ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ
МОДЕРНИЗАЦИИ
А. С. РУМЯНЦЕВ
В данной статье рассматривается динамика развития промышленной политики, приоритетных отраслей производства (авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационные технологии) России в условиях глобализации и модернизации.
Ключевые слова: промышленность, промышленная политика, приоритеты, развитие базовых отраслей промышленности.
В эпоху глобализации каждая страна соизмеряет свои достижения и позиции в мировой экономике с другими государствами. Конкуренция на мировых рынках становится все более жесткой, требуется правильный выбор направлений промышленной политики, приоритетов ее реализации.
Сегодня главным препятствием участия России на международном рынке является топливносырьевая ориентация хозяйства государства, которая бесперспективна, так как легко уязвима с точки зрения объемов, стабильности экспортных доходов. Расширение участия российских компаний в международной производственной кооперации зависит от выработки промышленной политики.
На наш взгляд, промышленная политика государства представляет собой совокупность мероприятий, предпринимаемых для оказания позитивного влияния на деятельность хозяйствующих субъектов в сфере промышленности на различных этапах их жизненного цикла.
В настоящее время основой государственной политики в области реформирования промышленного комплекса, в частности, является Концепция долгосрочного развития России - 2020 г., в которой выделены приоритетные отрасли промышленности:
- авиационная промышленность и двигателестроение;
- ракетно-космическая промышленность;
- судостроительная промышленность;
- радиоэлектронная промышленность;
- атомный энергопромышленный комплекс;
- информационно-коммуникационные технологии.
Готовая продукция этих отраслей имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. На сегодняшний момент доля продукции высокотехнологичных отраслей в российском экспорте товаров обрабатывающей промышленности составляет 7 %, что значительно ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития, составляющего 23-25 % [4].
Целью государственной политики в области развития авиационной промышленности и двига-телестроения является создание высококонкурентной авиационной промышленности, возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объему гражданской продукции, достижение 10-15 %-ного уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020 - 2025 гг.
Приоритетными направлениями развития авиационной промышленности станут следующие:
- первое направление - создание ряда перспективной авиационной техники и двигателей;
- второе направление - обновление авиапромышленного комплекса, в том числе развитие производственного, конструкторского и научноисследовательского потенциала, развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров, увеличение объема научных исследований, увеличение количества создаваемых новых технологий и ускорение их внедрения, внедрение и развитие новых технологий проектирования и производства авиатехники, расширение применения композиционных материалов при производстве авиационной техники, создание опытных самолетов и двигателей (демонстраторов новых технологий), снижение трудоемкости серийно
выпускаемой авиатехники в среднесрочной перспективе не менее чем в 1,3-1,6 раза;
- третье направление - поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, в том числе развитие лизинга, распространение лизинга на поставки в рамках военно-технического сотрудничества, кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима, организация политико-дипломатической поддержки, поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции, совершенствование нормативно-правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнеров [2].
Целью государственной политики в ракетнокосмической промышленности является создание экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности увеличится в 2010 г. в 1,32 раза по сравнению с 2007 г., а в 2015 г. - в 1,8 раза. Доля присутствия ракетно-космической продукции на мировом космическом рынке увеличится с 8 до 15 %.
Приоритетными направлениями государственной политики в этой области являются следующие:
- первое направление - создание космических комплексов и систем нового поколения с техническими характеристиками, обеспечивающими их высокую конкурентоспособность на мировом рынке;
- второе направление - завершение создания и развитие системы ГЛОНАСС;
- третье направление - развитие спутниковой группировки, в том числе создание группировки спутников связи, обеспечивающих рост использования всех видов связи - фиксированной, подвижной, персональной (на всей территории Российской Федерации), создание группировки метеорологических и картографических спутников, способных передавать информацию в реальном масштабе времени;
- четвертое направление - расширение присутствия России на мировом космическом рынке;
- пятое направление - проведение организационных преобразований в ракетнокосмической промышленности.
До 2015 г. будут образованы 3-4 крупные российские ракетно-космические корпорации, которые к 2020 г. будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для реше-
ния экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны;
- шестое направление - модернизация наземной космической инфраструктуры и технологического уровня ракетно-космической промышленности [2].
Целью государственной политики в сфере судостроения является создание новой конкурентоспособной судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.
