Мельников В.П.
д.т.н., профессор МАИ, президент РОО АИПАН1
Смоленцев В.П.
д.т.н. профессор ВГТУ, Заслуженный создатель космической техники РФ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Ключевые слова: технологическая безопасность, информациологическое оружие, «Волна будущего России», типология, транспортные системы, нетрадиционные технологии, информационные технологии, угрозы технологической безопасности, коррупция, накладные шаговые системы, технологическая модернизация, консолидированное образование, технологическое развитие России.
Одним из главных национальных интересов Российской Федерации является развитие современных информационных технологий, любых видов производств отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств автоматизации производства, информатизации, телекоммуникаций и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка российской продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных, производственных, энергетических и других ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности, транспортных средств, средств энергетического обеспечения, механообрабатывающего оборудования и робототехники.
Ряд государств, владеющих высоким научным потенциалом, современными информациологическими ресурсами и технологиями, становятся лидерами на планете с помощью СМИ, локальных информационных войн (ЛИВ) и других информационных средств. Такие государства могут держать весь мир в напряжении и страхе, воздействуя ин-формациологическим оружием на сознание каждого жителя Земли. Общепланетарное информационное пространство в настоящее время для многих государств стало яблоком раздора, объектом борьбы за информационные привилегии, политические, экономические и сырьевые преимущества2. Во многих научных публикациях обосновывается, что развал СССР - это результат информациологической войны, доказавшей, что информация, информациологические ресурсы и технологии являются сильным и разрушительным постъядерным оружием.
Видами информациологического оружия также являются психотронное и психотропное оружие. Информационно-психотронное оружие представляет собой методы и средства информационного воздействия - облучения людей, с помощью, например, электромагнитных и других видов полей. Информационно-психотропное оружие - это лекарственные средства, оказывающие отрицательное влияние на информационные процессы в организме человека, которые в первую очередь воздействуют на нервную систему. Использование информациологического оружия одним государством против другого может вывести из строя все сферы человеческой деятельности, все политические, экономические, технические, социальные и институты управления государством.
Информациологическое оружие разрушает не только информационно-техническую инфраструктуру государства и его вооруженных сил, но и действует на кору больших полушарий головного мозга каждого человека, выводя его из равновесного морального состояния. Ряд российских и зарубежных ученых разработали научные принципы и методы защиты от информациологического оружия, обеспечивающие информационную и технологическую безопасность для населения, научных и производственных учреждений. Одним из таких принципов является вступление каждого государства в единое мировое информационное пространство, управляемое независимо от политических взглядов и стремлений, что может обеспечить получение глобальных информациологических ресурсов и технологий, способных защитить собственную информациологическую инфраструктуру.
1 РОО «АИПАН» в целях взаимодействия и сотрудничества предлагают заинтересованным организациям осуществление совместной деятельности в следующих направлениях:
Модернизация авиационной, ракетной и космической отраслей России путем интенсификации создания перспективных форм летательных аппаратов и транспортных средств в различных средах использования.
Исследования аномальных процессов и явлений на Земле и в космосе в направлениях: глобальной космической безопасности человечества (космопланетарной, информационной, энергетической и т.д.).
Разработка комплексных решений по модернизации, инновационного и технологического развития России.
Предложения по сотрудничеству просим направлять на сайт РОО «АИПАН» (www.aiaan.ucoz.ru ), а также по эл. почте [email protected] или [email protected]
2 Яновский Р. Информационная безопасность. НПП 3-4. - М., 1997.
С другой стороны необходимо повысить роль персональных и государственных информационно-интеллектуальных ресурсов РФ, что создает мощный информационно-интеллектуальный и технологический щит страны, позволяющий отразить нападение, использующее любой вид оружия, и обеспечить защиту от этого оружия.
Здесь в качестве лозунга России можно предложить лозунг «Волна будущего России», который является призывом, выражающим в краткой форме руководящую, концептуальную идею, комплекс задач и требований в технологическом развитии страны.
