Мельников В.П.
д.т.н., профессор МАИ, президент РОО АИПАН
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН БРИКС В ИННОВАЦИОННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Ключевые слова: страны БРИКС, интеграционные процессы, инновационно-технологическое развитие и сотрудничество.
Конструктивное рассмотрение ключевых проблем и перспектив сотрудничества стран БРИКС в областях науки, образования и информационно-технологического развития открывает возможности комплексной интеграции в различных направлениях деятельности каждой из стран этого содружества.
Интеграционное сотрудничество, несмотря на факторы, тормозящие его в указанных выше областях, раскрывает новые возможности интеграционного взаимодействия и будет еще больше благоприятствовать этому, так как интеграция в своей сущности подразумевает открытие новых свойств и получение инновационных результатов от взаимодействия стран БРИКС в следующих направлениях:
- научно обоснованного, скоординированного информационно-технологического развития стран БРИКС на основе применения инновационных технологий;
- повышения потенциала сотрудничества через перспективные механизмы в областях науки, образования и информационно-технологического развития стран на основе формирования единого научно-технологического и образовательного пространства;
- эффективной координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих особую значимость для инновационного и технологического сотрудничества;
- подготовки квалифицированных кадров для реализации программ и проектов инновационного информационно-технологического развития и сотрудничества стран БРИКС;
- в областях формирования экспертного сообщества стран БРИКС по проблемам стратегического управления и инновационного развития.
Для успешного решения задач сотрудничества стран БРИКС в указанных направлениях целесообразно сформировать базовые принципы их взаимодействий. В современных условиях можно выделить девять таких принципов.
1. Системность - структурное построение системы управления интеграцией стран БРИКС.
2. Комплексность - обеспечение функционирования инфраструктуры интеграционного комплекса материальных, финансовых и информационных ресурсов всеми доступными законными средствами, методами и мероприятиями.
3. Модульность - разбиение на самостоятельно функционирующие модули в соответствии со структурным построением функциональных и обеспечивающих подразделений аналитико-координационного центра управления интеграцией.
4. Интегрированность - формирование коммуникативных внутренних и внешних связей между модулями системы с условиями взаимного функционального проникновения друг в друга и созданием новых свойств системы.
5. Декларативность (легитимность) - строгое соответствие системы интеграции в своем функциональном взаимодействии внутренней и внешней среды стран БРИКС нормативным положениям, указаниям, инструкциям, декларациям и т. д.
6. Адаптивность - возможность приспособления системы управления интеграцией к изменениям внешней и внутренней среды на протяжении ее жизненного цикла.
7. Гибкость - возможности быстрой перестройки процессов управления интеграцией в зависимости от воздействия внутренних и внешних факторов.
8. Инновационность - создание, разработка и внедрение новых конструктивно-технологических и управленческих решений, отличных от уже существующих.
9. Безопасность - состояние защищенности граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В России уже имеется опыт планирования и довольно успешной реализации планов развития науки, технологий и техники путем выделения восьми наиболее важных «Приоритетных направлений» и 34-х «Критических технологий», перечни которых утверждены 21.05.2006 г. президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ приведен на рис. 1.
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации
1. Безопасность и противодействие терроризму
2. Живые системы
3. Индустрия наносистем и материалы
4. Информационно-телекоммуникационные системы
5. Перспективные вооружения, военная и специальная техника
6. Рациональное природопользование
7. Транспортные, авиационные и космические системы
8. Энергетика и энергосбережение
Рисунок 1.
Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
Эти направления и критические технологии можно рекомендовать в качестве основы построения ядра информационной БД управления интеграционным сотрудничеством стран БРИКС. Схема построения ядра БД интеграционного сотрудничества стран БРИКС приведена на рис. 2.
т
группировки
Энергетика и ■¿нергог береженые Беч МП! (HeiTii rqi о III- в о действия4^ терроризму Живые системы
э 8 £ и 8 1 2 Приоритетные рлпрпвленты РФ ^ § § 5 н Я -Н ■т- ■=■ о ^ з § Ч 4 м --
Е& 9 о и о 5 4
Р адно наль но е природопользование П емспек тнвные вооружения, военнпя тегпецт е хнпкп ИнфмрМПЦ телекомм системы
Технологий
в приоритетных отраслях экономики
Рисунок 2.
