ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье приведена аналитическая оценка состояния производственной кооперации между предприятиями Украины и Российской Федерации. Рассмотрена нормативно-законодательная база в этой сфере деятельности, приведены примеры кооперационных связей в машиностроении, авиационной и химической промышленности, в военно-технической сфере, судостроении. Проанализированы проблемы совместной деятельности и намечены ее перспективы.
Тенденции современного мирового развития свидетельствуют об интеграции как важнейшем факторе экономического роста, культурного и общественного прогресса. Тем не менее в настоящее время этот процесс протекает противоречиво: интеграционным тенденциям противостоят дезинтеграционные формы взаимодействия и сотрудничества. Подобные противоречия присущи и странам СНГ.
Вопросы развития стран СНГ и регулирования их интеграционных процессов приобрели особенно актуальное значение в связи с распространением евроинтеграци-онной политики Украины. Между тем опыт показывает, что только взвешенная и системно обоснованная внешнеэкономическая политика государства способна создавать реальные условия для развития экономики, привлекать стратегических партнеров и обеспечивать достижение высокого рейтинга страны в мировом хозяйстве.
Инновационный фактор сегодня - весомый аргумент в стратегии обеспечения конкурентоспособности страны, в том числе и за ее пределами. Совокупность средств и приемов, которые направлены на возрождение инновационного, высокотехнологичного производства и конкурентоспособности Украины, определяет ее научно-технологическую политику и степень международного научно-технологического сотрудничества стран, в том числе с РФ.
В последнее десятилетие стал наиболее очевидным интернациональный характер научно-технологического прогресса. По мере его усиления объем необходимых финансовых и интеллектуальных инвестиций возрастает в таких масштабах, что ни одно государство не в состоянии самостоятельно обеспечить технологические прорывы, гарантирующие завоевание новых мировых рынков.
В связи с этим как для Украины, так и для РФ принципиальным становится поддержание на должном уровне устойчивого экономического развития путем постоянного расширения емкости внутреннего рынка, создания предпосылок для его инновационной привлекательности. Такие условия необходимы для проявления новых направлений бизнеса, новых технологий, концентрации достаточных для непрерывной модернизации экономики инвестиционных ресурсов. Достижение их обусловливает широкомасштабную научно-техническую, производственную и инновационную кооперацию, наблюдаемую в последние десятилетия в мире (создание «единой Европы», североамериканской зоны свободной торговли - НЕФТЬ, формирование тихоокеанской зоны свободной торговли - РАФТА и т.д.).
Ретроспектива показывает, что на протяжении 1991-2009 гг. для организации много- и двустороннего сотрудничества со странами - участницами СНГ проводится постоянный мониторинг приоритетных направлений научно-
1 Статья подготовлена по результатам исследования «Разработка организационно-экономических механизмов инновационно-технологического взаимодействия России и Украины» в рамках проекта международного конкурса РГНФ — НАН Украины в 2009 г.
технологического сотрудничества. Принятые и одобренные соглашения, программы, проекты, договоры научного и научно-технологического сотрудничества дали возможность сформировать научно-технологический имидж Украины, отстоять национальные интересы сотрудничества в сфере науки и технологий, консолидировать ученых и специалистов стран - участниц СНГ, привлечь и реализовать собственный научный потенциал в международной научно-технологической кооперации.
Важным для реализации приобретенного научно-технологического потенциала является сотрудничество Украины в области науки и технологий со многими странами. Однако историческая устойчивость экономических связей, географическая близость определяют в качестве основного стратегического партнера Украины Российскую Федерацию. Так, эксперт в области исследований науки и инноваций А. Терехов аргументированно отмечает, что «только две наиболее развитые республики (из состава Советского Союза), Россия и Украина, способны вести исследование по всему научному фронту и готовить специалистов во всех научных областях» [1, с. У].
В сфере международного сотрудничества широко распространена как альтернативный вариант консолидации предприятий практика объединения высокотехнологичных компаний из разных стран на договорной основе для реализации отдельных научнопроизводственных проектов. Этот процесс происходит, прежде всего, путем создания крупных международных консорциумов, технологических союзов и альянсов между ведущими ТНК, совместных предприятий, а также в других формах, основу которых составляет договор между участниками. Среди таких организационных структур в качестве примера можно привести: Airbus и Eurfighter (союз ТНК в авиационной сфере); Microelectronics and Computer Technology Corporation (MCC) и Sematech (союз ТНК в сфере производства компьютерной техники); совместное предприятие Eurocopter (объединение ТНК в авиационной сфере).
Высокотехнологичные корпорации сегодня формируют новый принцип взаимоотношений с партнерами. Принцип «конкуренция со всеми, а сотрудничество с избранными» заменен другим: «конкуренция с избранными, а сотрудничество с остальными». Этот принцип реализуется в создании производственно-коммерческих агломераций - временных, сравнительно устойчивых объединений с общей производственной базой, технологическим и научно-техническим единством. Некоторые данные о научно-производственной кооперации ведущих иностранных высокотехнологичных корпораций приведены в табл. 1.
