Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / СОЗНАНИЕ / ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / АКТУАЛЬНОСТЬ / ПОИСК / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахимова Дилафрӯз Абдукамоловна

В статье рассматривается вопрос системы подготовки качества обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Автор в статье доказывает, что для преподавание педагогических основ использовании информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе для педагогических вузов необходимо расширенное взаимодействие между учебными программами специальных дисциплин и учебной программой данных курсов. Также отмечается что проблема подготовки человека к освоению информационных и телекоммуникационных технологий очень значимая для всех сфер длительности и приобретает актуальность в современном мире. Так как успешная деятельность современного учителя во много зависит от того, насколько успешно готов к применению информационно-коммуникационных технологий, как необходимому профессионально-личностного становления. В статье использованы научные труды русских и таджикский учёных, которые заложили основу формирование готовности будущего учителя к применению информационных технологий. В статье говорится, что компьютерные информационные технологии дают возможность познать за короткий срок огромный материал, просмотреть учебный материал наглядно, что развивает зрительную память. Даётся быстрый углублённый контроль над знаниями (учащихся) позволяет расширять кругозор учащихся и учителя, повышает интеллектуальные умения общих сторон, а преподавателю даёт возможность и благоприятные условия для боли эффективного представления учебного материала. В данной статье рассматриваются задачи о применении информационно-коммуникативные технологий на занятиях, и эффективные особенности использования (ИКТ) в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE TRAINING QUALITY TRAINING SYSTEM USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article discusses the issue of the system of training quality education using information and communication technologies The author in the article proves that for teaching the pedagogical foundations of the use of information and telecommunication technologies in the educational process for pedagogical universities, an expanded interaction between the curricula of special disciplines and the curriculum of these courses is necessary. It is also noted that the problem of preparing a person for the development of information and telecommunication technologies is very significant for all spheres of duration and is gaining relevance in the modern world. Since the successful activity of a modern teacher largely depends on how successfully he is ready to use information and communication technologies, as a necessary professional and personal development. The article uses the scientific works of Russian and Tajik scientists, who laid the foundation for the formation of the future teacher's readiness to use information technologies. The article says that computer information technologies make it possible to learn a huge amount of material in a short time, to view educational material visually, which develops visual memory. A quick in-depth control over knowledge (of students) is given, it allows to broaden the horizons of students and teachers, increases the intellectual skills of the general sides, and gives the teacher an opportunity and favorable conditions for the pain of effective presentation of educational material. This article discusses the tasks of using information and communication technologies in the classroom, and the effective features of using (ICT) in the educational process.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

concluded that only a complex, systematic and holistic nature of reforms in the field of education, taking into account the accumulated international experience, can lead to tangible achievements in improving the quality of higher education in Tajikistan.

Keywords: quality of education, international education, accreditation, international accreditation, strategy, results of accreditation.

Сведения об авторе:

Рахмонов Шариф Мадиномович - кандидат педагогических наук, заведующий отделом по надзору за качеством образования Негосударственного образовательного учреждения «Медико-социальныйинститут», Тел.: (+992) 933696224

About the author:

Rakhmonov Sharif Madinomovich - candidate ofpedagogical sciences, head of the Departmentfor Supervision of Quality in Education of the Non-governmental Educational Institution "Medical and Social Institute", Tel.: (+992) 933696224

УДК 370:681.3(575.3)

МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Абдурахимова Д.А.

Таджикский государственный институт языков им. С. Улугзода

Глобализация и технический прогресс создали новую мировую экономику, приведённая в действия технологию, питаемой информацией и ведомой знаниями. С появлением новой мировой экономики наметились серьёзные тенденции и цели характерные для образовательных учреждений. И кардинальные изменения в политической, социальной, культурной, экономической и информационной жизни Таджикистана обусловили появление принципиально новой социально-педагогической ситуации, требующей переключения всех звеньев системы образования на новую стратегию, теорию, методологию и технологию осуществления педагогического процесса.

