Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
межгосударственное противоборство / управление национальной обороной / национальная безопасность / национальная оборона / гибридные вызовы и угрозы / interstate confrontation / national defense management / national security / national defense / hybrid challenges and threats

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копылов Игорь Александрович, Чекин Альберт Олегович

В статье рассматриваются современные формы и методы межгосударственного противоборства, определяются причины эскалации проблем в международных отношениях, зарождения новейших вызовов и угроз национальной обороне и безопасности Российской Федерации. Определяются функции управления национальной обороной для нейтрализации вызовов и угроз национальной безопасности не только на территории российского государства, но и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CHALLENGES AND THREATS TO THE NATIONAL DEFENSE AND SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines modern forms and methods of interstate confrontation, identifies the causes of the escalation of problems in international relations, the emergence of new challenges and threats to the national defense and security of the Russian Federation. The functions of the national defense management are defined to neutralize challenges and threats to national security not only on the territory of the Russian state, but also abroad.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

46

ВЛАСТЬ

2 0 2 4' 0 3

BAGDASARJAN Susanna Dzhamilovna, Dr.Sci. (Hist.), Head of the Chair of Philosophy, History and Culture Studies, Boris Shchukin Theatre Institute (bld. 1, 12a Bolshoj Nikolopeskovsky Lane, Moscow, Russia, 119002); Head of the Chair of Theory of Law and State Legal Disciplines, International Law Institute, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (4 Kashenkin Lug St, Moscow, Russia, 127427; bsd73@mail.ru); SPIN code: 5538-6955 GRISHINA Tatyana Mikhailovna, Applicant for the academic degree of Candidate of Law, Senior Lecturer at the Chair of Theory of Law and Public Law Disciplines, International Law Institute, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (4 Kashenkin Lug St, Moscow, Russia, 127427; 9151222729@mail.ru); SPIN code: 7200-1677

NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF EURASIAN INTEGRATION AND THE CRISIS OF INTERNATIONAL RELATIONS

Abstract. Integration of the Eurasian space for the period 1991-2023 has become a priority direction of the strategy of the Russian Federation in the construction of interstate entities and building international relations in the modern period. The formation of the concept of Russian national security in the context of growing global threats and challenges is becoming the most complex instrument of geopolitical interaction in the region. In the article, the authors continue the study of the postSoviet Eurasian space, integration processes, in which the Russian Federation occupies a leading position. Keywords: integration, national security strategy, Eurasian post-Soviet space

КОПЫЛОВ Игорь Александрович — кандидат политических наук, доцент, член-корреспондент Академии военных наук (119330, Россия, г. Москва, Университетский пр-кт, 14; dxharald@mail.ru) ЧЕКИН Альберт Олегович, Академия военных наук (119330, Россия, г. Москва, Университетский пр-кт, 14; dxharald@mail.ru)

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются современные формы и методы межгосударственного противоборства, определяются причины эскалации проблем в международных отношениях, зарождения новейших вызовов и угроз национальной обороне и безопасности Российской Федерации. Определяются функции управления национальной обороной для нейтрализации вызовов и угроз национальной безопасности не только на территории российского государства, но и за рубежом. Ключевые слова: межгосударственное противоборство, управление национальной обороной, национальная безопасность, национальная оборона, гибридные вызовы и угрозы

Объективная оценка современного состояния национальной безопасности Российской Федерации требует факторного изучения и анализа угроз безопасности России в оборонной сфере, соотнесения с системой национальных интересов, определяющих особенности социально-экономического и политического устройства государства, специфику его развития, систему националь-

ных ценностей, культурных традиций и других факторов. При этом в системе «национальные интересы - угрозы - защита» национальные интересы являются первичными в рассматриваемой проблеме, а угрозы определяют основные и второстепенные векторы, по которым выстраиваются защита и оборона государства.

В настоящее время на национальную безопасность Российской Федерации воздействуют процессы, которые планируются ведущими центрами силы в целях реализации и достижения их политических, экономических и других целей. Одновременно с этим происходит трансформация форм и методов межгосударственного противоборства, к основным особенностям которого можно отнести следующие:

- усилилась гонка вооружений, подкрепляемая периодическим развязыванием локальных войн, которые ведутся с прямым участием ведущих государств планеты, но без применения оружия массового уничтожения;

- получили широкое распространение торгово-экономические войны, которые активизировались в результате применения США и их союзниками экономических санкций против Российской Федерации;

- межгосударственное противоборство сопровождается технологическими войнами за монопольное право использования результатов технологической революции XXI в., за производство и рынки технологической продукции, альтернативные источники энергии и т.п.;

- особое влияние на международную и национальную безопасность оказывает ресурсно-энергетическая борьба за природные ресурсы и источники энергии, что особенно проявляется в Арктическом регионе;

- широкие масштабы приняла информационная война, осуществляемая с использованием интернет-ресурсов в качестве инструментов воздействия на сознание людей, что позволяет США и их союзникам проводить крупномасштабные информационные операции против России и Китая. При этом основной целью коллективного Запада является усиление информационно-психологического и когнитивного влияния на молодое поколение в целях разрушения у них национальной системы ценностей и навязывания прозападных идеологем.

