Научная статья на тему 'Современные тенденции развития промышленной кооперации в России'

Современные тенденции развития промышленной кооперации в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
817
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / INDUSTRIAL COOPERATION / КОАЛИЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / COALITION STRUCTURE / СУБКОНТРАКТАЦИЯ / SUBCONTRACTING / ПОДРЯД / CONTRACT / СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / JOINT VENTURE / СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ / JOINT ACTIVITY / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / MILITARY AND TECHNICAL COOPERATION / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савинова Мария Владимировна

В статье анализируются проблемы и задачи, стоящие перед Россией, в рамках промышленной кооперации. Рассмотрены основные направления сотрудничества со странами СНГ и Европы, даны рекомендации по дальнейшему укреплению кооперации в промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Trends of Developing Industrial Cooperation in Russia

The author analyzes factors and objectives which Russia faces within the industrial cooperation. Main directions of cooperation with CIS and Europe are examined, best practice advice is provided on further consolidation of cooperation in the industry.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития промышленной кооперации в России»

Трибуна молодых

М.В. Савинова

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ

В статье анализируются проблемы и задачи, стоящие перед Россией, в рамках промышленной кооперации. Рассмотрены основные направления сотрудничества со странами СНГ и Европы, даны рекомендации по дальнейшему укреплению кооперации в промышленности.

Ключевые слова: промышленная кооперация, коалиционные структуры, субконтрактация, подряд, совместное предприятие, совместные проекты, совместная деятельность, военно-техническая кооперация.

Мировой опыт показывает, что промышленная кооперация - объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим строем. В промышленной кооперации объединяются и материализуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях.

Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т. п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики. Эта форма взаимодействия стала ускорителем структурной перестройки промышленности, ее отраслевых и межведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информационных технологий.

© Савинова М.В., 2010

Промышленная кооперация - это отношения между предприятиями разных стран, базирующиеся на долговременной общности интересов. Промышленная кооперация может включать предоставление лицензий, создание предприятий или производственных линий; развитие новых видов технологий и предоставление информации, относящейся к этим видам технологий; производство, маркетинг, совместные проекты или совместную заявку на подряд. Обязательства в целом или часть обязательств, которые возникают в связи с осуществлением сотрудничества, могут быть урегулированы натурой (встречные поставки аналогичных товаров или услуг).

В соответствии с концепцией ЕЭК ООН среди форм промышленной кооперации выделяются:

- поставка комплектных предприятий и оборудования с последующей оплатой их стоимости продукцией, которую предстоит изготовить на их основе;

- предоставление лицензий и (или) производственного опыта, а также знаний с последующей оплатой их стоимости поставками продукции, полученной с их использованием;

- подряд;

- совместное производство, включая НИОКР;

- совместные предприятия;

- совместные проекты.

Приведенное распределение является довольно условным и далеко не исчерпывает разнообразия форм промышленного сотрудничества, которые используются в зависимости от конкретных целей и интересов партнеров, их возможностей и потребностей, специфики отраслей экономики. К тому же в различных соглашениях о той или иной форме кооперирования часто содержатся отдельные элементы других форм. В особенности это касается более сложных видов кооперирования, таких как совместные предприятия или трехсторонняя кооперация, которые могут включать субподрядные отношения и прочие формы.

Самыми важными чертами промышленной кооперации являются:

- долгосрочность (неоднократность) хозяйственных связей;

- их непосредственная направленность на производство материальных благ;

- совместная или технологически связанная деятельность с целью экономии затрат, усовершенствования производства, повышения производительности труда, качества производимой продукции и эффективности производства.

Кооперационное сотрудничество распространяется как на само производство, так и на деятельность, предшествующую производ-

ственному процессу или связанную с ним другим путем, например, на реализацию готовых изделий.

Основные задачи промышленной кооперации заключаются в том, чтобы:

- наиболее эффективно загрузить производственные мощности предприятий-производителей заказами;

- сформировать рациональные хозяйственные связи путем правильного прикрепления потребителей к поставщикам;

- обеспечить полную, своевременную и комплексную поставку готовой продукции в соответствии с имеющимся спросом и доступными организационными и материально-техническими ресурсами.

