Научная статья на тему 'Информационная составляющая экономической безопасности России'

Информационная составляющая экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
833
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мармузов П. А.

В статье раскрываются состояние информационной составляющей экономической безопасности России в оборонно-промышленном комплексе, а также основные направления государственной политики модернизации в этой сфере, нацеленные на предотвращение внутренних и внешних угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная составляющая экономической безопасности России»

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

Информационная составляющая

экономической безопасности России

В статье раскрываются состояние информационной составляющей экономической безопасности России в оборонно-промышленном комплексе, а также основные направления государственной политики модернизации в этой сфере, нацеленные на предотвращение внутренних и внешних угроз.

Ключевые слова: экономическая безопасность, информационные технологии, оборонно-промышленный комплекс, модернизация, наукоемкое производство.

Важнейшей целью любой экономической политики, в том числе государственной политики модернизации является обеспечение экономической безопасности страны. В настоящее время приоритетными направлениями модернизации российской экономики являются ядерные технологии, биомедицинские, энергетические, информационные и космические, а также ядерные технологии. В этой связи ключевым направлением государственной политики модернизации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) с позиций укрепления экономической безопасности страны являются информационные технологии. Это обусловлено, как минимум, следующими моментами:

Во-первых, информационные технологии входят в перечень критических технологий, определяющих конкурентоспособность страны на мировой арене и ориентированных на обеспечение ее экономической безопасности. В США критические технологии составляют основу национальной безопасности.

П. А. Мармузов,

аспирант, кафедра экономической теории и экономической политики СПбГУ

e-mail: [email protected]

Во-вторых, они являются также и базовыми технологиями, лежащими в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции. Без информационных технологий ни нанотехнологии, ни биотехнологии, ни вооружение не могут существовать в принципе. Информационные технологии — это «мотор» для развития всех современных технологий.

В-третьих, информационные технологии в современных условиях играют важнейшую роль в модернизации производственно-технической базы оборонно-промышленного комплекса, переводе его предприятий на новый уровень, обеспечивая их конкурентоспособность в региональном, национальном и глобальном пространстве путем создания уникальных технологий и инновационных продуктов.

Помимо этого усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Так, серьезную опасность, согласно «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» представляют следующие моменты:

• возрастающее стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве на основе разработки новейших технологий;

• стремление к вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;

• разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира;

• нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним [1].

В «Доктрине информационной безопасности России», утвержденной 9 сентября 2000 г. [2] к числу основных угроз этой составляющей экономической безопасности отнесены:

• закупка импортных средств информатизации при наличии подходящих отечественных аналогов;

• вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации, связи;

• неспособность предприятий национальных отраслей электронной промышленности производить конкурентоспособную наукоемкую продукцию, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России;

• увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности;

• нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации;

• преднамеренные действия и ошибки персонала, обслуживающего информационные и телекоммуникационные системы (ИТС);

• отказ технических средств и сбои программного обеспечения в ИТС, использование несертифи-цированных систем;

• привлечение к работам по созданию, развитию и защите ИТС организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий.

Такое состояние информационной безопасности можно объяснить тем, что информационные технологии на протяжении всего постсоветского периода не являлись приоритетным направлением вложения бюджетных средств. Так, безусловным лидером по объему инвестиций в области информационнокоммуникационных технологий все 18 лет является не реальный, а потребительский сектор экономики России: массовая компьютеризация школ, мобильная связь, Интернет, кабельное и спутниковое телевидение, компьютеризация торговых, развлекательных, финансовых компаний, государственных учреждений и т. д. [3].

Цели, задачи и направления Федеральной целевой программы «Электронная Россия» также подтверждают это.

Не удивительным в данной связи выглядит тот факт, что Минобрнауки в 2008 г. исключило из государственного перечня приоритетных направлений развития науки, технологий и техники «информационные-телекоммуникационные системы» [4].

В этой связи несколько примеров, так или иначе характеризующих состояние информационных технологий в нашей стране. Так, Россия не производит собственной элементной базы для суперЭВМ и все отечественные машины либо куплены у зарубежных производителей, либо собраны из готовых узлов, также приобретенных за рубежом. При этом, за последние три года доля российских суперЭВМ, установленных в промышленности, упала до 5% [5]. За почти 16-летнюю историю списка ведущих суперкомпьютеров ТОР500 в него попадали только шесть машин отечественной разработки (первая из них — МВС1000М 2002 г., НИИ «Квант», остальные пять — семейства СКИФ, создавались в рамках совместного российско-белорусского проекта — «Разработка и освоение в серийном производстве с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе» (СКИФ)) [6].

