М. М. КУЧЕРЯВЫЙ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
национальная безопасность, военная безопасность, военная угроза, воздушное пространство, космическое пространство
В статье анализируются основные вызовы и угрозы безопасности Российской Федерации. Автор показывает, что существенную роль в их природе и содержании играет военная составляющая. В статье выделяются и подробно анализируются 4 вида потенциальных угроз национальной безопасности, имеющих геополитический, геоэкономический, ресурсный и военный характер, а также наиболее существенные факторы, обусловливающие возрастание этих угроз. Особое внимание автор уделяет системе воздушно-космической обороны России, отмечая ее особую роль в деле обеспечения национальной и военной безопасности нашей страны.
KEY WORDS:
national security, military security, military threat, air space, outer space
Analysis of the main challenges and hazards to the security of Russian Federation is presented in the article. The author shows that military component plays essential role in the hazard nature and content. In the article the four types of the potential hazards to the national security that have geopolitical, geo-economical, resource and military character are selected and analyzed in detail, as well as the most essential items are revealed that provoke increasing of the hazard. The author paid special attention to the system of the air and cosmic defense of Russia, distinguishing its special role in national and military security protection of our country.
Международная обстановка, сложившаяся в начале XXI в., потребовала переосмысления оценки общего положения Российской Федерации в мировом сообществе, смены приоритетов российской внешней политики, в том числе и в сфере обеспечения национальной безопасности. В Концепции внешней политики Российской Федерации (редакция 2008 г.) приведены основные вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации, среди которых для нашего иссле-
дования существенное значение имеют следующие:
международный терроризм, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, в том числе энергетическая, а также нелегальная миграция;
глобальная конкуренция, впервые в новейшей истории приобретающая цивилизационное измерение,
что предполагает конкуренцию между различными ценностными ориентирами и моделями развития в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики; реакция на перспективу утраты историческим Западом своей монополии на глобализационные процессы, находящая свое выражение, в частности, в инерции политико-психологической установки на «сдерживание» России, включая попытки использовать в этих целях избирательный подход к истории, прежде всего к истории Второй мировой войны и послевоенного периода;
стратегия односторонних действий, дестабилизирующая международную обстановку, провоцирующая напряженность и гонку вооружений, усугубляющая межгосударственные противоречия, разжигающая национальную и религиозную рознь, создающая угрозу безопасности других государств, ведущая к росту напряженности в межциви-лизационных отношениях; применение принудительных мер с использованием вооруженной силы в обход Устава ООН и ее Совета Безопасности, неспособное устранить глубокие социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, подрывающее основы международного права и ведущее к расширению конфликтного пространства, в том числе в непосредственном геополитическом окружении России;
военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепа-
ратизма, этнонационального и религиозного экстремизма; попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, ввести в практику разделение государств на категории с различным объемом прав и обязанностей, которые несут в себе угрозу подрыва международного правопорядка, а также чреваты произвольным вмешательством во внутренние дела суверенных государств; игнорирование отдельными государствами и группами государств основных принципов международного права [1].
Таким образом, даже краткий анализ основных вызовов и угроз безопасности Российской Федерации показывает, что существенную роль в их природе и содержании играет военная составляющая. Прогнозы развития военно-политической обстановки в мире на среднесрочный период, предпринятые российскими исследователями, показывают, что вблизи границ России активизируется противоборство за доступ к природным, энергетическим, научно-техническим, людским и другим ресурсам на постсоветском пространстве, а также за расширение возможностей, в том числе легальных, по их использованию. Данные выводы основываются на анализе недавних событий в странах СНГ. Так, В. В. Серебрянников подчеркивает: «В "оранжевых" революциях Грузии, Украины, Киргизии решающее вмешательство Запада парализовало военно-политическое руководство этих стран, обеспечивало "мирное" устранение от власти законных президентов, подчинение командова-
ния силовых структур, в том числе, армий, указаниям западных посольств» [2, с. 33].
