Научная статья на тему 'Национальная идея и направления современного инновационно-технологического развития и сотрудничества России'

Национальная идея и направления современного инновационно-технологического развития и сотрудничества России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная идея / инновация / технология / Российская Федерация / интеграция / многонациональное сообщество / патриотизм. / the national idea / innovation / technology / Russian Federation / integration / multicultural community / patriotism.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная идея и направления современного инновационно-технологического развития и сотрудничества России»

Мельников В.П.

д.т.н., профессор МАИ (НИУ), президент РОО АИПАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ

Ключевые слова: национальная идея, инновация, технология, Российская Федерация, интеграция, многонациональное сообщество, патриотизм.

Keywords: the national idea, innovation, technology, Russian Federation, integration, multicultural community, patriotism.

В печати, на различных конференциях и семинарах, форумах много лет проходит общероссийская дискуссия по вопросам национальной идеи современной России. При этом предлагаются различные варианты, начиная от самобытности России, в основном русского народа, в том числе и эмигрантов, до национальной идеи на базе государственной идеологии, например, какой-либо ведущей партии в современной России.

При этом современной национальной идеей России во всех областях жизнедеятельности ее народов могло бы стать постоянное информационно-технологическое совершенствование всех отраслей промышленности и общества на инновационной основе, за счет интенсификации применения как внутренних ресурсов, так и возможностей от взаимодействия со сторонами-партнерами, например, со странами БРИКС, ШОС, ЕврАзЭс и др.

Для ее реализации в различных направлениях за счет внутренних и внешних резервов необходима духовная (российская) увлеченность населения в отношении максимального использования человеческого труда, талантов россиян, технологических возможностей и природных ресурсов под лозунгом «Ломоносовский прорыв»1.

Реализация возможностей российского сообщества в ускоренной социально-экономической и технологической модернизации возможна только при пересмотре принципов научного обеспечения «Национальной технологической инициативы». Здесь важно перейти к чисто демократическим процедурам оценки научности и ненаучности (лженаучности) результатов исследований различных плохо понимаемых мировым сообществом явлений, многих из которых мы называем аномальными. Следует задуматься над возможностями раскрытия физических основ явлений гипноза, телекинеза, телепортации, антигравитации и т.д. Также целесообразно использовать уже накопленный опыт человечества по созданию военных оружейных технологий летального и нелетального действия .

Для инновационно-технологического развития промышленности и жизнеобеспечения населения страны может иметь большое значение построение концепции современной национальной идеи России на инновационной информационно-технологической основе.

Прежде всего необходимо принять как базовую идею национальной модернизации - позиционирование государства «Россия» как «интеграционного демократического социального многонационального сообщества» (ИДСМС) патриотического союза и братства его народов с фундаментальным постулатом-лозунгом: «Всем по труду, от каждого по способностям и возможностям».

На современном этапе развития российского общества возникает необходимость рассматривать концептуальные положения национальной доктрины (идеи) с учетом информациологических связей и взаимодействий с различными странами и их сообществами на основе интеграции принципов, взглядов и положений, которые должны определять национальную консолидацию России с государствами и странами различного строя и политических воззрений.

Становится очевидным, что национальная идея РФ должна находиться в постоянном изменении в зависимости от среды функционирования России, но в своей фундаментальной основе оставаться постоянной. Такая идея должна иметь космопланетарный характер и отражать всю сложность информациологических взаимодействий цивилизованного развития.

В статье «Россия: национальный вопрос» В.В. Путин отмечает, «что национальная идея России в ее неразъем-ности, в исторически сложившихся многих национальностей, культур и народов. Главная национальная идея России в том, что невозможно разделить народы, принявшие добровольно решение жить вместе с русским народом. Россия -многонациональная держава. Задача - сделать так, чтобы эта ситуация оставалась нетленной». Это определяет основополагающий взгляд на национальную идею как на фундамент современной научно обоснованной парадигмы сообщества Российской Федерации, обладающей характеристиками постоянного функционирования в своем интеграцион-

1 Мельников В.П., Никитин В.П. Национальная идея в современных интересах и приоритетах информационно-технологического развития России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН ИНИОН, отд. научн. сотрудничества и межд. связей. - М., 2016. - Ч. 1. - С. 542-550.