Основным вопросам социально-экономической, политической и культурно-информационной реалии развития Таджикистана, характеризуется существенным повышением социальной и профессиональной мобильности её населения, поискам новых адекватных форм организации образования, способных удовлетворить возрастающие потребности граждан в получении или в совершенствовании ранее полученных знаний и умений, поскольку традиционные концепции и формы обучения в новых условиях становятся все менее эффективными. В данном контексте важнейшей задачей современного образования является рационализация интеллектуальной деятельности за счёт использования новых информационно-коммуникационных технологий и средств, позволяющих радикально повысить эффективность и качество подготовки специалиста.

В этом направлении общеобразовательная система Таджикистана наглядно развилось в годы независимости республики. Для осуществления данного направления были утверждены ряд Концепции и программ национального образования и другие законодательные аспекты [2, 3, 8, 9].

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение массовой педагогической практики показывают, что учащиеся познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Однако пропускная способность их различна. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система «ухо-мозг» может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации). Пропускная же способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Неслучайно около 90% всех сведений об окружающем мире учащиеся получают с помощью зрения, 9% - с помощью слуха и только 1% - с помощью осязания. Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства учащихся более всего развита зрительная.

Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения того, какая же часть полученной информации оседает в сознании учащихся в виде знаний, то и здесь соотношение складывается в пользу зрения. Иными словами, с помощью зрения учащиеся могут получить больше знаний, чем с помощью слуха [14, с. 124-148].

Великий русский физиолог И. П. Павлов открыл так называемый ориентировочный рефлекс, названный рефлексом «Что такое?». Суть его состоит в следующем. Если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно, в целях ориентации, начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Внимание приковывается к предмету, на который он смотрит [10].

Кроме того, психологи доказали, что у взрослого человека, слушающего непрерывную монотонную речь, уже через 20 мин начинает ослабевать внимание из-за однообразия раздражителя, каким в этом случае является голос оратора. Если же речь сопровождается показом каких-то объектов, то в действие наряду со слуховым вступает и зрительный анализатор. Появление перед глазами наглядного образа приковышает внимание слушающих («Что такое?»), и они начинают лучше воспринимать объяснения.

Все это объясняет следующие факты. Человек, только слушая, запоминает 15% речевой информации, только глядя - 25 % видимой информации, а слушая и глядя одновременно - 65% преподносимой ему информации.

Исходя из этих особенностей физиологии высшей нервной деятельности и основанной на них психологии человеческого восприятия, педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения изображения в процессе передачи учебной информации [10].

Поэтому в условиях информатизации общества одним из действенных средств саморазвития будущего специалиста выступает освоение информационно-коммуникационных технологий, которые, комплексно воздействуя на формирующуюся личность, позволяют развивать познавательную активность, ломать стереотипы в мыслительных и практических действиях, осваивать новые способы приёма, хранения и переработки информации.

Коренное отличие информационно-телекоммуникационных технологии от других дисциплин, изучаемых в высшей школе, состоит в том, что предмет её изучения меняется ускоренными темпами. Сегодня количество информационных и телекоммуникационных технологии, в частности компьютеров в мире превышает 900 миллионов единиц, при этом каждая выиислительная система по-своему уникальна. Найти две системы с одинаковыми аппаратными и программными конфигурациями весьма сложно, и потому для эффективной эксплуатации информационно-телекоммуникационной техники от специалистов требуется достаточно широкий уровень знаний и практических навыков.

Вместе с тем, в количественном отношении темп численного роста информационных и телекоммуникационных систем заметно превышает темп подготовки студентов, способных эффективно работать с ними в дальнейшее педагогической деятельности. При этом в среднем один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения и один раз в пять-семь лет меняется база стандартов, интерфейсов и протоколов.

Таким образом, кардинальным отличием информационных и телекоммуникационных технологии от других изучаемых дисциплин является тот факт, что её предметная область изменяется чрезвычайно динамично. Все, кто причастен к преподаванию информационно-телекоммуникационных технологии или педагогических основ использовании информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, а также технические средства обучения (ТСО) в высшей школе, хорошо знают, как часто приходится менять содержание учебных планов, рабочих программ, учебно-методической документации. Далеко не всегда удаётся обеспечить соответствие материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию предметной области.

