Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОБОРСТВА'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОБОРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
межгосударственное противоборство / управление национальной обороной / системный анализ / структурно-функциональный подход / система / модель управления национальной обороной / interstate confrontation / national defense management / system analysis / structural and functional approach / system / national defense management model

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Копылов Игорь Александрович

В научной статье дана краткая характеристика современного межгосударственного противоборства, рассматриваются современные аспекты управления национальной обороной России, уточняются теоретические и практические основы его осуществления. Автор отмечает, что дальнейшая научная разработка данной проблематики должна заключаться в разработке моделей управления национальной обороной для каждого периода межгосударственного противостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Копылов Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF NATIONAL DEFENSE MANAGEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF INTERSTATE CONFRONTATION

The scientific article gives a brief description of modern interstate confrontation, considers modern aspects of the management of national defense of Russia, and clarifies the theoretical and practical foundations of its implementation. The author demonstrates that the further scientific development of this problem should be the development of models for managing national defense for each period of interstate confrontation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОБОРСТВА»

Обустройство России: вызовы и риски

КОПЫЛОВ Игорь Александрович — кандидат политических наук, доцент, член-корреспондент Академии военных наук (119330, Россия, г. Москва, Университетский пр-кт, 14; dxharald@mail.ru)

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Аннотация. В научной статье дана краткая характеристика современного межгосударственного противоборства, рассматриваются современные аспекты управления национальной обороной России, уточняются теоретические и практические основы его осуществления. Автор отмечает, что дальнейшая научная разработка данной проблематики должна заключаться в разработке моделей управления национальной обороной для каждого периода межгосударственного противостояния. Ключевые слова: межгосударственное противоборство, управление национальной обороной, системный анализ, структурно-функциональный подход, система, модель управления национальной обороной

Современный этап развития человечества характеризуется значительной активизацией межгосударственного противоборства, основной причиной которого является происходящая трансформация системы международных отношений, претерпевающей значительные изменения в условиях зарождения многополярного мира во главе с государствами - новыми центрами военной мощи и социально-экономического развития.

Неуклонный рост военно-политического и финансово-экономического влияния ведущих государств Евразийского континента - Российской Федерации, Китая, Индии, а также Ирана, Турции, Саудовской Аравии и др. и одновременно с этим стагнационные тенденции в развитии некогда ведущих мировых лидеров так называемого коллективного Запада во главе с США усилили межгосударственные противоречия по основным вопросам дальнейшего развития человечества, послужили формированию глобальной военно-политической обстановки, при которой США и их союзники, используя всю свою экономическую и военную мощь, военные и «невоенные» методы и способы ведения борьбы, пытаются сохранить свои лидирующие позиции.

По мнению американского руководства, основная насущная стратегическая угроза, стоящая перед США, исходит от держав, которые соединяют авторитарное правление с реваншистской внешней политикой. Этими державами для США и для их ближайших союзников являются Россия и Китай, внешнеполитическая деятельность которых в настоящее время направлена на создание мировой системы с равными правами и обязанностями для всех государств планеты.

Позиция военно-политического руководства США по отношению к этим государствам изложена в Стратегии национальной безопасности Д. Байдена. Китай определен как «единственный опасный конкурент, который намерен изменить международный порядок, задействовав при этом всю экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для достижения этой цели», а внешнеполитическая деятельность России представляет «непосредственную угрозу свободной и открытой международной системе, непосредственную и постоянную угрозу региональной архитектуре безопас-

ности в Европе, является источником разрушений и нестабильности во всем мире»1.

Осуществляя целенаправленную подготовку к будущему конфликту с Китаем, США и их союзники создали предпосылки для формирования на Украине нацистского режима, оказывают ему всестороннюю финансово-экономическую и военно-техническую помощь, используют Украину в качестве инструмента достижения своих интересов в конфликте с Российской Федерацией в целях ее ослабления и неучастия как потенциального союзника Китая в предстоящем глобальном противоборстве.