Крупным предприятиям кооперация помогает снижать издержки, заодно стимулируя рост и развитие малого бизнеса, увеличение его удельного веса в промышленности. Компании становятся более конкурентоспособными, если вокруг них сформирована система поставщиков, в том числе из малых и средних предприятий - производственных, инновационных, сервисных, способных предложить как расширенный перечень комплектующих, сборочных узлов, деталей или материалов, так и оказание разнообразных услуг по ценам ниже себестоимости собственного производства. Только в таких условиях предприятие становится конкурентоспособным.

Эффективная производственная кооперация может основываться только на рыночных механизмах и быть экономически целесообразной. Иногда появление самого факта кооперации может быть инициировано административными мерами, например, в тех случаях, когда форма предприятий - федеральная, государственная, унитарная - предусматривает прямое участие государства в управлении ими.

Для промышленности целевая модель предусматривает создание системы кооперации, основанной на экономических механизмах. В то же время в переходный период административные механизмы могут применяться именно для внедрения экономических отношений.

Больше всего кооперация развита на уровне регионов (почти половина поставщиков работают в том же регионе, что и заказчик). Примерно треть поставок производится межрегионально, в том числе в соседние регионы. Незначительная часть предприятий находит партнеров в странах СНГ или дальнем зарубежье (соответственно 6 и 9%).

Основной вид продукции, поставляемой на заказ, - комплектующие для разного рода производств (с большим отрывом лидируют машиностроение и электронная промышленность), причем

более чем у половины поставщиков производство комплектующих занимает 100% объема заказа. У остальных от 1 до 20% объема заказа занимают переработка материалов, выполнение различных производственных операций и услуги специалистов1. По отзывам заказчиков, размещение внешних заказов происходит по нескольким причинам, главные из которых (по порядку убывания) -отсутствие на предприятии необходимой технологии, возможность минимизировать собственные издержки, отсутствие достаточных мощностей, ускорение выпуска новой продукции. Характерно, что почти никто не жаловался на нехватку рабочей силы.

Одной из главных задач, стоящих сегодня перед руководителями отечественных промышленных предприятий независимо от их масштаба, является создание в России экономики инновационного типа, опирающейся на современные достижения науки и техники, эффективное управление производственными процессами с помощью компьютерных и инфокоммуникационных технологий. В современной информационной экономике все отчетливее проявляется тенденция к созданию коалиционных структур на принципах взаимовыгодного сотрудничества. Данный процесс имеет объективную основу, так как в условиях интеграции и глобализации экономики инновационные промышленные предприятия - как крупные, так и малого и среднего бизнеса - должны сохранять и развивать конкурентные позиции, строя взаимоотношения с партнерами на принципах кооперации.

В последние годы происходят изменения в конкурентной ситуации на рынках высокотехнологичной продукции, во многом обусловленные повышением открытости и территориальной распределенности бизнеса с образованием коалиционных структур. Это требует новых резервов повышения эффективности производства, основанных на развитии кооперационных связей, и создания единых информационных каналов между партнерами, поставщиками и клиентами.

Российский рынок промышленной кооперации находится в стадии развития. До сих пор как в региональном разрезе, так и на отдельных предприятиях наблюдается значительный разброс в расценках:

- на выполнение производственно-технологических процессов и изготовление комплектующих;

- основные факторы производства, такие как цена аренды производственных помещений, цена рабочей силы, электроэнергии и др.

Для успешной работы на рынке предприятиям необходимо системно приводить сбор, обработку и актуализацию маркетинговой и аналитической информации. Собственные возможности

предприятий (в особенности - вновь создаваемых малых и средних) не всегда позволяют выполнить такую работу самостоятельно на профессиональном уровне. Это заставляет предприятия активнее переходить к доказавшим свою эффективность в международной практике способам организации производства и чаще применять такой вид производственной кооперации, как субконтрактация, т. е. способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором (заказчиком) - сборочным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями и субконтракторами (поставщиками, субподрядчиками) - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, услуги.

Применение механизма субконтрактации, или субконтрактин-га, позволяет контрактору избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производств и сконцентрировать усилия на важнейших задачах - технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы - как правило, малые и средние предприятия, выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности, добиваясь снижения себестоимости конечной продукции.

Субконтрактация позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность на уровне как предприятия, так и региона. Производство деталей и комплектующих другими предприятиями на основе субконтрактации дает возможность крупным предприятиям выстроить действенную организационную структуру. Географический фактор и региональное различие инвестиционной привлекательности в России играют важную роль в развитии кооперационных связей, поскольку территориально стоимость ресурсов может различаться весьма значительно.

