ББ№ https://elibrary.ru/KIUDUE Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-3.326
УДК 351.861
РОЛЬ И МЕСТО ГРАЖДАНСКОЙ обороны в системе обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)
Булва А.Д.
Цель. Определить роль и место гражданской обороны (далее - ГО) в системе обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь (в контексте военной безопасности).
Методы. В статье использованы общенаучные методы исследования: индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, аналогии.
Результаты. Выявлена и обоснована диалектическая связь мероприятий ГО и системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. В контексте обеспечения военной безопасности ГО реализует меры стратегического сдерживания и является составной частью оборонных мероприятий.
Область применения исследований. Результаты исследования являются вкладом в развитие теории ГО, прежде всего представлений о ее роли и месте в системе обеспечения национальной безопасности. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и переработке нормативных правовых актов, включая Концепцию национальной безопасности, Военную доктрину, Закон «О гражданской обороне», Закон «Об обороне» в части уточнения мероприятий и направлений государственной политики в области ГО.
Ключевые слова: военная безопасность, война, гражданская оборона, законы вооруженной борьбы, законы войны, национальная безопасность, оборона, стратегическое сдерживание.
(Поступила в редакцию 1 июня 2022 г.)
Введение
В настоящее время в мире складывается сложная геостратегическая и военно-политическая обстановка, обостряющая внешние и внутренние угрозы национальной безопасности нашей страны. В условиях глобального передела сфер влияния в мире США посредством военно-политического блока НАТО с использованием механизма геополитической инженерии пытается обеспечить свое единоличное доминирование через развязывание хаоса в государствах через организацию и проведение войн и вооруженных конфликтов, цветных революций, террористических актов, акций по устрашению населения, агрессивной информационной пропаганды, разрушение экономик и экономических связей государств [1; 2].
Конфликт России и Украины в этом отношении является не исключением, а, скорее, наоборот, следствием геополитического противостояния с одной стороны коллективного Запада во главе с США и России - с другой. Многие аналитики и ученые предполагают, что этот конфликт может стать международным и даже планетарным [1; 3; 4]. Ряд существующих условий и факторов явно указывают на возможную подготовку Запада к агрессии против Беларуси и России1:
- разрушена система безопасности, достигнутая после распада Советского Союза;
- обесценены и даже денонсированы в одностороннем порядке ряд международных договоров и соглашений;
- активизирована милитаризация Польши, Украины, Литвы;
1 Мощный анализ от Лукашенко. Президент четко разложил предпосылки событий в Украине [Электронный ресурс] // БЕЛТА. - Режим доступа: https://www.belta.by/president/view/moschnyj-anaUz-ot-lukashenko-prezident-chetko-razlozhil-predposylki-sobytij-v-ukraine-487805-2022/. - Дата доступа: 23.05.2022.
- национальные вооруженные силы военно-политического блока НАТО наращивают финансирование, которое уже перешагнуло в ряде случаев отметку 2 % от ВВП. Например, только США увеличили военный бюджет в 2022 г. на 4 % (почти $770 млрд);
- на границе с Беларусью увеличилось количество мероприятий по оперативной и боевой подготовке сил НАТО с отработкой задач наступательного характера;
- активно готовится военная инфраструктура (аэродромы, порты, базы хранения, транспортные коммуникации) к приему крупных группировок войск2.
Кроме того, серьезные изменения произошли в белорусско-украинских отношениях, где практически прекратился межгосударственный диалог на высшем и высоком уровнях, в Украине фактически заблокированы белорусские информационные каналы, растет антибелорусская риторика в информационной среде, введены запреты на импорт белорусской электроэнергии, поставку целого ряда товаров, включая калийные удобрения, небо закрыто для белорусской гражданской авиации. Кроме того, активно ведется пропаганда нацистских идей, уничтожение исторической памяти, русской культуры и языка.
В данных условиях противостоять внешним вызовам и угрозам можно лишь при наличии действенных государственных механизмов, которые находят отражение в системе обеспечения национальной безопасности, выполняющей роль государственного «иммунитета». Гражданская оборона является одним из инструментов противодействия внешним и внутренним угрозам, реализуя присущие ей способы, формы и методы защиты личности, общества и государства. С учетом специфики осуществляемых мероприятий такая форма противодействия, как ГО, находит отражение во всех сферах национальной безопасности. Недооценка возможностей, роли и места ГО в системе национальной безопасности может привести к негативным последствиям для государства. В контексте указанных вызовов и угроз для нашей страны представляется целесообразным рассмотреть ГО как инструмент достижения национальных интересов именно в сфере военной безопасности.
