Научная статья на тему 'Организация физического воспитания студентов с разным уровнем физического развития: концептуальные подходы'

Организация физического воспитания студентов с разным уровнем физического развития: концептуальные подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1179
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФГОС ВПО / ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ / PHYSICAL TRAINING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION / ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS / PHYSICAL DEVELOPMENT OF TRAINEES / REORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / MODERNIZATION OF THE CONTENT OF TRAININGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Олег Юрьевич, Петрова Галина Семеновна

Теоретически обосновывается и рассматривается один из возможных путей модернизации организационно-методических основ педагогического процесса физического воспитания студентов в вузе при выполнении нормативных положений федеральных государственных образовательных стандартов с учетом существующих реалий и потребностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Олег Юрьевич, Петрова Галина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF PHYSICAL DEVELOPMENT: CONCEPTUAL APPROACHES

One of the possible ways of modernization of organizational and methodical bases of pedagogical process of physical education of students in higher educational institutions is substantiated theoretically and considered at implementation of standard provisions of federal state educational standards existing in this respect, taking into account the existing realities and needs of trainees.

Текст научной работы на тему «Организация физического воспитания студентов с разным уровнем физического развития: концептуальные подходы»

УДК 378.037.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова

Теоретически обосновывается и рассматривается один из возможных путей модернизации организационно-методических основ педагогического процесса физического воспитания студентов в вузе при выполнении нормативных положений федеральных государственных образовательных стандартов с учетом существующих реалий и потребностей обучающихся.

Ключевые слова: физическое воспитание, ФГОС ВПО, организация педагогического процесса, физическое развитие обучающихся, реорганизация учебного процесса, модернизация содержания занятий.

Объективной реальностью сегодняшнего дня является то, что основная масса современных студентов обладает далеким от идеального уровнем индивидуального физического развития. В целом ряде публикаций мы уже писали о том, что в настоящее время чуть более половины обучающихся в российских вузах молодых людей слабо развиты физически и отстают в своем развитии от сверстников и представителей старших поколений, еще треть - развиты диспропорционально (обычно у таких студентов недостаточно развития мускулатуры верхних конечностей, шейно-плечевого пояса или брюшного пресса) и только десятая часть обучающихся может быть признана атлетами [2, с. 198-199; 6, с. 88-90]. Такое положение существенно затрудняет организацию педагогического процесса физического воспитания студентов в учебных группах, в состав которых входят обучающиеся с разным уровнем индивидуального физического развития. Причины этого очевидны: студенты с разным уровнем физического развития обладают разным уровнем функциональных возможностей, отличаются друг от друга диапазоном субъективных двигательных (динамических) навыков, развитостью базовых физических качеств, тренированностью физиологических процессов в целях преодоления организованных физических нагрузок, а поэтому объективно не могут выполнять в процессе учебных занятий по физической культуре единообразный комплекс предлагаемых физических упражнений.

В таких условиях вузовские преподаватели физического воспитания нередко, чтобы не создавать себе проблем с посещаемостью студентами занятий, ориентируются на потенциал физических возможностей слаборазвитых студентов и осознанно понижают интенсивность тренировочных нагрузок, сводя тем самым педагогический эффект от проведения занятий до нуля. Эта практика приводит к тому, что и студенты, и преподаватели

перестают воспринимать физическое воспитание как общеобязательный составной и нормативно закрепленный компонент процесса обретения высшего профессионального образования и все чаще рассматривают его как факультативный или даже элективный, что не соответствует положениям федеральных государственных образовательных стандартов. Совершенно очевидно, что такое положение не может и не должно быть признано нормальным и соответствующим актуальным педагогическим задачам, стоящим сегодня перед модернизируемой и трансформирующейся отечественной высшей школой. Система физического воспитания студентов в вузе также нуждается в реорганизации, смысловой основой которой является не ее приспособление к существующим ныне реалиям все более понижающегося уровня индивидуального физического развития студентов, как это, к сожалению, нередко сегодня происходит, а целенаправленное создание в первую очередь организационно-методических условий для максимально широкого и полного вовлечения студентов в занятия по физической культуре, главным назначением которых будет коррекция их индивидуального физического развития до показателей диапазона нормы и одновременное с этим привитие динамических навыков, необходимых для успешного освоения образовательных программ по направлениям или специальностям будущей профессиональной деятельности.