Схема построения ядра информационной БД интеграционного сотрудничества стран БРИКС
Анализ перечня критических технологий и восьми приоритетных направлений развития РФ позволил по признакам взаимосвязей и комплексного решения проблем современного технологического развития на основе информационно-технологического подхода выделить четыре группировки критических технологий РФ, обеспечивающие наиболее важные комплексные направления. Содержание группировок I, II, III, IV технологий приведено на рис. 3, 4, 5 и 6.
! Базовые и критические военные, специальные и промышленные техно-
8. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топ-
Г1 2. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы
| 13. Технологии новых и возобновляемых источников энергии _
Т8 Технологии производства программного обеспечения__
20 Технологии распределенных вычислений и систем__
23. Технологии создания интеллектуальных систем навигации
24. Технологии создания и обработки композиционных и керамических ма-27. Технологии создания и управления новыми видами транспортных снс-
29. Технологии создания новых поколений ракетно- космической, авиаци-
30. Технологии создания электронной компонентной базы
31. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии______
32. Технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей
Рисунок 3.
Группировка базовых военных, специальных и промышленных технологий обороны
Российской Федерации
II. Технологии биоинформационные
и биоинженерии.
2. Биоинформационные технологии_
3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии
4. Биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных_
5. Геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств
6. Клеточные технологии__
9. Технологии биоинженерии_
19. Технологии производства топлив и энергии из органического сырья 11. Технологии создания биосовместимых материалов_
Рисунок 4.
Группировка биоинформационных технологий и биоинженерии
III. Технологии наносистем и материалов
| 7. Нанотехнологии и наноматериалы 11. Технологии механотроники и создания микросистемной техники
25. Технологии создания и обработки кристаллических материалов
26. Технологии создания и обработки полимеров и эластомеров
| 28. Технологии создания мембран и каталитических систем _
Рисунок 5.
Группировка технологий наносистем и материалов
IV. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
14. Технологии обеспечения защиты жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений
56 Технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и
биосферы _
'1 ■ Технологии снижения риска и уменьшения последствий природ^^^^Т
техногенных катастроф_
33. Технологии экологически безопасного ресу^^^^^^ переработки сельскохозяйственного сырья ипщушвпитащ
ства и
34. Технологии экологически безопасной ра^т^да^^е^ бычи полезных ископаемых
до-
Рисунок 6.
Группировка технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
Организации ряда стран, попав в нишу технократического застоя (Россия, страны СНГ и некоторые страны БРИКС), недостаточно эффективно защищают достижения своих государств, особенно в сферах, где эти государства были передовыми в мире. Причин здесь много:
- ошибки политического руководства стран-членов БРИКС;
- недостатки финансового обеспечения;
- отсутствие правовой базы управления обществом;
- ориентация на зарубежные технологии;
- непонимание мощности информационной войны и ее последствий для общества и государства;
- недостатки во взаимосвязях структур управления государством;
- коммерциализация всех видов деятельности и всех слоев населения и их мышления;
- отсутствие единой государственной политики в области научной и промышленной деятельности.
Подобные заключения также были сделаны на заседании Экспертного Совета РФ в РКК «Энергия» им. С.П.
Королева [10].
В рекомендациях Экспертного Совета отмечается, что переход экономики России на рыночные механизмы регулирования, ориентация на развитие сырьевых отраслей экономики, обеспечивающих рост ВВП в основном за счет добычи и экспорта энергоносителей, привел к сокращению темпов роста перерабатывающих отраслей промышленности, что существенным образом отразилось на развитии отечественного машиностроения. Сократились объемы производства станков и оборудования. Утрачены передовые позиции российского машиностроения в авиационной, судостроительной, станкостроительной промышленностях, в производстве машин, приборов и оборудования для отраслей оборонной и гражданской промышленности. В сложном положении оказались отрасли ракетно-космического, энергетического и сельскохозяйственного машиностроения. Сокращение объемов финансирования и заказов привело к практической деградации отраслевой науки. Сократился приток молодых кадров на промышленные предприятия, в том числе на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Износ основных фондов и оборудования отраслей тяжелой промышленности составляет более семидесяти процентов, что превышает критическую отметку. По ряду отраслей отечественного машиностроения, в первую очередь, по ракетно-космическому машиностроению, назрела необходимость создания интегрированной системы управления жизненным циклом изделий и ресурсами предприятий в целях обеспечение сокращения сроков и повышения эффективности разработки, производства и успешного вывода на рынок конкурентоспособных изделий. Для создания этой системы необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия», а также в существующие отраслевые и межотраслевые программы.