Что касается такой сферы как космос, (позиции России всегда были здесь сильны), то в ее информационной составляющей опять-таки лидируют США, а именно, в системах разведки, навигации, связи. При этом наибольшее отставание наблюдается в использовании космической связи на земле. Так, например, мировой рынок заполнили GPS-навигаторы, а российский аналог — ГЛОНАСС-навигаторы — пока неконкурентоспособны. Такая же ситуация и со спутниковой телефонией, спутниковым телевидением, которым фактически не уделяется внимания, поскольку основные мероприятия нынешней Федеральной космической программы, связаны с созданием новых носителей грузоподъемностью 20-50 т; нового пилотируемого корабля, который придет на смену «Союзу»; нового космодрома «Восточный» в Амурской области [7]. Безусловно, данный перечень инновационных проектов крайне необходим России, но в эпоху постиндустриального общества необходимо иметь собственные космические информационные технологии. В этой связи необходимо ускоренными темпами развивать спутниковую связь, систему ГЛОНАСС как важнейшее целевое направление отечественной космической деятельности в интересах экономической безопасности страны.

Если обратиться к информационной модернизации оборонно-промышленного комплекса, то можно отметить, что наше государство в настоящее время также не рассматривает использование информационных технологий для ускоренного развития этого стратегически важного сектора отечественной экономики, обеспечивающего национальную и экономическую безопасность Российской Федерации, тем более, что ведущие страны мира в решении данной проблемы ушли далеко вперед.

Аналогичная политика была характерна и для бывшего СССР и разрушение нашего ОПК не в последнюю очередь оказалось связано с отсутствием именно технологической политики. Прежние руководители страны и ВПК просмотрели смену технологического уклада и упорно продолжали работать за кульманами, когда весь мир уже смотрел в экраны компьютеров [8]. В бывшем СССР создание гражданских технологий по новейшим направлениям НТП, в том числе компьютерных, су-

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

щественно отставало от развитых стран мира. Так, например, осталась невыполненной программа освоения выпуска компьютеров пятого поколения, принятая в 1984 г. в рамках программы опережающего развития индустриально-информационного комплекса. Провалился также план наращивания годового выпуска отечественных персональных компьютеров до 1,1 млн шт. к 1990 г. С 1985 по 1989 гг. производство персональных компьютеров увеличилось лишь с 8,8 до 229 тыс. шт., что хотя и демонстрировало достаточно высокие темпы, но означало выполнение плана менее чем на четверть, и, к сожалению, не способствовало сокращению существенного разрыва в уровне компьютеризации экономики по сравнению с ведущими странами мира.

Между тем, мировой опыт и особенно США показывает, например, стремительное развитие уже су-перкомпьютерных технологий, использование которых позволяет значительно сократить сроки разработки производимой продукции и повысить ее конкурентоспособность. Так, применение суперкомпьютерных технологий военно-промышленной компанией Боинг позволило создать перспективный пассажирский лайнер Боинг-787 за четыре года, при этом на 20% было сокращено потребление топлива, и на 8% улучшены эксплуатационные показатели самолета [5].

Помимо этого, в настоящее время в США развернута деятельность по созданию нового поколения суперЭВМ — «монстров», т. е. суперЭВМ экзафлопно-го класса. Речь идет о так называемом «экзафлопном скачке», в результате которого оборонный потенциал и конкурентоспособность американской экономики на мировых рынках радикально возрастут, а по ряду ключевых позиций, как в гражданской, так и в военной продукции США могут стать единственным производителем [3].

Эффективность внедрения информационных технологий в целом в оборонной промышленности США на принципах CALS-технологий позволила:

• ускорить выполнение НИОКР на 30-40%;

• уменьшить (при сохранении боевой эффективности) закупочные цены на военную продукцию

на 30%;

• сократить сроки поставки запасных частей на

22%;

• сократить время на разработку новых масштабных

проектов в 9 раз [9].

Если обратить внимание на сугубо оборонные технологии, то во многих странах очень активно разрабатывается информационное оружие, воздействие которого может быть катастрофичнее, чем воздействие ядерного оружия [4] и, очевидно, что без соответствующих разработок в данной области наша страна будет проигрывать все информационные войны. В этой связи, модернизация национальной обороны и вооруженных сил ряда стран уже происходит на основе их ускоренной информатизации. Так, с целью сокращения отставания в военно-техническом отношении от развитых стран, руководство Китая принимает меры по ускорению модернизации военной сферы с акцентом на информатизацию и компьютеризацию войск и сил флота для нанесения ударов высокоточным оружием.

Рассматривая передовую практику развитых стран мира в данной сфере, необходимо отметить, что в нашей стране также имеется успешный опыт развития и внедрения информационных технологий в ОПК, однако масштабы и уровень данных процессов не соответствуют реалиям. Примеры есть, но они, к сожалению, единичны.

