УДК 378.037.1
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЦЕЛЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ГИПОДИНАМИИ НА ИХ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова
На основании результатов многолетних эмпирических антропологических исследований обосновывается и доказывается необходимость теоретического и практического обособления самостоятельной отрасли педагогического процесса физического воспитания студентов - социально-коррекционной физической культуры, главным назначением которой станет физическое развитие и воспитание той значительной части физически здоровых современных студентов, которые объективно отстают в своем онтофизиологическом развитии от сверстников вследствие негативного влияния на их организм социально-биологического фактора гиподинамии.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, онтофизиологическое развитие, диапазон нормы анатомо-физиологического развития, гиподинамия, кине-зиофилия, модернизация структуры процесса физического воспитания, социальнокоррекционная физическая культура.
Гиподинамия - недостаточная двигательная и неразрывно с ней связанная недостаточная общая физическая активность индивида - в настоящее время является одной из важнейших глобальных угроз соматическому здоровью как отдельно взятого человека, так и нации и даже человечеству в целом. В частности, Всемирная организация здравоохранения Организации Объединенных Наций (ВОЗ) еще 10 лет назад, в 2002 г., официально признала гиподинамию пятым по значимости социальным фактором смертности населения нашей планеты (вслед за наркоманией, хроническим недоеданием, алкоголизмом и табакокурением), от которого в мире ежегодно умирает до 2 млн человек (кроме того, ежегодно в 19 млн случаях смертности гиподинамия выступает сопутствующим фактором). В целом в мире среди лиц старше 15 лет гиподинамия встречается у 17 % взрослого населения планеты, причем в развитых странах число людей, подверженных его воздействию, возрастает в два и даже три раза и достигает 31-51 % от общей численности населения. В это число включены те люди, которые не испытывают на свой организм физические нагрузки повышенной интенсивности более 2,5 часов в неделю [2, с. 111-112].
Скрининговый антропометрический контроль индивидуального физического развития и функциональной тренированности студентов, регулярно проводимый в Тульском государственном университете, начиная с 2006 года, эмпирически доказал факт того, что по степени влияния гиподинамии на физическое развитие и здоровье современной учащейся молодежи Россия входит в число ведущих стран мира. В настоящее время ровно
половина студентов, поступающих на обучение в вуз, имеет развитие мускулатуры, не соответствующее показателям диапазона нормы анатомофизиологического развития индивида, о чем мы неоднократно писали ранее [1, с. 192-193; 4, с. 9, 90]. На практике это означает, что система физического воспитания обучающихся в контексте их общего и профессионального образования (и не только в России, но и во многих странах мира) объективно не справляется с выполнением возложенной на нее социальной функции формирования гармонично развитой личности, у которой интеллектуальные, духовные и физические начала жизнедеятельности сбалансированы и не входят в противоречие друг с другом.
Осознание объективности данного факта предполагает насущную необходимость выработки комплекса мер, направленных на преодоление влияния гиподинамии на организм молодых людей и его функциональных последствий на их жизнедеятельность. Авторы статьи в полной мере отдают себе отчет в том, что одними пропагандистско-популяризаторскими средствами, которые в настоящее время в нашей стране задействуются для этого, проблему массового распространения гиподинамии как социальнобиологического фактора малоподвижного образа жизни среди современной студенческой молодежи не решить. Для этого в полной мере должны быть задействованы в первую очередь организационно-административные меры, имеющие общеобязательный характер и даже элементы принуждения, практическая реализация которых даст возможность структурно модернизировать систему физического воспитания студенческой молодежи в вузе в рамках содержания процесса ее профессионального образования в соответствии с существующими федеральными государственными образовательными стандартами.