2

Мельников В.П. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. - М.: Курс, 2017; Правдивцев В. Л. Тайные технологии. Биосферное и геосферное оружие. - М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012.

ном взаимодействии с окружающим миром. Надо только понимать, что интеграция как один из функциональных принципов управления функционированием любых систем подразумевает проявление новых свойств в системном информациологическом взаимодействии сообществ, объектов, процессов и их составляющих.

Здесь также можно отметить фундаментальность базовых принципов любых системных организаций и управления ими1. К ним относятся:

- системность - организация государства как системы интегрированных многонациональных сообщества союза, единства и братства их народов;

- комплексность - представление инфраструктуры управления функционированием, обеспечением вещественной, информационной, энергетической и геополитической безопасности существования и успешного развития ИДСМС;

- модульность - построение ИДСМС как комплекса многофункциональных модулей союза, единства и братства регионального и межрегионального взаимодействия с высоким уровнем существования и устойчивого развития;

- декларативность - системная организация нормативно- правового обеспечения функционирования региональных и отраслевых модулей ИДСМС и отдельных индивидов;

- интегративность - способность проявлять новые свойства от комплексного взаимодействия модулей ИДСМС;

- адаптивность - способность изменять геополитическую направленность действий и функционирования в зависимости от изменения окружающей среды.

В современных геополитических условиях национальная идея России должна следовать еще одному принципу -принципу гибкости применения патриотического союза, единства и братства ее народов. Эта триада, несмотря на изменяющиеся политические условия окружения страны, должна оставаться незыблемой.

Здесь большое значение приобретает интеграция на основе единой инновационно-технологической концепции, которая может быть построена на основе типовой функциональной схемы адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью (рис. 1) как отдельно взятой страны, так и целого содружества стран.

Внешняя среда

Рисунок 1.

Обобщенная типовая функциональная схема адаптивного маркетингового управления

инновационной деятельностью

Управление развитием инновационно-технологического сотрудничества может быть осуществлено на основе восьми приоритетных направлений и 34 критических технологий деятельности РФ, утвержденных Президентом России.

Это сотрудничество раскрывает новые возможности информациологического взаимодействия и будет еще больше благоприятствовать всем странам, участвующим в сотрудничестве, так как интеграция в своей сущности подразумевает открытие новых свойств и получение инновационных результатов от взаимодействующих сообществ в следующих направлениях:

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

АСТПП - автоматизированная система технологической подготовки производства;

- скоординированное информационно-технологическое развитие стран содружества на основе применения инновационных технологий;

- повышение потенциала сотрудничества в областях науки, образования и информационно-технологического развития стран на основе формирования единого научно-технологического и образовательного пространства;

- эффективная координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих особую значимость для инновационного и технологического сотрудничества;

- подготовка квалифицированных кадров для реализации программ и проектов инновационного информационно-технологического развития и сотрудничества стран;

- формирование интегрированного экспертного сообщества в странах сотрудничества по проблемам стратегического управления и инновационного развития.

1 Мельников В.П. Информационные технологии. Учебник для ВУЗов. М.: ОИЦ «Академия», 2008.

359

Для успешного решения задач сотрудничества в указанных направлениях целесообразно сформировать базовые принципы их взаимодействий. В современных условиях можно выделить девять таких принципов. Шесть из них уже были описаны выше, но в отношении сотрудничества следует дополнительно использовать и три следующих:

7. Гибкость - возможности быстрой перестройки процессов управления интеграцией в зависимости от воздействия внутренних и внешних факторов.

8. Инновационность - создание, разработка и внедрение новых конструктивно-технологических и управленческих решений, отличных от уже существующих.

9. Безопасность - состояние защищенности граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В России уже имеется опыт довольно успешного планирования развития науки, технологий и техники на основе восьми «Приоритетных направлений» и 34-х «Критических технологий», перечни которых утверждены 21.05.2006 г. президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ приведен на рис. 2.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации

- Безопасность и противодействие терроризму

- Живые системы

- Индустрия наносистем и материалы

- Информационно-телекоммуникационные системы

- Перспективные вооружения, военная и специальная техника

- Рациональное природопользование

- Транспортные, авиационные и космические системы

- Энергетика и энергосбережение

Рисунок 2.

Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации

Эти направления и критические технологии можно рекомендовать в качестве основы построения ядра информационной БД управления интеграционным сотрудничеством стран. Схема построения ядра БД интеграционного сотрудничества стран содружества приведена на рис. 3.

IV

II

Рисунок 3.

Схема построения ядра информационной БД интеграционного сотрудничества стран

Анализ перечня критических технологий и восьми приоритетных направлений развития РФ позволил по признакам взаимосвязей и комплексного решения проблем современного технологического развития выделить четыре группировки критических технологий РФ, обеспечивающие наиболее важные комплексные направления1.

Организации ряда стран, попав в нишу технократического застоя (Россия, страны СНГ и некоторые страны БРИКС) недостаточно эффективно защищают достижения своих государств, особенно в сферах, где эти государства были передовыми в мире. Причин здесь много:

Содержание группировок технологий I, II, III, IV приведены в работе: Мельников В.П. Современные возможности комплексной интеграции стран БРИКС в космопланетарной безопасности // Сб. тр. Академии ИПАН, докладов, тезисов и сообщений.

2ая Межд. научн.-практич. конференция. Научное издание. - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 171-184.

- ошибки политического руководства стран;

- недостатки финансового обеспечения;

- отсутствие правовой базы управления обществом;

- ориентация на зарубежные технологии;

- непонимание масштабов информационной войны и ее последствий для общества и государства;

- недостатки во взаимосвязях структур управления государством;

- коммерциализация всех видов деятельности и всех слоев населения и их мышления;

- отсутствие единой государственной политики в области научной и промышленной деятельности.

Подобные заключения также были сделаны на заседании Экспертного Совета РФ в РКК «Энергия» им. С.П. Королева1 .

В рекомендациях Экспертного Совета отмечается, что переход экономики России на рыночные механизмы регулирования, ориентация на развитие сырьевых отраслей экономики, обеспечивающих рост ВВП в основном за счет добычи и экспорта энергоносителей, привел к сокращению темпов роста перерабатывающих отраслей промышленности, что существенным образом отразилось на развитии отечественного машиностроения. Сократились объемы производства станков и оборудования. Утрачены передовые позиции российского машиностроения в авиационной, судостроительной, станкостроительной промышленностях, в производстве машин, приборов и оборудования для отраслей оборонной и гражданской промышленности. В сложном положении оказались отрасли ракетно-космического, энергетического и сельскохозяйственного машиностроения. Сокращение объемов финансирования и заказов привело к практической деградации отраслевой науки. Сократился приток молодых кадров на промышленные предприятия, в том числе на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Износ основных фондов и оборудования отраслей тяжелой промышленности составляет более семидесяти процентов, что превышает критическую отметку. По ряду отраслей отечественного машиностроения, в первую очередь, по ракетно-космическому машиностроению, назрела необходимость создания интегрированной системы управления жизненным циклом изделий и ресурсами предприятий в целях обеспечение сокращения сроков и повышения эффективности разработки, производства и успешного вывода на рынок конкурентоспособных изделий. Для создания этой системы необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральную целевую программу «Электронная Россия», а также в существующие отраслевые и межотраслевые программы.

Очевидно, что создание интегрированной системы управления жизненным циклом изделий и ресурсами предприятий через целевые программы «Электронная Россия», «Национальная технологическая база» (2012-2016 гг.), а также с помощью существующих отраслевых и межотраслевых программ не решит проблемы технологической и технократической ниши России и стран БРИКС, особенно в авиационной и ракетно-космической отраслях. Здесь нужны

еще более крупные как межнациональные, так и национальные программы по обеспечению национальной безопасно-

2

сти в различных отраслях деятельности стран сотрудничества .