Так, в крупнейшей авиационной компании «Иркут» впервые за весь постсоветский период создали принципиально новый учебно-боевой самолет Як-130 на основе использования «сквозных» цифровых технологий, установив новый мировой стандарт учебнотренировочного (учебно-боевого) реактивного самолета следующего поколения. В результате развития информационных связей между всеми субъектами инновационной деятельности по данному проекту, технический уровень машины оказался столь высок, что «...проект был положен в основу итальянского учебного самолета Аеготаеа М346 (самый современный на сегодняшний день западный учебный реактивный самолет)» [10]. Лидерство «Иркута» в данном направлении подтверждается и его заказами. Наши ВВС получат 60 Як-130, готовится очередной контракт на поставку 40 Су-30МКИ в Индию. В очереди заказчики из Алжира, Малайзии.

Другой пример — ОАО «Климов», известное во всем мире как разработчик авиационных двигателей, в последние годы переживает этап второго рождения. Завод не только вышел из кризисного состояния, но и демонстрирует новый темп развития и последние три года (2006-2009 гг.) все свободные средства направляются на модернизацию его основной функции — функции разработчика. В ОКБ внедрен полный цикл разработки изделия в электронном виде на базе самых современных систем автоматизированного проектирования. Такой подход позволил один из перспективных проектов (двигатель ВК-800) довести от «бумаги» до «железа» за 6 месяцев.

В этом случае речь идет об ускорении формирования инновационных связей в сфере НИОКР, что способствует созданию и развитию новых технологий на предприятии.

Одним из инновационных проектов ФГУП «ММПП «Салют», реализуемых в настоящее время, является внедрение информационных технологий в создание и производство инновационной продукции на основе формирования на предприятии единого информационного пространства, которое на сегодняшний момент характеризуется следующими показателями:

• на предприятии более 600 единиц высококлассного оборудования с ЧПУ;

• 4500 компьютеризированных рабочих мест;

• на высокотехнологичное оборудование с ЧПУ за 2000-2008 гг. «Салют» потратил около 1,7 млрд руб.;

• на закупку современной вычислительной техники для оснащения компьютеризированных рабочих мест, создание сетевой инфраструктуры, приобретение современных программных средств — более 500 млн руб. [11].

Формирование единого информационного пространства на «Салюте», безусловно, позволит созда-

вать конкурентоспособную продукцию. Вместе с тем, информатизация предприятия происходит за счет приобретения дорогостоящего оборудования ведущих производителей Европы, США, Японии, т. е. на базе зарубежных информационных технологий и систем, что может уже в ближайшем будущем привести к полной технологической, экономической, информационной зависимости от Запада. В этой связи необходимо ускоренными темпами развивать собственные информационные технологии.

В последний год-два обозначилась тенденция к информатизации и в различных отраслях обороннопромышленного комплекса, которая проявляется, например, в разработке и реализации отраслевых официальных документов, так или иначе связанных с информатизацией. Свидетельство тому — «Концепция информатизации Федерального космического агентства и предприятий ракетно-космической промышленности России на период 2010-2015 гг.», в основе которой лежит новый взгляд на отрасль, которая теперь рассматривается как единое территориально распределенное предприятие с интегрированным информационным пространством, обеспечивающем бизнес-процессы на протяжении всего жизненного цикла изделий и объектов управления [12].

Реализация данного документа включает в себя мероприятия по созданию и развитию информационной инфраструктуры отрасли, структуры управления процессами информатизации и автоматизации, а также разработку нормативного, методического и организационного обеспечения.

Другим проявлением обозначенной тенденции является формирование в оборонно-промышленном комплексе отраслевых информационных центров. В радиоэлектронике ключевой структурой в области обеспечения средств информационных технологий при разработке вооружения и военной техники является ОАО «ЦНИИ «Электроника». Одним из основных стратегических проектов данной организации на 2010 г. и дальнейшую перспективу является участие в конкурсах Минобороны РФ по выполнению государственного оборонного заказа на разработку вооружения и военной техники в части разработки средств обеспечения информационных технологий и сетей [13].

Между тем, внедрение информационных технологий в ОПК РФ это не проблема отдельного предприятия или даже отрасли, а государственная проблема.

В этой связи успешное ее решение возможно как минимум двумя путями: скорейшее формирование в России информационной экономики и общества; полноценная информатизация оборонно-промышленного комплекса на основе его технико-технологической модернизации, а также создания эффективной информационной системы в целях активизации инновационных процессов при разработке как военной, так и мирной продукции.

