ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Б.Л. Скрынченко, канд. экон. наук, доцент
Юридический институт Российского университета транспорта (МИИТ) (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10165
Аннотация. В работе, на основе анализа степени информатизации отечественного образования, проведен поиск наиболее значимых путей решения проблем в сложившейся ситуации, связанной с дальнейшим использованием информационной среды в образовании. Сделан вывод о том, что России не следует стремиться любыми путями войти в глобальное информационное общество, а следует создать собственные значимые конкурентоспособные отрасли ИТ-промышленности, в которых необходимо определить выгодные России параметры их использования.
Основными выводами проведенного исследования являются: необходимо определить полезность происходящих сегодня изменений. Также необходимо создать собственные значимые конкурентоспособные отрасли ИТ-промышленности. В системе подготовки научных и педагогических кадров использовать стандарты, разработанные для решения задач, стоящих перед отечественным образованием.
Ключевые слова: образование, обучение, информация, информационные технологии, Интернет.
В настоящее время Россия все ещё находится в поиске оптимальной системы образования, в связи с глобальной информатизацией общества. Свидетельством этого являются постоянно продолжающиеся реформы в данном сегменте. Изменения проводятся, но они пока не решают проблем, стоящих перед информатизацией отечественного образования, а лишь изменяют их характер. В качестве наиболее приоритетных задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, необходимо выделить следующие: недостаточное финансирование, слабая ориентированность научной и образовательной деятельности на создание отечественных информационных систем, провал в области фундаментальных знаний в области информационных технологий, ориентация на зарубежные нормативные документы и стандарты в области информационных технологи (ИТ). То есть, имея достаточно высокий потенциал развития, отечественные учебные заведения пока не дают ощутимого результата в этом направлении.
Для решения возникающих проблем необходимо определить цель и задачи развития образования на основе дальнейшей информатизации этой системы. Целью является ориентация системы высшего и среднего образования на дальнейшую ее информатизацию, создание собственных значимых конкурентоспособных отраслей ИТ-промышленности. Для достижения обозначенной цели необходимо решить ряд вытекающих задач, а именно: продолжить реформирование управления образованием, направленное на создание систем информатизации, удовлетворяющих ее потребностям; сориентировать данную систему на использование отечественных достижений ИТ-отраслей промышленности; осуществлять подготовку и обучение персонала, ориентированного на специализированное обучение.
Для поиска решений данных задач, необходимо следующее.
Первое - попытаться удовлетворить возросший спрос на качество образования, потому как то, что сегодня называется инновационным образованием, не может в достаточной степени повысить требуемое
его качество. В этой связи современное образование не способно конкурировать со средствами массовой информации (СМИ), Интернетом и с теми образовательными технологиями, которые, внедряясь в нашу жизнедеятельность, подменяют диалог -коммуникацией, обучение - внушением, а творческое мышление - простым повторением или воспроизводством информации.
Управление сферой образования всегда имело определенные проблемы, которые в последнее время проявили себя особенно остро, особенно на фоне идеи демократизации общества, где все чаще задается вопрос о том, эффективно ли централизовано управлять образованием многонационального российского государства, или использовать какую-либо форму децентрализации [2, с. 183]?
В России всегда существовало централизованное управление, которое считалось важным и необходимым. Эта идея, связанная с усилением вертикали власти, в последнее время стала господствующей в различных сферах экономической, политической и социальной жизни людей. Также она нашла свое отражение и в сфере образования. В многонациональном государстве, которым является Россия, эта точка зрения не имеет позитивной перспективы. Тем более что главной составляющей, характеризующей развитие современного образования в мире в XXI веке, является процесс децентрализации образовательных систем.
Ещё с момента распада Советского Союза мы стали слепо копировать опыт зарубежных стран, в различных областях деятельности: в образовании, телекоммуникациях, СМИ и т.д., особенно США. Но мы не учитываем некоторых аспектов их деятельности, в частности, согласно конституции США, федеральное правительство не занимается управлением образованием. Каждый штат имеет право принимать законодательные акты в области образования, создавать и развивать свою систему образования, наиболее подходящую для конкретных местных условий и отвечающую интересам и потребностям жителей штата, при соблюдении конституционных гарантий, прав и привилегий
граждан США. Также децентрализованные образовательные системы эффективно действуют в ряде европейских стран, таких как: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария. Процесс децентрализации активно развивается во Франции, Финляндии и Чехии [3, с. 116].