Таблица 1
Научно-производственная кооперация высокотехнологичных компаний
Компании, которые задействованы в научно-производственной кооперации Направление научно-производственной кооперации
Siemens (Германия) - Intel (США) Siemens (Германия) - Toshiba (Япония) Toshiba (Япония) - LSI Logic (США) Toshiba (Япония) - Motorolla (США) General Electric (США) - Philips (Нидерланды) Toshiba (Япония) - Kamings Engine Ericsson (Швеция) - Matra (Франция) SGS (Италия) - Thompson (Франция) Fujitsu (Япония) - Vector General (США) Mitsubishi (Япония) - Westernhouse (США) Mitsubishi (Япония) - Boeing (США) Разработка и производство микропроцессоров Создание компонентов полузаменимых типов Создание электронных компонентов нового поколения Разработка прецизионной технологии Производство электронных медицинских приборов Разработка дизельного двигателя из тонкой керамики Производство телекоммуникационной техники Производство электронных компонентов Разработка систем построения графиков Разработка ядерных реакторов Разработка авиалайнера
Важность развития международной кооперации в большей мере объясняется постоянной тенденцией повышения капиталоемкости выпуска новой высокотехнологичной продукции. Так, по данным ЕЭК ООН, межгосударственные соглашения
о технологическом сотрудничестве и обмене узлами и деталями на базе кооперирования в среднем приблизительно на 14-20 мес. уменьшают срок отладки производства новой продукции по сравнению с организацией его исключительно собственными силами, а также на 50-70% снижают стоимость освоения производства. Кроме того, кооперация дает возможность достичь более чем 90-процентный уровень качества продукции иностранного партнера, тогда как освоение зарубежной технологии собственными силами позволяет обеспечить лишь 70-80% данного показателя. Это обусловлено тем, что международное кооперирование расширяет возможности комплексного использования разных производственных ресурсов. При этом возникает также экономия в результате новых технологических зарубежных разработок.
В сотрудничестве Украины и РФ в научно-технологической и инновационной сферах важную роль в свое время сыграли принятые Экономическим советом СНГ Концепция межгосударственной инновационной политики государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года (22 июня 2001 г.) и Комплексный план ее реализации (28 июня 2002 г.). Однако возможности развития сотрудничества в инновационной сфере, создание конкурентоспособных на мировых рынках высоких технологий производств в рамках реализации вышеуказанных межгосударственных документов полностью не реализованы.
Нормативно-законодательные основы взаимовыгодного сотрудничества предприятий Украины и России закреплены в Соглашении об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и областей стран - участниц СНГ (23.12.1993, г. Ашхабад), согласно которому, в частности, за счет налоговых льгот возможно повышение конкурентоспособности конечной продукции украинских и российских товаропроизводителей на мировых рынках.
В развитие ашхабадского Соглашения заключено Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о производственной кооперации (24.04.1998 г.), которое успешно реализовывалось в 1998-2004 гг. в процессе ежегодного подписания межправительственных протоколов и перечней взаимопоставляемой продукции. С целью унификации нормативной базы стран СНГ по вопросам порядка и таможенного оформления товаров, которые поставляются по производственной кооперации, принято Постановление Кабинета Министров Украины (18 мая 1994 г. №323) «Об утверждении Положения о порядке снабжения и таможенного оформления продукции по производственной кооперации предприятий и областей стран - участников СНГ». Постановлением функции ведения межведомственных, отраслевых соглашений возложены на отраслевые министерства и ведомства, а общая координация работ, связанная с выполнением межведомственных и межправительственных соглашений - на Минэкономики Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины (26.10.2001 № 1427) «О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Украины от 18.05.1994 №323» координация работы, связанной с ведением соглашений о производственной кооперации с Российской Федерацией, возложена на Министерство промышленной политики Украины. Учитывая, что приблизительно 90% поставок в рамках межправительственного соглашения о производственной кооперации составляет продукция предприятий, которые относятся к сфере деятельности именно Минпромполитики Украины, внесение указанных изменений в указанное постановление позволило значительно упростить механизм подготовки ежегодного межправительственного протокола и перечней взаимопоставляемой продукции с украинской стороны.
В целом реализация механизмов производственной кооперации позволяет сохранять конкурентоспособность продукции украинских товаропроизводителей на российском рынке и способствует повышению экспортного потенциала промышленности Украины и России в целом.
Согласно нормативно-законодательным положениям, включение товаров в перечни продукции для производственной кооперации осуществляется в соответствии с критериями:
— обязательными - продукция не является конечным изделием, а предназначена для использования в технологическом процессе предприятия (материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия); продукция не производится в Украине или производится в недостаточном количестве; продукция не является энергоносителем или подакцизным товаром;
— дополнительными - продукция предназначена для реализации общих межгосударственных программ - приоритетных направлений двустороннего сотрудничества (например, программы утвержденные распоряжениям Кабинета Министров Украины с 17.04.2008 года № 651-р): а) программа украинско-российского сотрудничества в области машиностроения; б) общее серийное производство самолетов АН 140, 148, 124).
Согласно данным Государственной таможенной службы Украины, фактическая динамика товарооборота продукции в рамках межправительственного соглашения по производственной кооперации с РФ в 2002-2007 гг. характеризовалась следующими значениями (рис. 1).
Млн. долл.
Рис. 1. Динамика товарооборота продукции в рамках производственной кооперации Украины с РФ
В 2007 г. товарооборот этой продукции составил приблизительно 1% общего товарооборота Украины с РФ. В целом динамика данного процесса имеет непостоянный характер, обусловленный совокупностью факторов, среди которых политический - один из определяющих [2].