Под технологической безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационно-технологической сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в технологической сфере заключается в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к технологиям, на использование их в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите сферы технологического обеспечения личной безопасности.
Интересы общества в технологической сфере заключается в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократических основ взаимодействия при создании правового социального государства, применении современных технологий при достижении и поддержании общественного согласия технологии духовного обновления России.
Интересы государства в технологической сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной и технологической инфраструктуры для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области технологического обеспечения, получения информации, пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, современного технологического обеспечения политической, экономической, социальной и военной стабильности, в безусловном поддержании законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
На основе национальных интересов Российской Федерации в информационно-технологической сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению технологической безопасности. Они должны быть широко представлены и глубоко раскрыты в Технологической доктрине РФ1.
Несмотря на многогранность национальных интересов России в информационно-технологической сфере, можно выделить важнейшие направления технологического развития РФ, которые могли бы позволить России в короткое время создать и осуществить на основе современных технологий опережающий скачок в любых отраслях народного хозяйства, и прежде всего, в оборонной, транспортной, электронной, судостроительной, крупногабаритном машиностроении и др.:
1. Перспективные опережающие информационные технологии, проектирование производства коммуникаций и т.д. Это направление в стране исторически реализуется на основе виртуальных технологий различного назначения и применения.
2. Развитие транспортной системы России на основе типологического подхода к формированию обликов любых транспортных средств2. Это наиболее важное направление в концепции «Волна будущего России» предполагает создание на основе единых типологических конструктивных решений любых транспортных средств наземного, водного, подводного, воздушного и космического функционирования со свойствами вертикального взлета и посадки как минимум двухсредного пребывания3.
Здесь надо отметить, что автомобильные «коллапсы», возникающие на транспортных магистралях и в крупных городах России, являются одним из механизмов информациологической войны против нее, которые несут серьезные угрозы технологического, экономического, социального и оборонного характера. Можно выделить следующие угрозы: навязывание России устаревших технологий и конструктивных решений по автомобильным, авиационным, водным и даже средствам оборонного значения через открытие дочерних заводов, офисов продаж и т.д.
Это уже создало проблемы движения транспорта различного вида в виде заторов на дорогах, стоянок в городах, ограниченность в развитии отечественных видов транспорта и т.д.
Автомобильные «коллапсы» создают угрозы жизненного состояния России прежде всего экономического характера, так как перенасыщенность автомобилями, особенно в городах, исчисляемая в 1,5-1,8 шт. и более автомобилей на семью из трех человек, приводят к увеличению финансовых затрат (на горючее, ремонт, обустройство стоянок, решение проблем парковок, безопасности передвижения как самих владельцев транспортных средств, так и пешехо-
1 См.: Резолюцию итоговой конференции «Технологическое развитие России: ключевые проблемы и решения» Первого Всероссийского форума технологического лидерства России «Технодоктрина - 2014»; Мельников В.П. Смоленцев В.П. Направление технологической модернизации наукоемких отраслей машиностроения. Воронеж: Вестник ВГТУ, 2013. - Т.9, № 4. - С. 69-73.
2 Мельников В.П. Типологический подход к формированию обликов современных авиакосмических и других транспортных систем // Актуальные проблемы российской космонавтики: труды XXXVI академических чтений по космонавтике. Москва, январь-февраль 2013 г. / Под общей редакцией А.К. Медведевой. - М.: Комиссия РАН по разработки научного наследия пионеров освоения космического пространства, 2013. - С. 67-68.
3 Мельников В.П., Рогожин К.Л., Иванов Ю.Ф. Перспективы модернизации ЛА и транспортных средств для применения в различных средах функционирования // Россия: тенденции перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7 / РАН ИНИОН. Отд. научн. сотр. и междун. связей; отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2012. - Ч. 2. - С. 61-71; Мельников В.П. Рогожин К.Л. Инновационный подход в развитии транспортных средств // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 8 / РАН ИНИОН. Отд. научн. сотр. и междун. связей; отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - Ч. 1. - С. 581-588.
