Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТУДЕНЧЕСКИХ ТАДЖИКСКИХ ГРУППАХ'

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТУДЕНЧЕСКИХ ТАДЖИКСКИХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЦЕЛЬ / ОБУЧЕНИЯ / ЗАДАНИЕ / ФОРМА / МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / РЕЧЬ / ЯЗЫК / ОПЫТ / АКТИВНЫЙ ИНТЕРЕС / УСЛОВИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова А.Г., Сулейманова Е.И.

В статье рассматриваются инновационные технологии, которые используются в данный момент при обучении русскому языку студентов-таджиков. С этой целью применяются электронные доски и словари, проекторы, лингофонные кабинеты. Современный педагог должен быть уметь использовать на занятиях разнообразные инновационные технологии, чтобы студенты получали не только знания. но и методический опыт по их использованию в свой будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманова А.Г., Сулейманова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF THE 21ST CENTURY IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

This article considers the conditions for organizing and conducting modern classes by using informational technology. The innovative approach to learning allows to organize the learning process in such a way that student gets joy from the benefits. Receiving the knowledge helps students to develop new forms of lessons in Russian language and literature.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТУДЕНЧЕСКИХ ТАДЖИКСКИХ ГРУППАХ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТУДЕНЧЕСКИХ

ТАДЖИКСКИХ ГРУППАХ

Сулейманова А.Г., Сулейманова Е.И.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

В настоящее время к современным техническим средствам обучения добавились разнообразные компьютерные программы, которые успешно выполняют функцию дополнительного и вспомогательного материала по развитию русской речи и грамматики на практических и лабораторных занятиях. Таджикские педагоги считают, что студенты 21 века получили широкие возможности для ежедневного пополнения своих научно-практических знаний и умений через общение не только по мобильной связи, но и с помощью сети Интернет- энциклопедии, электронные библиотеки и другие справочные ресурсы. Здесь они имеют возможность найти товарищей по интересам и увлечениям, быть в курсе самых последних событий в мире и всё это происходит с помощью русскоязычной информации. Безусловно, что и педагогам и студенческой молодёжи, необходимы современные приёмы работы с современными достижениями техники. Старшее поколение не всегда довольно информацией получаемой таким путём так как считает её не вполне достоверной и не соответствующей местному менталитету. Существующие образовательные порталы содержат разнообразную противоречивую информацию. Например, студент может в своём реферате дать ссылку на непроверенные научные зарубежные источники или на отечественных псевдоучёных.

Однако, современное обучение, по общему мнению, всё - таки не может обойтись без инновационных и коммуникативных технологий. И одним из доводов в пользу использования непроверенной информации является развитие критического мышления и не стандартного творческого подхода у студентов к изучаемой проблеме лекции. « Использование информационных технологий и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося» [2, с. 113]. В Республике Таджикистан, русскоязычная информация воспринимается многими гражданами как самая востребованная для развития научных знаний и для прогрессивных изменений в различных отраслях страны.

В процессе бесед со студентами мы выяснили, что им желательно как можно быстрее научиться свободно говорить на русском языке и для этого пытаются приобрести русскоязычных собеседников на различных сайтах, с помощью браузера. Следовательно, педагогу надо иметь в виду, что для обучения по практическому применению русского языка ему самому необходимы такие базовые компетенции, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Совместное пользование электронной библиотекой университета, сетью Интернет расширяет границы индивидуально-творческого, эмоционального, личностного, деятельного подхода педагога к студентам. Это значит, что педагог учит молодёжь самостоятельно получать, находить и отбирать необходимую информацию, как бы просеивая её, через своё мировоззрение.

В педагогическом университете им. Садриддина Айни созданы все условия для организации и проведения современных занятий с помощью электронной доски, проектора, лингофонных кабинетов, которые могут использовать преподаватели и студенты в качестве презентаций своих лекций, докладов, просмотра учебных видеороликов. Также имеются электронные журналы успеваемости, по которым студенты всегда могут узнать оценку качества своих знаний и проследить по недельным баллам динамику развития профессиональной подготовки.

Согласно последним реформам в системе образования, в высших учебных заведениях Республики Таджикистан произошли существенные изменения и это побуждает преподавателей организовывать свои занятия с креативным интересом, проявлять когнитивные способности по использованию современных дидактических технологий. Как отмечает в своей статье заведующая кафедрой русского языка факультета русской филологии Душанбинского Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни Н. Мирганова: «Проблема языковой личности тесно связана с его речевой деятельностью, в процессе которой человек старается творчески применять интонационные и другие речевые средства для того чтобы быть понятым в различных жизненных ситуациях» [4, с.17]. Наблюдения показывают, что именно интерес к педагогическому стилю преподавателя и его форме речевого высказывания при передачи знаний по учебному предмету, являются основным мотивом деятельности студента , его обучения, развития. В связи с этим, хотелось бы добавить что живое слово педагога никогда не заменят

кампьютерные игры, упражнения или задания с механическими, равнодушным оцениванием всех стараний студентов.

Безусловно, современные практические занятия по русскому языку нельзя себе представить без кампьютерных тренировочных программ, что делает занятия более доступными и интересными каждому студенту. Однако, их использование возможно как дополнительного наглядное средство по обучению русскому языку. Из своего небольшого опыта хочу отметить, что на таких занятиях студенты чувствуют себя более комфортно, потому что им становится более доступным изучение русского языка. И тогда они проявляют более активный интерес и желание к изучению данного учебного предмета.

