УДК 338.45(045) ББК 65.3-18
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
А.В. Овчинникова
Статья посвящена анализу возможности достижения стратегических целей России в области развития промышленности. Приведены результаты факторного анализа влияния показателей отдельных отраслей на валовой внутренний продукт. Выводы основываются на мнениях ведущих аналитиков, ученных, государственных деятелей, менеджеров России.
Ключевые слова стратегия 2020, базовые отрасли, прорывной продукт, промышленность.
Стратегической целью развития современной России является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).
Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия [9].
Для этого необходимы фундаментальные изменения в функционировании экономики страны и в первую очередь ее промышленности. Результатом преобразований должен стать выпуск продукции, способной конкурировать на международных рынках. В современных условиях конкурентоспособность товаров достигается за счет сочетания четырех факторов инновационности, низкой из-держкоемкости, высокой производительности, востребованности.
Постараемся оценить, насколько система предлагаемых мер и действий промышленной политики в основных отраслевых документах Министерства промышленности и торговли [2] и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года соответствуют поставленной цели (далее Стратегия 2020).
Оценивая данные документы с точки зрения принципов стратегического планирования, нам бы хотелось отметить следующее:
- наличие данных документов удовлетворяет принципу необходимости планирования, так как четко сформулированная стратегия, с четко поставленными целями и разработанными инструментами их достижения снижает неопределенность в области развития промышленности и стимулирует предпринимательскую активность в данном секторе экономики;
- но нарушение принципа единства (по Р. Акоффу - холизма) привело к тому, что плановый документ Стратегия 2020 более верхнего уровня не соответствует по структуре отраслевым документам более низкого уровня. Так, в стратегии развития авиационной промышленности, разработанной Министерством промышленности и торговли, и Стратегии 2020 не совпадают ни горизонт планирования, ни целевые индикаторы, ни значения целевых показателей;
- нереализованный в полной мере принцип участия, ставит под сомнения выбор целевой аудитории, для которой разработана данная стратегия. Гражданская общественность, от которой будет зависеть успех реализации поставленных целей и задач, с данными документами не ознакомлена, а инвесторы во многом понимают неоднозначность и рискованность данных документов, так как стране отведен очень короткий срок, чтобы были произведены столь коренные изменения;
- используя принцип непрерывности, система стратегического планирования поэтапно расширяет свои горизонты, но, к сожалению, данные документы в недостаточной мере отражают базовые условия реализации стратегии. Сопоставление датированных разными годами, различных по структуре документов, а также отчетов различных министерств о реализации стратегии не дает полного представления о достижении плановых показателей;
- принцип точности реализован в стратегических планах развития промышленности в виде целей, которые носят качественный характер, так как из-за большого временного горизонта возрастает неопределенность внешней среды, и неоднозначность оценки имеющейся информации;
- данные стратегии также отвечают принципу гибкости, регулярно подвергаются обсуждениям и корректировке: Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года была разработана в 2006-2007 годах Министерством экономического развития в соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина, в 2011 она дорабаты-
валась Высшей школой экономики, Российской академией народного хозяйства и государственными службами.
Разработанная Стратегия 2020 охватывает многие аспекты экономической, политической, социальной жизни страны, дает более четкое представление о виденье государственной власти о направлении развитии страны. Многие целевые показатели Стратегии 2020 носят необоснованно оптимистический характер: двукратное увеличение ВВП, рост производительности труда в четыре раза, снижение энергоемкости продукции в два раза, и все это при многократном увеличении тарифов на энергоресурсы, транспортные перевозки. При этом в концепции не учитываются многие реалии современного общества и направленность его развития: ухудшение качества образования, снижение численности населения, социальная, политическая деградация общества. Но то, что данный документ может служить мотивационным фактором для нового поколения, способен вызывать лояльность к современной государственной власти, стать основой для формирования и поддержания политической силы в долгосрочном периоде - является неоспоримым фактом.
