Научная статья на тему 'Приоритетные направления и технологические тенденции оборонно-промышленного комплекса'

Приоритетные направления и технологические тенденции оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / РЫНОК ВООРУЖЕНИЙ / ARMS MARKET / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / RESEARCH AND PRODUCTION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кохно Павел Антонович, Ситников Сергей Евгеньевич

В статье рассмотрены перспективы и основные тенденции технологического развития и совершенствования оборонно-промышленного комплекса России в существующей системе мирового рынка вооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кохно Павел Антонович, Ситников Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority directions and technological tendencies of defense industry complex

In article prospects and the main tendencies of technological development and improvement of defense industry complex of Russia in existing system of the world market of arms are considered

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления и технологические тенденции оборонно-промышленного комплекса»

УДК 623

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБОРОННО - ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Кохно Павел Антонович

научный консультант ФГУП «ЦНИИ «Центр», доктор экономических наук, профессор

Ситников Сергей Евгеньевич

старший научный сотрудник «Научно-исследовательского института — Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы » ФГБНУ

В статье рассмотрены перспективы и основные тенденции технологического развития и совершенствования оборонно-промышленного комплекса России в существующей системе мирового рынка вооружений.

Ключевые слова

• оборонно-промышленный комплекс,

• рынок вооружений,

• научно-производственный потенциал.

Kokhno Pavel, scientific consultant Central Shipbuilding Research Institute "Centre", doctor of economic sciences, professor

Sitnikov Sergey, senior research associate of Mytishchi research institute of radio measuring devices

Priority directions and technological tendencies of defense industry complex

In article prospects and the main tendencies of technological development and improvement of defense industry complex of Russia in the existing system of the world market of arms are considered.

Keywords

• defense industry complex,

• arms market,

• research and production potential.

Ускоренное технологическое развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) является необходимым условием решения долгосрочных задач, стоящих перед Россией, в области обороны и без-

опасности1. Конечная цель технологиче-скогоразвитияоборонно-промышленного комплекса на период до 2025 года - обеспечение оснащения Вооруженных Сил и других силовых структур новыми образцами, типами и видами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на базе современных нанотехнологий2 в требуемых количествах в заданные сроки, а также сохранение за Россией статуса одного из мировых лидеров в области военно-технического сотрудничества.

Вместе с тем необходимо учитывать, что ОПК, являясь наиболее наукоемким и высокотехнологичным сектором российской экономики, наряду с разработкой и производством ВВСТ должен решать задачи создания и расширения выпуска конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Соответственно, решение этой задачи является еще одной конечной целью технологического развития данного сектора экономики.

Ориентация на развитие ОПК как многопрофильного, высокотехнологичного, диверсифицированного, экономически устойчивого, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках военной и гражданской продукции промышленного сектора экономики России создает предпосылки для маневра средствами на ключевых направлениях научно - технического развития, однако не позволяет однозначно решить задачу выбора научно-технических приоритетов3.

В области обороны и безопасности целевое предназначение ОПК как производственного сектора - гарантированно обеспечивать оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов России современными образцами ВВСТ в требуемом объеме.

Задачи ОПК в гражданской сфере определяются, с одной стороны, стратегическими вызовами предстоящего десяти-

летия в сфере социально-экономического и технологического развития, в том числе усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, капиталов, технологий, рабочей силы, что предъявляет новые требования к конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций; поддержанием все в большей степени конкурентных позиций в мировой экономике за счет качества профессиональных кадров, что требует для обеспечения устойчивого развития роста производительности труда, модернизации и ускоренного развития отраслей, определяющих качество человеческого капитала, превращения среднего класса в доминирующую силу.

С другой стороны, определяются жизненно важными интересами России, в том числе необходимостью формирования научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках по ряду приоритетных направлений; структурной диверсификацией экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности; повышением эффективности использования первичных ресурсов (труда, энергоносителей, материалов); повышением качества жизни населения4.

Таким образом, при выборе приоритетных направлений развития ОПК во внимание должны быть приняты следующие факторы:

- задачи обеспечения жизненно важных интересов России в военной и гражданской сферах;

- обеспечение обороноспособности в существующей и прогнозируемой системе угроз;

- поиск путей решения энергетической проблемы, учитывая природно-климатические условия России;

- создание скоростного надежного дешевого транспорта, исходя из географи-

ческих особенностей и территориальных масштабов страны;

- совершенствование средств связи и технологий телекоммуникаций как необходимого условия развития современного высокотехнологичного производства и обеспечения качества жизни населения;

- поддержание экологической чистоты среды жизнедеятельности и др.;

- имеющийся в секторах научно-технический задел, интеллектуальный потенциал и опыт производственного персонала, достигнутый технологический уровень разработок и производимой продукции, подтвержденный реальным присутствием на мировом рынке наукоёмкой продукции.

