DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-1.103 УДК 351.861
ЗАКОНЫ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ КАК НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕВОДУ НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Булва А.Д.
Цель. Доказать наличие диалектической связи законов вооруженной борьбы и мероприятий гражданской обороны, включая комплексную защиту организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени.
Методы. В работе применены общенаучные методы исследования: индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, аналогии.
Результаты. Выявлены и обоснованы диалектические связи законов вооруженной борьбы, мероприятий гражданской обороны и комплексной защиты организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени.
Область применения исследований. Результаты исследования являются вкладом в развитие теории гражданской обороны, прежде всего представлений о комплексной защите организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени. Могут быть использованы при переработке требований технических нормативных правовых актов в части уточнения принципов и целесообразности осуществления защитных мероприятий.
Ключевые слова: гражданская оборона, законы вооруженной борьбы, инженерно-технические мероприятия, комплексная защита, организация, устойчивость функционирования.
(Поступила в редакцию 7 января 2022 г.)
Введение
Решение задачи, посвященной разработке научно-методических основ комплексной защиты организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени [1], невозможно осуществлять без определения ее научно-теоретических основ - ключевых положений, базовых законов, допущений и т.п., составляющих основание предмета исследования.
В качестве основного допущения принимается, что понятие и система комплексной защиты должны основываться на единой научно-теоретической основе теории гражданской обороны (далее - ГО). В одном из предыдущих авторских исследований [2] рассмотрено научно-историческое состояние и развитие системы ГО, которое, безусловно, является содержательной основой разрабатываемых и планируемых защитных мероприятий в настоящее время. В то же время исторические аспекты, демонстрируя историческую обусловленность и целесообразность планирования и осуществления вопросов защиты населения и территории, в полной мере не позволяют объяснить и увязать причинно-следственные связи в характере, причинах и объемах мероприятий по подготовке к ведению ГО в настоящее время. Поэтому, ориентируясь только на предыдущий опыт, мы готовимся к войнам прошлого, упуская из виду вызовы и угрозы настоящего и будущего. И ошибки, допускаемые в нормативных правовых и технических нормативных правовых актах, указанных ранее, являются тому подтверждением.
Принимая во внимание, что вопросы комплексной защиты рассматриваются в исследовании с позиции военной науки, а также учитывая единство оборонных мероприятий (их взаимосвязь и целенаправленность), следует, что содержание и необходимость мероприятий ГО необходимо рассматривать через осмысление содержания законов ведения войны и вооруженной борьбы, т.к. последние составляют предмет исследования военной науки в целом и ее отдельных разделов [3].
Основная часть
Из анализа, выполненного в ходе литературного обзора, следует, что рассматриваемый вопрос внимания в научной литературе практически не находит, а нормативные требования в сфере ГО формулируются интуитивно, во многом из соображений, основанных на историческом опыте, без опоры на соответствующие научно-теоретические положения.
Так, основной закон вооруженной борьбы - закон противоборства деструктивных и конструктивных усилий (поражение противника при максимальном сохранении своих сил) [4, с. 86], который диалектически связан с всеобщим законом природной и общественно-исторической действительности - законом единства и борьбы противоположностей, синтезирует мероприятия ГО как факторы, определяющие содержание и объем конструктивных процессов, которые напрямую и косвенно влияют на исход вооруженной борьбы.
Смысл закона следует из сущности вооруженной борьбы. В ходе боевых действий в той или иной степени происходят процессы разрушения, распада, обусловленные применением средств поражения и приводящие к людским, финансовым, материальным потерям [5]. Этим процессам противостоят меры по укреплению своих сил: защита, восполнение потерь, сохранение организованности, боевого порядка (оперативного построения), поддержание морального духа личного состава и т.п.
Кроме того, значительные усилия направлены на минимизацию последствий деструктивных процессов для общества и государства, включая сохранение и восстановление объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность людей; устойчивое функционирование в интересах обороны государства организаций, осуществляющих выпуск продукции оборонного и мобилизационного значения; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; инженерно-технические, эвакуационные мероприятия и др. Решение указанных задач - процесс конструктивный. Смысл действия рассматриваемого закона вооруженной борьбы - превзойти противника в борьбе деструктивных и конструктивных процессов. Мероприятия комплексной защиты в составе оборонных мероприятий в рассматриваемом аспекте выступают в качестве конструктивных усилий.
И деструктивные, и конструктивные процессы объективны, однако инспирируются субъектами борьбы. Закон противоборства деструктивных и конструктивных усилий является исходным и побуждает действия других связанных законов. Задача боевых действий -разрушение и уничтожение элементов, объектов инфраструктуры противника. Поэтому следующим, связанным с основным законом вооруженной борьбы, является закон соответствия военных целей имеющимся силам и средствам.
Очевидно, что современный характер вооруженной борьбы изменился и будет меняться в будущем. В современных войнах поражаются важнейшие объекты экономики, система управления, склады, базы оружия, разрушается инфраструктура объектов жизнеобеспечения населения. Война ведется в основном с использованием высокоточного оружия, путем нанесения массированных ударов по объектам противника, составляющим материальную базу ведения войны. Осмысление закона соответствия военных целей имеющимся силам и средствам приводит к необходимости планирования мероприятий ГО с учетом детальной проработки приоритетов объектов, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени.
Таким образом, очевидна связь и с основным законом вооруженной борьбы, т.к. конструктивные процессы в рамках мероприятий ГО не только соответствуют вероятным деструктивным последствиям, но и определяются через военные цели, а последние - через планируемые к применению силы и средства, т.е. через вероятный сценарий вооруженного конфликта. Как следует из анализа требований СН 2.02.04-2020 «Инженерно-технические
мероприятия гражданской обороны»1, рассматриваемый закон вооруженной борьбы учтен не в полной мере.