Машиностроение является одной из наиболее кооперирован -ных отраслей с многочисленными связями между предприятиями внутри страны и в государствах СНГ. Нарушение этих связей привело к сокращению объемов производства отрасли в 1992-1999 гг. более чем в 2,5 раза. Характерным для большинства стран СНГ стало свертывание производства наукоемких видов продукции, снижение ее конкурентоспособности при постоянном росте энерго- и металлоемкости отрасли. В несколько раз сократился выпуск металлорежущих станков и другого оборудования с числовым программным управлением, приборов и средств автоматизации. Это негативно повлияло на разработку новых видов техники и современных технологий. Большинство научно-исследовательских

институтов и конструкторских организаций отрасли лишились заказов от государства и предприятий. Сейчас государственное финансирование отраслевой науки составляет лишь 2-2,5%. Из-за отсутствия средств приходит в упадок опытно- экспериментальная база2.

Наибольший спад производства отмечен в Грузии и Киргизии (почти в 7 раз), в Таджикистане (в 5 раз), в Армении и Казахстане (в 3 раза), в Белоруссии, Азербайджане и на Украине (в 2,0-2,5 раза). В то же время в Узбекистане и Туркмении удалось повысить производство продукции машиностроения в 1,3-1,5 раза3.

Усиление кооперирования машиностроительных предприятий России и стран СНГ и развитие их совместной инвестиционной деятельности могут в значительной мере способствовать решению проблемы интеграции. Об этом все знают, но дело не движется. Вероятно, нужно создать некую внедренческую структуру, благополучие которой должно зависеть от практических результатов ее деятельности.

Сокращение финансирования ВПК резко ударило по авиационной промышленности. Наиболее эффективно из стран СНГ Россия сотрудничает в авиационной промышленности с Украиной и Белоруссией. Около 100 российских предприятий получают с Украины комплектующие. Более 80% этих изделий поставляют 8 предприятий - монополистов украинской авиационной промышленности. Для предприятий ВПК эти поставки будут продолжаться до создания в России аналогичных производств уже в ближайшие годы. В гражданском авиастроении кооперативные связи могут поддерживаться длительное время. Намечено создать крупную ФПГ с участием более 600 авиамоторных предприятий России и Украины. Кроме двигателестроительных заводов в состав группы войдут металлургические и агрегатные предприятия, банки, фонды и страховые компании. С предприятиями Белоруссии сотрудничают 30 российских авиационных предприятий. В перспективе возможно создание международного центра технического обслуживания и ремонта авиационной техники на базе Минского авиаремонтного завода.

Узбекистан и Россия намечают совместное производство легкого многоцелевого самолета Су-34 (АО ТНК «Дастан»). Сегодня работа идет по двум проектам: транспортному самолету Ил-76 и турбовинтовому Ил-114. Прорабатывается вопрос о создании международного объединения, в состав которого могут войти авиационные фирмы Туполева, Яковлева, Сухого, Антонова и вертолетная фирма Микояна. В ближайшие планы этого объединения может войти строительство широкофюзеляжного пассажирского само-

лета на 800 мест, а также выпуск новых образцов военной техники. В 2008 г. Россия и Узбекистан договорились, что Ташкентский авиационный завод войдет в состав Российской объединенной авиастроительной корпорации4.

В станкостроительной отрасли России осталось 45 станкозаводов из 88, действовавших в Союзе, около 20% производства станков с ЧПУ, 30% прецизионных станков, 60% производства кузнеч-но-прессового оборудования, 14% производства оборудования для точного литья.

Большие трудности с производством инструмента. Инструментальные заводы имели узкую предметную специализацию и только в совокупности производили номенклатуру стандартного инструмента. Республики СНГ стали монополистами по многим видам техники. Чтобы уменьшить зависимость России от импорта, была разработана программа «Государственная защита станкостроения», которая предусматривала в 2000-2005 гг. выйти на полное самообеспечение российской промышленности станками и оборудованием, что вполне достижимо, учитывая имеющийся производственный потенциал, особенно на конверсируемых предприятиях. Например, оборонка освоила номенклатуру азербайджанских заводов по выпуску нефтегазодобывающего оборудования и инструмента, некоторых видов оборудования, поступавших с Украины (насосы, газоперекачивающие станции и др.). Однако некоторые предприятия и объединения по-прежнему предпочитают импорт, даже существенно проигрывая экономически, а качественная продукция российских предприятий остается невостребованной.