Прогнозные оценки показывают, что в ближайшее десятилетие вероятен дальнейший рост объемов экспорта российской продукции военного назначения. Прогнозируется, что в этот период ежегодные объемы российского экспорта превысят отметку в 20 млрд. долл. США5. Это обусловлено сохранением (наиболее вероятно) или незначительным падением объемов сотрудничества с традиционными зарубежными партнерами и выходом на значительные показатели ряда относительно новых. Прогнозируется в целом сохранение или даже небольшой рост объемов поставок в Южную и Юго-Восточную Азию, а также существенный рост поставок в государства Ближнего Востока, Северной и Латинской Америки.

По видам военной техники можно ожидать следующее соотношение объемов поставок в период до 2020 года: авиационная техника и вооружение - около 50%; военно-морская техника - до 30 %; обычные вооружения - до 10 %; вооружение ПВО, радиоэлектроника и системы управления - около 8 %; боеприпасы - менее 3 %.

Формирование прогноза экспорта российской продукции военного назначения на более дальнюю перспективу затрудне-

но в связи с неопределенностью поведения мирового рынка и малого количества долговременных контрактов, срок действия которых заканчивается после 2015 года. Кроме того, положение усугубляется прогнозируемой на начало следующего десятилетия годов сменой поколения ряда классов вооружений, например: самолетов тактической авиации, бронетанковой техники, планируемым широким выходом на рынок новых видов военной техники, таких как образцы фронтового вооружения на новых физических принципах, боевые беспилотные авиационные комплексы.

Более того, усиливающееся отставание в технологиях создания ВВСТ (что обусловлено хронической нехваткой финансирования НИОКР, особенно фундаментальных и поисковых) и усиление конкуренции на традиционных для России рынках вооружений со стороны ряда развивающихся государств, активно наращивающих возможности национальной промышленности, в том числе, с использованием технологий, полученных в ходе сотрудничества с Россией, позволяют предполагать маловероятным продолжение роста российского экспорта продукции военного назначения после 2015 года, даже если кризисные явления в ОПК России будут преодолены.

В период 2015 - 2020 годов прогнозируется тенденция к снижению объемов поставок на мировой рынок российских вооружений. При этом к концу прогнозируемого периода вероятно сохранение объемов экспорта продукции военного назначения на уровне не ниже, чем в настоящее время. Это может быть достигнуто при условии принятия государством комплекса неотложных мер, в первую очередь, финансовых по поддержке научно-технологического и производственного потенциала российского ОПК, а также расширения взаимовыгодного научно-технологического сотруд-

ничества в военно-технической области с ведущими западными государствами.

По экспертным оценкам, до 2025-2030 года должны осуществиться 1-2 технологические модернизации ВВСТ, в результате которых на вооружении будут стоять ВВСТ 5-го и возможно 6-го поколений, реализующие современные концепции:

- интегрированных систем разведки, связи, управления, навигационно-временного обеспечения;

- интегрированных систем средств для парирования угроз на суше, в мировом океане, в воздушном и космическом пространстве, универсализации, информатизации, интеллектуализации средств;

- малогабаритных и сверхмалых средств, прежде всего, в сфере разведки, связи, управления (робототехника, в том числе микророботы);

- информационно-управляющих, моделирующих, логистических систем, систем обучения и тренажа.

Следующий цикл технологического перевооружения, когда будут реализо-вываться принципиально новые концепции, прогнозируется на период после 2030 года (2035-2050 годы).

