The role of a banking system in development of the Russian economy is defined, the ways of development of a banking system abroad are revealed, the possibility of application of these methods in the Russian credit organizations is revealed.
Keywords: competitiveness of a banking system, banking products, capitalization of
banks
Bondarenko Tatiana Grigorievna, candidate of economic science, docent of department «Global economy», Russia, Tula, Tula State University
УДК 339.942
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Е.В. Вишняков
Выявлено значение международной промышленной кооперации, выявлены проблемы реализации наиболее эффективных схем промышленной кооперации в России, проанализированы результаты присоединения к ВТО с сфере расширения импорта и усиления конкуренции на отечественном рынке.
Ключевые слова: промышленная кооперация, эффективная инновационная модернизация экономики, промышленное сотрудничество, технические регламенты, системы качества.
Международная промышленная кооперация в настоящее время приобретает все большее значение. Кооперирование производственной деятельности получило наибольшее развитие в отрасли автомобилестроения, а также в таких отраслях, как авиационное производство, тракторостроение, электротехника (в особенности в производстве бытовых приборов), электроника, бытовая химия и др. Например, покупные комплектующие изделия в стоимости выпускаемых автомобилей могут составлять у компаний «Дженерал моторс» и «Крайслер» 40%, у «Рено» и «Фиат» - около 50%, у «Тойота» и «Ниссан» - 60 и 65% . Ведущие производители автомобилей расширяют круг своих поставщиков комплектующих изделий. Например, сегодня гражданин США покупая автомобиль производства фирмы «Дженерал моторз», платит 10 тыс. долларов, из которых 3 тыс. долларов идут Южной Корее за сборочные операции, 1850 долларов - Японии за моторы, ведущие мосты, электронные устройства, 700 долларов - Германии за конструирование, 400 долларов - Тайваню, Сингапуру, Гонконгу за изготовление мелких деталей, 250 долларов - на счета английских фирм за организацию рекламы и сбыта, 50 долларов - Ирландии и Барбадосу за обработку данных. [1]
О дальнейшем развитии международной производственной кооперации свидетельствует рост в международном товарообороте доли промежуточной машинотехнической продукции: компонентов, частей, деталей. Доля такого рода товаров в общей стоимости продукции машиностроения в таких странах, как США и Голландия превышает 50%, в Германии, Англии, Франции, Италии, Швейцарии - составляет более 40%. Особенно высок удельный вес комплектующих изделий в импорте продукции машиностроения в Бельгии (60%) и Италии (55%). Быстро развивается кооперация в сфере электроники, химической, нефтехимической, фармацевтическая промышленности, металлургии.
Что касается России, то распад Советского Союза, падение промышленного производства, фактический развал многих отраслей промышленности в следствие непродуманной либерализации импорта привели к потере и до того слабых ее позиций в международной производственной кооперации.
Рассмотрение ведущих отраслей экономики зарубежных стран, их ключевых конкурентных преимуществ в системе международного разделения труда позволяет выделить наиболее перспективные направления для организации промышленной кооперации российских предприятий. Можно в качестве примера привести целый ряд зарубежных стран, имеющих существенное значение в деле развития стратегических направления промышленной кооперации России, таких, как Австрия (совместные проекты в области машиностроения и деревообработки), Германия (масштабные совместные инвестиционные проекты (в том числе с участием госкорпораций) в сфере автомобилестроения, станкостроения, химической индустрии, США (широкий спектр кадровой кооперации, реализации совместных финансовых проектов, кооперации в ^-сфере и телекоммуникациях), Франция (расширение промышленно-инвестиционной и промышленно-торговой форм кооперации в сфере машиностроения, автомобилестроения, самолетостроение, электроники), Япония (совместные проекты научно-инновационного развития автомобилестроения, электронного оборудования, станкостроения, металлургической промышленности, кораблестроения). [2]
Очевидно, для реализации наиболее эффективных схем промышленной кооперации необходима, прежде всего, эффективная инновационная модернизация экономики России. С другой стороны, развитие, расширение объемов кооперации будет способствовать модернизации Российской экономики.