Раздел судостроительной промышленности подорвал производственную базу российского судостроения. За пределами России остались уникальные мощности по строительству авианесущих и других военных кораблей, а также судов вспомогательного флота, около 60% мощностей морского, транспортного и рыбопромыслового судостроения, значительная часть ремонтной базы надводного флота, до 40% навигационного оборудования. Вместе с тем Россия располагает более 80% проектно-конструкторского и научного потенциала бывшего Союза. В настоящее время судостроительные заводы Украины поставляют в Россию более 1600 комплектующих, 120 российских предприятий сотрудничают с 40 предприятиями Белоруссии, а 45 российских предприятий получают более 200 видов продукции для судостроения из Казахстана. Создание аналогичных производств в России требует финансовых и материальных затрат. Переход в этой отрасли на самообеспечение в ближайшие годы не намечается.

Не менее важным для России является развитие военно-технической кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского и Южно-Азиатского регионов. В ближайшей перспективе речь идет о рынках Индии и Китая, в дальнейшем - о расширении присутствия на рынках вооружений Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-Восточной Азии. Данный вектор кооперации возможен при существенном расширении НИОКР и создании техники нового поколения. Традиционные партнеры России (Китай и Индия) в настоящее время стремятся проводить курс опоры на собственные силы, активно приобретая лицензии у ведущих мировых производителей вооружений (в том числе у России) и развертывая на этой основе собственные программы создания современных видов оружия. В связи с этим необходимым условием является поддержание технологического лидерства российских вооружений по отношению к образцам, производимым в данных странах.

Развитие промышленной кооперации со странами ближнего и дальнего зарубежья позволяет сделать вывод о том, что Россия придает особое значение тесному сотрудничеству с этими странами. Основные направления:

- поставки самолетов Ил-96 и Ту-204 и автомобильных двигателей к «УАЗ» (Сирия);

- разработка авиационного бортового оборудования, тренажеров, навигационного оборудования (Израиль);

- поставка судов вспомогательного флота и газотурбинных установок для газоперекачивающих агрегатов (Турция);

- ремонт авиационной техники, обучение сирийских авиационных экипажей (Сирия);

- поставка самолетов Ту-204 (Иран);

- модернизация системы управления воздушным движением страны; поставки радиолокационных систем и создание системы контроля и управления (Намибия);

- сотрудничество в области тракторостроения, поставка автомобилей «ГАЗ», строительство танкеров в России, восстановление и пуск металлургического завода, поставка турбогенераторов для тепловых электростанций (Нигерия);

- создание специализированной промышленной зоны, совместная программа поставки Ту-204-120, реконструкция металлургического производства и Асуанской ГЭС, СП по сборке автомобилей «ВАЗ», «УАЗ», «ГАЗ», «КамАЗ» и тракторов (Египет)5;

- совместное создание образцов авиационной техники, создание газоперекачивающих установок и энергетических станций на базе авиационных двигателей Ал-21 и Ал-31; сборочное производство автомобилей «Урал», «Газель» и «Соболь» (Китай);

- поставка титановой продукции, совместное создание транспортного самолета, участие в модернизации металлургического производства в Индии;

- поставка оборудования для ГЭС; изучается вопрос строительства метрополитена и городского рельсового транспорта (Вьетнам), создано сборочное производство автомобиля «КамАЗ»;

- изучается вопрос поставки железнодорожного транспорта (Пакистан).

Что касается кооперации России с европейскими странами, то сырьевая интеграция дополняется кооперацией в сфере высоких технологий, что способствует сопряжению развития авиакосмической промышленности, судостроения, энергетического машиностроения; можно предполагать совместные программы в области ядерной энергетики, биотехнологии, освоении космического пространства.

Конкретными сферами кооперации могут стать:

- совместная разработка военной авиатехники; российское лидерство в области разработки планеров, двигателей с управляемым вектором тяги в сочетании с европейскими достижениями в создании интегрированных систем бортовой авионики с элементами искусственного интеллекта, высокоэкономичных двигателей и др.;

- совместная модернизация парка авиатехники, стоящей на вооружении третьих стран;

- участие российских фирм в европейских проектах в области гражданской авиации;

- кооперация в области военного судостроения (корабли морской зоны и прибрежного действия, где Россия лидирует в области разработки корабельного вооружения, но отстает в создании систем разведки, связи и управления, а также в обеспечении обитаемости кораблей);

- сотрудничество в области энергетического машиностроения (российское лидерство в реакторостроении, плюс преимущество европейских производителей в разработке систем управления);

- кооперация в исследовании космоса, опирающаяся на достижения России и Европейского космического агентства. (Для России это сотрудничество особенно важно, так как ЕКА обладает космодромами в экваториальной зоне, что резко удешевляет запуски ракет.)

