Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дистанционное обучение / дистанционная форма обучения / дистанционное образование.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х.

Дистанционное образование, или дистанционное обучение, это область образования, которая зависит от информационных технологий и учебных систем, которые планируют предоставлять обучение учащимся, которые физически не присутствуют в классной комнате. Вместо того, чтобы посещать курсы лично, преподаватели и студенты общаются в удобное для них время и выбирают и обмениваются печатными или электронными материалами с помощью любой подходящей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

И ПРАВОЗАЩИТНАЯ ОЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

к.псих. н., Доцент кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: mail@law-books.ru

КОЧЕСОКОВА Залина Хазраталиевна,

Доцент кафедры СД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД,

e-mail: mail@law-books.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Дистанционное образование, или дистанционное обучение, - это область образования, которая зависит от информационных технологий и учебных систем, которые планируют предоставлять обучение учащимся, которые физически не присутствуют в классной комнате. Вместо того, чтобы посещать курсы лично, преподаватели и студенты общаются в удобное для них время и выбирают и обмениваются печатными или электронными материалами с помощью любой подходящей технологии.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционная форма обучения, дистанционное образование

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,

Ph.D. n, Associate Professor of GiGPD North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

KOCHESOKOVA Zalina Khazratalievna,

Assistant Professor of SD North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs

DOI:10.24412/2224-9125-2022-5-11-14 NIION: 2021-0079-5/22-034 MOSURED: 77/27-025-2022-05-034

MODERN CHALLENGES AND PERSPECTIVES OF DISTANCE

LEARNING

Annotation. Distance education, or distance learning, is a field of education that depends on information technology and educational systems that plan to provide training to students who are not physically present in the classroom. Instead of attending courses in person, faculty and students communicate at a convenient time for them and select and exchange printed or electronic materials using any suitable technology.

Key words: distance learning, distance learning, distance education.

Внедрение глобальной информатизации наиболее ярко видно в развивающихся странах, где процессы создания инновационных технологий напрямую зависят от качества образовательных услуг[2, С.79]

Дистанционная форма обучения по характеру развития относится, прежде всего, к уровню развития информационных технологий и научно-техническому прогрессу. В качестве катализатора данной системы обучения принято считать

Всемирную глобальную сеть — Интернет. Именно эта система обмена информацией дает вероятность приобретения разнообразных информационных услуг Наиболее распространенные услуги — это поиск информации, вещание, а также интерактивное общение между пользователями.

Дистанционное обучение вносит значительный вклад в сферу образования. Программа дистанционного обучения имеет ряд преимуществ. Это дает возможность учащимся практически не вмешиваться в профессиональную жизнь. Это отличная альтернатива для тех, кто стремится улучшить свою карьеру или кому требуется какая-то особая форма обучения.

Дистанционное образование- это любые условия образовательной деятельности с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, не прибегая к постоянному личному присутствию обучающегося в образовательном учреждении. Особенность дистанционных технологий в том, что они возможность самостоятельного обучения под руководством со стороны преподавателей[1, С.12]. Иными словами, дистанционное обучение-это домашнее обучение с применением интернет-технологий.

Дистанционное обучение-это способ получения образования с использованием интерактивных форм взаимодействия учащегося и ПК. В процессе дистанционного обучения человек имеет возможность получить специальность без посещения образовательного заведения.

На время обучения за каждым студентом закрепляют специального человека (куратора,

тьютора и т.п.), который оказывает консультативную помощь. Общение с тьютором (куратором) возможно посредством электронной почты, по телефону, либо в личном кабинете, где выполняются задания. Некоторые дистанционные учебные организации имеют филиалы (центры доступа, представительства и т.д.), где возможно личное общение с тьюторами (кураторами), что значительно облегчает понимание устройства учебного процесса [4, С.177].

Но, несмотря на явные преимущества дистанционного обучения, можно выделить и существующие недостатки, к примеру:

- слабая мотивация учащихся;

- низкая степень осознанности и самостоятельности обучающихся;

- проблемы при организации передачи малого объема практических знаний, возникает потребность самостоятельного изучения даже самых сложных для понимания тем;

- отсутствие личной коммуникации между студентом и преподавателем;

- низкая индивидуализация в обучении;

- множество отвлекающих факторов дома (если до 2020 года данный недостаток был вполне преодолим, то сейчас, когда все члены семьи находятся на самоизоляции, спокойно изучить новый материал и выполнить практические задания, становиться весьма проблематично).