Очевидно, что создание интегрированной системы управления жизненным циклом изделий и ресурсами предприятий через целевые программы: «Электронная Россия», «Национальная технологическая база» (2012-2016 гг.), а также с помощью существующих отраслевых и межотраслевых программ не решит ключевых проблем технологического и технократического развития России и стран БРИКС, особенно в авиационно-ракетно-космической отраслях. Здесь нужны еще более крупные как межнациональные, так и национальные программы в различных отраслях деятельности стран БРИКС [5, 6].
Наиболее важная составляющая национальных интересов стран БРИКС в информационно-технологической сфере [2, 3] включает в себя развитие средств производства, его автоматизации во всех отраслях промышленностей социальных сфер, индустрии различного машиностроения, в том числе и прежде всего станкостроения, робототехники, средств транспорта для перемещения грузов, людей, оборудования и т.д. в различных средах: по Земле и под Землей, по воде и под водой, в атмосфере, ближнем и дальнем космосе Земли. В современных условиях только на основе научно-обоснованных прогностических решений опережающего характера можно построить стратегическую систему управления информационно-технологической модернизацией в условиях функционирования интеграции стран БРИКС и решать проблемы информационно-технологического перевооружения промышленности, средств транспор-
та, коммуникаций взаимодействий внутри и вне государства, приумножения достижений науки и техники в сотрудничестве информационно-технологического развития [4, 11].
В методологии обеспечения интеграционных процессов информационно-технологического развития отраслей можно выделить общие методы обеспечения, которые разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
К правовым методам обеспечения информационно-технологического развития относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационно-технологической сфере и нормативных методических документов по вопросам информационно-технологического обеспечения интеграционного взаимодействия стран БРИКС.
К организационно-техническим методам обеспечения информационно-технологического развития можно отнести: создание и улучшение системы обеспечения информационно-технологического развития интеграции стран БРИКС с условиями постоянного совершенствования;
усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти стран БРИКС и РФ, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационно-технологической сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;
разработка, использование и совершенствована ИТ и средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения как в отраслевом применении, так и в государственном масштабе;
создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к технологической информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение ИТ, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования технологических, информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;
сертификация средств ИТ, технологического оснащения различных производств и защиты информации, лицензирование деятельности в области технологического оснащения и функционирования защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
совершенствование системы сертификации, технологических средств и ИТ, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации под требования информационно-технологической модернизации;
контроль за действиями персонала в защищенных технологических системах, подготовка кадров в области обеспечения информационно-технологического развития отраслей;
формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационно-технологической модернизации в регионах, отраслях, в наиболее важных сферах жизни и деятельности.
Экономические методы обеспечения информационно-технологического развития включают в себя: разработку программ обеспечения информационно-технологического развития и определение порядка их финансирования;
совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов информационно-технологической модернизации, создание системы страхования информационных и технологических рисков физических и юридических лиц.
Оценка уровня информационно-технологического развития в каждой отрасли промышленности должна быть основана на достоверном статистическом материале по критериям оценки информационно-технологического состояния с учетом международной методологии оценок. При этом необходимо учесть уже имеющийся базовый задел по реализации информационно-технологической модернизации стран БРИКС, документально утвержденный правительствами и уже реализующийся.
Для комплексного решения проблем интеграционного взаимодействия стран БРИКС целесообразно как на государственных, так и на региональных (отраслевых) уровнях создание единых центров управления информационно-технологической модернизацией с функциями:
1. Централизованного управления информационно-технологическим развитием в науке, технологиях и технике под непосредственным контролем регионального или отраслевого руководства.
2. Самостоятельного сбора и анализа показателей информационно-технологического развития в странах БРИКС.
3. Правовой, финансовой, социальной и технической ответственности за реализацию приоритетных направлений и критических информационно-технологических решений на ближайшее и будущее время.
