Научная статья на тему 'Диверсификация и модернизация в странах СНГ'

Диверсификация и модернизация в странах СНГ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
547
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КООПЕРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ / ЕВРАЗЭС / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / NOOSPHERE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / COOPERATIVE RELATIONS / THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / THE UNION STATE / THE REPUBLIC OF BELARUS / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / PERFORMANCE CRITERIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Котилко Валерий Валентинович

Статья посвящена вопросам диверсификации и обзора мирового опыта мировой оценки эффективности и устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION AND MODERNISATION IN THE COUNTRIES OF THE CIS

The article is devoted to the diversification and a review of international experience and global evaluation of sustainable development.

Текст научной работы на тему «Диверсификация и модернизация в странах СНГ»

Валерий Валентинович КОТИЛКО

Профессор,

доктор экономических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник ФГБНИУ «Совета по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и РАН ( СО П С )

E-mail: kotilko@yandex.ru

УДК: 339.9 ББК: 65

В.В.Котилко

Диверсификация и модернизация в

странах

Статья посвящена вопросам диверсификации и обзора мирового опыта мировой оценки эффективности и устойчивого развития.

Ключевые слова: ноосфера, устойчивое развитие, кооперационные связи, ЕврАзЭС, Союзное государство, Республика Беларусь, Республика Казахстан, устойчивое развитие, критерии эффективности.

V.V.Kctilkc

Diversification and modernisation in the countries of the CIS

The article is devoted to the diversification and a review of international experience and global evaluation of sustainable development.

Key words: noosphere, sustainable development, cooperative relations, the Eurasian Economic Community, the Union State, the Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan, sustainable development, performance criteria.

Опираясь на документы ООН, более Под устойчивым развитием следует по-

100 стран разработали стратегию нимать такое развитие, которое удовлетворя-устойчивого развития. Об устойчи- ет потребности настоящего времени, но не

вом развитии писал еще академик Вернад- ставит под угрозу способность будущих по-

ский, называя это понятие «сферой разума», колений удовлетворять свои собственные по-

Термин "ноосфера" (сфера разума) в отече- требности". Стратегия устойчивого развития

ственной научной литературе обозначает ка- направлена на достижение гармонии между

чественно новое состояние общества, при людьми и между обществом и природой,

котором истинными ценностями являются Устойчивое развитие должно быть в одина-

нравственно-духовные ценности и знания ковой степени направлено как на выживание

человека, живущего в гармонии с окружа- человечества, так и на сохранение природы,

ющей социальной и природной средой. Но- Первое означает возможность постоянно

осфера - это завершающий этап устойчиво- поддерживаемого сбалансированного развито развития, желаемое будущее состояние тия, при котором наши потомки имели бы не

общества, при котором обеспечивается эко- меньше возможностей по сравнению с насто-

логически допустимое воздействие человека ящим поколением по удовлетворению своих

на природу и рационализируются потребно- потребностей в природных ресурсах. Второе

сти людей. означает сохранение биосферы как естествен-

ной основы всей жизни на Земле, сохранение её устойчивости и естественной эволюции.

Важнейшим критерием устойчивого развития в мире является достижение стратегического баланса между деятельностью человека и поддержанием воспроизводящих возможностей биосферы, тогда деятельность человека не будет приводить к необратимым нарушениям в природе. Однако, обсуждая содержание перехода к устойчивому развитию, неправильно сводить все вопросы только к проблемам экологии, хотя понятно, что они являются основными. Переход к устойчивому развитию требует кардинальных преобразований, в центре которых - экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового «устойчивого общества» как сферы разума. Такие изменения должны происходить не стихийно, а целенаправленно, осознанно, и одним из главных механизмов управления этим процессом может стать нравственный, гуманный разум объединенного человечества, использующий все возможные социально-экономические, политические и технические средства.

Для перехода к устойчивому развитию необходимы управленческие решения и действия, которые должны с опережением приниматься в условиях риска и неопределенности. Управление должно исходить из принципа упреждения (предосторожности): "В целях защиты окружающей среды в соответствии со своими возможностями государства широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды" (Декларация по окружающей среде и развитию).

Устойчивое развитие может быть реализовано лишь в случае кардинальных структурных изменений в планетарных масштабах. Даже если бы можно было замедлить социально-экономическое развитие и перейти на "нулевой" вариант роста, то это отодвинуло бы лишь сроки катастрофы. Необходима качественно новая модель развития цивилизации, основанная на понятии сферы разума, глобально управляемого ноосферогенеза.