Далее раскроем содержание процесса двусторонней производственной кооперации2.
Участие в реализации Соглашения по производственной кооперации позволяет украинским предприятиям машиностроительной отрасли, металлургической, химической и легкой промышленности сохранять традиционный российский рынок сбыта продукции.
В качестве примера можно привести эффективную работу по производственной кооперации следующих предприятий: электротехнической отрасли - получают из РФ электротехническую сталь (в Украине не производится) и другие материалы и комплектующие, экспортируют трансформаторы (ОАО «Запорожтрансформатор», ОАО «Завод высоковольтной аппаратуры», ОАО «Укрелектроапарат»); химической отрасли - ОАО «Днепршина», ЗАО «Росава» получают из РФ каучуки, экспортируют шины. Работа в рамках Соглашения позволяет ЗАО «Крымский Титан» осуществлять российским предприятиям поставки значительных объемов диоксида титана. Кроме того, в рамках межправительственного соглашения по производственной кооперации успешно реализуется проект по ремонту на территории Украины железнодорожных вагонов для Российской железной дороги.
Импортируются из РФ комплектующие для производства горно-шахтного оборудования, насосы, двигатели для сельхозмашиностроения; узлы, необходимые для ремонта российских железнодорожных вагонов, каучук, электротехническая сталь, трубные заготовки, алюминиевый прокат, комплектующие для производства автомобилей Краз, ЗАС, литье (лопатки и др.) для производства турбин в ОАО «Турбоатом». Украинскими и российскими предприятиями реализуются на территории Украины общие проекты по мелкоузловой сборке автомобилей марки ВАЗ, ГАЗ с постепенным переходом на полный цикл производства. Некоторые конкретные результаты межгосударственной производственной кооперации приведены ниже.
Наиболее важно для объединения усилий обеих стран продвижение совместных высокотехнологичных проектов на мировой рынок. К сожалению, для Украины это единственный реальный путь освоения мирового рынка высокотехнологичной продукции. Накоплен положительный опыт решения указанной проблемы - это реализуемая программа «Днепр», проекты АН-70, ТУ-334, общее сотрудничество в рамках программ «Морской старт», «Глобал стар» и т.п.
2 Для анализа использованы материалы Министерства промышленной политики Украины.
Межправительственные соглашения, которые были заключены в 1995 и 1996 гг., сформировали фундамент украинско-российского сотрудничества в освоении космоса. Украина, владея уникальными космическими технологиями мирового уровня, не имеет права оставаться вне мировой тенденции развития космонавтики как ведущего звена современного научно-технологического прогресса. Кроме высокоразвитого ракетостроения страна обладает большим опытом создания систем управления ракетными комплексами и космическими аппаратами разного назначения, что может стать решающим условием для выпуска конкурентоспособной продукции и ее реализации на внутреннем и мировом рынках. Более того, национальная космическая отрасль по праву считается одним из главных источников высоких технологий для ключевых отраслей промышленности.
Особо значимым партнером Украины в международном космическом сотрудничестве является Россия. Высокая интегрированность космических потенциалов обеих стран, значительный опыт общей работы, личные контакты между руководителями и специалистами обеих стран обусловливают активное участие украинских предприятий в подавляющем большинстве российских космических проектов, а при реализации проектов Украины соответственно привлекается российская сторона.
В качестве примера, можно привести поставки в РФ систем управления для ракетоносителей «Протон», «Союз» (ПО «Коммунар», г. Харьков); «Космос» (ПО «Киевский радиозавод»); для станции «Мир» и создаваемой Международной космической станции (АО «Хартрон», ПО «Киевский радиозавод», ПО «Киевприбор» и пр.); для космических аппаратов разного класса (ПО «Монолит», АО «Хартрон», г.Харьков, ПО «Киевприлад», АО «Черниговский радиоприборный завод» и пр.).
Силами украинских предприятий были осуществлены модернизация и поставка в РФ наземного стартового и технологического оборудования для ракетно-космических комплексов (ПО «Азовмаш», ПО «Ново-Краматорский машиностроительный завод», др.). Услугами украинской испытательной базы в период 1993-2003 гг. воспользовалось большое количество предприятий России.
Примерами сотрудничества могут быть также работы по программам «Луна», «Венера», «Марс», «Космос», «Интеркосмос», международной программе «Вега», международным проектам «Фобос», разработки астрофизической космической обсерватории «Астрон», программа «Астероид» (изучение следствий «бомбардировки» Юпитера осколками распавшейся кометы) и т.п.
С целью сотрудничества России с Украиной в области коммерциализации ракет типа СС-18 создано совместное украинско-российское предприятие «Космотрас», в котором собственность распределяется в пропорции 50:50.