4. Ответственности и прав за концептуальное и стратегическое планирование и реализацию программ информационно-технологического развития, научно обоснованное прогнозирование развития науки, технологий и техники, как минимум на 10-15 лет.
5. Правового и финансового управления реализацией задач информационно-технологического развития.
6. Разработки предложений и рекомендаций по стратегическим направлениям информационно-технологического развития.
В области управления информационно-технологическим развитием целесообразно использовать новые научно-обоснованные подходы к вопросам управления инновационной деятельностью [8]. Практически адаптивное маркетинговое управление технологическим развитием, а в ближайшие годы «технологической модернизацией», в регионах и отраслях может быть построено с условиями изменяющейся мировой окружающей технологической среды и динамике управления с обратной связью на базе девяти основных принципов управления интеграции системности, модульности, комплексности, интегративности, декларативности, адаптивности, гибкости, инновационности и безопасности. Целесообразно использовать обобщенную функциональную схему адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в жизненном цикле организации (рис. 7), которая может быть скорректирована модернизацией отраслей на основе инновационного подхода.
Рисунок 7.
Обобщенная функциональная схема адаптивного маркетингового управления инновационной
деятельностью в ЖЦ организации
Учитывая, что развитие технологической базы (базового для машиностроения) в виде станкового и кузнечно-прессового оборудования и другого технологического оснащения по состоянию на 2012 г. в России, мягко говоря «желает лучшего» (рис. 8) [2, 9], и принятой в США и западных странах концепции технологического развития любого машиностроения, транспорта, приборостроения и т.д., а также, по вооружению, в направлении максимальной роботизации и безоператорного управления техническими средствами различного назначения целесообразно рассмотреть инновационные предложения по направлениям нетрадиционных технологий, которые разрабатываются либо в замену, либо в дополнение к традиционным, принятым в мире за базовые. Такие технологии имеются практически во всех видах производств и сфер функционирования общества и, в большинстве своем, решают самые трудные технологические задачи. Особенностью этих технологий являются повышенные технико-экономические характеристики и универсальность применения в любой промышленной отрасли и человеческой деятельности.
МАШИНОСТРОЕНИЕ В РОССИИ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА
41» 300 :оо 100 о
Сток месть о т I ¡п жоп п им машиностроительном продукции (йсз продукции ОПК), млрд. ТО. 1.1
46,8
50 -40 ■ 30 20
10 0,83 О -
Россия Германия Япония США России Германия Япония
"Ь -340 —
■ В ■
_ Li ■
-40,9 —
I I ■
CHIA
□ Производство машин и оборудования (2008 Г.)
I Производство станков (2008 г.)
10.0 8.0 6.0 4.0 2.0 0.0
Удельный вес машиностроительное производства и 1Ш11 (без продукции OI1K), %
9.4
1.9 5.6
2.4
1 1 ! 1
Россия Германия Япония США
Н Производство машин и оборудования (2008 г.)
1,50 1,00 0,50 0,00
0,05
Россия
0,06
■
Германия Япония I Производство станков (2008 г.)
Рисунок 8.
Соотношение стоимостей и удельных весов в ВВП отгруженной машиностроительной продукции
в России и развитых странах мира
В России насчитывается несколько научно-технических школ по нетрадиционным технологическим процессам [11], но наиболее продуктивной и широкоохватывающей по видам нетрадиционных технологий в машиностроении является школа профессора Смоленцева В.П. (ВГТУ г. Воронеж). Конкретно, как пример, практического решения научно-технического развития, специалистами этой школы предлагается направление нетрадиционных технологических процессов с наложенными электрическими полями.
По результатам анализа подготовки по этому направлению можно констатировать:
Эту подготовку целесообразно организовать на базе региональных кустовых учебных центров, оснащенных современным оборудованием и исследовательскими приборами. Такие центры (или их отделение) имеет смысл создать там, где выпускаются наукоемкие изделия (главным образом авиационно-космическая техника): центр страны - Москва, на базе МАИ, СТАНКИНа; Центрально-черноземный район: Воронеж, Липецк; Поволжье - Самара, Казань; Урал - Уфа, Пермь; Северо-запад - Рыбинск; Сибирь - Иркутск; Дальний Восток - Комсомольск-на-Амуре (на базе технических университетов или институтов).