Стратегической целью устойчивого развития России и стран СНГ является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического

потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений [1].

Основными предпосылками устойчивого развития России являются: большая территория с сохранившимися невозобновляемыми природными ресурсами и естественными экосистемами, человеческий потенциал и экономические ресурсы. Для достижения устойчивого развития необходимо в максимальной степени сохранять территории с естественными экосистемами, рационально использовать невозобновляемые природные ресурсы и человеческий потенциал, а также - в силу особой демографической ситуации - направлять экономические ресурсы на развитие человеческого потенциала.

В ходе реализации интеграционных процессов в России и странах СНГ должны быть заложены основы новой инновационной экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство и обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяющей решать задачи повышения уровня и качества жизни, модернизации производственного аппарата, сохранения целостности и безопасности стран, что потребует усиления экономической функции государства, связанной с необходимой корректировкой рыночного механизма и его регуляторов.

Последовательный переход России и стран СНГ к устойчивому развитию должен осуществляться в соответствии с принципами, изложенными в Декларации и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), а также в материалах девятнадцатой специальной^ сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Иорк,1997). Вместе с тем, принимая свою национальную стратегию устойчивого развития, Российская Федерация трансформирует общие принципы в соответствии с конкретными условиями, с учетом своих особенностей. Основные принципы устойчивого развития формулируются следующим образом.

1. Каждый человек имеет право на здоровую и деятельную жизнь в гармонии с природой в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде.

2. Социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение жизни всех людей, сохранение природы и природных ресурсов, усиление ответственности за деятельность, наносящую ущерб окружающей среде.

3. Право на развитие должно осуществляться так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений. Экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая

безопасность должны в равной степени определять основные критерии развития.

4. Рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, на своевременной утилизации отходов и их безопасном захоронении.

5. Защита окружающей среды - необходимая часть устойчивого развития. Необходимо опережающее принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф.

6. Хозяйственная деятельность человека должна становиться социально и экологически безопасной и сопровождаться уменьшением различия в уровне жизни людей, масштабов бедности и нищеты, усилением взаимосвязи экономики и экологии, формированием единой (сбалансированной) экологизированной системы экономического развития. Следует отказаться от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или таких, экологические последствия которых недостаточно изучены.

7. Демографическая политика должна учитывать стратегические цели устойчивого развития и формировать у населения сознательное отношение к планированию семьи.

8. Устойчивое развитие должно учитывать все аспекты безопасности страны.

9. Постепенный отказ от ценностей общества потребления, рационализация масштабов и структуры личного потребления населения.

10. Сохранение для всех народов и этносов, проживающих в Российской Федерации, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов национальной политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию.

11. Переход к устойчивому развитию должен осуществляться на основе международного сотрудничества и глобального партнерства и подкрепляться принятием соответствующих международных соглашений и иных правовых актов. Тесное сотрудничество со странами СНГ и устойчивые добрососедские отношения с ними должны быть всегда одним из важнейших приоритетов внешней политики России.

12. Суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государств за нарушение глобальных экосистем. Повышение ответственности за экологические правонарушения, учет экологических последствий принимаемых решений.

13. Свободный доступ к экологической информации.

14. Сохранение крупнейших экологически устойчивых зон Земли должно стать предметом ответственности всех государств мира. В связи с этим, Россия должна настаивать на введении глобальной экологической ренты.

15. Ведущая роль в реализации устойчивого развития государства как гаранта обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей природной среды.

16. Хозяйственная деятельность должна вестись преимущественно на уже освоенных территориях, следует постепенно отказываться от хозяйственного использования новых территорий.

Ориентация на системный социоприрод-ный подход ноосферной ориентации, отказ от целей и приоритетов потребительского индустриального общества "экономического детерминизма" потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития цивилизации должны обеспечиваться без антропогенного давления на биосферу, без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, без экономического роста в его примитивном, "физическом" понимании.

Новая стратегия отличается от стратегии экономического роста прежде всего тем, что цивилизация не должна разрушать окружающую природу, а напротив, должна "вписываться" в биосферу, учитывать законы ее развития и вытекающие из них ограничения и запреты. Новая модель взаимодействия природы и общества претендует на гармонизацию взаимоотношений с природой, что означает соединение социально-экономических принципов и экологического императива в единую социоприродную систему устойчивого развития.

