Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаббатов Хушнуд Курбонович, Дустов Джамшед Махмадкаримович, Холов Дустмурод Аширович

В данной статье авторы исследуют вопросы истории развития политехнического образования в Республике Таджикистан. Автор статье на основе обширного материала показывает истории развития политехнического образования в Республике Таджикистан. Надо отметить, что Принцип политехнического образования в значительной мере определяет содержание образования, выбор методов обучения и практической подготовки в профессиональных учебных заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Политехническое образование позволяет обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень их профессионализма и общей культуры, развитие их способности быстро ориентироваться в современной технике и технологии производства. Принцип политехнического образования является одним из основных принципов построения учебно-воспитательной работы школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаббатов Хушнуд Курбонович, Дустов Джамшед Махмадкаримович, Холов Дустмурод Аширович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF POLYTECHNIC EDUCATION IS IN REPUBLIC OF TADJIKISTAN

In this article an author investigates the questions of history of development of polytechnic education in Republic of Tadjikistan. Author on the basis of vast material shows histories of development of polytechnic education the article in Republic of Tadjikistan. It is necessary to mark that Principle of polytechnic education to a great extent determines maintenance of education, choice of methods of educating and practical preparation in professional educational establishments of all stages, including higher school. Polytechnic education allows to provide the breadth of range of interests of future specialists, high level of their professionalism and general culture, developing their flair to be quickly oriented in a modern technique and technology of production. Principle of polytechnic education is one of basic principles of construction of building the educational work of school.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

skills of the general sides, and gives the teacher an opportunity and favorable conditions for the pain of effective presentation of educational material.

This article discusses the tasks of using information and communication technologies in the classroom, and the effective features of using (ICT) in the educationalprocess.

Key words: technology, consciousness, preparation, quality, efficiency, information, duration, innovation, relevance, search, worldview, formation.

Сведения об авторе:

Абдурахцмова Дилафруз Абдукамоловна - ассистент кафедры педагогики, психологии Таджикского государственного института языков имени Сотима Улугзода Адрес: 734019, Республика Таджикистан, г. Душанбе, улица Восифи, 27 тел.: (+992) 934020818; E-mail: zu.2708jw@mail.ru.

About the author:

Abdurakmova Dilafruz Abdukamolovna - asisstent of the Department of Pedagogy and Psychology of the Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulughzoda Address: 734019, Republic of Tajikistan, Dushanbe, 27 Vosifistr., Phone: (+992) 934020818; E-mail: dds_8384@mail.ru.

УДК: 338.43(576.4)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Мухаббатов Х.К., Дустов Дж.М.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Холов Д.А

Бохтарский государственный университет им. Н.Хусрава

В профессиональной подготовке ученики и студенты должны знать развитие политехнически умений различных методик политехнического образования в ходе обучения в общеобразовательной школе . К этим работам можно отнести расчетной, вычислительной, графической, измерительной, контрольной формы поиска и сборочной, монтажной, наладочной регулировочной, организационной и связанные с формой методики управления машинами и механикой различного техники.

Н.П.Ахмедов писал: «Содержание политехнических знаний представляет собой систему научных понятий, фактов, законов, которые отражают единые и общие основы современных техник, современного производства и принципы управления ими. Политехнические знания как система в обозначенном смысле состоят из совокупности элементов - понятий, законов естественных, технических, математических, общественных наук» [1, с.41].

Особенности развития истории совершенствования и организация политехнической формы развития имеет связь с развитиями истории и методики, которые развиваются на основе различных метод, которые связаны с такими занятиями, как физика, математика, химия и другими предметами общеобразовательной школы. О роле труда в совершенствовании жизни ученика говорили еще в XVII веке великий экономист из Англии Джеймс Билерс, который показал в своих произведениях, что во время обучения в школе и высшем учебном заведении должны соблюдать обучения с производством и умственным развитием маленького ребёнок, и организовать различные игра с маленьким детьми при помощи трудового обучения.

Великие ученые педагогами Константин Ушинский, Робен Оуэн и другие ученые в своих педагогических работах исследовали, что во время занятия и уроках можно принимать положительные результаты в воспитательной работе.

Следует сказать, что в двадцатом веке великие педагогические ученые Георги Кершентейнер, Д. Дюи, П.П. Бланский, С.Т. Шоцкая и др. исследовали и показали на педагогической практике маленькие воспитательной возможности трудового, разного трудового и педагогической формы.