Проводя независимую внешнюю политику, Россия, начиная с 2014 г., неоднократно заявляла мировому сообществу о нелегитимности существующего режима на Украине, недопустимости и незаконности его деятельности по отношению к русскоязычному населению Донбасса, предупреждала о негативных последствиях военной поддержки коллективным Западом нацистского режима в его борьбе с непокорными республиками. Однако, невзирая на многочисленные предупреждения, военно-политическое руководство Украины, поддерживаемое США и их союзниками по НАТО, вело целенаправленную подготовку к вооруженной агрессии против Донецкой и Луганской Народных Республик, вынашивало планы по возвращению в состав Украины Крыма и Севастополя.

В этих условиях военно-политическое руководство Российской Федерации, предвидя трагические последствия политики официального Киева, откликнувшись на официальные заявления органов власти ДНР и ЛНР о помощи в вооруженной защите населения республик, в феврале 2022 г. приняло решение о проведении превентивной специальной военной операции по денацификации и демилитаризации киевского режима, опередив всего на несколько дней подготовленное наступление Украины на Донбасс.

По прошествии года с начала специальной военной операции на Украине мировому сообществу стало понятно, что на постсоветском пространстве ведется не просто противоборство между двумя государствами и некогда братскими народами, а полноценная необъявленная война США и их союзников против России, международная деятельность и внешняя политика которой по отстаиванию национальных интересов противоречат принятым на Западе либеральным ценностям и идеалам.

Приходится констатировать, что военный конфликт в Украине ведется с использованием всех новейших способов и методов современного противоборства, с применением технологий когнитивной, гибридной и ментальной войн, использованием многосферных операций. США и их союзники ввели против Российской Федерации многочисленные санкции политического, экономического и социального характера, осуществляют дискриминационную политику по отношению к гражданам России во многих государствах мира, нарушая основополагающие акты международного права.

После проведения референдумов на освобожденных территориях и подписания договоров о вхождении в состав Российской Федерации новых субъектов - Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской

1 Biden-Harris Administration's National Security Strategy.pdf. URL: https://www. whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 12.12.2022).

областей1, к целям и задачам специальной военной операции добавились вопросы вооруженной защиты новых российских территорий, обеспечения их целостности, неприкосновенности, обороны и безопасности, что внесло значительные изменения в деятельность всех органов государственной власти России, которая в научной среде определяется как «управление национальной обороной» государства.

До настоящего времени научные исследования, посвященные вопросам управления национальной обороной государства, проводилось только при рассмотрении отдельных аспектов его осуществления. Применение новых форм, методов и способов противоборства в необъявленной войне Запада против России на Украине, проявление новейших вызовов и угроз российскому государству поставили перед российским научным сообществом первостепенную задачу более пристального научного рассмотрения всего процесса обеспечения обороны страны, теоретического обоснования понятийно-категориального аппарата, структуры и функций управления обороной Российской Федерацией в условиях современного межгосударственного противоборства. Это позволит на теоретическом и эмпирическом уровнях выработать меры по нейтрализации современных вызовов и угроз управлению национальной обороны, предложить военно-политическому руководству России перспективные направления взаимодействия и повышения эффективности.

Следует отметить, что основным нормативно-правовым актом по вопросам обороны Российской Федерации является федеральный закон № 61-ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 г., который неоднократно дополнялся и изменялся. В настоящем федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории2.

Данное определение является базовым при обосновании родственных научных терминов, используемых при научных исследованиях по вопросам обеспечения обороны страны. Так, в определении научного термина «национальная оборона» прописано, что система мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государства должны осуществляться «с учетом национальных особенностей конкретного государства (геополитического положения, состояния военно-экономических возможностей, национальных интересов и других факторов)»3.

В определении термина «управление национальной обороной» конкретизировано, что система мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государства реализуются за счет целенаправленной деятельности органов государственной власти4.

За период 2022-2023 гг. военно-политическим руководством страны, федеральными и региональными органами власти приняты многочисленные меры по обеспечению национальной обороны и безопасности России, в т.ч. струк-

1 Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69465/ (проверено 07.09.2023).

2 Федеральный закон «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.1996. Доступ: http://www.kremIm. ru/acts/bank/9446 / (проверено 11.09.2023).

3 Национальная оборона. Доступ: https://dictionary.miI.ru/foIder/123102/item/129214/ (проверено 11.09.2023).

4 Управление национальной обороной. Доступ: https://dictionary.miI.ru/foIder/123102/ item/129240 / (проверено 12.09.2023).