Анализируя вышеуказанные особенности информационных и телекоммуникационных технологии, приходим к выводу, что для преподавания педагогических основ использовании информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе в сложившихся условиях для педагогических вузов необходимо расширенное взаимодействие между учебными программами специальных дисциплин и учебной программой данных курсов [10]. А также надо заметит то факт, что проблема подготовки человека к освоению информационных и телекоммуникационных технологий, столь значимая для различных сфер жизнедеятельности постиндустриального общества, приобретает особую актуальность в рамках педагогической деятельности современного учителя, который с позиций требовании нормативных актов Республики Таджикистана рассматривается как активный субъект собственного становления и развития.

Подобный подход к характеру и уровню профессионально-личностного становления современного учителя делает проблему его готовности к использованию информационных и телекоммуникационных технологий как неотъемлемой составляющей его педагогической деятельности важнейшим направлением эмпирических поисков и междисциплинарных научно-теоретических изысканий. Эту идею отражает и Закон «Об образовании» где отмечается, что в нашей республике стратегическим ориентиром реформы образования встаёт идея формирования новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой; высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру [2]. Поэтому, во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, которые повсеместно вошли в нашу жизнь. Их применение в учебном процессе как инструмента человеческой деятельности и

принципиально нового средства обучения даёт возможность использовать психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения, что ведёт к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс. Так в «Концепция национальной школы Республики Таджикистан», «Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан» и «Национальная концепция образования Республики Таджикистан» [3, 8, 9] по направлению подготовки в числе базовых компетенций называет следующие:

готовность специалистов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работа с компьютером как средством управления информацией;

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности;

способность применения информационных технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса [7 с.24-29].

Общефилософские аспекты информатизации общества и образования в Республики Таджикистан рассматриваются в работах Давлатова Рамазона, Идиева Хайриддина Усмоновича и ХЩЦАЮВА РУСТАМА, а также на постсоветском пространстве в работах Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, В.С. Жданова и др.

Социально-культурные аспекты информатизации в Республики Таджикистан разрабатывается в трудах отечественных исследователей Муллоджонова М., Тухлиева К., Шодмонова Ш. [7], а также ученными из ближнего зарубежья, как Г.Т.Артамоновым, В.М.Глушковым, Т.М.Клейманом. Различные теории информации представлены в работах специалистов из дальнего зарубежья Р.Хартли, КШеннона, Н.Винера.

Понятие об информационном образе жизни и компьютерной грамотности как составляющие информационной культуры личности исследуются Муллоджоновым М., Тухлиевым К., Шодмоновым Ш. [7], а также Р.Ф. Васильевой, ЕЮ. Заничковским, Александр Левиным.

Условия и средства освоения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе школы и вуза выявляются в трудах таджикских ученных Кодирова Кодира, Мирзоева Абдулазиза, а также зарубежных ученых Е.П. Велиховой, Г.Р. Громовой, А.П. Ершовой. Психолого-педагогические аспекты организации обучения в Интернет-среде исследуются в работах А.Е. Войскунского, Л.П. Гурьевой. Рассмотрению вопросов, связанных с влиянием новых информационно-коммуникационных технологий на мотивацию учебной деятельности, посвящены работы отечественных исследователей Салимова М. К., Караева А.Т., а также ученными из ближнего зарубежья, как Н.Ф. Талызиной, Е.И.Машбица.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и изучение массовой практики можно прийти к выводу о том, что успешная деятельность современного учителя во многом зависит от того, насколько успешно готов он к применению информационно-коммуникационных технологий как необходимому слагаемому профессионально-личностного становления в стенах педагогического вуза.

Методологической основой формирования готовности будущего учителя к применению информационных и телекоммуникационных технологий могут, служит труды таджикских учёных Шарифзода Ф. [13 с.66-89], Кадыров Б., Мирзоев А., а также М.И. Дьяченко, Ф.И. Иващенко, Л.А. Кандыбович зарубежных ученых, в которых раскрываются теоретические основы профессиональной готовности. Проблемам психологической готовности к деятельности посвящены работы Шоев Н.Н. [14 с. 54-61], Шаропов Ш.А., Л.И. Захаровой, К.К. Платонова и других. В работах Лутфуллоев М. [4, 5, 6], Шарифзода Ф. [11, 12], Зубайдов У., Рахимов Х., Ахмедов Т., Ашурова Д. [1. с.154-162], отечественных исследователей, а также на постсоветском пространстве в работах О.В. Госсе, Т.В. Лавриковой, В.В. Серикова, Ю.В. Янотовской рассматриваются аспекты профессиональной готовности учителя к различным составляющим педагогической деятельности.