В области авиастроения, как и в аэрокосмической сфере, плодотворным является международное научно-технологическое сотрудничество Украины, прежде всего с Россией, естественно, с учетом всеохватывающей кооперации и специализации предприятий отрасли, сложившихся в советский период, единства школы подготовки авиационных инженерных кадров и т.п. Реализация совместных кооперационных проектов по созданию, серийному производству и эксплуатации пассажирских самолетов Ан-140 и Ту-334, транспортных Ан-70 и Ан-70т, а также «Русланов» Ан-124 и Ан-124-100 показала высокую эффективность сотрудничества в данной сфере. Это касается, в частности, связей между авиамоторостроителями: Запорожское ОАО «Мотор-Оч» вместе с московским «Салютом», например, заканчивает работы над двигателем А1-222 тренировочного Як-130. «Мо-тор-Оч», кроме того, является главным поставщиком двигателей для российских вертолетов, двигателей для пассажирских самолетов антоновской серии, лайнеров Бе-200 и Ту-334 российского производства и лицензионных Ан-140 в Иране.
Среди ведущих авиастроителей давно бытует мнение, что с технологической точки зрения авиапромы России и Украины при условии общих усилий способны создать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. В последнее время это наглядно подтверждается успешным использованием «Русланов» для обеспечения грузами контингентов антииракской коалиции, обнадеживающими перспективами участия этих самолетов, наравне с «Боингом-С17», в объявленных НАТО И ЕС европейских программах БАЫБ и ББАР по выполнению стратегических воздушных пере-
возок и т.п. Сегодня общепризнано, что в авиастроительной области, как и в космической, старания отдельной страны создать продукт мирового класса неизбежно приведут лишь к растрате средств, материальных и интеллектуальных ресурсов. Использование преимуществ четкой специализации авиапредприятий позволяет существенно уменьшить стоимость перспективных проектов и ускорить их реализацию, что является главным фактором конечного успеха. В то же время приобретенный Украиной опыт научно-технологической кооперации указывает на то, что при формировании производственных связей всегда следует учитывать возможность возникновения отрицательных результатов. Наглядным примером этого является опыт создания транспортного самолета АН-70, который с 1998 г. планировался как лайнер украинско-российско-европейского производства.
Украина и Россия сотрудничают в авиационной отрасли в соответствии с Соглашением между правительствами Украины и России о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники от 20 августа 1997 года. Украинские и российские предприятия авиационной промышленности взаимодействуют по 10-ти и более программам.
Так, в производстве Ан-148 принимают участие 126 предприятий России, на которых изготавливается свыше 60% комплектующих самолета и в которое вовлечено 28 тыс. рабочих. Программа Ан-148 включена в «План производства Гражданских самолетов ОАК на 2008-2012 годы». Реализация указанного плана обеспечит прибыль украинских предприятий до 1 млрд. долл., поступление в государственный и местные бюджеты Украины в виде налогов и сборов - 300 млн. долл., а также создание в Украине свыше 10 тыс. новых рабочих мест. Общий портфель заказов на Ан-148 составляет 98 ед. В июне 2007 г. Российской компанией «Полет» подписано соглашение на приобретение в лизинг 10 самолетов этого типа.
На Самарском авиазаводе освоено серийное производство самолета Ан-140. Почти 60% комплектующих к этому самолету производится на ста российских предприятиях. Доля России в стоимости - 70,2%.
Учитывая повышение цен на энергоносители, значительное количество перевозчиков склоняются к использованию турбовинтовой авиации. Потребности авиакомпаний СНГ в самолетах такого класса оцениваются в 100-150 ед., в том числе российских - в 80-100 машин. Ан-140 - единый региональный самолет, который выпускается в России. По шуму и эмиссионным характеристикам он отвечает требованиям 1КАО. Самолет по сравнению с западными аналогами дешевле по стартовой цене приобретения и расходам на техническое обслуживание. При цене до 10 млн. долл. ежемесячные лизинговые платежи для авиакомпаний составляют менее 1% стоимости самолета.
15 декабря 2006 г. в Киеве был заключен учредительный договор относительно создания СП - управляющей компании ОАО «Грузовые летательные аппараты» (доля ОАО «Мотор ^ч» - 41%, ГК «Волга-Днепр» - 59%). Компании делегированы курирующие и организаторские функции по восстановлению серийного производства самолетов семейства Ан-124 «Руслан». До 2015 г. планируется осуществить сборку 12 модернизированных «Русланов». Инвестиции в проект достигнут 500 млн. долл. По оценкам экспертов, выпуск 30-ти самолетов предоставит возможность окупить расходы на восстановление серийного производства Ан-124-100Г-150.
В 2009-2010 гг. на Ульяновском авиазаводе «Авиастар» планируется доработка двух модифицированных самолетов Ан-124. Стоимость каждого из них - 100 млн. долл. Доработка этих самолетов предусмотрена Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Новая модификация «Руслана» будет оснащена современной авионикой, модернизованными двигателями, увеличатся его грузоподъемность (до 150 т) и дальность полета. Следует отметить, что мировой рынок перевозок сверхгабаритных грузов, для которых используется Ан-124, возрастает ежегодно на 15-20%.
Непосредственной угрозой этому производству можно считать реализацию плана создания при НАТО единого подразделения по стратегическим военно-транспортным перевозкам (NATO Strategic Airlift Capability) на базе новых самолетов C-17 «Globemaster III» и A400M, а также плана закупки 15-ю членами НАТО и Швецией новых C-17.
В ходе встречи правительственных делегаций Украины и РФ в мае 2007 г. подписан протокол о намерениях относительно совместного производства ближнема-гистрального пассажирского самолета Ту-334-100. Согласно указанному протоколу, киевский завод «Авиант» готов взять на себя изготовление некоторых частей фюзеляжа, передать Казанскому авиазаводу копии технологических процессов на изготовление узлов и агрегатов и предоставить помощь участникам кооперации в освоении серийного производства самолета. Соответственно решениям третьего заседания подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии (г. Москва, 16.01.08) «Авиант» передал оснастку и технологическую документацию на Казанский авиазавод.