Реорганизация системы физического воспитания студентов в вузе, как представляется, должна преследовать двуединую цель: сохранение организационной формы этого педагогического процесса при качественном изменении его содержания. Только такой подход позволит сохранить все то хорошее и лучшее, что существует в настоящее время в педагогической практике физического воспитания обучающихся в высшей школе молодых людей, и дополнить это инновациями, не только адаптирующими этот процесс к реалиям и потребностям сегодняшнего дня, но и позволяющими предвосхищать и предупреждать потенциальные тенденции в этом сегменте деятельности по подготовке дипломированных специалистов. При этом реализация первой части задачи, т.е. сохранения организационной формы процесса физического воспитания, не менее важна, чем достижение второй ее части.

Как известно, абсолютно во всех федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров, специалистов и магистров физическая культура обучающихся позиционируется как самостоятельный и общеобязательный учебный раздел соответствующего стандарта. Это означает, что занятия по физической культуре должны быть включены в расписание учебных занятий студентов и для их эффективного проведения в вузе должны работать квалифицированные преподаватели и должна быть создана материально -техническая база. Однако в большинстве негосударственных и в некоторых государственных вузах педагогическому процессу физического воспи-

тания студентов не уделяется должного (в соответствии с требования ФГОС ВПО) внимания, сами учебные занятия по физической культуре (даже в учебных планах вузов) определяются как факультативные. Такое положение дел недопустимо, поскольку является прямым нарушением нормативных положений образовательного стандарта. Кроме того, подобная практика противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения о мерах по предупреждению и профилактике гиподинамии среди населения как сопутствующего фактора смертности, согласно которым правительства стран-участниц этой международной организации должны обеспечивать организованную физическую активность учащейся молодежи в объеме не менее 2,5 часов в неделю, что соответствует 3-4 часам учебных занятий [4, с. 111-112]. Таким образом, руководство вузов или их подразделений, проводящее политику поддержания сбалансированной трудоемкости учебного процесса при увеличении объема специальных профессиональных дисциплин за счет сокращения и даже полного упразднения в расписании занятий по физической культуре, не просто нарушает нормативные предписания образовательных стандартов, но и, зачастую о том не подозревая, повышает риск заболеваемости и даже смертности среди своих обучающихся.

Из всего сказанного выше можно сделать только один вывод: занятия по физической культуре должны быть в расписании учебных занятий абсолютно для всех студентов, а их польза не только для субъективного здоровья обучающихся, но и для повышения эффективности образовательного процесса в вузе в целом должна достигаться путем модернизации их содержания и внедрения в практику педагогического процесса физического воспитания новых организационно-методических форм, адаптирующих содержание занятий к реалиям сегодняшнего дня и потребностям обучающихся.

В основу модернизации содержания занятий по физической культуре в составе ординарной учебной группы со студентами, отличающимися друг от друга разным уровнем физического развития, должна быть положена дифференциация по объему и интенсивности предлагаемых им физических нагрузок (студентам с более высоким уровнем индивидуального физического развития и функциональной тренированности должны предлагаться организованные физические нагрузки большего объема и интенсивности в сравнении со слаборазвитыми студентами). Мы уже писали о том, что среди физически здоровых студентов, т.е. обучающихся, признанных в начале учебного года при прохождении ими обязательной медицинской диспансеризации годными без ограничений к занятиям по физической культуре, сегодня объективно существует три категории молодых людей, разнящихся между собой по уровню субъективного физического развития - слаборазвитые, диспропорционально развитые и нормально развитые. Как показывают наши наблюдения за практикой педагогическо-

го процесса физического воспитания в вузе (а также логика здравого смысла), слаборазвитые студенты не способны воспринять и реализовать тот объем организованных физических нагрузок, который сравнительно легко реализуется остальными их сокурсниками. При этом диспропорционально развитые студенты по уровню своей функциональной тренированности, т.е. способности реализовывать физическую нагрузку достаточно высокой интенсивности, практически не отличаются от своих пропорционально развитых однокурсников и могут с ними заниматься почти на равных при выполнении упражнений на скорость, выносливость, ловкость, координацию движений, уступая им только при выполнении силовых упражнений. Поэтому при организации и проведении занятий по физической культуре обоснованным и логичным является обособление физически слаборазвитых и функционально детренированных студентов от их однокурсников.