турно-функционального характера. Так, после начала специальной военной операции на территории Украины в целях усиления координации действий федеральных и региональных исполнительных органов власти был создан Координационный совет при Правительстве РФ по обеспечению потребностей Вооруженных сил РФ1.

На базе Национального центра управления обороной РФ создан межведомственный координационный штаб по гуманитарному реагированию2, а для обеспечения взаимодействия органов публичной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации создана парламентская координационная группа3. Формирование вышеперечисленных государственных структур как новых субъектов обеспечения национальной обороны России стало вынужденным и своевременным шагом в сложившейся ситуации.

Однако данный факт еще раз подтвердил необходимость научного рассмотрения управления национальной обороной не только как многовекторного процесса, но и как системы взаимодействующих органов государственной власти РФ - органов государственной власти субъектов РФ, иных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и объектов их функционирования, системы информационных, управленческих и иных каналов связи между ними.

При этом система управления национальной обороной РФ должна характеризоваться способностью принятия решений на всех уровнях взаимодействующих подсистем, что позволит противодействовать существующим опасностям и угрозам. Вместе с тем перечень совместных задач, решаемых сегодня основными субъектами управления национальной обороной, значительно расширился. В настоящее время уже недостаточно своевременно реагировать на изменения мировой и региональной военно-политической обстановки -требуется прогнозировать и превентивно предотвращать враждебные намерения, оперативно уточняя задачи, систематизируя военные и невоенные меры и корректируя сферы ответственности, прежде всего, органов государственной власти.

В этих целях необходимо разработать и научно обосновать модели управления национальной обороной мирного и военного времени и, что самое главное, транзитивного периода (состояния между войной и миром), которые будут иметь многоуровневую структуру и множество самостоятельных подсистем, связей между ними, целеполагающих смыслов в области обеспечения обороны и безопасности РФ.

Научное обоснование этих моделей должно сопровождаться уточнением понятийно-категориального аппарата данной научной проблематики, определением свойств, функций, методов и способов системы и подсистем управления национальной обороной в различные периоды осуществления.

1 Указ Президента РФ № 763 от 21.10.2022 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов». Доступ: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/48438 (проверено 13.09.2023).

2 Минобороны России создало штаб по гуманитарному реагированию на ситуацию на Украине. Доступ: https://rg.ru/2022/03/02/mmoborony-rossii-sozdalo-shtab-po-gumanitarnomu-reagirovaniiu-na-situaciiu-na-ukraine.html (проверено 28.08.2023).

3 Рабочая группа по вопросам спецоперации из депутатов и сенаторов провела первое заседание. Доступ: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/12/29/957601-gruppa-voprosam-spetsoperatsii (проверено 02.09.2023).

Подтверждается это тем, что в настоящее время Российская Федерация, проводя специальную военную операцию на Украине, с одной стороны, не находится в состоянии мира, подвергаясь военным и другим опасностям и угрозам, в т.ч. со стороны США и их союзников, с другой - протекающая необъявленная война коллективного Запада против России как война в ее классическом измерении определена быть не может.

В настоящее время задача дальнейшего развития и совершенствования системы управления национальной обороной РФ по-прежнему остается актуальной как с теоретико-методологической, так и практически-прикладной точек зрения. В условиях межгосударственного противоборства потребность в серьезном повышении эффективности управления национальной обороной РФ очевидна и должна быть успешно решена при соответствующей научной проработке всего комплекса существующих проблем.

KOPYLOV Igor Aleksandrovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor, Corresponding Member of the Academy of Military Sciences (14 Universitetsky Ave, Moscow, Russia, 119330; dxharald@mail.ru)

MODERN ASPECTS OF NATIONAL DEFENSE MANAGEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF INTERSTATE CONFRONTATION

Abstract. The scientific article gives a brief description of modern interstate confrontation, considers modern aspects of the management of national defense of Russia, and clarifies the theoretical and practical foundations of its implementation. The author demonstrates that the further scientific development of this problem should be the development of models for managing national defense for each period of interstate confrontation.

Keywords: interstate confrontation, national defense management, system analysis, structural and functional approach, system, national defense management model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.