Научная статья на тему 'Современные вызовы развитию образования'

Современные вызовы развитию образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7094
835
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / CONTEMPORARY EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / CHANGES / CHALLENGES OF MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрусевич Аркадий Аркадьевич, Джамбулова Шамшия Жангазиновна

В статье авторами рассмотрены основные вызовы современному образованию со стороны информационного общества. Осмысление этих вызовов субъектами образования позволит хорошо понять, какие возможности можно использовать, чтобы строить высокоэффективную образовательную систему в деятельности образовательного учреждения. В статье рассматриваются некоторые причины, тормозящие развитее современного российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрусевич Аркадий Аркадьевич, Джамбулова Шамшия Жангазиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary challenges to development of education

In the article the authors address the major challenges of modern education on the part of the information society. Understanding these challenges actors of education will allow a good understanding of what features you can use to build highly effective education system in the activities of educational institutions. This article discusses some reasons hampering the development of modern Russian education.

Текст научной работы на тему «Современные вызовы развитию образования»

— по траектории — идентично общей тенденции изучения научных представлений об интеллектуальной собственности в других отраслях знания, где доля представлений об интеллектуальной собственности падает, доля представлений об интеллектуальном продукте фиксируется, а доля представлений об интеллектуальном товаре возрастает;

— по направленности — отражает общую динамику встраивания интеллектуальной собственности в рыночные отношения, так как на разных этапах реформирования отечественного образования динамика предъявления педагогических достижений показывает переход педагогических достижений от проявления в виде интеллектуальной собственности к проявлению в виде педагогических интеллектуальных продуктов, и, в итоге, к проявлению в виде педагогического интеллектуального товара.

Библиографический список

4. Маврин, С. А. Стратегии развития российской высшей школы в XXI веке [Текст] / С. А. Маврин // Современные проблемы теории и практики социальной педагогики : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 9 декабря 2011 г. — Томск : ТГПУ, 2012. - С. 146-147.

5. Разумов, В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых [Текст] : учеб. пособие / В. И. Разумов. — Омск : ОмГУ, 2004. — 277 с.

6. Стражев, В. Вместе учить, лучше жить [Текст] / В. Стражев // Учительская газета. — 2000. — 1 февр. — 12 с.

7. Орехов, А. М. Интеллектуальная собственность: опыт социально-философского и социально-теоретического исследования [Текст] / А. М. Орехов. — М. : ЛКИ, 2007. — 224 с.

8. Симонов, Б. П. О государственных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности : выступление / Б. П. Симонов // Социология инноватики: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 24 ноября 2005 г. ; РГИИС. — М., 2005. — С. 3 — 6.

1. Философский энциклопедический словарь [Текст]. — М. : ИНФРА-М, 2000. — 686 с.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4 —е изд., доп. — М. : Азбуковник, 1999. — 1586 с.

3. Стацинский, В. М. Записки народного академика [Текст] : рукопись / В. М. Стацинский. — Омск, 2009. — Т. 1. — 213 с.

МАТЮШЕНКО Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, доцент (Россия), профессор кафедры криминологии, психологии и педагогики. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.02.2015 г. © С. В. Матюшенко

УДК 37.014 а. а. петрусевич

ш. ж. джамбулова

Омский государственный педагогический университет

Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ_

В статье авторами рассмотрены основные вызовы современному образованию со стороны информационного общества. Осмысление этих вызовов субъектами образования позволит хорошо понять, какие возможности можно использовать, чтобы строить высокоэффективную образовательную систему в деятельности образовательного учреждения. В статье рассматриваются некоторые причины, тормозящие развитее современного российского образования.

Ключевые слова: современное образование, система образования, изменения, вызовы современному образованию.