Основная часть
Глава Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко на заседании Совета безопасности, состоявшегося 7 апреля 2022 г., заявил3: «Хочу вас заверить, что Беларусь и дальше будет жесточайшим образом отстаивать свои национальные интересы. Пока еще сомневающиеся союзники должны понять: без скорейшего сплочения нашей цивилизации, без укрепления политических, экономических и военных связей нас завтра может не быть. Не будет просто».
Обеспечение национальных интересов в любом государстве, в том числе Республике Беларусь, «осуществляется посредством реализации следующих стратегических приоритетов:
- оборона;
- государственная и общественная безопасность;
- качество и уровень жизни граждан;
- экономический рост;
- научно-технологическое развитие и образование;
- здравоохранение;
- культура;
- экология и природопользование;
- стратегическая стабильность и равноправное партнерство» [5].
2 Лукашенко предупредил о риске планетарного конфликта [Электронный ресурс] // БЕЛТА. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/01/03/2022/621ddb769a7947de077ceb0d/. - Дата доступа: 23.05.2022.
3 Лукашенко сделал предупреждение сомневающимся союзникам [Электронный ресурс] // БЕЛТА. - Режим доступа: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-sdelal-preduprezhdenie-somnevajuschimsja-sojuznikam-494730-2022/. - Дата доступа: 23.05.2022.
При этом страна свои национальные интересы обеспечивает и отстаивает «всеми имеющимися в ее распоряжении средствами: дипломатическими, идеологическими, политическими, экономическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны [6, с. 78]. Как отмечает в работе [3] профессор Н.В. Карпиленя, «самым эффективным средством сохранения мира и недопущения войны является реализация фундаментального принципа международных отношений - поддержание баланса сил, т.е. равновесия между государствами. Достижение баланса сил предполагает деятельность государства на национальном уровне (наращивание военной, экономической мощи, содействие научно-техническому прогрессу, развитие социальных институтов и социальных программ, идеологическая работа) и международном (создание коалиции союзников, ослабление противников)». Дисбаланс сил, прежде всего в военной сфере, в сочетании с проблемами в международных отношениях может стать отправной точкой для зарождения войны (вооруженного конфликта).
Ход и исход войны определяют объективно действующие законы войны, в основе которых находятся соотношения военных, экономических, научно-технических, социальных и духовных потенциалов (факторов) противоборствующих сторон [7].
Составной частью национальной безопасности является военная, обеспечение которой исторически является важнейшей задачей государства, о чем свидетельствует вся мировая и отечественная история.
Анализ действующих Концепции национальной безопасности4, Военной доктрины5 Республики Беларусь, Закона «Об обороне»6 и Закона «О гражданской обороне»7 позволяет заключить, что требуемый уровень военной безопасности страны достигается двумя основными способами. Первый - следует из содержания основных законов войны, т.е. достижение максимального баланса потенциалов в сферах, отражающих содержательную часть этих законов. В Концепции национальной безопасности совокупность условий и факторов, характеризующих возможности экономики, состояние духовных сил и уровень военной мощи государства и его вооруженных сил объединены понятием «оборонный потенциал». В этом случае требуемый уровень военной безопасности достигается за счет нулевой или отрицательной «движущей силы» законов войны или разницы оборонных потенциалов страны-агрессора и Республики Беларусь. В Концепции национальной безопасности (ст. 55) нулевая «движущая сила» соотносится с принципом стратегического сдерживания потенциальной агрессии или балансом сил в международных отношениях.
В национальном законодательстве под стратегическим сдерживанием понимается «комплекс предпринимаемых государством согласованных политических, экономических, научно-технических, военных, идеологических, социальных и других мер, направленных на сдерживание потенциального противника, демонстрацию решимости защищать независимость, территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй Республики Беларусь, предотвращение военных угроз» (Военная доктрина Республики Беларусь, ст. 4).
4 Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31000575. - Дата доступа: 23.05.2022.
5 Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2016 г., № 412 -З // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2016, 2/2410 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H 11600412. - Дата доступа: 23.05.2022.