Производственно-кооперационные связи России со странами СНГ [2] осуществляются по линии:

- реализации соглашений о развитии производственной кооперации, подписанных в рамках СНГ и на двусторонней основе;

- отраслевых соглашений между соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации и государств Содружества;

- контрактов, заключенных между компаниями и отдельными предприятиями;

- создания совместных производств по выпуску готовых видов продукции;

- реализации соглашений о межрегиональном сотрудничестве;

- реализации союзных программ «Белоруссия - Россия»;

- в рамках ЕврАзЭС.

Экономическое взаимодействие субъектов Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств опирается на достаточно развитую нормативноправовую и договорную базу, включающую в себя законодательные акты Российской Федерации федерального и регионального уровня, договоры и соглашения, подписанные в формате СНГ, ЕврАзЭС и Союзного Государства, двусторонние договоренности об экономическом и научно-техническом сотрудничестве между регионами России и странами СНГ, соглашения о приграничном сотрудничестве [3]. Следует также указать на соглашения о сотрудничестве отдельных министерств и ведомств, а также соглашения и меморандумы о сотрудничестве между предприятиями и компаниями.

На кооперационные связи оказывает влияние структуризация внешнеполитических и внешнеэкономических барьеров в сотрудничестве России. Особенно это характерно для государств Содружества в сфере ТЭР, где до недавнего времени существовали:

• критическая зависимость российской энергетики от импорта энергетического оборудования, материалов, комплектующих и запасных изделий - возможный отказ зарубежных партнеров от поставок данного оборудования и комплектующих изделий, срыв договорных поставок;

• зависимость энергообеспечения отдельных пограничных регионов от зарубежных партнеров - возможный срыв последующих поставок ТЭР в Россию;

• дискриминационные меры отдельных стран в отношении российских ТЭР на рынках этих стран;

• критическая зависимость российского экспорта ТЭР от условий их транспортировки через территории других государств, возможность ограничений, дискриминационных мер, неприемлемых тарифов, невыполнение конвенции о свободе судоходства в Черноморских проливах и т.д.

Республика Беларусь является одним из ведущих торгово-экономических партнеров России. Основной правовой базой сотрудничества являются Соглашение о развитии производственной кооперации и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о проведении единой структурной промышленной политики, которые предусматривают расширение прямых кооперационных связей промышленных предприятий и организаций, создание и развитие транснациональных хозяйственных структур. Производственно-кооперационные связи осуществляются также в рамках прямых договоров между предприятиями, соглашений о сотрудничестве между

отдельными предприятиями и компаниями, соглашений о сотрудничестве между Белоруссией и регионами России, в ходе разработки и реализации союзных программ [4].

Большие объемы кооперационных поставок выполняются в рамках реализации соглашений о межрегиональном сотрудничестве. Особенно активно эта форма кооперации развивается в рамках реализации соглашений о сотрудничестве Республики Беларусь с регионами России. Всего таких соглашений подписано Белоруссией примерно с тридцатью субъектами Федерации [4,8, 10].

Особо следует отметить опыт кооперационных связей, применяемый в ходе реализации союзных программ. Речь идет о кооперации на всех стадиях разработки, освоения, производства и внедрения. Так, Минпром РБ выступил государственным заказчиком четырех программ, охватывающих различные отрасли экономики: дизельное автомобилестроение, сельхозмашиностроение, оптическое станкостроение, микроэлектроника.

В рамках кооперационного сотрудничества осуществлялось выполнение программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы. По состоянию на 1 ноября 2010 года на реализацию программных мероприятий МЧС России освоено более 562 миллионов рублей. В результате были оснащены современным медицинским и телекоммуникационным оборудованием целый ряд медицинских центров и оздоровительных комплексов. Разработаны, усовершенствованы и внедрены новейшие технологии для диагностики и лечения населения загрязненных территорий и ликвидаторов. Это позволило оказать высокотехнологичную медицинскую помощь в 2006 -2010 годах более 12 тысячам человек. Также было обеспечено развитие единого чернобыльского регистра. Объем персональных данных на граждан для планирования мер адресной медицинской помощи составил более 138 тысяч человек. В 2010 году начаты работы по подготовке проекта концепции программы совместной деятельности на период до 2015 года.

В ходе реализации программы "Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики России и Беларуси информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды на 2007-2011 годы" реализованы контакты в сфере внедрения высокотехнологической продукции. Цель проекта - сокращение ущерба от стихийных гидрометеорологических явлений, создание более безопасных и благоприятных условий жизни населения, повышение эффективно-

сти работы отраслей экономики и сфер хозяйственной деятельности Беларуси и России за счет повышения оперативности, оправдыва-емости и качества различных видов прогнозов. В процессе реализации программы были созданы новые технологии и методы гидрометеорологических прогнозов, штормовых предупреждений, а также проведены работы по улучшению обработки и распространения фактической и прогностической информации на основе современных технологий.