Подобную дифференциацию студентов по уровню индивидуального физического развития не следует рассматривать как сегрегацию, поскольку она не является основанием для ограничения их возможностей и потенциала самореализации и служит лишь целям разумной и научно обоснованной организации педагогического процесса. Ни один из обучающихся не должен быть ограничен в праве выбирать для себя объем и интенсивность организованной физической активности, но, чтобы такое право у него возникло, ему должен быть предоставлен реальный выбор, в какой именно группе заниматься. Причем такое право должно быть предоставлено всем обучающимся вне зависимости от их гендерной принадлежности, т.е. и юношам, и девушкам. Таким образом, в основу планирования и организации педагогического процесса физического воспитания в вузе при проведении учебных занятий по физической культуре со студентами одного курса одной специальности (факультета) должно предусматриваться их разделение не только по гендерному признаку, но и по уровню индивидуального физического развития и функциональной тренированности. В результате на одном курсе (потоке) для проведения занятий по физической культуре (и только для этой цели!) должно организовываться не две (юноши и девушки), а четыре группы: для слаборазвитых юношей и слаборазвитых девушек, а также для юношей и девушек, развитых физически в соответствии с критериями нормы. В целях соблюдения педагогической этики такие группы могут быть названы группами общей и развивающей физической культуры.

При проведении учебных занятий в группах общей и развивающей физической культуры будут реализовываться совершенно разные педагогические задачи, о чем мы уже писали ранее [6, с. 101-127]. Перечислим их еще раз.

Процесс физического воспитания студентов в группах общей физической культуры должен реализовывать следующие актуальные педагогические задачи:

1) обеспечение оптимально необходимого и достаточного уровня динамической активности и физических нагрузок в целях поддержания у студентов оптимального индивидуального уровня физического развития, соответствующего показателям анатомо-физиологической нормы;

2) преодоление средствами физического воспитания субъективно

обусловленной диспропорции индивидуального анатомо-

физиологического развития и доведение телосложения обучающегося до уровня физической нормы;

3) коррекция имеющегося у студента набора сложнокоординационных двигательных навыков, их дальнейшее совершенствование, а при наличии жизненной необходимости - формирование и развитие дополнительных сложнокоординационных двигательных навыков, обеспечивающих возможность повышения интенсивности функционирования центральной нервной системы и эффективности интеллектуальной деятельности студентов через использование ими средств физической культуры;

4) стабилизация за счет акцентированого применения средств физического воспитания метаболических процессов в организме студентов как физиологической основы гомеостаза в целях повышения интенсивности и эффективности их познавательной и иной учебной деятельности;

5) создание благоприятных психологических условий (через формирование «ситуаций успеха») для эмоциональной мотивации обучающихся к активной учебной деятельности в вузе;

6) минимизация времени и оптимизация последствий процесса психологической адаптации студентов к вновь приобретаемым физическим возможностям через формирование социально адекватного стереотипа их применения в повседневной жизни.

Физическое воспитание студентов в группах развивающей физической культуры, как представляется, должно предполагать практическую реализацию следующих педагогических задач:

1) стимуляция средствами физического воспитания онтогенетического процесса физиологического созревания обучающихся;

2) стабилизация за счет акцентированого применения в соответствии с индивидуальным уровнем физического развития каждого обучающегося средств физического воспитания метаболических процессов в организме студентов как физиологической основы гомеостаза в целях повышения интенсивности и эффективности их познавательной и иной учебной деятельности;

3) общее физическое развитие и расширение функциональных возможностей студентов через использование специально адаптированных

к уровню их субъективного физического развития средств физического воспитания и содержания занятий;

4) постепенное и поэтапное формирование и развитие у данной категории студентов всего комплекса сложнокоординационных двигательных навыков и функциональных возможностей с последующим формированием на их основе физических качеств;

5) формирование у обучающихся устойчивой привычки к регулярной двигательной активности;

6) создание в процессе проведения занятий по физической культуре комфортных психологических условий для индивидуальной социализации и социальной адаптации физически слаборазвитых студентов в учебных коллективах и эмоциональной мотивации обучающихся к активной учебной деятельности в вузе.