Действие закона определяет не только необходимость дифференцировать объекты тыла по степени значимости, но и разделять перечень, объем защитных мероприятий в зависимости от этой важности. В действующей редакции норм этот момент практически не учтен, а категории и группы по ГО применяются лишь номинально [6]. Здесь же следует и решение обратной задачи. Если мы умеем и знаем, как эффективно определять и дифференцировать по степени важности цели на территории своей страны в интересах осуществления защитных мероприятий, то, используя этот же механизм, можно определять цели и у вероятного противника для причинения ему наибольшего ущерба и тем самым получить преимущество в условиях военной агрессии.
Из основного закона вооруженной борьбы следуют еще три напрямую связанных с ним: закон неравномерности распределения сил и средств в боевых порядках, закон устойчивости связи и управления войсками и оружием, закон пополнения сил в ходе ведения войны. Приведенные законы связаны со способами уничтожения противника и сохранением своих сил.
Закон неравномерности распределения сил и средств в боевых порядках указывает на то, что противником силы и средства в боевых операциях концентрируются на решающем направлении, где будет нанесен неприемлемый ущерб, в результате чего государство потеряет способность продолжать войну, а также лишится политических и экономических мотивов ее дальнейшего ведения.
Величина неприемлемого ущерба определяется уровнем (степенью) поражения вооруженных сил, военно-промышленных объектов, систем государственного и военного управления, катастрофическими последствиями (нарушение функционирования) в результате разрушения критически важных объектов инфраструктуры, включая объекты энергетики, химические и другие опасные производства, элементов систем жизнеобеспечения населения и др.
В Республике Беларусь Военная доктрина2 государства имеет сугубо оборонительный характер. Поэтому действие закона неравномерности распределения сил и средств указывает на направление концентрации усилий в осуществлении обороны в государстве, в том числе направление концентрации усилий в осуществления мероприятий ГО. Кроме того, следствием является также необходимость зонирования территорий по степени опасности.
Характер и масштабы распространения поражающих факторов в вероятных очагах поражения, соответственно, определяют перечень и объем защитных мероприятий для населения и работников организаций. Другими словами, данный закон, как и закон соответствия военных целей имеющимся силам и средствам, также указывает на необходимость дифференцированного подхода в планировании и осуществлении мероприятий ГО.
Кроме того, снижение вероятности нанесения неприемлемого ущерба для потенциального агрессора является ориентиром, сдерживающим его от нападения даже при наличии факторов, обеспечивающих военный успех. Другими словами, мероприятия ГО, являясь частью оборонных мероприятий, оказывают синергетический эффект в условиях вероятной войны, т.е. проявляется еще и действие одного из законов управления - закона эмерджент-ности [5].
Например, концентрация опасных производств и объектов у границ Беларуси может служить сдерживающим фактором от их поражения в вероятной войне, т.к. последствия
1 Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны = 1нжынерна-тэхшчныя мерапрыемствы гра-мадзянскай абароны: СН 2.02.04-2020. - Введ. 12.11.20. - Минск: Минстройархитектуры, 2021. - 24 с.
2 Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2016 г., № 412-З // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2016, 2/2410 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H11600412. - Дата доступа: 20.01.2019.
в случае разрушения этих объектов могут стать причиной возникновения трансграничных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), от которых пострадает и сам агрессор.
Закон устойчивости связи и управления войсками и оружием можно сформулировать еще так: войска не являются побежденными, пока они сохраняют организованность и устойчивый боевой порядок (оперативное построение). Этот закон имеет наибольшее значение для обороны, когда удерживается полоса или район. С другой стороны, наступление ведется успешно лишь тогда, когда боевой порядок (оперативное построение) войск не нарушается. Действие закона распространяется и на управление мероприятиями ГО, организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эффективность которых также зависит от устойчивой связи и живучести системы управления. Поэтому в интересах ГО следует планировать и разрабатывать мероприятия, направленные на обеспечение и повышение готовности систем связи и управления, пунктов управления, связи и оповещения, автоматизированных систем сбора и обработки информации, комплексов средств автоматизации.
Закон пополнения сил в ходе ведения войны устанавливает связь между возможностью армии противостоять деструктивным процессам в зависимости от того, как и чем ее обеспечивает государство. Эффективное обеспечение невозможно без реализации комплекса мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени. Маневренный характер современных военных действий по-новому ставит вопрос их обеспечения: возрастают объемы, интенсивность и «плечи» подачи материально-технических средств. Лишение источников снабжения боеприпасами, продовольствием, горючим и другими материальными средствами служит одним из главных условий победы над противником [7].
Мероприятия ГО, включая комплексную защиту, реализуют обеспечивающую функцию для войск и воинских формирований. Так, опыт Великой Отечественной войны убедительно продемонстрировал, что от успешного решения задач по организации ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, обеспечивающих военные нужды, но и высокое морально-политическое состояние войск [8, с. 17]. В свою очередь, положения закона определяют и требования к планированию и строительству организаций на территории страны с учетом маневренности вооруженных сил и концентрации их усилий на решающих направлениях обороны.
Следствием закона является также то, что особый приоритет в осуществлении защитных мероприятий, исходя из содержания закона, приобретают организации оборонного сектора экономики, которые прежде всего работают в интересах вооруженной защиты государства, обеспечивая пополнение войск и воинских формирований необходимыми материально-техническими средствами.