Имеющиеся заделы в инновационной сфере, позволили поставить задачу совместной разработки суперматериалов. МФПГ "Фор-маш" представила на форуме проект программы "Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2011-2015 годы". Суть в том, что сегодня в развитых странах разработка и производство современных композитов стали мощным стимулом развития техники и технологии, основой перехода к инновационной экономике. Быстро растущие требования к тактико-техническим характеристикам гражданской и оборонной техники уже невозможно обеспечить без применения этих материалов. Современные композиционные материалы обладают удельной прочностью и жесткостью в направлении армирования, в 4-5 раз и более превышающей эти показатели у стали и титановых сплавов. Реализовывать эту программу будут - Министерство промышленности и торговли РФ и Белорусский государственный концерн по нефти и химии.

Ядерно-физический комплекс государственного научного учреждения "Объединенный институт ядерных и энергетических исследований разработал проект "Разработка и создание транспортной энергоустановки малой мощности "ГРЭМ". На сегодняшний день, по данным МАГАТЭ, разработчиками проектов ядерных энергетических установок к настоящему времени заявлено более 50 проектов таких устройств малой мощности. В системе ядерной энергетики на основе атомных станций малой мощности особое место занимают транспортабельные ядерные энергетические установки. Ведь они являются эффективным вариантом развития энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения, обеспечивающим энергетическую безопасность удаленных труднодоступных территорий.

Предлагаемая блочная транспортабельная ядерная энергетическая установка малой мощности (ГРЭМ) предназначена для тепло- и электроснабжения населенных пунктов с численностью жителей до 1500 человек и объектов промышленности. Можно ожидать,

что системный ввод в эксплуатацию ряда установок типа ГРЭМ приведет к сокращению объемов перекрестного субсидирования и ограничению темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, сокращению объемов северного завоза органического топлива, улучшению демографической и экологической обстановки удаленных районов. Создание такой установки позволит расширить экспортный потенциал атомной промышленности, сохранить конструкторские и научно-технические кадры, использовать отработанные в рамках данной программы технологии при создании таких установок для освоения глубоководных шельфов Мирового океана и космического пространства.

Государства-участники Союзного государства, стремясь выйти на мировой высокотехнологичный рынок инновационной продукции, проделали определенную работу по совершенствованию национальных инновационных систем, а также по созданию единого инновационного пространства Союзного государства.

Беларусь и Россия в рамках Союзного государства приступили к формированию инновационных отраслей шестого технологического уклада: электронной, средств информатизации, связи, новых материалов, и на их основе - к электронизации производственного потенциала, созданию экологически чистой обрабатывающей промышленности, в первую очередь машиностроения.

Самыми крупными проектами белорусских и российских ученых [8] на сегодняшний день являются научно-технические программы Союзного государства: Скиф-Грид (суперкомпьютерные технологии), Космос-НТ, Нанотехнология-СГ, БелРосТрансген-2. Помимо этого, ученые Беларуси и России осуществляют сотрудничество в рамках двусторонних проектов в области материаловедения, порошковой металлургии и т.д.

Отдельное место в двустороннем научном сотрудничестве занимает межгосударственная целевая программа ЕврАзЭс - инновационные биотехнологии. Программа рассчитана на 2011-2015 гг. и направлена на научное обеспечение биотехнологической отрасли в странах ЕврАзЭс. Программа предусматривает разработку и внедрение новых биотехнологий, биопрепаратов и диагностических тест-систем для сельского хозяйства, промышленности, медицины и охраны окружающей.

Однако для целей формирования инновационной экономики гораздо важнее не просто торговые, а кооперационные связи, позволяющие обеспечивать реализацию промышленно-производственных потенциалов обеих стран, их регионов, конкретных пред-

приятий. Так, наиболее тесные кооперационные связи поддерживаются Беларусью с Приволжским федеральным округом, регионы которого специализируются на производстве продукции машиностроения, химии, пищевой промышленности и в максимальной степени приближены к специализации белорусской экономики. Стойкое и масштабное сотрудничество промышленных предприятий Беларуси и России является предпосылкой для развития устойчивых кооперационных связей между белорусскими регионами и Ярославской, Нижегородской, Свердловской областями, Республикой Татарстан и некоторыми другими. При этом приграничные Брянская и Смоленская области выполняют функции своеобразных плацдармов для проникновения белорусской продукции вглубь Российской Федерации.