На сегодня практически единственным путем реализации этого является переход к общественно-государственному регулированию развития сферы образования, которые позволит существенно сократить (а в некоторых случаях и избавить) неизбежную бюрократическую составляющую.
Существует мнение, что образование динамично развивается, перестраивается, дополняется новым смыслом и содержанием, в первую очередь за счет появившихся современных обучающих и воспитывающих технологий, интенсивного информационного потока, высоких технологий и медиа-коммуникаций. Такая современная трансформировавшаяся система образования с гибкими инновациями отвечает сегодняшним вызовам общества, а поэтому высокотехнологичное образование является само по себе ценным, «поскольку наделяет человека большей информационной свободой и позволяет ему самостоятельно осваивать новую социально-значимую культуру» [4, с. 148].
В результате современных достижений научно-технической революции, которые активно вошли в нашу жизнь и требуют от современного образованного человека высокого владения «технологическим инструментарием, технологическими приемами и средствами, обеспечивающими надежный уровень решения различных задач» [1, с. 87], мы постепенно переходим к все более активному использованию информационных технологий в системе образования.
С другой стороны, технологические достижения связаны с активным использованием интернет-технологий, современных компьютерных систем коммуникаций, что ставит под вопрос применение не только традиционного классического образования, но и инновационного, связан-
ного с активным использованием информационного пространства. В результате чего, как отмечают многие исследователи, связь между преподавателем и обучаемым практически сведена к нулю. В первую очередь это коснулось письменных работ (курсовые работы, рефераты, учебные сообщения, сочинения, эссе и др.). Глобальная информационная система (Интернет) позволяет обучаемым не тратить время на походы в библиотеки и поиски необходимой информации, ее анализ, подготовку выводов и умозаключений, а использовать относительно простой и быстрый способ: компиляция или пересказ источников, не говоря уже о случаях откровенного плагиата. Это еще усугубляется и тем, что лавинообразный рост информации и легендарная изворотливость студентов и учащихся делает объективную оценку письменных работ трудноразрешимой задачей.
Ещё одной, достаточно серьезной проблемой, является ситуация с технической вооруженностью школьников и студентов. На сегодняшний день даже при проведении различных видов занятий (семинарах, контрольных или текущих тестированиях, индивидуальных собеседованиях), обучаемые все чаще используют смартфоны и планшеты как карманные компьютеры. Таким образом, использованием информационных технологий в образовании чаще всего лишь обостряет проблемы освоения обучаемыми требуемых знаний, поскольку упрощает информационный обмен и способствует отчуждению и формализации самого знания.
Образовательные технологии, идущие в ногу со временем, обвинять бессмысленно, но они прямо способствуют созданию условий обучаемым, при которых они ищут наиболее легкий путь к получению положительной оценки, а не усвоению учебного материала. Этому есть немало примеров: проводимые независимыми компаниями опросы среди выпускников учебных заведений различного уровня, подтверждают отсутствие достаточных остаточных знаний (зачастую даже минимально необходимых).
В условиях, когда конкуренция постоянно возрастает, эффективность работы
любой компании становиться невозможной без повышения эффективности работы всех её подразделений на её всех уровнях. Одной из основных причин, которые препятствуют достижению более высоких рабочих результатов копании, являются недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки её работников, и как результат, требующей применения разнообразных форм обучения для всех категорий работников.
Обучение персонала включает в себя концепцию многопрофильного обучения, концепцию обучения, ориентированную на личность и концепцию специализированного обучения, которая ориентирована на текущий момент времени или ближайшие время, и имеет непосредственное отношение к данному рабочему месту.
Данная концепция обучения способствует сохранению рабочих мести и с точки зрения самого работника, укрепляет чувство его собственного достоинства. Однако данная концепция может быть эффективной только в течении непродолжительного отрезка.