В настоящее время главным препятствием для участия России в международной производственной кооперации следует считать топливно-сырьевую ориентацию ее хозяйства, когда добыча и вывоз необработанного топлива и сырья оказались гораздо прибыльнее, чем их переработка на основе развития обрабатывающей промышленности. Для
разворота ситуации необходима разработка системы мер государственной промышленной политики, причем политики экспортно-
ориентированной (а такие примеры можно найти и в развитых, и в развивающихся странах), в первую очередь, политики налоговой, стимулирующей перелив капиталов из топливно-сырьевых отраслей в те отрасли обрабатывающей промышленности, у которых есть реальные перспективы занять свою нишу на мировом рынке.
Сложности организации международной производственной кооперации в нашей стране заключаются еще и в том, что в случае работы с иностранными партнерами, особенно глобальными транснациональными корпорациями (ТНК), необходимо убедить последних не только в нашей способности обеспечить сроки и качество продукции, но и показать выгоду для ТНК от прихода на российский рынок по сравнению с китайским, бразильским, индийским рынками.
Например, ТНК крайне осторожно относятся к организации, казалось бы, очень выгодных для них сетей субконтрактации в России. Приходится предоставлять им значительные экономические преференции, такие, как снижение или отмена ввозных пошлин на импортные компоненты для сборки, или налоговые льготы. Пока заметных успехов на территории нашей страны добились ТНК автомобилестроения, рассматривающие Россию как достаточно емкий и перспективный рынок, конкуренция на котором со стороны российского автопрома не представляется им серьезной.
Еще одним барьером на пути промышленного сотрудничества является разница в российских и международных технических условиях, стандартах и процедурах соответствия, которые в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) называются техническими регламентами, и которые пока не удалось устранить[3]. Как показывает практика последних лет подготовки к присоединению к ВТО, вопросы технического регулирования являются весьма проблемными для Российской Федерации. Проблемными, прежде всего, именно для Российской Федерации как государства, а не для российского бизнеса, так как эти вопросы являются прерогативой органов государственного управления, прежде всего - министерств промышленности и сельского хозяйства.
В текущем году Россия - восьмой по значению рынок планеты -все-таки официально присоединилась к ВТО. Правительства стран-переговорщиков, решавших вопрос об условиях этого присоединения, учитывая интересы национальных производителей, стремились в ходе переговоров добиться наиболее благоприятных условий их доступа на внутренний рынок России, максимального снижения имеющихся торговых барьеров. Российская делегация, со своей стороны, добивалась сохранения такого уровня тарифной и нетарифной защиты отечественных производителей товаров и услуг, который был бы оптимален для развития
каждой отрасли и подотрасли производства. Баланс преимуществ и рисков, связанных с членством в ВТО, как и ожидалось, оказался разным для разных отраслей производства. Обратим внимание только на некоторые отрасли.
Обязательства России по итогам переговоров охватывают примерно 700 товарных позиций. Так, экспортные пошлины на никель и медь будут снижены в течение четырех лет с 5 и 10% до нуля. На наиболее чувствительные для России товары продолжительность переходных периодов установлена в семь лет (легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения) и восемь лет (свиное мясо) [4].
Россия взяла на себя обязательства уменьшить средневзвешенный уровень тарифной защиты по сельскохозяйственным товарам с 15,2 до 11,3%. по промышленным - с 11,3 до 6,4%. При этом по товарной группе «автомобили» должно произойти снижение среднего значения импортных пошлин с 15,5% до 12%. В отношении бытовой электроники и электротехники будут применяться 7-9-процентные пошлины вместо теперешних 15- процентных. Заметным будет уменьшение ставок пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование, через три года после присоединения пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу вообще подлежат отмене [5].