Следует отметить, что в соответствии с программой импортозамещения и с целью обеспечения национальной безопасности РФ Правительством РФ в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 гг. и до 2015 года» принята Программа освоения серийного производства вертолетных двигателей на территории России.
Однако в вопросах украинско-российского взаимодействия существуют определенные разногласия. Так, украинская сторона отстаивает позицию о необходимости сохранения и развития кооперации украинских и российских предприятий авиастроительной отрасли относительно перспективных и выпускаемых двигателей. Позиция российской стороны: освоение серийного производства, ремонт и поставки запчастей двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 на территории РФ являются стратегической задачей национальной безопасности.
Еще одним важным стратегическим направлением сотрудничества Украины и РФ является газотранспортная сфера. Соответственно «Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства от 15 марта 2006 года № 145-р, газотранспортная система Украины насчитывает 37,6 тыс. км газопроводов разного назначения и производительности, 73 компрессорные станции, где установлено 703 газоперекачивающих агрегата (ГПА) общей мощностью 5,4 тыс. МВт, 1607 газораспределительных станций, из которых около 29% газопроводов отработали свой амортизационный срок, почти 60% эксплуатируются от 10 до 33 лет. Почти треть ГПА выработала свой моторесурс и нуждается в реконструкции. До 2015 г. планируется полностью завершить реконструкцию всех компрессорных станций.
Для реализации этих задач ОАО «НПО им. М.В. Фрунзе» (г. Сумы) изготовляет ГПА мощностью до 25 Мвт, нефтяные насосы, газовые и воздушные компрессоры, оборудование для подготовки, очистки и охлаждения природного газа. Предприятие приняло участие в строительстве газо- и нефтепроводов в РФ, поставило оборудование (ГПА) для газопроводов на Талананское и Рогожненское месторождения (заказчики - ОАО «Сургутнефтегаз»). ОАО «Насосэнергомаш» на территории РФ и за границей принимает участие в проектах, которые выполняются АК «Транснефть», а именно в расширении пропускной способности Балтийской трубопроводной системы; реконструкции действующей системы магистрального нефтепровода; в проекте Восточная Сибирь - Тихий Океан; проекте НК «Роснефть» (нефтепровод Ванкор-Пурпе и обустройство Ванкирского месторождения); проекте АК «Транснефтепродукт». Для реализации этих проектов предприятие имеет возможность изготовить насосы типа: «НМ», «НПВ», «НОУ».
С целью привлечения украинских предприятий в качестве субподрядчиков в сооружение объектов энергетики на территории Болгарии, Индии, Китая, Ирана и др. на 2-м заседании Подкомиссии Рабочей группы по машиностроению поручено осуществлять координацию действий предприятий Украины и России на рынках третьих стран. Кроме того, для обеспечения участия промышленных предприятий в масштабных проектах, которые реализуются на территории РФ, Минпромполитики Украины подготовлен проект мероприятий по сотрудничеству с РФ в области машиностроения. В разработанной программе предложено к реализации 13 общих проектов по атомной и тепловой энергетике, гидроэнергетике, поставкам нефтегазового и электротехнического оборудования, горно-шахтного оборудования, а также продукции транспортного машиностроения, станкостроения и автомобильной промышленности. На 3-м заседании Комитета указанная программа была определена в качестве одного из приоритетных направлений украино-российского сотрудничества.
Особенно актуальным является развитие украинско-российского сотрудничества в области энергетического машиностроения. На данное время такие ведущие машиностроительные предприятия, как ОАО «НПО им. М.В. Фрунзе» (г. Сумы), ОАО «Турбоатом» (г. Харьков), ОАО «Насосенергомаш» (г. Сумы), имеют (а также планируют осуществить в дальнейшем) ряд проектов, связанных с поставкой продукции и участием в строительстве объектов топливно-энергетического комплекса, как на территории РФ, так и - в сотрудничестве с энергетическими компаниями РФ - в третьих странах.
Так, ОАО «НПО им. М.В. Фрунзе» совместно с российским концерном «Росэнергоатом» поставляет насосы для АЭС России, а с ОАО «Газпром» принимает участие в реализации общих проектов по строительству компрессорных станций на газопроводах РФ. В сотрудничестве с ЗАО «Атомстройпроект», ОАО «Турбоатом» планирует принимать участие в снабжении турбин для АЭС в Индии, Китае, Беларуси, Казахстане и других странах.
Ддя Новочеркасской и Рефтинской ГРЭС России в 2009-2010 гг. ОАО «Турбоатом» и ГП «Электротяжмаш» совместно с РАТ ЕЭС России осуществляет поставку паровых турбин мощностью 325-330 Мвт для замены отработанных турбин, а также поставит паровые турбины мощностью 330 и 560 (600) Мвт для строительства новых блоков ТЭС РФ. Совместно с Якутской и Невинномысской ТЭС, ОАО «Турбоатом» выполнит комплекс работ по снабжению запчастями газовых турбин 35-45 Мвт для ТЭС РФ.