В связи с этим следует отметить, что современная нормативная база организации процесса высшего профессионального образования студентов в вузе полностью соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения в деле противодействия гиподинамии как одному из важнейших факторов риска, приводящих к биологической гибели человека. Ныне действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по абсолютно всем специальностям и направлениям подготовки по программам бакалавриата предполагают обязательность наличия учебных занятий по физическому воспитанию студентов продолжительностью не менее 4 академических часов в неделю. В соответствии со стандартами ВОЗ это количество времени организованных физических нагрузок является тем минимальным порогом, который позволяет не допустить развитие или остановить дальнейшее прогрессирование функциональной детренированности у молодых людей. Следовательно, объективное наличие у половины представителей современного юношества (как возрастной категории лиц от 15 до 18 лет) отставания в индивидуальном физическом развитии, выявленного эмпирически,
в сравнении с показателями анатомо-физиологической нормы является результатом недоработки в первую очередь системы образования в целом, которая в настоящее время оказывается объективно неспособной реализовать на практике возможности и ресурсы, уже предоставляемые ей государством. Поэтому речь должна идти исключительно о модернизации содержания физического воспитания студентов в вузе в рамках имеющихся возможностей и исходя из объективных показателей их субъективного физического развития и функциональной тренированности, уровень которых объективно на сегодняшний день оставляет желать лучшего, что не потребует привлечения дополнительных средств государственного бюджета на финансирование модернизационных процессов.
По нашему мнению, первым шагом модернизации процесса физического воспитания студенческой молодежи должна стать более детальная дифференциация содержания этого педагогического процесса в зависимости от объективных индивидуальных функциональных возможностей обучающихся. Ранее мы уже писали о том, что определению этого уровня во многом способствует общеобязательный врачебно-педагогический контроль, всегда осуществляемый при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, важнейшей составной частью которого является разделение студентов на группы здоровья в зависимости от отсутствия или наличия у них соматических заболеваний, препятствующих полноценному участию в занятиях по физической культуре [3, с. 421-422; 4, с. 62-71]. В соответствии с медицинскими показаниями и на основании нормативных требований Министерства здравоохранение и социального развития Российской Федерации все обучающиеся дифференцируются на четыре группы для последующего вовлечение в процесс физического воспитания - основную, подготовительную, специальную и освобожденных от занятий по физической культуре в составе учебных групп. Представителям последней группы предписываются занятия лечебной физической культурой под руководством врачебного персонала лечебных учреждений со студентами, отнесенными к специальной медицинской группе, должны проводиться занятия по адаптивной физической культуре специально подготовленными для этого преподавателями, прошедшими курс профессиональной переподготовки. Таким образом, полноценно в процесс физического воспитания могут быть вовлечены студенты, отнесенные по состоянию индивидуального здоровья только к основной и подготовительной группам.
Ранее мы также писали о том, что будет вполне целесообразным дополнить результаты врачебно-педагогического контроля данными антропометрического контроля индивидуального физического развития и функциональной тренированности студентов, что позволит более объективно дифференцировать обучающихся внутри основной и подготовительной групп и диверсифицировать физические нагрузки на них в процессе занятий по физической культуре, исходя из субъективной готовности к
ним каждого студента [3, с. 429-430]. На основании анализа эмпирических результатов антропометрического контроля студентов ТулГУ за последние 6 лет мы можем вполне объективно и достоверно сделать вывод о том, что к основной группе для последующего участия в занятиях по физической культуре может быть отнесено только две пятых нынешних физически здоровых студентов, тогда как три пятых - только к подготовительной группе [1, с. 199-200], причем единственным критерием подобной дифференциации является недостаточная субъективная физическая развитость и функциональная тренированность последних из них, являющиеся прямым и непосредственным следствием негативного влияния на их организм социально-биологического фактора гиподинамии. Таким образом, мы вполне обоснованно можем констатировать факт того, что в современных условиях преодоление последствий влияния гиподинамии на анатомофизиологическое развитие значительной части современного студенчества в форме организованной через систему физического воспитания компенсации дефицита двигательной активности обучающихся является приоритетной задачей педагогического процесса в данном сегменте высшего профессионального образования.