В Стратегии 2020 государственному управлению отводится значительная роль в формировании институциональной инфраструктуры страны, которая бы позволила эффективно реализовывать поставленные цели. С такой задачей механизм
рыночной самоорганизации не способен справиться, так как одна из сложнейших проблем в реализации Стратегии 2020 - это формирование совершенно нового образа личности, граждан, способных к креативному, инновационному мышлению, к решению нестандартных задач. Такой подход, по мнению разработчиков стратегии, способен превратить Россию из сырьевого придатка мировой экономики в динамично развивающуюся страну, способную использовать внутренний потенциал для предложения на рынок конкурентоспособной продукции.
Основные количественные показатели промышленности Стратегии 2020 представлены в табл. 1.
Хотелось бы отметить, что в Стратегии 2020 развитие высокотехнологических отраслей характеризуется не только качественными показателями, но и количественными, в отличие от базовых отраслей. Такой подход к планированию обусловлен переходом от отраслевого регулирования экономки к регулированию технологий. На сегодняшний день именно уровень применяемых технологий характеризует эффективность промышленной политики.
На наш взгляд, наиболее значимой и дискуссионной проблемой предлагаемой промышленной политики в Стратегии 2020 является некорректная постановка генеральной цели - «конкурентоспособность современной инновационной экономики»
Таблица 1
Целевые показатели развития отраслей промышленности
Отрасль | Показатель | Численное значение
Высокотехнологичные отрасли
Авиационная промышленность и дви-гателестроение Объем гражданской продукции 10-15 % уровня мирового рынка
Трудоемкость серийно выпускаемой авиатехники Снижение в 1,3-1,6 раза
Ракетно-космическая промышленность Объем промышленной продукции Увеличение в 1,8 раза
Доля присутствия продукции на мировом космическом рынке Увеличение с 8 до 15 %
Крупные российские ракетно-космические корпорации 3-4
Производительность труда Увеличение в 2,5-3,5 раза
Судостроительная промышленность Объем производства продукции Увеличение в 2-3,6 раза
Производительность труда Увеличение в 4-5 раз
Мировой экспорт Не менее 20 %
Экспортные поставки Увеличение в 1,5-2 раза
Объем экспортных поставок гражданской продукции Увеличение более чем в 5 раз
Радиоэлектронная промышленность Объем продаж продукции Увеличение в 5,2 раза
Технологический уровень изделий микроэлектроники 0,045 мкм
Атомный энергопромышленный комплекс Достижение установленной мощности объектов атомной энергетики До 28-36 ГВт в 2012-2015 гг. До 50-53 ГВт в 2020 г.
Экспорт оборудования и технологий Не менее 8-14 млрд долларов США в год
Энергоснабжение атомными электростанциями потребителей До 20-22 % общего производства электроэнергии в РФ
Прирост эквивалентной мощности атомных электростанций На 4,5 ГВт
Снижение эксплуатационных расходов Организаций, эксплуатирующих атомные станции На 20 % из расчета на 1 кВтч
Окончание табл. 1
Отрасль Показатель Численное значение
Другие отрасли
Добыча нефти Увеличение до 500-545 млн т
Экспорт нефти Увеличение до 255-265 млн т
Переработка нефти Увеличение до 235-280 млн т
Нефтегазовый комплекс Добыча газа Увеличение до 815-900 млрд куб. м
Экспорт газа Увеличение до 280-330 млрд куб. м
Полезное использование попутного газа 95 % объема его извлечения
Глубина переработки нефти 83-87 %
Выход светлых нефтепродуктов 64,1-67,4 %
Потребления электроэнергии С 2007 по 2015 гг.-3,8-4 % в год со снижением до 3,6-3,7 % в 20162020 гг.
Ввод энергетических мощностей 120-200 млн кВт
Доля электроэнергии и мощности, продаваемых по свободным ценам До 100 %
Электроэнергетика Повышения операционной эффективности компаний в регулируемых секторах электроэнергетики Рост 1-2,5 % в год
Расширение производства электроэнергии на основе возобновляемых источников без учета крупных и средних ГЭС До 80 млрд кВтч
Прирост установленной мощности возобновляемых источников До 22 ГВт
Обеспечение прироста установленной мощности крупных и средних гидроэлектростанций (свыше 25 МВт) На 25,1 ГВт
[9], через переход от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития. Основными параметрами должны стать лидерство страны по объему произведенного ВВП, доли в нем высокотехнологической продукции, роль России в решении мировых геополитических вопросов, структура платежного баланса, уровень благосостояния и качество жизни граждан. Также нам кажется важным усилить в Стратегии 2020 характеристики показателя «конкурентоспособности продукции» в зависимости от внешнего и внутреннего рынка. Так как низкооплачиваемый внутренний спрос предъявляет ссовершенно иные требования к качеству продукции, а значит и к технологиям, тем самым исключая возможность равноправного участия в конкурентной борьбе на международных рынках развитых стран отечественных предприятий-производителей.