Наиболее важной составляющей национальных интересов стран сотрудничества в информационно-технологической сфере3 является развитие средств производства их автоматизации во всех отраслях промышленно-стей, социальных сферах, индустрии различного машиностроения, в том числе и прежде всего станкостроения, робототехники, средств транспорта для перемещения грузов, людей, оборудования и т.д. в различных средах: по Земле и под Землей, по воде и под водой, в атмосфере, ближнем и дальнем космосе. В современных условиях только на основе научно-обоснованных прогностических решений опережающего характера можно построить стратегическую систему управления информационно-технологической модернизацией4.

В методологии обеспечения интеграционных процессов информационно- технологического развития отраслей можно выделить общие методы обеспечения, которые разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.

К правовым методам обеспечения такого развития относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационно-технологической сфере и нормативных методических документов по вопросам обеспечения интеграционного взаимодействия стран в этом направлении.

К организационно-техническим методам обеспечения информационно-технологического развития можно отнести:

- создание и улучшение системы обеспечения информационно-технологического развития интеграции стран с условиями постоянного совершенствования;

1 Рекомендации Экспертного Совета РФ в РКК «Энергия» им. С.П. Королева // Наука и технологии в промышленности. 2008. - № 1-2. - С. 1-5.

2 Мельников В.П. Информационные технологии. Учебник для вузов. - М.: ОИЦ «Академия», 2008; Мельников В.П. Современные возможности комплексной интеграции стран БРИКС в космопланетарной безопасности // Сб. тр. Академии ИПАН, докладов, тезисов и сообщений. 2ая Межд. научн.-практич. конференция. Научное издание. - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 171-184; Мельников В.П. и др. Обеспечение информационной безопасности деятельности машиностроительных предприятий. Учебник для вузов. Ч. 1-2. - Старый Оскол, 2007.

3 Мельников В.П. Аномальные ЛА-транспорт будущего. Научное монографическое издание. - М.: Буки-Веди, 2016.

4 Рекомендации Экспертного Совета РФ в РКК «Энергия» им. С.П. Королева // Наука и технологии в промышленности. 2008. - №1-2. - С.1-5; Мельников В. П., Рогожин К.Л. Инновационный подход в развитии транспортных средств // Перспективы скоординированного социально- экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Труды 1-й международной научной конференции. 30-31 окт. 2012 г. - М.: ИНИОН РАН, 2013.

- усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов власти других стран, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационно-технологической области, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;

- разработка, использование и совершенствование ИТ и средств информационной безопасности (ИБ), методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;

- создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к технологической информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение ИТ, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

- выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования, технологических, информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;

- сертификация средств ИТ, технологического оснащения различных производств и защиты информации, лицензирование деятельности в области технологического оснащения и защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;

- совершенствование системы сертификации, технологических средств и ИТ, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных, систем обработки информации в соответствии с требованиями информационно-технологической модернизации;

- контроль за действиями персонала в защищенных технологических системах, подготовка кадров в области обеспечения информационно-технологического развития отраслей;

- создание системы мониторинга показателей и характеристик информационно-технологической модернизации в регионах, отраслях, в наиболее важных сферах жизни и деятельности стран сотрудничества.

Экономические методы обеспечения информационно-технологического развития включают в себя:

- разработку программ обеспечения информационно-технологического развития и определение порядка их финансирования;

- совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов информационно-технологической модернизации, создание системы страхования информационных и технологических рисков физических и юридических лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка уровня информационно-технологического развития в каждой отрасли промышленности должна быть основана на достоверном статистическом материале по критериям оценки информационно-технологического состояния с учетом международной методологии оценок. При этом необходимо учесть уже имеющийся базовый задел по реализации информационно-технологической модернизации стран сотрудничества, документально утвержденный правительствами и уже реализующийся.

Для комплексного решения этой проблемы интеграционного развития стран целесообразно как на государственных так и на региональных (отраслевых) уровнях создание единых центров управления информационно-технологической модернизацией с функциями:

Централизованного управления информационно-технологическим развитием в науке, технологиях и технике под непосредственным контролем регионального или отраслевого руководства.

- Самостоятельного сбора и анализа показателей информационно-технологического развития в странах сотрудничества.