Далее рассмотрим сравнение традиционного и дистанционного принципов обучения.

Таблица 1 -Сравнение принципов традиционного и дистанционного образования

Традиционное образование Дистанционное образование

Принцип направленности обучения на решение взаимосвязи задач образования, воспитания и развития Принцип креативного характера познавательной деятельности при решении задач образования и саморазвития

Принцип научности обучения Принцип соответствия фундаментальности образования познавательным потребностям студента. Принцип свободного выбора полученной информации путем определенной деятельности

Принцип систематичности и последовательности Принцип индивидуальной образовательной траектории студентов согласно выбранной системе преподавания информации

Принцип доступности Принцип учета индивидуальных особенностей студента при разработке дистанционных курсов

Принцип наглядности Принцип виртуализации и системной структуризации образования

Принцип прочности, осознания и действенности результатов образования Принцип приоритета деятельностных и понятийных критериев оценки результатов дистанционного обучения перед информацией

Принцип направленности обучения на решение взаимосвязи задач образования, воспитания и развития Принцип креативного характера познавательной деятельности при решении задач образования и саморазвития

Принцип научности обучения Принцип соответствия фундаментальности образования познавательным потребностям студента.

Принцип свободного выбора полученной информации путем определенной деятельности

Принцип систематичности и последовательности Принцип индивидуальной образовательной траектории студентов согласно выбранной системе преподавания информации

Принцип доступности Принцип учета индивидуальных особенностей студента при разработке дистанционных курсов

Принцип наглядности Принцип виртуализации и системной структуризации образования

Принцип прочности, осознания и действенности результатов образования Принцип приоритета деятельностных и понятийных критериев оценки результатов дистанционного обучения перед информацией

Использование современных и перспективных компьютерных программ, информационных технологий, многопроцессорных систем обучения, а также дистанционной формы обучения позволяет значительно повысить качество всего образования, система дистанционного обучения значительно повышает возможности его получения.

Получение знаний студентами происходит постепенно во времени и является последовательным переходом по уровням подготовки в изучаемой дисциплине, задачей теста является выявление того, на каком уровне находится в данное время обучаемый.

[3, С.121]

В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение и онлайн-обучение -прогрессивные и современные виды обучения. Игнорировать их невозможно, так как они уже упоминаются на законодательном уровне. В то же время переключаться полностью на эти новые виды нет необходимости, так как есть еще много недоработок и так называемых «подводных камней».

Наилучшим выходом, на наш взгляд, является внедрение элементов дистанционного обучения в традиционное обучение, что будет способствовать улучшению качества обучения и росту спроса на образовательные услуги.

Список литературы:

[1] Аксёнова Г.Н., Кочергина И.А. Особенности дистанционного обучения в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. - №67-4. - 2020. - с.12-14.

[2] Каримулаева Э.М., Курбанова А.М. Сущность и особенности дистанционного обучения в современной образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. - №6(85). - 2020. - с.79-81.

[3] Пяо Мэйшань Особенности дистанционного обучения по сравнению с традиционным обучением (на примере опыта России и Китая) // Проблемы современного педагогического образования. -№68-4. - 2020. - с.120-124.

[4] Хасуев А.Э. Особенности дистанционного обучения взрослых людей // Мир науки, культуры, образования. - №6(79). - 2019. - С.177-178.

[5] Машекуашева М.Х. Интерактивные средства обучения: профессиональная подготовка сотрудников ОВД. Заметки ученого. 2021. № 7-2. С. 106-109.

Spisok literatury:

[1] Aksyonova G.N., Kochergina I.A. Osobennosti distancionnogo obucheniya v obrazovatel'nom processe // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - №67-4. - 2020. - s.12-14.

[2] Karimulaeva E.M., Kurbanova A.M. Sushchnost' i osobennosti distancionnogo obucheniya v sovre-mennoj obrazovatel'noj srede//Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - №6(85). - 2020. - s.79-81.

[3] Pyao Mejshan' Osobennosti distancionnogo obucheniya po sravneniyu s tradicionnym obucheniem (na primere opyta Rossii i Kitaya) // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - №68-4. -2020. - s.120-124.

[4] Hasuev A.E. Osobennosti distancionnogo obucheniya vzroslyh lyudej // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - №6(79). - 2019. - S.177-178.

[5] Mashekuasheva M.H. Interaktivnye sredstva obucheniya: professional'naya podgotovka sotrudnikov OVD. Zametki uchenogo. 2021. № 7-2. S. 106-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.