Основным видом деятельности ОАО «Азовмаш» в 2007-2009 гг. было производство продукции вагоностроения и так называемого тяжелого машиностроения. Из нее экспортируются в РФ полувагоны для перевозки угля, руды, щебня и других сыпучих материалов; крытые вагоны для перевозки упакованных легковоспламеняемых грузов, искусственных изделий, бумаги; платформы грузовые для перевозки многотоннажных и многофункциональных контейнеров. Так, в 2007 г. в РФ было поставлено около 9 тыс. грузовых вагонов производства ОАО «Азовмаш» на сумму около 2 млрд. грн.
В 2008 г. ОАО «Лугансктепловоз» (г. Луганск) отправлено в Россию экспортных грузов на общую сумму 816 384,705 тыс. грн.
ОАО «Азовмаш» является одним из наиболее крупных машиностроительных комплексов Украины, продукция которого хорошо известна более чем в 50-ти странах мира. В результате анализа внешнеэкономической деятельности предприятия установлено, что на международном рынке сохраняется стабильная потребность в продукции этого предприятия. Так, предприятиям РФ поставлено в 2008 г.: сталеплавильное оборудование (конвертерное оборудование и запасные части к конвертерам, сталеразливные ковши, машины подачи кислорода к конверторам, напольно-грузовые машины и др.); доменное оборудование (бесконусные загрузочные устройства, ковши для чугуна и др.); металлические конструкции.
Минпромполитики Украины вместе с промышленными предприятиями заинтересовано в развитии сотрудничества с РФ в области сельскохозяйственного машиностроения. В 2008 г. экспорт продукции этой отрасли составил 1,32 млрд. грн. (264 млн. долл.). Так, было отгружено 1786 гусеничных и колесных тракторов производства ОАО «Харьковский тракторный завод» и 3165 ед. фунтообрабатывающего оборудования. Поставки на экспорт в РФ в 2008 г. осуществляли более 70-ти предприятий.
Кроме прямых поставок на экспорт, ряд украинских предприятий на территории России открыл производство украинской сельскохозяйственной техники. Так, ОАО «Брацлав» начал изготовлять технологические комплексы ОАО «Белгородский завод доильных машин». Планируется реализовать их с помощью механизма финансового лизинга, при этом наукоемкие технологии и комплектующие изделия будут поставляться из Украины. ОАО «Красная звезда» начало производство зерновых сеялок на ЗАО «Белинсксельмаш» в Пензенской области. Начата крупноузловая сборка сеялок зерновых типа СЗ-3,6; СЗ-5,4; СТС и сеялок пропашных типа СПС.
В России ведущими украинскими предприятиями открыто 61 торговое представительство, в том числе 21 - ООО «Союз-агросоюз». ОАО «Харьковский тракторный завод» имеет 3 представительства и 57 дилеров. Прорабатывается вопрос комплектации комбайнов «Енисей» режущими частями, поставляемыми ОАО «Завод «Симферо-польсельмаш», гидроцилиндрами - ОАО «Точмаш» (г. Донецк), шнеками - ОАО «Уманьферммаш», бортовыми редукторами - ОАО «Тернопольский комбайновый завод» и др. Кроме того, на ООО «Укравтозапчасть» (г. Киев) начата сборка тракторов марок Т-30-69 и ВТЗ-20-32А Владимирского моторно-тракторного завода.
Продукция химического комплекса Украины - это минеральные удобрения, продукты органического и нефтехимического синтеза, химические волокна, изделия из пластмасс, резинотехнические изделия, шины, товары бытового назначения и др. Вся эта продукция в основном производится из сырья, которое импортируется из РФ. Украинские и российские производства в целом имеют сходные технологические установки и вырабатывают продукцию с одинаковым уровнем качества. Исходя из этого сейчас перспективным направлением развития сырьевой базы Украины для обеспече-
ния потребностей обеих стран (производство титаноемкого, фосфороемкого и калийного сырья, сырья для потребностей предприятий по производству поликремния (монокремния), кальцинированной соды и хлора, сырья для установок органического синтеза, волокон и полимеров) является создание совместных предприятий, промышленно-финансовых групп и участие в промышленных технопарках.
Основным украинским производителем комплексных минеральных удобрений является «Сумыхимпром» - предприятие, созданное более 50-ти лет назад для обеспечения черноземных областей Украины и России фосфорными удобрениями. В настоящее время предприятие активно наращивает объемы выпуска готовой продукции и проводит крупномасштабную модернизацию базовых производств. Так, программой технологической модернизации предусмотрено увеличение объема выпуска минеральных удобрений до 1 млн. т. В то же время реализация поставленных перед предприятием задач неразрывно связана с организацией стабильных поставок фосфорсодержащего сырья, чему в значительной мере может оказать содействие возобновление прерванных в 1990-х годах контрактов с производителями апатитового концентрата РФ.
Благоприятные условия для обеспечения предприятий Украины и РФ материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными ресурсами, необходимыми для производства вооружения и военной техники созданы в соответствии с Соглашением между Правительством Украины и Правительством РФ о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности (18.11.1993 г.).