Гиподинамия и хронические соматические заболевания или травмы, как известно, оказывают принципиально разное воздействие на физическое развитие и функциональные возможности индивида. Заболевание и травмы обычно приводят к утрате ранее имеющихся физических возможностей и функций. При гиподинамии, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, функциональные возможности индивида не развиваются в принципе. Поэтому в последнем случае ни о каком восстановлении физических функций речи не может быть в принципе, ибо нельзя восстановить то, чего никогда не было. Именно этим современные студенты, отнесенные по состоянию своего развития к подготовительной группе для участия в занятиях по физической культуре, принципиально отличаются от своих однокурсников, отнесенных как к основной, так и к специальной медицинской группе. Иначе говоря, содержание процесса их физического воспитания должно быть ориентировано на решение главной педагогической задачи формирования и развития не сложно-координационных, а самых элементарных и простых, базовых умений и навыков двигательной активности, которые объективно оказались несформированными у них за годы обучения и физического воспитания в общеобразовательной школе. При этом нам не следует забывать, что число таких молодых людей, приходящих в вуз со школьной скамьи, в настоящее время достигает половины первокурсников (как юношей, так и девушек), а поэтому их профессиональное образование сегодня должно включать в себя не только передачу специальных знаний в избранной ими отрасли или сфере будущей трудовой деятельности, но и их физическое развитие для последующей максимально комфортной и быстрой адаптации в избранной профессии. При
этом также нельзя упускать из вида еще один важный анатомофизиологический аспект: объем сформированных двигательных навыков в значительной мере свидетельствует о широте развития интеллектуальных способностей и возможностей индивида (крайне сложно учить конструированию электротехнических приборов индивида, не умеющего держать в руках отвертку или паяльник), а поэтому расширение спектра субъективных функциональных возможностей индивида является естественной основой развития его умственных способностей.
Указанные выше обстоятельства позволяют говорить о необходимости выделения физического воспитания молодых людей, испытывающих на своем физическом развитии влияние социально-биологического фактора гиподинамии, в отдельную отрасль или направление педагогической науки физического воспитания студенческой молодежи. По комплексу своих педагогических целей и задач она будет кардинально отличаться как от общей физической подготовки и спортивных тренировок физически здоровых студентов, относимых к основной группе здоровья, так и от содержания занятий по адаптивной физической культуре со студентами, отнесенными вследствие наличия хронических соматических заболеваний к специальной медицинской группе.
Как показывают наши наблюдения, физически слаборазвитые студенты по своему социально-психологическому или интеллектуальному развитию мало чем выделяются из общего числа своих сверстников, но онтогенетически, с анатомо-физиологической точки зрения, отстают от них в своем морфофункциональном развитии на несколько лет. Иными словами, приходя в вуз, по своим физическим качествам они еще не являются юношами или девушками в полном смысле этого слова и соответствуют критериям физического развития подростков. Однако подобная задержка в субъективном морфофункциональном развитии значительной части современной студенческой молодежи практически никогда не принимается в расчет преподавателями физической культуры вузов при планировании и проведении занятий с обучающимися, во время которых интенсивность и мощность нагрузок не дифференцируется в зависимости от субъективного уровня физического развития конкретного студента, что нередко является причиной возникновения и развития у них соматических дисфункций или даже патологий.
С точки зрения медицины физически слаборазвитиые и функционально детренированные студенты не являются больными (за исключением случаев явно выраженной дистрофии и анорексии), а поэтому считаются формально годными к занятиям по физической культуре на общих основаниях, хотя в реальности все они нуждаются в предварительной адаптации к воздействию на их организм организованных физических нагрузок. Как уже было сказано выше, влияние гиподинамии как фактора социального бытия на формирование молодого человека проявляется главным образом
в замедлении процессов физиологического созревания, причем указанное отставание может достигать нескольких лет. Значительная доля современных студентов по уровню субъективного анатомо-физиологического развития соответствует 14-15-летним подросткам двадцатилетней давности, а поэтому в отношении таких студентов на первый план выходит необходимость внешней стимуляции их индивидуального физического развития и завершения формирования основных физиологических функций базовых систем организма, что с позиции физиологии выражается в окончательном окостенении некоторых костей, формировании суставных тканей отдельных областей опорно-двигательного аппарата, а также клапанных структур венозных отделов сердечно-сосудистой системы нижних конечностей и иных морфофункциональных процессах. Завершение формирования структур базовых систем организма создает морфофункциональную основу для дальнейшего развития физических возможностей индивида, которые у студентов, подверженных воздействию гиподинамии, малы по объему и диапазону.