Экономические и политические преобразования сегодня называют инновационными, не могут в до-

в обществе последних 10 лет стали основой серьез- статочной степени повысить требуемое его каче-

ных изменений в системе российского образования. ство. В этой связи современное образование не спо-

Принятые Государственной думой и Правительством собно конкурировать со СМИ, Интернетом и с теми

России «Закон об образовании в Российской Феде- образовательными технологиями, которые, внедря-

рации», Федеральные государственные образова- ясь в нашу жизнедеятельность, подменяют диалог

тельные стандарты общего и профессионального об- (как специфическую форму общения) — коммуника-

разования, «Профессиональный стандарт педагога» цией (как процесс передачи и восприятия информа-

и др. стали важнейшей законодательной базой ции), обучение (преподавание) — целенаправленным

в сфере образования. Однако, несмотря на столь воздействием на сознание и психику человека (вну-

мощную законодательную базу сегодня, имеют шением), а творческое мышление — простым повто-

место две точки зрения на развитие образования. рением или воспроизводством информации.

Первая — это образование в кризисе. Прежние Этому мнению противостоит другое, утвержда-

его цели, содержание и формы слабо удовлетворяют ющее, что образование динамично развивается,

выросший спрос на качество образования, а те, что перестраивается, дополняется новым смыслом и со-

держанием за счет новых, современных обучающих и воспитывающих технологий, за счет интенсивного информационного потока, высоких технологий и медиа-коммуникаций. Такая современная трансформировавшаяся система образования с гибкими инновациями отвечает сегодняшним вызовам общества, а поэтому высокотехнологичное образование является само по себе ценным, «поскольку наделяет человека большей информационной свободой и позволяет ему самостоятельно осваивать новую социально-значимую культуру» [1, с. 148].

Очевидно, что обе точки зрения имеют право на существование. Это только свидетельствует о сложности и неоднозначности трансформирующегося образования и потребностей человека в освоении новых элементов культуры. В связи с этим возникает вопрос: какие вызовы современному образованию необходимо учитывать, чтобы обеспечить реализацию оптимистической позиции в развитии, а не в кризисе образования?

Хотим напомнить, что вызовы — это обстоятельства развития общества, которые воспринимаются как проблемы глобального масштаба, состоящие из множества «подпроблем», и которые, при их осознании обществом, могут дать толчок рождению чего-то абсолютно нового.

Первое — это технологический вызов. Анализ этого вызова позволяет увидеть здесь два аспекта.

Современное общество, сформировавшееся в результате научно-технической революции, предъявляет к образованному человеку требование высокого владения «технологическим инструментарием, технологическими приемами и средствами, обеспечивающими надежный уровень решения различных задач» [2, с. 87].

С другой стороны, технологический вызов связан с тем, что использование интернет-технологий, современных компьютерных систем коммуникации ставит под вопрос не только традиционное классическое, но и инновационное образование. В его рамках, как отмечают многие исследователи, значительно уменьшилось, а в некоторых образовательных ситуациях стала отсутствующей прямая коммуникация между обучаемыми и педагогами. Под основным ударом оказались письменные работы (курсовые работы, рефераты, учебные сообщения, сочинения, эссе и др.). Даже если не говорить о случаях откровенного плагиата и распространения любых письменных работ на электронных носителях в Интернете, у обучаемых стал доминировать подход к письменным работам как к компиляции или пересказу источников.

Ситуация усугубляется тем, что лавинообразный рост информации и легендарная изворотливость студентов и учащихся, особенно старших классов, делает объективную оценку письменных работ трудноразрешимой задачей.

Другая практика обучения также оказывается под вопросом в связи с ростом технической вооруженности школьников и студентов. Сегодня, на современном уроке, на различного рода контрольных срезах, на семинарских занятиях а также при использовании проблемных методов обучения обучаемые все чаще используют мобильную телефонию или смартфоны как карманные компьютеры. Другими словами, введение новых технологий образования зачастую обостряет проблемы освоения учащимися требуемых знаний, поскольку упрощает информационный обмен и способствует отчуждению и формализации самого знания.

Хотя, конечно обвинять новые образовательные технологии не имеет смысла, поскольку не они виноваты. Они только создают условия, при которых обучаемые выбирают наиболее легкий способ получения положительной отметки в классный журнал.

Второе — это административно-управленческий вызов. Проблемы, связанные с управлением сферой образования, актуальными являлись всегда. Но особенно они стали себя проявлять в последнее время. Это связано с идеей развития демократического общества в целом. Здесь все чаще проявляет себя один из главных вопросов: «эффективно ли управлять сферой образования федеративного, многонационального российского государства из одного центра, или нужна какая-то форма децентрализации?» [3, с. 183].