дов, на поддержание экологии города и т.д.) Эти затраты имеют циклический взаимосвязанный характер и влияют, прежде всего, на технологическую сферу, ограничивая национальную способность к ускоренному технологическому развитию.
Угрозы социального характера связаны прежде всего с необустроенностью жизненных условий у большинства населения при огромных территориальных пространствах, создающие необходимость больших организационных экономических затрат на технологическое обеспечение жизни людей по американо-европейскому образцу.
Угрозы социальному обеспечению тесно связаны с политическими угрозами, в которых явно прослеживается многолетнее стремление ряда западных стран расчленить Россию на малые государства, навязать ее населению отсталое технологическое оснащение, превратив ее в страну третьего разряда1. Это технологическая угроза безопасности будущего России. К социально-организационным угрозам технологической безопасности России необходимо отнести угрозу коррупции, подрывающей основы общественной, государственной и духовной жизни населения России.
Россия является уникальной культурно-исторической цивилизацией. Ее опыт и достижения в сфере духовного общественного развития представляют ценность для всего человечества, а коррупция, подрывающая основы общественной и государственной справедливости, является угрозой уничтожения Российской духовной цивилизации.
Одним из инструментов, способных противодействовать угрозе коррупции, является Российское право.
Основными нормативно-правовыми актами, ставящими заслон коррупции, действующими в нашей стране, являются:
1. Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована ФЗ 08.03.2006 г. №40-ФЗ);
2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 г. №125-ФЗ);
3. Указ Президента РФ от 13.04.2010 г. №460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции»;
4. Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Несмотря на принятие новых правовых актов в данной сфере, хотелось бы обратить внимание заинтересованных институтов общества и государства на то, что действующие в настоящее время Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» обладают такими правовыми возможностями, которые позволяют полностью подавить существующую коррупцию.
Для этого необходимо внедрить в практику наших правоохранительных органов детально разработанную методологию о соответствующей проверке всех информационных данных (в т.ч. поступающих из СМИ), указывающих на признаки преступления.
Помимо карательных мер российская правовая наука и законодательство должны приложить больше усилий для превентивного правового воздействия предпосылок коррупций на образование науку и общество.
Эта научная и законотворческая работа в высшей мере комплексная и должна пронизать все в области образования, науки, производства, бизнеса. Она должна основываться на самом широком народном представительстве.
В качестве примера реализации методологии борьбы с коррупцией можно привести содержание методики «Оценка коррумпированности педагогической и научной деятельности учебного заведения», утвержденной правлением общероссийского комитета по взаимодействию с федеральными органами власти РФ при ФС РФ.
В методических указаниях по оценке коррумпированности педагогической и научной деятельности предлагается рассматривать следующие вопросы:
1. Общие положения по оценке коррумпированности деятельности учебного заведения (статус, цели, задачи и функциональные направления, создающие условия образования коррупции). Понятия и определения коррумпированности учебного заведения и его деятельности.
2. Анализ кадрового состава, его взаимосвязей как внутри учебного заведения, так и во внешних коммуникациях по профессиональным направлениям, а также социальным, экономическим и психологическим воздействиям, имеющих коррупционный характер.
3. Разработка графо-аналитических моделей взаимодействий администрации, педагогов и работников учебного заведения, имеющих характер коррупционного взаимодействия. Программирование моделей и их инсталляции на ПК.
4. Анализ графо-аналитических моделей и обработка результатов моделирования коммуникационных ситуаций.
5. Составление заключения и разработка рекомендаций по борьбе с коррупционными проявлениями в учебном заведении.
Угрозы обороноспособности РФ на современном уровне определяются видами атак, которые могут создавать погранично и глобально страны, окружающие Россию и имеющие технологии нанесения превентивных ударов по крупным городам и промышленным мегаполисам.