Ряд крупнейших предприятий Украины по-прежнему встроен в отлаженные технологические цепочки совместно с Россией по многим видам науко- и техноемкой продукции. В их числе такие гиганты, как промкомплекс "Южное", ВО "Южмаш" (ракетно-космический комплекс), ОАО "Турбоатом" (атомная промышленность, энергомашиностроение), ГАК "Антонов" (авиастроение), ОАО "Мотор-Сич", ВО "Зирка", ЗМКБ "Прогресс" (ОПК), Сумское МНПО им. Фрунзе (машиностроение для нефтяной промышленности), Харьковский тракторный завод, Барский машиностроительный завод (сельхозмашиностроение). В этой связи прямые российские капиталовложения в украинскую экономику в сравнении с 2007-м увеличились к 2011 году почти втрое.

По оценкам Global Competitiveness Report и Европейской комиссии (2010 г.), отмечается рост экспорта украинских среднетехнологичных товаров, в том числе в Россию и страны Таможенного союза. И, если в 1997 году экспорт Украины в Россию составлял примерно четверть всего украинского экспорта, то к 2011 году - минимум треть. Причем основу украинского экспорта в Россию составляет продукция многих подотраслей машиностроения, черной металлургии, химической, пищевой и текстильной отраслей.

Украина, прежде всего, заинтересована в модернизации украинской газотранспортной системы.

Процесс модернизации Украины будет развиваться по трем направлениям [6]. Это развитие деловой инфраструктуры на востоке Украины, включающее модернизацию аэропортов, строительство новых взлетно-посадочных полос с высокой пропускной способностью, выставочных и конгресс-центров мирового уровня; развитие сельского хозяйства в центре Украины путем создания стиму-

лов экономического характера в агросекторе, а также развитие туристической инфраструктуры на западе Украины и Крыму.

Участие в реализации Соглашения по производственной кооперации позволяет украинским предприятиям машиностроительной отрасли, металлургической, химической и легкой промышленности сохранять традиционный российский рынок сбыта продукции.

В качестве примера можно привести эффективную работу по производственной кооперации следующих предприятий: электротехнической отрасли - получают из РФ электротехническую сталь (в Украине не производится) и другие материалы и комплектующие, экспортируют трансформаторы (ОАО «Запорожтрансформатор», ОАО «Завод высоковольтной аппаратуры», ОАО «Укре-лектроапарат»); химической отрасли - ОАО «Днепршина», ЗАО «Росава» получают из РФ каучуки, экспортируют шины. Работа в рамках Соглашения позволяет ЗАО «Крымский Титан» осуществлять российским предприятиям поставки значительных объемов диоксида титана. Кроме того, в рамках межправительственного соглашения по производственной кооперации успешно реализуется проект по ремонту на территории Украины железнодорожных вагонов для Российской железной дороги.

Импортируются из РФ комплектующие для производства горно-шахтного оборудования, насосы, двигатели для сельхозмашиностроения; узлы, необходимые для ремонта российских железнодорожных вагонов, каучук, электротехническая сталь, трубные заготовки, алюминиевый прокат, комплектующие для производства автомобилей Краз, ЗАС, литье (лопатки и др.) для производства турбин в ОАО «Турбоатом». Украинскими и российскими предприятиями реализуются на территории Украины общие проекты по мелкоузловой сборке автомобилей марки ВАЗ, ГАЗ с постепенным переходом на полный цикл производства. Некоторые конкретные результаты межгосударственной производственной кооперации приведены ниже.

Наиболее важно для объединения усилий обеих стран продвижение совместных высокотехнологичных проектов на мировой рынок. К сожалению, для Украины это единственный реальный путь освоения мирового рынка высокотехнологичной продукции. Накоплен положительный опыт решения указанной проблемы - это реализуемая программа «Днепр», проекты АН-70, ТУ-334, общее сотрудничество в рамках программ «Морской старт», «Глобал стар» и т.п.

Особо значимым партнером Украины в международном космическом сотрудничестве является Россия. Высокая интегрирован-

ность космических потенциалов обеих стран, значительный опыт общей работы, личные контакты между руководителями и специалистами обеих стран обусловливают активное участие украинских предприятий в подавляющем большинстве российских космических проектов, а при реализации проектов Украины соответственно привлекается российская сторона.