Основной чертой современных международных отношений становится политическая и экономическая диверсификация, формирование многополярной системы, основанной на конкуренции нескольких ведущих центров силы. После начала Российской Федерацией специальной военной операции на Украине эти процессы значительно усилились.

Ведущие государства мира, обладая всеми возможностями применения силы в военной, экономической, политической и других сферах международной деятельности, широко используют ее в своих неолиберальных интересах, не желая учитывать национальные интересы других государств, в т.ч. Российской Федерации.

Применение силы и санкций по отношению к России во всех пространствах и основных сферах жизнедеятельности уже сейчас переросло в необъявленную войну коллективного Запада против российского общества и государства. Сегодня можно констатировать, что национальная оборона и безопасность Российской Федерации подвергаются многочисленным угрозам и вызовам, которые имеют тенденцию к количественному росту.

Следует напомнить, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет 14 внешних и более 20 внутренних опасностей и угроз

48

ВЛАСТЬ

2024'03

национальной безопасности в различных сферах1. Они, как правило, сформулированы по стратегическим национальным приоритетам. В качестве основных внешних выделены опасности и угрозы в сфере обороны страны, государственной и общественной безопасности, внутренних - в области повышения качества жизни российских граждан, экономического роста, науки, технологии и образования, а также культуры.

В сфере национальной безопасности источником активизации угроз стало обострение противоречий, которые связаны с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступ к рынкам сбыта, контроль над транспортными артериями, т.е. противоречий общеэкономического характера. Для достижения победы в ходе межгосударственного противостояния все чаще практикуется применение силового аргумента в международных отношениях. При этом акцент используемых методов противоборства смещается в сторону широкого применения политических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных мер, реализуемых с задействованием протестного потенциала населения. Все это дополняется военными мерами скрытого характера, в т.ч. реализацией мероприятий информационного противоборства и действиями сил специальных операций.

В этих условиях оборона России в научных исследованиях может рассматриваться как система взаимодополняющих политических, военных, дипломатических, экономических, социальных, правовых и иных мер по подготовке и осуществлению комплексной защиты личности, общества и государства с использованием всех имеющихся у Российской Федерации сил, средств и ресурсов на ее территории и за рубежом [Копылов 2023] и определяться как национальная оборона, осуществляемая в целях обеспечения национальной безопасности. Осуществление комплексной защиты, под которой понимается совокупность военных и невоенных мер с применением вооружения и без него, необходимо из-за глубокого изменения характера отношений Российской Федерации с государствами коллективного Запада, которое последовало после начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, а также крайне обострившейся угрозы возможной военной агрессии против нашей страны в настоящее время.

Основными опасностями, способными трансформироваться в непосредственные угрозы национальной обороне и безопасности Российской Федерации, на обозримый период могут быть:

- углубление противоборства во всех сферах межгосударственных отношений на фоне смены монополярной структуры мирового устройства во главе с США и государствами коллективного Запада на многополярную;

- революционные изменения в глобальной системе осей военного противостояния;

- фактический отказ мировых и региональных сверхдержав от существующей системы договорных обязательств в сферах создания вооружений, военной техники и применения военной силы;

- распространение ядерного и высокотехнологического оружия, изменение правовой мотивации возможности его применения.

Причинами зарождения и проявления вызовов и угроз национальной обороне и безопасности Российской Федерации в т.ч. являются следующие:

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утв. указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400. Доступ: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271 / (проверено 15.04.2024).

- сохраняется и наращивается передовое присутствие вооруженных сил и дальнобойных средств поражения так называемых великих держав в непосредственной близости у границ России и ее союзников;

- становится все более существенным разрыв в развитии обычных вооружений и военной техники, особенно критических технологий у государств доин-дустриальной, индустриальной и информационной эры;

- нарушаются права, свободы и законные интересы граждан Российской Федерации в зарубежных странах, в т.ч. осуществляются нападения на российских граждан, группировки войск (сил), объекты и военные базы, находящиеся на их территории;

- сегодня отсутствует актуальная действенная система международной безопасности, не созданы надежные рычаги ее обеспечения, что в условиях изменения экономического и военного баланса сил на мировой арене чревато дестабилизацией ситуации и возрастанием международной напряженности.