При всей несомненной значимости данных исследований необходимо отметить, что они по большей части носят теоретико-методологический характер, в то время как современная образовательная практика нуждается в разработке организационно-методических основ использования информационно-коммуникационных технологий как инструмента предстоящей педагогической деятельности будущего учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмедов Т., Ашурова Д Педагогика на вопросах и ответах (на тадж яз.). - Душанбе, 2007. - 195 с.

2. Закон Республики Таджикистан «О высшем профессиональном образовании и профессиональном послевузовском образовании». -Душанбе, 2003.

3. Концепция национальной школы Республики Таджикистан (на тадж языке). - Душанбе, 1994.

4. Лутфуллоев М. Независимость Таджикисганаи современное образование. -Душанбе, 2006.

5. Лутфуллоев ММ. Независимый Таджикистана и вопросы воспитания. - .Душанбе, 2005.

6. Лутфуллоев ММ. Урок (Дарс). - Душанбе, 1995.

7. Муллоджонов ММ., Тухлиев К, Шодмонов Ш Информатика и информационная технология. - Худжанд МНаргис, 2003, - 224с.

8. Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан - Душанбе,2007.

9. Национальная концепция образования Республики Таджикистан - Душанбе: ММатбуот, 2003.

10. Роберт ИВ., Панскова С.В., Кузнецов АА, КравцоваАЮ. Информационные и коммуникационные технологии в образовании Учебно-методическое пособие. - ММ. : Дрофа, 2008. - 312 стр.

11. Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики ККнига 1. - Душанбе: Ирфон, 2009, 459 с.

12. Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики ККнига 2. Душанбе: Ирфон,2010, 328с.

13. Шарифзода Файзулло (Шарифов). Теория и практикаинтегрированного обучения на начальномэтапе средней школы. - Душанбе: ММаориф, 1997. - 194 с.

14. Шоев МН.МН. Психология и педагогика с основами кредитной технологии и активных методов воспитывающего обучение. - Душанбе: Ирфон, 2008.

МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматривается вопрос системы подготовки качества обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Автор в статье доказывает, что для преподавание педагогических основ использовании информационный и телекоммуникационных технологий в учебном процессе для педагогических вузов необходимо расширенное взаимодействие между учебными программами специальных дисциплин и учебной программой данных курсов.

Также отмечается что проблема подготовки человека к освоению информационных и телекоммуникационных технологий очень значимая для всех сфер длительности и приобретает актуальность в современном мире.

Так как успешная деятельность современного учителя во много зависит от того, насколько успешно готов к применению информационно-коммуникационных технологий, как необходимому профессионально-личностного становления.

В статье использованы научные труды русских и таджикский учёных, которые заложили основу формирование готовности будущего учителя к применению информационных технологий.

В статье говорится, что компьютерные информационные технологии дают возможность познать за короткий срок огромный материал, просмотреть учебный материал наглядно, что развивает зрительную память. Даётся быстрый углублённый контроль над знаниями (учащихся) позволяет расширять кругозор учащихся и учителя, повышает интеллектуальные умения общих сторон, а преподавателю даёт возможность и благоприятные условия для боли эффективного представления учебного материала.

В данной статье рассматриваются задачи о применении информационно-коммуникативные технологий на занятиях, и эффективные особенности использования (ИКТ) в образовательном процессе.

Ключевые слова: технология, сознание, подготовка, качество, эффективность, информация, длительность, инновация, актуальность, поиск, мировоззрение, формирование.

MODERNIZATION OF THE TRAINING QUALITY TRAINING SYSTEM USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article discusses the issue of the system of training quality education using information and communication technologies

The author in the article proves that for teaching the pedagogicalfoundations of the use of information and telecommunication technologies in the educational process for pedagogical universities, an expanded interaction between the curricula of special disciplines and the curriculum of these courses is necessary.

It is also noted that the problem of preparing a person for the development of information and telecommunication technologies is very significant for all spheres of duration and is gaining relevance in the modern world.

Since the successful activity of a modern teacher largely depends on how successfully he is ready to use information and communication technologies, as a necessary professional andpersonal development.