6 Об обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 3 нояб. 1992 г., № 1902-ХП // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ОМЬГЫЕ». - Режим доступа: ttps://etalonHne.by/document/?regшm=V19201902. -Дата доступа: 23.05.2022.
7 О гражданской обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 27 нояб. 2006 г., № 183-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid= 396^0^10600183. - Дата доступа: 23.05.2022.
Стратегическое сдерживание потенциальной агрессии осуществляется через реализацию национальных интересов в различных сферах национальной безопасности, прежде всего в военной сфере, которые включают8:
- «укрепление в обществе чувства патриотизма, готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь;
- эффективное стратегическое сдерживание, обеспечивающее поддержание мира, региональной безопасности и предотвращение угрозы применения военной силы против Республики Беларусь;
- обеспечение защиты независимости, территориальной целостности, суверенитета республики в случае применения против нее военной силы или угрозы силой;
- развитие военной организации государства, поддержание уровня оборонного потенциала, соответствующего возможностям государства и достаточного для решения задач мирного и военного времени;
- укрепление международных и региональных механизмов обеспечения военной безопасности, партнерства и доверия;
- последовательное развитие и укрепление военного и военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией;
- повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности».
Второй способ обеспечения военной безопасности заключается в реализации мер,
способных ослабить негативные последствия вероятного военного конфликта. Основные мероприятия и порядок их реализации определяются через содержание законов вооруженной борьбы. Цель соответствующих мероприятий - обеспечить вооруженную защиту государства в случае развязывания против него военной агрессии.
В действующей Концепции национальной безопасности и в Военной доктрине Республики Беларусь мероприятия, направленные на обеспечение вооруженной защиты страны, объединены в понятии «оборона», подготовка к которой составляет важнейшую задачу государства. Оборона включает систему правовых, политических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность страны (Закон «Об обороне», ст. 1).
Анализ понятий «стратегическое сдерживание» и «оборона» позволяет заключить, что ГО в обеспечении военной безопасности страны выступает и как элемент стратегического сдерживания, а значит, и как инструмент достижения национальных интересов в сфере военной безопасности, и как составная часть оборонных мероприятий.
Для реализации государственной политики в области ГО постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2013 г.9 № 1051 определены основные направления в сферах, обозначенных в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в сфере военной безопасности. Принятый нормативный правовой акт отражает существенные связи между ГО и национальной безопасностью в целом [8]. В частности, в военной сфере государственной политикой в области ГО закреплена цель -совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для достижения цели определены семь задач:
- «оптимизация номенклатуры и объемов накопления средств индивидуальной защиты;
- формирование мобильного резерва средств индивидуальной защиты и порядка его задействования;
8 См. сноску 4.
9 Об утверждении основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 дек. 2013 г., № 1051 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/ document/?guid=3871&p0=C21301051. - Дата доступа: 23.05.2022.
- вовлечение в хозяйственный оборот защитных сооружений в целях поддержания их в готовности по предназначению;
- развитие строительства сооружений двойного назначения;
- обеспечение готовности к действию сил и средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для выполнения мероприятий гражданской защиты;
- совершенствование взаимодействия органов управления и сил ГО и территориальной обороны при решении поставленных задач».
Не умаляя значения сформулированного направления деятельности и задач по его достижению, следует все же отметить, что они не только имеют очень поверхностную связь друг с другом (возможно, лишь в части совершенствования некоторых способов защиты населения), но и не в полной мере соотносятся с национальными интересами в военной сфере, где гражданская оборона, как уже отмечалось ранее, является и элементом стратегического сдерживания, и составной частью оборонных мероприятий. Фактически на отсутствие данных связей указывает и то, что направления деятельности государственной политики в сфере ГО сформулированы без учета положений Военной доктрины Республики Беларусь (ссылки на нее в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2013 г.10 № 1051 отсутствуют [8]), не учтены и положения Военной доктрины Союзного государства11.