Централизованное управление в России всегда считалось важным и необходимым. Идея усиления вертикали власти в последнее время стала господствующей в различных сферах экономической, политической и социальной жизни людей. Она нашла свое отражение и в сфере образования. Её можно было бы безоговорочно принять, если бы вопрос касался образования в унитарном государстве. Но в многонациональном государстве, в государстве, поделенном на регионы и округа, каковым является РФ, эта точка зрения не имеет позитивной перспективы. Тем более что главной составляющей, характеризующей развитие современного образования в мире в XXI веке, является процесс децентрализации образовательных систем.

Новый Закон об образовании в РФ вполне отражает принципы рыночной экономики, а поэтому его реализация потребует демократизации всех уровней управления образованием, поскольку эти принципы должны создавать условия для справедливой рыночной конкуренции в сфере образования. С другой стороны, рыночная экономика несовместима с высоким уровнем централизации власти, особенно в процессе принятия управленческих решений. Она строится на требовании передачи значительных властных и финансовых полномочий местным органам, которые непосредственно взаимодействуют с субъектами экономической и социальной жизни. Следовательно, вся система образования должна строиться на идеях децентрализации властных полномочий. В противном случае эта система не может быть выстроена на демократических началах. Отсюда децентрализация, как проявление демократизации управления образованием, должна привести к расширению самостоятельности учреждений образования, к созданию условий для каждого субъекта образования наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, с учетом потребностей общества и производства.

Мы в последнее время особенно часто копируем опыт западных государств в развитии образования. Так, например, согласно конституции США, федеральное правительство не занимается управлением образованием. Каждый штат имеет право принимать законодательные акты в области образования, создавать и развивать свою систему образования, наиболее подходящую для конкретных местных условий и отвечающую интересам и потребностям жителей штата, при соблюдении конституционных гарантий, прав и привилегий граждан США. Децентрализованные образовательные системы эффективно действуют в таких странах, как Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария. Процесс децентрализации активно развивается во Франции, Финляндии и Чехии.

Очевидно, что негативные эффекты, связанные со значительными формами отчетности, спускающимися сверху, различного уровня чиновниками в образовании зачастую усугубляются еще и тем, что можно назвать «бесплатным трудом» в системе образования. Озабоченные минимизацией затрат, органы администрации часто требуют от педагогов выполнения дополнительных неоплачиваемых функций, в частности так называемых общественных поручений. При недостаточном финансировании этот путь кажется оптимальным, но на деле оборачивается резким снижением качества и падением престижа образования, а также уходом талантливых преподавателей в другие сферы общественного производства.

Сегодня единственный путь реализации этого общественного вызова образованию это переход к общественно-государственному регулированию развития сферы образования, позволяющий избавить образовательную сферу от неизбежного бюрократического насилия.

Третье — это культурный вызов. Культурная рецепция, то есть заимствование образования — один из важнейших вызовов современности. В прошлом повседневная культура противостояла культуре образованных людей, но в силу своей иррациональности несущественно влияла на образование. Ситуация коренным образом изменилась в связи с формированием массовой культуры. Сегодня в обществе становится тенденцией ограничение претензий интеллектуального круга людей, развивающих культуру на доминирование. Это приводит к «ценностной равнозначности профессионализма и дилетантства», что явно негативно сказывается на престиже образования [3, с. 69]. Наука и образование все чаще представляются как штамповка лишенных индивидуальности людей. Появился и вовсю развивается термин «модель выпускника школы».

Кризис культуры и образования связан с резким увеличением скорости разрушения старых ценностей, и сжатием временных рамок этого процесса. Например, современные изменившиеся формы коммуникации приводят к тому, что в общемировом общении начинают господствовать интегративные языковые тенденции. Одним из результатов этого становится подчинение всех языков тому, который в наибольшей степени способен себя распространить в силу политических, научно-технических и других условий. Мир уже начинает говорить на языке тех стран, которые господствуют в нем. А господство языка неизбежно меняет и стереотипы поведения. Уже сегодня наши дети часто знают лучше, кто такой Микки Маус, чем героев русских сказок.