К сожалению надо признать, что недальновидная политика руководства страной 80-90х годов прошлого столетия, привела к приближению к нашим границам вооруженных контингентов стран НАТО и, соответственно, возрастанию военной угрозы России. Таким образом, процесс противостояния в оборонной сфере даже углубился, так как технологии информациологической войны затронули прежде всего оборонную мощь страны и ее технологическую безопасность, которая должна быть обеспечена всеми имеющимися ресурсами РФ.
Современное состояние развития летательных аппаратов (ЛА) и других транспортных средств, несмотря на успехи в создании ракетно-космических систем и освоении четырех сред земного существования (наземного, водного, атмосферного и космического пространства) за последние 50 лет, можно охарактеризовать как удовлетворительное, а
1 Соколов А. Обеспечение национальной безопасности России // Обозреватель-ОББЕКУЕК - М., 2008. - № 4. - С. 6-11.
259
в отношении России, как основного инициатора освоения земных и внеземных пространств в прошлом веке, как неудовлетворительное. Сейчас ей приходится удерживать паритет в области оборонных вооружений и гражданских транспортных средств за счет старых наработок. Причин здесь много и они известны специалистам, занимающимся транспортной техникой.
Но все же, отвлекаясь от политическо-социальных проблем нашей страны, следует остановиться на недостатках летной техники ЛА в области авиационных, ракетно-космических и других транспортных систем, создающих основу технологической безопасности России. Прежде всего, надо отметить, что это:
• Низкая энерговооруженность из-за отсутствия исследований новых принципов полета и движения, на которых можно получить более эффективные характеристики и параметры ЛА и других транспортных средств;
• Во вторую очередь здесь надо отметить отрешенность от уже существующей реальности проявления аномальных процессов и явлений, которые указывают на явное присутствие объектов движущихся в атмосфере Земли и в космосе с необычайно высокими летными характеристиками;
• В-третьих, это кризис физических представлений официальной науки об окружающих нас пространствах Земли и космоса, которые нельзя объяснить с позиции существующих знаний об аномальных явлениях и процессах. Именно знания об этих процессах могут стать (есть сведения, что уже стали) базой для авангардных технологий.
Освоение космического пространства, воздушной и водной сред Земли в военной и гражданской областях уже давно ставит на повестку дня создание средств высокоскоростного перемещения со свойствами автономного функционирования, обладающих универсальным применением. Необходимо отметить, что в вооружении ведущих стран имеются примеры разработок трехсредных ракетно-космических систем, с поражающими свойствами только в атмосферной и космической среде и двухсредных ракетно-торпедных систем с узко направленными боевыми решениями поражающего эффекта.
Но все же анализ технологического пути развития человечества, историко-эзотеричских знаний, примеров реализаций, как в фашистской Германии, так и после Великой отечественной войны в США, Канаде, Великобритании и России новейших разработок авиационных, ракетных и космических систем военного и гражданского применения позволяет сегодня рассмотреть с точки зрения единой аэрогидродинамической теории технические характеристики применяемых человечеством аппаратов для передвижения в различных средах на основе типологического подхода и наметить пути их совершенствования как для атмосферно-космического (двухсредного), так трехсредного (подводного, воздушного и космического) функционирования.
Здесь наиболее целесообразной формой ЛА и подводных, надводных и средств земного перемещения является дискообразная техника со свойствами вертикального взлета и посадки.
В качестве основной концепции технологического развития России целесообразно принять в направлении автоматизации машиностроения, авиационной и ракетно-космической и других отраслей промышленности, разработку технологического оснащения для любых производств и бытового обслуживания на базе контрольно-технологических роботов и устройств (накладные шаговые информационно-технологические роботы)1.
Технологическая модернизация подразумевает изменение в сторону усовершенствования технологического обеспечения по всем направлениям деятельности страны и ее народа, которое должно соответствовать современному мировому уровню.