Основоположник развития педагогической трудовой обучения в России является известный педагог Юрий Константинович Алексеев, который выступил в своих произведениях за трудовое обучение в общеобразовательных школах. Он писал, что он «удовлетворяет в детях стремление к деятельности и творчеству, развивает волю, внешние чувства, упражняет руки и физические силы, учит любить и уважать всякое практическое дело»; школа же, «как и при преподавании всех прочих предметов, с занятиями ручным трудом соединяет чисто воспитательные, педагогические цели» [2, с.41].

Следует сказать, что анализ исторического опыта показывает, что обучения парней и девочек предмету "трудовое обучение" доказывает, что эта проблема была актуальной в педагогике на всех этапах становления и развития в общеобразовательной средней школ.

В настоящее время в учебном плане сохраняется разделение учебные предметы на обязательных и необязательных предметов. К обязательных предметах относился такие предметы, как русский язык,

арифметика, география, история, физика с добавлением сведений, которые относятся к домашнему хозяйству и гигиене, чистописание, рукоделие, гимнастика. То, что среди перечисленных предметов находилось рукоделие, говорит о существенной роли этого вида деятельности для развития девочек и получения полноценного образования. Количество часов, отводимых на рукоделие, превышало количество часов по чистописанию, которые относится к обязательным предметам.

Политехническое образование и наряду с другими видами обучение составляют самостоятельную область педагогики-паремиологию занимающуюся разработкой проблем афористических жанров-техническое образование.

Великий педагогический ученый Г.Л.Пермяков пытался разработать теоретические вопросы паремиологии и паремиографии, изучая развитие политехнического образования в трех аспектах -лингвистическом, логика - семиотическом и предметно-образном. Он исходил из того положения, что политехническое образование при своей видимой простоте представляют собой весьма непростые образования. С одной стороны, это явления педагогики, сходные с обычной психологии; с другой - какие -то логические единицы (суждения или умозаключения), и с третьей-художественные миниатюры.

Тройственная природа политехнического образования требует и тряского к ним подхода-как к явлениям педагогики, явлениям мысли и явлениям психологии, тем более что указанные три плана пословных изречений в значительной степени автономны.

Политехническое образование являются предметом исследования многих ученых, например, исторические пути развития и основные типы русской педагогике до 30-х годов нашего столетия изложены в работе МШахновича.

Исследования политехнического образования таджиков одного из древнейших народов Востока является продолжением педагогической мысли таджикского народа и представляются научный интерес не только для разработки вопросов таджикской педагогике, но имеют значение и для освещения общетеоретических проблем паре миологии в целом.

В последние годы таджикские ученые завершили большой (пятитомный) «Свод политехнического образования таджикского народа». Материалы этого труда собраны в последние годы на территории Средней Азии и отражают современное состояние политехнического образования таджикского народа.

В этом фонде содержится около 200 000 страниц и насчитывается более 150 000 единиц педагогических записей - образцов всех жанров. При этом каждая пятая его запись представляет собой, что свидетельствует о той большой роли, которую играют в духовной жизни таджиков. Работой таджикских ученых в последние годы заинтересовались ученые из других республик, а также педагогике Москвы, Ленинграда, Украины и зарубежные коллеги из Венгрии, Чехословакии, ГДР, Польши, и других стран мир.

В книге «Таджикские педагогические мысли в аналогии с русскими» автором проделана огромная работа по сбору и систематизации педагогических мысли двух языков.

Состояние современное политехническое образование освещено в специальной монографической работе, посвященной поэтике таджикских народных педагогических мысли педагогике.

Сравнение русских и таджикских политехнического образования имеет большое практическое и дидактическое значение. Практическое значение его заключается в том, что политехнического образования представляют большую трудность в изучении неродного языка и процессе технического метода работы с одного языка на другой, а выявление эквивалентных отношений между политехнического образования и неродного языков помогает преодолеть эту трудность.

В самом деле, педагогический словарь политехнического образования должен давать не только «перевод» технического образования, но и объяснять их значение и употребление. Помимо раскрытия значения требуются еще правильная формально - структурная запись, толкование, комментарий, страноведческие данные.

Дмитриев П.И. писал: Создание политехнического словаря технического образования не только дает возможность глубже понять изучаемый педагогики, но и помогает избежать педагогической одноцветности при переводах на другой язык и т. п» [5, с.88].