Объем производства продукции судостроительной промышленности увеличится в 2010 г. в 1,36 раза по сравнению с 2007 г., в 2015 г. -в 2 раза и в 2020 г. - в 3,6 раза, производительность труда повысится в 4-5 раз. Россия вновь займет место среди государств-лидеров по производству гражданской судостроительной продукции. В сфере экспорта вооружения и военной техники будет обеспечено сохранение второго места (не менее 20 % мирового экспорта, увеличение экспортных поставок в 1,5-2 раза), объем экспортных поставок гражданской продукции увеличится более чем в 5 раз.
Приоритетными направлениями государственной политики в области развития судостроительной промышленности станут следующие:
- первое направление - создание конкурентоспособной специализированной морской техники;
- второе направление - проведение институциональных преобразований в отрасли, создание объединенной судостроительной корпорации, интегрированных структур по выпуску судового оборудования, развитие лизинга морской и речной техники;
- третье направление - развертывание программ содействия технологической модернизации и продвижению продукции на рынки [2].
Целью государственной политики в сфере радиоэлектронной промышленности является повышение уровня технологического развития российской радиоэлектронной промышленности до мирового уровня и конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта.
Объем продаж продукции радиоэлектронной промышленности в 2011 г. возрастет в 2,2 раза по сравнению с 2008 г., в 2015 г. - в 5,2 раза. К 2011 г.
в серийном производстве будет достигнут технологический уровень изделий микроэлектроники
0,13-0,09 мкм, в 2015 г. - 0,045 мкм.
Приоритетными направлениями развития радиоэлектронной промышленности станут следующие:
- первое направление - создание современной научно-технической и производственнотехнологической базы;
- второе направление - создание научнотехнического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения российской продукции и стратегически значимых систем;
- третье направление - обеспечение российских стратегических радиоэлектронных средств и систем российской электронной компонентной базой [2].
Целью государственной политики в области атомной энергетики является развитие российского атомного энергопромышленного комплекса, обеспечивающего потребности российского рынка конкурентной высокотехнологичной продукцией, и достижение лидирующих позиций на мировых рынках сбыта в области энергетики, ядерных технологий, материалов и услуг при соблюдении стандартов гарантированной безопасности и режима нераспространения.
Показателями, характеризующими достижение данной цели, являются следующие:
- достижение установленной мощности объектов атомной энергетики до 28-36 ГВт в 2012-2015 гг. и до 50-53 ГВт - в 2020 г.;
- создание энергоблоков малой и средней мощности для расширения предложений действующих атомных электростанций;
- экспорт оборудования и технологий в 2020 г. на сумму не менее 8-14 млрд долл. США в год (в ценах 2006 г.).
Приоритетными направлениями, обеспечивающими достижение поставленной цели, станут следующие:
- первое направление - рост установленной мощности и числа объектов атомной энергетики при обеспечении гарантированной безопасности, увеличение энергоснабжения атомными электростанциями потребителей к 2020 г. до 20-22 % общего производства электроэнергии в Российской Федерации;
- второе направление - обеспечение интеграции российской атомной энергетики в мировую экономику в отношении топливного цикла и производства оборудования;
- третье направление - обеспечение мирового технологического лидерства российской атомной энергетики;
- четвертое направление - формирование организационных структур, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ российской атомной энергетики и энергомашиностроительного комплекса на мировых рынках [2].
Целями государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социальнополитической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий:
- первое направление - формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;
- второе направление - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий;
- третье направление - обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий;
- четвертое направление - повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти;
- пятое направление - противодействие использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем [2].
Целью государственной политики в области развития базовых отраслей промышленности является повышение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса.
С целью обеспечения диверсификации и комплексного развития российской экономики интен-
сивное развитие высокотехнологичных отраслей, энергетической и транспортной инфраструктуры будут осуществляться за счет преимущественного использования продукции российского машиностроения и металлургии. Реализация данного принципа создаст условия для системного и пропорционального развития российской экономики и обеспечения технологической безопасности страны.
Приоритетными направлениями развития базовых отраслей промышленности являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской промышленной продукции [1].