В каждом центре организовать сквозную подготовку и переподготовку специалистов возможно в рамках существующих специальностей со стимуляцией преподавателей и учащихся по аналогии с системой подготовки инженерных кадров для космической техники через авиационные вузы в 60-80 гг. прошлого века, когда вводились повышенные (до 50%) стипендии студентам, снижалась нагрузка преподавателям, увеличивался срок обучения и др.
Для повышения уровня подготовки специалистов ввести обучение части специалистов в существующих учебных заведениях по направлениям от других регионов и для стран зарубежья по системе бюджетного финансирования через Минобрнауки РФ.
Организовать переподготовку специалистов всех уровней с учетом специфики изготовления продукции необоронных отраслей для использования нетрадиционных методов обработки при создании и выпуске патентозащищен-ной конкурентоспособной техники массового потребления.
Другим направлением автоматизации любых технологических процессов является применение теории и практики накладных шаговых систем и роботов (НШСиР) [7], которые были использованы при изготовлении изделия «Буран» и на множестве заводов авиационно-космической отрасли. Это направление реализует универсальные концепции машиностроения ХХ1-ХХ11 веков на базе нетрадиционных информационных гибких технологий контроля, управления и производства.
Измерительные комплексы ПИМ-01 и ПИМ-02, использованные для создания геометрической модели изделия «Буран» приведены на рис. 9.
«ь
Рисунок 9.
Измерительные комплексы ПИМ-01 и ПИМ-02, использованные для создания геометрической
модели изделия «Буран»
Они могут быть применены в любой промышленной отрасли и человеческой деятельности и предусматривают комплексный частный или локальный подход к объекту информационно-технологического взаимодействия, построены на основе применения накладных шаговых информационно-технологических роботов с адаптивным управлением, информационных моделей технологических поверхностей объектов, режимов взаимодействия роботов с ними, в том числе при применении нетрадиционных, прогрессивных технологических процессов контроля, управления и производства.
На базе этой методологии построены высокоэффективные предложения по созданию систем контроля и изготовления изделий неограниченных размеров и форм, гибких производственных систем (ГПС) принципиально новых типов машин и устройств, обладающих малой материалоемкостью, высоким уровнем автоматизации и широкими об-
ластями применения за счет использования унифицированных модульных компоновок конструкции информационно-технологических роботов и устройств.
В странах мира уже используется подобная методология проектирования, реализуемая на базе «3Б- моделирования» (рис.10, 11) с помощью «3Б-принтеров».
Рисунок 10.
Общий вид «3Б-принтера» (РппШоо^ для создания послойного наращивания материалов
в радиоэлектронике
Рисунок 11.
Общий вид модельного комплекса по «3Б-моделированию»
Можно привести примеры новых нетрадиционных технологических процессов, которые дополнительно к перечню традиционных, могут быть применены как высокоэффективные на базе НШС.
1. Технологии применения композиционных диффузионно-твердеющих припоев для бесфлюсовой пайки конструкционных материалов, особенно для крупногабаритных изделий (разнородных металлических, неметаллических и композитов).
2. Электроэрозионная обработка материалов.
3. Лучевые метолы обработки: электролучевая, светолучевая, плазменная.
4. Ультразвуковая обработка материалов.
5. Электрогидравлическая обработка и магнитоимпульсное формообразование.
6. Электрохимические процессы: обработки, анодирования, полирования и др.
7. Комбинированные методы обработки, основанные на сочетаниях различных процессов воздействия, например, химического с тепловым, механического с электрохимическим, постоянного и импульсного и т.д.
8. Оптические и лазерные методы контроля и ориентации для автоматизации различных технологических процессов и управления движущимися объектами с повышенной точностью.
Результаты по предлагаемому комплексу технологий в значительной степени апробированы и внедрены на предприятиях различных отраслей: машиностроительной, авиационной, космической и других. Имеются экспериментальные и отдельные серийные технологии, конструкции оборудования и образцы оснастки по нетрадиционным технологическим процессам, но множество разработок находятся в стадии патентования и исследований и для наиболее пepcпективных проектов необходим НИОКР.