Определенные предпосылки для выполнения первого условия уже заложены. Свидетельство тому, например, «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, где к 2015 г. намечено обеспечить

достижение следующих контрольных значений показателей:

• место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества — в числе двадцати ведущих стран мира;

• доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий — более 50%;

• доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме НИОКР, осуществляемых за счет всех источников финансирования: к 2010 г. — не менее 15% и к 2015 г. — 30%;

• рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов: к 2010 г. — не менее чем в 1,5 раза и к 2015 г. — в 2 раза [14].

Перечень показателей свидетельствует о том, что государство нацелено на создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, программного обеспечения, столь необходимого для повышения уровня экономической безопасности и ее информационной составляющей.

Вместе с тем, реализация данной стратегии пока не позволяет до конца делать оптимистические выводы. Так, уже во Вступительном слове на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» президент страны основной акцент сделал не на создание собственной индустрии в области информационных технологий, а на развитие электронных государственных услуг и обеспечение общей доступности Интернета для населения.

Относительно реализации второго направления отметим, что данный процесс в оборонно-промышленном комплексе пока только начинается, и продвигается недопустимо медленно.

Обозначенные в «Доктрине информационной безопасности России» от 9 сентября 2000 г., мероприятия по борьбе с основными ее угрозами, в том числе непосредственно касающимися оборонно-промышленного комплекса, пока не достигнуты:

• обеспечение технологической независимости Российской Федерации в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;

• обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационных и телекоммуникационных систем оборонного назначения [2].

Несмотря на очевидную значимость для обеспечения экономической безопасности России проблемы освоения в ОПК новейших информационных технологий, оказание государственных услуг в этой сфере со стороны Федеральных оборонных агентств также практически не просматривается — в их структуре даже не предусмотрены соответствующие подразделения. И хотя в 2003 г. в Российском авиационно-космическом

ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010

агентстве было создано управление информационного обеспечения, в числе задач которого имели место вопросы информатизации отрасли, развить это направление до необходимо уровня так и не успели, а после реорганизации агентства в его структуре Управление и вовсе отсутствует [9].

В этой связи представляется, что государственная политика модернизации в оборонно-промышленном комплексе может отчасти реализоваться путем разработки и реализации единой национальной программы развития ОПК на основе современных информационных технологий.

Есть, конечно, и третий путь. Это закупки информационных технологий за границей. Безусловно, его надо использовать, но как временную и вынужденную на данном этапе меру. В перспективе необходимо постепенно переходить на создание собственных технологий и минимизировать использование зарубежных.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности России в ближайшей перспективе настоятельно требует разработки долговременной государственной политики информатизации отечественной экономики, а также модернизации ОПК на основе широкого внедрения новейших информационных (компьютерных технологий), которые определяют конкурентоспособность его продукции и услуг, а, следовательно, и обороноспособность страны.

Список использованных источников

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г.

2. http://www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2000/09-09.html.

3. В. Б. Бетелин. Суперкомпьютерные технологии — основа социально-экономического развития России XXI века//Ин-новации, № 4, 2010.

4. Материалы круглого стола. Нужны ли России информационные технологии//Известия, 29 мая 2009 г.

5. Е. В. Попова. Модернизация машиностроения на основе супер-компьютерных технологий//Инновации № 4, 2010.

6. С. М. Абрамов. Чтобы победить в конкуренции нужно победить в вычислениях //Электроника: Наука. Технология. Бизнес, № 1, 2009.

7. Ракетно-космическая отрасль в ожидании перемен. Интервью советника президента РКК «Энергия» им. С. П. Королева А. Б. Железнякова//Инновации, № 8, 2009.

8. О. Андреев. Война импульсов//Итоги, 26 июля 2005 г.

9. Н. И. Дерябин. Виртуальная революция: миф или реальность? М.: Изд-во МАИ, 2005.

10. Модернизация высокого полета//Известия, № 47, 19-21 марта 2010 г.

11. Ю. Елисеев. Салют: инновационные проекты//Аэрокосмиче-ский курьер, № 3-4, 2009.

12. А. Ф. Уткин Новая концепция информатизации Федерального космического агентства предприятий ракетно-космической промышленности России//Инновации, № 6, 2010.

13. Б. Н. Авдонин, Ю. Н. Лазинцев. Станет ли Центральный НИИ «Электроника» отраслевым «инкубатором» инновационных технологий»//Электронная промышленность, № 4, 2009.

14. Стратегия развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212//Российская газета, 16 февраля 2008.

Information component of Russia’s economic security

P. Marmuzov, post-graduate student, Department of Economic Theory and Economic Policy, State St.Petersburg University.

The article describes the state of the information component of Russia's economic security in the military-industrial complex and the main directions of state policy of modernization in this area aimed at preventing internal and external threats.

Keywords: economic security, information technology, defense industry, modernization, high technology manufacturing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.