В качестве примера, можно привести поставки в РФ систем управления для ракетоносителей «Протон», «Союз» (ПО «Коммунар», г. Харьков); «Космос» (ПО «Киевский радиозавод»); для станции «Мир» и создаваемой Международной космической станции (АО «Хартрон», ПО «Киевский радиозавод», ПО «Киевприбор» и пр.); для космических аппаратов разного класса (ПО «Монолит», АО «Хартрон», г.Харьков, ПО «Киевприлад», АО «Черниговский радиоприборный завод» и пр.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Силами украинских предприятий были осуществлены модернизация и поставка в РФ наземного стартового и технологического оборудования для ракетно-космических комплексов (ПО «Азовмаш», ПО «Ново-Краматорский машиностроительный завод», др.). Услугами украинской испытательной базы воспользовалось большое количество предприятий России.

Примерами сотрудничества могут быть также работы по программам «Луна», «Венера», «Марс», «Космос», «Интеркосмос», международной программе «Вега», международным проектам «Фобос», разработки астрофизической космической обсерватории «Астрон», программа «Астероид» (изучение следствий «бомбардировки» Юпитера осколками распавшейся кометы) и т.п.

С целью сотрудничества России с Украиной в области коммерциализации ракет типа СС-18 создано совместное украинско-российское предприятие «Космотрас», в котором собственность распределяется в пропорции 50:50.

В области авиастроения, как и в аэрокосмической сфере, плодотворным является международное научно-технологическое сотрудничество Украины, прежде всего с Россией, естественно, с учетом всеохватывающей кооперации и специализации предприятий отрасли, сложившихся в советский период, единства школы подготовки авиационных инженерных кадров и т.п. Реализация совместных кооперационных проектов по созданию, серийному производству и эксплуатации пассажирских самолетов Ан-140 и Ту-334, транспортных Ан-70 и Ан-70т, а также «Русланов» Ан-124 и Ан-124-100 показала высокую эффективность сотрудничества в данной сфере. Это касается, в частности, связей

между авиамоторостроителями: Запорожское ОАО «Мотор-С1ч» вместе с московским «Салютом», например, заканчивает работы над двигателем AI-222 тренировочного Як-130. «Мотор-С1ч», кроме того, является главным поставщиком двигателей для российских вертолетов, двигателей для пассажирских самолетов антоновской серии, лайнеров Бе-200 и Ту-334 российского производства и лицензионных Ан-140 в Иране.

Основными перспективными сферами в развитии экономического сотрудничества России и Казахстана являются электроэнергетика, инфраструктура, переработка сырья, нефтехимия, создание новых свободных экономических зон, развитие индустриальных и технологических зон, сельскохозяйственное производство, фармацевтическая промышленность, новые технологии и др.

В Казахстане на период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

Инициаторами продвижения крупных проектов станут АО "Фонд Национального Благосостояния "Самрук-Казына" (далее -АО "ФНБ "Самрук-Казына"), системообразующие компании топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а также стратегические иностранные инвесторы. На сегодняшний день в Казахстане доля расходов на науку составляет 0,2 % от ВВП страны, тогда как рекомендуемая Международным академическим советом доля расходов для развивающихся стран составляет 1-1,5 % от ВВП. К примеру, в России соответствующий показатель равен 1,3 % от национального ВВП, в Китае - 1,4 %, Германии - 2,5 %, США - 2,8 %, Японии - 3,3 %. Количество выданных патентов в Казахстане составляет 1671, тогда как в России выдано 19 641 патентов, в Китае - 26 292, в США - 154 760, и в Японии - 217 364.

Согласно статистическим данным уровень инновационной активности предприятий в Казахстане в последние годы колеблется на уровне 3-4 %, что значительно ниже, чем в странах ЕС. При анализе полной структуры отечественного научно-исследовательского комплекса установлено, что 80 % всей научной сферы республики составляет исследовательская часть и менее 20 % приходится на НИОКР.

Соотношение ученых, конструкторов и работников опытных производств в Казахстане

25:4:1, в то же время как в развитых странах это соотношение составляет 1:2:4. Оптимальной будет система финансирования науки в следующих соотношениях: 20 % на фундаментальные исследования, 30 % на прикладные исследования, 50 % на ОКР, что позволит создать эффективную систему внедрения инновационных технологий.

Основной целью развития науки в Республике Казахстан является создание национальной научной инновационной системы, ориентированной на решение четких научнотехнологических задач по развитию приоритетных отраслей на предстоящий период.

При Министерстве образования и науки Республики Казахстан будут созданы Государственная научно-техническая экспертиза (ГНТЭ) с участием зарубежных экспертов и научные советы по приоритетным направлениям с участием отраслевых министерств, бизнес-сообщества, научного сообщества и неправительственных организаций.

Система управления и администрирования научной деятельностью будет переориентирована с работы по принципу "ученый - чиновник - ученый", на принцип "бизнес-чинов-ник-ученый-бизнес".