Предлагаемая модернизация организации и содержания педагогического процесса физического воспитания студентов в вузе объективно потребует необходимости реализации целого комплекса сопутствующих мероприятий - организационных, методических и кадровых. В качестве первого шага в этом направлении должно быть в значительной мере видоизменено и расширено содержание врачебно-педагогического контроля физического воспитания студентов в вузе. Вектор модернизационных преобразований в этом направлении реализуется за счет расширения педагогического компонента контроля, на что мы указывали раньше в одной из своих публикаций [5]. Суть новеллы заключается в дополнении традиционного врачебного контроля состояния физического здоровья студентов, осуществляемого в медицинских учреждениях, антропометрическим контролем их физического развития в соответствии с существующей авторской методикой, ознакомиться с которой также можно в целом ряде наших публикаций [1; 5; 6]. Это позволит не только выявить в общей массе студентов, ограниченно годных к занятиям по физической культуре по состоянию здоровья вследствие наличия у них хронических соматических заболеваний или травм, но и дифференцировать их по уровню индивидуального физического развития. Антропометрический контроль по времени проведения легко может быть совмещен с медицинской диспансеризацией студентов накануне или в первые недели начала нового учебного года, что позволит не только дифференцировать обучающихся на общую специальную медицинскую группу для последующего проведения с ними занятий по физической культуре, но и распределить студентов, годных без ограничений по состоянию здоровья к таким занятиям, в общую и развивающую группы (первый этап осуществляют врачи, второй - педагоги физического воспитания вузов).

Методика проведения индивидуального антропометрического контроля субъективного физического развития и функциональной тренированности обучающихся проста и не требует от них специальной подготов-

ки и предварительного обучения [1, с. 85-100; 6, с. 62-71]. Однако ее внедрение в практику педагогического процесса физического воспитания студентов и, главное, превращение в одну из методических основ этого процесса объективно требуют приобретения вузовскими преподавателями физической культуры дополнительных профессиональных знаний и навыков, что легко достигается в процессе краткосрочного повышения их квалификации, не превышающего 8 академических часов (содержательные, организационные и методические вопросы повышение квалификации педагогов уже также становились предметом нашего рассмотрения [2]).

Дифференциация студентов по уровню их индивидуального физического развития и распределение в соответствии с этим в группы общей и развивающей физической культуры потребует от вуза создания базы данных, в которую централизованно будут заноситься сведения о состоянии физического развития обучающихся, полученные в результате осуществления антропометрического контроля. Данная деятельность трудоемка и весьма затратна по времени, но может быть легко осуществлена внутри учебных групп, после чего сведения для их последующей централизованной регистрации будут подаваться в обобщенном виде по всем студентам одной группы сразу, что существенно облегчит сбор, хранение и обработку эмпирических данных. Такая работа легко выполняется лаборантами кафедр в рамках исполнения ими повседневных служебных обязанностей.

Единственным вопросом, который не может быть разрешим или урегулирован нами, является кадровый вопрос. Практическая реализация распределения студентов по учебным группам для проведения с ними занятий по физической культуре не только по гендерному признаку, но и по уровню индивидуального физического развития и функциональной тренированности обучающихся предполагает увеличение количества учебных групп вдвое, что, на первый взгляд, повлечет за собой увеличение числа преподавателей физической культуры и изменение организационноштатного расписания вуза. Действительно, такая перспектива реально существует для тех вузов, в которых курс в структуре факультета образует одна или две учебные группы. В тех же вузах, где на курсе на одном факультете (пусть даже по разным специальностям) обучается 100 и более студентов, такая проблема не существует, поскольку обучающиеся перераспределяются между уже существующими группами, что не приводит к увеличению педагогической нагрузки на преподавателей и расширению их штата. Таким образом, предлагаемые нами изменения в организации педагогического процесса физического воспитания студентов могут затронуть интересы только малых - некоторых региональных и негосударственных -вузов, при этом никак не влияя на деятельность полноценных государственных университетов.

