у человека не только динамических умений или навыков совершать какие-либо динамические действия, но и достаточных сил и энергии для совершения этих действий. Человек в состоянии гиповолемии не является больным с медицинской точки зрения, т.к. жизнедеятельности внутренних органов и систем у него органически не нарушена, однако при этом он не способен воспринимать и переносить высокие по интенсивности и длительные по времени физические нагрузки, которые провоцируют у него многочисленные дисфункции. Как показывают результаты антропометрического мониторинга за последние несколько лет, сегодня каждый второй студент очной формы обучения испытывает воздействие гиповоле-мии на свой организм.

Развитие гиповолемии у современной учащейся молодежи приобрело эпидемиологический характер, вызывая тотальное снижение физически активной работоспособности молодежи. Но являясь патологией в медико-биологическом понимании содержания этого термина, гиповоления, тем не менее, является сопутствующим фактором развития у современной молодежи практически всех морфофункциональных патологий, что с позиции организации педагогического процесса физического воспитания студентов позволяет ставить ее по степени и характеру воздействия на организм обучающихся в один ряд с «классическими» соматическими заболеваниями. Признание за хронической функциональной детренированностью характера патологии автоматически влечет за собой необходимость использования в процессе физического воспитания студентов, подверженных воздействию гиповолемии, средств не столько общей, сколько адаптивно-оздоровительной физической культуры, которая, как известно, призвана интегрировать человека с отклонениями в физическом развитии (а детре-нированность как раз и является таким отклонением) к полноценной социальной жизни [1, с. 32]. А это, в свою очередь, ставит на повестку дня вопрос о соотношении между собой средств общей и адаптивно-оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания той части студентов, которая органически неспособна к нормальной физической активности вследствие несформированности у нее соответствующих двигательных навыков и отсутствия социально ориентированного опыта практической реализации подобной модели жизнедеятельности.

Детренированные и в силу этого обстоятельства физически недоразвитые студенты характеризуются некоторыми особенностями своего социального поведения в среде своих сверстников и однокурсников. Такие студенты, как правило, объединяются в обособленные малые социальные группы и сравнительно слабо взаимодействуют с остальными своими товарищами по учебе, хотя картина должна была быть диаметрально противоположной, поскольку такие студенты среди общего числа учащейся молодежи составляют ровно половину. Мы можем констатировать весьма па-

радоксальную ситуацию: будучи фактически социальным большинством, студенты, подверженные влиянию гиповолемии, не способны самоорганизоваться, поскольку в силу малоподвижного образа в жизни в школьные годы не приобрели действенных навыков социальной коммуникации вне своего узкого круга общения. Поэтому физическое воспитание таких студентов помимо реализации педагогической задачи физической реабилитации средствами адаптивно-оздоровительной и общей физической культуры должно еще способствовать их социальной реабилитации и адаптации к условиям общественной коммуникации и жизни в обществе через выработку у них динамических навыков социального поведения.

В контексте этого умозаключения мы должны обратить внимание еще на одно чрезвычайно важное, по нашему мнению, обстоятельство: у физически детренированных студентов наиболее явно выражен гетерохронизм индивидуального социального и физиологического развития. Анатомо-физиологическое развитие таких студентов, как правило, соответствует показателям биологической нормы (т.е. у них своевременно завершается морфофункциональное развитие сердечно-сосудистой системы или окостенение отдельных частей опорно-двигательного аппарата), но при этом зачастую не сформированы элементарные умения и навыки поведения в обществе или в большом социальном коллективе. Поэтому их субъективные психические реакции на критику или на личные неудачи во многом похожи на подростковые, отличаются эмоциональностью и агрессивностью (как экстровертной, так и интровертной). Указанный гетерохронизм индивидуального физического и социально-психологического развития является объективным фактором, препятствующим активному вовлечению таких студентов в процесс физического воспитания, и преодолевать подобные последствия педагогической запущенности значительной части студентов приходится педагогам физического воспитания в процессе проведения с ними учебных занятий.

Объективное отсутствие у половины современных студентов устойчивых навыков физической активности и социальной коммуникации требует адаптировать содержание процесса их физического воспитания к перечисленным выше реалиям повседневной действительности. Как уже было сказано ранее, во главу угла физического воспитания современного студенчества должна быть поставлена педагогическая задача их физической и социальной реабилитации через целенаправленное формирование у них навыков динамической активности и социальной коммуникации в процессе коллективного выполнения определенной деятельности. Иными словами, главной задачей педагога по физической культуре вуза становится формирование у большей части обучающихся базовых двигательных (моторных) навыков и одновременно с этим умений организовать толерантное социальное общение в коллективе в процессе выполнения совместной деятельности. Особую актуальность такое педагогические целеполагание при-

обретает в отношении студентов первого и второго курсов, т.к. именно они, попав в новую для себя социальную среду и условия обучения, наиболее остро нуждаются в психологической и дидактической поддержке со стороны педагогов.