Но планируемая модернизация концептуально должна носить определенный характер в комплексе целей и решать следующие задачи:
- максимально применять современные ИТ во всех сферах жизни населения страны;
- организовать и построить всеохватывающую систему НИОКР опережающих современный мировой уровень новых средств технологического оснащения всех сфер жизни населения, на основе высокой заинтересованности разработчиков и специалистов по внедрению, приняв за базовое направление контрольно-технологические системы и роботы;
- создать систему внедрения технических средств и технологий их применения, имеющих повещенный уровень автоматизации и механизации труда;
- обеспечения эффективной подготовки технических и других специалистов высшего и среднего уровня образования, способных разрабатывать, конструировать и эксплуатировать современную технику;
- организовать и построить успешную систему управления и контроля за происходящими процессами в стране.
Концептуальные положения технологического развития Российской Федерации формируются на базе существующего положения технологического обеспечения в стране, тенденции технологического развития в мире и прогнозов развития во всех отраслях функционирования государства.
В России насчитывается несколько научно-технических школ по нетрадиционным технологическим процессам. Это научно-практическое направление получило значительное признание и за рубежом. В этой области исследований и разработок необходимо выделить ряд важных положений:
1. Нетрадиционные технологические процессы значительно расширяют возможности разработчиков современной наукоемкой техники и являются необходимым звеном при создании конкурентоспособных изделий. Это, в первую очередь, относится к авиационно-космической отрасли.
2. В вопросах проектирования нетрадиционных технологических процессов Россия занимает ведущие позиции, и такое положение следует удерживать путем выделения государством целевых грантов и программ для развития ведущих научных школ. Это, прежде всего, в Воронеже, Уфе, Рыбинске, Москве, Туле.
1 Мельников В.П. Теория накладных шаговых систем. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009.
260
3. Для реализации разработок в области нетрадиционных технологических процессов в ближайшей перспективе России целесообразно приобретать оборудование у ведущих станкостроительных фирм (Япония, Швейцария, Германия, США, Испания и др.). Одновременно необходимо поручить вновь созданным КБ, научным центрам и заводам разработку отечественных станков и робототехнических технологических систем, базирующихся на достигнутом уровне современного мирового станкостроения, но с учетом запросов отечественных потребителей и со стандартизацией средств технологической подготовки на базе единых требований к основным видам металлорежущего и другого оборудования.
4. Разработать обоснованные прогнозы потребности в оборудовании на ближнюю и дальнюю перспективу и на их базе начать сквозную подготовку инженерно-технических специалистов в заведениях, имеющих научные школы по нетрадиционным технологическим процессам. Эту подготовку целесообразно организовать на базе региональных кустовых учебных центров, оснащенных современным оборудованием и исследовательскими приборами. Такие центры (или их отделения) имеют смысл создать там, где выпускаются наукоемкие изделия (главным образом авиационно-космическая техника): центр страны - Москва, на базе МАИ, СТАНКИНа; ЦЧР - центрально-черноземный район: Воронеж, Липецк, Поволжье - Самара, Казань; Урал - Уфа, Пермь; Северо-запад - Рыбинск; Сибирь - Иркутск; Дальний восток - Комсомольск-на-Амуре (на базе технических университетов или институтов).
5. В каждом центре организовать сквозную подготовку и переподготовку специалистов в рамках существующих специальностей со стимуляцией преподавателей и учащихся по аналогии с системой подготовки инженерных кадров для космической техники через авиационные вузы в 60-80 гг. прошлого века, когда вводились повышенные (до 50%) стипендии студентам, снижалась нагрузка преподавателям, увеличивался срок обучения и др.
6. Для повышения уровня подготовки специалистов ввести обучение части специалистов в существующих учебных заведениях по направлениям от других регионов и для стран зарубежья по системе бюджетного финансирования через Минобрнауки РФ.
7. Организовать переподготовку специалистов всех уровней с учетом специфики изготовления продукции необоронных отраслей для использования нетрадиционных методов обработки при создании и выпуске патентозащи-щенной конкурентоспособной техники массового потребления.