Наш опрос «Почему Вы выбрали факультет русской филологии?» показал, что из 230 первокурсников (факультета русской филологии очного и заочного обучения) свою мотивацию объясняют следующими причинами:

а) 30 %знакомится не только с русской, но и мировой культурой;

б) 36% изучать прогрессивные научные достижения, которые имеются в большом количестве в русскоязычном интернете;

в) 22% двуязычные граждане имеют больше шансов найти работу;

г) 12% знать этот язык для своей жизни;

Итак, самый высокий процент студентов указали на большее количество русскоязычной информации в интернете через которую они находятся в курсе мировых новостей, могут найти развлечения, познакомиться с научными достижениями, окунуться в иноязычную среду. Например, на практических занятиях по развитию речи студенты подготовили десять презентаций по теме «Традиции и обычаи мира» ( романо - германский факультет), которые проходили в форме слайд шоу. А также приготовили информационные сообщения мультимедийного характера в виде короткометражных фильмов о традициях Памира, Индии, Франции и т.д. с музыкальным сопровождением. Занятие прошло с большим интересом и вниманием. Студенты очень эмоционально реагировали и, даже плохо говорящие на русском языке, принимали участие в дискуссия по поводу увиденного и услышанного. Или ещё пример по теме «Музыка». Студенты, после просмотра биографии и прослушивания произведения маэстро Бетховена, дали его портретное описали . Затем устно прокоментировали свои чувства, которые вызвала у них музыка классического немецкого композитора.

Сотрудничество педагога с инновационными технологиями способствует созданию разнообразных методических приёмов и путей, где педагог выступает не только в качестве транслятора знаний, но и умелого режиссёра по управлению и организации самостоятельного обучения студентами. Например, по теме по теме «Фразеологизмы и их значение» были показаны на экране 10 шуточных картинок, а студенты определяли фразеологизмы. Так на картинке показана девочка, держащая быка за рога, студенты должны были дать фразеологизм-«Брать быка за рога». Естественно, что будущие педагоги на таких занятиях не только пополнят знания по русскому языку, но и приобретут методический опыт по применению инновационных технологий в школах и в других типах учебно-воспитательных учреждений. В основе современного образования лежит активность студента, а преподаватель создаёт ему дидактические условия для познавательной деятельности. Как показывает опыт, учитель должен меньше говорить и больше слушать студента.

Считаем важным отметить о необходимости дидактического усовершенствования кабинетной системы, где к сожалению техническая оснащенность не всегда функционирует исправно из-за большого потока студентов желающих здесь поработать. Поэтому сами педагоги должны быть технически грамотными чтобы настраивать и работать с аппаратурой, а также уметь ориентироваться в сети интернет, чтобы подбирать познавательные задания и вопросы для самостоятельных работ, давать рекомендации студентам по дальнейшему улучшению или исправлению своих работ. Например, после просмотра слайдов студенты получают задание -придумать название, или прокомментировать или передать содержание изображения от лица героя, или составить вопросы к слайдам.

Итак, студенты проходят тренинг по умению задавать вопросы, выражать своё сомнение или удивление. Можно с помощью электронных словарей провести деловые игры по различным темам. Очень познавательно проходят отгадывание кроссвордов, ребусов. Тем самым студентам предоставляется творческая возможность выбирать типы своих самостоятельных выступлений перед аудиторией

Модные инновационные технологии становятся одним из внутренних мотивов к успешному изучению русского языка так как для этого предоставлен широкий спектр информации. А также полученные знания и умения активизируют будущих учителей применять компьютерные

технологии на своих уроках по русскому языку и самим создавать свои презентации, рекламы и другие креативные подходы к разработке новых инновационных технологий на своих уроках русского языка и литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы: Из опыта работы Ольги Васильевны Козловой, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №16 г. Биробиджана. - Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.

2. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в лингвистике. Учебное пособие. Российско-славянский университет. Душанбе, 2014.-с.113.

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. -№ 5.

4. Мирганова Н. Взгляды отечественных и зарубежных лингвистов на содержание и понимание языковой личности. Актуальные проблемы современной филологии.(Сборник статей.)-Душанбе,-2020.

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТУДЕНЧЕСКИХ

ТАДЖИКСКИХ ГРУППАХ

В статье рассматриваются инновационные технологии, которые используются в данный момент при обучении русскому языку студентов-таджиков. С этой целью применяются электронные доски и словари, проекторы, лингофонные кабинеты. Современный педагог должен быть уметь использовать на занятиях разнообразные инновационные технологии, чтобы студенты получали не только знания. но и методический опыт по их использованию в свой будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: практические занятия, цель, обучения, задание, форма, мотивация, мотив, организация, использование, речь, язык, опыт, активный интерес, условия, самостоятельность, деятельность

USING OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF THE 21ST CENTURY IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

This article considers the conditions for organizing and conducting modern classes by using informational technology. The innovative approach to learning allows to organize the learning process in such a way that student gets joy from the benefits. Receiving the knowledge helps students to develop new forms of lessons in Russian language and literature.

Kaywords: practical lessons, purpose of training, exercise, form, motivation, motive, organization, use using, speech, language, experience), (active interest), condition, independence, activity.

Сведение об авторах:

Сулейманова А.Г. — доцент кафедры психологии Тадикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни.

Сулейманова Е.И. - ассистент общеуниверситетской кафедры русского языка Тадикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни

About the autors:

Suleimanova A.G. - Associate Professor of the Department of Psychology, Tadik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini.

Suleimanova E.I. - Assistant at the University-wide Department of the Russian Language of the Tadik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ И ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ

ЯЗЫКОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Куджов Р. М.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Современному обществу необходимы специалисты, хорошо владеющие культурой речи, с высоким уровнем профессиональной и коммуникативной компетенциями. Рыночные отношения требуют от специалиста новых качеств, таких, как инициативность, предприимчивость, профессиональная мобильность, умение адаптироваться в изменяющихся условиях, умение грамотно, правильно выразить свою мысль и обладать культурой речевого общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.