В качестве наиболее важной стратегической цели эксперты отмечают задачу остаться на рынке. В ближайшие 5-10 лет позиции России на мировом рынке технологий, продукции и услуг ОПК можно считать достаточно прочными в области авиации, космоса, систем ПВО, автоматического стрелкового оружия. Что касается дальнейшей перспективы (после 2020 года), если Россия будет двигаться в фарватере ведущих стран мира, пытаясь преодолеть технологическое отставание по тем направлениям, в которых эти страны занимают лидирующее положение, ее постепенный уход с рынка технологий, продукции и услуг ОПК неизбежен6. Россия может остаться на рынке, если будет продвигать и реализовывать научно-

технические разработки, находящиеся в настоящее время на начальной стадии и могущие привести к появлению принципиально новых средств вооруженной борьбы и способов их применения. Другими словами, для сохранения в долгосрочной перспективе своих позиций России нужно найти новую технологическую нишу, что не означает отказа от поддержки перспективных, но традиционных направлений в той степени, которая связана с обеспечением обороны и безопасности страны и присутствием на рынке в кратко- и среднесрочной перспективе (до тех пор, пока это не требует слишком больших затрат и приносит прибыль).

По результатам анализа позиций России на мировом рынке наукоемкой продукции и услуг, в числе приоритетных отраслей ОПК могут рассматриваться: авиастроение, ракетно-космическая промышленность, промышленность вооружений и судостроение.

Основными индикаторами успешной реализации оптимального варианта технологического развития оборонно-промышленного комплекса промышленности на период до 2025 года являются7:

- безусловное выполнение по срокам, объемам и номенклатуре Государственной программы вооружений на 20072015 годы и последующих перспективных программ на 2020 и 2025 годы;

- увеличение до 15% доли России на мировом рынке военной авиации (фронтовой, учебно-боевых самолетов и беспилотных летательных аппаратов);

- увеличение доли России до 20-30% мирового рынка военно-транспортной авиационной техники;

- обеспечение доли России на уровне 20% мирового рынка военных кораблей и военно-морской техники;

- обеспечение значимого присутствия России на мировых рынках сухопутных вооружений, включая системы

ПВО и радиоэлектронные комплексы различного назначения;

- существенный рост объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения, выпускаемой предприятиями ОПК, также количества новейших технологий, передаваемых в гражданские сектора экономики.

Характеризующийся данными индикаторами вариант технологического развития ОПК представляется оптимальным, в наибольшей степени соответствующим национальным приоритетам научно-технологического развития и долгосрочным задачам в области обеспечения обороны и безопасности.

Реализация данного варианта технологического развития сектора определяющим образом зависит от преодоления таких его системных проблем, как несоответствие размера и структуры ОПК, а также уровня технологического развития входящих в него предприятий, стоящих перед сектором задач; существенное отставание от мировых лидеров по развитию технологий в большинстве областей, критически важных для разработки и производства перспективных ВВСТ; недостаточное использование потенциала ОПК для выпуска наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения, а также для технологического перевооружения других секторов экономики.

В соответствии с реализуемыми до 2025-2030 годов концепциями в числе доминирующих технологических направлений можно назвать новые материалы. В ближайшие 20 лет 90 % материалов будут заменены принципиально новыми. Прогресс в создании композиционных материалов, керамики, материалов для микроэлектроники и др.; гиперзвуковые технологии; технологии управления физическими полями во всех диапазонах длин волн; технологии направленной

энергии; технологии информационно-технического, информационно-

психологического и психофизического воздействия; нанотехнологии, нанома-териалы, наносистемная техника; информационные, телекоммуникационные технологии, технологии имитации и моделирования, дистанционного обучения.

Основные направления и задачи развития ОПК, в том числе технологического, сформулированы в таких документах, как «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Основы военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу», а также в ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». Соответственно, решение этих задач и достижение запланированных значений соответствующих индикаторов является необходимым условием реализации благоприятного варианта технологического развития оборонно-промышленного комплекса.

Еще одним условием реализации благоприятного варианта технологического развития ОПК является достижение результатов, запланированных в рамках формально не имеющих военной направленности федеральных целевых программ, таких как ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы, ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы и ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 годы и на период до 2015 года». Важность этих ФЦП объясняется тем обстоятельством, что по-

лучаемые в их рамках научно-технические результаты и создаваемые технологии также будут использованы для решения задач технологического развития ОПК.

Общим условием реализации благоприятного варианта технологического развития ОПК является перевод российской экономики на инновационный путь развития и решение других задач, сформулированных в Стратегиях развития России до 2020 и 2030 годов. В частности, необходимым условием является проведение государством глубокой реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, обеспечение высоких темпов развития отечественной науки и образования, смежных отраслей.

Возможные развилки технологического развития ОПК могут возникнуть в первую очередь за счет невозможности или срыва сроков реализации отдельных пунктов этой стратегии и перечисленных выше других программных документов.