Создание и совершенствование педагогических и учебных словарей привлекает всевозрастающее внимание отечественных и зарубежных специалистов. Они являются важнейшим средством овладения русским языком нерусскими учащимися.

Борисова И.Н писала «Новым проектом политехнического образования и образовательного стандарта для общеобразовательной школы (2000г.) предусмотрено изучение предмета "Трудовое обучение" (девочек) в образовательной области "Технология" с 5 по 9 классы (2 часа в неделю). Новым вариантом не предусмотрено обязательное изучение образовательной области "Технология" на старшей ступени общеобразовательной школы» [3, с.41].

Григорьев М.Ю. отметил: «Существенно новых исследований и преобразований практики трудового обучения и воспитания (в том числе и девочек) не проводилось. В учебный план общеобразовательных

школ был включён самостоятельный предмет "Трудовое обучение" с нагрузкой в 2 часа в неделю» [4, с.88].

Таким образом, при изучения политехнического образования надо обратить особое внимание на технического знания учащихся средней общеобразовательной школы в Республике Таджикистан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмедов Н.П Характеристика политехнического образования в Республике Таджикистан. - М.: Наука, 2004. - 126 с.

2. Алексеев Ю.К. Особенности технического образования. - М.: Наука, 2006. - 254 с.

3. Борисова И.Н. Развития технического образования. - М.: Наука, 2012. - 276 с.

4. Григорьев МЮ. История развития и становления политехнического образования. - М.: Наука, 2009. - 276 с.

5. Дмитриев ПИ. Современное понятие политехнического образования. - М.: Наука, 2007. - 243 с

6. Цируль К.Ю. Характер нового образования в современном обществе. - М.: Высшая школа, 2007. - 243 с.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

В данной статье авторы исследуют вопросы истории развития политехнического образования в Республике Таджикистан. Автор статье на основе обширного материала показывает истории развития политехнического образования в Республике Таджикистан. Надо отметить, что Принцип политехнического образования в значительной мере определяет содержание образования, выбор методов обучения и практической подготовки в профессиональных учебных заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Политехническое образование позволяет обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень их профессионализма и общей культуры, развитие их способности быстро ориентироваться в современной технике и технологии производства. Принцип политехнического образования является одним из основных принципов построенияучебно-воспитательнойработы школы.

Ключевые слова: политехническое образование, школа, Республика Таджикистан, история.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF POLYTECHNIC EDUCATION IS IN REPUBLIC OF TADJIKISTAN

In this article an author investigates the questions of history of development of polytechnic education in Republic of Tadjikistan. Author on the basis ofvast material shows histories ofdevelopment of polytechnic education the article in Republic of Tadjikistan. It is necessary to mark that Principle ofpolytechnic education to a great extent determines maintenance of education, choice of methods of educating and practical preparation in professional educational establishments of all stages, including higher school. Polytechnic education allows to provide the breadth ofrange ofinterests of future specialists, high level of their professionalism and general culture, developing their flair to be quickly oriented in a modern technique and technology of production. Principle of polytechnic education is one of basic principles of construction of building the educational work of school.

Keywords: polytechnic education, school, Republic ofTadjikistan, history.

Сведение об авторов

Мухаббатов Хушнуд Курбонович - кандидат технических наук, заведующий кафедрой экспериментальной физики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни. Контакты: тел. (+992) 938353135. Электронная почта1 mhq71@mail.ru

Дустов Джамшед Махмадкаримович - преподаватель кафедры экспериментальной физики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни. Контакты: тел. (+992) 985458428 Электронная почта: Safina881@mail.ru Холов Дустмурод Аширович - преподаватель кафедры технология обработки материалов и МПТТ Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава, Контакты: тел. (+992) 937822244 Электронная почта: dust83@mail.ru

About the author

Muhabbatov Khushnud Kurbonovich - candidate of technical sciences, head of the department of experimental physics of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini. Contacts: tel. (+992) 938353135E-mail: mhq71@mail.ru

Dustov Jamshed Makhmadkarimovich - Lecturer, Department of Experimental Physics, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini. Contacts: tel. (+992) 985458428 E-mail; Safina881@mail.ru

Kholov Dustmurod Ashirovich - lecturer of the Department of Bokhtar state University in the name of NosirKhusraw, Contacts: tel. (+992) 937822244E-mail: dust83@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.