Поскольку речь идет только о формировании у детренированных студентов навыков двигательной активности и никак ни об оценке их индивидуальные физических качеств и параметров, в первый и даже во второй год обучения следует, на наш взгляд, полностью отказаться от использования количественных - скоростно-силовых - показателей в оценке физической тренированности студентов. В первую очередь педагог должен оценивать качество выполнения обучающимися назначенных им комплексов движений, а не их интенсивность. Для этого из адаптивно-оздоровительной физической культуры в содержание процесса физического воспитания студентов должны быть заимствованы те средства и комплексы средств физического воспитания, которые формируют и развивают у обучающихся базовые динамические навыки. И только после этого студенты должны переходить к выполнению упражнений на развитие скорости, силы, ловкости, выносливости, образующие собой арсенал средств общей физической культуры. Следовательно, мы можем говорить о том, что на первых порах физического воспитания современных студентов в вузе применяемые к ним средства адаптивно-оздоровительной физической культуры должны превалировать над средствами общей физической культуры.

Отказ от критериальной оценки физических показателей студентов в начальный период их обучения в вузе должен распространяться и на любую индивидуальную спортивно-соревновательную деятельность, чтобы не создавать предпосылок для возникновения психологической ситуации «неуспеха» у детренированных студентов. В этих условиях в качестве средств физического воспитания и развития на первый план должны выйти командные спортивные игры, при организации и проведении которых акцент должен делаться на правильности выполнения определенных движений, а не на достижении формализованных показателей. Для этого методики и критерии оценки вполне могут быть заимствованы из спортивных бальных танцев, фигурного катания, танцев на люду или из отдельных видов восточных спортивных единоборств (кун-фу, айкидо), в которых оценивается правильность выполнения и сложность отдельных динамических движений. Только так, на наш взгляд, можно будет сформировать психологическую атмосферу адекватного восприятия студентами чужой физической слабости и функциональной детренированности, когда субъективное намерение или стремление к самосовершенствованию будут оцениваться выше формализованного результата.

Подводя итог сказанному выше, мы должны еще раз констатировать тот факт, что объективное положение дел с физическим развитием современных студентов требует от педагогов физического воспитания вузов ка-

чественного изменения содержания педагогического процесса физического воспитания обучающихся. Его главной целью в современных условиях должна стать физическая и социально-психологическая реабилитация студентов через применение к ним средств адаптивно-оздоровительной и общей физической культуры, причем в начале обучения в вузе первая группа средств должна превалировать над второй. Одновременно с этим будет достигаться цель психологической и физической адаптации студентов к реалиям будущей профессиональной деятельности. Все это в совокупности будет способствовать актуализации процесса физического воспитания в глазах студентов как действенного средства обретения ими качественно нового социального статуса.

Список литературы

1. Теория и практика адаптивной физической культуры: учебник / под ред. С.П. Евсеева: в 2 т. М.: Советский спорт, 2007-2009. Т. 1. 291 с.

E.D. Gryazeva, G.S. Petrova

RATIO OF MEANS OF THE GENERAL AND ADAPTIVE AND IMPROVING PHYSICAL CULTURE IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING OF MODERN STUDENTS

In article new substantial approaches in the organization of process of physical training of modern students through complex use of means of the general and adaptive and improving physical culture at carrying out studies with those from them are considered, whose subjective physical development and conditions are at a low level.

Keywords: physical training of students, adaptive and improving and general physical culture, modernization ofpedagogical process, humanization of professional education.

Получено 15.10.2012

УДК 65.0 (075.8)

Т.Ю. Давыдова, канд. пед. наук, доц., 8-4872- 39-67-82, tat68@pochtamt.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Рассмотрены подходы к трансформации системы профессионального образования и обучения специалистов на основе компетентностного подхода с ориентацией на допустимые модели обучения профессионалов.

Ключевые слова: инновации в образовании, компетенции, интеллект.

При реформировании профессионального образования и происходящей передаче на уровень регионов большинства образовательных учреждений (ОУ) начального (НПО), среднего (СПО), высшего (ВПО) и дополни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.