Достижение конечных целей технологического развития ОПК и преодоление существующих в этой области системных проблем предполагают решение следующих основных задач8:

- образование интегрированных структур, создание центров компетенции по основным направлениям научно-технологического развития ОПК, в том числе на базе территориально-производственных кластеров;

- создание высокоэффективной системы корпоративного управления интегрированными структурами в ОПК и смежных областях;

- оптимизация производственных мощностей ОПК, в том числе сокращение излишних мощностей, дублирующих друг друга однотипных производств;

- определение основных направлений технологической модернизации и развития научно-технического и производственного потенциала интегрированных струк-

тур ОПК, разработка соответствующих долгосрочных корпоративных стратегий и развертывание работ по их реализации;

- комплексная модернизация, реконструкция и техническое перевооружение предприятий ОПК;

- поддержка в случае потребности импорта новейшего производственного оборудования, необходимого для производства конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения;

- обеспечение уровня загрузки предприятий ОПК, обеспечивающих достаточную рентабельность производства;

- принятие мер по повышению качества и снижению себестоимости выпускаемой продукции;

- обеспечение сектора инвестициями, необходимы для осуществления технологической модернизации и освоения всего жизненного цикла производства перспективных образцов ВВСТ, а также конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения;

- разработка, дальнейшее развитие и освоение важнейших технологий для обеспечения создания конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения;

- обеспечение доступа к отсутствующим в России критическим технологиям, необходимым для создания конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и гражданского назначения.

- проведение гибкой политики международного сотрудничества, сочетающей закупки комплектующих и технологий у мировых лидеров производства соответствующих систем и агрегатов, участие в технологических цепочках зарубежных производителей, вхождение в стратегические альянсы и совместные проекты со странами, создающими национальную оборонную промышленность;

- создание базовых условий для лик-

видации или сокращения зависимости России от зарубежных производителей в области технологий, необходимых для создания перспективных образцов ВВСТ;

- разработка перспективных проектов основных типов ВВСТ и новых конкурентоспособных видов продукции гражданского назначения;

- проведение комплекса мероприятий по подготовке к освоению производства перспективных образцов ВВСТ и новых видов продукции гражданского назначения;

- законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития ОПК;

- создание заново системы подготовки и переподготовки кадров для ОПК и смежных производств10.

Для достижения конечной цели технологического развития ОПК, связанной с сохранением за Россией статуса одного из мировых лидеров в области военно-технического сотрудничества, необходимо дополнительное решение следующих задач:

- эффективный выбор рыночных ниш (продуктовых и географических) для позиционирования ВВСТ российского производства;

- обеспечение конкурентоспособности по отношению к продукции иностранных производителей в выбранных для освоения нишах мирового рынка ВВСТ;

- завоевание не позднее 2020 года технологического лидерства на относительно открытых зарубежных рынках ВВСТ в выбранных для позиционирования рыночных нишах. Достижение технологического лидерства на некоторых сегментах глобального рынка ВВСТ означает, что Россия сможет предложить такой набор конкурентных преимуществ, базирующихся на использовании технологий новейших укладов, что сможет, как минимум на равных, конкурировать еще с двумя-тремя странами, также добившимися на этом сегменте рынка технологи-

ческого лидерства за счет реализации другого набора конкурентных преимуществ;

- установление и обеспечение достижения целевых ориентиров продаж в соответствующих сегментах мирового рынка ВВСТ;

- реализация активной и гибкой политики продвижения продукции ОПК военного назначения на экспорт11.

В решении вышеуказанных задач могут возникнуть определенные проблемы12, связанные с темпом модернизационных и инновационных преобразований в стране. Об этом свидетельствуют малый удельный вес инновационно активных предприятий (9 - 10%, в Германии - около 80%, Финляндии - свыше 50%, Литве - свыше 30%); невысокие показатели выпуска и экспорта инновационной продукции; крайне низкая доля частных затрат на исследования и разработки; незначительная доля России в мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения (0,5%, тогда как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 16%, Китая - 6%); невысокий удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции (6,1% против 15% - минимального показателя для современной конкурентоспособной экономики); незначительные величины затрат на модернизацию и технологические инновации в промышленности, явно несоизмеримые с реальными потребностями экономики в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной продукции.