В отечественной литературе достаточно подробно исследован вопрос о потенциальных угрозах национальной безопасности нашей страны, включая ее военную составляющую, а также факторов, способствующих возникновению таких угроз [3; 4; 5; 6; 7; 8, с. 31-41; 9, с. 318-324].
Данные потенциальные угрозы целесообразно разделить на 4 основные группы, которые, конечно, не охватывают полностью весь спектр возможных опасностей, но являются, по нашему мнению, наиболее актуальными в контексте рассматриваемой темы.
Первая группа включает потенциальные угрозы, имеющие геополитическую природу и несущие опасность геополитическим интересам нашей страны, ее геополитическому положению и статусу в мировом сообществе. Данные угрозы также направлены против территориальной целостности и независимости внешней политики российского государства.
Вторая — состоит из потенциальных угроз, имеющих геоэкономическое измерение и способных нанести ущерб фундаментальным экономическим интересам России, ослабить ее позиции в международных экономических отношениях, создать затруднения для поступательного роста экономического потенциала нашей страны, повышения благосостояния народа и укрепления обороноспособности страны.
К третьей группе, по нашему мнению, следует отнести потенциальные угрозы в энергетической и ресурсной сфере, которые могут создавать пре-
пятствия развитию Российской Федерации как мировой энергетической державы, выражаться в претензиях иностранных государств на природные богатства нашей страны, на ее колоссальную базу естественных ресурсов.
В четвертую группу объединены потенциальные угрозы, непосредственно имеющие военный характер. Устранение подобных угроз связано с недопущением ситуаций, при которых могла бы быть совершена военная агрессия в отношении Российской Федерации или нападение на ее воинские контингенты и граждан, находящихся за пределами нашего государства.
Рассмотрим более подробно каждую из приведенных выше групп потенциальных угроз национальной и военной безопасности России. При исследовании первой группы возможных угроз нашей национальной безопасности, имеющих геополитический характер, следует уделить внимание наиболее существенным факторам, обусловливающим возрастание опасностей жизненно важным интересам Российской Федерации. В качестве таких факторов могут выступать:
действия государств, направленные на нарушение целостности Российской Федерации (в том числе с использованием межэтнических, межконфессиональных и других внутренних противоречий) и на удовлетворение территориальных претензий к Российской Федерации со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления межгосударственных границ; действия других стран, направленные на подрыв и сдерживание интег-
рационных процессов в рамках СНГ, ослабление связей Российской Федерации со странами Центральной, Восточной Европы и Балтии, а также с другими государствами в районах традиционного сотрудничества, приобретающие все более скоординированный характер; нарушения прав и свобод русскоязычного населения и граждан РФ, проживающих в сопредельных государствах, приводящие к нарастанию напряженности (в том числе в отдельных районах России) и неуправляемым миграционным процессам;
политика «двойных стандартов», проводимая определенными силами за рубежом, которые, заявляя на словах о необходимости обеспечения стабильности в Российской Федерации, в действительности стремятся сделать все от них зависящее, чтобы не допустить этого и тем самым снизить значимость Российской Федерации в решении ключевых проблем мирового сообщества и деятельности международных организаций. В. Бекетов, оценивая угрозы геополитического характера в общем виде, констатирует: «На фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с которыми реально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца не осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и, что крайне опасно, его распространению на зону наших жизненно важных интересов» [10, с. 93].