Понятие стратегического сдерживания включает три направления, каждое из которых реализуется через систему мер и мероприятий:
1) сдерживание потенциального противника, заключающееся в угрозе возмездия за разного рода действия, угрожающие жизненно важным интересам нашей страны, и направленное на недопущение таких действий12. При этом сдерживание является успешным тогда, когда потенциальный противник считает, что вероятность успеха низкая, а затраты на военную агрессию высокие. Мероприятия ГО по своей природе носят конструктивный характер и призваны минимизировать возможный ущерб экономике, потери среди населения в случае военной агрессии [7]. Реализованные мероприятия ГО потребуют от вероятного противника для достижения поставленных военных целей применения большего количества ресурсов, сил и средств, что может послужить дополнительным фактором или условием, удерживающим противника от развязывания военной агрессии (характерным примером может являться Советский период времени, когда на Западе именно с такой позиции воспринималась система защиты населения, реализованная в государстве и направленная на минимизацию последствий от вероятной ядерной войны). Сдерживание, как аспект системы ГО, достигается в основном через совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2) демонстрация решимости защищать независимость, территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй Республики Беларусь - ядро убедительного стратегического сдерживания в политике национальной безопасности. Демонстрация сил и возможностей страны осуществляется в условиях мирного времени, обострения противоречий и в ходе вооруженных конфликтов.
10 См. сноску 9.
11 О военной доктрине Союзного государства [Электронный ресурс]: постановление Высшего государственного Совета Союзного государства, 4 нояб. 2021 г., № 5 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.
12 Стратегическое сдерживание в политике нацбезопасности РФ [Электронный ресурс] / ВИПЕРСОН. - Режим доступа: http://viperson.ru/articles/strategicheskoe-sderzhivanie-v-politike-natsbezopasnosti-rf/. - Дата доступа: 23.05.2022.
Возможными формами демонстрации возможностей ГО являются:
- участие в проведении совместных с Российской Федерацией военных учений, маневров, парадов, учений по ликвидации последствий применения средств поражения; отработка эвакуационных мероприятий, в том числе с отселением и эвакуацией материальных и историко-культурных ценностей на территорию союзного государства;
- проведение ведомственных показных учений по защите населения и объектов экономики от средств поражения, широкое освещение результатов в средствах массовой информации;
- выставки средств ГО, включая аварийно-спасательную технику и оборудование;
- демонстрация возможностей сил и средств ГО при выполнении задач по защите населения и территории в условиях военного времени, испытания новых образцов и видов аварийно-спасательной техники и т.д.;
- демонстрация всеобщей подготовленности и вовлеченности населения в реализацию мероприятий ГО;
- пиар-кампании и широкое освещение в средствах массовой информации возможностей ГО, состояния защищенности населения, например состояния инженерной защиты населения, обеспечение устойчивости функционирования организаций в условиях применения средств поражения;
3) предотвращение военных угроз - заключается в реализации комплекса мер по обеспечению военной безопасности, укреплении и эффективном функционировании военной организации государства13. В области ГО такими мерами могут являться:
- определение направлений и приоритетов строительства ГО на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу (например, целесообразна разработка Стратегии развития ГО, плана основных мероприятий по ее реализации);
- своевременное, детальное и адекватное планирование защитных мероприятий в соответствии со складывающейся военно-политической обстановкой, экономическими возможностями государства;
- поддержание в любых условиях обстановки структурных элементов ГО в готовности к эффективному решению задач, учитывающих возможные последствия нанесения ударов вероятным противником;
- определение рациональной структуры, численности и состава сил и средств ГО (полагаем целесообразным выполнить разработку Положения о системе управления ГО, типовых положений о штабах ГО на территориальном и местном уровнях);
- реализация государственной политики по укреплению в обществе чувства патриотизма и готовности защищать национальные интересы через участие в мероприятиях ГО, которая может быть эффективной только в том случае, когда она основана на самодисциплине и ответственности за свои действия всех граждан, органов управления и организаций [9]. Данная мера преследует цель добиться осознания этой ответственности как широкими кругами населения, государственными органами управления, организациями, так местными исполнительными и распорядительными органами;
- совершенствование законодательства в области ГО, его гармонизация с законодательством Российской Федерации;
- поддержание ГО в готовности к развертыванию в установленные сроки и эффективному выполнению задач по предназначению;
- определение финансовых и материально-технических потребностей, необходимых для обеспечения функционирования ГО;
- принятие комплекса исчерпывающих мер по обеспечению устойчивой работы организаций оборонного сектора экономики и организаций, обеспечивающих жизнедея-
13 См. сноску 5. Civil defense
тельность населения в условиях военного времени (комплексная защита организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени);
- развитие ГО как научного направления, разработка новых технологий по проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражения и обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении действий или вследствие этих действий;
- формирование единой системы ГО в рамках Союзного государства, расширение задач и функций в части ГО Межгосударственным Советом по чрезвычайным ситуациям, укрепление научно-технического и военно-научного сотрудничества в сфере ГО с Российской Федерацией;
- создание региональной группировки сил и средств для ликвидации последствий применения противником средств поражения на территории Союзного государства (аналогично Корпусу сил Содружества Независимых Государств);
- реализация международных договоров и соглашений, заключение новых в области ГО;
- обеспечение эффективной работы сил и средств органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Оборона Республики Беларусь реализуется через систему правовых, политических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность
14
страны14.