Следует отметить, что сложившаяся ситуация в развитии международных отношений хоть и открывает для Российской Федерации новые возможности обеспечения своей безопасности, но сопряжена с повышением степени ряда угроз, связанных с изменением положения России в мире и сложностями в проведении внутренних реформ. При этом остаются возможными как попытки применить военную силу против самой России, так и втягивание ее в военные конфликты между другими державами или коалициями.

Сегодня достаточно актуальной угрозой национальной обороне и безопасности Российской Федерации является прямое военное столкновение с государствами - членами НАТО или их ближайшими союзниками. В данном случае подразумевается сценарий, при котором несколько искусственно созданных локальных военных конфликтов одновременно могут быть развязаны на границах российского государства.

Следует учитывать, что существующие и вновь возникающие угрозы в сфере национальной обороны и безопасности России являются многогранными и взаимопроникают друг в друга. То есть, в долгосрочном периоде угрозам и вызовам национальной безопасности будет присущ комплексный (гибридный) характер.

Комплексную реализацию гибридных угроз необходимо рассматривать как основной фактор, влияющий на дестабилизацию обстановки в стране и обеспечение национальной безопасности как в мирное, так и в военное время. Следовательно, и меры нейтрализации столь разнообразных и разновектор-ных угроз следует вырабатывать и применять комплексно, с задействованием всех органов государственной власти, совокупность которых в научных трудах определяется как управление национальной обороной Российской Федерации. Необходимо понимать, что целенаправленная деятельность органов государственной власти по реализации политических, военных, дипломатических, экономических, социальных, правовых и иных мер по подготовке и осуществлению комплексной защиты личности, общества и государства должна осуществляться в настоящее время с использованием всех имеющихся у Российской Федерации сил, средств и ресурсов не только на ее территории, но и за рубежом. В этой связи приведем актуальное мнение заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации Д.А. Медведева, который на марафоне «Знание. Первые» Российского общества «Знание» высказал тезисы, отражающие политику России в международных отношениях, которые напрямую связаны с обеспечением национальной обороны и безопасности России в XXI в.

50

ВЛАСТЬ

2 0 2 4' 0 3

По мнению Д.А. Медведева, «у любого государства как суверенного субъекта международных отношений есть два типа границ - географические и стратегические. Первые границы представляют собой устойчивые и официально признанные в соответствии с международным правом демаркационные и делимитационные линии, фиксирующие географические пределы государства. <...> О втором, стратегическом типе границ предпочитают лишний раз не упоминать. Эти границы не сводятся к физическим размерам стран, их воздушному пространству и территориальным водам. Они не связаны напрямую с государственным суверенитетом. Стратегические границы того или иного государства прямо зависят от того, насколько далеко простирается его политическая мощь. Чем мощнее государство, тем дальше располагаются его стратегические фронтиры за пределами своих госграниц. И тем масштабнее стратегическое пространство, на которое такая страна оказывает экономическое, политическое, социально-культурное влияние. Это и есть зона так называемых национальных интересов государства»1.

Таким образом, место Российской Федерации в новой системе геополитического мироустройства во многом будет определяться способностью достижения российских геостратегических интересов и приоритетов, расширением стратегических границ российского государства, своевременностью и эффективностью упреждающих мер управления национальной обороной по подготовке и осуществлению комплексной защиты личности, общества и государства не только на территории страны, но и за рубежом.

Список литературы

Копылов И.А. 2023. Национальная оборона как научная категория и объект государственной политики в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. - Вопросы политологии. № 12(100). С. 6503-6513.

KOPYLOV Igor Aleksandrovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor, Corresponding Member of the Academy of Military Sciences (14 Universitetsky Ave, Moscow, Russia, 119330; dxharald@mail.ru)

CHEKIN Albert Olegovich, Academy of Military Sciences (14 Universitetsky Ave, Moscow, Russia, 119330; gigard57@ mail.ru)

MODERN CHALLENGES AND THREATS TO THE NATIONAL DEFENSE AND SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article examines modern forms and methods of interstate confrontation, identifies the causes of the escalation of problems in international relations, the emergence of new challenges and threats to the national defense and security of the Russian Federation. The functions of the national defense management are defined to neutralize challenges and threats to national security not only on the territory of the Russian state, but also abroad.

Keywords: interstate confrontation, national defense management, national security, national defense, hybrid challenges and threats

1 Дмитрий Медведев: «У России, как и любой великой державы, стратегические границы лежат далеко за пределами географических». Доступ: https://expert.ru/mnenie/dmitriy-medve-dev-u-rossii-kak-i-lyuboy-veHkoy-derzhavy-strategicheskie-granitsy-lezhat-daleko-za-predelami-geograficheskikh/ (проверено 16.04.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.