Оставшиеся законы вооруженной борьбы некоторые исследователи называют вторым кругом законов [3; 5]. К ним относятся: взаимодействие имеющихся сил и средств, координация усилий в их применении; взаимодействие сил и средств, а также военных действий по уровням военных действий (политические - стратегические - оперативные -тактические); единство информации и дезинформации; внезапности и скрытности боевых действий; упреждение противника в действиях; единство боевых действий в пространстве и времени.
Законом, определяющим связь субординации, является закон взаимодействия сил и средств, а также военных действий по уровням военных действий. Другим словами, это закон подчинения целей и характера военных действий меньшего масштаба действиям на высшем уровне. Например, в исследовании [9] отмечается, что в Республике Беларусь работа по формированию системы управления ГО, планированию защитных мероприятий на военное время в целом осуществляется без должного участия органов военного управления. Указанные обстоятельства приводят к разбалансировке связей между организационной структурой управления мероприятиями ГО, их содержанием, объемом и порядком реа-
лизации с другими оборонными вопросами, прежде всего мероприятиями территориальной обороны. По мнению автора, причина в том, что рассматриваемый закон не в полной мере учтен, как не учтены положения закона, определяющего взаимодействие имеющихся сил и средств, координацию усилий в их применении. Другими словами, чем выше уровень согласованности применения войск и воинских формирований на всех ступенях войсковой иерархии, тем более успешным будет общий итог. В части планирования и осуществления мероприятий ГО вопросы взаимодействия с органами военного управления касаются прежде всего следующих направлений:
- организация эвакуационных мероприятий, определение маршрутов и способов эвакуации, безопасных районов;
- размещение и строительство защитных сооружений, включая быстровозводимые;
- размещение и строительство иных объектов ГО;
- определение приоритетов охраны и маскировки организаций и инженерной инфраструктуры;
- планирование и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- установление зон вероятной опасности;
- оповещение о степенях боевой готовности в интересах осуществления первоочередных мероприятий ГО и мероприятий общей готовности и др.
Содержание данного закона предопределяет согласованность планирующих документов, как между собой, так и на всех уровнях управления, включая планы территориальной обороны, планы ГО, мобилизационные планы и т.д. Например, содержание закона требует согласованности степеней боевой готовности Вооруженных Сил и степеней готовности ГО.
Из закона единства информации и дезинформации следует, что, с одной стороны, для эффективного ведения боевых действий с противником либо ослабления последствий этих действий необходимо иметь точные сведения о замысле агрессора. Например, криптоанализ немецкой шифровальной машины «Энигма» во время Второй мировой войны, осуществленный силами польских и британских спецслужб, позволил выполнить расшифровку сообщений и внести заметный вклад в поражение нацистской Германии [8, с. 143-160]. С другой стороны, для исключения удара и минимизации вероятных последствий необходимо скрыть замысел своих действий, т.е. дезинформировать агрессора. Мероприятия ГО не являются исключением. Для их эффективного планирования и осуществления необходимо представлять характер вероятных действий противника; возможный полигонный наряд средств поражения, его распределение по целям; выбор критических элементов для поражения объектов; характер действий собственных вооруженных сил, войск и воинских формирований и др. Кроме того, в интересах защиты населения и территории от последствий применения средств поражения не только противник, но и население должны представлять местонахождение объектов ГО, находящихся под защитой норм международного права и обозначаемых соответствующим образом. Например, информация о расположении убежищ для укрытия населения во время вооруженного конфликта на востоке Украины открыто размещалась в сети Интернет3, что позволяло населению более эффективно укрываться в период вооруженного конфликта.
Действие закона единства информации и дезинформации может быть проиллюстрировано еще на одном примере. Так, финансирование и реализация в последние годы целого ряда программ Евросоюзом в сфере гражданской защиты во многом может быть завуалирована благими намерениями и направлена прежде всего на получение информации об уязвимости страны, ее отдельных объектов и населения техногенным и природным опасностям. Сведения, представляемые государствами во многом в добровольном порядке,
3 Список бомбоубежищ [Электронный ресурс] // Донбасс SOS. - Режим доступа: http://www.donbasssos.org /bombshelters_ru/. - Дата доступа: 21.01.2022.
находятся в открытом доступе и могут быть использованы военными специалистами для уточнения вероятных военных целей. Следует вспомнить, что в рамках программы PPRD East 1 был разработан региональный атлас рисков ERRA4, который содержит достаточно подробные сведения об опасностях на территориях государств - участников «Восточного партнерства».
Дезинформирование, сокрытие и распространение ложной информации о состоянии ГО призвано ввести в заблуждение вероятного агрессора о месте расположения объектов, представляющих важное оборонное и экономическое значение, пунктах управления, проводимых мероприятиях ГО, масштабах проводимых мероприятий, эффективности систем защиты. Формируя «информационную иллюзию» у вероятного агрессора о высокой эффективности системы защитных мер, возможно повлиять на противника в принятии некоторых решений. Например, дезинформируя о многоуровневой системе защитных мер на объектах, где она таковой не является или значительно ослаблена, создаются критерии для переориентации противника на иные цели, где система защиты свою функцию обеспечить способна. Дезинформируя о ложной значимости тех либо иных организаций в интересах обороны, происходит переориентация усилий вероятного агрессора на менее значимые объекты, что вызывает распыление его ресурсов, сил и средств, а значит, создаются дополнительные условия для обеспечения победы в условиях вероятного военного конфликта.