Согласно законодательству основные направления обороны:
- мероприятия, проводимые Вооруженными силами Республики Беларусь;
- территориальная оборона, а также мероприятия, проводимые другими войсками и воинскими формированиями;
- гражданская оборона;
- иные меры, целью которых является обеспечение основных направлений обороны в условиях военной агрессии, в том числе проводимые другими войсками и воинскими формированиями.
Следует обратить особое внимание на термин «оборона» и применяемое в определении понятие «система». Согласно Большому Российскому энциклопедическому словарю [10] под системой понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Другими словами, планирование и реализация оборонных мероприятий должны находиться в тесной взаимосвязи. Концептуально система оборонных мероприятий в Республике Беларусь может быть проиллюстрирована следующим образом (рис. 1).
Ключевое значение в системе выполняет, безусловно, вооруженная защита государства, которая основывается прежде всего на законах вооруженной борьбы и военного управления, из которых следуют принципы военного искусства, положения уставов, нормативы и т.д. Наличие взаимосвязей между оборонными мероприятиями (согласно определению) приводит к тому, что законы вооруженной борьбы и законы военного управления определяют и влияют на реализацию других оборонных мер, включая мероприятия ГО [7]. Поэтому важный аспект для реализации обороны - определение ее единых принципов реализации (не только принципов экономического обеспечения), которые на сегодня ни в Законе «Об обороне», ни в Военной доктрине Республики Беларусь явно не сформулированы, что не только является сдерживающим фактором при планировании соответствующих мер, включая мероприятия ГО, но и приводит к определенным паралогизмам в действиях уполномоченных должностных лиц [11]. С учетом того что Военная доктрина является и составной частью проводимой военной политики, и ее научно-теоретическим обоснованием [12], вполне обосновано было бы соответствующие принципы обороны закрепить именно в этом программном нормативном правовом акте.
14 См. сноску 6.
Рисунок 1. - Система оборонных мероприятий Республики Беларусь
Разработка и нормативное закрепление принципов обороны позволит выработать системный взгляд на оборону государства в целом, а также уточнить и определить порядок реализации соответствующих мероприятий во взаимосвязи, в частности, мероприятий ГО, включая:
- зонирование территорий по степени опасности и категорирование (ранжирование) организаций по ГО;
- комплексную защиту организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;
- построение и управление ГО;
- организацию эвакуационных мероприятий, включая планирование отселения населения, эвакуацию материальных и историко-культурных ценностей;
- организацию инженерной защиты населения (определение порядка строительства защитных сооружений и требований к их защитным свойствам);
- организацию маскировки населенных пунктов и организаций;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
- состав и укомплектование сил ГО;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
- организацию взаимодействия органов управления гражданской, территориальной обороны, вооруженных сил Республики Беларусь.
Приведенные рассуждения о роли и месте ГО в обеспечении военной безопасности государства позволяют прийти к заключению о недостаточном перечне индикаторов, характеризующих состояние военной безопасности, которых в действующей Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (ст. 65) определено два и которые не соотносятся с другими оборонными мероприятиями:
- обеспеченность военными кадрами;
- оснащенность Вооруженных сил современным вооружением, военной и специальной техникой.
Представляется возможным дополнить указанные индикаторы такими, как:
- состав и оснащенность сил ГО современной аварийно-спасательной техникой и оборудованием, в том числе обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля современными автоматизированными средствами мониторинга и сбора информации;
- подготовленность населения и органов управления к действиям в условиях применения обычных средств поражения;
- состояние инженерной, медицинской, радиационной и химической защиты населения;
- состояние системы связи, оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях;
- состояние комплексной защиты организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;
- обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты;
- состояние государственного и мобилизационного резервов, резервов материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предлагаемые индикаторы целесообразно предусмотреть в постановлении Совета Министров от 9 декабря 2013 г. № 105115, определяющем основные направления государственной политики в области ГО.