Анализ развития авиационно-космической деятельности России и стран БРИКС вкратце показывает следующее:
1. Аппаратные решения в авиационно-ракетно-космических отраслях имеют традиционный характер. Они ориентированы на крылатые авиационно-космические аппараты, обладающие множеством недостатков, особенно в эксплуатации. Практически отсутствуют научные исследования в областях новых двигательных систем больших мощно-
стей и высоких скоростей, новых форм ЛА, разработок перспективных видов движения в космосе, атмосфере Земли и под водой. За рубежом вопросами антигравитации занимается более 300 фирм США, Канады и других стран Западной Европы, На базе опыта фашистской Германии в ракетной и дискообразной летной технике они исследуют и разрабатывают авиационно-космические ЛА вертикального взлета и посадки с летными характеристикам, приближенными к параметрам неопознанных летательных объектов (НЛО). Ими проводятся испытания летных образцов дискообразных бомбардировочных и истребительных авиакосмических систем. Большая часть этих исследований носит закрытый характер.
2. Государственные политики стран БРИКС в области космической деятельности не эффективны. Так Россия более пятнадцати лет не принимала каких-либо законодательных актов как на международной арене, так и в национальной политике освоения космоса. США уже много лет развивает и реализует «Новую национальную космическую политику США». Она распространяет свое влияние не только на космическое пространство, но и на все области и регионы функционирования всех государств и народов, а также реализует такие программы, как ГИР, ПРО, «Всевидящие боевые секторы», проект «Всеобщая информационная осведомленность», ведет активную информационную войну и т. д.
Настало время такой политике США и ряда западных стран противопоставить отечественные программы и решения в областях авиационной и космической отраслей, принять ряд законодательных актов и обращений в международные организации для поддержания и защиты национальной безопасности России и других стран, хотя бы в рамках паритета.
Всем странам БРИКС необходима информационно-технологическая революция и, прежде всего, в радиоэлектронных, авиационно-ракетно-космических областях. Технологический прорыв, учитывая застойный характер в ее авиационной и космической отраслях, может быть осуществлен путем ускоренной реализации поисково-конструкторских работ по разработке дискообразных аппаратов вертикального взлета и посадки двухсредного, а затем и трехсредного функционирования различного назначения: гражданских и военных перевозок людей, грузов, малой авиации, автомобилестроения с широкими функциями перемещения по Земле и под землей, в воздухе, по воде и под водой, на базе единого (типового) методологического подхода в формировании форм, принципов движения, энергетического обеспечения и современных технологий изготовления транспортных средств.
По нашему мнению, при планомерной, но интенсивной, реализации этого подхода Россия и другие страны БРИКС могли бы за 10-15 лет осуществить информационно-технологическую революцию не только в транспортных отраслях.
В целом, подводя итоги по рассмотрению ключевых проблем и решений информационно-технологической модернизации не только авиационно-космических отраслей и принимая конкретизированный подход в наполнении рабочих программных направлений информационно-технологического развития, можно в области создания научно-технической продукции и современных технологий предложить следующие направления:
1. Считать основным научно-техническим направлением развитие перспективных опережающих информационных технологий проектирования, производства, коммуникаций и т. д.
2. В качестве основной концепции информационно-технологического развития России принять в направлении автоматизации машиностроения, авиационной, ракетно-космической и других отраслях промышленности разработку программного и технологического оснащения для производств и бытового обслуживания на базе традиционного станкового оборудования (пока) и контрольно-технологических роботов и устройств (накладные шаговые информационно-технологические роботы), представленные в рамках нетрадиционных технологий, но успешно решающие паритетные проекты отечественного авиационно-космического направления.
Разработка и реализация универсальной концепции машиностроения, приборостроения и других отраслей на базе как традиционных, так и нетрадиционных информационных и гибких технологий контроля, управления и производства, а также гибких роботизированных производств крупногабаритных машин и изделий (ЛА, судов, наземного транспорта, строительных сооружений и т.д.) на основе технологий НШСиР позволяет сэкономить странам БРИКС значительные средства на модернизацию и развитие своих экономик. Особенно это эффективно можно реализовать с помощью методологии ускоренной технологической модернизации [1].