Во многом рынок сбыта продукции и будет определять степень инновационности продукции. Для вхождения на торговые площадки развитых стран России действительно нужен «прорывной продукт», но для внутреннего рынка он не нужен. Для существующего уровня жизни населения страны достаточно внедрение «отверточных технологий», уже существующих базовых технологий. Данные технологии являются легко экономически просчитываемыми, и окупаемыми только за счет внутреннего рынка. «Прорывные технологии» требуют огромных инвестиций в НИОКР, которые всегда будут носить рисковый, венчурный характер. Как невозможно перепрыгнуть этапы станов-
ления человека, так невозможно перешагнуть этапы развития, которые прошли передовые страны. Каждый этап формирует новые принципы, прививает новые производственные навыки, систему взглядов, служит основой новых идей. Технологический прогресс не может иметь нулевой уровень отсчета, прогресс - это в первую очередь развитие. Инновация рождается только как решение определенного уровня проблем, а это означает, что и проблемы должны носить инновационный характер. Но имея огромный накопленный опыт других стран, мы можем придать ускорение своему развитию, стараясь правильно использовать уроки истории.
Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Данное направление является предметом широкого обсуждения в СМИ и научной литературе. Многие эксперты и аналитики уверены, что к 2020 году освободиться от «нефтяной зависимости» Россия не сможет ни при каких условиях и причин для этого несколько.
Во-первых, фискальная политика РФ базируется в основном на доходах, получаемых от экспорта сырья, а так как мировые цены являются экзогенным фактором, то это ставит курс рубля в зависимость от международной финансовой конъюнктуры.
Во-вторых, становление газонефтяной отрасли сопровождалось наращиванием объемов иностранного кредитования, более 300 млрд долл. [4].
Государству в условиях кризиса придется отвечать по этим обязательствам, ограничивая бюджетную поддержку инновационных предприятий. При всей доходности предприятий этой отрасли их развитие носит дотационный характер. Государство оплачивает за счет льготного налогообложения обновление основных средств, разработку более сложных месторождений, участвует в проектах по строительству трубопроводов, защищает интересы компаний на международных рынках, закрывает глаза на необоснованно завышенные цены внутреннего рынка. Таким образом, в экономике сохраняется официальная поддержка сырьевого типа экономики, хотя именно эта отрасль должна бы стать заказчиком и инвестором инновационных технологий.
В-третьих, сами представители данной отрасли саботируют переход от торговли первичным сырьем к торговле продуктами нефтепереработки [1], обосновывая это экономической нецелесообразностью. Хотя, на наш взгляд, это еще один тактический прием по обеспечению бюджетных вливаний в отрасль. Обладая такими конкурентными преимуществами, как первичное сырье, огромный внутренний рынок сбыта, отрасль нефтепереработки могла бы стать основной для создания прорывных технологий, конкурентоспособного, демпингового продукта. Но понимая прямую заинтересованность государства в этом реформировании, отрасль не торопится инвестировать в дополнительные производственные мощности.
В-четвертых, кардинального отказа от сырьевого типа экономики произойти не может, так как Россия несет долговременные обязательства по поставкам нефти и газа другим странам. С другой стороны, это может стать основой стабильности и обеспеченности государственного бюджета. Но России пора начать готовить своих партнеров к тому, что сырьевой поток в скором времени будет иметь однонаправленный характер: так как внутренний рынок продуктов нефтепереработки будет обеспечиваться за счет отечественного производства.
Опорными отраслями экономического роста должны стать отрасли, где наша страна изначально имеет конкурентные преимущества. Одним из таких направлений должна стать переработка нефти. Но данное реформирование необходимо проводить очень осторожно, чтобы это не отразилось негативно на внутреннем рынке. В первую очередь нужно разработать эффективный механизм распределения нефти, который позволил бы обеспечивать химические производства сырьем, производить высококачественный бензин внутри страны, и продолжать экспортировать нефть.