Заключение
Целью государственной политики в области ГО является обеспечение защищенности личности, общества, государства от чрезвычайных ситуаций и опасностей военного времени16. Сущность защищенности от чрезвычайных ситуаций и опасностей военного времени имеет множество аспектов, один из которых - обеспечение военной безопасности. Смысл мероприятий ГО в этом отношении достаточно четко был сформулирован в середине прошлого века Эрихом Хампе, занимавшем после Второй мировой войны должность первого президента Федерального агентства гражданской обороны Германии: «Даже самая совершенная гражданская оборона никогда не в состоянии возмещать проигранные сражения. С точки зрения взаимодействия военной и гражданской обороны значение последней состоит в том, чтобы при любом изменении военной обстановки обеспечить действующему фронту необходимую поддержку, в которой он нуждается, и проведением соответствующих мероприятий не допустить парализации тыла страны за еще несокрушенным фронтом» [9].
Следует отметить, что в действующем национальном законодательстве не установлен приоритет одних оборонных мероприятий по отношению к другим, т.е. по умолчанию они все являются равнозначными. Вместе с тем вполне очевидно, что такой подход не приемлем. В условиях войны баланс интересов личности, общества, государства смещается в сторону государства и общества, где ключевое значение приобретает вооруженная защита. Поэтому, рассматривая оборонные мероприятия по уровню значимости, а также допуская приближение соотношения различных направлений обороны к золотой пропорции [13] и рассматривая их как оборонную триаду, последние могут быть представлены в следующем сочетании:
- 50 % - мероприятия, проводимые Вооруженными силами Республики Беларусь;
- 30 % - территориальная оборона, а также мероприятия, проводимые другими войсками и воинскими формированиями;
- 20 % - гражданская оборона.
Последнее обстоятельство (которое вполне можно рассматривать как один из принципов обороны), а также задачи по сдерживанию потенциального противника указывают на то, что основной объем мероприятий ГО все же должен быть реализован в мирное время, т.к. усилия и ресурсы в период войны концентрируются на обеспечении вооруженной защиты государства.
Таким образом, проведенные исследования и выполненный анализ законодательства Республики Беларусь в сфере обеспечения национальной безопасности (в контексте военной безопасности) позволяют судить о наличии обстоятельств, требующих учета при пересмотре положений Концепции национальной безопасности, Военной доктрины Республики Беларусь, Закона «Об обороне» и Закона «О гражданской обороне». Ряд сформулированных предложений в сфере ГО как составной части оборонных мероприятий основывается
15 См. сноску 9.
16 См. сноску 9.
на целях создания Союзного государства между Беларусью и Россией, которые в соответствии с заключенным Договором требуют проведения согласованной внешней политики и политики в области обороны, в том числе ГО, обеспечении безопасности Союзного государства [14].
Кроме того, вполне очевидно, что сегодня назрела необходимость в разработке таких концептуальных документов, как Стратегия развития ГО, Положение о системе управления ГО, Положение о штабах гражданской обороны территориального уровня и др. Требуют актуализации положения законодательства, затрагивающие государственную политику, задачи и функции в области ГО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпиленя, Н.В. О диалектике войны в контексте современных типов информационных «войн» и методов информационно-психологического противоборства / Н.В. Карпиленя // Архонт. -2022. - № 1 (28). - С. 29-42. - EDN: RXQCZP.
2. Костров, А.В. Геополитика: учеб.-метод. пособие / А.В. Костров. - Иркутск: ИГУ, 2015. - 119 с.
3. Карпиленя, Н.В. О принципах международных отношений и последствиях нарушения базового из них - баланса сил на военную безопасность Союзного государства / Н.В. Карпиленя // Архонт. - 2020. - № 3 (18). - С. 42-59. - EDN: HHFEPR.
4. Карпиленя, Н.В. Геополитические аспекты строительства мощного евразийского государства. Мировоззренческие, духовные, военные, социально-политические аспекты современности: монография / Н.В. Карпиленя. - Минск: ГУО «ИПС РБ», 2016. - 286 с.