Как следствие закона, особое значение приобретают мероприятия по информационной защите населения (противодействие дезинформированию вероятным противником, с одной стороны, а также непрерывная и целенаправленная пропаганда государственными органами - с другой), маскировке, призванные снизить эффективность средств поражения. Например, использование светомаскировки во время налетов авиации в периоды Первой и Второй мировых войн наглядно это подтверждает. Кроме того, развитие средств и способов поражения предопределяет, соответственно, развитие средств и способов маскировки, чему в настоящее время в национальном законодательстве уделяется, по мнению автора, недостаточно внимания [10].
Таким образом, с учетом единства защитных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время, способов защиты населения и территории, системы управления на единых принципах, заблаговременности подготовки и т.д., а также приведенных выше обстоятельств возникает необходимость в уточнении принципа гласности и открытости в законодательстве в области защиты от ЧС.
Закон внезапности и скрытности связывает успех боевых действий с осуществлением мероприятий, имеющих эффект неожиданности для противника. Такими мероприятиями являются:
- сохранение в тайне своих планов и замыслов;
- введение в заблуждение противника относительно целей и намерений;
- скрытность расположения и состояния своих вооруженных сил;
- выбор неожиданных для противника направлений сосредоточения основных усилий; быстрота маневрирования на поле боя и стремительность действий;
- упреждение в нанесении ударов;
- неожиданное задействование новых боевых средств, вооружения и техники;
- использование неизвестных противнику способов боевых действий;
- использование географических особенностей местности, погоды, времени года и суток.
Мероприятия ГО также реализуются исходя из содержания данного закона. В некоторых работах, например [11], отмечается, что начало активного выполнения защитных
4 Второй этап программы PPRD East, PPRD East 2, заканчивается 30 мая 2019 г., после 4,5 лет плодотворного сотрудничества [Электронный ресурс] // http://pprdeast2.eu/en/. - Режим доступа: http://pprdeast2.eu/wp-content/uploads/2019/05/FinalBrochure-2019.EN_.pdf. - Дата доступа: 21.01.2021.
мероприятий (строительство защитных сооружений, проведение эвакуационных мероприятий и учений в интересах ГО) может свидетельствовать о подготовке государства к войне, а в некоторых случаях даже спровоцировать ее начало. Поэтому вопрос скрытности проведения мероприятий ГО является, несомненно, актуальным, а содержание планирующих документов должно иметь в обязательном порядке ограничительный гриф.
Кроме того, открытое наращивание мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования отдельных организаций, объектов жизнеобеспечения может указывать на то, что именно эти организации и объекты представляют особый интерес для обороны государства. А это может косвенно повлиять на выбор целей вероятным противником. Указанные обстоятельства являются одной из причин реализации трудо- и финансово затратных оборонных мероприятий заблаговременно, в мирное время.
В одном ряду с указанным выше законом находится закон упреждения противника в действиях, который связывает успех действий с захватом и удержанием инициативы. Реализация закона предполагает активные и решительные действия войск и воинских формирований. Связь закона и мероприятий ГО определяется прежде всего периодом их реализации. Кроме того, действие закона предопределяет связь успеха и оперативного проведения защитных мероприятий (оповещение, эвакуация, укрытие в защитных сооружениях, применение средств индивидуальной защиты), а также проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ после применения средств поражения.
Завершает «второй круг» законов закон единства боевых действии в пространстве и времени, который выражает существенные связи, возникающие в процессе военных действий на суше, на море и в воздухе [12]. Закон учитывает также связь и единство всего объема решаемых задач вооруженной защиты государства, мероприятий территориальной и гражданской обороны.
Основные задачи, осуществляемые силами ГО в интересах защиты населения и территории в зонах поражения, требующие согласованности с другими оборонными задачами государства:
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- временное отселение населения, укрытие в защитных сооружениях, предоставление средств индивидуальной защиты;
- эвакуация материальных и историко-культурных ценностей;
- оповещение населения, государственных органов и иных организаций об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению;
- санитарная обработка населения, обеззараживание территорий, техники, зданий и других объектов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению;
- поддержание общественного порядка в районах, пострадавших от опасностей, возникших при ведении военных действий.
Эффективное осуществление защитных мероприятий в интересах решения указанных задач силами ГО планируется с учетом расположения войск и воинских формирований, характера и времени вооруженного конфликта, местности и целого ряда иных факторов. Развивая мысль о связи основных оборонных мероприятий, порядке их реализации с содержанием законов вооруженной борьбы, целесообразно основные направления деятельности по подготовке к ведению ГО, реализацию мероприятий комплексной защиты организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, рассмотреть через призму этих законов (табл.).
Заключение
Важный аспект, определяющий объем защитных мероприятий, включая содержание и порядок реализации мероприятий комплексной защиты, - условия обеспечения военной безопасности государства, а также перечень и содержание военных угроз, характер вероятного военного конфликта, на основании чего формулируются принципы подготовки и ведения ГО, определяются объемы соответствующих оборонных мероприятий.
Законы войны и вооруженной борьбы в этом отношении имеют ограничения, т.к. не содержат качественно-количественных связей, а лишь определяют вектор оборонных мероприятий, выступают критерием целесообразности и обоснованности их планирования и реализации. Как отмечает доктор философских наук, профессор, академик РАЕН Степан Андреевич Тюшкевич, законы войны и вооруженной борьбы - «одновременно и условия для деятельности людей, и ее результаты. Эта деятельность обусловлена определенными социально-политическими и экономическими отношениями, соотношением материальных и духовных сил противоборствующих сторон, политикой, политическим и военным руководством. Поэтому не следует отделять законы друг от друга. Законы <...> возникают и действуют в пределах войны как системы в самом процессе ее возникновения, развертывания и окончания» [12]. Другими словами, рассматриваемым законам подчинена деятельность и Вооруженных Сил или, как показано в статье, системы ГО, включая комплексную защиту организаций, и в целом - государства, общества и даже отдельной личности.