The article uses the scientific works of Russian and Tajik scientists, who laid thefoundationfor the formation of thefuture teacher's readiness to use information technologies.

The article says that computer information technologies make it possible to learn a huge amount of material in a short time, to view educational material visually, which develops visual memory. A quick in-depth control over knowledge (of students) is given, it allows to broaden the horizons of students and teachers, increases the intellectual

skills of the general sides, and gives the teacher an opportunity and favorable conditions for the pain of effective presentation of educational material.

This article discusses the tasks of using information and communication technologies in the classroom, and the effective features of using (ICT) in the educationalprocess.

Key words: technology, consciousness, preparation, quality, efficiency, information, duration, innovation, relevance, search, worldview, formation.

Сведения об авторе:

Абдурахцмова Дилафруз Абдукамоловна - ассистент кафедры педагогики, психологии Таджикского государственного института языков имени Сотима Улугзода Адрес: 734019, Республика Таджикистан, г. Душанбе, улица Восифи, 27 тел.: (+992) 934020818; E-mail: zu.2708jw@mail.ru.

About the author:

Abdurakmova Dilafruz Abdukamolovna - asisstent of the Department of Pedagogy and Psychology of the Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulughzoda Address: 734019, Republic of Tajikistan, Dushanbe, 27 Vosifistr., Phone: (+992) 934020818; E-mail: dds_8384@mail.ru.

УДК: 338.43(576.4)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Мухаббатов Х.К., Дустов Дж.М.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Холов Д.А.

Бохтарский государственный университет им. Н.Хусрава

В профессиональной подготовке ученики и студенты должны знать развитие политехнически умений различных методик политехнического образования в ходе обучения в общеобразовательной школе . К этим работам можно отнести расчетной, вычислительной, графической, измерительной, контрольной формы поиска и сборочной, монтажной, наладочной регулировочной, организационной и связанные с формой методики управления машинами и механикой различного техники.

Н.П.Ахмедов писал: «Содержание политехнических знаний представляет собой систему научных понятий, фактов, законов, которые отражают единые и общие основы современных техник, современного производства и принципы управления ими. Политехнические знания как система в обозначенном смысле состоят из совокупности элементов - понятий, законов естественных, технических, математических, общественных наук» [1, с.41].

Особенности развития истории совершенствования и организация политехнической формы развития имеет связь с развитиями истории и методики, которые развиваются на основе различных метод, которые связаны с такими занятиями, как физика, математика, химия и другими предметами общеобразовательной школы. О роле труда в совершенствовании жизни ученика говорили еще в XVII веке великий экономист из Англии Джеймс Билерс, который показал в своих произведениях, что во время обучения в школе и высшем учебном заведении должны соблюдать обучения с производством и умственным развитием маленького ребёнок, и организовать различные игра с маленьким детьми при помощи трудового обучения.

Великие ученые педагогами Константин Ушинский, Робен Оуэн и другие ученые в своих педагогических работах исследовали, что во время занятия и уроках можно принимать положительные результаты в воспитательной работе.

Следует сказать, что в двадцатом веке великие педагогические ученые Георги Кершентейнер, Д. Дюи, П.П. Бланский, С.Т. Шоцкая и др. исследовали и показали на педагогической практике маленькие воспитательной возможности трудового, разного трудового и педагогической формы.

Основоположник развития педагогической трудовой обучения в России является известный педагог Юрий Константинович Алексеев, который выступил в своих произведениях за трудовое обучение в общеобразовательных школах. Он писал, что он «удовлетворяет в детях стремление к деятельности и творчеству, развивает волю, внешние чувства, упражняет руки и физические силы, учит любить и уважать всякое практическое дело»; школа же, «как и при преподавании всех прочих предметов, с занятиями ручным трудом соединяет чисто воспитательные, педагогические цели» [2, с.41].

Следует сказать, что анализ исторического опыта показывает, что обучения парней и девочек предмету "трудовое обучение" доказывает, что эта проблема была актуальной в педагогике на всех этапах становления и развития в общеобразовательной средней школ.

В настоящее время в учебном плане сохраняется разделение учебные предметы на обязательных и необязательных предметов. К обязательных предметах относился такие предметы, как русский язык,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.