5. Кузьмин, А.А. Национальная безопасность, роль и место гражданской обороны в системе ее обеспечения / А.А. Кузьмин, В.В. Панченков, В.В. Симонов // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2018. - Т. 2, № 2. - С. 243-255. - DOI: 10.33408/2519-237X.2018.2-2.243. - EDN: XPAXKP.
6. Карпиленя, Н.В. Теоретические основы многополярного мира: евразийский взгляд из Союзного государства: монография / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2020. - 426 с.
7. Булва, А.Д. Законы вооруженной борьбы как научно-теоретическая основа комплексной защиты организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени / А.Д. Булва // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 103-118. -DOI: 10.33408/2519-237X.2022.6-1.103. - EDN: WTTLWY.
8. Карпиленя, Н.В. Военная доктрина как научно-теоретическая основа совершенствования гражданской обороны / Н.В. Карпиленя, А.Д. Булва // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2019. - Т. 3, № 2. - С. 178-194. - DOI 10.33408/2519-237X.2019.3-2.178. -EDN: GOCWJC.
9. Хампе, Э. Стратегия гражданской обороны / Э. Хампе. - М.: Издательство иностранной литературы, 1958. - 132 с.
10. Система // Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2003. - С. 1437.
11. Булва, А.Д. Комплексная защита организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени / А.Д. Булва, Е.А. Безносик, А.В. Лебедкин // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2020. - Т. 4, № 1. - С. 59-73. - DOI 10.33408/2519-237X.2020.4-1.59. - EDN: GXLWHX.
12. Ксенофонтов, В.А. Военно-доктринальные взгляды на оборону страны / В.А. Ксенофонтов // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2017. - № 2 (11). - С. 36-46. - EDN: YUDZGV.
13. Шмигевский, Н.В. Формула совершенства / Н.В. Шмигевский // Страна знаний. - 2010. - № 4. -С.2-7.
14. Карпиленя, Н.В. Об историческом и политическом процессе, ошибках многовекторности и нейтралитета в Беларуси и первоочередных военно-политических мерах для укрепления Союзного государства и русской цивилизации / Н.В. Карпиленя // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 3, в 2 ч. - М., 2020. - Вып. 3. Ч. 2. - С. 85-93. -EDN: PFZIII.
Роль и место гражданской обороны в системе обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь (в контексте обеспечения военной безопасности)
The role and place of civil defense in the system of ensuring national security of the Republic of Belarus (in the context of ensuring military security)
Булва Александр Дмитриевич
Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра гражданской защиты, доцент
Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-9887-8759
Aleksandr D. Bulva
State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Civil Protection, Associate Professor
Address: Mashinostroiteley str., 25,
220118, Minsk, Belarus e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-9887-8759
DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-3.326 EDN: https://elibrary.ru/KIUDUE
THE ROLE AND PLACE OF CIVIL DEFENSE IN THE SYSTEM OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS (IN THE CONTEXT OF ENSURING MILITARY SECURITY)
Bulva A.D.
Purpose. To determine the role and place of civil defense in the system of ensuring the national security of the Republic of Belarus (in the context of military security).
Methods. General scientific research methods: induction and deduction, analysis and synthesis, comparison and generalization, analogy are used in the article.
Findings. The dialectical connection between civil defense activities and the system of ensuring the national security of the Republic of Belarus has been revealed and substantiated. In the context of ensuring military security, the Civil Defense implements measures of strategic deterrence, and is an integral part of defense measures.
Application field of research. The results of the study are a contribution to the development of the theory of civil defense, first of all, concerning its role and place in the national security system. The results of the study can be used in the development and revision of regulatory legal acts, including the National Security Concept, the Military Doctrine, the Law «On Civil Defense», the Law «On Defense» in terms of clarifying the measures and directions of state policy in the field of civil defense.
Keywords: military security, war, civil defense, laws of armed struggle, laws of war, national security, strategic deterrence.
(The date of submitting: June 1, 2022) REFERENCES
1. Karpilenya N.V. O dialektike voyny v kontekste sovremennykh tipov informatsionnykh «voyn» i metodov informatsionno-psikhologicheskogo protivoborstva [On the dialectics of war in the context of modern types of information «wars» and methods of information-psychological combat]. Archont, 2022. Vol. 28, No. 1. Pp. 29-42. (rus). EDN: RXQCZP.