Вторая из рассматриваемых групп угроз, как мы уже отмечали, включает опасности геоэкономического характера. К данной группе следует отнести следующие основные угрозы:
стремление ведущих западных стран ослабить экономическую самостоятельность Российской Федерации и закрепить за ней роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов для мировой экономики и источника квалифицированной, но дешевой рабочей силы; попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;
действия «партнеров», направленные на сохранение ограничений на доступ Российской Федерации к передовым технологиям, создание препятствий для полноправного участия России в международных финансово-экономических и торговых структурах и организациях. К третьей из рассматриваемых групп, как было отмечено выше, в ходе исследования отнесены угрозы в энергетической и ресурсной сфере. В наши дни специалисты предсказывают быстрое развитие мировой энергетики в первой половине XXI столетия. Согласно оценкам экспертов, в ближайшие 15 лет глобальное энергопотребление может возрасти на треть, что представляет собой очень высокий рост. Причем спрос в мире на газ будет опережать спрос на нефть. Так, по мнению аналитиков, к 2020 г. потребление газа в мировой экономике может вырасти на 60 %, а нефти — на 42%. Однако роль нефти в ближайшее десятиле-
тие 2007-2017 гг. останется ведущей в мировом энергоснабжении. Из этого источника будет обеспечиваться 40 % энергопотребления. Соответственно 28 % будет приходиться на природный газ, 20 % — на уголь, 7 % — на возобновляемые источники и 5 % — на ядерную энергетику [11, с. 4].
В данной связи представители Академии военных наук В. И. Кузьмин, Н. А. Галуша, В. А. Рябошапко отмечают: «В ближайшее время наша страна, как обладатель основных мировых топливно-энергетических ресурсов, будет подвергаться сильнейшему геополитическому давлению со стороны стран-потребителей» [12, с. 17]. Такое давление, согласно прогнозам российских исследователей, может осуществляться в следующих наиболее вероятных формах:
выдвижение новых территориальных претензий к Российской Федерации и заявлений, подобных заявлению в начале 2007 г. бывшей тогда Госсекретарем США К. Райс и М. Олбрайт (тоже занимавшей в свое время указанный пост) о том, что в Сибири настолько большие запасы ресурсов, что они принадлежат не России, а миру; — попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействия ее укреплению как одного из влиятельных центров многополюсного мира; разжигание новых очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников (Ближний Восток, Центральная Азия, Кавказ, Балканы);
— проведение всевозможного рода тайных, подрывных, разведывательных и пропагандистских операций для взятия под контроль добычу и распределение топливно-энергетических ресурсов;
— создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территории морях;
— расширение влияния Североатлантического альянса, стремление закрепиться на постсоветском пространстве, а также попытки использовать совокупную военную мощь НАТО для оказания военно-политического давления и получения уступок в доступе к топливно-энергетическим ресурсам;
— ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территорию сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств (создание военных баз и размещение группировок войск на территориях бывших республик СССР) [13].
В четвертую из рассматриваемых нами групп объединены, как было указано выше, потенциальные угрозы, непосредственно имеющие военный характер. К основным внешним военным угрозам многие российские исследователи, как правило, относят следующие:
— развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Россию или ее союзников;
— территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы поли-
тического или силового отторжения от нее отдельных территорий; осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;
— вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
— демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;
— наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
— нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
— наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и в прилегающих к их территории морских водах;
— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;
— деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;
— ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;
— вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Рос-
сийской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;
— действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;
— действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
— дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах; распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения и средств его доставки [14].
Составной частью военной угрозы национальной безопасности Российской Федерации является угроза из воздушного (воздушно-космического) пространства. Следует отметить, что превращение средств борьбы в воздушно-космическом пространстве в главное оружие современных войн и их интенсивное развитие ведущими зарубежными странами свидетельству-
ет об объективном нарастании этого вида угроз.
Для Российской Федерации опасность угроз из воздушного (воздушно-космического) пространства в известной мере усугубляется особенностями ее геостратегического положения и рядом факторов военно-географического плана, основными среди которых являются:
— большая протяженность границ, площадь территории, низкая плотность размещения объектов воздушных сил, экономики и инфраструктуры;
— наличие объектов стратегических ядерных сил, АЭС, химических предприятий и других потенциально опасных объектов;
— сложность создания достаточного информационного предполья на важнейших направлениях;
— наличие анклавов (Калининградская область), а также удаленных и труднодоступных районов (Приморье, Сахалин, Камчатка);
— расположение мест добычи и переработки стратегически жизненно важных сырьевых ресурсов в отдаленных труднодоступных районах.