Конечно, признавать повседневную культуру «низкой» — значит не видеть ее своеобразия и недооценивать ее функций. Ценности, насаждаемые культурной индустрией, зачастую попросту несовместимы с традиционно культивировавшимся интеллектуальным сообществом. Как, например, в рамках рецепции (заимствования) относиться к молодежной культуре или субкультуре, содержание которой мы сегодня не в силах понять и принять. Она в современном обществе представляет собой типичную субкультуру примитивизма и насилия (антифа, байкеры, битники, буккросеры, геймеры, горники, готы, граффити, джанглисты, люберы, металлисты, растэманы, рэйверы, олкеры, ролевики, роллеры, сатанисты, скинхеды, стиляги, фанаты, фолкеры, фурии, хакеры и др.).

Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собствен-

ную культуру, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию. И в рамках нового общественного вызова эта задача является приоритетной для образования.

Четвертое — социально-экономический и политический вызов. В экономическом плане родители, школа, учреждения профессионального образования «производят» самый дорогой «продукт» — это те, кто в скором будущем станут работниками различных сфер общественного производства. Экономисты подсчитали, что даже простой квалифицированный рабочий оплачивает затраты на своё обучение прибавочной стоимостью и налогами за довольно короткий срок — полгода-год, а затем он приносит работодателю только прибыль. Ни один станок, ни один механизм не окупит свою стоимость за такой короткий срок. Можно уверенно предположить, что рабочий с креативным началом «придумает инерционную отвёртку», и она будет закручивать в 2 — 3 раза больше винтов, чем обыкновенная. В свою очередь программисты и робототехники вообще «лентяи». Они создадут робота, и винты будет крутить робот. Уже только отсюда ясно, что вложение средств в образование специалиста — сверхдоходное дело.

Мы часто копируем опыт западных государств, особенно Америки. Однако необходимо помнить, что во время «холодной войны» один из руководителей ЦРУ Джордж Герберт Уокер Буш как-то сказал: «Завоевать Россию — невозможно. Её можно только развалить изнутри». Если во время «холодной войны» мы были для западных стран врагом номер один, то что, теперь нет? Или они нам просто так, бескорыстно помогают обустроить образование? Так кто ж будет финансировать взращивание своего конкурента? — Только недалекие люди, к которым американцев не отнесешь. Уехавшие в Америку отмечают, что на новом месте работы тебе никто (в отличие от России) не поможет. А если и помогут, то для того, чтобы ты провалился как конкурент.

Пятое — инновационные вызовы образованию. Демократические перемены последних лет предоставили педагогам дополнительные возможности для реализации своих смелых идей и начинаний, а новый Закон об образовании в РФ законодательно закрепил право на свободу педагогического творчества. Однако здесь практика и столкнулась с известным противоречием между потребностью в развитии и недостаточным умением ее реализовать. Многие педагоги не всегда свободно ориентируются в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Мы часто сталкиваемся с фактами, когда то или иное понятие инноватики «выхватывалось» из контекста и получало свободную, произвольную трактовку, основанную скорее на фантазии употребляющего данное понятие, чем на подлинно научном знании предмета.

Другой проблемой развития инноваций в педагогической деятельности является наличие целого ряда объективных и субъективных причин, тормозящих это развитие. К ним можно отнести следующие:

— экономические (недостаточное финансирование, устаревшая материальная база, тормозящая применение новшеств);

— социальные причины (неэффективная система пропаганды новшеств);

— психологические (предубеждение педагогов к необходимости осуществления новшеств);

— педагогические (отсутствие инновационного климата в образовательном учреждении);

— временные (отсутствие быстрого результата при введении того или иного новшества).

Среди причин, влияющих на развитие инноваций, часто называют те, которые могут как помогать, так и мешать этому процессу. К ним можно отнести требования вышестоящих органов образования, администрации учебного заведения, условия жизни и быта педагогов, состояние его здоровья и др.

Конечно, можно считать, что венцом комплексного развития современного образования в России стало принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором узаконена инновационная деятельность в системе образования. Здесь достаточно четко отмечается, что инновации в образовании способны стать катализатором и инструментом эффективного функционирования экономики и государственной системы в целом.