Совпадение времени завершения формирования организма значительной части студентов с периодом их обучения в вузе придает первоочередное значение задаче стимуляции средствами физического воспитания процесса физиологического созревания обучающихся при организации и проведении с ними занятий по физической культуре. Первостепенная актуальность данной педагогической задачи физического воспитания слаборазвитых и функционально детренированных студентов объясняется еще и тем, что для физиологически нормального завершения морфологического процесса онтогенеза отдельных систем организма (например, для формирования венозных клапанов нижних конечностей) активная физическая нагрузка на организм жизненно необходима, поскольку без нее не образуются «резервные мощности» органов и систем организма на экстраординарные случаи. Наличие же организованной и нормированной физической нагрузки стимулирует организм молодого человека на закладку в своей структуре таких мощностей «про запас», что обычно выражается в формировании такого физического качества, как выносливость.
Слабый уровень физического развития и низкая функциональная тренированность студентов, подверженных негативным воздействиям гиподинамии, объективно предполагает настоятельную необходимость развития их физических возможностей через создание и реализацию специальных адаптивно-развивающих программ физического воспитания, которые предусматривали бы особый порядок организации и содержания учебнотренировочного процесса, учитывающего специфику физически слаборазвитых и функционально детренированных молодых людей при применении к ним средств общей физической культуры. Фактически мы вынуждены говорить о том, что годные по состоянию здоровья, но физически слаборазвитые и функционально детренированные молодые люди не могут
полноценно участвовать в занятиях по общей физической культуре, которые по своему содержанию или интенсивности рассчитаны на другие категории их сверстников с более высоким уровнем индивидуального физического развития или тренированности. Фактически, мы вынуждены говорить о комбинированном по своему содержанию характере процесса физического воспитания физически слаборазвитых и функционально детрени-рованных студентов, который бы комплексно включал в себя средства как общей, так и адаптивной физической культуры. При этом он должен быть направлен не на выработку у обучающихся каких-либо конкретных динамических навыков или физических качеств, как это должно происходить в отношении студентов с хроническими соматическими заболеваниями или дисфункциями, а на общее развитие функциональных возможностей организма через поэтапное вовлечение молодых людей в динамическую активность через их непосредственное участие в подвижных играх или выполнение базовых, т.е. самых простых, физических упражнений из арсенала средств, главным образом, адаптивной физкультуры. Вот почему педагогическая задача общего физического развития и расширения функциональных возможностей физически слаборазвитых студентов через использование специально адаптированных к уровню их физического развития средств физического воспитания и содержания занятий должна предусматривать, прежде всего, создание субъективно комфортной образовательной среды для такой категории обучающихся, в которой занятия по физической культуре будут восприниматься ими как приятное и доступное развлечение, а не как обременительная физически и психологически обязанность.
Поэтапное во времени и постепенное повышение общего уровня физического развития и функциональной тренированности студентов, испытывающих воздействие на свой организм последствий гиподинамии, создаст необходимые предпосылки и возможности для развития у них сложнокоординационных двигательных навыков, что, в свою очередь, будет свидетельствовать об их субъективной готовности к расширению функциональных возможностей, особенно в сфере избранной ими будущей трудовой деятельности. Многие операционные навыки, связанные с повышенными динамическими нагрузками в производственной сфере, индивиду объективно невозможно приобрести, если его мускулатура, противодействующая им, недостаточно развита и тренирована (например, если слаборазвитый молодой человек приобретет умение заворачивать шурупы с помощью отвертки, он не сможет активно использовать его в трудовой деятельности или повседневной жизни, т.к. на качественное выполнение этой трудовой операции у него просто-напросто не будет хватать физических сил). Значительная часть новых для студента двигательных навыков может иметь профессионально ориентированный характер, но их успешное освоение будет ограничено недостаточной физической развитостью
обучающихся, преодоление которой в данном случае становится важным фактором их профессионального образования.