В исследовании [9] отмечалось, что ключевые условия, определяющие содержание и объем оборонных мероприятий, сформулированы в положениях Военной доктрины, что делает ее, как и законы войны и вооруженной борьбы, соответствующей научно-теоретической основой совершенствования ГО в целом. В то же время Военная доктрина уточняет и развивает отдельные положения Концепции национальной безопасности, содержащей более широкий круг аспектов защищенности личности, общества и государства, которые являются направлениями деятельности государственных органов и организаций в сфере безопасности (экологической, экономической, научно-технологической и пр.), укрепляющие и развивающие, по сути, потенциалы, определяющие зарождение, ход и исход войны.
Очевидно, что такие программные нормативные правовые акты, как Концепция и Военная доктрина, так же как и общие законы войны и вооруженной борьбы, составляют научно-теоретическую основу как комплексной защиты организаций, так гражданской обороны в целом; являются, по сути, источником нормативных и технических требований, закономерностей, определяющих содержание соответствующих защитных мероприятий.
Таблица. - Анализ основных направлений деятельности, осуществляемых в период подготовки государства к ведению ГО, через содержание законов вооруженной борьбы_
Направление деятельности в сфере ГО Законы вооруженной борьбы, предопределяющие направление деятельности Установленная диалектическая связь с законами вооруженной борьбы
Отнесение территорий и организаций к группам и категориям по ГО Закон соответствия военных целей имеющимся силам и средствам Закон неравномерности распределения сил и средств Усилия противника направлены на максимально возможное причинение ущерба государству минимальным составом сил и средств. Категории и группы по ГО отражают степень оборонного и экономического значения тех либо иных объектов и территорий (соответственно, приоритет вероятных целей со стороны противника), а также их потенциальную опасность для населения при ведении военных действий. Чем выше категория и группа по ГО, тем выше вероятность того, что в условиях вероятной войны (вооруженной борьбы) эти объекты либо территории будут поражены. Указанные обстоятельства, в свою очередь, предопределяют рациональное распределение ресурсов, направляемых на оборонные нужды
Продолжение таблицы
Направление деятельности в сфере ГО Законы вооруженной борьбы, предопределяющие направление деятельности Установленная диалектическая связь с законами вооруженной борьбы
Зонирование территорий по степени опасности Закон противоборства деструктивных и конструктивных усилий Закон неравномерности распределения сил и средств Выбор целей противником обусловливается максимальными деструктивными последствиями, поэтому наиболее вероятно поражение критически важных объектов инфраструктуры, где вероятны катастрофические последствия. Цель зонирования - определение вероятных границ зон поражения и масштабов защитных мероприятий. Кроме того, масштабы последствий и зоны опасности обусловлены тактико-техническими характеристиками средств поражения, полигонным нарядом средств поражения.
Планирование ГО, в том числе реализация основных принципов планирования Закон взаимодействия сил и средств Планирование ГО обусловливается необходимостью в согласовании соответствующих мероприятий с планами мобилизационного развертывания экономики, планами органов военного управления, планами вышестоящих органов управления ГО
Закон упреждения Мероприятия ГО (прежде всего, инженерно-технические) требуют значительных ресурсов, средств и временных затрат. Поэтому возникает необходимость их дифференцированного осуществления во времени. Мероприятия, не требующие значительных временных затрат, осуществляются в период нарастания военной угрозы. И наоборот, мероприятия, требующие значительного временного ресурса, следует осуществлять заблаговременно в мирное время
Закон внезапности и скрытности Наращивание мероприятий ГО должно осуществляться скрыто, в интересах наращивания оборонных возможностей государства. Кроме того, скрытность не позволяет противнику узнать о подготовке страны к обороне и развязать военные действия в момент, когда страна не достаточно готова к отражению военной агрессии
Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время Закон противоборства деструктивных и конструктивных усилий Меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения, являются конструктивными усилиями государства по обеспечению вооруженной защиты конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь. Повышение устойчивости (живучести) организаций имеет цель превзойти вероятного противника в конструктивных усилиях, в том числе создать необходимые условия для жизнеобеспечения населения
Закон пополнения сил и средств в ходе ведения войны Организации, необходимые для устойчивого функционирования экономики и выживания населения, кроме того, обеспечивают войска и воинские формирования вооружением, техникой, имуществом, питанием и т.д. Прежде всего это относится к объектам, имеющим государственный оборонный заказ. Задача реализуемых мер комплексной защиты - обеспечить их защиту от средств поражения, а также создать условия для максимального сохранения производственных связей между организациями (принятие мер по восстановлению транспортных и инженерных коммуникаций). Для сохранения производственных связей необходима реализация специальных инженерно-технических мероприятий, прежде всего в градостроительных проектах и проектной документации на строительство. Кроме того, закон предопределяет и требования к размещению организаций на территории страны
Продолжение таблицы
Направление деятельности в сфере ГО Законы вооруженной борьбы, предопределяющие направление деятельности Установленная диалектическая связь с законами вооруженной борьбы
Создание и поддержание в готовности системы оповещения и информирования населения об угрозе нападения противника, об опасностях и угрозах ЧС Закон противоборства деструктивных и конструктивных усилий Закон упреждения Оповещение населения, как составная часть оборонных мероприятий, - процесс конструктивный и упреждающий, т.к. позволяет сократить не только общие потери населения, но и обеспечить своевременное принятие населением защитных мер по недопущению катастрофических последствий (например, перевод технологического процесса на безопасный режим работы, маскировочные мероприятия, отключение оборудования, укрытие и эвакуация населения и пр.). Кроме того, закон предопределяет необходимость поддержания системы оповещения в постоянной готовности к применению
Закон взаимодействия сил и средств Своевременное оповещение достигается через эффективное взаимодействие органов управления ГО и Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь. Кроме того, как следствие, система оповещения и информирования должна позволять эффективно передавать и принимать информацию между взаимодействующими органами управления