Особого внимания, конечно, заслуживают вопросы модернизации образования, основанные на новом Законе об образовании в РФ. Здесь пока больше вопросов, чем ответов. Один из главных — это включенность педагогического сообщества в развитие образования и повышение его качества. Характер и содержание новых реформ, к сожалению, во многом отданы на откуп чиновникам различных министерств, и не только Минобразования и науки. А у них, как известно, есть «одна, но пламенная страсть» — необходимость демонстрации своей крайней незаменимости, нужности, полезности. Отсюда и задачи, которые они изобретают для педагогов, чаще связаны не с содержанием, а с внешними формами, именно теми, которые призваны создавать впечатление об их чрезвычайной полезности.

Это особенно заметно в высшей школе, где преподаватели по всей стране пишут в своих рабочих учебных планах и программах, какие компетенции и какого рода в будущем выпускнике должна формировать та или иная дисциплина, каковы цели и средства ее изучения. Конечно, наличие профессиональных программ и учебных планов в процессе подготовки будущих работников различных сфер производства необходимы. Но ведь часто эти программы и планы обличены в такие сверхсложные формы, что преподавателю приходится больше думать не о содержании программ, а о формах их представления.

Иногда кажется, что чиновники соревнуются между собой, кто придумает «повыкрутастее» и помудренее. А если учесть, что каждый вуз вносит еще и свои особенности в форму, то получается, что преподаватель, часто работающий не в одном, а в нескольких вузах, варьирует формы одних и тех же

программ в разных вузах. Тогда, как у Я. Гашека: все при деле — и преподаватель, которому служба медом не кажется, и чиновники свой хлеб отрабатывают. А у А. С. Грибоедова вся эта «движуха» складывается, как в пьесе «Горе от ума»: «Шумим, братец, шумим!». В связи с этим стоит вспомнить, что в советское время тоже были рабочие программы, но им, а главное, их форме не придавалось такого сакрального значения, как сейчас. А образование было лучше, и специалисты были грамотнее.

В таких условиях многочисленные представители профессионального педагогического сообщества превращаются в пассивных реципиентов «блестящих идей», родившихся в головах сравнительно небольшого числа чиновников. Однако мы вынуждены, тем не менее, воплощать эти идеи в жизнь. А при ближайшем и внимательном рассмотрении конкретного воплощения и получаемых результатов имеющихся изменений возникает ощущение, что в этом беспрерывном движении теряется главное, в чем состоит его единственно возможный смысл — отсутствие условий повышения качества образования.

Библиографический список

1. Талалова, Л. Н. Современная философия образования: в поисках объективного результата или позиции сознания? / Л. Р. Талалова // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Философия. - 2003. - № 2. - С. 146-161.

2. Михалина, О. А. Сравнительный подход в философии образования / О. А. Михалина. - Новосибирск : НГПУ, 2007. -240 с.

3. Наливайко, Н. В. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ) : моногр. / В. И. Панарин, В. И. Паршиков ; отв. ред. В. В. Целищев. - Новосибирск : ИСО РАН, 2010. - 298 с.

ПЕТРУСЕВИЧ Аркадий Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета. Адрес переписки: [email protected] ДЖАМБУЛОВА Шамшия Жангазиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ, Омский филиал. Адрес переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.12.2014 г. © А. А. Петрусевич, Ш. Ж. Джамбулова

Книжная полка

Кривцова, А. С. Этнопедагогика : учеб. для бакалавров / А. С. Кривцова, О. В. Хухлаева. - М. : Юрайт, 2014. - 336 с. - ISBN 978-5-9916-3193-8.

В учебнике рассматривается понятие этнопедагогики как науки, основанной на опыте воспитания детей в народной культуре. Сопоставляется процесс воспитания в современной жизни и традиционной культуре, особое внимание уделяется позитивным достижениям этнопедагогики. После изучения данного курса студенты будут уметь применять полученные знания в современной жизни, использовать ценности народной культуры в своей практической работе. Для лучшего усвоения материала в издании представлены вопросы и задания для самоконтроля, а также приложения, в которых приведены материалы из опыта работы авторов учебника с детьми и родителями, основанные на понимании ценностей народной культуры: творческие задания, сценарии занятий с дошкольниками, первоклассниками, подростками, детско-родительские игры и «круглые столы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.