- Правовой, финансовой, социальной и технической ответственности за реализацию приоритетных направлений и критических информационно-технологических решений на ближайшее и будущее время.

- Ответственности и прав за концептуальное и стратегическое планирование и реализацию программ информационно-технологического развития, научно обоснованное прогнозирование развития науки, технологий и техники как минимум на 10-15 лет.

- Правового и финансового управления реализацией задач информационно-технологического развития.

- Разработки предложений и рекомендаций по стратегическим направлениям информационно-технологического развития.

В области управления информационно-технологическим развитием целесообразно использовать новые научно-обоснованные подходы к вопросам управления инновационной деятельностью1. Практически адаптивное маркетинговое управление технологическим развитием, а в ближайшие годы «технологической модернизацией», в регионах и отраслях может быть построено на базе девяти основных принципов управления интеграции. Целесообразно использовать обобщенную типовую функциональную схему адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью (рис. 1), которая может быть скорректирована модернизацией отраслей на основе инновационного подхода.

Учитывая что развитие технологической базы в России, а также в США и других западных странах осуществляется в направлении максимальной роботизации и безоператорного управления техническими средствами различного назначения, целесообразно рассмотреть инновационные предложения по направлениям нетрадиционных технологий, которые разрабатываются либо в замену, либо в дополнение к традиционным, принятым в мире за базовые. Такие

1 Мельников В.П., Смирнова Н.А., Демина С.А., и др. Аспекты адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в жизненном цикле организации // Вестник ВГТУ. 2012. - № 7.1. - С. 7-13.

технологии имеются практически во всех видах производств и сфер функционирования общества и, в большинстве своем, решают самые трудные технологические задачи. Особенностью этих технологий являются повышенные технико-экономические характеристики и универсальность применения в любой промышленной отрасли и человеческой деятельности.

Обоснованием этому служит то, что традиционные, принятые во всем мире технологии устарели и требуют за-

мены1.

В России насчитываются несколько научно-технических школ по нетрадиционным технологическим процессам, но наиболее продуктивной и широкоохватывающей по видам нетрадиционных технологий в машиностроении является школа профессора Смоленцева В.П. (ВГТУ г. Воронеж). Так, например, специалистами этой школы предлагается направление нетрадиционных технологических процессов с наложенными электрическими полями. Специалисты Московского авиационного института применяют универсальные технологии автоматизации производства любых изделий с помощью накладных шаговых систем и роботов (НШСиР), а также методологии создания транспортных систем наземного и подземного, водного и подводного, атмосферного и космического базирования с отличными от существующих видов транспорта характеристиками и показателями (транспорта будущего). Накладные шаговые системы и роботы были использованы при изготовлении «Бурана» и на множестве заводов авиационно-космической отрасли. Это направление реализует универсальные концепции машиностроения ХХ1-ХХ11 веков на базе нетрадиционных информационных гибких технологий контроля, управления и производства.

Измерительные комплексы ПИМ-01 и ПИМ-02, использованные для создания геометрической модели оболочки изделия «Буран» приведены на рис. 4. Измерительная информация, полученная с помощью встроенных в стапельную оснастку НШСиР измерительных устройств позволила создать программы групповой обработки заготовок теплозащитного покрытия (ТЗП) изделия «Буран», а затем и приклейки его на поверхность ТЗП.

Рисунок 4.

Измерительные комплексы ПИМ-01 и ПИМ-02, использованные для создания геометрической модели изделия «Буран»

НШСиР могут быть применены в любой промышленной отрасли и человеческой деятельности и предусматривают комплексный, частный или локальный подход к объекту информационно-технологического взаимодействия, построены на основе применения накладных шаговых информационно-технологических роботов с адаптивным управлением, информационных моделей технологических поверхностей объектов, режимов взаимодействия роботов с ними, в том числе при применении нетрадиционных, прогрессивных технологических процессов контроля, управления и производства.