Закон единства информации и дезинформации В оповещении закон единства информации и дезинформации проявляется в необходимости информировать органы управления, должностных лиц, население об угрозе применения средств поражения, необходимых способах и методах защиты. В свою очередь, это предопределяет необходимость наличия эффективной, надежной и, что важно, централизованной системы оповещения, доступных, однозначных и единообразных сигналов оповещения о ЧС и сигналов ГО, инструкций о порядке действий должностных лиц и населения при получении соответствующих сигналов
Накопление фонда защитных сооружений ГО и поддержание его в готовности к приему укрываемых Закон противоборства деструктивных и конструктивных усилий Накопление фонда защитных сооружений - процесс конструктивный, т.к. повышает защищенность населения при возникновении ЧС на потенциально опасных объектах, позволяет сократить общие потери среди рабочих и служащих в результате применения средств поражения, тем самым сохранить производственную деятельность организаций в условиях военного времени
Закон неравномерности распределения сил и средств Неравномерность распределения сил и средств в военных конфликтах диктует необходимость не только в дифференцировании мероприятий инженерной защиты в зависимости от степени оборонного и экономического потенциала объектов и территорий, но и в зависимости от потенциальной угрозы для населения
Закон упреждения Закон упреждения предопределяет необходимость заблаговременного проведения мероприятий, т.к. требуются значительные финансовые и материальные ресурсы для реализации мероприятий, временные затраты. Кроме того, необходимы критерии для разграничения сроков реализации инженерно-технических мероприятий. Например, на объектах, имеющих более высокие категории по ГО, целесообразно соответствующие мероприятия не только реализовывать заблаговременно, но и обеспечивать более надежный уровень защищенности работников. Закон упреждения также определяет необходимость нормировать сроки приведения защитных сооружений в готовность
Продолжение таблицы
Законы вооруженной борьбы, предопределяющие направление деятельности Установленная диалектическая связь с законами вооруженной борьбы
Закон противоборства деструктивных и конструктивных усилий Закон пополнения сил и средств в ходе ведения войны Создание запасов СИЗ, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств -процесс конструктивный, т.к. повышает защищенность населения при возникновении ЧС на потенциально опасных объектах, позволяет сократить общие потери среди работников и служащих в результате применения обычных средств поражения, сохранить и оперативно восстановить производственную деятельность организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени. Накопление продовольствия обеспечивает экономический потенциал обороны, в том числе пополнение вооруженных сил необходимым продовольствием
Закон упреждения Закон упреждения предопределяет создание запасов средств в мирное время, а выдачу - заблаговременно. Кроме того, действие закона указывает на необходимость оперативной реализации мер, включая определение пунктов выдачи СИЗ, установление временных нормативов выдачи, организацию их работы, проведение учений и тренировок по порядку выдачи СИЗ. Кроме того, средства необходимы для подготовки формирований ГО, планируемых для участия в проведении аварийно-спасательных работ
Закон неравномерности распределения сил и средств Закон неравномерности распределения сил и средств указывает на необходимость дифференцированного оснащения СИЗ населения, рабочих и служащих, применительно к зонам химического, биологического, радиоактивного заражения
Закон противоборства деструктивных и конструктивных усилий Эвакуационные мероприятия повышают уровень защищенности населения, следовательно, являются содержательной частью конструктивных процессов. Важное значение имеет сохранение национального достояния Республики Беларусь - ее историко-культурного наследия, материальных ценностей. Их защита, своевременная эвакуация, также является процессом конструктивным
Закон взаимодействия сил и средств Эффективность планирования и осуществления эвакуационных мероприятий обусловливает необходимость увязывать их с мероприятиями органов военного управления по таким вопросам, как определение населенных пунктов, подлежащих эвакуации, выбор маршрутов эвакуации, способов эвакуации, безопасных районов
Закон упреждения Эвакуационные мероприятия, развертывание лечебных и других учреждений, необходимых для жизнеобеспечения пострадавшего населения, следует осуществлять заблаговременно, с целью уменьшения вероятных потерь. Очевидно, что окончание проведения мероприятий должно быть завершено до начала военных действий
Закон внезапности и скрытности Широкомасштабное осуществление эвакуационных мероприятий может указывать на подготовку государства к войне и тем самым обусловливать скорейшее ее начало. Поэтому эвакуационные мероприятия следует осуществлять скрыто, например под видом учений
Направление деятельности в сфере ГО
Накопление запасов средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
Подготовка к временному отселению населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы, развертывание лечебных и других учреждений, необходимых для жизнеобеспечения пострадавшего населения
Продолжение таблицы
Направление деятельности в сфере ГО Законы вооруженной борьбы, предопределяющие направление деятельности Установленная диалектическая связь с законами вооруженной борьбы
Развертывание сил, обеспечивающих выполнение задач по предназначению в период ведения ГО, обеспечение их готовности Закон противоборства деструктивных и конструктивных усилий Силы, обеспечивающие выполнение задач по предназначению в период ведения ГО, осуществляют конструктивные процессы (восстановление объектов жизнеобеспечения; работы организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ)
Закон упреждения Заблаговременная подготовка сил ГО, оснащение, комплектование, бронирование граждан на период военного времени в состав органов управления и сил ГО, разработка оперативно-служебной документации по применению сил ГО повышает эффективность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, что, соответственно, позволяет уменьшить ущерб от ожидаемых действий противника
Развертывание сил, обеспечивающих выполнение задач по предназначению в период ведения ГО, обеспечение их готовности Закон взаимодействия сил и средств Для укомплектования сил и органов управления ГО осуществляется постановка работников организаций на специальный воинский учет (взаимодействие с военными комиссариатами). Порядок применения сил ГО согласовываются с органами военного управления, ГО и т.д.