Дифференциация студентов по уровню их индивидуального физического развития и распределение в соответствии с этим критерием в ма-

лые учебные коллективы для проведения занятий по физической культуре (в дополнение к уже существующему разделению обучающихся для реализации этой педагогической деятельности по гендерному признаку) позволит не только обновить организацию процесса физического воспитания в высшей школе в целом, но и даст дополнительный импульс модернизации его содержательного компонента. Прежде всего это будет достигнуто за счет того, что в отношении каждой категории обучающихся в практике их физического воспитания будут реализовываться качественно новые педагогические задачи, требующие изменения методики и поиска новых средств физического воспитания. Также новое наполнение получит личностно-ориентированный подход к обучающемуся, при котором не только будут учитываться его субъективные возможности, но и реализовываться (а также отчасти формироваться) социально значимые индивидуальные потребности, что будет способствовать максимально полной социальной адаптации индивида к учебной деятельности во всем ее многообразии и к будущей профессиональной деятельности. Также каждый студент будет поставлен в условия выбора одного из двух вариантов своей последующей социализации, его он объективно лишен в настоящее время, когда унифицированная система физического воспитания, навязываемая ему извне, не представляет ему возможности такого выбора и побуждает к отчуждению. Результатом практического внедрения предлагаемых новшеств может стать качественное изменение педагогического значения физического воспитания в процессе профессионального обучения студентов, когда оно в своей многовариантности станет фактором личностного роста молодого человека в годы его обучения в вузе.

Список литературы

1. Антропометрический контроль гармоничности физического развития студентов и использование его результатов в организации учебных занятий по физической культуре / Е.Д. Грязева [и др.] // Изв.ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3. Ч. 2. С. 79-102.

2. Грязева Е.Д., Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С. Обучение преподавателей физической культуры приемам антропометрического контроля ана-томо-физиологического развития обучающихся в целях повышения их профессиональной квалификации развития // Изв. ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 3. Ч. 1. С. 282-290.

3. Дифференциация студентов по уровню индивидуальной готовности к занятиям по физической культуре в зависимости от показателей их субъективной физической развитости / Е.Д. Грязева [и др.] // Изв. ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 1. Ч. 2. С. 187-200.

4. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2002 год: Преодоление воздействия факторов риска, пропаганда здорового образа жизни [Официальное издание № WA 540.1]. World Health organization, Geneva, Switzerland, 2002.

5. Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С. О содержании и практической реализации врачебно-педагогического контроля физического воспитания студентов (на примере Тульского государственного университета) // Изв. ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 2. С. 420-431.

6. Оценка качества физического развития и актуальные задачи физического воспитания студентов: монография / Е.Д. Грязева [и др.]. М: ФЛИНТА : Наука, 2013.

Кузнецов Олег Юрьевич, канд. ист. наук, проректор, kuznetsovoleg@mail. ru, Россия, Москва, Высшая школа социально-управленческого консалтинга (институт).

Петрова Галина Семеновна, канд. мед. наук, доц., FVIS@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT

LEVELS OF PHYSICAL DEVELOPMENT: CONCEPTUAL APPROACHES

O.Yu. Kuznetsov, G.S. Petrova

One of the possible ways of modernization of organizational and methodical bases of pedagogical process of physical education of students in higher educational institutions is substantiated theoretically and considered at implementation of standard provisions of federal state educational standards existing in this respect, taking into account the existing realities and needs of trainees.

Key words: physical training, federal state educational standards of higher education, organization of pedagogical process, physical development of trainees, reorganization of educational process, modernization of the content of trainings.

Kuznetsov Oleg Yurevich, candidate of historical science, pro-rector for scientific work, kuznetsovoleg@mail.ru, Russia, Moscow, Higher School of Social and Administrative Consulting (Institute).

Petrova Galina Semenovna, candidate of medical science, docent, FVIS@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 378.037.1

О МЕСТЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова

Рассматривается возможность рационального использования в интересах обучающихся учебного времени, отводимого федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования на теоретический блок раздела «Физическая культура» основной образовательной программы вузов.

Ключевые слова: физическая культура, ФГОС ВПО, трудоемкость образовательного процесса, педагогический контроль, содержание образовательной деятельности.

Абсолютно все ныне действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.