В то же время создание малогабаритных механизированных, полуавтоматизированных и автоматизированных устройств универсального назначения для медико-биологического анализа и лечения, механо- и другой обработки изделий из различных материалов: дерева, цветных металлов и сплавов, порошковых и композиционных материалов любой формы, плоской и пространственной конфигурации, неограниченных размеров и расположения поверхностей (рубанки, дрели с принадлежностями, «болгарки», циркулярные пилы и т.д.), а также для нанесения покрытий, рисунков, инкрустаций и т.д. [7], можно осуществить в рамках развития малого и частного предпринимательства, тем самым решить проблему занятости населения.
3. Наиболее важным направлением в концепции информационно-технологического развития стран БРИКС считать создание мобильных транспортных средств на основе единых типологических конструктивных решений для наземного, водного, подводного, воздушного и космического функционирования со свойствами вертикального взлета и посадки, как максимум трехсредного пребывания.
Создание новых типов универсальных машин и устройств - колесных, шагающих, летающих, на воздушной подушке, электромагнитной и других подвесках, транспортных судов и технологического оборудования с уникальными свойствами и характеристиками [4] позволит более оптимально решить проблемы «транспортного коллапса» на дорогах и заложить основы создания на Земле «транспорта будущего».
4. Разработка и апробация методологии адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в ЖЦ организации, применительно к управлению информационно-технологическим развитием на ближайшие годы (рис.7).
5. Большое значение для информационно-технологического потенциала России и стран БРИКС в настоящее время имеет сохранение и использование морских и прибрежных ресурсов этих стран через развитие водного и подводного огородничества, что непременно расширит их производственные возможности.
6. В области образования и подготовки кадров различного уровня квалификации, а также с целью построения образовательного процесса науки с непрерывным повышением интеллектуального уровня, целесообразно в рамках концепции «Национальной технологической инициативы», принятой в Академии ИПАН, поставить и использовать методологию консолидированного образования, в реализации ориентированную на подготовку специалистов для авиационной и ракетно-космической отраслей. Поставить образование в России и других странах БРИКС на научную основу, обеспечив надлежащее обоснование любых преобразований в областях науки и образования.
РОО Общественная Академия ИПАН имеет возможности более детализированно раскрыть вышеприведенные предложения с приведением примеров их конкретного применения на практике.
Список литературы
1. Бирбраер Р.А., Мельников В.П. Ускоренная технологическая модернизация российской промышленности на основе методологии инженерного консалтинга // Сайт ВПК «Технодоктрина - 2014».
2. Грибков А.А., Григорьев С.Н., Захарченко Д.В. Развитие зарубежного и российского станкостроения // Вестник МГТУ. - М., 2012. - № 1(18). - С. 8-11.
3. Мельников В.П., Рогожин К.Л., Схиртладзе А.Г. Ключевые проблемы решения технологической модернизации России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7 / РАН ИНИОН, Отд. научн. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - Ч. 2. - С. 61-70.
4. Мельников В. П., Рогожин К.Л. Инновационный подход в развитии транспортных средств // Труды 1-й международной научной конференции. 30-31 окт. 2012 г: Перспективы скоординированного социально- экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. - М.: ИНИОН РАН, 2013.
5. Мельников В.П. и др. Обеспечение информационной безопасности деятельности машиностроительных предприятий. Учебник для вузов. ч. I и II. - Старый Оскол, 2007.
6. Мельников В.П. Информационные технологии. Учебник для вузов. - М.: ОИЦ «Академия», 2008.
7. Мельников В.П. Теория накладных шаговых систем.- М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009.
8. Мельников В.П., Смирнова Н.А., Демина С.А., и др. Аспекты адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в жизненном цикле организации // Вестник ВГТУ. 2012. - № 7.1. - С. 7-13.
9. Презентационные материалы ФГБОУ ВПО СГТУ «СТАНКИН» (на основе данных национальных статистических служб и отчетности предприятий).
10. Рекомендации Экспертного Совета РФ в РКК «Энергия» им. С.П. Королева // Наука и технологии в промышленности. 2008. -№ 1-2. - С. 1-5.
11. Смоленцев В.П., Мельников В.П. и др. Нетрадиционные технологии в технике, экономике и социальной сфере. Минвуз, сб. научн. тр. Вып. 2. - Воронеж: Изд. ВГТУ, 2000.