Закон неравномерности распределения сил и средств Состав сил и средств планируется исходя из возможной обстановки на территории города (района) или организации, объема возможных задач и сроков их реализации
Закон пополнения сил и средств в ходе ведения войны (закон «питания» войск материальными и духовными силами) Для непрерывного выполнения задач силы ГО требуют не только постоянного пополнения личным составом, но и соответствующего обеспечения материально-техническими средствами. С этой целью республиканскими органами государственного управления создаются соответствующие службы ГО, формируется резерв личного состава для укомплектования сил ГО, планируется и проводится идеологическая работа
Организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения и ЧС природного и техногенного характера, а также подготовка руководящего состава органов управления и сил ГО Закон противоборства деструктивных и конструктивных усилий Обучение - процесс конструктивный. Благодаря обучению достигаются эффективные действия населения и органов управления в условиях вероятной военной угрозы
Закон упреждения Обучение целесообразно осуществлять заблаговременно, в мирное время с учетом совершенствования средств и способов вооруженной борьбы
Развитие научных исследований в области ГО, разработка и совершенствование технических средств, технологии и тактики проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ Закон зависимости хода и исхода войны от соотношения научно-технических потенциалов ГО - составная часть оборонных мероприятий. Их эффективное осуществление возможно при условии совершенствования средств защиты населения, исходя из существующих и разрабатываемых средств вооруженной борьбы. Необходимость в развитии теории ГО следует из положений Военной доктрины, согласно которой «развитие военной науки и гражданских отраслей науки, прямо или косвенно связанных с проработкой оборонной тематики и разработкой военных технологий, укрепление научного потенциала военной организации государства» является мерой по обеспечению военной безопасности государства
ЛИТЕРАТУРА
1. Булва, А.Д. Комплексная защита организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени / А.Д. Булва, Е.А. Безносик, А.В. Лебедкин // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2020. - Т. 4, № 1. - С. 59-73. DOI: 10.33408/2519-237X.2020.4-1.59.
2. Булва, А.Д. Концептуальные подходы к зонированию территорий по степени опасности / А.Д. Булва, Н.В. Карпиленя, А.В. Лебедкин // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2019. - Т. 3, № 4. - С. 420-437. DOI: 10.33408/2519-237X.2019.3-4.420.
3. Рыбкин, Е.И. Законы вооруженной борьбы и их математическое представление / Е.И. Рыбкин, В В. Круглов. - M.: Изд. ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1992. - 72 с.
4. Проблемы военной безопасности России в XXI веке (социально-гуманитарный анализ) (навстречу 200-летию академии и 95-летию кафедры гуманитарных дисциплин): монография / под общ. ред. В.П. Беркута, В.С. Пусько. - Балашиха: ВА РВСН имени Петра Великого, 2018. -255 с.
5. Новиков, Д.А. Законы, закономерности и принципы управления / Д.А. Новиков // Инновации в менеджменте. - 2016. - № 7. - С. 44-53.
6. Ласута, Г.Ф. Методика ранжирования организаций в интересах гражданской обороны с использованием метода анализа иерархий / Г.Ф. Ласута, Н.В. Карпиленя, А.Д. Булва // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2019. - Т. 3, № 3. - С. 301-313. DOI: 10.33408/2519-237X.2019.3-3.301.
7. Рыбкин, Е.И. К вопросу о системе законов вооруженной борьбы / Е.И. Рыбкин, В.В. Круглов // Военная мысль. - 1993. - № 2. - С. 48-52.
8. Федоренко, В.Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. Выпуск 1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: задачи и состав войск и сил РСЧС и ГО // под общ. ред. В.Н. Федоренко. - Омск: СибГУФК, 2003. - 100 с.
9. Карпиленя, Н.В. Военная доктрина как научно-теоретическая основа совершенствования гражданской обороны / Н.В. Карпиленя, А.Д. Булва // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2019. - Т. 3, № 2 - С. 178-194. DOI: 10.33408/2519-237X.2019.3-2.178.
10. Булва, А.Д. Концептуальные предпосылки проектирования и разработки инженерно-технических мероприятий гражданской обороны / А.Д. Булва // Национальная стратегия по снижению рисков ЧС в Республике Беларусь на 2019-2030 годы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 сент. 2018 г. / УГЗ. - Минск, 2018. - С.7-10.
11. Garrison, D. Why Civil Defense Never Worked / D. Garrison // Oxford University Press. - 2006. -241 р.
12. Тюшкевич, С.А. О законах войны (вопросы военной теории и методологии). - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Тюшкевич. - М.: Проспект, 2017. - 352 с.