На базе этой методологии построены высокоэффективные предложения по созданию систем изготовления и контроля изделий неограниченных размеров и форм, гибких производственных систем (ГПС) принципиально новых типов машин и устройств, обладающих малой материалоемкостью, высоким уровнем автоматизации и широкими об-

1 Мельников В. П. Современные возможности комплексной интеграции стран БРИКС в космопланетарной безопасности // Сб. тр. Академии ИПАН, докладов, тезисов и сообщений. 2-я Межд. научн.-практич. конференция. Научное издание. - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 171-184; Рекомендации Экспертного Совета РФ в РКК «Энергия» им. С.П. Королева // Наука и технологии в промышленности. 2008. - № 1-2. - С. 1-5; Мельников В.П. Аномальные ЛА-транспорт будущего. Научное монографическое издание. -М.: Буки-Веди, 2016; Мельников В.П., Смирнова Н.А., Демина С.А. и др. Аспекты адаптивного маркетингового управления инновационной деятельностью в жизненном цикле организации // Вестник ВГТУ. - Воронеж, 2012. - № 7.1. - С. 7-13; Мельников В.П. Теория накладных шаговых систем. - М.: МАИ-ПРИНТ, 2009; Смоленцев В.П., Мельников В.П. и др. Нетрадиционные технологии в технике, экономике и социальной сфере // Минвуз, сб. научн. тр. - Вып. 2. - Воронеж: ВГТУ, 2000.

ластями применения за счет использования унифицированных модульных компоновок конструкции информационно-технологических роботов и устройств.

В настоящее время уже используется подобная методология проектирования, реализуемая на базе «3Б- моделирования» (рис. 5 и рис. 6) с помощью «3Б-принтеров».

Рисунок 5.

Общий вид «3Б-принтера» (РппШоо^ для создания послойного наращивания материалов

в радиоэлектронике

Результаты по предлагаемому комплексу технологий в значительной степени апробированы и внедрены на предприятиях различных отраслей: машиностроительной, авиационной, космической и других. Имеются экспериментальные и отдельные серийные технологии, конструкции оборудования и образцы оснастки по нетрадиционным технологическим процессам, но множество разработок находятся в стадии патентования и исследований, и для наиболее перспективных проектов необходим НИОКР.

Рисунок 6.

Общий вид модельного комплекса по «3Б-моделированию» путем постепенного

наращивания материалов

Можно привести примеры новых нетрадиционных технологических процессов, которые могут быть применены как высокоэффективные на базе НШС.

1. Технологии применения композиционных диффузионно-твердеющих припоев для бесфлюсовой пайки конструкционных материалов, особенно для крупногабаритных изделий (разнородных металлических, неметаллических и композитов).

2. Электроэрозионная обработка материалов.

3. Лучевые метолы обработки: электролучевая, светолучевая, плазменная.

4. Ультразвуковая обработка материалов.

5. Электрогидравлическая обработка и магнитно-импульсное формообразование.

6. Электрохимические процессы обработки, анодирования, полирования и др.

7. Комбинированные методы обработки, основанные на сочетаниях различных процессов воздействия, например, химического с тепловым, механического с электрохимическим, постоянного и импульсного и т.д.

8. Оптические и лазерные методы контроля и ориентации для автоматизации различных технологических процессов и управления движущимися объектами с повышенной точностью.

Анализ развития авиационно-космической деятельности России показывает следующее:

1. Аппаратные решения в авиационно-ракетно-космических отраслях имеют традиционный характер. Они ориентированы на крылатые авиационно-космические аппараты, обладающие множеством недостатков, особенно в эксплуатации. Практически отсутствуют научные исследования в областях новых двигательных систем больших мощностей и высоких скоростей, новых форм ЛА, разработок перспективных видов движения в космосе, атмосфере Земли и

под водой. За рубежом вопросами антигравитации занимается более 300 фирм США, Канады и стран Западной Европы, На базе опыта фашистской Германии в ракетной и дискообразной летной технике они исследуют и разрабатывают авиационно-космические ЛА вертикального взлета и посадки с летными характеристикам, приближенными к параметрам неопознанных летательных объектов (НЛО). Ими проводятся испытания летных образцов дискообразных бомбардировочных и истребительных авиакосмических систем. Большая часть этих исследований носит закрытый характер.

