Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дистанционное обучение / дистанционное образование / высшая школа / онлайн-обучение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х.

В настоящее время технология дистанционного обучения в рамках составной части открытого образования рассматривается как один из путей дальнейшего перспективного развития. Однако результативность в этой сфере обучения говорит о том, насколько стремительно развивается этот процесс, причины столь динамичного развития кроются в острой необходимости достижения качественных результатов в социальном, культурном, демографическом и экономическом развитии общества. Развитие науки позволило частично перейти на систему дистанционного образования. Уже нет необходимости в доказательстве эффективности этой системы, кроме того, дистанционной обучение является первым шагом к открытому образованию. Благодаря тотальному распространению сети интернет, возможность дистанционного обучения есть практически у каждого, образование стало экстерриториальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

П ПРАВОЗАЩИТНАЯ ОЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) КраснодарскогоуниверситетаМВДРоссии, e-mail: mashekuasheva@mail.ru

КОЧЕСОКОВА Залина Хазраталиевна,

доцент кафедры СД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, e-mail: mail@law-books.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В настоящее время технология дистанционного обучения в рамках составной части открытого образования рассматривается как один из путей дальнейшего перспективного развития. Однако результативность в этой сфере обучения говорит о том, насколько стремительно развивается этот процесс, причины столь динамичного развития кроются в острой необходимости достижения качественных результатов в социальном, культурном, демографическом и экономическом развитии общества.Развитие науки позволило частично перейти на систему дистанционного образования. Уже нет необходимости в доказательстве эффективности этой системы, кроме того, дистанционной обучение является первым шагом к открытому образованию. Благодаря тотальному распространению сети интернет, возможность дистанционного обучения есть практически у каждого, образование стало экстерриториальным.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, высшая школа, он-лайн-обучение.

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,

candidate of psychological sciences, associate professor of the Department of state State Pedagogical Institute of the North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

KOCHESOKOVA Zalina Khazratalievna,

associate professor of the SD department of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University

of the Ministry of Internal Affairs

DISTANCE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION: CHALLENGES AND PROSPECTS

Annotation. At present, distance learning technology as part of open education is considered as one of the ways for further promising development. However, the effectiveness in this area of education indicates how rapidly this process is developing, the reasons for such a dynamic development lie in the urgent need to achieve high-quality results in the social, cultural, demographic and economic development of society. The development of science has made it possible to partially switch to a system of distance education. It is no longer necessary to prove the effectiveness of this system, in addition, distance learning is the first step towards open education. Thanks to the total spread of the Internet, almost everyone has the possibility of distance learning, education has become extraterritorial.

Key words: distance learning, distance education, higher education, online learning.

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-6-11-13 NIION: 2021-0079-6/22-051 MOSURED: 77/27-025-2022-06-051

В последнее десятилетие дистанционное образованиев высшей школе как высокотехнологичное средство превратилось в горячую тему для дискуссий. Исследование технологий дистанционного образования в высшей школе также стало лидером в научной сфере образовательных технологий в Китае, в России и в странах европейского континента. Это одна из горячих тем не только в области стратегии образования, но и в тактике по изучению отдельных учеб-ныхпредметов.

Дистанционное образование-это гораздо больше, чем просто онлайн-встреча или конференция. Это революция в истории высшего образования, которая также нацелена обновить традиционную концепцию вузовского обучения [3].

Понятие дистанционного образования в нашей стране закреплено законодательно в Законе об образовании и ведомственных нормативных документах. Стоит отметить тот факт, что это было сделано еще до того, как весь мир накрыла волна пандемии. Дистанционное обучение представляет собой такую систему, в рамках которой большая часть учебных процессов реализована удаленно, за счет применение передовых информационных и телекоммуникационных технологий, несмотря на территориальную разобщенность преподавателя и обучаемого. В нашей стране уже несколько десятилетий активно используется такая система образования, речь про заочную и очно-заочную форму обучения. Нередко дистанционное обучение - единственный способ развития компетенции, речь о работающих полный день гражданах, оно отвечает всем научным, культурным и образовательным требованиям и рекомендациям ООН, а также отвечает запросам самих обучающихся.

Заочная форма обучения предполагает очные встречи студента и преподавателя на установочных семинарах и лекциях.Процесс получения дистанционного образования реализуется посредством дистанционного обучения. Благодаря информационным технологиям есть возможность реализации всего комплекса подготовки будущего специалиста, начиная от подачи заявления в ВУЗ, заканчивая защитой выпускной квалификационной работы. Развитие технологий позволяет не учитывать территориальную удаленность студента от ВУЗа, а сам диплом выпускник может получить по почте.

Процесс обучения с применением дистанционных технологии строится следующим образом: абитуриент должен проанализировать учебный план - это нужно для выбора специальности; на следующем этапе абитуриенту необходимо пройти регистрацию на сервере выбранного ВУЗа; затем собирается пакет требуемых для

зачисления документов, отправить его можно по почте; после получения документов ВУЗ предоставляет новоиспеченному студенту учебные пособия, курсы в видео- и аудио- формате на носителе и прочите материалы, которые студент будет изучать самостоятельно; студенту предоставляется доступ к сетевому ресурсу и телевизионным кабельным каналам (если это предусмотрено).