Основным инструментом такого регулирования является отмена экспортных пошлин на вывоз нефти и нефтепродуктов, ограничений по ввозу импортного топлива. Но влияние таких мер нельзя оценить однозначно. С одной стороны, это может
снизить цены на бензин на внутреннем рынке и повысить его качество. С другой стороны, это может стимулировать вывоз продуктов переработки, что в свою очередь отразится негативно на ценах внутреннего рыка бензина.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в ближайшей перспективе России не удастся кардинально переломить наметивший путь экономического становления. Мы неслучайно говорим именно об экономическом становлении, а не экономическом развитии, так как понятие развитие в первую очередь определяет качественные преобразования, т. е. изменение базовых технологий. А экспортно-сырьевая направленность экономики
больше подходит для характеристики роста, который в будущем будет ограничен экологическими и социальными проблемами. Богатая сырьевая база является неотъемлемым фактором конкурентоспособности промышленности России, если ей удастся переломить технологическую отсталость производства.
Стратегия 2020 реализуется с 2007 года, поэтому мы уже на основе статистических данных можем говорить, насколько России удалось преодолеть экспортно-сырьевую направленность своего развития и оценить сложившиеся тенденции.
Нами был проведен корреляционно-регрес-сионый анализ, что позволило выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на ВВП. Под факторами нами понимались обобщающие показатели, характеризующие промышленность России, а также ключевые показатели различных секторов промышленности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства (предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, а также по переработке продукции сельского хозяйства, лесного и иного сырья), производство и распределение электроэнергии, газа и воды - производство и распределение электрической энергии, газа и воды средствами постоянной инфраструктуры (линиями электропередач, сетями кабелей, труб и трубопроводов).
Таким образом, нами была проведена оценка зависимость ВВП (у) от 55 факторов (хь х2, ..., х55) в период с 2002 по 2011 год.
Коэффициент корреляции |г| > 0,9 и вероятность ошибки 1 рода менее 1 % наблюдалась у следующих факторов (табл. 2):
- удельный расход электроэнергии при добыче угля (киловатт-часов/тонн);
- добыча полезных ископаемых, млн руб.;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. при добыче полезных ископаемых.
Каждая модель была оценена с точки зрения репрезентативности и качества.
Таблица 2
Уравнения регрессии влияния факторов на ВВП
Фактор Модель Коэффициент детерминации
Удельный расход электроэнергии при добыче угля (киловатт-часов/тонн) у = 163237,6 - 6103х 0,967
Добыча полезных ископаемых, млн руб. у = 0,009х - 5531,7 0,997
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами при добыче полезных ископаемых, млрд руб. у = 8,7 - 5523,001 0,997
Построение уравнений регрессии позволило спрогнозировать динамику ВВП в зависимости от этих факторов и показало, что экономика России до сих пор носит сырьевую направленность: именно показатели добывающей промышленности оказывают наибольшее влияние на ВВП страны.
Динамика показателей этой отрасли характеризует не только внутреннюю конъюнктуру рынка, но также и мировые тенденции потребления этих ресурсов. Согласно построенным моделям можно сделать однозначный вывод, что данный сектор экономики не сможет обеспечить запланированный в Стратегии 2020 рост ВВП, что необходимо использовать и другие факторы развития. И здесь нельзя не согласиться, что это в первую очередь должны стать обрабатывающие отрасли как высокотехнологические, так и базовые.
Длительность перехода на инновационный путь развития определяется существующей отраслевой структурой и недостаточным уровнем человеческого потенциала, который данный переход и должен обеспечить. Для всех этих изменений необходимо фундаментальное изменение всей институциональной инфраструктуры страны. Поэтому нам кажется обоснованным представленная в Стратегии 2020 структура промышленности - совокупность высокотехнологичных и базовых отраслей. К высокотехнологическим секторам экономики отнесены авиационная, ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные
технологии, а к базовым отраслям - энергетическое, нефтегазовое, транспортное, тяжелое машиностроение, станкоинструментальная промышленность и горно-металлургического комплекс.