Законы вооруженной борьбы как научно-теоретическая основа комплексной защиты организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени
Laws of armed combat as a scientific and theoretical basis for comprehensive protection of organizations to be transferred to work in wartime conditions
Булва Александр Дмитриевич
Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра гражданской защиты, доцент
Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: [email protected] ORCID: 0000-0001-9887-8759
Aleksandr D. Bulva
State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Civil Protection, Associate Professor
Address: Mashinostroiteley str., 25,
220118, Minsk, Belarus Email: [email protected] ORCID: 0000-0001-9887-8759
DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-1.103
LAWS OF ARMED COMBAT AS A SCIENTIFIC AND THEORETICAL BASIS FOR COMPREHENSIVE PROTECTION OF ORGANIZATIONS TO BE TRANSFERRED
TO WORK IN WARTIME CONDITIONS
Bulva A.D.
Purpose. To prove the existence of a dialectical connection between the laws of armed struggle and civil defense measures, including the comprehensive protection of organizations subject to transfer to work in wartime conditions.
Methods. The article used general scientific research methods: induction and deduction, analysis and synthesis, comparison and generalization, analogy.
Findings. The dialectical connections of the laws of armed struggle of civil defense measures and the complex protection of organizations subject to transfer to work in wartime conditions are identified and substantiated.
Application field of research. The results of the study are a contribution to the development of the theory of civil defense, primarily ideas about the comprehensive protection of organizations to be transferred to work in wartime conditions. They can be used when revising the requirements of technical regulatory legal acts in terms of clarifying the principles and expediency of implementing protective measures.
Keywords: civil defense, laws of armed struggle, engineering and technical measures, complex protection, organization, stability of functioning.
(The date of submitting: January 7, 2022) REFERENCES
1. Bulva A.D., Beznosik E.A., Lebedkin A.V. Kompleksnaya zashchita organizatsiy, podlezhashchikh perevodu na rabotu v usloviyakh voennogo vremeni [Integrated protection of organizations which have to be transferred for working under war conditions]. Journal of Civil Protection, 2020. Vol. 4, No. 1. Pp. 59-73. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2020.4-1.59.
2. Bulva A.D., Karpilenya N.V., Lebedkin A.V. Kontseptual'nye podkhody k zonirovaniyu territoriy po stepeni opasnosti [Conceptual approaches to zoning of territories by the degree of danger]. Journal of Civil Protection, 2019. Vol. 3, No. 4. Pp. 420-437. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2019.3-4.420.
3. Rybkin E.I., Kruglov V.V. Zakony vooruzhennoy bor'by i ikh matematicheskoe predstavlenie [The laws of armed struggle and their mathematical representation]. Moscow: Izd. VA im. F.E. Dzerzhinskogo, 1992. 78 p. (rus).
4. Problemy voennoy bezopasnosti Rossii v KhKhI veke (sotsial'no-gumanitarnyy analiz) (navstrechu 200-letiyu akademii i 95-letiyu kafedry gumanitarnykh distsiplin) [Problems of Russia's Military Security in the 21st Century (Social and Humanitarian Analysis) (Towards the 200th Anniversary of the Academy and the 95th Anniversary of the Department of Humanitarian Disciplines)]: monograph. Ed. by Berkut V.P., Pus'ko V.S. Balashikha: Strategic Missile Forces named after Peter the Great, 2018. 255 p. (rus).
5. Novikov D.A. Zakony, zakonomernosti i printsipy upravleniya [Laws, patterns and principles of management]. Innovations in management, 2016. No. 7. Pp. 44-53. (rus)
6. Lasuta G.F., Karpilenya N.V., Bulva A.D. Ranking methodology of organizations for benefit of civil defense using the method of hierarchies. Journal of Civil Protection, 2019. Vol. 3, No. 3. Pp. 301-313. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2019.3-3.301.
7. Rybkin E.I., Kruglov V.V. K voprosu o sisteme zakonov vooruzhennoy bor'by [On the question of the system of laws of armed struggle]. Military thought, 1993. No. 2. Pp. 48-52. (rus)
8. Fedorenko, V. N. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: uchebnoeposobie. Vypusk 1. Zashchita naseleniya i territoriy v chrezvychaynykh situatsiyakh: zadachi i sostav voysk i sil RSChS i GO [Life safety: textbook. Issue 1. Protection of the population and territories in emergency situations: tasks and composition of the troops and forces of the RSChS and civil defense]. Omsk: Pub. Siberian State University of Physical Culture and Sports, 2003. 100 p. (rus)
9. Karpilenya N.V., Bulva A.D. Voennaya doktrina kak nauchno-teoreticheskaya osnova sovershenstvo-vaniya grazhdanskoy oborony [Military doctrine as a scientific and theoretical basis for the improve-
ment of civil defense]. Journal of Civil Protection, 2019. Vol. 3, No. 2. Pp. 178-194. (rus) DOI: 10.33408/2519-237X.2019.3-2.178.
10. Bulva A.D. Konceptual'nye predposylki proektirovanija i razrabotki inzhenerno-tehnicheskih meropri-jatij grazhdanskoj oborony [Conceptual background of the design and development of civil defense engineering activities]. Proc. Intern. scientific-practical conf. «National Strategy for Emergency Risk Reduction in the Republic of Belarus for 2019-2030», Minsk, September 27, 2018. University of Civil Protection. Minsk, 2018. Pp. 7-10. (rus)
11. Garrison D. Why Civil Defense Never Worked. Oxford University Press, 2006. 241 p.
12. Tyushkevich S.A. O zakonakh voyny (voprosy voennoy teorii i metodologii) [On the laws of war (questions of military theory and methodology)]. Moscow: Prospect, 2017. 352 p. (rus)