Одной из главных причин подобной ситуации является низкий уровень инвестиций в инновации, которые позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снижать себестоимость, осваивать и выпускать новую конкурентоспособную продукцию, проникать на мировые рынки товаров и услуг. Поэтому не менее важным в процессе повы-

шения инвестиционной активности в России является решение вопросов, связанных с развитием конкуренции.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует комплексная система показателей состояния конкурентной среды на товарных рынках13. Необходима собственная система оценки состояния конкурентной среды в Российской Федерации. Такая оценка не только позволит отслеживать эффективность реализации государственной конкурентной политики, но и определять причины, препятствующие развитию конкуренции на товарных рынках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не отвечает задачам модернизации и сложившаяся отраслевая структура российского малого и среднего бизнеса, которая качественно отстает от уровня развития малого и среднего бизнеса в европейских странах, где количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует неторговый сектор экономики.

Созданные элементы инновационной системы и увеличение государственного финансирования не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям и диверсификации экономики. Не удалось переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций. Необходимо ускорение процесса интеграции национальной инновационной системы в глобальную, повышение инновационной активности и эффективности работы компаний, в том числе государственных. Требуется большее взаимодействие науки и бизнеса в целях повышения уровня коммерциализации научных разработок до уровня развитых стран ОЭСР.

Недостаточная приоритезация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, развитию человеческого капитала, поддержке инноваций в регионах не

позволила обеспечить необходимую комплексность подхода и ликвидацию "узких мест" в инновационной системе страны. В результате на сегодняшний момент ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок14. Нерешенными остаются и ряд других серьезных проблем, сохранение которых может свести к нулю результативность деятельности Правительства Российской Федерации и бизнеса в плане инновационного развития экономики страны. В первую очередь это:

- высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России (в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) Российская Федерация занимает лишь 112 место);

- наличие коррупции и излишних административных барьеров, прежде всего, для развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного;

- незаинтересованность кредитных организаций в финансировании рискового инновационного бизнеса;

- фрагментарность национальной инновационной системы, отсутствие должных взаимосвязей между ее элементами, надлежащей интеграции образования, науки и бизнеса;

- неразвитость рынка интеллектуальной собственности, неурегулированность распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств, недостаточный уровень защиты прав интеллектуальной собственности (по данному показателю в соответствии с Отчетом о мировой конкурентоспособности за 2012 год Всемирного экономического форума Россия занимает 125 место в мире);

- низкий уровень доверия в сочетании

с низким уровнем эффективности государственного управления;

- недостаточный уровень предсказуемости направлений развития государственного регулирования и государственной политики, сохраняющиеся проблемы межведомственной и межу-ровневой координации при планировании и реализации стратегических документов развития, недостаток оперативной и достоверной официальной статистической информации для принятия управленческих решений и корректировки государственной политики;

- недостаточное развитие механизмов государственно - частного партнерства, ограниченная эффективность государственных инвестиций;

- недостаточный кадровый, в том числе управленческий потенциал для развития инновационных секторов экономики и модернизации традиционных отраслей;

- отсутствие для предприятий стимулов к повышению производительности труда.

Перечисленные факторы негативным образом отражаются на инвестиционной привлекательности нашей страны и степени ее национальной конкурентоспособности на мировом уровне. Только неуклонное и последовательное решение перечисленных проблем позволит осуществить радикальный прорыв в инновационном развитии России. Вместе с тем страна сумеет выйти на устойчивый инновационный путь развития лишь тогда, когда инновации станут основой функционирования всех компонентов системы рыночного хозяйствования: формирования структуры производства и его технической базы, совершенствования систем управления, развития человеческого фактора производства15. Только в этом случае возможен переход от инноваций, как "точечного" экономического феномена, к преимущественно инновационному пути развития эконо-

мики. И в этом большая роль принадлежит информационно - коммуникационным технологиям (ИКТ).

Приоритетное развитие и широкое практическое использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах жизнедеятельности общества является сегодня необходимым условием не только для развития инновационной экономики, но также и для обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности страны, повышения уровня и качества жизни ее населения. Современные ИКТ обеспечивают экономию социального времени, создание новых рабочих мест, повышают эффективность использования национальных и мировых информационных ресурсов, содействуют повышению общего уровня образованности общества и развитию его интеллектуального потенциала. Кроме того, они существенным образом повышают эффективность других видов технологий (военно-технических, энергетических и социальных) и поэтому служат катализаторами многих процессов развития современного общества. Все эти важные свойства ИКТ дают основание отнести их развитие и практическое использование к одним из приоритетных направлений научно-технического и технологического прогресса в XXI веке и квалифицировать их в качестве критических технологий.