С точки зрения экономического подхода, эффективность концепции многопрофильного обучения заключается в повышении внутрипроизводственной и внепро-изводственной мобильности работника [5. с. 162-163].
Организация обучения в компаниях осуществляется для достижения определённых целей:
- подготовки вновь принятых сотрудников к исполнению ими своих должностных обязанностей;
- повышение уровня квалификации уже работающих сотрудников и осуществление их подготовки к продвижению по карьерной лестнице;
- создание условия для сохранения уже имеющихся в компании опытных сотрудников, обладающих высокой квалификацией.
Эпоха научно-технического прогресса, бурного развития науки и новых открытий обусловили ускорение морального износа «человеческого капитала», что в свою очередь повлекло за собой увеличение расхо-
дов компаний на повышение квалификации сотрудников и их переподготовку.
В ряде областей деятельности профессиональные знания сотрудников требуют дополнительных инвестиций на обновление «человеческого капитала» так как по вышеизложенной причине в течении пяти - десяти лет он может полностью устареть.
Среди ряда моделей инновационного обучения можно выделить следующие:
- обучение, представленное как организация систематической исследовательской деятельности;
- обучение, представленное как организация учебно-игровой, моделирующей деятельности;
- обучение, представленное как организация коммуникативно-диалоговой деятельности.
В ходе реализации данных моделей обучаемый занимает инициативную позицию, а преподаватель выполняет роль помощника в расширении и освоении учащимися непосредственно опыта, при этом обучение проходит через стимулирование решения инновационных задач.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что ко всем изменениям,
происходящим сегодня, необходимо относиться очень внимательно, поскольку их полезность обществу ещё необходимо определить. Ведь, слепое копирование действий «лидеров» в области образования без учета национальной специфики может нанести серьезный вред образовательной среде России.
Сегодня нам не следует стремиться любыми путями войти в глобальное информационное общество, нам следует создать собственные значимые конкурентоспособные отрасли ИТ-промышленности, в которых необходимо определить выгодные России параметры их использования.
Стремясь создать необходимое количество требуемого высококвалифицированного персонала, способного вывести Россию на передовые рубежи по всем областям, необходимо в системе подготовки научных и педагогических кадров не воспринимать в качестве государственных стандартов те, которые создавались в других странах, например, в США, а использовать только те стандарты, которые позволят решить задачи, стоящие перед отечественным образованием.
Библиографический список
1. Михалина О.А. Сравнительный подход в философии образования. - Новосибирск: НГПУ, 2007. - 240 с.
2. Наливайко, Н.В. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ): моногр. / Н.В. Наливайко, В.И. Панарин,
B.И. Паршиков; отв. ред. В.В. Целищев - Новосибирск: ИСО РАН, 2010. - 298 с.
3. Петрусевич, А.А. Современные вызовы развитию образования / А.А. Петрусевич, Ш. Ж. Джамбулова // Омский научный вестник. - 2015. - №2 (136). С. 114-117.
4. Талалова, Л.Н. Современная философия образования: в поисках объективного результата или позиции сознания? // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Философия. - 2003. - № 2. - С. 146-161.
5. Эрроу, К. Информация как товар // Экономический журнал ВШЭ. - 2012. Т. 16. № 2.
C. 161-171.
CHANGES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA BASED ON GLOBAL INFORMATIZATION OF THE COMPANY
B.L. Skrynchenko, candidate of economic sciences, associate professor Law institute of the Russian university of transport (MIIT) (Russia, Moscow)
Abstract. In the work, based on the analysis of the degree of Informatization of domestic education, the search for the most significant ways to solve the problems in the current situation related to the further use of the information environment in education. It is concluded that Russia should not seek to enter the global information society by any means, but should create its own significant competitive it industries, in which it is necessary to determine the parameters of their use profitable for Russia.
The main conclusions of the study are: it is necessary to determine the usefulness of the changes taking place today. It is also necessary to create your own significant competitive it industries. In the system of training of scientific and pedagogical personnel to use the standards developed to solve the problems facing the domestic education.
Keywords: education, training, information, information technologies, Internet.