Эти и другие факторы в своей совокупности обусловливают предпочтительность для потенциальных противников РФ воздушно-космического нападения по сравнению с наземным. Данные факторы создают благоприятные условия для применения группировок средств воздушно-космического нападения и одновременно затрудняют решение задач воздушно-космической обороны. Таким образом, угрозы РФ из воздушного (воздушно-космического)
пространства являются наиболее значимыми в общей системе ее военной безопасности. «Поэтому организация активной обороны от наиболее значимых военных угроз в современных условиях закономерно требует приоритетного развития противоспутниковых (противокосмических) систем вооружений и осуществления противокосми-ческой обороны (противоспутниковой борьбы) в составе вооруженных сил любой обороняющейся стороны, в том числе и для Российской Федерации» [15, с. 42].
В заключение можно сделать вывод о том, что угрозы национальной и военной безопасности Российской Федерации в воздушно-космическом пространстве исходят от развертываемых для участия в военных конфликтах группировок сил и средств военно-космического нападения и воздушно-космической обороны иностранных государств. Прежде всего речь идет о тех государствах, геополитические и другие национальные интересы которых находятся или могут войти в противоречие с соответствующими интересами нашей страны. Определенные потенциальные угрозы исходят также от террористических и религиозно-сепаратистских незаконных организаций, стремящихся использовать воздушное пространство в своих преступных целях. В данной связи система воздушно-космической обороны России требует дальнейшего развития в целях обеспечения национальной и военной безопасности нашей страны и повышения ее роли как субъекта глобальных геополитических процессов в мировом сообществе на достаточно длительную историческую перспективу.
4.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
Концепция внешней политики Российской Федерации. Раздел II [Электронный ресурс] // Президент России: Официальный сайт. 12 июля 2008 г. Пр-1440. URL: http://www.kremlin.ru/text/ docs/2008/07/ 204108.shtml (дата обращения: 15.01.2009).
Серебрянников С. С. Место и роль армии в современных исторических процессах // Военно-философский вестник. 2008. № 1.
Ильин Ю. Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. М.: НОРМА, 2007.
Коровянский А. И.,Лутовников В. И. Военная безопасность Российской Федерации и ее обеспечение в современных условиях / под общ. ред. И. К. Макаренко. М.: Изд-во РАГС, 2006. Кортунов С. В. Становление политики безопасности. М.: Наука, 2003.
Проблемы безопасности и военно-силовой политики в международных отношениях / под ред. С. М. Виноградовой, В. Н. Конышева, Н. С. Ниязова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. Рыбалкин Н. И. Философия безопасности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
Гаджиев К. С. Демократическое и имперское начала во внешнеполитической стратегии США // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 8.
Цой Хен Сок. Обеспечение военной безопасности России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4.
Бекетов В. Обеспечение национальной безопасности России в военной сфере // Обозреватель — Observer. 2007. № 11.
Косов Ю. В., Торопыгин А. В. Энергетические битвы ХХ! века // Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 23 ноября.
Кузьмин В. И., Галуша Н. А., Рябошапко В. А. Современная геополитическая ситуация и проблемы военной реформы // Вестник Академии военных наук. 2008. № 3. Там же. С. 17.
Чаевич А. Система военных угроз безопасности Российской Федерации и ее обеспечение [Электронный ресурс] // Проект GOUP: Общевойсковая подготовка. Справочные материалы. URL: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/ 2008/2008-04-3.html (дата обращения: 17.01.2009).
Суханов С. А., Гринько В. Ф., Смирнов В. М. Космос в вопросах вооруженной борьбы // Национальная оборона. 2008. № 7.