В целом научно-техническое и технологическое развитие оборонно-промышленного комплекса осуществляется на основе реализации проектного подхода при абсолютно доминирующей роли государства. С учетом существующих стартовых условий и тенденций, а также происходящих в настоящее время в ОПК и смежных областях процессов, это позволяет оценить вероятность реа-

лизации оптимального варианта комплексного развития данного сектора российской экономики как достаточно высокую (естественно, при решении основных системных проблем его развития и создании необходимых для этого условий, описанных выше), но связанную с большим числом рисков и неопределенностей различного рода.

В свою очередь, развитие Вооруженных Сил Российской Федерации и военное планирование ведутся с учетом геополитических потребностей России и принципа оборонной достаточности, а не фактически наличествующего потенциала. В ближайшие годы на разработку и закупку современных образцов вооружения будут потрачены триллионы рублей. Это огромные средства, и они должны быть эффективно использованы на оснащение армии и флота. На 2013-2015 годы доля планируемых расходов на национальную оборону составит: в 2013-м - 2,1 триллиона рублей, в 2014-м - 2,5 триллиона рублей, в 2015-м - более трех триллионов рублей. Для сравнения: на 2012 год заложено около 1,9 триллиона рублей. Суммарные расходы на национальную оборону с 2013 по 2015 год составят около 7,7 триллиона рублей. Выделенные по Госпрограмме вооружения до 2020 года 20 триллионов рублей будут вкладываться в производство новых видов оружия и военной техники. Рост показателей расходов на оборону, прописанных в статьях проекта бюджета, наглядно демонстрирует желание руководства страны перейти от слов к делу. Только на ядерное оружие планируется потратить более 100 миллиардов рублей до 2015 года. Бюджетные ассигнования по подразделу «Ядерно-оружейный комплекс» в 2013-2015 годах составят 29,28 миллиарда рублей, 33,3 миллиарда и 38,57 миллиарда соответственно. В 2012-м на ядерное вооружение затрачено 27,4 миллиарда рублей.

Литература

1. Кохно П.А. Приоритеты научно-технологического развития // Общество и экономика. - 2012. - №. 2. - С. 41-58.

2. Кохно П.А. Современный этап освоения нанотехнологий. // Аналитические записки. Приложение к журналу «Международная жизнь» апрель-июнь 201о. - С. 82-95.

3. Ситников С.Е. Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов оборонно-промышленного комплекса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. -2013. - № 11. URL: http://ekonomika.snauka. ru/2013/11/3343 (дата обращения: 27.11.2013).

4. Кохно П.А. Теория экономического развития. - М.: Граница. - 2011. - 544 с.

5. Кохно П.А. Экспорт высокотехнологичной промышленной продукции // Военная мысль.-

2012. - № 3. - С. 59-72.

6. Кохно П.А., Кохно А.П. Оптимизационные модели распределения финансовых средств на приоритетные программы несущих отраслей экономики // Общество и экономика. - 2012. -№10.- С. 3-14.

7. Наукоёмкая продукция: оптимизация финансирования / П.А. Кохно. - Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2013. - 484 с.

8. Кохно П.А. Модель будущего. - М.: Алгоритм, 2013. - 752 с.

9. Кохно А.П. Финансово-промышленный капитал интегрированных структур // Общество и экономика. - 2011. - № 11-12. - С. 126-147.

10. Кохно П.А. Методика определения потребности перспективных рынков труда в квалифицированных кадрах // Человек и труд. - 2011, № 3. - С. 25-30.

11. Кохно П.А. Экспортные потери от неквалифицированного менеджмента// Вестник Академии Тринитаризма, - М., Эл № 77-6567, публ.16754, 15.08.2011.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.08.2013 № 1414-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (в новой редакции)».

13. Кохно П. А. Модель будущего. Часть 2. Конкурентный цикл. Глава 7. Высокотехнологичный конкурентный рынок. - М.: Алгоритм,

2013. - С. 468-494.

14. Кохно П.А. Инновационной экономике России нужна научная монетарная и кредитно-денежная политика // Федеральный патриотический вестник, 2013.- №4/11. - С. 65-71.

15. Кохно ПА России нужна инновационная экономика труда // Человек и труд-2013, № 5-6.- С. 47-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.