Другим направлением, касающимся вопросов автоматизации любых технологических процессов, является применение теории и практики накладных шаговых систем и роботов (НШСиР), которые были использованы при изготовлении изд. «Буран» и на множестве заводов авиационно-космической отрасли. Это направление реализует универсальные концепции машиностроения на базе нетрадиционных информационных гибких технологий контроля, управления и производства ХХ1-ХХ11 веков.
Они могут быть применены в любой промышленной отрасли и человеческой деятельности. Предусматривают комплексный, частный или локальный подход к объекту технологического взаимодействия и построены на основе применения накладных шаговых информационно-технологических роботов с адаптивным управлением, информационных моделей технологических поверхностей и объектов, режимов взаимодействия роботов с ними и нетрадиционных, прогрессивных технологических процессов контроля и производства.
На базе этой методологии могут быть построены высокоэффективные предложения по созданию систем и изготовления изделий неограниченных размеров и форм, гибких производственных систем (ГПС) принципиально новых типов машин и устройств, обладающих малой материалоемкостью, высоким уровнем автоматизации и широкими областями применения за счет использования унифицированных модульных компоновок конструкций технологических роботов и устройств.
Научные и практические стороны подхода по нашим данным не имеют аналогов в мировой практике и по сравнению с традиционными методами и средствами обладают рядом преимуществ:
• Повышенная гибкость для различных производств;
• Универсальность автоматических средств и режимов их работы по отношению к видам и размерам изделий;
• Значительное снижение материалоемкости (в 100 и более раз) и габаритных размеров (в 10 и более раз) технологического оборудования;
• Повышенная производительность контрольных операций (в 2 ... 5 раз), точность изготовления деталей и сборочных изделий (для крупногабаритных поверхностей в несколько раз);
• Сниженная трудоемкость технологических процессов.
Применение методологии конструирования НШС и дискообразных аппаратов многофункционального назначения позволяет осуществить разработку принципиально новых типов машин и устройств военного назначения: колесных, шагающих и летающих транспортных средств боевого применения и разведки, различных габаритных размеров (от размеров «таракана» до десантных судов земного и космического базирования), многофункциональных, мобильных и универсальных, адаптированных к различным видам рельефа поверхности по форме, прочности и расположению.
Результаты по предлагаемому комплексу исследований в значительной степени апробированы и внедрены на предприятиях различных отраслей: машиностроительной, авиационной, космической и других. Имеются экспериментальные и отдельные серийные технологии, конструкции оборудования и образцы оснастки по нетрадиционным технологическим процессам, но множество работок находятся в стадии патентования и исследований.
В области образования и подготовки кадров различного уровня квалификации, а также с целью построения образовательного процесса наций России с непрерывным повышением интеллектуального уровня, целесообразно в рам-
ках концепции «Волна будущего России» поставить и использовать методологию консолидированного образования, ориентированного на подготовку специалистов для авиационной и ракетно-космической отраслей1.
Для успешного и эффективного достижения поставленных целей технологической безопасности в ближайшее время целесообразно при Президенте Российской Федерации создать «Координационный аналитический центр опережающих технологий» с включением в него специалистов соответствующих направлений исследований и разработок. Здесь целесообразно привлечь специалистов Российской академии наук, МАИ, МГТУ «Станки», ВГТУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Воронежского механического завода, Воронежского и Ивановского станкостроительных заводов, Владимирского ВПО, академии АИПАН и др.