Но среди экспертов и ученных не утихает дискуссия, какие отрасли должны стать опорными для инновационного развития, какая отрасль сможет разработать тот прорывной проект, продукт, технологию, с которых начнется коренное преобразование всей производственной системы страны [3, 10, 12].
Оборонно-промышленный комплекс долгое время занимал значимое место в экономике страны, был основой инновационной и научной деятельности, именно благодаря данному сектору промышленности создавались прогрессивные тех-
нологии, которые использовались в дальнейшем и в других отраслях. После того как перестал существовать государственный заказ, а предприятия данного сектора не смогли перестроиться в условиях рыночных отношений, данный комплекс перестал быть локомотивом промышленного производства.
По нашему мнению, в данной отрасли мог бы существовать потенциал роста [11], но только в условиях государственного заказа. Данная отрасль не может иметь резерв самостоятельного развития, и одновременно с этим в рамках государственной безопасности не может быть открыта для сторонних новаторов. А в рамках ограниченности ресурсов государственной власти придется решать вопрос о приоритетах развития военной или потребительской продукции.
По мнению бывшего министра финансов РФ и главного научного сотрудника Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара А. Кудрина: «Отечественная оборонная промышленность в нынешнем своем виде не способна выполнить принятую программу перевооружения российской армии. в военно-промышленном комплексе самое большое количество неэффективных предприятий. Сейчас на них возлагается задача по масштабам, которые они в таком объеме не смогут исполнить».
В некоторых работах отмечается, что ОПК не может быть двигателем инновационного развития экономики России; представление о мощности научно-технического и технологического его потенциала преувеличено; военные технологии не могут быть использованы в гражданских целях. Конверсия ОПК не дала и не даст положительных результатов [8, 10].
Глобальное изменение всей мировой системы: бизнес стал транснациональным, население стран
- мобильным, привело к тому, что развитие авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности стало востребовано рынком. При эффективной промышленной политике данные отрасли смогут не только предложить востребованный конкурентоспособный продукт, но и запустить инновационные процессы во всей экономике. Для разработки так называемого «прорывного продукта» данных секторов промышленности необходимо использовать научный потенциал многих отраслей.
То, что продукция данных отраслей будет
востребована, не вызывает сомнения. В. Окулов -экс-гендиректор ОАО «Аэрофлот» заявил, что к 2015-2020 гг. возникнет дефицит в несколько сотен широкофюзеляжных самолетов на 250-300 кресел. В них нуждаются и Европа, и особенно Азия - на трансатлантических маршрутах свет клином не сошелся. А производить хорошие среднемагистральные самолеты помимо американцев и европейцев сегодня в состоянии лишь российские предприятия [6].
А. Дутов - глава Роспрома отметил: «В процессе разработки стратегии было определено, что у [судостроительной] отрасли есть перспективы. И прежде всего они основаны на том, что рынок гражданской продукции - это наш внутренний российский рынок. [. ] Маловероятно, чтобы наши судостроители взялись за проектирование и океанских круизных лайнеров. Может быть, в рамках программы развития речного пассажирского транспорта отечественная промышленность будет строить речные суда повышенной комфортности. Но океанские круизные теплоходы - никогда» [6].
На сегодняшний день в этих секторах промышленности развивается сценарий, реализованный в советский период в ОПК: государственный заказ, развитие государственных корпораций. В этом подходе реформирования есть как положительные, так и отрицательные стороны: «Такой подход может быть оправдан для отраслей и производств, ориентированных на глобальную конкуренцию на мировом рынке, где уже сейчас действуют несколько крупных международных корпораций» [5].
По нашему мнению, если говорить о авиационной промышленности, то у России действительно существует потенциальная возможность роста, так как здесь уже существуют реальные технические наработки в области военного авиастроения. Но если говорить о судостроении, особенно гражданском, то Россия безнадежно отстала от других стран и не в скором времени сможет предложить продукт интересный рынку.
Представители радиоэлектронной промышленности также часто отмечают необходимость государственного заказа. Г. Красников - руководитель ОАО «Ситроникс» полагает, что в России есть три мегапроекта, при реализации которых можно было бы гарантированно восстановить российскую микроэлектронику: переход на цифровое телевидение к 2015 г., выпуск идентификационных документов с биометрическими данными и модернизация устаревшего электронного оборудования в нефтегазовом секторе. Но если не будет гарантированного госзаказа, все инвестиции в НИОКР ничем не закончатся [6].