Это, конечно, другая организационная модель формирования компетенций, имеющая ряд преимуществ и недостатков. К преимуществам можно отнести: возможность удаленного общения с преподавателем, участниками образовательного процесса; дополнительная возможность коммуникации в рамках самостоятельной работы студентов; возможность участия в дистанционном формате в олимпиадах, научных конференциях, различных конкурсах и др. В тоже время, присутствует ряд недостатков: сложности в отношении контроля компетенций студентов (качество усвоения учебного материала), мотивация некоторых студентов на обучение (потеря концентрации внимания вследствие длительного пребывания перед компьютером), технические проблемы (неустойчивое интернет-соединение, «слабые» устройства (компьютеры, мобильные устройства, не позволяющие в силу несоответствия технических требований запускать необходимое программное обеспечение) и др.

Особое внимание в рамках дистанционного формата обучения отводится личностным качествам студента, его мотивации на обучение. В силу того, что электронное и дистанционное обучение (даже если реализуется в групповой форме) осуществляется с индивидуального рабочего места, контроль над деятельностью студентов сильно усложняется. Эффективность и качество образовательного процесса при такой организации может сильно пострадать. Многое начинает зависеть от самого студента, он начинает выступать в роли субъекта образовательного процесса, а преподаватель занимает позицию тьютера, наставника[1].

Также дистанционное образование дает возможность обучения одновременно в разных вузах. Это реально, благодаря форме двойного диплома сделать это можно в магистратуре (чаще всего совмещают обучение в отечественном и иностранном ВУЗе). Принято считать, что процесс обучения в разных ВУЗах по одному профилю бакалавриата нецелесообразен [4]. Благодаря совершенствующимся технологиям дистанционного обучения можно составлять программу курсов, учитывая индивидуальные потребности рынка труда и самих учащихся. Это обуславливает личную заинтересованность в том, чтобы в

процессе образования воспринимать учебные программы разного уровня на качественно новом уровне.

Благодаря передовым технологиям можно ощутимо улучшить восприятия информации студентами, что станет причиной повышения качества образования при помощи наглядных учебных материалов, содержащих: яркие иллюстрации; анимации; ссылки на электронные источники; аудиоряд; фрагменты видео; возможности моделирования механизм, процессов и схем, что заложено в современном ПО; использование различных модулей тестирования для максимально объективной оценки умений, знаний и навыков, которыми овладели студенты.

Сегодня без этого дистанционное образование становится недосягаемым, это обязательно для всех ВУЗов и изучаемых дисциплин, ровно, как и требование к преподавательскому составу уметь пользоваться современными техническими средствами и интернетом [2].

Процесс улучшения качества обучения возможен только с применением передовых новшеств системы образования. Например: процесс составления электронных курсов по дисциплинам невозможен без непосредственного участия экспертов, педагогов, программистов, художников и технических специалистов. Такой подход дает возможность выделить самую важную информацию, и придать ей максимально удобную форму для восприятия, дополнить схемами,

иллюстрированными изображениями, ссылками. Несмотря на огромное количество преимуществ дистанционной системы образования, культура обучения в нашей стране очень низка. Это не обуславливается обучением в формате онлайн, но для того, чтобы исправить текущее положение дел, нужно мотивировать студентов учиться, выработать у них навыки к самообразованию, дисциплинировать их, донести важность усвоения учебного материала не для устранения списывания, а для подготовки высококвалифицированных специалистов. При массовом переходе на дистанционное образование важность роли ВУЗов в процессе подготовки кадров, ощутимо снижается. Кроме того, ответственность за полученные и усвоенные знания переносится на самого студента. Вероятно, навыки коммуникационные навыки студентов снизятся, что скажется на умении работать в группе, на физическом и психическом здоровье.

На основании вышеизложенногоможно утверждать, что развитие дистанционных образовательных технологий в России соответствует мировым тенденциям и в достаточной степени обеспечено методическими, информационно-техническими и научными разработками и предложениями. Дистанционный формат будет развиваться, так как он способствует повышению рейтинга университетов на международном и национальном рынках образовательных услуг.

Список литературы:

[1] Григорьев Е.Н., Валеев А.С., Махмутов Ю.М. Электронное и дистанционное образование в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования.-№71-1,-2021,-с. 108-112.

[2] Журавлева О.И. Перспективы развития дистанционных технологий открытого образования в современной высшей школе // Проблемы современного педагогического образования, - №63-1, - 2019, - с. 115-118.

[3] МаИмин, Ткалич С.К. Педагогическая ассиметрия дистанционного образования в учреждениях высшей школы//StudNet,-вып. 4, №7,-2021,-с. 1425-1434.

[4] Цыгалов Ю.М. Эффекты и риски дистанционного образования в школе // Управленческое консультирование, - №10 (142), - 2020, - с. 61-73.

Spisok literatury:

[1] Grigor'ev E.N., Valeev A.S., Mahmutov Yu.M. Elektronnoe i distancionnoe obrazovanie v vysshej shkole // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - № 71-1, - 2021, - s. 108-112.

[2] Zhuravleva O.I. Perspektivy razvitiya distancionnyh tekhnologij otkrytogo obrazovaniya v sovremen-noj vysshej shkole // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, - № 63-1, - 2019, - s. 115118.

[3] Ma Imin, Tkalich S.K. Pedagogicheskaya assimetriya distancionnogo obrazovaniya v uchrezhdeniyah vysshej shkoly // StudNet, - vyp. 4, № 7, - 2021, - s. 1425-1434.

[4] Cygalov Yu.M. Effekty i riski distancionnogo obrazovaniya v shkole // Upravlencheskoe konsul'ti-rovanie, -№ 10 (142), - 2020, - s. 61-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.