Будет изменена структура финансирования науки в следующих пропорциях - фундаментальные исследования 20 %, прикладные исследования 30%, ОКР 50%.

Будет создан новый информационный ресурс "База потребностей реального сектора", в котором будут сведены результаты обследования промышленных предприятий, включая потребности предприятий и пути их решения (исследовательские организации и готовые технологические решения, имеющие потенциал удовлетворения потребностей бизнеса).

Основной акцент в инновационной политике на ближайшие 2-3 года будет сделан на стимулировании экономической эффективности предприятий через трансферт технологий, техническую модернизацию, совершенствование бизнес-процессов, внедрение управленческих технологий. Ко второй по-

ловине пятилетки планируется смещение вектора поддержки в сторону стимулирования качественного улучшения характеристик выпускаемой продукции, разработки новых конкурентоспособных продуктов и технологических процессов по их изготовлению [12].

Для обеспечения межотраслевой координации данной работы будет создан Совет по технологической политике, основной задачей которого будет формирование и реализация инновационной политики страны.

Будут осуществлены следующие меры поддержки инновационной деятельности:

- выделение инновационных грантов, в том числе на условиях софинансирования;

- проектное финансирование, в том числе направленное на создание СП с якорными (брендовыми) инвесторами в приоритетных отраслях;

- реализация комплексной пропагандистской работы, включающей в себя проведение РЯ-стратегии, конкурсов среди молодежи и работников предприятий, бизнесменов, семинаров, выставок, конгрессов и других мероприятий, формирующих у населения благоприятное мнение об инновациях.

В 2010-2012 годах были созданы технопарки в Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях и г. Астане, Центр коммерциализации технологий, основной задачей которого станет внедрение и продвижение на рынки отечественных инновационных разработок, а также создание и поддержание базы данных потребностей промышленных предприятий в решении реальных технических и технологических задач и имеющихся научно-технических разработок, предлагаемых для внедрения отечественными исследователями.

В качестве дополнительных элементов инновационной инфраструктуры в 2010-2011 гг. будет создан Центр металлургии в Восточно-Казахстанской области, в 2011-2012 гг. на базе организуемого Каспийского энергетического хаба будет создан Центр нефтегазовых технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диверсификация в России: потенциал региональных различий. Европейский банк реконструкции и развития. 2012.

2. Котилко В.В. Экономические интересы и риски научно-технического сотрудничества России со странами СНГ (концепции модернизации). Монография.- М.: Креативная экономика, 2012.-с.336.

3. Котилко В.В. Экономическое развитие Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств в инновационной и научно-технической сферах. «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» № 21, 2011.

4. Котилко В.В. Инновационное развитие регионов в условиях модернизации экономики России. «Региональная экономика. Инновационное развитие регионов России". М.: Финансовый университет, 2011.

5. Котилко В.В. Модернизация стран СНГ «Вестник развития науки и образования", № 5, 2012 , с. 37-55, 2,0 п. л.

6. Котилко В.В. Пространственная модернизация экономики «Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса», серия "Экономика",№ 6(26) 2012., с.9-15, 1,0 п. л.

7. Котилко В.В., Алейников Н.А. Модернизация России и стран СНГ: проблемы координации “Модернизация регионального экономического пространства: зарубежный и отечественный опыт: сборник научных статей. М.,

Финансовый университет, 2012г., стр. 32-36 0,45 п. л.

8. Котилко В.В. Роль модернизации в интеграционных процессах (методика отбора проектов). «Современные проблемы пространственного развития. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти и 75-летию со дня рождения академика А.Г. Гранберга. СОПС, 2011г., стр. 349-359 0,5 п. л.

9. Котилко В.В. Направления технологического развития и модернизации российской экономики в рамках инновационного сотрудничества со странами СНГ (методика отбора инновационных проектов)- раздел 4.9. В книге «Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем". М. Финансовый университет, Изд."Дашков и К", 2011 г.

10. Котилко В.В. Инновационное развитие регионов в условиях модернизации экономики России. В кн. «Региональная экономика. Инновационное развитие регионов России". М.: Финансовый университет, 2011г., с. 4-9.

11. Котилко В.В. Проблемы модернизации стран СНГ «Экономика и финансы организаций и государства», Электронный науч. журнал. Выпуск 4, том 3, июнь, 2012.,с.26-33 0,7 п. л.

12. Котилко В.В., Алейников Н.А. Мероприятия по стимулированию экспорта высокотехнологичной продукции. В кн. Россия и мир: проблемы и перспективы инновационного развития. Материалы международной научнопрактической конференции. Коломна, МГОСГИ, 2012, стр. 26-30.