Анализ развития авиационно-космической деятельности России вкратце показывает следующее:
1. Аппаратные решения в авиационно-ракетно-космических отраслях России имеют традиционный характер. Они ориентированы на крылатые авиационно-космические аппараты, обладающие множеством недостатков, особенно в эксплуатации. Практически отсутствуют научные исследования в областях новых двигательных систем больших мощностей и высоких скоростей, новых форм ЛА, разработок перспективных видов движения в космосе, атмосфере Земли и под водой. За рубежом вопросами антигравитации занимается более 300 фирм США, Канады и других стран Западной Европы. На базе опыта фашистской Германии в ракетной и дискообразной летной техники они исследуют и разрабатывают авиационно-космические ЛА вертикального взлета и посадки с летными характеристиками, приближенными к параметрам неопознанных летательных объектов (НЛО). Ими проводятся испытания летных образцов дискообразных бомбардировочных и истребительных авиакосмических систем. Большая часть этих исследований носит закрытый характер.
2. Единая государственная политика России в области космической деятельности не эффективна. Россия более пятнадцати лет не принимала каких-либо законодательных актов в области национальной политики освоения космоса. США уже много лет развивают и реализуют «Новую национальную космическую политику США». Настало время такой политике США и ряда западных стран противопоставить отечественные программы и решения в областях авиационной и космической отраслей, принять ряд законодательных актов и обращений в международные организации для поддержания и защиты национальной российской и других стран безопасности, хотя бы в рамках паритета.
Нам необходима технологическая революция и прежде всего, в авиационно-ракетно-космических областях. Технологический прорыв России, учитывая застойный характер в ее авиационной и космической отраслях, может быть осуществлен путем ускоренной реализации аппаратов вертикального взлета и посадки двухсредного, а затем и трехсредного функционирования различного назначения: гражданских и военных перевозок людей, грузов, малой авиации, автомобилестроения с широкими функциями перемещения по земле и под землей, в воздухе, по воде и под водой, на базе единого (типового) методологического обеспечения и современных технологий изготовления транспортных средств, на основе универсальных опережающих технологий НШС и консолидированной подготовки кадров.
Общественная Академия ИПАН, имея определенный научно-технический потенциал и возможности интеграции с учеными НИИ, КБ, заводов и вузов, могла бы внести в подготовку директивных материалов по технологиям совершенствования транспортных средств, а также в проведение аналитических изысканий в рамках «Координационного Аналитического центра опережающих технологий России» свой вклад в быстрейшее разрешение указанных проблем.
По нашему мнению, при планомерной, но интенсивной, реализации этого подхода Россия могла бы за 1015 лет осуществить технологическую революцию в транспортных отраслях и технологическом перевооружении.
В целом, подводя итоги по рассмотрению ключевых проблем технологического развития России, можно в области создания научно-технической продукции и современных технологий предложить следующие направления:
• Разработка и апробация методологии адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в ЖЦ организации, применительно к управлению технологическим развитием России на ближайшие годы.
• Создание новых типов универсальных машин и устройств, колесных, шагающих, летающих, на воздушной подушке, электромагнитной и других подвесках, транспортных судов и технологического оборудования с уникальными характеристиками, со свойствами вертикального взлета и посадкой.
• Разработка гибких роботизированных производств крупногабаритных машин и изделий (ЛА, судов, наземного транспорта, строительных сооружений и т.д.) на основе технологий НШСиР.
• Создание малогабаритных механизированных, полуавтоматизированных и автоматизированных устройств универсального назначения для обработки изделий из различных материалов: дерева, цветных металлов и сплавов, порошковых и композиционных материалов любой формы, плоской и пространственной конфигурации, неограниченных размеров и расположения поверхностей (рубанка, дрели с принадлежностями, «болгарки», циркулярные пилы и т.д.), а также для нанесения покрытий, рисунков, инкрустаций и т.д. бытового обслуживания.
• Большинство сформулированных в настоящей статье предложений целесообразно ввести в содержание Технологической доктрины РФ.
1 Куркин И.И. Консолидированные исследования аэродинамических перспектив науки и образования (ученый-учитель-Ученик) и Консолидированные образования в области множества неопределенностей СБТР Академии ИПАН, докл. тез. и сообщ. первой межд. научн. пр. конф. - М.: ОАО «Буки-Веди», 2014. - С. 180-192.