2. Kostrov A.V. Geopolitika [Geopolitics]: teaching aid. Irkutsk: ISU, 2015. 119 p. (rus)
3. Karpilenya N.V. 0 printsipakh mezhdunarodnykh otnosheniy i posledstviyakh narusheniya bazovogo iz nikh - balansa sil na voennuyu bezopasnost' Soyuznogo gosudarstva [On the principles of international relations and the consequences of the violation of the balance of power on military security Union State]. Archont, 2020. Vol. 18, No. 3. Pp. 42-59. (rus). EDN: HHFEPR.
4. Karpilenya N.V. Geopoliticheskie aspekty stroitel'stva moshchnogo evraziyskogo gosudarstva. Miro-vozzrencheskie, dukhovnye, voennye, sotsial'no-politicheskie aspekty sovremennosti [Geopolitical aspects of building a powerful Eurasian state. Worldview, spiritual, military, socio-political aspects of modernity]: monograph. Minsk: Institute of Border Service of the Republic of Belarus, 2016. 286 p. (rus)
5. Kuz'min A.A., Panchenkov V.V., Simonov V.V. Natsional'naya bezopasnost', rol' i mesto gra-zhdanskoy oborony v sisteme ee obespecheniya [National security, the status and role of civil defence in the system of its provision]. Journal of Civil Protection, 2018. Vol. 2, No. 2. Pp. 243-255. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2018.2-2.243. EDN: XPAXKP.
6. Karpilenya N.V. Teoreticheskie osnovy mnogopolyarnogo mira: evraziyskiy vzglyad iz Soyuznogo gosudarstva [Theoretical foundations of a multipolar world: a Eurasian view from the Union State]: monograph. Moskva: Archont, 2020. 426 p. (rus)
7. Bulva A.D. Zakony vooruzhennoy bor'by kak nauchno-teoreticheskaya osnova kompleksnoy zashchity organizatsiy, podlezhashchikh perevodu na rabotu v usloviyakh voennogo vremeni [Laws of armed combat as a scientific and theoretical basis for comprehensive protection of organizations to be transferred to work in wartime conditions]. Journal of Civil Protection, 2022. Vol. 6, No. 1. Pp. 103-118. (rus). DOI 10.33408/2519-237X.2022.6-1.103. EDN: WTTLWY.
8. Karpilenya N.V., Bulva A.D. Voennaya doktrina kak nauchno-teoreticheskaya osnova sovershenstvo-vaniya grazhdanskoy oborony [Military doctrine as a scientific and theoretical basis for the improvement of civil defense]. Journal of Civil Protection, 2019. Vol. 3, No. 2. - Pp. 178-194. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2019.3-2.178. EDN: GOCWJC.
9. Khampe E. Strategiya grazhdanskoy oborony [Civil defense strategy]. Moscow: Izdatel'stvo inostran-noy literatury, 1958. 132 p. (rus)
10. Sistema [System]: Big Russian Encyclopedic Dictionary. Moscow: BRE, 2003. Pp. 1437. (rus)
11. Bulva A.D., Beznosik E.A., Lebedkin A.V. Kompleksnaya zashchita organizatsiy, podlezhashchikh perevodu na rabotu v usloviyakh voennogo vremeni [Integrated protection of organizations which have to be transferred for working under war conditions]. Journal of Civil Protection, 2020. Vol. 4, No. 1. Pp. 59-73. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2020.4-1.59. EDN: GXLWHX.
12. Ksenofontov V.A. Voenno-doktrinal'nye vzgljady na oboronu strany [Military doctrinal views on the defense of the country]: Gumanitarnye problemy voennogo dela, 2017. Vol. 11, No. 2. Pp. 36-46. (rus). EDN: YUDZGV.
13. Shmigevskiy N.V. Formula sovershenstva [Perfection Formula]. Stranaznaniy, 2010. No. 4. Pp. 2-7. (rus)
14. Karpilenya N.V. Ob istoricheskom i politicheskom protsesse, oshibkakh mnogovektornosti i neytral-iteta v Belarusi i pervoocherednykh voenno-politicheskikh merakh dlya ukrepleniya Soyuznogo gosu-darstva i russkoy tsivilizatsii [On the historical and political process, the mistakes of multi-vector and neutrality in Belarus and priority military-political measures to strengthen the Union State and Russian civilization]: Bol'shaya Evraziya: Razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. Ezhegodnik, 2020. Vol. 3, No. 2. Pp. 85-94. (rus). EDN: PFZIII.