REFERENCES

1. Diversification in Russia: the potential regional differences. The European Bank for Reconstruction and Development, 2012.

2. Kotilko V.V. Ekonomicheskie interesy i riski nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva Rossii so stranami SNG (kontseptsii modernizatsii). Monografiia [Economic interests and risks of scientific and technical cooperation between Russia and the CIS (the concept of modernization). Monograph]. Mosocw, Kreativnaia ekonomika, 2012. 336 p.

3. Kotilko VV The economic development of the Russian Federation and the Commonwealth of Independent States in innovation and scientific and technological fields. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2011, no.21.

4. Kotilko VV Innovatsionnoe razvitie regionov v usloviiakh modernizatsii ekonomiki Rossii [Innovative development of the regions in terms of modernization of the Russian economy]. "Regional'naia ekonomika. Innovatsionnoe razvitie regionov Rossii" [The regional economy. Innovative development of the regions of Russia]. Moscow, Finansovyi universitet, 2011.

5. Kotilko V.V. The modernization of the CIS. Vestnik razvitiia nauki i obrazovaniia - Bulletin of Science and Education, 2012, no.5, pp.37-55 (in Russian).

6. Kotilko V.V. Spatial economic modernization. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriia Ekonomika - Bulletin of the Volga State University of Service. Series Economy, 2013, no.6 (26), pp.9-15 (in Russian).

7. Kotilko V.V., Aleinikov N.A. Modernizatsiia Rossii i stran SNG: problemy koordinatsii [Modernization of Russia and the CIS countries: problems of co-ordination]. Modernizatsiia regional'nogo ekonomicheskogo prostranstva: zarubezhnyi i otechestvennyi opyt: sbornik nauchnykh statei [Modernization of regional economic space: international and domestic experience: the collection of scientific articles]. Moscow, Finansovyi universitet, 2012. pp.32-36.

8. Kotilko VV Rol' modernizatsii v integratsionnykh protsessakh (metodika otbora proektov) [The role of modernization in the integration process (the method of selection of projects)]. Sovremennye problemy prostranstvennogo razvitiia. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi pamiati i 75-letiiu so dnia rozhdeniia akademika A.G. Granberga [Modern problems of spatial development. Proceedings of the International Conference dedicated to the memory and the 75th anniversary of academician A.G. Granberg]. 2011, pp.349-359.

9. Kotilko VV Napravleniia tekhnologicheskogo razvitiia i modernizatsii rossiiskoi ekonomiki v ramkakh innovatsionnogo sotrudnichestva so stranami SNG (metodika otbora innovatsionnykh proektov) [Technological development and modernization of the Russian economy in the framework of innovation cooperation with the countries of the CIS (the method of selection of innovative projects)] / Effektivnoegosudarstvennoe upravlenie v usloviiakh innovatsionnoi ekonomiki: formirovanie i razvitie innovatsionnykh sistem [Good governance in the innovation economy: the formation and development of innovative systems]. Moscow, Finansovyi universitet, Dashkov i K, 2011.

10. Kotilko VV Innovatsionnoe razvitie regionov v usloviiakh modernizatsii ekonomiki Rossii [Innovative development of the regions in terms of modernization of the Russian economy]/ Regional'naia ekonomika. Innovatsionnoe razvitie regionov Rossii [Innovative development of the regions of Russia]. Moscow, Finansovyi universitet, 2011, pp. 4-9.

11. Kotilko VV. Problems of modernization of the CIS. Ekonomika i finansy organizatsii i gosudarstva - Economy and finance organizations and the state, Issue 4, V3, June, 2012, p.26 (in Russian).

12. Kotilko VV, Aleinikov N.A. Meropriiatiia po stimulirovaniiu eksporta vysokotekhnologichnoi produktsii [Measures to promote exports of high-tech products] / Rossiia i mir: problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiia. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Russia and the World: Challenges and Prospects for innovative development. Proceedings of the international scientific-practical conference]. Kolomna, MGOSGI, 2012, pp.26-30.

Информация об авторе Котилко Валерий Валентинович (Россия, Москва) - Профессор, доктор экономических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник. ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и РАН (СОПС). E-mail: kotilko@yandex.ru

Information about the author Kotilko Valerii Valentinovich (Russia, Moscow) - Professor, Doctor of Economic Sciences, Academy of Natural Sciences, Chief Scientific Officer. Council for the Study of Productive Forces of Economic Development of the Russian Federation and the Russian Academy of Sciences. E-mail: kotilko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.