Повышение уровня физического развития и расширение спектра функциональных возможностей студентов, морфофункциональное развитие которых задерживается в результате воздействия на их организм гиподинамии, являющееся следствием процесса их организованного и целенаправленного физического воспитания, формирует у таких обучающихся физиологические предпосылки к приобретению естественной потребности в двигательной активности, которая в физиологической науке именуется кинезиофилией. Она генетически присуща человеку, если его мускулатура находится в тонусе, т.е. постоянно или периодически участвует в двигательной активности определенной интенсивности и продолжительности. Мышцы тренированного человека как бы непроизвольно для него «требуют» определенного объема физической нагрузки, чтобы находиться в тонусе (напряжении), что побуждает индивида к удовлетворению «двигательного голода» через совершение уже привычной ему по интенсивности и объему двигательной активности. Организованные занятия по физической культуре, включенные в сетку расписания учебных занятий вуза, вполне достаточны для того, чтобы пробудить в практически любом физически слаборазвитом студенте мышечное чувство кинезиофилии, на основе которого при определенном педагогическом воздействии у обучающегося может быть сформирована сначала субъективная потребность, а затем -привычка к двигательной активности.
Пробуждение у физически слаборазвитых студентов кинезиофилии и формирование на ее основе у таких обучающихся устойчивой привычки к регулярной двигательной активности является сегодня наиболее существенной в перечне актуальных педагогических задач процесса физического воспитания студентов вузов, подверженных влиянию гиподинамии на морфофункциональном уровне. Однако ее решение на практике объективно невозможно без предварительного или одновременного решения иных указанных выше задач, что побуждает нас говорить о преодолении у обучающихся средствами физической культуры последствий влияния гиподинамии на их организм как о специфической по своему характеру и содержанию отрасли педагогического процесса физического воспитания студенческой молодежи, субъектами которой сегодня является половина всех обучающихся в вузах молодых людей.
Среди определенной части студенческой молодежи, и что очень важно, среди именно физически слаборазвитых студентов, сегодня получило распространение фантасмагорическое мнение о том, что в ближайшем будущем развитие научно-технического прогресса освободит их от какой бы то ни было интенсивной динамической активности, которую возьмут на себя различные бытовые приборы и автоматы. Факт наличия такого обывательского представления в молодежной среде сам по себе свидетель-
ствует о том, что воздействие гиподинамии на организм человека имеет не только морфофункциональные, но еще и ярко выраженные психологические последствия, когда обучающиеся создают для себя и сами верят в мифы, оправдывающие их функциональную детренированность в сравнении с однокурсниками и сверстниками. Поэтому процесс физического воспитания физически слаборазвитых и функционально детренированных студентов помимо своего прямого (или «классического») педагогического предназначения будет иметь еще отчасти и психокоррекционный характер, о наличии и значении которого вузовским преподавателям по физической культуре забывать никак нельзя.
Физически слаборазвитые и детренированные студенты, как показывают наши наблюдения, представляют собой сравнительно однородную массу, для которой специфика индивидуальной слаборазвитости не имеет принципиального значения, поскольку все они находятся ниже уровня нормы онтогенетического анатомо-физиологического развития, свойственного их возрасту. Поскольку доведение их физических кондиций до нормативного уровня должно являться главной целью процесса их физического воспитания в первые год-два обучения в вузе (естественно, через реализацию перечисленных выше задач), а психологическая ригидность таких студентов в отношении самостоятельной физической активности достаточно велика, то возможность осуществления этого более вероятна в процессе коллективных групповых занятий, в которых принимают участие молодые люди, существенно не отличающиеся друг от друга по уровню физического развития. Сегодня такие обучающиеся среди общей массы студентов, не имеющих медицинских противопоказания к занятиям по физической культуре, составляют большинство, а поэтому все остальные молодые люди с более высоким уровнем индивидуального физического развития должны обособляться от них, чтобы иметь возможность заниматься физическими упражнениями более интенсивно.