В рамках реализации указанных направлений будут осуществляться следующие меры:
- повышение эффективности таможенного администрирования и оперативности применения мер таможенно-тарифного регулирования, включая корректировку ввозных пошлин на технику и оборудование, аналоги которой производятся в России;
- создание условий для увеличения объемов долгосрочного кредитования российских предприятий за счет субсидирования из средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, предоставляемым российским предприятиям в рамках проектов, ориентированных на внутренний рынок и соответствующих приоритетам развития российской экономики;
- совершенствование действующей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения предприятий, включая внедрение механизмов государственной поддержки по уплате части затрат на лизинговые платежи;
- расширение практики кредитования финансовыми институтами развития инвестиционных проектов развития новых производств;
- создание условий для роста инвестиций в обновление основных фондов и технологическую модернизацию за счет совершенствования амортизационной политики, включая внедрение механизмов ускоренной амортизации;
- использование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации приоритетных направлений промышленной политики;
- стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий;
- содействие разработке новой конкурентоспособной продукции в рамках решения задачи
по повышению энергоэффективности российской
экономики;
- государственная поддержка научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке базовых и прорывных технологий, соответствующих требованиям рынка и отраслевым стратегиям;
- развитие механизмов частно-государственного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;
- обеспечение поддержки российского экспорта промышленной продукции, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам и использования механизмов предоставления гарантий по рискам при проведении экспортных операций, включая регулярную актуализацию перечня иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка.
Промышленная политика на современном этапе определяет решение следующих задач:
- обеспечить поступательное развитие нефтегазового комплекса;
- увеличить спрос на машины и оборудование отечественного производства;
- модернизировать сырьевые и перерабатывающие производства;
- ускорить рост наукоемких и информационноемких производств, экономики.
Приоритетными направлениями развития базовых отраслей промышленности энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса являются, во-первых, выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке; во-вторых, поддержание экспорта российской промышленной продукции.
Большую часть средств федерального бюджета планируется направить на развитие инфраструктуры наноиндустрии - 8 % от общего объема государственных инвестиций, реализацию космической программы и развитие космодромов - 7,2 % а так же развитие атомного энергопромышленного комплекса - 6,8 % [3].
Помимо федеральных целевых программ принимаются ведомственные (отраслевые) программы развития, а также разрабатываются и утверждаются отраслевые стратегии, которые слу-
жат основанием для разработки бюджетных заявок министерств и ведомств, а также для осуществления необходимых преобразований в той или иной отрасли.
Вопрос о радикальной структурной реорганизации промышленной политики России, без чего она не сможет войти в число стран-лидеров современного мира, сегодня поднимается на уровне высшего политического руководства. Но при этом два основных ведомства, определяющих экономическую политику государства, Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ, ориентированы на «слепую» силу рынка как главный механизм формирования новой экономики. Они занимают одну из двух возможных крайних позиций относительно роли государства в экономике, считая, что эта роль, главным образом, сводится к законотворчеству и осуществлению арбитражных функций. Очевидно, что такая позиция правомерна в принципе, но, как показывает мировая практика, в чистом виде редко встречается в жизни. Государство осуществляет многие экономические функции, которые рыночными способами выполнить невозможно. При этом доля «государства» и «рынка» не устанавливается раз и навсегда заданной, а определяется состоянием общества, его зрелостью, традициям [5].
Высокотехнологичные отрасли экономики, к которым относятся авиационная и ракетнокосмическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленных комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии являются участниками жесткой глобальной конкуренции. Их модернизация не-
возможна без четкой и эффективной промышленной политики, в то же время в этих секторах Россия претендует на создание самостоятельных национальных компаний, которые могли бы играть активную роль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Литература
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб, 2003.
2. Кудрин А., Сергиенко О. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2011. № 3. С. 10.
3. Ларин А. Дискуссионная трибуна // Китайская модернизация: некоторые подсказки для России № 4. 2011. С. 56-59.
4. Мау В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. № 2. 2011.
5. Скляренко Р. П. Основы международного технологического сотрудничества: учеб. пособие. М., 2009.
* * *
INDUSTRIAL POLICY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION
A. S. Rumyantsev
In this article dynamics of development of industrial policy, priority branches of production (the aviation industry and engine-building, the space-rocket industry, the ship-building industry, the radio-electronic industry, a power industrial complex, information and communication technologies) Russia in the conditions of globalization and modernization is considered.
Key words: industry, industrial policy, priorities, development of key branches of the industry.