В таблице представлены основные страны, с которыми Рос-пром в настоящее время осуществляет промышленную кооперацию (по линии поставок продукции гражданского назначения и оказания услуг)6.

Европа

Бельгия Германия Италия Франция - авиационное оборудование; - исследования в области электрической и тепловой энергии, а также двигателестроения. - сертификация и совместное производство самолетов; - создание автосборочного производства «Фольксваген»; - разработка и производство ж/д транспорта, в том числе скоростного; - развитие мощностей российских предприятий по глубокой переработке древесины; - строительство паромной переправы «Усть-Луга - Балтийск -Мукран». - производство самолетов «Сухой - Суперджет-100» (RRJ); - разработка бортовой навигационной станции для обеспечения взлета и посадки самолетов; - создание цифровой технологической сети подвижной радиосвязи; - сотрудничество в автомобильной промышленности. - совместное производство авиационной техники.

Америка

Бразилия Куба Венесуэла США - поставка энергетического оборудования для гидроэлектростанций; - производство газотурбинных установок; - изучение вопроса лицензионной сборки самолетов «ЕшЬгаег»; - создание инфраструктуры для морского транспорта при добыче нефти на шельфе; - сборочное производство автомобилей «КамАЗ»; - поставка Бе-103, Ми-171; - поставка титановых полуфабрикатов и штамповки. - модернизация системы УВД Кубы; - изучается вопрос поставки автомобилей «ГАЗ», «КамАЗ», «ВАЗ»; - поставка самолетов Ил-96, Ту-204; - создание центра техобслуживания российской авиационной техники. - поставка вертолетов Ми-172. - поставка изделий из титана для компании «Боинг»; - сотрудничество по созданию самолета «Сухой СуперДжет-100» и по линии фундаментальных исследований в ЦАГИ; - сотрудничество по созданию двигателя ПС-90А2, ПС-90ГП-2А, ПС-90ЭУ-16А; - создание автосборочных производств автомобилей «Форд» и «Крайслер».

Ключевой особенностью развития несырьевой экономики становится кооперация участников. От того, насколько устойчивые и надежные экономические связи с контрагентами удастся установить, зависят собственные экономические позиции каждого субъекта этой части экономики. В отличие от сырьевой экономики, синергетический эффект от подобной кооперации ощутимо превращается в прибыли, доли рынков, уровни капитализации ее участников. Конечно же, разнообразие исходных, да и вновь генерируемых представлений о собственности, государстве и гражданском обществе приведет к тому, что в течение довольно долгого времени институты их регулирования вряд ли появятся, а их выстраивание будет идти методом проб и ошибок, далеко небезконф-ликтным опробованием различных вариантов норм и правил, медленным расширением сфер их использования и распространения, приобретением уроков преодоления последствий от их несовершенства, накоплением опыта новых социальных и экономических взаимодействий7. Инновационная активность бизнеса в ближайшие годы будет направлена на строительство кластеров и технологических цепочек, создание мезотехнологий организации кооперационных сетей и логистики среднего бизнеса, выстраивание дисциплины поставок и производственных процессов.

Таким образом, дальнейшее развитие промышленной кооперации в России требует продуманной государственной промышленной политики, которая должна быть нацелена на использование возможностей российской экономики, прежде всего на использование потенциала, который есть в предпринимательстве, в научно-технической сфере, в современных технологиях управления.

Примечания

1 Официальный сайт системы поддержки малого предпринимательства. [2008]. URL: http://www.mbm.ru/Calendar.asp?Year=2001&Month=6 (дата обращения: 17.01.2009).

2 Российская газета. 2003. № 8.

3 Там же.

4 Российская газета. 2009. 26 января. Центральный выпуск № 4834.

5 По данным Росспрома на 2009 г.

6 New.rosporm.org.

7 Блохин А. Концепт-прогноз долгосрочного развития России [Электронный ресурс] // Сайт ежемесячного делового журнала «Мировая энергетика». [2008]. URL: http://www.worldenergy.ru/doc_main_64.html (дата обращения: 18.02.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.