Обособление студентов, отстающих в онтогенетическом развитии вследствие воздействия на их организм гиподинамии, в специальные учебные группы для проведения с ними занятий по физической культуре в настоящее время является, по нашему мнению, единственно возможной организационной формой, через которую будет проведена в дальнейшем модернизация структуры и содержания процесса их физического воспитания. Сегодня мы должны честно и объективно признать тот факт, что половина современных студентов в сравнении с предыдущими поколениями в силу воздействия на них целого комплекса социально-биологических факторов отстает в своем онтогенетическом развитии на несколько лет, и это объективное обстоятельство предопределяет необходимость создания для них принципиально новой модели физического воспитания, качественно отличающей во всем как от общей физической подготовки молодых людей, так и от занятий по адаптивной физической культуре. Факти-
чески, мы должны говорить об открытии принципиально нового направления физического воспитания студентов - социально-коррекционного, призванного приобщить значительную часть современной студенческой молодежи, физически слаборазвитой и функционально детренированной вследствие воздействия на нее такого фактора риска как гиподинамия, к общепринятым нормам социального бытия, существенное место среди которых занимает организованная физическая или динамическая активность. Это, в свою очередь, позволит создать обособленное направление физического воспитания современной студенческой молодежи, обладающее специфическим научно-методическим инструментарием, начиная с целеполагания и заканчивая выбором средств педагогического воздействия, включая средства физического воспитания.
Список литературы
1. Дифференциация студентов по уровню индивидуальной готовности к занятиям по физической культуре в зависимости от показателей их субъективной физической развитости / Е.Д. Грязева [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 1. Ч. 2. С. 187-200.
2. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2002 год: Преодоление воздействия факторов риска, пропаганда здорового образа жизни [Официальное издание № WA 540.1]. World Health organization, Geneva, Switzerland, 2002.
3. Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С. О содержании и практической реализации врачебно-педагогического контроля физического воспитания студентов (на примере Тульского государственного университета) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 2. С. 420-431.
4. Оценка качества физического развития и актуальные задачи физического воспитания студентов: монография / Е.Д. Грязева [и др.]. М.: ФЛИНТА; Наука, 2013.
Кузнецов Олег Юрьевич, канд. ист. наук, проректор по научной работе [email protected], Россия, Москва, Высшая школа социально-управленческого консалтинга (институт).
Петрова Галина Семеновна, канд. мед. наук, доц., [email protected],Россия, Тула, Тульский государственный университет.
MODERNIZATION OF SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR OVERCOMING OF INFLUENCE OF THE HYPODYNAMIA ON THEIR PHYSICAL DEVELOPMENT
O.Yu. Kuznetsov, G.S. Petrova
In article on the basis of results of long-term empirical anthropological researches need of theoretical and practical isolation of independent branch of pedagogical process of physical training of students - the social and correctional physical culture physical development and education of that considerable part of physically healthy modern students which objectively lag behind in the ontofiziological development contemporaries owing to negative influence on their organism of a social and biological factor of a hypodynamia becomes which main appointment locates and proved.
Key words: students, physical training, ontofiziological development, range of norm of anatomo-physiological development, hypodynamia, kineziofiliya, modernization of structure of process ofphysical training, social and correctional physical culture.
Kuznetsov Oleg Yurevich, PhD, vice rector for scientific work, [email protected], Russia, Moscow, the Higher school of social and administrative consulting (institute).
Petrova Galina Semenovna, DM, associate professor [email protected], Russia, Tula, Tula state university.
УДК 81‘42
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК:
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Г.А. Жданова, Л.В. Альмяшова
Анализ современных лингвистических исследований требует использования мультиметодологии: системного подхода, лингвокогнитивного анализа метафорической модели. В работе теоретически отражены современные научные парадигмы, которые способствуют изучению когнитивного мира человека по его поведению, видам деятельности, подавляющее большинство которых протекает при участии языка. Отмечается, что при этом язык не просто вплетен в тот или иной тип деятельности, а образует ее речемыслительную основу, объективируя замысел деятельности, ее установки Эти факты являются базой для сегодняшней тенденции сблизить исследование когниции с изучением языка.
Ключевые слова: системный подход, когнитивная лингвистика, политический дискурс, метафора, концептуальные исследования, языковая картина мира.
Работа носит междисциплинарный характер, так как выполнена на стыке лингвистики и культурологии с применением когнитивного подхода.
Именно современный этап когнитивной науки позволяет реализовывать различные междисциплинарные программы. Многочисленны факты того, что когнитивный мир человека изучается по его поведению, по видам деятельности, подавляющее большинство которых протекает при участии языка. При этом язык не просто вплетен в тот или иной тип деятельности, а образует ее речемыслительную основу, объективируя замысел деятельности, ее установки. Эти факты являются базой для сегодняшней