Как это может повлиять на развитие промышленной кооперации? Рассмотрим на примере отдельных отраслей производства, подверженных отрицательному воздействию ВТО.
Автомобилестроение. Для этой отрасли начальный уровень связывания установлен в 25%, причем он не будет меняться в течение трех лет для новых автомобилей и пяти лет для машин возрастом 3-7 лет. Такое снижение пошлин облегчит ввоз в страну новых машин иностранного производства, но отечественные автомобилестроительные предприятия получат пять лет для того, чтобы повысить свою эффективность. То есть, руководство АвтоВАЗа потеряет возможность требовать от Российского Правительства установления заградительных пошлин и займется, наконец, повышением качества своей продукции, включая качество комплектующих.
В более сложном положении окажутся производители грузовых автомобилей. Так, сразу после вступления пошлина на новые самосвалы уменьшится с нынешних 25 до 10%, Отечественные предприятия опасаются, что при таких обязательствах наш рынок будет полностью открыт для подержанной и дешевой китайской техники.
В соответствии с соглашениями с ведущими мировыми концернами об организации промышленной сборки автомобилей на территории России к окончанию срока действия соглашений каждый иностранный производитель должен обеспечить доведение годового выпуска до 300-350
тыс. автомобилей и уровня комплектации автомобилей российскими деталями до 60%, наладить на предприятиях штамповку, сварку и окраску кузовов, установление на машинах 30% двигателей и коробок передач российского производства, создать в России центры научноисследовательских разработок. Но в течение срока действия соглашений при ввозе в РФ для сборки автокомпонентов иностранного производства применяются льготные таможенные пошлины - от 5% до нуля.
Эти условия не соответствуют правилам ВТО в отношении регулирования деятельности предприятий с иностранным участием. Однако в ходе переговоров была достигнута договоренность о том, что уже заключенные Россией соглашения с иностранными контрагентами расторжению не подлежат. Но даже при таком подходе доля российских комплектующих не может превысить 35% от их общей стоимости. При этом все соглашения о промсборке автомобилей должны прекратить свое действие к 1 июля 2018 г. После этой даты Россия при регулировании деятельности предприятий с иностранным участием обязана будет в полном объеме применять нормы, принятые в ВТО. Тем не менее, уже в настоящее время автокомпоненты и оборудование начали, например, экспортироваться из Самарской области в Чехию [6].
Сельскохозяйственное машиностроение. Достигнутые в ходе переговоров договоренности предусматривают уменьшение импортных пошлин практически по всей номенклатуре сельскохозяйственных машин с нынешних 15% (в среднем) до 5-10% сразу же после присоединения. В настоящее время доля отечественных производителей на внутреннем рынке достигает 50%, рыночная доля российских машиностроителей к концу текущего десятилетия может снизиться до 15-20%. В таких условиях самостоятельно выжить многим российским производителям будет очень трудно и им придется идти на кооперацию с иностранными компаниями, планирующими запустить свои заводы в нашей стране. Однако предприятия сборочного производства зарубежных видов сельхозтехники в России можно пересчитать по пальцам. Можно отметить фирму Claas, которая обосновалась в Краснодаре (хотя рассматривался вариант размещения этого предприятия на территории тогдашнего Тульского комбайнового завода) и John Deere работающий в Домодедово, а также компании «Колнаг» (Коломна), «Евротехника» (Самара) и «Агро»
(Кемеровская область).
Самолетостроение. Предусмотрено сокращение в течение семи лет пошлин на магистральные авиалайнеры: с 20 до 7,5% и до 12,5% - на все остальные воздушные суда. Это позволит снизить цены на ввозимые в Россию самолеты, что представляет собой угрозу авиастроительных проектов отечественных предприятий - выпуску авиалайнеров Sukhoi SuperJet-100 и МС-21.
Снижение уровня защиты данного сегмента авиационной
промышленности может оказаться для него достаточно болезненным. Вместе с тем, снижение экспортных пошлин может способствовать расширению экспорта российского титана и изделий из него на предприятия «Боинга», укрепить существующие кооперационные связи с этой корпорацией в сфере проектирования авиационных систем и агрегатов.