Но нам кажется это преувеличением, если продукция данного сектора экономики будет ориентирована на внутренний рынок и в первую очередь в порядке исполнения государственного заказа, то говорить о конкурентоспособности этой
продукции на международных рынках просто бессмысленно. Стимулировать производство изначально нетехнологических проектов - означает сделать еще один шаг назад. Основной точкой роста этого сектора должен стать человеческий потенциал, сформированный в системе образования. Бингхем Рей - председатель совета директоров, Cadence Design Systems отметил, что «.Ваши инженеры будут специализироваться на дизайне и разработке новых высокотехнологичных устройств, а не на конечном цикле, не на производстве. Тайвань замечательно справляется с производством, Индия выпускает очень хорошие программы. А Россия, я считаю, может использовать свои конкурентные преимущества, которые она создавала на протяжении десятилетий, в разработке передовых технологий».
Бесспорно при достижении всех поставленных целей в реформировании промышленности Россия сможет претендовать на лидерство по объему произведенного ВВП, но для этого за короткий срок придется решить ряд важных проблем:
1. Активное, системное обновление основных фондов: «... общая стратегическая задача состоит в преодолении тенденций спада воспроизводства и в обеспечении многократного превышения ввода активной части основных фондов над их выбытием» [3].
2. Повышение производительности труда. Б. Грызлов отмечает, что повысить производительность труда в России в четыре раза к 2020 году, как предусмотрено «Стратегией 2020», «будет сложно», так как за предыдущие 10 лет производительность в стране удалось повысить лишь в 1,44 раза, поэтому теперь достичь четырехкратно -го увеличения показателя, ключевого для любой программы экономической модернизации, за оставшиеся до часа икс 10 лет вряд ли будет легко.
По мнению экспертов, повышение производительности труда невозможно без активного перераспределения рабочей силы с менее эффективных предприятий, из менее перспективных секторов на более эффективные и перспективные.
3. Определение четких границ государственного регулирования экономики. Недостатки государственного управления стали одним из главных факторов, негативно повлиявших на инвестиционный и предпринимательский климат, отношение граждан к государственным институтам...
4. Разработка мероприятий промышленной политики, на стимулирование отраслей, которые в будущем должны стать локомотивом экономического роста. Как отмечает д.э.н. В. Полтерович, «специфика догоняющего развития состоит в том, что стране требуется масштабная модернизация практически всех отраслей промышленности и секторов народного хозяйства. В связи с этим возникают задачи координации инвестиций в разные отрасли. С такими задачами рынок если и справится, то крайне медленно».
5. Развитие эффективных форм кооперации предприятий. А. Реус - зам. министра промышленности и энергетики заметил: «Вкладывая ресурсы в обновление основных фондов, нефтяники и металлурги финансировали рост отечественного машиностроения, а те в свою очередь - другие отрасли промышленности. Именно крупнейшие компании запустили инвестиционный процесс, вытянувший экономику из многолетнего спада. Отсюда следует необходимость консолидации активов в ключевых отраслях и формирования из них мощных и эффективных транснациональных корпорации» [7].
6. Внедрение компетентносного подхода в области внедрения, разработки применяемых технологий в промышленности. Данный подход позволит усилить имеющиеся преимущества. Н. Шмелев - академик РАН, директор Института Европы РАН пишет: «... К моему сожалению, в наших рекомендациях записано, что не надо отверточной технологии при иностранных инвестициях в автомобильную промышленность. А что делать? Сколько завод в Тольятти стоит уже? Около сорока лет? Что-нибудь сделали сами? Ничего. По-
следние 15 лет, благодаря лоббированию, так ничего и не сделали, хотя имели высокую таможенную защиту. Раз так - начинайте с отверточной технологии. Эта опасность чувствуется во многих отраслях: и в авиации, и в судостроении».
7. Снижение влияния мировых кризисных явлений.
В табл. 3 мы постарались отразить наиболее дискуссионные вопросы в обсуждении Стратегии 2020.