Вопросы поставки продукции в РФ в рамках указанного Соглашения приобретают повышенную актуальность, учитывая ограниченность бюджетного финансирования Государственного оборонного заказа Украины. Прямые кооперированные поставки позволяют предприятиям Украины сохранять производственные мощности по изготовлению комплектующих, полуфабрикатов и других материальных ресурсов для вооружения и военной техники, сохранять уровень занятости и своевременно выплачивать заработную плату и отчислять налоги, а также упрочить прошлые прямые кооперационные связи и нарабатывать новые.
В рамках сотрудничества в военно-технической сфере экспорт товаров военного назначения и двойного использования в РФ за 2008 г. составил 132538,36 тыс. долл. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. этот показатель снизился почти наполовину и составляет 43,1% общего товарооборота предприятий ОПК по сравнению с 67,8% в 2007 г.
В целом следует отметить, что предприятия РФ по итогам 2007 г. были основными импортерами товаров и услуг предприятий ОПК Украины. Наиболее значимыми экспортерами товаров и услуг в РФ в 2008 г. были: ОАО «Мотор-С1ч» (г. Запорожье), ГАХК «Артем» (г. Киев), ГП «Завод «Арсенал» (г. Киев), ГП «Машиностроительный завод «ФЕД» (г. Харьков), ОАО «Днепропетровский агрегатный завод», ГП Жулянський машиностроительный завод «Визар» (г. Вишневое), ГП Красилевский агрегатный завод, ГП «Львовский завод «ЛОРТА», ОАО «Завод «Фиолент» (г. Севастополь), ОАО «Приборостроительный завод «Элмиз» (г. Киев).
В контексте нормативно-правового обеспечения сотрудничества в данной сфере следует обратить внимание на заседание Межведомственной комиссии 22.01.2009 г., где было рассмотрено подготовленное Минпромполитики Украины техникоэкономическое обоснование целесообразности присоединения Украины к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании МФПГ «Оборонительные системы» и еще раз подтверждена целесообразность участия в нем украинских предприятий.
В области судостроения и судоремонта сотрудничество с РФ осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности (18.11.1993 г.). В качестве примера ре-
ального выполнения положений отмеченного документа, следует отметить, что за
I кв. 2009 г. ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (г. Николаев) было экспортировано в РФ продукции на общую сумму 7736 тыс. долл. (поставлены двигатели газотурбинные типа ГГТАМ404Э, проведен ремонт ДС 71Л (П) из состава ГГТАМ21). ОАО «Завод Фиолент» (г. Севастополь) поставило в РФ продукции на сумму 594 тыс. долл. (в частности, электродвигатели, вращающиеся трансформаторы и пр.)
В качестве перспективных рассматриваются предложения о налаживании взаимовыгодного сотрудничества, в частности: ремонт кораблей Черноморского Флота РФ на предприятиях Крыма и г. Севастополя; расширение сотрудничества в строительстве судов и других плавучих средств для РФ на предприятиях Украины; расширение научно-технического сотрудничества в использовании газотурбинных двигателей и агрегатов, разработки государственного предприятия НПКГ «Заря-Машпроект» (г. Николаев) в корабельных установках ВМС РФ; разработка и усовершенствование высокоэффективных, экологически чистых газотурбинных установок НПКГ «Заря-Машпроект» для модернизации и строительства новых газоперекачивающих станций газотранспортной системы ОАО «Газпром» РФ; отлаживание поставок когенераци-онных и парогазовых установок ГП НПКГ «Заря-Машпроект» на базе нового газотурбинного двигателя ГТЕ-45 мощностью 45-60 МВт на энергетические объекты РФ.
Подводя итоги, следует отметить, что в процессе производственной кооперации Украины с РФ выявлены следующие проблемные вопросы:
- существенная диверсификация украинского экспорта в направлении третьих стран с учетом переориентации значительной части российского рынка на продукцию из стран дальнего зарубежья;
- слабая активность украинских товаропроизводителей в изыскании форм продвижения отечественных товаров на российский рынок, в частности, создания СП, участия в тендерах, выставочно-ярмарочных мероприятиях;
- зависимость взаимосвязей украинских и российских предприятий в процессе сотрудничества от изменения политических взаимоотношений между двумя странами на высшем уровне государственной власти;
- чрезвычайно громоздкая система таможенного оформления, которая требует от предприятия, при пересечении границы при поставках продукции, подготовки множества справок, объясняющих подтверждений и т.п.
Важным в контексте углубления сотрудничества следует считать выполнение обязательств сторон по оказанию содействия (в рамках своей компетенции) решению вопросов на межгосударственном уровне о включении в двусторонние соглашения между Украиной и РФ об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве положений об обеспечении охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Так, 22 декабря 2006 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. Оценивая динамику подачи заявителей Украины в патентных ведомствах за рубежом, следует отметить, что приоритетным ведомством было и остается патентное ведомство РФ по всем видам патентов - на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (рис. 2).
Однако данные об объемах выплат и поступлений по лицензиям, лицензионным договорам, договорам о передаче исключительных имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности свидетельствуют о практическом отсутствии официально зарегистрированных рыночных отношений в этой сфере между странами.
Количество
заявок
Рис. 2. Удельный вес подачи заявок Украины в патентное ведомство РФ:
0 всего; □ РФ
В условиях спада мирового производства, вызванного глобальным финансовоэкономическим кризисом, процессы интеграции и кооперации приобретают все большее значение, так как оказывают содействие мобилизации научно-технологического потенциала с целью повышения конкурентоспособности, в том числе технологической. Это требует разработки системных и научно обоснованных решений относительно реализации механизмов взаимодействия РФ и Украины с учетом текущих и перспективных кооперационных связей в посткризисный период.