Внедрение технических регламентов ВТО и современных систем качества также будет приводить к расширению промышленной кооперации. Например, с получением сертификата AS 9100 для Волжского завода авиационных подшипников (ЗАП) открылись перспективы налаживания поставок подшипников авиационным компаниям Франции, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии. С некоторыми из них уже подписаны соглашения о намерениях о сотрудничестве. Зарубежным авиастроителям выгодно сотрудничество с поставщиком, который работает по международным стандартам.
По другим отраслям машиностроения можно отметить следующее. В последние годы международные холдинги все чаще участвуют в совместных предприятиях и консорциумах на территории России. В качестве примера можно назвать вхождение в капитал ЗАО «Трансмашхолдинг» компании Alstom и организацию Группой «Синара» и концерном Siemens на паритетных началах СП «Уральские локомотивы» по производству электровозов «Гранит», «Синара» и электропоездов «Ласточка».
Можно согласиться с мнением вице-президента НП «Объединение производителей железнодорожной техники» А.В. Зубихина, что благодаря вступлению России в ВТО иностранные компании-поставщики комплектующих для облегчения доступа на наш рынок скорее будут участвовать в проектах совместных предприятий с российскими изготовителями, нежели поставлять комплектующие напрямую из-за рубежа. С учетом того, что в Европе сегодня в области железнодорожного машиностроения наблюдается снижение объемов производства, зарубежные поставщики комплектующих будут выходить на российский рынок, причем именно через создание совместных производств. Уже сейчас потенциальную заинтересованность в создании альянсов с российскими предприятиями проявляют различные зарубежные производители комплектующих, в частности компания NOWE, входящая в группу Faiveley, и др. И эта тенденция в дальнейшем будет только нарастать [7].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что введение предлагаемых ставок таможенных пошлин в целом не приведет к сколь-нибудь масштабным снижениям объемов межнациональной промышленной кооперации, скорее наоборот, можно ожидать определенного роста торговли в рамках международного разделения труда.
Конечно, присоединение к ВТО будет способствовать расширению импорта и усилению конкуренции на отечественном рынке. Но развитие конкурентной среды - одна из первоочередных институциональных за-
дач страны. Конкуренция в России пока весьма слаба. В целом же присоединение России к ВТО, скорее всего, не будет иметь для нее негативного эффекта. Впереди у российского государства и бизнеса период адаптации к деятельности в рамках норм и правил ВТО, и вряд ли он будет беспроблемным. Но переходный период дается присоединяющимся к ВТО странам как раз для того, чтобы государственный аппарат и предприниматели смогли научиться работать в соответствии с принципами свободной торговли.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://easyschool.ru/books /25/78/4
2. А.Н. Булатов. Место России в системе международной кооперации// Экономические науки. Экономика и политика № 10. 2010 г.
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data /2011/03/17/
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.wto.org. 2011/11/10.
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.economy.gov.ru. 2011/11/11
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vkonline.ru/209149 /article/mezhdunarodnaya-kooperaciya-selskohozyajstvennyh-tehnologij.html
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru /interview/2012/09/18/381277.html
Вишняков Евгений Васильевич, канд. экон. наук, доц. кафедры «Мировая экономика», Россия, Тула, Тульский государственный университет
PROBLEMS OF THE INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN
PRODUCTION
Vishnyakov E.V.
Value of the international industrial cooperation is revealed, problems of implementation of the most effective schemes of industrial cooperation in Russia are revealed, results of accession to the WTO with the sphere of expansion of import and competition strengthening in the domestic market are analysed.
Keywords: industrial cooperation, effective innovative modernization of economy, industrial cooperation, technical regulations, quality systems.
Vishnyakov Evgenii Vasilievich, candidate of economic science of department «Global economy», Russia, Tula, Tula State University