Таким образом, анализируя данные таблицы, можно прийти к выводу, что главным «локомотивом» экономического роста является промышленный сектор. Он - основа любой развитой экономики. Только современный развитый индустриальный сектор может обеспечить быстрый и качественный рост экономики, поскольку именно промышленность обеспечивает наиболее высокие из всех секторов темпы прироста производительности труда и оказывает высокий мультипликативный эффект на другие отрасли и секторы.
Литература
1. http://www.minprom.gov.ru/pub/1б1/ргШ
Дискуссионные вопросы Стратегии 2020
Таблица 3
Раздел Стратегия Экспертные мнения
Дальнейший путь развития Инновационный Экспортно-сырьевой: сильная зависимость от экспорта сырья; не влияет на цены; огромные долговременные обязательства о поставках нефти и газа перед другими странами
Поддержка государством Высокотехнологичные (инновационные) Сырьевые (так как огромная задолженность перед зарубежными кредиторами)
Авиастроение, судостроение Увеличение объемов продукции в 1,8-2 раза Инерционные отрасли, ожидать резкого изменения ситуации не следует
Производительность труда В 4 раза - Невозможно, так как за последние 10 лет ее удалось повысить лишь в 1,44 раза; - увеличение только за счет перераспределения рабочей силы с менее перспективных и эффективных в наиболее эффективные
Рост экономики Низкие положительные темпы прироста ВВП, экспорт сырьевых товаров Преодоление тенденций спада воспроизводства и обеспечение многократного превышения ввода активной части основных фондов над их выбытием
Акцизы на топливо Повышать Тем самым акцизы перекладываются на население
Экспортные пошлины с нефтяников Отмена Эта мера сделает вывоз топлива выгоднее и цены внутри страны вырастут
Отрасли промышленности Высокотехнологичные базовые - Жилищное строительство и ЖКХ, имеющие не только важнейшее социальное значение, но и способные стать мощным локомотивом роста десятков смежных отраслей; - ОПК; - отраслевые институты; - конструкторские организации
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров Совершенствование системы На практике имеющие или не имеющие учёных степеней кадры занимаются наукой в виде хобби, из подручных материалов и абсолютно без необходимых приборов создают уникальные изделия
Рост инвестиционной активности Во всех отраслях Устойчивое снижение доли инвестиций в производстве машин и оборудования; производстве электротехники, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств
2. http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strate gic/sectoral
3. Амосов, А. Обоснование стратегии формирования конкурентоспособного воспроизводства / А. Амосов // Вестник Института экономики РАН.
- 2007. - № 3.
4. Бобылев, С.Н. Модернизация и экспортносырьевая модель экономики / С.Н. Бобылев // Россия в глобальном мире: модернизация или стратегия опережающего развития?: научный семинар. -Режим доступа: http://www.alternativy.ru.
5. Гринберг, Р. Есть ли несырьевое будущее у России? /Р. Гринберг //Вестник Института экономики РАН. - 2008. - № 1.
6. Деловая сеть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rb.ru.
7. Инновационный портал Уральского Федерального округа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.invur.ru.
8. Кондрашева, Т.К. Структурная пере-
стройка российской экономики: основные поло-
жения / Т.К. Кондрашева // Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы. - 2003. - Ч. 1. - С. 195.
9. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1бб2-р).
10. Титов, Б. Будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора / Б. Титов, И. Пили-пенко, А. Данилов-Данильян // Вестник Института экономики РАН. - 2008. - №1.
11. Фетисов, Г. Будущее российской экономики: экспорт сырья, диверсификация или высокие технологии? / Г. Фетисов // Вестник Института экономики РАН. - 2008. - № 1.
12. Фролов, И.Э. Возможности и проблемы модернизации российского высокотехнологичного комплекса / И. Э. Фролов // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 3. - С. 31-55.
Поступила в редакцию 4 октября 2012 г.
Овчинникова Анна Владимировна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Удмуртский государственный университет (г. Ижевск). Область научных интересов - факторы развития малого предпринимательства. Контактный телефон: (3412) 916-062, e-mail: [email protected]
Anna V. Ovchinnikova is a candidate of economic sciences, associate professor of economics department, Udmurt State University (Izhevsk). The area of academic interests -factors of small business development. Contact telephone number: +7 (3412) 916-062, email: [email protected]