Концентрация производства в рамках отдельных международных компаний в современных условиях не может объективно развиваться без дальнейшего расширения производственных связей между ними. Более того, эти связи имеют тенденцию к углублению и разнообразию форм производственного сотрудничества между крупными компаниями. Они не только охватывают такие связи, как отдельные разделы производственных программ и производственное кооперирование, но и все больше распространяются на сферу научно-технологического сотрудничества. Связанные десятилетними общими производственными взаимоотношениями, научнотехническим сопровождением реализации отдельных государственных заказов, ведущие украинские предприятия в сфере машиностроения и до сего времени работают с комплектующими из России. Поэтому прекращение таких взаимосвязей только ослабляет конкурентную борьбу за выход на международные рынки. Частным подтверждением сказанного является пример относительно стремления сторон самостоятельно развивать авиационную промышленность и отрицательные последствия такого нестратегического поведения на высшем государственном уровне.
Как показывает практика, для достижения результативности интеграционных процессов необходимо:
- повысить качество системы управления, в частности государственного, и усилить его влияние на конкурентоспособность государств;
- ужесточить ответственность органов законодательной и исполнительной власти за повышение конкурентоспособности страны, темпы, результаты и перспективы инновационного и технологичекого развития;
- активизировать роль государства и регионов в разработке и реализации стратегии инновационного развития национальной экономики;
- усовершенствовать систему научно-технологического прогнозирования и планирования, разработки эффективных механизмов государственно-частного партнерства;
- использовать кредитные и налогово-бюджетные механизмы, стимулирующие инновационно-технологическое развитие;
- стимулировать особо значимые для приоритетных сфер социальноэкономического развития фундаментальные и прикладные исследования и реализацию на их базе инновационных проектов;
- содействовать системной интеграции инновационных проектов, развитию инновационных сетей и кластеров;
- оказывать содействие государству в продвижении на внешние рынки наукоемких и инновационных продуктов и услуг отечественных предприятий.
Необходимо развивать механизмы институциональной поддержки реализации политики научно-технологического сотрудничества Украины и РФ в целом, а также производственной кооперации в том числе, по направлениям, приведенным в табл. 2.
Таблица 2
Направления институциональной поддержки внедрения механизмов научно-технологического сотрудничества Украины и РФ
Механизм Мероприятия
Политический Признание приоритетов в том числе и научно-технологических во внутренней и внешней политике государств; разработка государственной технологической политики, а также системы предоставления преимущества в направлениях исследований для концентрации научно-технологического потенциала государства в соответствующих «технологических нишах»
Нормативно-правовой Законодательное закрепление модели технологического развития экономики и обязательности ее внедрения всеми уровнями государственного управления в каждой из стран. Принятие системы законодательных актов, которая обеспечивает открытую и стимулирующую процедуру осуществления производственной кооперации между странами с учетом критериев повышения технологического уровня производства во всех видах экономической деятельности. Гармонизация нормативно-правовой базы в сфере управления интеллектуальной собственностью в направлении более эффективного законодательного закрепления на всех уровнях межгосударственного регулирования прав на интеллектуальную собственность и обеспечение правовых основ их эффективной защиты.
Информационный Создание сети коммуникационных площадок для выбора потенциальных участников сотрудничества между Украиной и РФ. Формирование положительного образа ученого, инженера изобретателя, вклад которого в общественное развитие высоко оценивается государством. Информирование о достижениях российской и украинской науки в сфере технологий.
Организационно- административный Выявление и устранение административных барьеров на пути создания субъектов разных организационно-правовых форм, ориентированных на научнотехнологическое сотрудничество между странами. Предоставление помощи в решении организационных вопросов, например, в рамках функционирования общей инновационной и технологической инфраструктуры «инкубаторов», «технопарков» и пр.
Таким образом, производственно-технологическое сотрудничество и тесно связанная с ним торговля научно-техническими знаниями между Украиной и РФ должны представлять собой сферу интенсивно возрастающих международных экономических связей и способствовать существенным сдвигам в структуре экономик обеих стран. Оно должно дополняться научно-технологическим сотрудничеством на стадии разработки продукта; кооперированием в непосредственном
производстве; предоставлением технологических услуг на стадии монтажа и пуска объекта в эксплуатацию; инжинирингом в период его эксплуатации.
Ориентация взаимных связей на конкретные проекты международной кооперации является в настоящее время более перспективным подходом к развитию интеграционных процессов.
Литература
1. Науково-технічна та інноваційна діяльність в Україні у контексті євро інтеграційних процесів: [Монографія] / І.Ю. Єгоров, І.А. Жукович, Ю.О. Рижкова, М.В. Пугачова; наук.-техн. Комплекс стат. досліджень. К.: ІВЦ Держкомстату України, 2006.
2. Комков Н.И., Бондарева Н.Н., Федулова Л.И. Украина-Россия: состояние и перспективы научнотехнологической интеграции (по результатам опроса) //Инновация. 2009. № 8 (130).
3 Научная и инновационная деяльтельность в Украине в 2008 году. Госкомстат Украины. 2009.