2. Россия уже более пятнадцати лет не принимала каких-либо законодательных актов в национальной политике освоения космоса. США уже много лет развивают и реализуют «Новую национальную космическую политику США». Действие этой политики распространяется не только на космическое пространство, в ее рамках реализуются такие программы, как ГИР, ПРО, «Всевидящие боевые секторы», проект «Всеобщая информационная осведомленность», ведется активная информационная война и т.д.

России и ее партнерам по интеграционным процессам необходима информационно-технологическая революция и, прежде всего, в радиоэлектронных, авиационно-ракетно-космических областях. Технологический «Ломоносовский прорыв», учитывая застойный характер в ее авиационной и космической отраслях, может быть осуществлен путем ускоренной реализации поисково-конструкторских работ по разработке дискообразных аппаратов вертикального взлета и посадки двухсредного, а затем и трехсредного функционирования различного назначения: гражданских и военных перевозок людей, грузов, малой авиации, автомобилестроения с широкими функциями перемещения по Земле и под землей, в воздухе, по воде и под водой, на базе единого (типового) методологического подхода в формировании форм, принципов движения, энергетического обеспечения и современных технологий изготовления транспортных средств.

По нашему мнению, при планомерной, но интенсивной, реализации этого подхода Россия в сотрудничестве с другими странами могла бы за 10-15 лет осуществить информационно-технологическую революцию не только в транспортных отраслях.

Подводя итоги по рассмотрению ключевых проблем и решений современного инновационно-технологического развития не только авиационно-космических отраслей можно признать необходимым следующее:

1) Считать основным научно-техническим направлением развитие перспективных опережающих информационных технологий - проектирования, производства, коммуникаций и т.д.

2) В качестве основной задачи инновационно-технологического развития России в области автоматизации машиностроения, авиационной, ракетно-космической и других отраслях промышленности признать разработку программного и технологического оснащения для производств и бытового обслуживания на базе традиционного станкового оборудования и контрольно-технологических роботов и устройств.

Разработка и реализация универсальной концепции машиностроения, приборостроения и других отраслей на базе как традиционных, так и нетрадиционных информационных и гибких технологий контроля, управления и производства, а также гибких роботизированных производств крупногабаритных машин и изделий (ЛА, судов, наземного транспорта, строительных сооружений и т.д.) на основе технологий НШСиР позволяет сэкономить России и ее партнерам по интеграционным процессам значительные средства на модернизацию и развитие своих экономик. Особенно это эффективно можно реализовать с помощью методологии ускоренной технологической модернизации.

В то же время создание малогабаритных механизированных, полуавтоматизированных и автоматизированных устройств универсального назначения для медико-биологического анализа и лечения, механо- и другой обработки изделий из различных материалов: дерева, цветных металлов и сплавов, порошковых и композиционных материалов любой формы, плоской и пространственной конфигурации, неограниченных размеров и расположения поверхностей (рубанки, дрели с принадлежностями, «болгарки», циркулярные пилы и т.д.), а также для нанесения покрытий, рисунков, инкрустаций и т.д., можно осуществить в рамках развития малого и частного предпринимательства и тем самым решить проблему занятости населения, особенно сельских поселений.

3) Наиболее важным направлением информационно-технологического развития России считать создание мобильных транспортных средств на основе единых типологических конструктивных решений для наземного, водного, подводного, воздушного и космического функционирования со свойствами вертикального взлета и посадки.

Создание новых типов универсальных машин и устройств: колесных, шагающих, летающих, на воздушной подушке, электромагнитной и других подвесках, транспортных судов и технологического оборудования с уникальными свойствами и характеристиками позволит оптимально решить проблемы «транспортного коллапса» на дорогах и заложить основы для создания «транспорта будущего».

4) Большое значение для информационно-технологического потенциала России и ее партнеров по интеграционным процессам в настоящее время имеет сохранение и использование морских и прибрежных ресурсов этих стран через развитие водного и подводного огородничества, что непременно расширит их производственные возможности.

5) В области образования и подготовки кадров различного уровня квалификации целесообразно в рамках «Национальной технологической инициативы» использовать методологию консолидированного образования, ориентированную в том числе и на подготовку специалистов для авиационной и ракетно-космической отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.